Научная статья на тему 'Активность личности как смысловое назначение'

Активность личности как смысловое назначение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
899
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / АКТИВНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PERSONALITY / LIFESTYLE / ACTIVITY AND ITS TYPES / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинина О. В.

Активность с позиции теории деятельности свойство самого субъекта, которое характеризует личность. Психологическая готовность к активному образу жизни компонентное образование, которое требует от исследователей комплексных психологических работ. В структуре психологической готовности активности выделяются личностные, ценностно-нравственные и смысловые компоненты, которые в процессе активного становления личности влияют на освоение индивидуумом моральных ценностей, выработкой им нравственных качеств, способности ориентироваться и жить согласно принципам, нормам и правилам морали, воплощающихся в реальных поступках и культуре поведения, в совокупности выработанных личностью, активном отношении к определенной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF INDIVIDUAL AS MEANING

The paper studies the activity from the perspective of an activity theory, according to which activity is seen as a property of an individual that characterizes his qualities. The author says that psychological readiness for active lifestyles as a component that is formed in a person. The investigation of psychological readiness for active lifestyles requires from researchers to use complex psychological operations. The structure of psychological readiness activity highlighted personality, value and moral and conceptual components that are active in the process of becoming a person affect the development of individual moral values. The development of their moral qualities, the ability to navigate and to live according to the principles, norms and rules of morality, is embodied in real actions and culture of behavior. These qualities are commonly developed in a personality, and form a positive attitude toward certain activities in life.

Текст научной работы на тему «Активность личности как смысловое назначение»

Таблица 2

Характер дискуссий и споров в коллективах подразделений ГПН

№ Утверждение Центральный аппарат, n=35, % Подразделения, n=105, %

Х ст Х ст

1 Споры и дискуссии происходят редко 18,3 4,1 29,1 5,2

2 Свободный обмен мнений, добро-желательная критика 59,8 8,3 45,6 6,4

3 Происходят под давлением отдельных сотрудников 7,3 2,1 4,9 1,2

4 Происходят в пределах не расходящихся с точкой зрения руководителя 4,9 0,4 3,9 0,5

5 Свободный обмен мнениями, не затрагивающий коренных проблем 20,7 5,3 15,5 3,9

6 Другие мнения по вопросам споров и дискуссий 2,4 0,3 3,9 0,4

Разработанные психологические условия проверялись на базе Института дополнительного профессионального образования СПб университета ГПС МЧС России, а так же в коллективе управления ГПН Главного управления ГПС по Санкт-Петербургу.

В эксперименте независимыми переменными являлись психологические условия формирования конфликтологической подготовки специалистов ГПС. Для определения исходного уровня конфликтологической подготовки были отобраны тесты, создана анкета, сформулированы вопросы для беседы и интервью с сотрудниками ГПН, а так же система учебных, учебно-профессиональных и профессиональных задач. По окончании констатирующего этапа эксперимента было установлено исходное состояние сформированности конфликтологической подготовки группы сотрудников управления ГПН проходивших

Библиографический список

обучение в Институте дополнительного профессионального образования СПб университета ГПС МЧС России. Для оценки статистической значимости различий в конфликтологической подготовки в начале и в конце эксперимента применялся критерий х2. Для коэффициента вероятности а=0,05 или достоверности 95%, что общепринято в психологических исследованиях, для количества уровне С=3 и числа степеней свободы v=2, значение критерия Т,=9,55, критическое значение критерия Т2 =5,99. В рассматриваемом случае Т2 < Т,. Это значит, что распределение слушателей экспериментальной группы по уровням развития конфликтологической подготовки в начале и конце эксперимента существенно отличается при достоверности 0,95, что говорит о статистической значимости полученных в эксперименте результатов.

1. Гуцириев Х.С., Сальников В.П., Хальзов В.И., Шаранов Ю.А. Акмеологические основы конфликтологии. Санкт-Петербург, 1994.

2. Ибрагимова Л.А. Психологические условия повышения конфликтологической подготовки у сотрудников Государственного пожарного надзора. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2011.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник. Москва, 2009.

4. Келих В.Р., Токарев Н.А. Опыт психологической подготовки слушателей из числа руководящего и начальствующего состава Государственной противопожарной службы в Санкт-Петербургском ИПК работников МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1995.; 1: 46 - 49.

References

1. Guciriev H.S., Sal'nikov V.P., Hal'zov V.I., Sharanov Yu.A. Akmeologicheskie osnovy konfliktologii. Sankt-Peterburg, 1994.

2. Ibragimova L.A. Psihologicheskie usloviya povysheniya konfliktologicheskoj podgotovki u sotrudnikov Gosudarstvennogo pozharnogo nadzora. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.

3. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya: uchebnik. Moskva, 2009.

4. Kelih V.R., Tokarev N.A. Opyt psihologicheskoj podgotovki slushatelej iz chisla rukovodyaschego i nachal'stvuyuschego sostava Gosudarst-vennoj protivopozharnoj sluzhby v Sankt-Peterburgskom IPK rabotnikov MVD Rossii. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. Omsk, 1995.; 1: 46 - 49.

Статья поступила в редакцию 26.03.15

УДК

Kalinina O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Shadrinsky State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia), E-mail: kalininaolga23@mail.ru

ACTIVITY OF INDIVIDUAL AS MEANING. The paper studies the activity from the perspective of an activity theory, according to which activity is seen as a property of an individual that characterizes his qualities. The author says that psychological readiness for active lifestyles as a component that is formed in a person. The investigation of psychological readiness for active lifestyles requires from researchers to use complex psychological operations. The structure of psychological readiness activity highlighted personality, value and moral and conceptual components that are active in the process of becoming a person affect the development of individual moral values. The development of their moral qualities, the ability to navigate and to live according to the principles, norms and rules of morality, is embodied in real actions and culture of behavior. These qualities are commonly developed in a personality, and form a positive attitude toward certain activities in life.

Key words: personality, lifestyle, activity and its types, socialization.

О.В. Калинина, канд. псих. наук, доц. Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: kalininaolga23@mail.ru

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СМЫСЛОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Активность с позиции теории деятельности - свойство самого субъекта, которое характеризует личность. Психологическая готовность к активному образу жизни - компонентное образование, которое требует от исследователей комплексных психологических работ. В структуре психологической готовности активности выделяются личностные, ценностно-нравствен-

ные и смысловые компоненты, которые в процессе активного становления личности влияют на освоение индивидуумом моральных ценностей, выработкой им нравственных качеств, способности ориентироваться и жить согласно принципам, нормам и правилам морали, воплощающихся в реальных поступках и культуре поведения, в совокупности выработанных личностью, активном отношении к определенной деятельности.

Ключевые слова: личность, образ жизни, активность и её виды, социализация.

На развитие гармоничной личности в сфере образования и воспитания направлены директивные указания двадцать первого века. Современное общество нуждается в интеллектуальной молодёжи, обладающей позитивными нравственными качествами и умением делать моральный выбор. В психологии «образ жизни» - совокупность проявления типичных форм жизнедеятельности индивида в материальном и духовном контексте. Он реализуется в общественной и семейной сфере; в отношениях людей и личной жизни человека (В. Франкл [1]).

С позиции философии «образ жизни» - «устоявшиеся, типичные формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей. Они характеризуют особенности общения, поведения, склада мышления в общественной деятельности, в быту и досуге. В философии под активностью выделяют действенность и деятельное поведение. Сущность активности личности объясняется её внутренним движением и самоопределением, исходя из внешних обстоятельств и внутренних возможностей, которыми она обладает.

В толковом словаре русского языка определение «активного» просматривается как деятельного, энергичного, развивающегося человека. В тоже время, в литературной речи это понятие часто употребляется как синоним понятия «деятельность».

Активный образ жизни - это положительная совокупность всех форм жизнедеятельности человека в материальном и духовном развитие, в общественных и личных сферах, во взаимоотношениях людей друг с другом Психологическая готовность к активному образу жизни включает в себя личностную, нравственную и ценностно-смысловую готовность.

Личностная готовность характеризует человека, взятого в системе таких психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих его людей.

Личность это - интегративное образование, вбирающее в себя биологические, психологические и социальные особенности людей. Она формируется через присвоение человеком общественно-значимых ценностей, через усвоение социальных норм и установок. Личность наделена сознанием, речью, творческими возможностями. Она неповторима, уникальна динамикой комбинаций, которые делают людей непохожими друг на друга. Трудами Л.С. Выготского определены конструктивные идеи, определяющие предпосылки психической концепции о личности [2].

Согласно А.В. Петровскому, личностью называется системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее наличие уровня и качеств общественных отношений в индивиде. В этом проявляется активность человека. Она выступает в соотнесении с деятельностью, как одно из условий её становления и осуществления, как свойство собственного движения [3].

Понятие «активность личности» - это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания им жизненно-значимых связей со средой. Она становится видимой только в процессах запуска деятельности, ее осуществления, контроля над ее динамикой. Активная личность может поставить себя в положительное отношение к окружающему миру и к социуму в целом. Активный человек создает и изменяет обстоятельства, других людей и саму личность.

Осознание активного образа жизни возможно под влиянием психологических механизмов, понимания и осмысления способов и приёмов воздействия окружающей социальной среды. В этом аспекте в обществе аморальный образ жизни некоторых взрослых накладывает негативный отпечаток на их психику. Процесс развития активности обусловлен ценностно-смысловыми жизненными ориентациями, обеспечивающими вхождение в социум.

Социализацию личности определяют концептуальные идеи исследованиями средового подхода (Д.И. Фельдштейн [4]). Он осложнен социальным переустройством общества и тем, что

социальные условия жизни даже позитивного психологического сопровождения не всегда соответствуют наличию нравственной активности.

Особое значение для нравственного развития личности имеет: субъектно-деятельностный подход. Важны функции лич-ностно-ориентированного подхода в развитии мировоззрения и ориентации смысла жизни, наличие эмоционально-волевой сферы. Активность психики обосновывает производимые действия спецификой внутреннего состояния в момент действия. Это обусловлено целью действий субъекта и устойчивостью деятельности в отношении принятой цели.

Проанализировав теоретические подходы и концептуальные положения формирования активного образа жизни в зарубежной и отечественной психологии, необходимо осознать гуманистические идеи о человеке, как уникальной системе, способной к восприятию взаимодействия на человеческую личность (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский). В зарубежной психологии объясняют активность психики человека в отрыве друг от друга, противопоставляя внутренние и внешние факторы, обусловливающие его активность, как противопоставление друг другу.

Так, в гуманистической психологии Олпорта и Маслоу считаются основой внутренние структуры определенных стремлений и побуждений, которые, по их мнению, становятся первичными детерминантами активности человека. В бихевиористических концепциях Д. Уотсона и С. Холла снимается внутренняя детерминация активности по классической формуле: «стимул - реакция» или «ситуация - реакция», где ситуация выше реакции

В биологизаторских концепциях З. Фрейда и Айзенка движущие силы находятся в биологических системах организма и в его внутренних возможностях с отрывом друг от друга, то, что восполняет соответствующую энергию. Они объясняют активность личности только природными, врожденными особенностями организма.

Говоря о социальной сущности активности личности и критикуя биологизаторские концепции, отечественная психология не игнорирует природные предпосылки, которые «снимаются» социальными, но не вытесняют или уничтожаются, а подчиняются им, включаясь в новые системы связей и отношений. Для отечественной психологии имеют значение положения об активности личности с структурными компонентами: интересом, способностями, склонностями, потребностями, идеалом, ценностями.

В поведении личности выражается ее внутреннее «Я» на каждом этапе развития, что раскрывает специфичный образ жизни. Под «образом жизни» понимается совокупность разнообразных форм человеческой активности. Формирование личности - сложный процесс, в котором происходит становление внутреннего мира в процессе общения с другими людьми. Это путь освоения сложившихся видов социальной деятельности.

Существует три подхода к пониманию этой проблемы. При первом подходе - изучается взаимосвязь знаний окружающей действительности в зависимости от: целей, установок, потребностей, ценностей, прошлого опыта, что определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Это подтверждается формулой С.Л. Рубинштейна: внешние причины действуют через внутренние условия. Внешние воздействия вызывают эффект, преломляясь сквозь внутренние условия, показывая активность как силу, не зависящую от взаимодействия субъекта с предметной средой.

Согласно И.М. Сеченову, активность соотносится с рефлекторной деятельностью организма, как отражением психики. По А.В. Петровскому, в активности есть потребность. Это зависимость от условий существования основы активности по отношению к ней. Теперь активность направлена на поддержание жизненно-значимых связей с окружающей средой. Человек существует, пока в нём есть «активность» [3].

Второй подход характеризуется противоположными представлениями о поведении. В нём нашло отражение понимания психических процессов как творческих, продуктивных. Это процессы образования психического образа. Активная творческая деятельность - это моторное запоминание, говорит Н.А. Бернштейн. Человек всегда занимается преодолением сил

из категории не предусмотренных и не могущих быть преодо-лёнными никаким стереотипам движения, управляемым только изнутри.

А.Н. Леонтьев рассматривает: деятельность, сознание, отражение, установку, значимость, отношения. Это категории и понятия, определяющие человеческую активность. Формула активности: «Внутреннее воздействует через внешнее и этим само себя изменяет». В той среде, где возможно поведение как реактивное приспособление к миру, в возникновении пристрастного психического отражения нет необходимости, а всё реагирование субъекта основано на врожденных физиологических механизмах или готовых социальных эталонах поведения [5].

Значит, ни познание, ни социальное поведение личности не могут быть объяснены при помощи только ролевых или бихевиористских концепций, рассматривающих эти процессы как пассивное «отдавание» воздействиям, идущим извне, и как опирающиеся на те, или навсегда приготовленные стандарты в прошлом опыте человека. Это повтор действий в ситуациях.

Третий подход - идея о самовыдвижении, неотрывности от принципа неадаптивной природы человеческой деятельности. В историко-психологических исследованиях Л.С. Выготского [2] подчеркивается, что активность - это обусловленная использованием «психологических орудий», раскрываемая со стороны становления знаковой, орудийной. Психологическое орудие -точка приложения сил самого индивида, который как бы «вбирает» в себя знак.

Индивид рассматривался, как активный деятель. Он целенаправленно и сознательно преобразует мир. Сознание формируются в деятельности человека и в его активности. Побудителем деятельности будут мотивы. Человек может брать на себя ответственность за поступки и встать на позицию «Я сам», «Я могу», исходя из своей системы ценностей, установок, возможностей, потребностей. Человек может делать и «как все» для того, чтобы снять с себя ответственность за поведение. Выбор поступка всегда зависит от позиции человека и его мотивов.

Выделяются некоторые признаки изменений «в образе жизни», подчёркивающие их проявления:

- изменение социальной ситуации развития личности и роли человека;

- перемены круга взаимодействия лиц, претерпевающих изменение образа жизни;

- существенные изменения в «образе Я» человека,

- потеря старой и обретение новой идентичности;

- перестройка системы личностных смыслов и ценностей;

- наличие внутренней позиции действовать в соответствии с ней;

- самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным;

- самому планировать и контролировать деятельность.

К параметрам образа жизни относится труд, учебная деятельность, быт, общественно и культурно-досуговая деятель-

Библиографический список

ность личности. «Образ жизни» - это отражение человека в социуме, определённое его взаимодействие с окружающим миром. Под психологической готовностью к такому образу жизни понимается необходимый и достаточный уровень психического развития для вхождения в социум. Психическая активность бывает социальной (потребность в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, ценностными ориентациями). В ней главное - комплекс всех «факторов места» (общение, познание, труд, общественно-социальная и художественно-эстетическая деятельность), воздействующих на индивида. Она направлена на изменение обстоятельств жизни людей, изменение себя, других людей для положительного благополучия социума, окружающих, самого себя. В этом проявляется позитив социальной активности.

Под негативной социальной активностью в социуме понимается социально опасные личности, которые тоже создают и изменяют обстоятельства, обладают рефлексией, действуя сознательно. Но они асоциальны, лишены чувства ответственности за людей, за себя. Существует социальная пассивность - отсутствие способности творить самому обстоятельства, полностью подчиняться.

Человек, как активный «элемент» разных социальных общностей, постоянно сталкивается с задачей соотнесения тех целей, которые ему приходится осуществлять в ситуациях, выдвигающих разные требования. Этапами такой деятельности будет: понимание новой социальной ситуации, изменение содержания «Я - концепции», сформированность самооценки и идентичности, в целом развитие самосознания. Внутренняя позиция по отношению к разным сферам социума выражается в личностной и социальной готовности и имеет под собой основу - ценностно-смысловую готовность для вхождения в социум [6].

Направленность личности отражает интересы и склонности. Интерес - форма проявления познавательных потребностей личности. Это повышенное внимание, эмоциональное отношение, выбор объекта интереса. Постепенно появляются новые взгляды и убеждения, происходит формирование мировоззрения, созревания когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок.

Конкретный уровень знаний ведёт к потребности поиска смысла жизни: активно строить жизнь не как последовательность неопределенных случайностей, а как целостный процесс, соединяя свои способности, направляя их в нужное русло. Это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Включённость человека в разные и противоречивые социальные общности приводит к необходимости ориентировки в разных социальных ситуациях, что характеризует психическую активность. Это потребность индивида в познании окружающего мира и самого себя, своего «Я». Познание идёт посредством рефлексии, интеллектуальной деятельности, направленных на осмысление действий других людей и своих собственных.

1. Франкл В. Десять тезисов о личности. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. Москва: АСТ: Астрель, 2009: 36 - 53.

2. Выготский Л.С. Искусство и жизнь. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. Москва: АСТ: Астрель, 2009: 602 - 610.

3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

4. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - социализация социального взросления и социально-психологической социализации детства. Мир психологии. Вопросы психологии. 1998; 1: 5 - 11.

5. Леонтьев А.Н. Индивид и личность. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. Москва: АСТ: Астрель, 2009: 27 - 33.

6. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» - человека. Вопросы психологии. 1995; 2: 5 - 19.

References

1. Frankl V. Desyat' tezisov o lichnosti. Psihologiya lichnosti. Pod red. Yu.B. Gippenrejter i dr. Moskva: AST: Astrel', 2009: 36 - 53.

2. Vygotskij L.S. Iskusstvo i zhizn'. Psihologiya lichnosti. Pod red. Yu.B. Gippenrejter i dr. Moskva: AST: Astrel', 2009: 602 - 610.

3. Petrovskij V.A. Lichnost' v psihologii: paradigma sub'ektivnosti. Rostov-na-Donu: «Feniks», 1996.

4. Fel'dshtejn D.I. Socializaciya i individualizaciya - socializaciya social'nogo vzrosleniya i social'no-psihologicheskoj socializacii detstva. Mir psihologii. Voprosy psihologii. 1998; 1: 5 - 11.

5. Leont'ev A.N. Individ i lichnost'. Psihologiya lichnosti. Pod red. Yu.B. Gippenrejter i dr. Moskva: AST: Astrel', 2009: 27 - 33.

6. Orlov A.B. Lichnost' i suschnost': vneshnee i vnutrennee «Ya» - cheloveka. Voprosy psihologii. 1995; 2: 5 - 19.

Статья поступила в редакцию 12.03.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.