Научная статья на тему 'Нравственная сфера личности в психологическом сопровождении'

Нравственная сфера личности в психологическом сопровождении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ETHICS / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИУМ / SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Нина Васильевна, Пяшкур Юлия Сергеевна

Статья посвящена актуальной проблеме психологии нравственному развитию личности в условия современного общества. Поскольку в современном мире в научном аспекте нравственное становление личности представлено проблематично, хотя осмысление этой проблемы подчеркивает актуальность значения ее исследования разными науками. Категорию нравственности показывает содержание этических учений, уточняя парадигмальные установки развития общечеловеческих ценностей и морально-нравственных норм в жизни каждого общества. Особое место в этом процессе отводится психологическому сопровождению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL SPHERE OF THE PERSONALITY IN PSYCHOLOGICAL SUPPORT

The article is devoted the problem of psychology moral development of personality in the conditions of modern society. Because in the modern world in the scientific aspect of the moral formation of the personality presents a difficult, though understanding this problem underlines the relevance of its research of different Sciences. The category of morality shows the content of the ethical teachings clarifying paradigmatic setup for the development of human values and moral norms in every society. A special place in this process is given psychological support.

Текст научной работы на тему «Нравственная сфера личности в психологическом сопровождении»

Сильная прямая корреляционна взаимосвязь, выявлена между коммуникативными способностями и стратегией выхода из конфликтных ситуаций «Сотрудничество» (г = 0,544, p < 0,05) и стратегией «Компромисс» (г = 0,270, p < 0,05). Это позволяет говорить о том, что, чем выше уровень коммуникативных способностей у педагогов, тем чаще они идут на сотрудничество или компромисс с учащимися.

Выводы. Полученные результаты показали, что у педагогов преобладают среднего уровня организаторские склонности, коммуникативные склонности и способности. При этом педагоги склонны в конфликтных ситуациях применять сотрудничество и компромисс.

Если оценивать полученные результаты с точки зрения эффективности сохранения межличностных взаимоотношений, то они достаточно высоки. Возможно, это связано с тем, что педагоги со стажем работы свыше пятнадцати лет уже обретают устойчивость в жизни, уверенны в себе, своих профессиональных силах и возможностях. Полученные результаты позволяют заключить, что педагогам следует обратить внимание на развитие коммуникативных способностей, которые будут позволять наиболее эффективно выстраивать взаимоотношения с учащимися, лучше понимать их переживания и внутренний мир, что приведет к снижению частоты возникновения конфликтных ситуаций.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 512 с.

2. Бузунова, Л. Г. Психология общения и деловых отношений [Текст]: учебное пособие / Л. Г. Бузунова, Ф. А. Маркина. - Магнитогорск: МГТУ, 2009. - 255 с.

3. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянов - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 215 с.

4. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию [Текст] / Г.И. Козырев - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 154 с.

5. Лучшева Л.М. Связь психологических особенностей педагогов с результативностью распознавания эмоций по паралингвистическим характеристикам голоса // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2013. - №3 - С. 237-240

6. Психология [Текст]: учебник / под ред. А.А. Крылова - Москва: «Проспект», 2004. - 496 с.

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, профессор Мельникова Нина Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск) старший преподаватель Пяшкур Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме психологии - нравственному развитию личности в условия современного общества. Поскольку в современном мире в научном аспекте нравственное становление личности представлено проблематично, хотя осмысление этой проблемы подчеркивает актуальность значения ее исследования разными науками.

Категорию нравственности показывает содержание этических учений, уточняя парадигмальные установки развития общечеловеческих ценностей и морально-нравственных норм в жизни каждого общества. Особое место в этом процессе отводится психологическому сопровождению.

Ключевые слова: нравственность, психологическое сопровождение, личность, социум.

Annotation. The article is devoted the problem of psychology - moral development of personality in the conditions of modern society. Because in the modern world in the scientific aspect of the moral formation of the personality presents a difficult, though understanding this problem underlines the relevance of its research of different Sciences.

The category of morality shows the content of the ethical teachings clarifying paradigmatic setup for the development of human values and moral norms in every society. A special place in this process is given psychological support.

Keywords: ethics, psychological support, personality, society.

Введение. Человеческая личность — это исключительность в способностях и нравственном облике своего мировоззрения. Это сложный и неоднозначный процесс, в котором каждый исследователь находил специфичное с позиции теоретико-методологического подхода, не умаляя его ценностно-смыслового назначения. Она неповторима в динамике и видах уникальных комбинаций, которые образуют отличие одной личности от другой. Поэтому личности не похожи друг на друга.

Современному обществу необходимо молодое интеллектуальное поколение с позитивно-нравственными качествами, умением сформулировать жизненно-моральный выбор для себя и других людей. С этой целью актуален вопрос организации психологического сопровождения для нравственного развития личности в условиях современного социума.

Изложение основного материала статьи. Личность — это социальное существо с общественными отношениями в сознании, речью, творчеством. Просматривается влияние известных теоретических концепций К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, разработавших культурно-историческую теорию, теорию деятельностного опосредования развития психики, концепцию субъекта деятельности личности человека [1].

Деятельно-творческое отношение человека к окружающему миру характеризует собой историю построения новых способов и программ жизнедеятельности людей. Человек своеобразно вписан разнообразными способами в окружающую его среду.

Человек — природное существо с жизненными силами, в которых есть задатки и способности, влечения. Мы не может быть отстраненными от природы, так как мозг — это уже природа. В итоге наше «Я» помогает

нам стать человеком. Это возможно за счет активизации включения в природный и социальный мир практики и приобретения социального опыта. Так человек создает новый микромир, развивая, тем самым, себя и способности своей личности [10].

В этом процессе осмысление пути развития социализации и уточнение значимости наследственного фактора: одаренности и задатков, данных природой. В нем можно определить две части: осознание ценности знания (самоценность объективной истины) и осмысления ценности новизны (рост объективного знания о мире).

Таблица 1

Понятия о личности

Подходы в изучении личности Базисные характеристики понятия о личности

КОГНИТИВНЫМ ПОДХОД А. Валлон, К.К. Платонов, И.С. Кон Личность — это то, что осознается (интроспекция) Личность — это носитель сознания Личность — это человек, обладающий самосознанием

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИМ ПОДХОД З. Фрейд Личность — это психодинамическая система взаимодействия Эго, Супер Эго

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМ ПОДХОД Э. Эриксон, В. Н. Мясищев Личность — результат социокультурных взаимодействий с миром Личность — это система отношений

ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ПОДХОД Дж. Уотсон, А. Бандура Личность — это поведение Личность — это система действий и поступков, опосредованная сознанием человека

ГУМАНИСТИЧЕСКИМ ПОДХОД К. Роджерс, Э. Фромм Личность — это самость Личность — целостность врожденных и приобретенных психических свойств, делающих человека уникальным

ЛИЧНОСТНОДЕЯТЕЛЬНОС ТНЫМ ПОДХОД Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн Личность — это продукт исторического развития и собственной деятельности Личность — это биопсихосоциальное существо Личность — это субъект жизнедеятельности

Системно и целенаправленно происходит историческое развитие человечества. Его первоосновой становится индивид как утверждение общественной жизни на Земле. В работе «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев [1] рассматривал личность как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса.

Психолого-физиологическими исследованиями утверждено понятие о том, что индивид — природное существо, который содержит в себе возможность к саморазвитию, обладая внутренней силой:

а)сначала биологические стимулы: инстинкты, рефлексы, потребности;

б)потом психологические: чувства, страсти, мотивы, воля;

в)затем постепенно «вызревают» нравственные и этические стимулы [1].

По А.В. Петровскому, личность — системное социальное качество индивида в предметной деятельности и общении с качествами общественных отношений в индивиде [11]. Назначение отдельной личности идет реализацией себя через общество, где происходит всестороннее развитие своих способностей. Это необходимо для пополнения человеческого багажа в мировую историю, в культуру прогресса развития общества. Консолидация личностного и общественного неодинакова в разных формациях.

Человек совершенствуется в условиях окружающей его среды, которая сама постоянно находится, как и весь мир, в активном движении. В свою очередь, этот процесс то ускоряется, то замедляется, но никогда не останавливается. Это — закон нормального развития человеческой жизни, в котором существуют лишь своеобразные ступени вверх для проявления своей индивидуальности.

На каждом этапе возможно осознание своей жизненной ценности, даже если жить надо во благо других людей. Каждый человек это осознает по-своему. Социальное саморазвитие совершается благодаря обмену информации, образуя начало единения личностного и общественного для развития психики [11].

В нем просматривается поступательный характер человеческой цивилизации. Отсюда, человек — наследник предшествовавшей человеческой жизни на Земле. Человек — социальное существо, а для этого должны быть созданы социальные условия, без воздействия которого не может быть целеполагающего развития человека.

Всю свою сознательную жизнь человек формирует в себе собирательную личность под непосредственным влиянием других людей, которые могут быть и тормозом для ее развития. Так может происходить потому, что человек рассеивает свою энергию среди близких и неблизких ему лиц. Отсюда проявляется закономерность: совершенствование одного без воздействия другого не бывает.

В противном случае — это не содействие развитию психики, а социальный для него ущерб. Значит, это ступенчатый, пошаговый путь с помощью передачи воздействия на саму личность, совершенствование из индивида в человека, первоначально давшего толчок к воздействию на других [12].

Такое взаимовлияние создает одну общность духовности среды человека, в совокупности создающую духовную личность народа, а она, в свою очередь, образует совокупность народных личностей в общечеловеческую личность.

Человек — продукт среды, воспитания и обучения. Он воспринимает окружающий мир активно. В нем есть функции «Я» субъекта, направляющие внимание совокупностью в мышлении на разные внешние впечатления. Возможно и пассивное восприятие человека окружающей действительностью.

Каждый человек должен понимать, что запас его энергетики и сила творческой деятельности

обязательны в общей созидательной работе над развитием духовной культуры человечества. Это характеризует моральную обязанность каждой личности.

Развитие молодежи просматривается прогрессом их мысли, достигнутой народами, духовным содержанием накопленного нравственного багажа из поколения в поколение. Юношеская личность формируется комплексом психических качеств, взаимодействующих стилем компетентного поведения, способностью сенсорной и умственной деятельности [15].

Это активизируется видами арт-психологического стимулирования, назначение которых проявляется:

— в коррекции и саморазвитии культурного уровня нравственных качеств в современном обществе. Процесс стимулирования наставниками студентов создает условия для удовлетворения потребности молодежи во взаимодействии с людьми. Нравственный характер профессиональной деятельности психолога отражает интерактивность общения взрослых наставников со студентами;

— в интеракции общения, эмоционально окрашенного темпом и тембром речи сопроводителя-наставника и сопровождаемого студента. Это обеспечивает нравственное поведение, необходимое для развития нравственной сферы в целом и конкретной деятельности личности в современном социуме.

В нем сопроводитель арт-психологическими стимулами утверждает, воспринимает, одобряет, подкрепляет, предупреждает поэтапный ход духовно-нравственного развития студентов на основе использования средств искусства в категории интерактивного общения.

Такой подход особенно нужен для студенческой молодежи, которая в годы обучения нуждается в осмыслении индивидуального жизненного пути. Отсюда, проблематична проблема гармонично активного развития молодежи, конкретизирующая позицию нравственной направленности процессом психологического сопровождения.

Проблема нравственности отражается работами Б.С. Братуся [3], А.Б. Купрейченко [6], Л.М. Попова [13], В.Д. Шадрикова [15] и др. Молодежь с идеями гуманности становится творцом духовной общечеловеческой культуры с правом на признание человечества. Построение системы понятий и общая характеристика понятийного аппарата осуществляются с опорой на философские, психологические теории в развитии общества и личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Столин, И.Т. Фролов).

Этот процесс идет не прямолинейно, а зигзагами и скачками. Личность делает больший или малый вклад в общую духовную культуру, созидательную или разрушительную работу. Если молодежь в ходе эволюции человеческой культуры заявляет себя отрицательно, то это большой минус для общества.

Поступки молодых людей носят эгоистический или альтруистический характер в зависимости от руководства органической или социальной сферы личности. Дурные примеры старших и свои нездоровые привычки рано легко прививаются и сами по себе не устраняются воспитательными усилиями, что ведет к развитию неуравновешенности и нарушениям ритма жизни.

Причиной такого состояния может быть непонимание личностью соотношения связи организма с внешним миром, с прошлым опытом, который накапливался независимо от своих переживаний. Нужно приучать молодежь увидеть все самим и критически относиться к усвоенным знаниям.

Им нужно объяснять, что усвоение возможно и путем подражания повторяющими внешним воздействиям, действующих на органы зрения, слуха и осязания. Учить молодежь перенимать результаты опыта старших поколений, делая упор на интенсивность умственного напряжения, усиливающего функции сужения кровеносных сосудов, ускорения биения сердца и дыхания. Развитие социальных навыков и социального опыта отражает результаты знаний, умений действовать по образцу, принятие решений в проблемных ситуациях и личностной ориентации [16].

Развитие личности — это воздействие на человека всей окружающей действительности, решение определенных задач социума. Социальноличностное развитие — это единство индивидуального и общественного, личностного и коллективного, важным компонентом которого является способность к проявлению собственной активности и оптимального отношения к обществу, к собственной жизни и жизни других людей. Индивидуальное сознание каждой личности зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира.

Эти внешние процессы интериоризируются — присваиваются человеком. Это нужно личности для моделирования поведения и ориентировки в социальном пространстве. На этой основе формируются и специфические материальные, и духовные потребности, которые определяют сущность человека.

Человек практически воздействует на окружающий мир и активно его перестраивает, переделывает. Это идет за счет способности сознания, активной работы духа. Аксиологическое «Я» дано личности системой когнитивных образований, с эмоционально-волевыми компонентами в качестве внутреннего ориентира, направляющего ее деятельность [16].

Социализация личности — процесс приобретения качеств, опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Человек фиксирует отношение к действительности, выделяя себя как субъекта отношений к ситуации, что составляет формы отражения.

Анализируя процесс развития, исследователи обращают внимание на внутренние движущие силы — противоречия между «актуальной и ближайшей зоной развития», между возросшими психофизиологическими и психологическими возможностями и сложившимися формами отношений и деятельности.

Новая ступень закономерно следует за ней. Переход от одной ступени к другой обусловлен внешними и внутренними причинами. В них две формулы: а) внешние причины действуют через посредство внутренних условий; б) внутренние причины — действуют через внешнее и этим самым изменяют себя.

Научный подход к изложению важных проблем в аспекте культурного развития характеризует процесс возникновения и формирования высших психических функций. Сознание каждой личности индивидуально зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние процессы присваиваются — интериоризируются — в человеческом сознании.

Л.С. Выготский создал культурно-историческую теорию развития психики человека, развития высших психических функций у человека. Он считал, что каждая форма культурного развития и поведения есть продукт исторического развития человека [4].

Научная деятельность Л.С. Выготского направлена на переход «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности». Раскрывая суть обучения, он вывел зону ближайшего актуального развития.

Он утверждал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Они составляют высший уровень психики человека — сознание и формируются в ходе социальных взаимодействий. Система отношений «человек—общество» выстраивается как процесс вхождения человека в социум, осознание себя в обществе [4].

У каждого человека своя система ценностей, одни из которых всегда значимы, другие менее значимы. Вопрос о происхождении и строении целостного духовного облика личности ставил А.Г. Ковалев.

В.А. Петровский отметил: человек проходит через три фазы развития: адаптацию (усвоение действующих ценностей и норм); индивидуализацию (необходимость «быть таким, как все»); интеграцию (противоречие (быть индивидуальностью и потребностью общности). Итогом становится зарождение общественной и нравственной направленности человеческой личности [9].

Нравственность — это внутренние этические инстанции, результат интериоризации норм мышления и поведения в психические процессы. Концепция развития нравственной сферы личности разработана на основе культурно-исторической теории и концепции морального развития.

Она рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания (когнитивный компонент), чувств, отношений, переживаний (эмоциональный компонент) и поведения (поведенческий компонент). Динамика всех компонентов опосредована чувствами.

Развитие нравственной сферы личности — есть процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) доступных базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Успешно это происходит при воздействии высокого нравственного потенциала окружающей социальной микросреды и активности в освоении нравственного опыта.

Внутренняя работа личности состоит в интериоризации высших функций, а внешняя проходит через субъективность самой личности. Нравственность человека — это процесс нравственной жизни. Это единство нравственных качеств, привычек, чувств и поступков.

Нравственность образует элементарную ячейку человечности, лежащую в основании человеческой психики, в психологии самой личности. Она характеризует этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами, и определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни. Всё начинается с простейших нравственных альтернатив, чего категорически нельзя делать и, соответственно, нельзя не делать. Это средство духовно-индивидуального выживания индивида. Основными из них являются чувства долга, сочувствия, сострадания, сопереживания, соучастия, содействия [11].

Большинство исследователей выделяют нравственную сферу личности как определенную систему, в которой моральные (нравственные) качества, сформированные в процессе нравственного воспитания в общении и совместной деятельности, становятся интегрированными свойствами личности, закрепляясь в нравственном опыте, обусловливают нравственные действия, поступки и отношения личности.

Показателем наличия и уровня нравственности становятся мотивируемая им деятельность и характер самосознания. Нравственная сфера личности представляет собой единство, взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов систематизирующих нравственный смысл жизнедеятельности человека [9].

Он включает оценку воздействия объекта на личность и оценку, выражающую реакцию на это воздействие, оценочно-реактивное состояние психики человека, явление «переживаемого знания», где проявляется органическая связь между знанием и переживанием [16].

Перед личностью появляется задача психологического укрепления и дополнения всех свойств, переделки психических механизмов, которые препятствуют успешной жизнедеятельности индивида в сферах общественной деятельности.

Для формирования нравственного сознания необходимо построить отношение личности с социальной средой так, чтобы она жила в системе ориентаций, которые соответствуют нравственным требованиям. Знания об этом составляет нравственный стержень когнитивного компонента. Системно-организованная деятельность становится условием для успешного психического развития человека, характеризующего процесс психологического сопровождения [8].

Его цель в гумманизации защиты прав человека на развитие и образование, на сохранение «позитивного здоровья» личности. Организация такого процесса важна для его эмоционального благополучия.

Психолог — сопроводитель продуктивного движения личности, самостоятельного выбора нравственной ориентации с учетом требований нормативно-правовых норм. В исследовании М.Р. Битяновой [2] определены условия психологического сопровождения:

— следовать за естественным развитием личности на социокультурном возрастном этапе;

— создать объект самостоятельного творческого освоения системы отношений с миром и с самим собой;

— противостоять вредным социальным воздействиям, которые влияют на молодежь неоднозначно, а иногда и противоположно тому, как не надо действовать защитой или поддержкой. В таких случаях к молодежи поступает ложная или конфликтная информация, которая усугубляет качество их психического развития.

Специфика сопровождения гражданского населения отражает понятия достоинства и чести. В структуру психологического сопровождения входит: предупреждение генезиса проблемы, обучение методом разрешения появившихся вопросов. Оно бывает индивидуально-ориентированным и системно-ориентированным. Главное заключается в совпадении требований с интересами самого человека [2].

Психологом уточняется цель программы деятельности, выявляются и устраняются причины нетрадиционного поведения, обоснованные методологическими принципами возможности личности, приоритетные ценности, потребности внутреннего мира, ориентации на самостоятельное преодоление трудности. Окружающие передают молодежи общекультурные и социальные ценности, ориентируя их на определенные пути развития формирующего характера [8].

Личность — социально-сознательное существо, которое способно активно действовать, если оно внутренне ощущает для себя поддержку со стороны наставников, сопровождающих нравственное развитие. Сопровождающие взрослые — носители социокультурных ценностей, выполняющие регулирующие функции (И.В. Дубровина [5]).

Личностная позиция психолога-наставника реализуется: приоритетностью цели ценностей и потребностей развития внутреннего мира личности; силой и потенциальными возможностями личности,

верой в них; ориентацией на создание условий, позволяющих самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми, с самим собой и самостоятельно преодолевать трудности [8].

Психологически сопроводить человека — значит направить все его действия на создание благоприятных социальных условий для его эмоционального благополучия и развития. У сопровождающих должна присутствовать профессиональная рефлексия, а психическое взаимодействие строится на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого человека [8]. Центром такой деятельности является осмысление концепции человеческого существования как единства человека и мира, концепции образа мира А.Н. Леонтьева [7].

Согласно Л.С. Выготскому, функция культурного развитии сначала проявляется в социальном, потом в психологическом плане; сначала между людьми — категория интерпсихическая, потом внутри — категория итрапсихическая [4].

Важно знать источник социокультурного окружения, лидеров, отверженных и уметь с ними работать. Полезно создавать разные молодежные клубы как модели реальной профессиональной деятельности, влияющей на характер общения. Главное, не разрушать внутренний мир любой личности, учить ставить цель и соотносить ее с целью окружающих людей с социально-духовными ценностями.

Выводы. Реализуется комплекс психологического сопровождения, обоснованный психологическим воздействием содержания духовной нравственности.

Необходимо обозначить и усвоить критерии формирования духовно-нравственной сферы молодежи: критерий нравственного знания — что личность знает? Признаки: знание и понимание базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений. Представление об ответственности за свои действия и поступки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий нравственных отношений — как она относится? Признаки: адекватное восприятие действительности, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах; отношение к взрослым и сверстникам, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении.

Критерий нравственного поведения — как она себя ведет? Признаки: способность выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия; умение противостоять искушению, нарушать эти правила; способность правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор.

Критерий морального переживания — что она при этом чувствует? Признаки: поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться. Критериями, на основании которых можно судить о степени духовно-нравственного развития личности, являются — когнитивно-интеллектуальный, поведенческий и эмоциональный компоненты.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.

2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. — М.: Совершенство, 1997. — 299 с.

3. Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии [Текст] / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 9-17.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]. В 6 т. Т. 3 / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1982. — 486 с.

5. Дубровина, И.В. Семья и социализация ребенка [Текст] / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: Академия, 2003. — С. 50-54.

6. Купрейченко, А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров) [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / А.Б. Купрейченко. — М., 2001. — 185 с.

7. Леонтьев, А.Н. Философия психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. — М.: Изд-во Московского университета, 1994. — 228 с.

8. Мельникова Н.В. Методологические предпосылки к развитию нравственности // Концепт. -2014. - № 8.

9. Психологические аспекты духовности общества // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2.

10. Некрасов, С.И. Рациональность и нравственность как проявление эволюции универсума [Текст]: дис. ... д-ра фил. наук / С.И. Некрасов. - Нижний Новгород, 2002. — 308 с.

11. Петровский, В.А. Формирование субъективности в психологии личности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.А. Петровский. — М., 1993. — 69 с.

12. Плеханова, Е.А. Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте [Текст]: дис. канд. психол. наук / Е.А. Плеханова. - Казань, 2012. — 189 с.

13. Попов, Л.М. Добро и зло в психологии человека [Текст] / Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т.А. Старшинова. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000. — 176 с.

14. Психология нравственности [Текст] / под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. — М.: Институт психологии РАН, 2010. — 508 с.

15. Пупков, С.В. Формирование нравственно-ценностной позиции студента в культурно-образовательном пространстве вуза [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.В. Пупков. — М., 2010. — 43 с.

16. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. — М.: Логос, 1996. — 320 с.

17. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1995. — 416 с.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат педагогических наук, доцент Моложавенко Александра Владимировна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Основная цель рассматриваемой части исследования - разработка концептуальной модели условий гуманитаризации постдипломного образования педагогов (молодых специалистов) в процессе их подготовки, обеспечивающей непрерывный и субъектный характер формирования основ общей психологической культуры. Соответственно, задачами исследования являются: обоснование теоретической модели результата подготовки; соответствующих ей методологических принципов и механизма; разработка модели процесса и структуры технологических средств.

Ключевые слова: психологическая подготовка, общая психологическая культура, гуманитарно-целостный подход, супервизия, интервизия, концептуальная модель.

Annatation. Basic purpose of the part of the study in question - the development of the conceptual model of the conditions of the humanitarianization of the graduate education of teachers (young specialists) in the process of their preparation, which ensures the continuous and subject nature of shaping of the bases of general psychological culture. Accordingly, the tasks of a study are: the substantiation of the theoretical model of the result of preparation; the corresponding to it methodological principles and mechanism; the development of the model of process and structure of technological means.

Keywords: psychological preparation, general psychological culture, humanitarian-integral approach, superviziya, interviziya, conceptual model.

Введение. Выпускник педагогического вуза, приступая к практической деятельности, нуждается в помощи более опытного коллеги. Это способствует успешному вхождению молодого человека в образовательную среду и профилактирует дезадаптацию, что, в свою очередь, обеспечивает эффективное профессиональное становление. В данном содержании особую значимость приобретает психологическая подготовка, которая является эффективным инструментом гуманитаризации постдипломного образования.

По мнению Е.И. Исаева, психологическая подготовка педагогов - «это процесс технического оснащения, освоения субъектом норм, образцов и правил деятельности. Подготовка ее субъекта заключается в освоении способов образовательной деятельности: предмета, структуры, норм, средств, в выработке индивидуального профессионального стиля. Психологическая подготовка - это особая работа обучающих по развитию и оформлению у обучаемых деятельности, общения, сознания, личности» [5, с. 58].

Все это позволяет, в соответствии с содержанием профессиональной периодизации Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, О.Г. Носковой, сформировать основу для последующей оптимизации и развития практического опыта, его расширения в ходе накопления и совершенствования профессионального мастерства [4], [6], [10]. Опираясь на исследовательские выводы Л.М. Митиной, О.В. Кузьменковой, молодому человеку необходимо конструктивно разрешить внутриличностный конфликт в направлении собственного эффективного профессионального становления [9].

Но педагог не всегда во время получает помощь и содействие от более опытного коллеги, что, в свою очередь, способствует затяжной адаптации к условиям образовательного учреждения, а неконструктивное разрешение внутриличностного конфликта определяет трудности в собственном профессиональном становлении. Это, соответственно, определяет опору практика в собственной профессиональной деятельности на технократическую (традиционно-авторитарную) стратегию в системе взаимодействия с субъектами образовательной среды.

Существующие противоречия позволяют сформулировать проблему постдипломного образования педагогов, которая заключается в отсутствии соответствующей теоретической концепции, используемой в процессе психологической подготовки. При этом не представлены теоретические обоснования, экспериментальные доказательства, определяющие выбор эффективных технологических средств. Решение данной проблемы позволит определить новое направление в педагогической психологии: гуманитаризацию постдипломного образования в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Формулировка цели статьи. В данной статье мы рассматриваем теоретические обоснования гуманитаризации постдипломного образования молодых педагогов (бакалавров) на первой стадии процесса подготовки (из четырех).

Основная цель теоретического моделирования сводится к необходимости разработки концептуальной модели условий гуманитаризации системы постдипломного образования педагогов в период адаптации к условиям образовательной среды.

В соответствии с методологией психологических исследований концептуальная модель должна включать в себя теоретическое обоснование результата подготовки в рамках формирования целостности индивидуальной общей психологической культуры у обучаемых; определение методологических принципов и вытекающих из них психологического механизма подготовки; теоретическую модель процесса (стадии, этапы, уровни), в котором обучающий использует специальную структуру технологических средств.

Следовательно, для достижения цели необходимо последовательно решить ниже следующие задачи.

1. Разработать теоретическую концептуальную модель результата психологической подготовки молодых педагогов.

2. Обосновать соответствующие результату методологические принципы.

3. Разработать психологический механизм действия принципов.

4. Обосновать содержание модели процесса подготовки с выделением ее этапов и уровней.

5. Структурировать технологические средства через анализ проблемы эффективности их использования.

Изложение основного материала статьи. В процессе подготовки обучаемые формируют

компетентностную основу для развития теоретических психологических знаний, практических умений и навыков. Все это активно используется молодыми педагогами в ходе профессиональной адаптации и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.