Раздел IV. ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ
УДК 159.9:37.03:173
РА. Алексеев СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ВВ. Рыжов ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Рассматриваются теоретические основы духовно-нравственного понимания личности, ее жизни, здоровья и здорового образа жизни. Изучаются взаимосвязи диалогического семейного стиля и здорового образа жизнии семьи и подростка в семье. Через теоретический анализ и данными эксперимента подтверждается оптимальность диалогического семейного пространства общения для решения задач воспитания здорового образа жизни и личности подростка.
Ключевые слова: современная семья, диалогическая культура общения, здоровый образ жизни, воспитание личности.
Roman Aiekseev FAMILY AS A FACTOR OF PERSON'S HEALTHY
Vasiliy Rizhov LIFESTYLE
Abstract. Theoretical framework of moral-spiritual view of personality, its life, health and healthy lifestyle are presented and worked here. Relations between family's dialogical culture of interaction and healthy lifestyle are researched in the article. Through the theoretical analysis and experimental data have been showed, that family's dialogical culture of interaction is goodness for realization family's functions in upbringing.
Keywords: modern family, culture of dialogical interaction, healthy lifestyle, upbringing.
Данная статья выполнена в рамках общей темы нашего научного исследования, посвященного изучению роли фактора семьи в личностном развитии современного подростка и в формировании здорового образа жизни. Актуальность данной проблемы не требует особых обоснований, поскольку хорошо известно, что жизнь человека и его развитие как личности начинаются в семье и именно семья играет первейшую и важнейшую роль в успешности и эффективности этих процессов.
Семья, будучи носителем социокультурных традиций, по утверждению Е.Е. Сапоговой, создает самобытное микросоциальное пространство - «внутреннее для семьи и первоначально внешнее для ребенка пространство малой культуры» [7, с. 97]. Оно является своеобразной проекцией внешнего человеческого опыта, свернутого в культуре. В семье происходит первичная социализация ребенка, в ней создаются важнейшие условия развития личности ребенка, формируются установки, которыми он впоследствии будет руководствоваться в организации, осмыслении и оценке своего жизненного пути (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Захаров, И.С. Кон, А.С. Спиваковская, В.А. Сысенко, Д.И. Фельдштейн, В.К. Шабельников) [4].
Важным фактором в понимании семейной социализации становится феномен семейного самосознания, фиксированного в семейной культурной концепции и психологическом развивающем пространстве семьи. Понятие семейного психологического развивающего пространства представляется исключительно важным для современной педагогической психологии семьи. Семья призвана отбирать и адаптировать значимые для ее членов культурные ценности, стили взаимодействия, формы и типы взаимоотношений и придавать им при трансляции подрастающему поколению статус ори-ентаций сознания, поведения и личности. Важнейшим вопросом в данной проблеме является специ-
© Алексеев В.А., Рыжов В.В., 2014
фическое влияние, которое оказывает психологическое развивающее пространство семьи (а это - ведущие цели, ценности и жизненные смыслы семьи, стили и формы взаимодействия членов семьи по горизонтали и по вертикали, психологическая культура общения и многие другие факторы в системе) на состояние и уровень развития личности ребенка, его я-концепцию, его способности и личностные потенциалы. Проблема развития и укрепления личностных потенциалов ребенка в условиях семьи, равно как и само понятие личностного потенциала подростка, остаются пока недостаточно разработанным в педагогической психологии, в проблематике которой выполняется данная работа.
Не менее важным представляется вопрос об экологичности рассматриваемого психологического развивающего пространства семьи и, соответственно, экологичности того образа жизни, который формируется под его воздействием. Разрабатываемое в русле концепции научной школы профессора В.В. Рыжова понятие нравственно-экологического сознания включает очень важные для анализа условий личностного развития подростка в семье представления о структуре и составных элементах личности и ее образа жизни [5; 6]. Многие вопросы здесь имеют прямое отношение к проблеме формирования личности и образа жизни подростка в семье, в том числе:
- укрепление и развитие нравственно-психологического здоровья;
- системное оздоровление образа жизни подростка и семьи в целом;
- профилактика и преодоление психологических нарушений сознания и личности, обозначаемых в русле экологической парадигмы как психологические загрязнения сознания;
- формирование психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям внешней среды (В.И. Бондаренко, В.А. Игнатов, И.Д. Зверев, В.И. Медведев, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др.);
- защита подростка от неблагоприятных воздействий современного информационного пространства (СМИ, Интернет и др.);
- нравственно-психологический и эмоциональный климат семьи, ведущая направленность взаимоотношений (директивная, манипулятивная, диалогическая) и ряд других.
Предполагается, что здоровый образ жизни и его нравственно-экологическая составляющая личности выражает отношение личности к окружающей среде и самой себе на основе соответствующих знаний, ценностей и мотиваций. Это - экологически здоровые и нравственно оправданные потребности, мотивы и привычки поведения; соблюдение здорового образа жизни; преодоление психологических загрязнений сознания и выработка устойчивости к неблагоприятным воздействиям среды; формирование экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно -экологической ответственности личности. В целом речь идет о формировании экоцелостной и здоровой личности подростка через системное влияние семейной культуры.
Экоцелостная здоровая личность - это, прежде всего, система образов-понятий: жизнь, экоце-лостность, экознание, экосознание, экокультура, духовность, нравственность, творчество, человек, развитие (Э.М. Андреев, В.И. Горовая, О.А. Линенко, В.И. Медведев, Ю.В. Олейников, С.Н. Соломина, Р.З. Хакимов и др.). В русле этой концепции лежит одна из труднейших задач - экологизация личности и формирование нравственно-экологического сознания. Духовно-нравственный человек - человек свободный, способный ограничить удовлетворение прагматических потребностей, способный проявить «гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления» (В. Хесле).
Следует напомнить, что в национальной доктрине образования Российской Федерации одной из основных целей развития образования до 2025 г. определено воспитание здорового образа жизни. Здоровый образ жизни, как показывает анализ литературы, объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и
укрепления индивидуального и общественного здоровья (Э.М. Казин, Н.Г. Блинова и Н.А. Литвинова). Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной деятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности человека, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Здоровый образ жизни часто характеризуют как активную деятельность людей, направленную на сохранение, укрепление и улучшение здоровья.
При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни человека целенаправленно и постоянно (Л.П. Гримак, В.И. Слободчиков, Б.Н. Чумаков) [8]. Чтобы правильно понимать феномен «здоровый образ жизни», нужно прежде всего определеить такие понятия, как жизнь, здоровье и образ, по которому выстраиваются жизнь и здоровье. Представления о здоровом образе жизни в большинстве исследований связываются с понятием здоровья, включающим физическую, психическую и психологическую составляющие. При рассмотрении здоровья в широком смысле выделяются три его уровня:
1) высший уровень - личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека в окружающем мире;
2) уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений;
3) уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности [1; 2; 8; 10].
Понятие психологического здоровья, введенное в научный оборот И.В. Дубровиной, фиксирует различение психического здоровья, имеющего отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, и психологического здоровья, характеризующего личность в целом. В экологической парадигме развития личности и формирования ее образа жизни различные нарушения здоровья и, прежде всего, нравственно-психологического здоровья, описываются понятием психологического загрязнения. Сюда можно отнести:
- разного рода повреждения, загрязнения картины мира (суррогатные представления, примитивизм, упрощение и т.п.) (С.Д. Дерябо, А.А. Калмыков, В.А. Ясвин);
различные нарушения канала информации об окружающей среде (как естественные, так и искусственно создаваемые, например, СМИ);
- загрязнения канала общения и массовой коммуникации; экологичным можно считать такое общение, которое не ведет к деградации системы отношений, но способствует их обогащению, усложнению, гармоничности; психологическим загрязнением в этом канале будет такое общение, которое приводит к деградации, примитивизации отношений, их обеднению;
- эмоциональные загрязнения; здесь можно назвать и проанализировать такие эмоционально-личностные образования, как страх неудачи, страх отвержения, чувство вины и стыда, явления, стресса и эмоционального выгорания (В.В. Бойко, А.А. Келлер, Л.А. Китаев-Смык, В.И. Кувакин, Р. Мак Ги, Г. Селье и др.);
мотивационно-волевые загрязнения, связанные с прагматизацией и примитивизацией мотивов и устремлений человека, безволием и дурными привычками, бездуховностью целей и ведущих ориентаций деятельности и поведения, препятствующих личностному росту (Ш.А. Амонашвили, A.J1. Горбачев, Т.М. Горбачева, В.В. Рыжов, В.Д. Шадриков и др.);
наиболее глобальными являются загрязнения - повреждения ценностно-смысловой и нравственно-духовной сфер личности. Искажения системы ценностей, бездуховность, низкий уровень ценностно-смысловых ориентаций в личностной (нарушения я-концепции), межличностной (деформации эмпатии, толерантности), трансцендентной сферах (безверие, атеизм, безнравствен-
ность) (Р.А. Александрова, В.И. Баранова, Е.В. Басина, В.А. Беляева, Н.А. Бердяев, Л.И. Болотова, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, В.А. Веденкина, В.И. Горовая, В.П. Зинченко, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Е.В. Михайлик, Б.В. Ничипоров, Ш. Ролстон, В.В. Рыжов, В.С. Соловьев, В.Г. Федотова, В.А. Ядов и
др) [5].
Совершенно очевидно, что важнейшим каналом не только передачи, но и искусственного создания загрязнителей является информационное пространство. Поток информации, поступающей по каналам массовой коммуникации, а также из сферы науки и образования, наиболее сильно влияет на массовое сознание и формирует комплекс эстетических, этических, мировоззренческих вкусов и предпочтений. Все это ставит серьезную проблему психолого-экологической безопасности личности, а также задаче формирования нравственно-экологического сознания и устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям среды. Именно устойчивое и действенное нравственно-экологическое сознание призвано обезопасить личность от проникновения в психику и структуру личности всего вредного и потенциально опасного, способного их разрушить. Роль семьи в решении указанной проблемы трудно переоценить.
Семья не просто совокупность или группа совместно живущих людей: родители и дети представляют собой экономическое, юридическое, духовно-нравственное единение, характеризующееся взаимной любовью, честностью, открытостью в отношениях. Наряду с основной репродуктивной функцией семья призвана решать ряд важных социальных задач: а) воспитательную, предполагающую социализацию молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; б) хозяйственно-бытовую - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; в) экономическую - получение материальных средств, поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; г) досуговую - организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов; д) эмоциональную - получение в семье психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональную стабилизацию индивидов и их психологическую терапию; е) духовного общения - духовное развитие членов семьи, духовное взаимообогащение. Эти основные задачи семьи в процессе социализации личности неоднократно становились и остаются предметом психологических и социально-психологических исследований (Г.М. Андреева, А.И. Антонов, Б.С. Братусь, С.М. Голод, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, В.В. Зеньковский, В.П. Зинченко, Е.А. Личко, Б.В. Ничипоров, В.В. Рыжов, Т.М. Трапезникова, Т.А. Флоренская, Э.Г. Эйдемиллер) [9; 10].
Основные психологические функции семьи как фактора образа жизни подростка можно разделить на два больших класса:
- защитные, реализуя которые семья обеспечивает ребенку условия для полноценного развития в соответствии с его собственным предназначением и индивидуальными особенностями;
- воспитательные, реализуя которые семья обеспечивает, главным образом, социализацию ребенка, его становление в соответствии с социальными нормами.
Сегодня становится все более очевидно, что как пренебрежение какими-либо из этих функций, так и чрезмерное усердие в их реализации одинаково негативно сказываются на личности ребенка. Также ясно, что основное направление деятельности семьи по реализации всех ее функций должно состоять в духовном наставничестве детей взрослыми (В.В. Рыжов, В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов) [8].
Анализ концепций и подходов к вопросу об оптимальных условиях семейной структуры, семейного общения и климата позволяет предположить, что наиболее продуктивным стилем взаимодействия и общения в семье является диалог, а диалогический климат семейного общения - наиболее благоприятное условие формирования личности и здорового образа жизни ребенка. Главные характеристики такого взаимодействия - это взаимодоверие, открытость, равноправие, взаимопонимание,
доброжелательность, взаимопроникновение. Важнейшим условием является полноценная реализация функционально-ролевых позиций взрослых в семье («родитель», «учитель», «умелец», «наставник»). Исследования показывают [3], что дефицит любой из этих функций взрослых в семье или пренебрежение ею приводит к нарушениям психологического развития личности подростка, к формированию отклонений в развитии и возникновению своеобразных личностных заболеваний ребенка - антропогенных синдромов, таких как безродность, чувство заброшенности-одиночества, нереализованность, дезадаптация, духовная опустошенность и другие, степень проявления которых связана с глубиной дефицита и дефектами психолого-педагогического развивающего пространства семьи.
Исследование И.И. Малина [3] показало, что в условиях диалогической культуры семейного общения (диалогического развивающего пространства семьи) наилучшим образом согласованы коммуникативные, эмоциональные, операциональные, ценностные и духовные составляющие семейной атмосферы; оптимально реализуются функционально-ролевые обязанности взрослых и детей; достигается высокий уровень и стабильность показателей формирования личности, нравственно-психологического здоровья и потенциалов подростка, что убедительно свидетельствует о высоком психолого-педагогическом потенциале этого типа культуры семьи. Наше исследование подтвердило, что эти характеритстики кульутры семьи являются ведущими факторами формирования здорового образа жизни подростка.
Обращение к работам представителей русской христианской философии, педагогики и психологии (Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, В.А. Снегирева, В.С. Соловьева, А.С. Хомякова), современных отечественных и зарубежных ученых (Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.Х. Манерова, В.И. Слободчикова, В.В. Рыжова, Т.А. Флоренской, С.С. Хоружего, Л.Ф. Шеховцовой, К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла) показало, что духовность семьи, ее ориентация на ценности добра, любви, красоты, истины лежат в основе подлинно человеческого способа отношений, что является созидающим фактором здоровой позитивной личности подростка и его здорового образа жизни [4; 9].
Понятие семейного развивающего психолого-педагогического пространства включает всю совокупность ценностей, норм, стилей, способов и средств взаимодействия и влияния семьи на ребенка. Особенное значение здесь имеет взаимосвязанность взрослого и ребенка, начиная с раннего детства и на протяжении всего периода социализации личности. Помимо кровного родства здесь важны отношения духовной близости и любви. Следует при этом иметь в виду, что кровные родители, являясь родными, могут быть как духовно близкими ребенку (оптимальный вариант), так и чуждыми ему. В то же время чужие по крови взрослые могут стать для ребенка подлинно близкими. Мерой действительной близости взрослого и ребенка является любовь. Она осуществляется в практике совместного бытия и воспитания ребенка, практического и конкретного отношения к нему. Отношение взрослого состоит в том, как он соучаствует в жизни ребенка. Это является самым главным условием личностного развития ребенка и его нравственно-психологического здоровья (В.И. Брутман,
H.Я. Варга, А.И. Захаров, И.Ю. Хамитова, Д. Макдауэлл, Г. Чепмен и др.) [1]. В нашем исследовании осуществлена экспериментальная проверка указанной роли семейного развивающего пространства и доказаны преимущества духовно-нравственной и диалогической его направленности.
Библиографический список
I. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2011.
2. Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2000.
3. Малин И.И. Влияние культуры семейного общения на нравственно-психологическое здоровье подростка: дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2012.
4. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2004.
5. Рыжов В.В. Психологическая устойчивость личности к информационным воздействиям: монография / В.В. Рыжов. - М.: Изд-во Русско-американского ун-та, 2011.
6. Рыжов В.В. Творчество и духовность: монография / В.В. Рыжов. - СПб.: Изд-во СПбХУ, 2013.
7. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: лекции по историографии и культурной истории детства / Е.Е. Сапогова. - М.: Академический проект, 2004.
8. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход в исследовании детской психологии здоровья // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 91-105.
9. Флоренская Т.А. Диалог в работе христианского психолога // Начала христианской психологии. - М., 1995. - С. 194-204.
10. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер [и др.]. - 4-е изд. - СПб: Питер, 2010.