лодых людей. Это видно: по влиянию государства в области образования и воспитания, политического воздействия через социально-политическую рекламу, через общественно-политические организации, акцентирование внимание социума на природные и культурные ценности, через основы домашнего воспитания и создание собственной национальной идеи, что способствует развитию всё более положительного отношения к своей стране и тем самым появлению гордости и патриотических чувств.
Подводя итоги нашей исследовательской работы, можем сделать следующие выводы:
1. Сербские студенты, прежде всего, выделяют любовь к своей Родине как основное определение патриотизма, и его дополнительные проявления в защите, уважения к народу и стране.
Библиографический список
2. Положительно относятся к патриотизму и считают, что патриотический дух в Сербии существует.
3. Сербская молодёжь любит свою Родину, и считает себя патриотами, но многие считают патриотизм исключительно политически окрашенным явлением. Они созвучны со своим народом и реально оценивают достоинства своей страны, уважают другие народы и считают себя достаточно толерантными.
4. Сербская молодёжь не боится критики и откровенно выражает свои чувства. Считают, что патриотизм зависит от воспитания, но что такое патриотическое воспитание для них пока ещё не ясно. Поэтому скептично относятся к влиянию школы, как вида давления на учеников.
1. Вукович Р Школа и воспитание в духе югославского социалистического патриотизма. Белград, 2001: 58 - 78
2. Росандич Р. Патриотическое воспитание в учебниках. Белград, 2010: 89 - 96.
3. Росандич Р. Патриотическое воспитание в учебниках. Белград, 2015: 77 - 90.
4. Плут Д. Социалистические образцы в учебниках. Белград, 2014: 55 - 78.
5. Глебов В.В. Китайские и африканские студенты в московских вузах. Азия и Африка сегодня. 2013; 12 (677): 59 - 60.
6. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Организация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде. Вестник МГУКИ. 2012; 6: 146 - 151.
7. Глебов В.В. Китайский студент в российской столице: социообразовательная адаптация. Азия и Африка сегодня. 2013, 1: 45 - 51.
8. Живкович Е. Особенности осуществления патриотического воспитания в Сербии. Белград, 2010.
References
1. Vukovich R. Shkola i vospitanie v duhe yugoslavskogo socialisticheskogo patriotizma. Belgrad, 2001: 58 - 78
2. Rosandich R. Patrioticheskoe vospitanie vuchebnikah. Belgrad, 2010: 89 - 96.
3. Rosandich R. Patrioticheskoe vospitanie v uchebnikah. Belgrad, 2015: 77 - 90.
4. Plut D. Socialisticheskie obrazcy v uchebnikah. Belgrad, 2014: 55 - 78.
5. Glebov V.V. Kitajskie i afrikanskie studenty v moskovskih vuzah. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 12 (677): 59 - 60.
6. Glebov V.V., Arakelov G.G. Organizaciya dosugovoj deyatel'nosti shkol'nikov kak sredstvo profilaktiki agressivnogo asocial'nogo povedeniya v detsko-podrostkovoj srede. Vestnik MGUKI. 2012; 6: 146 - 151.
7. Glebov V.V. Kitajskij student v rossijskoj stolice: socioobrazovatel'naya adaptaciya. Aziya iAfrika segodnya. 2013, 1: 45 - 51.
8. Zhivkovich E. Osobennosti osuschestvleniya patrioticheskogo vospitaniya v Serbii. Belgrad, 2010.
Статья поступила в редакцию 12.02.18
УДК 373.3
Martyshov A.V., postgraduate, Department of Forensic Ecology with a Course of Human Ecology, PFUR (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF PSYCHOSOCIAL DEVELOPMENT AND ADAPTATION OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE. The
article presents an analysis of features of psychosocial development and adaptation of primary school children. It is shown that the formation and mastery of the higher mental functions of the child takes place in the course of interaction of the younger student with the social reality, where age education is an indicator of personal development. It is revealed that establishment of relationship with social environment of the child is connected with educational activity, mastering of generalization, formation of arbitrariness and visual-figurative thinking in younger schoolchildren. The analysis of socio-economic changes in Russian society significantly affects the mental and personal development of younger students. It is noted that at the present stage of development of society there is ignoring the social environment and the specifics of the child's development. The focus in society is a significant threat and has in the near future, unpredictable social and psychological consequences for society.
Key words: psychosocial development of child, younger schoolchildren, adaptation, higher mental functions.
А.В. Мартышов, соискатель каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Российский университет дружбы
народов, г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлен анализ особенности психосоциального развития и адаптации детей младшего школьного возраста. Показано, что формирование и овладение высшими психическими функциями ребёнка проходит в ходе взаимодействия младшего школьника с социальной действительностью, где возрастные образования являются показателем личностного развития. Выявлено, что установление взаимоотношения с социальным окружением ребёнка связано с учебной деятельностью, овладение обобщения, формированием произвольности и наглядно-образного мышления у младших школьников. Анализ социально-экономических изменений в российском обществе значимо отражается на психическом и личностном развитии младших школьников. Отмечается, что на современном этапе развития общества происходит игнорирование социального окружение и специфики развития ребёнка. Данная направленность в обществе является значимо опасной и несет в недалеком будущем непредсказуемые социально-психологические последствия для социума.
Ключевые слова: психосоциальное развитие ребёнка, младшие школьники, адаптация, высшие психические функции.
Проблема психосоциального развития и адаптации детей младшего школьного возраста по-прежнему считается важной и актуальной проблемой на современном этапе развития российского общества.
Формирование и овладение высшими психическими функциями (ВПФ) в ходе онтогенеза, их социогенез проходит в ходе взаимодействия младшего школьника с социальной действительностью в процессе деятельности и общении, где качествен-
ные возрастные образования являются показателем личностного развития [1; 2].
Необходимо отметить, что психологическое принятие младшим школьником своего нового социального статуса проявляется в отказе от «дошкольных» поведенческих паттернов и усвоение новых ориентаций и установлении внутренней позиции школьника. К ним мы можем отнести такие позиции, как положительное отношение ребёнка к школе и процессу познания; попытке усвоения школьником социально-одобряемого поведения; к признанию младших школьников авторитета учителя как источника знаний и умений [3].
Изменение детской психики связано с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту. Эта динамика связана с изменением социального положения ребёнка в системе отношений с социумом. Эти взаимоотношения начинают центрироваться вокруг ребёнка при поступлении в начальную школу и оказывают влияние на его поведение и новые достижения [4].
Новые взаимоотношения с социальным окружением связано с учебной деятельностью младшего школьника и в овладении обобщений [5].
В этот период идет формирование произвольности и наглядно-образного мышления. Формирования уровня произвольности отмечается у большинства детей младшего школьного возраста.
Психологические новообразования ребёнка тесным образом связаны с игровой и учебной деятельностью. В процессе её осуществления у ребёнка устанавливаются особые условные отношения с взрослыми.
Важно также отметить, что этот возраст связан с так называемым «кризисом семи лет». Это достаточно условный термин, если иметь в виду паспортный возраст ребёнка. Интересен тот факт, что паспортный возраст ребёнка может не всегда совпадать с биологическим возрастом. По мнению М.М. Безруких биологический возраст - это уровень морфологического и психологического развития организма, который может быть сравним со средними возрастными характеристиками группы (популяции) [5].
Адаптационный характер функциональной работы организма ребёнка определяется не паспортным, а биологическим возрастом организма. При психологической дезадаптации ребёнка разница в возрасте может составлять от полутора до двух лет [5; 6]. В связи с этим организация обучения в школе должна базироваться на биологическом возрасте ребёнка, где в полной мере должны учитываться его психо-типологические особенности и уровень развития физиологических, психофизиологических и психологических процессов [7]. Такой подход даст возможность будущему ученику сформировать базисные системы физической, познавательной и эмоциональной сфер ребёнка и включить их в более сложные виды деятельности, обеспечивающие систематическое обучение в школе [5; 7].
При не соблюдении этих базисных систем могут не до конца быть сформированы ВПФ, что может вызвать у ребёнка трудности в обучении в школе и часто они несут нарушения в эмоциональной и коммуникативной сферах личности школьника. В ходе образовательного процесса должно учитываться достигнутый уровень психического и психофизиологического развития [5].
Формирование и становление психических механизмов внимания, восприятия и эмоциональной активности являются психофизиологической основой выбора ведущей деятельности школьника - ролевой игры. Именно в игровой деятельности младшего школьника, базирующийся на основе эмоциональной активации ребёнок может усваивать учебный материал, быть замотивиро-ван и принимать нормы отношений с социальным окружением. Только на их основе происходит развитие его мотивационно потребительской сферы [4].
Структурно-функциональное созревание лобных долей у детей младшего школьного возраста создаёт психофизиоло-
Библиографический список
гические условия для перехода от игры с открытой ролью и скрытыми правилами к игре с открытыми правилами и скрытой ролью, которые требуют от школьника высокой степени произвольного поведения. При этом ребёнок может получать удовольствие от принятия норм и правил поведения, которые позволяют ему в будущем выстраивать внутренние программы поведения [4].
Всё это дает толчок для развития творческих возможностей ребёнка и формированию саморегуляции психических функций, например, внимания, некоторых волевых качеств.
В младшем школьном возрасте, по мере формирования произвольности в психической деятельности ребёнка, особое место начинают занимать дидактические игры, которые организуются близким социальным окружением личности. Такие игры хорошо себя зарекомендовали в дошкольном обучении и в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.
Вместе с тем, в силу морфофункциональной незрелости ассоциативных полей коры (фронтальные части), дидактические игры не могут у детей полностью подменить ролевую игру. По мере взросления ребёнка существенное значение для него приобретают различные формы продуктивной деятельности, такие как конструирование, рисование, лепка и вырезывание.
На ранних стадиях у младших школьников наблюдается переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление у младших школьников постепенно превращается в логическое. Дети становятся способными устанавливать причинно-следственные связи. Это создаёт фундамент для систематического и концептуального рассуждения на уровне конкретных операций с использованием приёмов логических выводов и умозаключений.
Психофизиологический анализ базовых составляющих ВПФ у детей 5 - 6 лет даёт возможность рассматривать данный возрастной период с позиций морфофункционального развития регуляторных структур как сензитивный для формирования произвольной деятельности, пространственного восприятия, пространственных и временно-пространственных представлений. Исходя из этого, можно заключить, что образовательный процесс у младших школьников крайне необходим и может быть выстроен на основе знания психологичеких и психофизиологических особенностей детей этого возраста [6].
Современные социально-экономические изменения в российском обществе значимо отражаются на психическом и личностном развитии младших школьников. Общая тенденция особенности развития современного детства заключается в том, что социальное окружение ребёнка игнорирует специфику дошкольного и младшего школьного возраста и его фундаментальное значение для полноценного развития личности. Данная направленность в обществе является значимо опасной, которая несет в недалеком будущем непредсказуемые социально-психологические последствия для социума.
Таким образом, формирование и овладение высшими психическими функциями в ходе онтогенеза проходит в ходе взаимодействия младшего школьника с социальной действительностью, где возрастные образования являются показателем личностного развития. Установление взаимоотношения с социальным окружением связано с учебной деятельностью младших школьников и в овладении ребёнком обобщений действий и формированием произвольности наглядно-образного мышления.
Анализ социально-экономических изменений в российском обществе значимо отражается на психическом и личностном развитии младших школьников. К сожалению, на современном этапе развития общества отмечается игнорирование социального окружение ребёнка и специфики развития младшего школьного возраста. Данная направленность в обществе является значимо опасной и несёт в недалеком будущем непредсказуемые социально-психологичские последствия для социума.
1. Айзман РИ., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. 1: 9 - 17.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Москва, 1984; Т. 4.
3. Даначева М.Н., Шастун С.А., Глебов В.В. Особенности психоэмоциональной сферы и адаптации учащихся средних классов, проживающих в разных условиях столицы. Агаджаняновские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016: 42 - 43.
4. Литвинова, Н.А. Комплексный медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг показателей здоровья, адаптации и развития субъектов образовательного процесса. Труды Кузбасской комплексной экспедиции. 2004; Том 1: 93 - 103.
5. Безруких М.М. Здоровъесберегающие технологии в общеобразовательной школе: Методология анализа, формы, методы, опыт применения. Москва, 2002.