Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПЕДАГОГ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миназова Венера Магомедовна, Магомедова Зухра Залимхановна, Султыгова Марифа Магомедовна

В статье представлен теоретико-методологический анализ проблемы формирования личностных образовательных результатов младших школьников. Важное внимание во ФГОС третьего поколения уделяется результатам освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования. Организация личностно ориентированного образовательного процесса подразумевает создание такой образовательной среды, которая будет единой для всех учеников, но различна по профилям для каждого. Автор обратился к разбору значения понятия «личностные образовательные результаты». Формирование и развитие личностных образовательных результатов требует применения от учителей личностно-ориентированным подхода. Создание благоприятных условий для развития личностных образовательных результатов младших школьников, безусловно, зависит от компетентности и профессионализма педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миназова Венера Магомедовна, Магомедова Зухра Залимхановна, Султыгова Марифа Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF PERSONAL EDUCATIONAL RESULTS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article presents a theoretical and methodological analysis of the problem of the formation of personal educational results of younger schoolchildren. Important attention in the third-generation Federal State Educational Standard is paid to the results of students' mastering the basic educational program of primary general education. The organization of a personality-oriented educational process implies the creation of an educational environment that will be uniform for all students, but different in profiles for each. The author turned to the analysis of the meaning of the concept of "personal educational results". The formation and development of personal educational results requires the use of a personality-oriented approach from teachers. The creation of favorable conditions for the development of personal educational results of younger schoolchildren, of course, depends on the competence and professionalism of the teacher.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

констатировать, что гражданская идентичность так же, как и другие сложные психологические образования личности, имеет три важных компонента: когнитивный, ценностно-эмоциональный и деятельностный (поведенческий). Воспитательная работа должна проводиться с учетом данной структуры.

Выводы. Таким образом, высокий уровень сформированности компонентов гражданской идентичности и их гармоничное развитие свидетельствует о результативности воспитания достойного гражданина своей страны. Решение задач гражданского образования осуществляется, в первую очередь, педагогами и педагогами-психологами школы. Выбор методов и технологий для этой сложной и важной работы зависит от их самостоятельного решения. В рамках настоящей статьи была сделана попытка показать, что в теории и практике гражданского образования разработан широкий спектр форм, средств и технологий, открывающих личностно- и практико-ориентированные возможности для формирования гражданской идентичности подростков.

Литература:

1. Беседа как метод воспитания. https://si-sv.com/publ/4-1-0-232

2. Гаймирзаева А.А., Миназова В.М. Особенности полоролевой идентичности в дошкольном возрасте // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания: сборник материалов Ежегодной межрегиональной студенческой научно-практической конференции. - Грозный, 2017. - С. 125-128

3. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника. https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2019/02/07/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti

4. Игнатова Е.В. Игровая деятельность как практическая составляющая в формировании гражданской идентичности в условиях реализации ФГОС // Интернаука: электрон. научн. журн. - 2019. - № 19(101). - URL: https://internauka.org/joumal/science/internauka/101 (дата обращения: 19.10.2021).

5. Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 54 с.

Педагогика

УДК 37.012

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Венера Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); доктор филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Султыгова Марифа Магомедовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлен теоретико-методологический анализ проблемы формирования личностных образовательных результатов младших школьников. Важное внимание во ФГОС третьего поколения уделяется результатам освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования. Организация личностно ориентированного образовательного процесса подразумевает создание такой образовательной среды, которая будет единой для всех учеников, но различна по профилям для каждого. Автор обратился к разбору значения понятия «личностные образовательные результаты». Формирование и развитие личностных образовательных результатов требует применения от учителей личностно-ориентированным подхода. Создание благоприятных условий для развития личностных образовательных результатов младших школьников, безусловно, зависит от компетентности и профессионализма педагога.

Ключевые слова: формирование, личностные образовательные результаты, младший школьник, педагог, федеральный государственный образовательный стандарт, развитие.

Annotation. The article presents a theoretical and methodological analysis of the problem of the formation of personal educational results of younger schoolchildren. Important attention in the third-generation Federal State Educational Standard is paid to the results of students' mastering the basic educational program of primary general education. The organization of a personality-oriented educational process implies the creation of an educational environment that will be uniform for all students, but different in profiles for each. The author turned to the analysis of the meaning of the concept of "personal educational results". The formation and development of personal educational results requires the use of a personality-oriented approach from teachers. The creation of favorable conditions for the development of personal educational results of younger schoolchildren, of course, depends on the competence and professionalism of the teacher.

Keywords: formation, personal educational results, junior high school student, teacher, federal state educational standard, development.

Введение. Школе, как одному из важнейших институтов государства, необходимо всегда идти в ногу со временем. Сегодня этому способствует Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (далее -«ФГОС»). Он ориентирован на развитие у обучающихся самостоятельности, мотивации к познанию и открытию нового, умение выбирать из огромного потока информации необходимые данные и применять их в практической, творческой деятельности.

Важное внимание во ФГОС третьего поколения уделяется результатам освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования. Создатели ФГОС отмечают три направления оценки результатов обучающихся: личностные, предметные и метапредметные. Необходимо отметить, что на первом месте выделены личностные образовательные результаты. Это связано с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание уделяется развитию личности. Но говорить о том, что в прежних государственных стандартах образования не уделялось должного внимания развитию личности, нельзя. Учителя и ранее занимались формированием и развитием личностных качеств ребёнка. Особенностью современного ФГОС является не

только формирование, отслеживание, но и регулярное оценивание, а главное - самооценивание личностных достижений в процессе обучения младших школьников, а также достижение развития личностных образовательных результатов в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Современный подход к личностно-ориентированному образованию (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.) - это ни что иное, как следствие гуманитаризации, а также гуманизации образовательной системы. Целью данного подхода является удовлетворение интересов и запросов школьников, востребованность личного опыта, формирование и развитие их индивидуальности.

Организация личностно ориентированного образовательного процесса подразумевает создание такой образовательной среды, которая будет единой для всех учеников, но различна по профилям для каждого. Она будет позволять обучающемуся развиваться в необходимом направлении, согласно индивидуальным особенностям и личностным установкам.

Оценивание личностных результатов отличается от обычного оценивания предметных знаний ребёнка. Для оценивания личностных результатов есть ряд специальных диагностических средств, которыми пользуются и учителя, и школьные психологи. К методам отслеживания личностных результатов относят: метод анкетирования, метод наблюдения, личностные опросы и другое. Также одним из методов оценки личностных результатов обучающихся, который используется в образовательной деятельности, становится оценка личностного успеха ученика с помощью портфолио. Такой вид оценки способствует формированию у школьников культуры мышления, умения анализировать, обобщать, систематизировать, что крайне важно в современном мире. Также данный метод позволяет фиксировать достижения обучающихся. Портфолио становится копилкой необходимой информации, наглядным доказательством активности ученика. Именно оно может стать основанием для создания рейтингов обучающихся по итогам четверти, учебного года или какого-то иного временного периода обучения.

Прежде чем детально разобраться в значении понятия «личностные образовательные результаты», необходимо разъяснить, что же такое «личность» в целом.

У данного слова есть несколько определений. В словаре С.И. Ожегова можно встретить такое определение: личность -это «человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо» [4].

Если мы обратимся к словарю Д.Н. Ушакова, то встретимся с несколько иным определением понятия личности. Он говорит о личности, как об отдельном человеческом «я», о своего рода индивидуальности, как о носителе определённых общественных и персональных свойств и признаков [6].

В словаре Медицинских терминов можно увидеть следующее определение личности: личность - это индивидуальность человека. Данная индивидуальность характеризуется спектром психологических, поведенческих и мировоззренческих стойких признаков, которые формируются и развиваются в ходе определённых социальных условий. И эти условия основываются на совокупности врождённых и приобретённых биологических предпосылок [5].

Понятию «личность» большое внимание уделяет в своих трудах и основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский. Педагогику Константина Дмитриевича часто именуют «педагогикой личности». Он в своей работе «Лекции в Ярославском лицее» даёт такое определение понятию личность: «человека в гражданском обществе вполне можно назвать персоной, то есть лицом отдельным, исключительным, и это самое исключение ближе всего относится к понятию личности» [7, C. 54]. Также педагог в работе «О камеральном образовании» уделяет внимание тому, что понятие «личность» тесно связана с социальным аспектом. Автор подчёркивает, что личность не может полноценно сформироваться без признания ценности всех личностей [1].

Таким образом, К.Д. Ушинский указывает нам на двойственность человеческой природы. С одной стороны, человек -это исключительная, непохожая на других персона со своими индивидуальными взглядами, чертами характера, предпочтениями. А с другой стороны, он неразрывно связан с обществом, в котором живут. Настоящая личность нередко должна в ущерб своим интересам реализовывать интересы социума, так как человек - это хранитель истории своих предков, носитель общих всему человечеству духовных ценностей. В целом, обобщив данные определения, можно сказать, что такое понятие, как «личность», относится к человеку, который является носителем каких-то определённых, индивидуальных свойств, что формируются в нём на основе его врождённых и приобретённых форм поведения в определённых общественных условиях. В связи с этим А.Н. Леонтьев не случайно говорил о том, что личностью не рождаются, личностью становятся [2, С. 15].

Изложение основного материала статьи. В современном мире, впрочем, как и ранее, большое внимание уделяется теме формирования и развития личности. Есть определённые традиционные представления о том, какой должна быть полноценная, реализовавшая себя в обществе личность. Испокон веков наши предки, как и мы сейчас, воспитывали и развивали у подрастающего поколения такие личностные качества, как доброжелательность, трудолюбие, любознательность, исполнительность, упорство, патриотизм и др.

Но в разные исторические периоды существовали и будут существовать некоторые свойственные только этому периоду критерии и представления о полноценной здоровой личности. И современный период, в котором мы живём, не является исключением.

Сегодня социальная действительность требует от развития и воспитания подрастающего поколения таких качеств как самостоятельность, индивидуальная ответственность, инициативность, креативность, коммуникабельность, открытость, изобретательность. И если ещё несколько десятилетий назад в нашем государстве в виде основной цели образовательного процесса ставилась подготовка квалифицированного специалиста, который способен с большой эффективностью работать на производстве, то сегодня в связи с экономическими и политическими изменениями в мире, к подрастающему поколению выстроены несколько иные требования. Одним из этих требований как раз-таки и является формирование личностных образовательных результатов.

Что из себя представляют личностные образовательные результаты? Ответ на данный вопрос можно найти в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В нём сказано, что личностные результаты включают в себя способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самоопределению, мотивацию школьников к обучению, систему ценностно-смысловых установок, моральных качеств, социальных и межличностных взаимоотношений, готовность учеников ставить перед собой цели и задачи и достигать их, способность к осознанию своей идентичности в поликультурном мире.

Основные личностные образовательные результаты, которые необходимо сформировать у школьников к концу четвёртого года обучения подразделяются во ФГОС НОО третьего поколения на несколько направлений в соответствии с существующими видами воспитания, а именно гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание, а также ещё одним направлением под названием «ценности научного познания».

Исследователи, которые изучают и описывают в своих работах тему формирования и развития личностных образовательных результатов, расширяют и дополняют представленную выше структуру ещё некоторыми компонентами.

Например, В.С. Басюк, В.С. Мухина, И.Р. Максимова, Р.П. Мильруд считают, что в данную структуру необходимо включить «внутреннюю позицию личности, личностные смыслы и личностные установки». Шаталов М.А. добавляет в неё «сформированную в процессе обучения систему ценностных отношений школьника как к самому себе, так и к сверстникам, учителям к самому учебному процессу и его результатам». Михайленко Т.М. дополняет структуру таким компонентом, как «сформированность ценностно-смысловых ориентаций, основ гражданской идентичности, положительной Я-концепции». Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская В.А. подчёркивают необходимость включения в структуру «самоопределения и действий нравственно-этического оценивания» [1].

О важности формирования и развития личностных образовательных результатов говорится не только в нашей стране, но и за рубежом. Исследования международного опыта по данной теме показывают, что многие страны, которые занимают лидирующие позиции в сфере образования, уделают большое внимание формированию личностных достижений учеников.

Формирование и развитие личностных образовательных результатов требует применения от учителей определённого педагогического подхода. Данный подход называется личностно-ориентированным.

Тем не менее, стоит понимать, что продуктивность вклада данных концепций в теорию личностно-ориентированного подхода далеко не одинакова. Концепции философского и социологического происхождения гласят о важности и необходимости данного подхода и формулируют ценности, которые его составляют. Концепции педагогического происхождения включают в себя описание возможных путей реализации личностно-ориентированного подхода. А психологические концепции раскрывают его основную суть, его особенности. Данные концепции также указывают на то, какие закономерности психического развития необходимо знать и учитывать, чтобы обеспечить эффективный учебно-воспитательный процесс.

Наиболее детально рассмотрим психологические и педагогические концепции. И начнём мы с первых.

Личностно-ориентированный подход зародился в гуманистической психологии. Данная ветвь психологической науки появилась в 50-х годах прошлого столетия. Гуманистическое направление дало толчок новому движению, которое выступало за развитие человеческого потенциала и признание его значимости. Приверженцы данного направления решили использовать внутренний опыт организма для исследования и развития его личности. На основе гуманистической ориентации появилось движение за развитие потенциала человека, признание его безусловной ценности.

Рассмотрим идеи основоположников гуманистического течения в психологии. Известным представителем данного направления в теории личности является А.Х. Маслоу. Широкую популярность ему принесла созданная им иерархическая модель мотивации. В ней А.Х. Маслоу представил семь классов потребностей от «низших» к «высшим», что есть у каждого человека и постепенно проявляются на протяжении всей его жизни [3, С. 45]. В своих работах Маслоу пишет о том, что помимо, так называемой, человеческой природы, каждая личность обладает ещё и высшей природой. В дискуссиях о предпосылках хорошего в человеке, учёные не соглашается с догмой об изначальной порочности человеческой природы. Как считает А. Маслоу, сущность личности заключается в её самоактуализации, в стремлениях к саморазвитию, самообразованию и самовыражению. Он считает, что главная цель, которая стоит перед человеком - это движение к осознанию своей идентичности, своего внутреннего «я». Человек изменяется и двигается на пути к своему личностному саморазвитию при непрерывном взаимодействии двух явлений - это мотивации роста и мотивации свободы. Личность, постепенно поднимаясь по иерархии потребностей, становится наиболее свободной в выборе путей и направлений собственного роста и развития.

Большую известность среди почитателей гуманистического подхода получил также американский психолог К.Р. Роджерс. Несмотря на то, что и К.Р. Роджерс, и А.Х. Маслоу считали, что каждый человек имеет, в целом, безграничный потенциал для саморазвития, в их теориях есть три основных различия. Данная тенденция позволяет развивать организму необходимые способности, которые имеют непосредственное влияние на сохранение и развитие личности. По мнению, Карла Рэнсома, главным мотивом в жизни человека должна стать цель актуализации своей личности, то есть сохранение и развитие человеком собственного «я», работа по выявлению в себе лучших качеств, что даны от природы [8, С. 65].

Роджерский подход, что центрирован на личности, успешно стал применяться и сфере образования. Благодаря данному психологу появилась новая образовательная стратегия под названием личностно центрированное обучение.

Помимо А.Х. Малоу и К.Р. Роджерса о личностно-ориентированном подходе писали в своих трудах и другие учёные. Среди таковых можно назвать работы советского психолога, ученицы Л.С. Выготского Л.И. Божович. Лидия Ильинична в своих трудах писала о внутренних закономерностях становления и развития психики ребёнка и о существующем разнообразии возрастных этапов. Также она утверждала о том, что в процессе взросления ребёнка появляется собственный мир его развития. Этот мир становится определённой личной внутренней средой, которая становится главным источником и фактором дальнейшего развития личности.

Создание в 1904 году в городе Петербурге педагогической лаборатории, которая носила имя К.Д. Ушинского, стало важным событием для российской педагогической практики. Большое внимание сотрудники данного учреждения уделяли физическому и психическому здоровью ребёнка. В ходе проведения клинических исследований, лечения и воспитания специалисты опирались на принципы гуманизма. Они считали, что не ребёнок должен адаптироваться к системе воспитания и подстраиваться под неё, а сама система, педагогические программы, методики обучения и воспитания должны учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Утверждалось то, что никакая школа, какой бы она не была хорошей, не сможет дать всех необходимых знаний. И главная задача образовательного учреждения совсем не в этом, а в том, чтобы создать благоприятную среду для зарождения у ребёнка интереса к познанию и творческой деятельности, научить его самостоятельно мыслить.

Основополагающим принципом при формировании и организации детского коллектива и при работе с воспитанниками Л.С. Макаренко считал индивидуальный подход. Он был уверен, что для того, чтобы понять ребёнка и узнать о причинах возникновения существующего у воспитанника поведения, нужно быть очень наблюдательным и видеть не только то, что сразу бросается в глаза, но и то, что находится куда более глубже в сознании и подсознании ребёнка, в особенностях его личности.

В дальнейшем идеям изучения индивидуальных особенностей воспитанников уделял большое внимание в своих работах и В.А. Сухомлинский. Василий Александрович был уверен в том, что если нет знаний о ребёнке, о его умственных способностях, о складе ума, об интересах, задатках, наклонностях и увлечениях, то невозможно осуществить сам процесс воспитания.

В 1960-е-1980-е годы, продолжая развитие идей Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, учёные под руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова стремились значительно увеличить значимость развивающей составляющей в обучении.

Выводы. Всё вышесказанное позволяет нам сделать следующий вывод: создание благоприятных условий для развития личностных образовательных результатов младших школьников, безусловно, зависит от компетентности и профессионализма педагога. Помимо того, формируя и развивая личностные образовательные результаты у младших

школьников, необходимо вести работу не только с обучающимися, но и с их родителями, в виду того, что в психолого-педагогической деятельности стоит соблюдать принцип единства требований, которые предъявляются детям.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / Асмолов А.Г. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

3. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу. - СПб.: Изд-во Питер, 2019. - 400 с.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Изд-во: Оникс, 2010 - 736 с.

5. Словарь медицинских терминов / под ред. Калиничева Н. / Изд-во: Феникс, 2014 - 310 с.

6. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков // 170 тысяч слов и словосочетаний. -Изд-во: Хит-книга, 2020 - 816 с.

7. Ушинский, К.Д. Лекции в Ярославском лицее / Ушинский К.Д. // Собрание сочинений. Т. 1. - С. 54

8. Хьелл Л.А. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер. -Из-во: Питер, 2019. - 608 с.

Педагогика

УДК 377.12

старший преподаватель кафедры

«Нормальная физиология» Наурбиева Любовь Батырбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

Аннотация. В статье рассмотрены личностные факторы адаптации студентов медицинского колледжа к образовательному процессу. Проблема адаптации студентов в медицинском колледже находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Успешность обучения и профессионального становления во многом зависит от благоприятного освоения новой для студентов среды колледжа. Раскрыто понятие «адаптация». Среди множества факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации в колледже, наиболее важными можно назвать педагогические, социологические и психологические. Психологическая служба колледжа может значительно облегчить адаптацию студентов к колледжу. Рассмотрены основные признаки социальной дезадаптации: нежелание заниматься делами, касающимися учёбы в колледже, раздражительность, агрессия, повышенная тревожность, уход в себя, социофобия, нежелание подчиняться требованию общества - протест. Подход к студентам в адаптационный период должен быть мобильным, не существует чётких алгоритмов работы, содержание работы должно меняться в зависимости от ситуации. Успешность обучения и профессионального становления во многом зависит от благоприятного освоения новой для студентов среды медицинского колледжа, то есть успешности процесса адаптации и достижения состояния адаптированности.

Ключевые слова: личностные факторы, адаптация, студент, медицинский колледж, образовательный процесс.

Annotation. The article considers the personal factors of adaptation of medical college students to the educational process. The problem of adaptation of students in medical college is now in the focus of attention of many researchers and practitioners working in the field of education. The success of training and professional development largely depends on the favorable development of a new college environment for students. Adaptation Among the many factors that influence the process of adaptation in college, the most important are pedagogical, sociological and psychological. The psychological service of the college can greatly facilitate the adaptation of students to college. The main signs of social maladaptation are considered: unwillingness to do things related to college studies, irritability, aggression, increased anxiety, withdrawal into oneself, social phobia, unwillingness to obey the demand of society - protest. The approach to students during the adaptation period should be mobile, there are no clear algorithms for work, the content of the work should change depending on the situation. The success of training and professional development largely depends on the favorable development of a new environment for medical college students, that is, the success of the adaptation process and the achievement of a state of adaptability.

Keywords: personal factors, adaptation, student, medical college, educational process.

Введение. Проблема адаптации студентов в медицинском колледже находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Успешность обучения и профессионального становления во многом зависит от благоприятного освоения новой для студентов среды колледжа. Дезадаптация в образовательном пространстве колледжа приводит к конфликтам со сверстниками и преподавателями, сложностям учебной деятельности и профессионального становления будущего специалиста.

За последние годы в России произошло несколько инцидентов, связанных со стрельбой в учебных заведениях, в результате чего пострадали люди. Анализ данных ситуаций, показал, что во всех случаях стрелки являлись студентами или выпускниками тех учебных заведений, где было совершено преступление. В социологических исследования, среди ряда причин содеянного, называются так же плохие отношения с коллективом и педагогами учебных заведений, что является свидетельством низкойсоциально-психологической адаптированности данных студентов.

Изложение основного материала статьи. Адаптация («adaptation» позднелат. - приспособление, прилаживание) этот термин впервые был введен немецким учёным Г. Аубергом в 1865 году, термин получил широкое распространение не только в общественных, но и в естественных и технических отраслях науки.

И.А. Милославская, А.А. Налчаджян, Л.П. Хохлова, Г.И. Царегородцеваи др посвятили свои работы проблеме социально-психологической адаптации.

По мнению Милославской И.А. социально-психологическая адаптация характеризуется гармоничным равновесием личности и среды, в случае нарушения этого равновесия, или расхождением реальной ситуации и личностных ценностей, может возникнуть психологический конфликт. А достижение духовного равновесия и психологического здоровья - есть цель успешной адаптации.

Адаптация имеет объективно-субъективный характер, отмечает в своей работе Л.П. Хохлова, так же автор разделяет понятия приспособление - адаптация индивида к среде, и приспосабливание - адаптация среды к индивиду. Благодаря социально-психологической адаптации, индивид в последующем легко приспособиться к повторяющимся жизненным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.