Научная статья на тему 'Влияние ранних отношений ребёнка с матерью на его социально-психологическую адаптацию в дошкольном возрасте'

Влияние ранних отношений ребёнка с матерью на его социально-психологическую адаптацию в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / РАННИЕ ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EARLY OBJECT RELATIONS / ПРИВЯЗАННОСТЬ / ATTACHMENT / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DISADAPTIVE BEHAVIOR / PSYCHOANALYTIC APPROACH / OBJECT RELATIONS THEORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митряшкина Н. В.

В данной статье рассматривается влияние ранних объектных отношений ребёнка с матерью на дальнейшую социально-психологическую адаптацию ребёнка. Одним из критериев социально-психологической адаптации ребёнка дошкольного возраста является способность к установлению удовлетворяющих объектных отношений, которая является вторичной и формируется на основании ранних удовлетворяющих отношений ребёнка с его матерью. Автором представлены взгляды современных авторов на социально-психологическую адаптацию, а также на связь между ранними отношениями ребёнка со значимым взрослым и дальнейшим развитием ребёнка в работах отечественных и зарубежных психологов. В данной статье связь социально-психологической адаптации ребёнка и его ранних объектных отношений с матерью рассматривается в рамках психоаналитического подхода, в частности, с позиций теории объектных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митряшкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF EARLY RELATIONS OF THE CHILD WITH THE MOTHER IN HIS SOCIOPSYCHOLOGICAL ADAPTATION

The research examines the influence of early object relations of the child with his mother in the period of the child's sociopsy-chological adaptation. One of the criteria of sociopsychological adaptation of child of a preschool age is an ability to establish satisfying object relations, which is secondary and is formed on the basis of satisfying early relationship of the child with his mother. The article presents views of contemporary authors on the sociopsychological adaptation. In addition, the researcher examines a contact between early relationship of the child with an adult and development of the child in the works of Russian and foreign psychologists. The relationship of social and psychological adaptation for the child and his early object relations with the mother is seen within the psychoanalytic approach, in particular, from the point of view of object relations theory.

Текст научной работы на тему «Влияние ранних отношений ребёнка с матерью на его социально-психологическую адаптацию в дошкольном возрасте»

Нами были отмечены следующие изменения в состоянии сердечно-сосудистой системы: уменьшение и стабилизация пульса у детей опытной группы составила 5 уд/мин., а в контрольной и базовой группах - 4 уд/мин., тогда как значения САТ, наоборот, увеличились в опытной группе на 0,255 условных единиц., в контрольной группе - на 0,019 у. ед. и уменьшились в базовой группе на 0,705 у. ед.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод о лучшей адаптации к физическим нагрузкам учащихся опытной группы по сравнению с учащимися контрольной и базовый группы к концу исследования.

В процессе диагностики АПК «АМСАТ - КОВЕРТ» показал области сильного, среднего нарушения и оптимум (область нормального функционирования органов и систем организма). Для оценки состояния организма использовались цифровые значения фактора отклонения по отведениям и системам в начале и конце учебного года (рисунок 1).

Нами наблюдались положительная динамика роста количества детей, отнесенных по результатам диагностики к учащимся с оптимальным уровнем функционального состояния: в опытной группе рост составил 17%, тогда как в контрольной и базовой группах рост превысил 14 и 10% соответственно (при p>0,05).

Библиографический список

Наши данные согласуются с результатами И.Р. Боднар, Я.К. Витос (2011), где на выборке детей дошкольного возраста была разработана программа тренингов по каратэ [11]. Исследование показало, что адекватно подобранная физическая подготовка в тренинговых занятий по восточным единоборствам, способствовала снижению заболеваемости у дошкольников, улучшению двигательной активности (координация, точность выполнения упражнения) и проведения воспитательного процесса.

Выводы. Сравнительный анализ состояния здоровья и физического развития детей, занимающихся общефизической подготовкой и детей, посещающих занятия по каратэ в системе дополнительного образования (ДО) в школе №1432 (Москва) выявил значимые различия в исследуемых показателях.

Отмечен более высокий уровень адаптации к физическим нагрузкам учащихся опытной группы. Установлено, что для большинства (89,4%) единоборцев опытной группы 3-х минутного интервала времени после физической нагрузки было достаточно практически для полного восстановления сердечно-сосудистой системы. Контрольные измерения ЧСС и САТ в конце исследования демонстрировали снижение этих показателей у младших школьников опытной (82,4%) и контрольной группы (38,4%) и практически не снижались данные показатели у учащихся базовой группы.

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Москва: Издательство РУДН, 2006.

2. Назаров В.А, Глебов В.В., Марьяновский А.А. Динамика информационных нагрузок в школе и психофункциональное развитие детей столичного мегаполиса. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012; 5: 24 - 27.

3. Родионова О.М., Глебов В.В. Немотивированная агрессия в различных социальных группах - угроза социальной стабильности и безопасности современного мегаполиса. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2007; 1: 42 - 48.

4. Сидельникова Н.Ю., Глебов В.В., Радыш И.В. Сравнительный анализ умственной работоспособности и интеллекта детей младшего школьного возраста, проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса. Технология живых систем. 2015; 3: 13 - 17.

5. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of the Moscow and Altai Regions). Psychology in Russia: State of the Art. 2010; Т. 3.: 565 - 578.

6. Лавер Б.И., Глебов В.В. Уровень здоровья и физического здоровья учащихся школ в условиях разного экологического состояния территории Москвы. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013; 5: 68 - 73

7. Родионова О.М., Глебов В.В. Лекции по дисциплинам «Экологическая физиология» и «Биология человека»: учебное пособие: в 2 ч. Москва: РУДН, 2013; Ч. 1.

8. Глебов В.В. Оптимизация режима труда и отдыха в психофизиологической адаптации учащихся школ. Известия СГУ. Философия. Психология. Педагогика. 2014; 1: 87 - 90.

9. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Организация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде. Вестник МГУКИ. 2012; 6:146 - 151.

10. Мартышов А.В., Горюнова С.В., Глебов В.В. Эколого-физиологическая оценка двигательной активности и адаптации младших школьников в условиях среды мегаполиса: монография. Москва: РУДН, 2013.

11. Боднар И.Р., Витос Я.К. Единство обучения, воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста в процессе занятий карате. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011; 10: 5 - 9.

References

1. Agadzhanyan N.A., Baevskij R.M., Berseneva A.P. Problemy adaptaciii uchenie o zdorov'e. Moskva: Izdatel'stvo RUDN, 2006.

2. Nazarov V.A, Glebov V.V., Mar'yanovskij A.A. Dinamika informacionnyh nagruzok v shkole i psihofunkcional'noe razvitie detej stolichnogo megapolisa. VestnikRUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2012; 5: 24 - 27.

3. Rodionova O.M., Glebov V.V. Nemotivirovannaya agressiya v razlichnyh social'nyh gruppah - ugroza social'noj stabil'nosti i bezopasnosti sovremennogo megapolisa. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2007; 1: 42 - 48.

4. Sidel'nikova N.Yu., Glebov V.V., Radysh I.V. Sravnitel'nyj analiz umstvennoj rabotosposobnosti i intellekta detej mladshego shkol'nogo vozrasta, prozhivayuschih v raznyh sredovyh usloviyah stolichnogo megapolisa. Tehnologiya zhivyh sistem. 2015; 3: 13 - 17.

5. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children's aggression and teenage criminality (on an example of the Moscow and Altai Regions). Psychology in Russia: State of the Art. 2010; T. 3.: 565 - 578.

6. Laver B.I., Glebov V.V. Uroven' zdorov'ya i fizicheskogo zdorov'ya uchaschihsya shkol v usloviyah raznogo 'ekologicheskogo sostoyaniya territorii Moskvy. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2013; 5: 68 - 73

7. Rodionova O.M., Glebov V.V. Lekcii po disciplinam «'Ekologicheskaya fiziologiya» i «Biologiya cheloveka»: uchebnoe posobie: v 2 ch. Moskva: RUDN, 2013; Ch. 1.

8. Glebov V.V. Optimizaciya rezhima truda i otdyha v psihofiziologicheskoj adaptacii uchaschihsya shkol. Izvestiya SGU. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2014; 1: 87 - 90.

9. Glebov V.V., Arakelov G.G. Organizaciya dosugovoj deyatel'nosti shkol'nikov kak sredstvo profilaktiki agressivnogo asocial'nogo povedeniya v detsko-podrostkovoj srede. Vestnik MGUKI. 2012; 6:146 - 151.

10. Martyshov A.V., Goryunova S.V., Glebov V.V. 'Ekologo-fiziologicheskaya ocenka dvigatel'noj aktivnosti i adaptacii mladshih shkol'nikov v usloviyah sredy megapolisa: monografiya. Moskva: RUDN, 2013.

11. Bodnar I.R., Vitos Ya.K. Edinstvo obucheniya, vospitaniya i ozdorovleniya detej doshkol'nogo vozrasta v processe zanyatij karate. Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2011; 10: 5 - 9.

Статья поступила в редакцию 06.10.16

УДК 37.015

Mitryashkina N.V., Head of Organizational-Methodical Department, Center of Psychological and Pedagogical Assistance to Population "Algis" (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

THE INFLUENCE OF EARLY RELATIONS OF THE CHILD WITH THE MOTHER IN HIS SOCIOPSYCHOLOGICAL ADAPTATION. The research examines the influence of early object relations of the child with his mother in the period of the child's sociopsy-chological adaptation. One of the criteria of socio-psychological adaptation of child of a preschool age is an ability to establish satisfying object relations, which is secondary and is formed on the basis of satisfying early relationship of the child with his mother. The

article presents views of contemporary authors on the sociopsychological adaptation. In addition, the researcher examines a contact between early relationship of the child with an adult and development of the child in the works of Russian and foreign psychologists. The relationship of social and psychological adaptation for the child and his early object relations with the mother is seen within the psychoanalytic approach, in particular, from the point of view of object relations theory.

Key words: children of preschool age, early object relations, attachment, social-psychological adaptation, disadaptive behavior, psychoanalytic approach, object relations theory.

Н.В. Митряшкина, зав. организационно-методическим отделением Центра психолого-педагогической помощи

населению «Альгис», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЁНКА С МАТЕРЬЮ НА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В данной статье рассматривается влияние ранних объектных отношений ребёнка с матерью на дальнейшую социально-психологическую адаптацию ребёнка. Одним из критериев социально-психологической адаптации ребёнка дошкольного возраста является способность к установлению удовлетворяющих объектных отношений, которая является вторичной и формируется на основании ранних удовлетворяющих отношений ребёнка с его матерью. Автором представлены взгляды современных авторов на социально-психологическую адаптацию, а также на связь между ранними отношениями ребёнка со значимым взрослым и дальнейшим развитием ребёнка в работах отечественных и зарубежных психологов. В данной статье связь социально-психологической адаптации ребёнка и его ранних объектных отношений с матерью рассматривается в рамках психоаналитического подхода, в частности, с позиций теории объектных отношений.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, ранние объектные отношения, привязанность, социально-психологическая адаптация, дезадаптивное поведение.

В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с деза-даптивным поведением взрослых, подростков, детей. Внешняя нестабильная ситуация актуализирует внутренние проблемы людей, делая очевидным наличие глубинного пласта нарушений. Дезадаптивное поведение является проявлением внутреннего душевного неблагополучия человека - нарушения процесса социально-психологической адаптации. Процесс социально-психологической адаптации у взрослых осложняется нестабильной макроэкономической, геополитической ситуацией в стране. Попытка взрослых стабилизировать внутреннее состояние и обеспечить стабильность существования не только себе, но и членам семьи, зачастую приводит к увеличению времени, проводимому на работе, изменению дистанции в отношениях с близкими людьми, в том числе с детьми, актуализации потребности восстановления с помощью дополнительных ресурсов [не всегда адаптивных, например - ПАВ]. В свою очередь, дети и подростки также реагируют на нестабильность внешней ситуации и состояние родителей усилением патогенной симптоматики. Удовлетворяющие, поддерживающие, «достаточно хорошие» детско-роди-тельские отношения являются опорой для детей и подростков в ситуации нестабильности и небезопасности, оказываясь «надежной базой» для преодоления трудностей жизни.

В настоящее время существуют различные определения социально-психологической адаптации. В этнопсихологическом словаре и энциклопедическом словаре по психологии и педагогике социально-психологическая адаптация [от лат. adoptation -приспособление] рассматривается как результат [и процесс] взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию [установлению оптимального соотношения] целей и ценностей личности и группы [1].

В словаре по профориентации и психологической поддержке социально-психологическая адаптация понимается как приспособление личности к условиям социальной сферы. [2].

Е.В. Кулебякин рассматривает социально-психологическую адаптацию как важнейший механизм социализации и взаимодействие личности и социальной среды [3].

Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко предлагает следующее понятие социально-психологической адаптации: это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [4].

Ещё один вариант трактовки социально-психологической адаптации в отечественной психологии - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии

с требованиями этого общества и собственными мотивами, потребностями и интересами [5].

Во всех определениях социально-психологической адаптации, приведенных здесь, очевидным является факт наличия взаимной связи личности и общества. Соглашаясь с данным положением, остается добавить необходимость и обязательность этой связи. Человек как существо социальное напрямую зависит от общества, от собственной социальной реализованности, а его внутреннее душевное благополучие во многом детерминировано социальным соответствием, и, наоборот, без душевного, внутреннего благополучия человека соотнесение системы ценностей личности с социальными нормами, требованиями будет осложнено или невозможно.

С точки зрения В.Ю. Меновщикова, «... вся сложность и, возможно, даже драматизм ... заключается в том, что социальное практически не отделимо от биологического и психологического. Более того, можно говорить о том, что социальная дезадаптация есть следствие биологической и психологической дезадаптации, поскольку человек здоровый биологически и психологически социальным дезадаптантом не становится. Либо он становится таковым лишь на короткое время в силу воздействия экстремальных факторов [война, землетрясение и т. п.]. Существует и обратная зависимость - среда, социум, социальное влияет на психологическое и биологическое состояние индивида» [6, с. 53].

Таким образом, рассматривая социально-психологическую адаптацию детей можно остановиться на следующем определении социально-психологической адаптации - полифакторная совокупность состояний, реакций, взаимоотношений ребёнка, определяющая гомеостаз его душевного благополучия и социальной приспособленности. Душевное благополучие детей в дошкольном возрасте определяется фактами полного или частичного удовлетворения базовых потребностей как физиологических, так и психологических, главной из которых является потребность в удовлетворяющих отношениях. Однако, потребность, равно как и способность находиться в близких удовлетворяющих отношениях детерминирована опытом ранних отношений ребёнка с матерью. Если таковой опыт имел место в жизни ребёнка, то и дальнейшие отношения, вероятно, будут складываться как удовлетворяющие ребёнка. Если ранние отношения с матерью складывались травматично для ребёнка, то ожидаемыми будут и непростые отношения с другими людьми.

В рамках психоаналитического подхода именно наличие в опыте ребёнка удовлетворяющих объектных отношений определяет его способность к социально-психологической адаптации. «Теория и практика психоанализа внесли существенный вклад в понимание закономерностей развития человеческих отношений. Пройдя путь от учения З. Фрейда до разработок о ранних объектных отношениях и теории привязанности, психоаналитический подход сыграл важнейшую роль в формировании современных взглядов на ранние отношения матери с ребёнком.» [7, с. 124].

«Контакт с матерью снимает тревогу и даёт чувство защищенности, значение которого нельзя переоценить, поскольку, только будучи внутренне свободным от переживания опасности, тревоги или боли, ребёнок способен переключать свое внимание на окружающий мир и решать задачи по его познанию и освоению» [8, с. 45].

В исследованиях зарубежных психологов М. Эйнсворт, Дж. Боулби, М. Мейн также становится очевидной взаимосвязь объектных отношений с социально-психологической адаптиро-ванностью ребёнка [9].

Дж. Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации, основную среду, в которой оно формируется. «... у малышей, испытывающих до определённого возраста недостаток интеракций с людьми, может так никогда и не выработаться адекватное социальное поведение» [10, с. 44] .

Определяющим для разработки идеи о связи социально-психологической адаптации и объектных отношений явился подход к рассмотрению ранних объектных отношений младенца и матери как жизнеобразующей матрицы всех его последующих взаимоотношений. Именно наличие определенных объектных отношений в детстве у младенца с матерью формирует внутреннюю систему отношений младенца и определяет его мировосприятие и дальнейшие межличностные связи, а также передачу этой модели объектных отношений последующим поколениям.

В зарубежной психологии особую популярность приобрела теория привязанности, разработанная Дж. Боулби и М. Эйнсворт. Согласно этой теории, отношения, возникающие между младенцем и матерью, детерминируются привязанностью, возникающей между ними, и определяют дальнейшее развитие ребёнка. Функциями матери кроме удовлетворения базовых физиологических потребностей младенца, является обеспечение его базовых психологических потребностей в любви, безопасности, надежности и уверенности в своей защищенности.

Если это так, то младенец, вырастая, способен налаживать вторичные привязанности с другими людьми. В противном случае, он не сможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми, пока эти базовые потребности не будут удовлетворены. Способность к установлению удовлетворяющих вторичных связей является одним из критериев социально-психологической адаптации.

Маргарет Малер, венский педиатр и детский психоаналитик, изучала эмоциональные связи между младенцем и матерью и рассматривала отношения мать - дитя как динамическое единство противоположных стремлений - потребность ребёнка в привязанности к матери, с одной стороны, и стремлении ребёнка к собственной автономии через установление четких границ своего «Я» в этих отношениях - с другой. [11]. Качество существующих отношений между матерью и ребёнком опреде-

Библиографический список

ляет успешность интеграции этих противоречивых тенденций и формирует способность ребёнка к самостоятельности, автономии. В данном случае стабильные объектные отношения матери и ребёнка рассматриваются в качестве ресурсной поддержки для ребёнка и надежной базы для его дальнейшего психического развития.

В трудах отечественных психологов прослеживается та же линия, обозначающая значимость для ребёнка отношений со значимым взрослым, его потребности во внешних впечатлениях как предиката его социально-психологической адаптированно-сти. «В ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определенной системы ценностей, норм национальной и общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. Стремление к самопознанию и самооценке возникает в процессе общения детей сначала с близкими взрослыми, а после трёх лет - и со сверстниками. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценить себя в разных сферах жизнедеятельности» [12, с. 23] .

«Кроме того, исследования обнаруживают, что на протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребёнка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребёнка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Стремление к одобрению взрослых, особенно родителей, является в этом возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребёнка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности. Следовательно, «санкции» взрослых являются важнейшими регуляторами поведения ребёнка» [12, с. 24]. Способность устанавливать вторичные связи, иметь потребность быть в отношениях с людьми, в первую очередь с близкими людьми и сверстниками определяет внутрипси-хическую готовность ребёнка к социальному функционированию. Под потребностью «находиться в отношениях» понимается осознанное или бессознательное желание, интерес к отношениям с разными людьми. Способность «быть в отношениях» определяется наличием внутренней готовности рассматривать другого человека как равного себе, способностью проявлять эмпатию и рефлексию в отношениях с ним, определять границы обоюдной комфортности в этих отношениях, а также наличием необходимых навыков взаимодействия.

Таким образом, дошкольники, имеющие удовлетворяющий опыт ранних объектных отношений хотят и могут устанавливать и поддерживать отношения с близкими людьми, сверстниками, взрослыми в зависимости от ситуации, демонстрируя свою социальную приспособленность, что является одним из аспектов социально-психологической адаптации ребёнка.

1. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. Москва, 1999.

2. Словарь по профориентации и психологической поддержке. Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения. Томск. 2003.

3. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы: учебное пособие. Владивосток, 2004.

4. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. Москва, 2002.

5. Большая психологическая энциклопедия. Available at: http://psychology.academic.ru/

6. Меновщиков В.Ю. Рабочая книга психолога социальной защиты. Москва, 2010.

7. Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. Москва, 2005.

8. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая диагностика. 2005; 4.

9. Крэйн У. Теории развития. Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности. Москва, 2002.

10. Боулби Дж. Надежная опора. Клиническое применение теории привязанности. Лондон,1988.

11. Малер М.С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. Перевод с английского. Москва, 2011.

12. Ганошенко Н.И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребёнка к себе и окружающим людям. Психолог в детском саду. 2005; 4.

References

1. Krys'ko V.G. 'Etnopsihologicheskij slovar'. Moskva, 1999.

2. Slovar'po proforientaciiipsihologicheskojpodderzhke. Kemerovskij oblastnoj centr professional'noj orientacii molodezhi i psihologicheskoj podderzhki naseleniya. Tomsk. 2003.

3. Kulebyakin E.V. Psihologiya social'nojraboty: uchebnoe posobie. Vladivostok, 2004.

4. Zinchenko V.P., Mescheryakov B.G. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. Moskva, 2002.

5. Bol'shaya psihologicheskaya 'enciklopediya. Available at: http://psychology.academic.ru/

6. Menovschikov V.Yu. Rabochaya kniga psihologa social'noj zaschity. Moskva, 2010.

7. Psihoanaliticheskaya hrestomatiya. Klassicheskie trudy. Moskva, 2005.

8. Burmenskaya G.V. Metodiki diagnostiki privyazannosti k materi rebenka doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. Psihologicheskaya diagnostika. 2005; 4.

9. Kr'ejn U. Teorii razvitiya. Boulbii 'Ejnsuort o chelovecheskojprivyazannosti. Moskva, 2002.

10. Boulbi Dzh. Nadezhnaya opora. Klinicheskoe primenenie teorii privyazannosti. London,1988.

11. Maler M.S., Pajn F., Bergman A. Psihologicheskoe rozhdenie chelovecheskogo mladenca: Simbioz i individuaciya. Perevod s anglijskogo. Moskva, 2011.

12. Ganoshenko N.I. Issledovanie osobennostej 'emocional'nogo otnosheniya rebenka k sebe i okruzhayuschim lyudyam. Psiholog v detskom sadu. 2005; 4.

Статья поступила в редакцию 08.10.16

УДК: 616.055.2+616.891

Gafarov V.V., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Head of Laboratory of Psychological and Sociological Problems of Therapeutic Diseases, Institute of Internal and Preventive Medicine, Head Interdepartmental Laboratory of Epidemiology of CVD (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Gromova E.A., Doctor of Sciences (Medicine), senior researcher, Laboratory of Psychological and Sociological Problems of Therapeutic Diseases, Institute of Internal and Preventive Medicine, Interdepartmental Laboratory of Epidemiology of CVD (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Gagulin I.V., senior researcher, Laboratory of Psychological and Sociological Problems of Therapeutic Diseases, Institute o f Internal and Preventive Medicine, Interdepartmental Laboratory of Epidemiology of CVD (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Panov D.O., Cand. of Sciences (Medicine), senior researcher, Laboratory of Psychological and Sociological Problems of Therapeutic Diseases, Institute of Internal and Preventive Medicine, Interdepartmental Laboratory of Epidemiology of CVD (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Gafarova A.V., Cand. of Sciences (Medicine), senior scientist, Laboratory of Psychological and Sociological Problems of Therapeutic Diseases, Institute of Internal and Preventive Medicine, Interdepartmental Laboratory of Epidemiology of CVD (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

POLIMORPHISM RECEPTOR GENE NPAS2 rs4851377 AND ITS ASSOCIATION WITH CIRCADIAN CLOCK IN OPEN MEN POPULATION. The article describes results of a study a number of hours of sleep per night, and their association with the candidate gene NPAS2 rs4851377 in the open population of men 25-44 years of age. Most men needed 7 hours of sleep per day - 46.7% were male with an 8-hour sleep (24.4%) in second place. Genotype C / C gene NPAS2 rs4851377 is more common in those who slept at least 8 hours during the day (33.3%) and 9 hours (33.3%), and genotype C / T and T / T were in persons with 7-hour sleep (50% and 53.3%, respectively). It was found that 6 hours of sleep a factor of 4.5 was observed significantly more frequently among those who have the allele T, than the allele C, whose sleep was 9 hours; and 7 hours of sleep in comparison with 9-hour sleep was 4 times more often in men with the allele T, than in men with the allele C.

Key words: epidemiology, NPAS2 rs4851377 gene, continuance sleep.

В.В. Гафаров, д-р мед. наук, проф., зав. лабораторией психологических и социологических проблем терапевтических заболеваний ФГБНУ НИИ ТПМ, рук. Межведомственной лаборатории эпидемиологии ССЗ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

Е.А. Громова, д-р мед. наук, вед. науч. сотр. лаборатории психологических и социологических проблем терапевтических заболеваний ФГБНУ НИИ ТПМ Межведомственной лаборатории эпидемиологии ССЗ, г Новосибирск; E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.В. Гагулин, ст. науч. сотр. лаборатории психологических и социологических проблем терапевтических заболеваний ФГБНУ НИИ ТПМ, Межведомственной лаборатории эпидемиологии ССЗ, г. Новосибирск; E-mail: [email protected]

Д.О. Панов, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории психологических и социологических проблем терапевтических заболеваний ФГБНУ НИИ ТПМ, Межведомственной лаборатории эпидемиологии ССЗ, г. Новосибирск; E-mail: [email protected]

А.В. Гафарова, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории психологических и социологических проблем терапевтических заболеваний ФГБНУ НИИ ТПМ, Межведомственной лаборатории эпидемиологии ССЗ, г. Новосибирск; E-mail: [email protected]

ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНА NPAS2 rs4851377 И ЕГО АССОЦИАЦИИ С ЦИРКАДИАННЫМИ ЧАСАМИ В ОТКРЫТОЙ ПОПУЛЯЦИИ МУЖЧИН

В статье описаны результаты исследования продолжительности сна и его ассоциация с геном-кандидатом NPAS2 rs4851377 в открытой популяции мужчин 25 - 44 лет. Большинству мужчин требовалось 7 часов сна в сутки - 46,7%, на втором месте были мужчины с 8-часовым сном (24,4%). Генотип С/С гена NpAS2 rs4851377 чаще встречался у тех, кто спал в сутки не менее 8 часов (33,3%) и 9 часов (33,3%), а генотипы С/T и T/T были у лиц с 7- часовым сном (50% и 53,3%, соответственно). Установлено, что 6-часовой сон в 4,5 раза достоверно чаще наблюдался среди лиц, носителей аллеля T, чем аллеля С, у которых сон был 9-ти часовым; также 7-часовой сон в сравнении с 9-часовым сном был чаще в 4 раза у носителей аллеля T, чем у носителей аллеля C.

Ключевые слова: эпидемиология, ген NPAS2 rs4851377, нарушения сна.

Актуальность исследования

Циркадианные часы влияют на многие физиологические и поведенческие аспекты, такие, как температура тела, выброс гормонов, а также цикл сон-бодрствование. Консолидация сна и синхронизация циклов сон - бодрствование регулируются сложным взаимодействием между циркадными процессами и гомео-статическими процессами [1]. Центральный водитель циркадного ритма расположен в супрахиазматическом ядре гипоталамуса и

управляет периферическими часами в экстра-супрахиазмальной области мозга, регулируя циклы сон-бодрствование [2].

Обычно цикл биохимических реакций в нейронах супрахи-азмальных ядер не укладывается точно в 24 часа и у большинства людей составляет примерно 25 часов. Молекулярные часы организма «подгоняются» к местному световому циклу. Активация определенных часовых генов, вызванная светом, и последующий синтез de novo соответствующих белков надолго пода-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.