Научная статья на тему 'Технические способности как необходимый компонент общих способностей студента технического вуза'

Технические способности как необходимый компонент общих способностей студента технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ / GENERAL ABILITIES / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / TECHNICAL ABILITIES / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухров А.С.

В статье поднимается вопрос о сущности технических способностей, необходимых студенту технического вуза, без которых он не сможет стать конкурентоспособным на современном рынке труда. Обсуждается содержательная сторона технических способностей, которые включают определенный уровень развития сенсомоторики, пространственное мышление и воображение, техническое понимание, видение перспективы своей деятельности, а также мотивацию для работы с техникой. Обсуждается место технических способностей в структуре общих и специальных способностей личности. Внимание акцентируется на необходимости разработки специальных тестов для профориентации студентов, поступающих в технические вузы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL ABILITIES AS A NECESSARY COMPONENT OF THE COMMON ABILITIES OF A STUDENT OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION

The article raises a question of basics of the technical abilities necessary for a student at a technical university, without which he cannot become competitive in the modern labor market. The article discusses the contents of technical abilities that include a certain level of development of pressure-sensitive movements, spatial thinking and imagination, technical understanding, vision of their activity, and motivation for working with technology. The place of technical abilities in the structure of general and special abilities of the individual is discussed. The research emphasizes the need to develop special tests for the vocational guidance of students of technical colleges.

Текст научной работы на тему «Технические способности как необходимый компонент общих способностей студента технического вуза»

Библиографический список

1. Фугелова Т.А. Профессиональная мобильность выпускника технического вуза и перспективные ориентиры ее развития. Человек и образование. 2010; 2 (23): с. 34.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Перевод с английского. Москва, 1992.

3. Каплина С.Е. Роль профессиональной мобильности в процессе становления специалиста технического профиля. Вестник ЧитГУ. 2008; 4 (49): 54 - 68.

4. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Уфа, 2009.

5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. Москва, 1981.

6. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения. Педагогика. 2016; 5: 65 - 71.

7. Никитина Е.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Иркутск, 2007.

8. Дворецкая Ю.Ю. Психология профессиональной мобильности личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Краснодар, 2007.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 1999.

References

1. Fugelova T.A. Professional'naya mobil'nost' vypusknika tehnicheskogo vuza i perspektivnye orientiry ee razvitiya. Chelovek i obrazovanie. 2010; 2 (23): s. 34.

2. Sorokin P.A. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo. Perevod s anglijskogo. Moskva, 1992.

3. Kaplina S.E. Rol' professional'noj mobil'nosti v processe stanovleniya specialista tehnicheskogo profilya. Vestnik ChitGU. 2008; 4 (49): 54 - 68.

4. Amirova L.A. Razvitie professional'noj mobil'nosti pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Ufa, 2009.

5. Ancyferova L.I. Psihologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. Moskva, 1981.

6. Klushina N.P. Razvitie sub'ektnosti magistrantov v processe obucheniya. Pedagogika. 2016; 5: 65 - 71.

7. Nikitina E.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj mobil'nosti buduschego pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Irkutsk, 2007.

8. Dvoreckaya Yu.Yu. Psihologiya professional'noj mobil'nosti lichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Krasnodar, 2007.

9. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg, 1999.

Статья поступила в редакцию 30.03.18

УДК 159.99+378

Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications

and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru

TECHNICAL ABILITIES AS A NECESSARY COMPONENT OF THE COMMON ABILITIES OF A STUDENT OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION. The article raises a question of basics of the technical abilities necessary for a student at a technical university, without which he cannot become competitive in the modern labor market. The article discusses the contents of technical abilities that include a certain level of development of pressure-sensitive movements, spatial thinking and imagination, technical understanding, vision of their activity, and motivation for working with technology. The place of technical abilities in the structure of general and special abilities of the individual is discussed. The research emphasizes the need to develop special tests for the vocational guidance of students of technical colleges.

Key words: general abilities, technical abilities, vocational guidance.

А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц. ФГБОУ ВПО «СибГУТИ», г. Новосибирск, Е-mail: mba3@ngs.ru

ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье поднимается вопрос о сущности технических способностей, необходимых студенту технического вуза, без которых он не сможет стать конкурентоспособным на современном рынке труда. Обсуждается содержательная сторона технических способностей, которые включают определенный уровень развития сенсомоторики, пространственное мышление и воображение, техническое понимание, видение перспективы своей деятельности, а также мотивацию для работы с техникой. Обсуждается место технических способностей в структуре общих и специальных способностей личности. Внимание акцентируется на необходимости разработки специальных тестов для профориентации студентов, поступающих в технические вузы.

Ключевые слова: общие способности, технические способности, профориентация.

Необходимость ускоренного развития научно-технического прогресса оказывает свое влияние на структуру функционирования всего государства, общества и личности в целом. Претерпевают изменения и выдвигаемые требования к качеству высшего образования. Проблема управления качеством образования высшей школы становится по своей значимости задачей национального масштаба, а поиск новых, эффективных путей повышения качества будет определять положение Российской высшей школы в мировой системе образования и на рынке образовательных услуг в третьем тысячелетии.

Работа технического университета традиционно выстраивается по формуле: знания, умения, методологическая культура, комплексная подготовка личности к самореализации в современном техническом пространстве. Ускоренные темпы функционирования требуют активного раскрытия, самораскрытия и проявления творческого потенциала студентов, а от преподавателей - нахождения конструктивных и эффективных педаго-

гических приемов. При этом важно, чтобы выбранная формула соответствовала образовательному стандарту вуза, который бы учитывал требования, принятый в международном образовательном пространстве, традиции, научные школы, региональные особенности, профессиональную мобильность, конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда. В конечном счете, именно профессиональные и гражданские качества специалиста определяют эффективность образования, а это связано с проблемой управления качеством образовательных услуг и подготовки специалистов.

Внутренние университетские гарантии качества образования начинаются с ответственности каждого преподавателя за свой предмет, за обучаемых им студентов, за выполняемые работы. Эти обязанности сопровождаются, во-первых, вступительными экзаменами, предполагающими зачисление абитуриентов, способных освоить предлагаемые профессиональные образовательные программы; во-вторых, механизмом оценивания знаний

студентов на всех этапах обучения, включая Государственные экзамены выпускников и публичной защитой дипломной работы перед комиссией, утверждаемой Министерством образования; в-третьих, выборной системой отбора преподавательского состава университета, предполагающей формирование квалифицированного штата для обучения студентов и занятия административных должностей.

Вместе с тем, специфика обучения в техническом университете требует от студента не только университетских гарантий и мотивации к обучению, но и ряда специальных способностей, без которых он не состоится как инженер. Именно специальные технические способности позволят студенту технического вуза реализовать свой потенциал и стать конкурентоспособным на рынке труда. Одной мотивации для обучения в техническом вузе недостаточно. Необходим профессиональный отбор на абитуриентском этапе, который позволит выбрать действительно технически одаренных студентов.

До настоящего времени нет унифицированного и систематизированного представления о структурном понимании технических способностей. Большой пласт исследований в области развития представлений об общих способностях сделан в рамках отечественной психологии. Так, например, С.Л. Рубинштейн, рассматривает «способность» с точки зрения теории деятельности и трактует это термин как «сложное синтетическое образование» [1, с. 704], как «закрепленную в индивиде систему обобщенных психических деятельностей» [2, с. 125]. Автор разделяет способности на общие способности (способность к обучению и труду) и специализированные способности, которые выступают как различные проявления общих способностей. Способности развиваются на основе задатков в процессе деятельности. А.Н. Леонтьев делит способности на естественные, в основе своей имеющие биологическую основу, базирующиеся на задатках, и специфически человеческие. Как отмечает автор, естественные способности включают в себя способности ощущения, восприятия, мышления, которые свойственны всем людям в равной мере, а к специфически человеческим он относит «способности человека к общественно-исторически сложившимся формам деятельности» [3, с. 51], которые являются прижизненно складывающимися новообразованиями, например, музыкальные, речевые, конструкторские и т. п. Мы считаем необходимым внести в этот перечень специальные технические способности, которые складываются из ряда умений и навыков, сформированных под влиянием так называемого «технического склада ума» или «технического мышления». Это умение видеть особенности функционирования того или иного предмета, умение отслеживать причинно-следственные связи в процессе этого функционирования, умение замечать и отслеживать детали, без которых функционирование невозможно. Специфические технические способности изначально должны быть присущи студенту, который поступает в технический вуз. В процессе обучения они активно поддаются формированию и развитию, с большим или меньшим успехом, и в конечном итоге выступают внутренним достоянием личности человека, по терминологии А.Н. Леонтьева, «органами его индивидуальности». [3, с. 55]. Е.В. Арцишевская ставит во главу угла деятельность и рассматривает способности в качестве особенностей, которые могут быть выявлены только при помощи анализа деятельности, с ориентацией на дифференциацию способностей как способа достижения результата [4]. Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает способности в корреляции с задатками, под которыми понимает внутренние условия развития способностей. Под такими условиями автор понимает ряд свойств нервной системы, например, чувствительность, активность, подвижность, ряд ана-томо-физиологических особенностей мозга [5]. Вне сомнения,

Библиографический список

что технические способности обусловлены особенностями функционирования головного мозга и генетически предопределены, что согласуется с точкой зрения В.Д. Шадрикова. Способности, по мнению автора, отражают свойство функциональной системы, выполняющей конкретную психическую функцию. Данное свойство, или качество, является общим, а индивидуальная мера выраженности свойства проявляется в успешности и качественной реализации некоторых психических функций [6]. Базируясь на природной основе, способности являются прижизненными новообразованиями, которые развиваются «из природных биологических способностей индивида под влиянием требований деятельности» [6, с. 61]. Б.М. Теплов понимает под способностями ряд таких индивидуально-психологических особенностей, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или нескольких деятельностей [7].

Таким образом, технические способности, вне сомнения, базируются на биологически обусловленных предпосылках - задатках, и опосредованны в своем развитии познанием и успешным выполнением конкретной технической деятельности.

В контексте данной работы мы остановимся на сущности технических способностей личности. Стоит отметить, что, несмотря на свою актуальность, вопрос о значении технических способностей для студента в техническом вузе, практически не поднимается и специально не исследуется.

Технические способности личности имеют сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных и проявляющихся в деятельности компонентов, акцентирующих преимущественно функционально-предметную область, имеющих ценностное отношение к процессу предметной деятельности, - что затрагивает мотивационную сферу, а также, что очень важно, - видение перспективы своей деятельности. Технические способности, вне сомнения, предполагают определенную мобильность, предприимчивость и ответственность, что можно представить как способность к самообразованию. Таким образом, технические способности выступают как гармоничная совокупность блока характеристик, которые представлены определенной мо-тивационной направленностью личности, личностно- и профессионально важными качествами.

Среди профессионально-важных качеств технически ориентированной личности необходимо выделить, помимо общих умственных способностей, необходимых человеку для получения высшего образования, также определенный уровень развития сенсомоторики, который нужен при работе с приборами, машинами, оборудованием. Физическая сила и ловкость движений также являются составляющими технической одаренности. Опыт обращения с техникой, желание взаимодействовать с техникой тесно связаны с пространственным воображением, которое обусловливает техническое понимание. Пространственное воображение включает в себя способность оперировать зрительными образами, воспринимать пространственные модели и представлять их функционирование. Перечисленные факторы - это врожденные способности, которые трудно воспитать, даже при длительной тренировке. Необходимы специальные технические тесты для абитуриентов, поступающих в технические вузы, для того, чтобы выявить действительно успешных в будущем инженеров, например, специально разработанные конструкторы, которые позволят выявить наличие пространственных представлений и понимание технических свойств предмета.

Таким образом, технические способности включают в себя набор определенным образом сформированных особенностей и выступают одним из обязательных условий современного инженера; детерминируют активный и успешный процесс деятельности.

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

2. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. Москва: Издательство Акад. наук СССР, 1959.

3. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. Москва: Институт практической психологии, 1996: 46 - 5б.

4. Арцишевская Е.В. Индивидуально-типологические особенности подростков с художественно-изобразительными и языковыми способностями. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2008.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. Москва: изд-во Моск. ун-та, 1988.

6. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. Москва: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004.

7. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. Москва: Институт практической психологии, 1996: 42 - 46.

References

1. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

2. Rubinshtejn S.L. Principy iputirazvitiya psihologii. Moskva: Izdatel'stvo Akad. nauk SSSR, 1959.

3. Leont'ev A.N. O formirovanii sposobnostej. Semenyuk L.M. Hrestomatiya po vozrastnoj psihologii: uchebnoe posobie dlya studentov. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii, 1996: 46 - 56.

4. Arcishevskaya E.V. Individual'no-tipologicheskie osobennosti podrostkov s hudozhestvenno-izobrazitel'nymi i yazykovymi sposobnostyami. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2008.

5. Gippenrejter Yu.B. Vvedenie v obschuyu psihologiyu. Kurs lekcij. Moskva: izd-vo Mosk. un-ta, 1988.

6. Shadrikov V.D. Sposobnostiiintellektcheloveka. Moskva: Izdatel'stvo Sovremennogo gumanitarnogo universiteta, 2004.

7. Teplov B.M. Sposobnosti i odarennost'. Semenyuk L.M. Hrestomatiya po vozrastnoj psihologii. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii, 1996: 42 - 46.

Статья поступила в редакцию 10.04.18

УДК 37.371.3

Shaaly A.S., senior lecturer, Department of Pedagogics, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), Е-mail: alyashaaly@yandex.ru

EDUCATION OF A REAL MAN WITH REFERENCE TO AN EXAMPLE OF THE MORAL IDEAL OF A PERFECT PERSON OF THE TUVA PEOPLE. The article discusses the importance of nurturing the present male example moral ideal of a perfect person of the Tuva people. The idea of raising up a real man is shown through the people's perceptions on how the perfection of the man is captured in the spiritual culture of the ethnic group. The research shares experience of studying the Tuva people's attitude towards the perfection of an individual at lessons on the local ethnos studies "Er Chol" (The man's way) taught at schools of the Republic of Tuva. It is concluded that an integral part in the upbringing of a real man (Ernin erezi) is moral qualities of the Tuva people.

Key word: ideal of a perfect human, moral ideal, Orkhon-Yenisey script, spiritual culture, ethnicity, language, sayings and proverbs, traditions, heroic epics, customs, edification, wishes, blessings, moral education program of a real man.

А.С. Шаалы, доц. каф. педагогики, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Е-mail: alyashaaly@yandex.ru

ВОСПИТАНИЕ НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ

НА ПРИМЕРЕ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

ТУВИНСКОГО НАРОДА

В статье рассматривается значимость воспитания настоящего мужчины на примере нравственного идеала совершенного человека тувинского народа. Идеи воспитания настоящего мужчины показаны через народные представления о совершенстве человека, запечатленные в духовной культуре этноса. Приведен опыт изучения народных представлений о совершенстве личности на уроках по народоведению «Эр чол» («Мужской путь»), реализуемых в школах Республики Тыва. Сделан вывод, о том, что неотъемлемой частью в воспитании настоящего мужчины «Эрниц эрези» являются нравственные качества тувинского народа.

Ключевые слова: идеал совершенного человека, нравственный идеал, Орхон-Енисейская письменность, духовная культура, этнос, язык, поговорки и пословицы, традиции, героические былины, обычаи, назидания, пожелания, благословения, программа нравственного воспитания настоящего человека.

Сила и величие многовековых народных традиций воспитания в том, что невозможно представить их без нравственного идеала совершенного человека.

Необходимость использования духовно-нравственных воззрений тувинского народа о совершенстве личности в воспитании настоящего мужчины приобретает особую актуальность в связи повышением социальной значимости мужского воспитания, направленного на формирование ответственности за судьбу своей семьи, рода, народа, Отечества - гражданина России.

Проблема идеала и воспитания совершенной личности поднималась классиками отечественной педагогической науки - К.Н. Вентцелем, П.Ф. Каптеревым, В.А. Сухомлинским, К.Д. Ушинским, Г.Н. Волковым [1 - 5].

В частности, П. Ф. Каптерев считал невозможность существования общечеловеческого, всенародного педагогического идеала так же, как нет общечеловеческого языка, религии и у каждого народа своя история развития, свое национальное искусство, хотя, несомненно, существуют одни и те же основы и задачи воспитания, имея в виду, что в основе каждого национального воспитательного идеала лежат общечеловеческие ценности.

В контексте данного подхода мы считаем, что представление народов о совершенстве личности закреплены именно в духовной культуре, понимаемой нами как деятельность, направленная на духовно-нравственное развитие человека и общества, а также представляет результаты этой деятельности. Обращение к духовной культуре возникает из потребности осмысления и использования ее ценностей в воспитании настоящего мужчины.

Так как духовная культура пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, он усваивает ее через язык, воспитание, общение и деятельность. Нравственные представления о нравственном совершенстве личности осмысливаются и осваиваются традицией и воспитанием на протяжении всей жизни человека.

О проявлении нравственного идеала настоящего мужчины тюркских народов свидетельствуют памятники духовной культуры народов - Орхоно-Енисейские рунические письмена (VII в), в которых создан объединенный образ совершенного правителя кочевых народов, благородного объединителя родов и племён, бесстрашного героя с добрым сердцем и добрым именем, сформировавшегося в сознании народов как идеал совершенного мужчины и как этнопедагогическое завещание предков. Об этом свидетельствует Большая надпись памятника Кюль-тегину: Они были мудрыми каганами, Они были мужественными каганами, И их приказные, надо думать, тоже были мудры, Надо думать, были мужественны [6, с. 42]. Приведённый пример ещё раз убеждает нас в том, что в живом слове народа слышится многовековое назидание. Пословицы и поговорки, как «педагогические миниатюры», играют назидательную функцию, хранят в себе проверенные тысячелетиями идеи воспитания. Так, например, в пословицах отец и конь всегда рядом, неразрывны: «ада чокта эш чок дег, аъды чокта бут чок дег» - без отца, как без друга, без коня, как без ног [7, С. 161].

Такие сравнения, как хартыгадан капшагай (ловкий, быстрый, как ястреб); эзир дег эрес (храбрый, удалой, как орёл); адыг дег меге (сильный как медведь) дают нам возможность получить характеристику личности народного идеала - удалого, храброго, сильного мужчины.

Особо ярко нравственный идеал совершенного мужчины воплощен в семейных праздниках. Как отмечает М.Б.Кенин-Лопсан, новорожденному мальчику благословение было особым. Бабка, которая принимала ребенка, окунала его в теплый чай без молока с артышом - можжевельником, пеленала и укладывала в колыбель. Благословение мальчику произносит самый старший по возрасту мужчина - дядя со стороны матери:

Пусть будет у него коновязь из самого крепкого дерева, Пусть будет у него самая хорошая лошадь, Пусть он будет крепким,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.