Научная статья на тему 'Дефицит родительских функций в семье и антропогенные синдромы у подростков'

Дефицит родительских функций в семье и антропогенные синдромы у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
682
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / АНТРОПОГЕННЫЕ СИНДРОМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Роман Алексеевич

Изучаются взаимосвязи родительских ролей и функций с состоянием и уровнем психологического здоровья и образа жизни подростка в семье. Теоретически и экспериментально показано, что дефицит любой функции взрослых в семье («родитель», «учитель», «умелец», «наставник») приводит к возникновению нарушений нравственно-психологического здоровья и образа жизни антропогенным синдромам. Описана классификация антропогенных синдромов как психологических нарушений психологического здоровья и образа жизни личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEFICIT OF PARENTS'' FUNCTIONS IN A FAMILY AND THE ANTHROPOGENIC SYNDROMES OF ADOLESCENTS

The relationship of parental functions to the state and level of psychological health and lifestyle of a teenager in the family are investigated. The theoretical analysis and the experiment data show that the lack of any functions of adults in the family («the parent», «the teacher», «the craftsman», «the pastor») is a factor of disorders of the moral-psychological health and lifestyle, i.e. of the anthropogenic syndromes. The classification of anthropogenic syndromes such as psychological disorders health and lifestyle of the prsonality are described.

Текст научной работы на тему «Дефицит родительских функций в семье и антропогенные синдромы у подростков»

психология, социология

дефицит родительских функций в семье и антропогенные синдромы у подростков

Аннотация. Изучаются взаимосвязи родительских ролей и функций с состоянием и уровнем психологического здоровья и образа жизни подростка в семье. Теоретически и экспериментально показано, что дефицит любой функции взрослых в семье («родитель», «учитель», «умелец», «наставник») приводит к возникновению нарушений нравственно-психологического здоровья и образа жизни - антропогенным синдромам. Описана классификация антропогенныгх синдромов как психологических нарушений психологического здоровья и образа жизни личности.

Ключевые слова: семья, родительские функции, психологическое здоровье, образ жизни, антропогенныге синдромыи

Roman ¿Jeteeev THE DEFICIT OF PARENTS' FUNCTIONS IN A FAMILY

AND THE ANTHROPOGENIC SYNDROMES OF ADOLESCENTS

Annotation. The relationship of parental functions to the state and level of psychological health and lifestyle of a teenager in the family are investigated. The theoretical analysis and the experiment data show that the lack of any functions of adults in the family («the parent», «the teacher», «the craftsman», «the pastor») is a factor of disorders of the moral-psychological health and lifestyle, i.e. of the anthropogenic syndromes. The classification of anthropogenic syndromes such as psychological disorders health and lifestyle of the prsonality are described. Keywords: family, parent's functions, psychological health, lifestyle, anthropogenic syndromes.

Данная статья написана в рамках общей темы нашего исследования, посвященного роли семьи в личностном развитии подростка и в формировании здорового образа жизни. Актуальность данной проблемы не требует особых обоснований, так как жизнь человека и его развитие начинаются в семье и именно семья играет важнейшую роль в успешности и эффективности этих процессов. Семья - носитель социокультурных традиций, самобытное микросоциальное пространство, своеобразная проекция внешнего мира в семейной культуре [5, с. 97]. Именно в семье происходит первичная социализация ребенка, создаются важнейшие условия развития его личности, формируются установки, определяющие дальнейшие жизненные пути (А.И. Захаров, И.С. Кон, А.С. Спиваковская, Д.И. Фельдштейн) [2].

Важнейшим вопросом является специфическое влияние, которое оказывает психологическое пространство семьи на состояние и уровень развития личности ребенка, его я-концепцию, его способности и личностные потенциалы. Основные вопросы, составляющие проблематику данного исследования:

1) какие основные роли и функции выполняют родители в отношении ребенка в семье? Какая система ценностей определяет эти роли?

2) к чему приводит дефицит той или иной функции семьи в плане психического развития, нравственно-психологического здоровья и образа жизни ребенка?

3) что представляют собой нарушения нравственно-психологического здоровья ребенка, обусловленные влиянием семьи и взрослых, так называемые антропогенныге синдромы?

УДК 159.9:37.03:173 Р.А. Алексеев

© Алексеев Р. А., 2015

Семья в толковых словарях русского языка В.И. Даля и С.И. Ожегова определяется как «совокупность близких родственников, живущих вместе». Однако семья не просто совокупность или группа совместно живущих людей. Она представляет собой экономическое, юридическое, психологическое и духовно-нравственное единство. Наряду с основной репродуктивной функцией семья призвана решать ряд важных социальных задач, таких как:

а) воспитательная, предполагающая социализацию молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая - получение материальных средств, поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

д) эмоциональная - получение в семье психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

е) духовная - духовное развитие членов семьи, духовное взаимообогащение.

Задачи семьи неоднократно становились и остаются предметом психологических и социально-психологических исследований [7; 8]. Основные психологические функции семьи можно разделить на два больших класса:

- защитные, реализуя которые семья обеспечивает ребенку условия для полноценного развития в соответствии с его собственным предназначением и индивидуальными особенностями;

- воспитательные, реализуя которые семья обеспечивает, главным образом, социализацию ребенка, его становление в соответствии с социальными нормами.

Сегодня становится все более очевидно, что как пренебрежение какими-либо из этих функций, так и чрезмерное усердие в их реализации одинаково негативно сказываются на личности ребенка. Также ясно, что основное направление деятельности семьи по реализации всех ее функций должно состоять в духовном наставничестве детей взрослыми [4; 6].

Представления о психологических нарушениях поведения и личности детей, обусловленных влиянием значимых взрослых, выработаны в исследованиях А.И. Захарова, В.И. Слободчикова, А.В. Шувалова на основе положений об интерсубъектной природе психологического здоровья ребенка, конкретизирующих известные представления Л. С. Выготского об интерпсихическом этапе развития всякой высшей психической функции. В соответствии с этими положениями в течение периода детства подлинным субъектом развития является не сам по себе ребенок, а общность ребенка и значимого взрослого. Речь идет о глубокой психологической связанности ребенка и значимого взрослого. Каким образом ребенок может быть связан с взрослым, и что означает понятие «значимый взрослый»?

Значимый взрослый - это тот, кто оказывает наиболее существенное влияние на развитие и образ жизни ребенка, на его нравственно-психологическое здоровье. Его можно характеризовать по двум критериям.

1. Кровное родство. По этому критерию значимый взрослый может быть родным или чужим. В первом случае это принадлежность к одной родовой линии - отцовской или материнской. Самые родные по крови - это родители.

2. Духовная близость. По этому критерию значимый взрослый может быть близким или чуждым. Мера кровного родства с самого начала задана и неизменна. Кровных родителей не выбирают. Поэтому подлинные отношения и подлинная близость ребенка и взрослого определяются по духовной линии.

Кровные родители являются родными. Они при этом могут быть духовно близкими ребенку,

но могут быть и чуждыми ему. В то же время чужие по крови взрослые могут стать для ребенка подлинно близкими. Мерой действительной близости взрослого и ребенка является любовь. Она осуществляется в практике совместного бытия и воспитания ребенка, практического и конкретного отношения к нему.

Отношение взрослого состоит в том, как он соучаствует в жизни ребенка. Это является самым главным условием нравственно-психологического здоровья ребенка. Своим участием в жизни ребенка родители выполняют две функции, или задачи: защитную и воспитательную, обозначенные выше. Эти две задачи можно, по-видимому, рассматривать как назначение семьи (В .И. Брутман, Н.Я. Варга, А.И. Захаров, Д. Макдауэлл, И.Ю. Хамитова, Г. Чепмен и др.) [1]. Пренебрегая защитной функцией и злоупотребляя воспитательной, родители могут, даже исходя из благих побуждений, нанести ребенку серьезный урон. Научный термин дидактогения обозначает нарушения психики ребенка, вызванные чрезмерным воспитательным рвением взрослых. Например, чрезмерная опека ребенка не позволит ему самостоятельно перенести негативное переживание, беспокойство или тревогу. Тем самым родители могут нанести урон процессу взросления собственного ребенка. По этой причине родителям следует научиться принимать тревоги и переживания своего ребенка и жить с ними. Если родители не способны выносить малейшего страдания ребенка и каждый раз бросаются спасать его, у ребенка отнимается шанс овладеть навыком преодоления сложных жизненных ситуаций. Он приучается подавлять активность своего внутреннего мира и пассивно ожидает помощи от значимых взрослых. Это одна из частых причин депрессий и фобий в подростковом возрасте.

Отношение взрослого как форма и способ его сопричастности к жизненному миру ребенка является фактором детского психологического здоровья. Личностная зрелость, психологическое здоровье и здоровый образ жизни близких взрослых (родителей) являются основой психологического здоровья и здорового образа жизни ребенка. И наоборот, аномалии психологического здоровья взрослых и нездоровый образ их жизни являются причиной аномалий психологического здоровья детей. Пагубное влияние взрослых на психологическое здоровье ребенка получило в психологической литературе последнего времени название антропогений, то есть обусловленных человеком латентных, доклинических аномалий внутреннего мира ребенка, имеющих серьезные последствия в дальнейшей его жизни [6]. Среди таких аномалий называют безродность, переживаемую подростком как заброшенность, отчужденность и одинокость; бесперспективность, переживаемую как беспомощность и безрезультативность жизни; нереализованность, переживаемую как практическую ограниченность, неумелость и неприспособленность к жизни вплоть до дезадаптации; духовную опустошенность и обезличенность, нравственный релятивизм; вариации экстремизма и агрессивности. Проведенный анализ показал, что различные формы антропогенных синдромов соотнесены с соответствующими функционально-ролевыми позициями взрослых в семье и являются следствием дефицита соответствующих функций взрослого и дефектов семейного общения и образа жизни в целом.

Совокупность таких функционально-ролевых позиций описывается следующим образом. Первая из этих позиций - это позиция «РОДИТЕЛЬ» - родной и близкий человек, дающий ребенку любовь, заботу, эмоциональное тепло, защиту и безопасность, связь с родом человеческим, семьей и домом. Вторая - позиция «УЧИТЕЛЬ». Родители обучают ребенка всеобщим человеческим способам деятельности: как пользоваться предметами, есть, пить, одеваться, разговаривать, играть, общаться и т.п. В качестве третьей назовем позицию «УМЕЛЕЦ». Родители обеспечивают передачу ребенку своих особых умений и вырабатывают у него специальные способности: готовить еду, стирать, шить, красиво одеваться, украшать жилище, петь, рисовать, конструировать, ремонтировать, играть в шахматы и т.п., развивают умственные способности. Четвертой и важнейшей родительской позицией назовем позицию «НАСТАВНИК». Родители направляют духовно-нравственное развитие

ребенка, помогают избрать путь добра, любви, красоты, истины, милосердия и других общечеловеческих духовных ценностей.

Важно иметь в виду, что психологическое и духовно-нравственное благополучие, а значит, здоровье и здоровый образ жизни ребенка в полной мере может обеспечить только здоровая семья. Что значит здоровая семья? Прежде всего, это семья, в которой присутствуют оба родителя, пусть даже не родных по крови, но близких и родных ребенку. Другим признаком здоровой семьи является то, что родители реализуют в достаточной мере все названные функционально-ролевые позиции: родителя, учителя и умельца, наставника (пастыря). Несостоятельность этих позиций или какой-либо из них может стать причиной психологического нездоровья ребенка и его образа жизни, нарушений его развития, причиной антропогенных синдромов.

1. Безродность. Это общее название ряда детских антропогенных синдромов, связанных с несостоятельностью позиции «родитель». Она вызвана дефицитом любви, заботы, эмоционального тепла, в целом процесса выращивания родителями жизнеспособного человека. Безродность переживается ребенком как одинокость, заброшенность, разобщенность с людьми, оставленность. Причиной заброшенности и безродности ребенка, его аутизма могут быть алкоголизм, наркомания родителей (крайние случаи), конфликтные отношения между родителями, эгоистические ориентации родителей по отношению к нежеланному ребенку и т.д.

2. Бесперспективность и нереализованность. Так можно обозначить психологические нарушения, вызванные несостоятельностью родительских позиций «учитель» и «умелец». Эти нарушения вызваны дефицитом обучения ребенка всеобщим способам активности, а также развития у него специальных способностей и умений. Эти нарушения выражаются в беспомощности, практической ограниченности, неумелости, некомпетентности ребенка. Для такого ребенка нет ни одной сферы активности, в которой он был бы способным добиться успеха, проявить себя. Эту неготовность к встрече с действительностью называют дезадаптацией. Сам ребенок, особенно в подростковом возрасте, может при этом не осознавать трагизма своей ситуации. Тогда практика жизни жестоко его наказывает. Постоянные неудачи могут стать причиной еще более серьезных нарушений психики: агрессивности, депрессий, психозов.

3. Наиболее серьезной формой детского нравственно-психологического нездоровья, наиболее опасным и массовым антропогенным синдромом современных детей является опустошенность индивидуальной жизни ребенка. Она обусловлена несостоятельностью родительской позиции «пастырь», «духовный наставник» и дефицитом духовной жизни взрослых, детей и семьи в целом, дефицитом или даже полным отсутствием духовного наставления детей. В древней Книге притчей Соломоновых написано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и со-стареет» (Притчи 22:6). Детская душа восприимчива к наставлению. Но наставление наставлению рознь. Например, ребенку, наставленному современным телевидением с его бесконечной рекламой, азартными играми, безопасным сексом, фильмами ужасов и убийств будет нелегко уклониться от пути пьянства, распутства, стяжательства, жестокости. Особенно если и родители, пренебрегая духовным наставлением ребенка, сами отдыхают и наставляются подобным образом [3].

Что может сделать взрослых несостоятельными как родителей, учителей, наставников ребенка? Таких причин очень много. Наиболее массовые - алкоголизм родителей или одного из них, нежеланные дети и вытекающие отсюда отношения к ним (равнодушие, жестокость, насилие), родительский эгоизм, конфликтные отношения в семье, психолого-педагогическая безграмотность родителей и ряд других.

В ходе нашего экспериментального исследования были изучены взаимосвязи родительских функционально-ролевых позиций с состоянием и уровнем нравственно-психологического здоровья и образа жизни подростка. Показано, что дефицит любой функции взрослых в семье или пренебреже-

ние ими приводят к возникновению нарушений в системе основных ценностных ориентаций и представлений подростка. Специализированный диспозиционный анализ системы ценностей подростков из семей экспериментальной группы (ЭГ), в которых была реализована программа оптимизации функционально-ролевых позиций и отношений родителей, показал, что в системе их терминальных ценностей произошли значительные позитивные изменения: ценности элементарно-житейской диспозиции переместились с первого на четвертое место, а ценностно-смысловая диспозиция переместилась на второе место с занимаемого ранее четвертого. В результате таких изменений существенно вырос коэффициент корреляции Ктерм. = +0,46 (р < 0,05), что выражает высокое соответствие реальной и идеальной диспозиционных структур терминальных ценностей подростков в семьях ЭГ в сравнении с семьями контрольной группы (КГ). Каких-либо существенных изменений в диспозицилон-ной структуре ценностных ориентаций подростков из семей КГ за длительный период эксперимента не произошло.

Таким образом, исследование подтвердило предположения о существенной взаимосвязи родительских функционально-ролевых позиций и состояния психологического здоровья подростка в семье.

Библиографический список

1. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2011.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Владос, 2004.

3. Рыжов В.В. Психологическая устойчивость личности к информационным воздействиям: монография / В.В. Рыжов. - М.: Изд-во Русско-американского ун-та, 2011.

4. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность: монография / В.В. Рыжов. - СПб.: Изд-во СПбХУ, 2013.

5. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: лекции по историографии и культурной истории детства / Е.Е. Сапогова. - М.: Академический проект, 2004.

6. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход в исследовании детской психологии здоровья // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 91-105.

7. Флоренская Т.А. Диалог в работе христианского психолога // Начала христианской психологии: учеб. пособ. для вузов / Отв. ред. Б.С. Братусь. - М.: Наука, 1995. - С. 194-204.

8. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.