Научная статья на тему 'Модернизация социально-гуманитарного образования как важное условие духовно-нравственного развития личности обучающихся'

Модернизация социально-гуманитарного образования как важное условие духовно-нравственного развития личности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / ЛИЧНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / THE IDENTITY OF THE STUDENT / МЕТОДИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / METHOD OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урунбасарова Элеонора Адаловна, Баимбетова Рабига Кабдуловна, Алькеева Сауле Мухамеджановна

В статье раскрывается содержание модернизации социально-гуманитарного образования, сущность которой заключается, по мнению авторов, в выявлении духовно-нравственного потенциала учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла, максимальной реализации их духовно-нравственного содержания в процессе преподавания, разработке дополнительных курсов с духовно-нравственной направленностью их содержания. В этой связи предлагается методика духовно-нравственного развития личности обучающегося и характеристика ее компонентов: цели, действий, мотивации, отношений, коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the modernization of social and humanitarian education, the essence of which is, according to the authors, to identify the spiritual and moral potential of the disciplines of social and humanitarian cycle, the maximum realization of their spiritual and moral content in the teaching, the development of additional courses of spiritual and moral orientation their contents. In this regard, the technique of spiritual and moral development of the individual student and the characteristic of its components: goals, actions, motivations, attitude, communication.

Текст научной работы на тему «Модернизация социально-гуманитарного образования как важное условие духовно-нравственного развития личности обучающихся»

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Урунбасарова Элеонора Адаловна Баимбетова Рабига Кабдуловна

Алькеева Сауле Мухамеджановна

д.п.н., профессор, к.филос.н., доцент, магистр экон.наук, ст.преп.

Казахский университет технологии и бизнеса, Казахстан, г.Астана

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается содержание модернизации социально-гуманитарного образования, сущность которой заключается, по мнению авторов, в выявлении духовно-нравственного потенциала учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла, максимальной реализации их духовно-нравственного содержания в процессе преподавания, разработке дополнительных курсов с духовно-нравственной направленностью их содержания. В этой связи предлагается методика духовно-нравственного развития личности обучающегося и характеристика ее компонентов: цели, действий, мотивации, отношений, коммуникации.

ABSTRACT

The article reveals the modernization of social and humanitarian education, the essence of which is, according to the authors, to identify the spiritual and moral potential of the disciplines of social and humanitarian cycle, the maximum realization of their spiritual and moral content in the teaching, the development of additional courses of spiritual and moral orientation their contents. In this regard, the technique of spiritual and moral development of the individual student and the characteristic of its components: goals, actions, motivations, attitude, communication.

Ключевые слова: модернизация, социально-гуманитарное образование; духовно-нравственное развитие; личность обучающегося; методика духовно-нравственного развития личности обучающегося.

Keywords: modernization, social and humanitarian education; spiritual and moral development; the identity of the student; method of spiritual and moral development of the individual student.

Духовно-нравственное воспитание молодежи и ее социально-гуманитарное образование есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Проведенный нами анализ исследований в области духовно-нравственного воспитания молодежи показал, что получены значимые для теории и практики результаты. Однако нами не обнаружено конкретных практико-ориентиро-ванных результатов исследований духовно-нравственного развития личности обучающегося в системе социально-гуманитарного вузовского и послевузовского образования в процессе изучения им учебных дисциплин. Между тем современные условия профессиональной подготовки будущего специалиста требуют решения вопроса о духовно-нравственном развитии будущего специалиста как важнейшего результата процесса обучения. Вне сомнения тот факт, что дисциплины социально-гуманитарного цикла обладают в этой связи наибольшим потенциалом. Однако на практике он не используется в должной мере. Поэтому необходима модернизация социально-гуманитарного образования, разработка методики, позволяющей максимально реализовать духовно-нравственную направленность учебных дисциплин в процессе их преподавания, разработка спецкурсов и учебно-методических материалов, позволяющих эффективно решать задачи духовно-нравственного развития личности обучающихся.

Педагогика давно рассматривает процессы воспитания и обучения в их единстве и неразрывности. Немало имеется исследований, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе преподавания

отдельных дисциплин. В своем большинстве они касаются средней школы. Вслед за Д.Н Кинитаевой [1] и др. мы отмечаем, что учебный процесс может являться важнейшим средством духовно-нравственного воспитания и в вузе. И первостепенное значение в деле формирования духовности и нравственности имеет глубокое усвоение обучающимися содержания социально-гуманитарных предметов, которое при определенных условиях способствует выработке у молодежи моральных убеждений. В этой связи следует говорить о необходимости организации «воспитывающего обучения».

Таким образом, духовно-нравственное развитие обучающегося есть важнейшая составная часть результативности учебного процесса вуза. Духовно-нравственное развитие личности будущего специалиста как способ достижения духовно-нравственной воспитанности рассматривается нами как процесс развития его духовно-нравственного потенциала на основе интериоризации и интерпретации им воспитательного потенциала учебных дисциплин. В этой связи является несомненным тот факт, что дисциплины социально-гуманитарного цикла занимают здесь первое место. Поэтому модернизация социально-гуманитарного образования, на наш взгляд, заключается в выявлении его духовно-нравственного потенциала, максимальной реализации духовно-нравственной направленности учебных дисциплин в процессе их преподавания, разработке дополнительных курсов с духовно-нравственной направленностью их содержания.

Проведенный анализ работ показал, что проблема разви-

тия духовной и нравственной культуры человека вписана в круг научных интересов ученых, но при этом она находит свое решение в рамках еще одного направления - религиозного. В рамках научного направления обосновывается положение о духовно-нравственной культуре человека как об определенном уровне развития личности, который характеризуется мерой усвоения накопленного человечеством духовного опыта и нравственных устоев и способностью к их обогащению. Эти взгляды реализуются в антропологических гуманистических концепциях, разрабатывающих вопросы разностороннего развития личности (В.П. Бездухов [2], В.А. Сластенин [3 и др.); в этнопедагогических концепциях, утверждающих в качестве приоритетных ценностей образования духовные ценности нации ( А. Уразбеков [4], К.Ж. Кожахметова [5] и др.).

К числу важных направлений можно отнести работы, посвященные духовному становлению учителя. Это работы А.А. Калюжного [6], К.С. Мусина [7], А.К. Марковой [8]и др.

Проведенный анализ теоретических исследований по проблеме духовности и нравственности показал, что большой вклад в формирование научных представлений о духовном развитии человека внесли представители гуманистической психологии, исследуя проблемы взаимодействия психического и духовного развития личности (К.А. Абуль-ханова-Славская [9], А.А.. Бодалев [10] и др.)

Особое значение для разработки нашей проблемы имеют работы таких современных зарубежных педагогов и психологов, как Лоэр Джим [11], Уильям Крэйн [12], которые помогли выявить основные современные психолого-педагогические концепции воспитания характера в США.

На основе анализа вышеназванных работ можно сделать вывод о том, что результат духовно-нравственного воспитания структурно представляет собой духовно-нравственные понятия, суждения, чувства, убеждения, навыки и привычки нравственного поведения.

Духовно-нравственная воспитанность, следовательно, представляет собой системную совокупность, представленную на схеме:

Нравственные понятия ^ Осознание духовных ценностей I

Нравственные суждения ^ Самоопределение в принципах, идеалах

Нравственные чувства

Нравственные убеждения ^ Способность действовать в соответствии с ними

Навыки и привычки нравственного поведения |

С психологической точки зрения, сфера потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений являются структурными элементами отношения как личностного феномена. Следовательно, перечисленные выше структурные элементы духовно-нравственной воспитанности по своей сути представляют нравственные отношения личности студентов. Нравственные отношения включают в себя патриотизм, культуру межнациональных отношений, трудолюбие, ответственность, бережливость, дисциплинированность, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства.

Таким образом, духовно-нравственная воспитанность студентов является личностной структурой, представленной потребностями студентов к самосовершенствованию - творчеству и свободе; осознанными ценностными смыслами,

обусловливающими изменения в личностном и профессиональном росте; готовностью взять на себя ответственность за воспитание других и самовоспитание, способной к построению собственной программы духовно-нравственного личностного и профессионального саморазвития.

Центральное место в достижении духовно-нравственной воспитанности будущих специалистов занимает методика духовно-нравственного развития личности обучающихся.

Анализируя исследования, посвященные изучению особенностей профессиональной деятельности и методики духовно-нравственного развития личности, можно выделить несколько ее основных компонентов: цель, действия, мотивация, отношения, коммуникация.

Данные компоненты составляют структуру разрабатываемой нами методики духовно-нравственного развития личности обучающегося с использованием воспитательного потенциала дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Одним из основных условий при создании методики духовно-нравственного развития личности будущего специалиста в процессе обучения является четкое осознание цели. Методика рассчитана на повышение уровня способности обучающегося к принятию духовно-нравственного опыта, заложенного в учебных дисциплинах, а также его интерпретации. В структуре духовного опыта основными компонентами являются, по нашему мнению, эмоциональный и интуитивный. Эмоциональный компонент проявляется в эмоциональной памяти, стремлении к реализации духовно-нравственных потребностей и способностей. Интуитивный - в развитии способности к рефлексии, позволяет говорить о богатом духовном опыте личности, способной к принятию верных, удачных решений в деятельности.

Мы подчеркиваем мысль о том, что цель духовно-нравственного развития личности обучающихся достигается организацией процесса духовно-нравственной деятельности для постижения духовного опыта, представленного воспитательным потенциалом учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Разрабатываемая нами методика нацелена на выявление духовно-нравственного потенциала социально-гуманитарного образования в вузе, максимальную реализацию духовно-нравственной направленности учебных дисциплин в процессе их преподавания, ляжет в основу разработки дополнительных курсов с духовно-нравственной направленностью их содержания. Содержание методики, представленное технологиями личностно-ориен-тированного обучения, сотрудничества и эвристики, будет способствовать развитию теории и практики духовно-нравственного воспитания.

Список литературы:

1. Кинитаева Д.Н. Духовно-нравственное формирование студентов: Дис. канд пед. наук.- М, 2005. - 135с.

2. Бездухов В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. - М., 2010. - 185 с.

3. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. - М.: Прометей, 2003. - 177 с.

4. Уразбеков А. Этическая мысль в Казахстане. - Алма-Ата: Жалын, 2002. - 210 с.

5. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория и практика. - Алматы: Гылым, 1998. - 260 с.

6. Калюжный А.А.Теория и практика профессиональной

подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся в целостном педагогическом процессе: Дис.д-ра пед. наук. -Алматы, 1994. 250с.

7. Мусин К.С. Методология профессиональной подготовки учителей: основные направления и тенденции. - Алматы, 1999. - 172 с.

8. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 2007. - 235 с.

9.Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в про-

цессе жизнедеятельности. - М., 1998. - 153 с.

10. Бодалев А.А. Проблемы социально-перцептивной компетентности личности. - М., 1998. - 187 с.

11. Лоэр Джим Стратегия счастья: Как определить цель в жизни и стать лучше на пути к ней: Пер. с англ.- М.: Альпи-на Паблишер, 2013.-255с.

12. Уильям Крэйн Психология развития человека: Фаир-Пресс-2007-512с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.