Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1672
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миназова Зарема Магомедовна, Батырова Айна Магометовна, Газимагомедов Гаджисаид Газимагомедович

В статье автор раскрывает особенности использования дидактических игр в образовательном процессе с целью развития у младших школьников познавательного интереса. Использование различных дидактических игр помогают формировать у школьников представления об окружающем мире, о материальных и духовных ценностях, помогают развивать личность ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов. Дидактическая игра также способствует развитию познавательного интереса школьников. Дидактическая игра способствует умственному развитию личности, активизирует психические процессы, вызывая тем самым интерес к процессу усвоения новых знаний, получения новой информации, формирование в целом познавательного интереса. Представлены виды дидактических игр: настольно-печатные, предметные, словесные, использование которых позволяет системно работать над формированием познавательного интереса, при этом используя игру - как форму работы приятную и понятную для детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миназова Зарема Магомедовна, Батырова Айна Магометовна, Газимагомедов Гаджисаид Газимагомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIDACTIC GAMES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN ORDER TO DEVELOP COGNITIVE INTEREST IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN

In the article, the author reveals the features of the use of didactic games in the educational process in order to develop cognitive interest in younger schoolchildren. The use of various didactic games helps to form students' ideas about the world around them, about material and spiritual values, helps to develop a child's personality taking into account individual abilities, capabilities and interests. The didactic game also contributes to the development of the cognitive interest of schoolchildren. The didactic game promotes the mental development of the individual, activates mental processes, thereby arousing interest in the process of assimilation of new knowledge, obtaining new information, the formation of cognitive interest in general. The types of didactic games are presented: desktop-printed, subject-based, verbal, the use of which allows you to work systematically on the formation of cognitive interest, while using the game as a form of work that is pleasant and understandable for primary school children.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА»

Педагогика

УДК 37.012

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Зарема Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

старший преподаватель кафедры педагогики и методики

начального образования Батырова Айна Магометовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

аспирант кафедры общей и социальной педагогики социального

факультета Газимагомедов Гаджисаид Газимагомедович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Аннотация. В статье автор раскрывает особенности использования дидактических игр в образовательном процессе с целью развития у младших школьников познавательного интереса. Использование различных дидактических игр помогают формировать у школьников представления об окружающем мире, о материальных и духовных ценностях, помогают развивать личность ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов. Дидактическая игра также способствует развитию познавательного интереса школьников. Дидактическая игра способствует умственному развитию личности, активизирует психические процессы, вызывая тем самым интерес к процессу усвоения новых знаний, получения новой информации, формирование в целом познавательного интереса. Представлены виды дидактических игр: настольно-печатные, предметные, словесные, использование которых позволяет системно работать над формированием познавательного интереса, при этом используя игру - как форму работы приятную и понятную для детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: использование, дидактические игры, образовательный процесс, развитие, младшие школьники, познавательный интерес.

Annotation. In the article, the author reveals the features of the use of didactic games in the educational process in order to develop cognitive interest in younger schoolchildren. The use of various didactic games helps to form students' ideas about the world around them, about material and spiritual values, helps to develop a child's personality taking into account individual abilities, capabilities and interests. The didactic game also contributes to the development of the cognitive interest of schoolchildren. The didactic game promotes the mental development of the individual, activates mental processes, thereby arousing interest in the process of assimilation of new knowledge, obtaining new information, the formation of cognitive interest in general. The types of didactic games are presented: desktop-printed, subject-based, verbal, the use of which allows you to work systematically on the formation of cognitive interest, while using the game as a form of work that is pleasant and understandable for primary school children.

Keywords: usage, didactic games, educational process, development, junior schoolchildren, cognitive interest.

Введение. Познавательный интерес как педагогическая категория рассматривается с позиции активизации деятельности и познавательной деятельности ученика.

Познавательная деятельность способствует повышению эффективности образовательного процесса, выделяя те аспекты, которые могут быть привлекательны и интересны, вовлекая учащихся в учебную деятельность, заставляя думать, анализировать и стремится к чему-то новому и неизвестному.

Современная позиция образования говорит о том, что обучение будет эффективным, когда сам процесс будет не скучным.

Одной из предпосылок развития активной познавательной деятельности является проявление интереса, который позволяет получать новые знания, умения и формировать навыки. С этой целью целесообразно использовать активные методы обучения на разных этапах урока, различных предметах и этапах изучения материала.

При формировании познавательного интереса учащихся важно качественно организовать деятельность учащихся (как индивидуальную, так и групповую). При этом выделяют различные средства и технологии, помогающие активизировать деятельность учеников и повысить активность на уроке.

При всем многообразии, игра занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе (особенно младших школьников). В отличие от различных игр - дидактическая игра имеет определенные образовательные цели и направлена на определенные педагогические результаты.

Дидактические игры имеют выраженную педагогическую познавательную направленность.

Использование различных дидактических игр помогают формировать у школьников представления об окружающем мире, о материальных и духовных ценностях, помогают развивать личность ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов. Дидактическая игра также способствует развитию познавательного интереса школьников.

Изложение основного материала статьи. Изучением вопросов развития познавательного интереса учащихся занимались многие ученые, среди которых Гарифулина И.В., Рубинштейн С.А., Сапронов И.А., Хухлаева О.В. и др. Вопросами использования дидактических игр в образовательном процессе и, в частности для развития познавательного интереса учащихся, занимались Балясникова Ю.И., Быков С.А., Степанова О.А., Харькова Н.Н. и др. исследователи.

В условиях современной школы познавательный интерес учащихся является определяющим во многом фактором успешности образовательного процесса. Решение задач повышения познавательного интереса будет способствовать в целом повышению качества образования. Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является использование дидактических игр в процессе обучения.

Деятельность учащихся начальной школы характеризуется вовлеченностью в новую для ребенка социальную среду. Ребенок познает новую учебную деятельности, при этом постоянно получает оценку своей деятельности. Оценка ребенка как ученика, во многом зависит в этот период от успешности процесса обучения и получения положительных оценок от взрослых.

Младшие школьники могут очень сильно отличаться друг от друга своими познавательными интересами и познавательной активностью. Младшие школьники также могут отличаться различным уровнем развития специальных

навыков, которые способствуют успешности образовательного процесса. Б.И. Додонов отмечал, что интерес представляет собой мимолетное состояние, способное перерасти в качество личности характеризующееся системностью проявления [13, С. 22]. Он отмечал, что интерес и мотивация обучения достаточно малоизученное направление, которое имеет некоторые характеристики как психического явления, но при этом является педагогической характеристикой. Интересы являются неким двигателем, для получения новых знаний.

Формирование познавательного интереса младших школьников изначально представлено в форме любопытства, когда задействуются механизмы внимания. При этом внимание является лишь механизмом посредствам которого и проявляется любопытство, а позже и познавательный интерес. При этом отмечается, что переход одной фазы интереса к другой, не значит исчезновение предыдущей фазы интереса.

Развитие познавательного интереса также может быть последовательно представлена в форме перехода от формы познавательного интереса в образовательный.

Формирование познавательного интереса начинается с первых дней обучения в школе. Школьники начинают сначала интересоваться своими достижениями в воспитательной деятельности, а после это переходит на учебную деятельности с пониманием причин и необходимости получения новых знаний.

Именно на этой основе у младших школьников могут формироваться мотивы приобщения к общественным нормам, которые в их случае проявляются в мотивации обучения, подготовки и работе на уроках. Педагогам важно формирования учебные мотивы, формируя у детей представления о важности и необходимости обучения и воспитания. При этом необходимость ускорять или искусственно продвигать этот процесс не актуальна, так как нужны естественные соответствующие условия.

Развитие познавательного интереса учащихся при получении новых знаний во многом зависит от ощущения детьми удовлетворения своей деятельностью. В первые годы обучения ярко проявляются любопытство и стремление узнать что-то новое.

Познавательный интерес и познавательная активность - это достаточно сложные явления, которые можно рассматривать с разных сторон.

Познавательный интерес может служить стимулом обучения, который представляется в форме развлечения и получения новых знаний.

Познавательная активность является основным показателем успешности учебной деятельности ученика. Следовательно, можно говорить о внутренних и внешних проявлениях познавательного интереса.

В процессе формирования познавательного интереса младших школьников целесообразно учитывать внешние и внутренние стороны. Но при этом стоит, конечно, помнить, что педагог не может учитывать все внутренние мотивы каждого ребенка, поэтому целесообразно учитывать внешние мотивы установленные социумом.

Первые попытки анализа проблем обучения были предприняты еще Аристотелем, Пифагором, Сократом. Позже во времена средневековья проблема развития познавательного интереса к обучению вообще не рассматривалась, а сам процесс учебы сводился к зубрешке и наказаниям в случае плохой успеваемости. О мотивации и проявлении интереса в тот период никто и не задумывался, но вопросы обучения рассматривались в трудах М. Монтель, Т. Кампанелла, Ф. Рабле и др.

История Нового времени позволила говорить о появлении интереса к вопросу обучения с позиции мотивации и побуждении получения знаний.

Я.А. Коменский отмечал в своих трудах способы активизации школьников. В труде «Великая дидактика» он писал «Если содержание и методы обучения будут отвечать возможностям детей, другими словами, будут им доступны, то и весь учебный труд будет восприниматься школьниками радостно, с искренним удовольствием» [5, С. 191].

Необходимость развития познавательного интереса учащихся отмечал Ж.Ж. Руссо. В своей работе «Эмиль, или о воспитании» он отмечал интерес детей - важным и главным мотивом процесса обучения. По мнению Руссо, любопытство это врождённое качество человека, которое помогает успешно воспринимать информацию (в том числе и в процессе обучения) без особого принуждения [6, С. 154].

В России проблема проявления интереса к обучению, стала рассматриваться лишь во второй половине XVIII века. До этого времени вопрос о познавательном интересе вообще не рассматривался в отечественной педагогике, так как в своем большинстве образование мало было кому доступно. Обучение в этот период сводилось к банальному заучиванию и воспроизведению текстов. Необходимость и востребованность на государственном уровне в развитии образования привело к привлечению великих педагогов того времени: И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.

И.И. Бецкой пропагандировал создание новых учебных заведений, с учетом сословий, где будут обучать «новую породу людей». При этом именно И.И. Бецкой настаивал на запрете в школах телесных наказаний и введении индивидуального подхода для каждого собачащегося с учетом способностей и возможностей ребенка [2, С. 44].

Вторая половина XIX века была связана с большими изменениями в обществе, реформы проводились и в системе образования. При этом существовали разные подходы. В одном случае учеба сводилась к некой забавной игре, что, конечно же, не способствовало получению знаний. Другие педагоги считали, что необходимо четко вкладывать знания не обращая внимания на интерес учеников.

Более полно и подробно вопрос об интересе к процессу обучения рассматривал К.Д. Ушинский. Он отмечал важность интересного обучения, но при этом невозможности и нецелесообразности перехода на шутливое обучение, так как оно не способствует формированию личности и развитию ума. Именно К.Д. Ушинский говорил «Учение есть труд, который должен оставаться трудом, полным мысли» [8, С. 215].

Новый интерес к процессу обучения был связан с обращением внимания к внутреннему миру школьника. Л.Н. Толстой рассматривал своих трудах индивидуальные особенности и возможности школьника и связывал процесс обучения с внутренним миром обучающегося. Он отмечал, что интерес к учебе может быть только тогда, когда школьника не связывают никакие условности и ограничения. Только в этом случае могут успешно развиваться способности и наклонности [7, С. 72].

Вопросы развития познавательного интереса школьников также рассматривались Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым, А.И. Кочетовым и др. педагогами - новаторами и исследователями. В основе успешности образовательного процесса они видели познавательный интерес, которые, в конечном счете, являлся средством развития познавательной деятельности.

Познавательную деятельность они рассматривали как личностное отношение к знаниям, к их изучению, взаимодействию в процессе получения новых знаний.

Ш.А. Амонашвили рассматривал проблему развития интереса к обучению у младших школьников. При этом им был организован эксперимент, в ходе которого он предлагал использовать на уроках различный занимательный материал, преднамеренные ошибки, задачи на логику и пр. Результаты проведенного исследования позволили говорить об успешности образовательного процесса и развитии познавательного интереса школьников [1, С. 51].

Таким образом, подводя итог сказанному выше можно отметить, что познавательный интерес способен активизировать психические процессы, побуждая обучающегося к новым действиям, которые в свою очередь позволяют получать новые знания и опыт.

В настоящее время проблема развития и формирования познавательного интереса школьников - достаточно актуальна и востребована в разных отраслях педагогики. Познавательные интерес - это обусловленная причина различных учебных действий, один из самых эффективных мотивов деятельности. Для формирования познавательного интереса могут быть использованы в образовательном процессе различные формы и приемы работы.

Дидактическая игра является одной из форм обучения, в процессе которого происходит воздействия на ребенка педагогом. Игра может реализовывать одновременно две цели: обучающую и игровую.

Обучающую цель преследуют, как правило, педагог, которые решает посредствам игры образовательные задачи. Игровую цель - преследует ребенок, действия, которые объясняются интересом и занимательностью происходящего. Важно чтобы обе цели дополняли друг друга и решали поставленные учебные задачи, направленные на усвоение материала.

Дидактическая игра способствует умственному развитию личности, активизирует психические процессы, вызывая тем самым интерес к процессу усвоения новых знаний, получения новой информации, формирование в целом познавательного интереса. Игра может способствовать усвоению любого, даже самого сложного материала. Она вызывает у школьника чувство удовлетворения от самого процесса игры и от полученных результатов, стимулирует работоспособность и активность школьника.

Игры-путешествия помогают повысить интерес к окружающей действительности, обратить на что-то внимание, что в обыденной жизни мы не замечаем. Эти игры помогают развивать наблюдаться и способствуют приобретению навыка в преодолении трудностей при решении поставленных задач. В этих играх используются разные приемы:

- постановка задач, которые необходимо решить;

- определение способ решения задач, стратегию их решения и последовательность;

- поэтапность решения задачи;

- формулирование выводов о возможности, успешности решения задачи.

Разгадывания различного рода загадок позволяет формировать навыки анализа обобщения, способствует развитию способности к рассуждению и формулированию выводов.

Игры-беседы основаны на базе общения и проведения бесед на разные темы. Основными моментами в данной игре являются доброжелательность, заинтересованность, непосредственность самого процесса общения. Такая игра воспитывает у детей умение слушать, эмоционально переживать происходящему, умение анализировать и высказывать собственное мнение на основе услышанного. Проведение игр данного вида предъявляет определенные требования: материал должен быть тщательно подобран; должен быть понятен и доступен конкретному возрасту; должен быть интересен детям.

Познавательный материал игры-беседы должен определяться содержанием игры, а игра должна соответствовать возможностям детей, их возрасту.

Игры-поручения - более короткая форма игр. Эти игры направлены на выполнение каких-либо поручений, действий, манипуляций. Не смотря на их простоту - они способны формировать у младшего школьника правильное представление об изучаемом предмете, явление и вызывать интерес к дальнейшей деятельности в данном направлении.

Игры-предположения формулируются с помощью речевого оборота «что если бы» или «что было бы, если...». Детям предлагается ситуация, которую необходимо оценить и предложить ее решения.

Еще одна классификация дидактических игр может быть представлена с указанием способа игровой деятельности. Исходя их этого, дидактические игры могут быть следующих видов: настольно-печатные, предметные, словесные:

- настольно-печатные игры могут быть в форме лото, парных картинок, направленных на развитие речи, логики, внимания, памяти, коммуникативных навыков и эмоциональной устойчивости;

- предметные игры направлены на знакомство детей с предметами, объектами природы и получения навыка действовать с ними;

- словесные игры построены с использованием слов и направлены на приобретения навыка выполнения различных мыслительных задач. Дети учатся в ходе игры описывать предметы выделять характеристики сравнивать описания и т.д.

Использование этих игр позволяет системно работать над формированием познавательного интереса, при этом используя игру - как форму работы приятную и понятную для детей младшего школьного возраста.

В первые годы обучения сложными к обучению могут стать любые предметы.

Математика, русский язык, окружающий мир, может стать сложным предметом или даже нелюбимым. Многие предметы требуют от ребенка концентрации, внимания, чего сложно добиться иногда в младшем школьном возрасте. Развитие мыслительной деятельности также находится на недостаточном уровне. На данном этапе учителю важно сформировать у ребенка потребность изучения школьного материала. Для этого важно, как и в какой форме подается учебный материал. В данном случае использовании дидактических игр позволяет активизировать детей на уроке при изучении различных предметов и тем.

Использование дидактических игр на уроке позволяют вызывать неподдельный интерес к новому материалу и процессу познания. Следствием использования дидактических игр может стать повышение успеваемости по предмету, так как материал становится интересным и понятным для ребенка.

Игра позволяет ребенку наблюдать, сравнивать и сопоставлять материал, делать выводы и обобщать что-то новое. Дидактические игры направлены на решение учебных задач, которые определяются программой и задачами конкретного предмета.

Выводы. Таким образом, дидактические игры имеют свои особенности, в связи с чем их организация и реализация зависит от задач стоящими перед ними.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. -1984. - № 5. - С. 36-41.

2. Бецкой И.И. Генерального плана Императорского воспитательного дома исполнительное учреждение вдовьей, ссудной и сохранной казны, в пользу всего общества. - СПб., 1772.

3. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. Педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 218 с.

4. Додонов Б.И. О системе «личность» / Додонов Б.И. - Психология личности в трудах отечественных психологов: СПб, «Питер», 2000

5. Коменский Я.А. Великая дидактика / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Педагогика, 1981. - С. 123.

6. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1981. - 656 с.

7. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Вейкшан. - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.

8. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. - М.: Изд-во УРАО, 2002.

Педагогика

УДК 37.035

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Венера Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Аушева Маддан Бисултановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье поднимается актуальная проблема гражданского образования, в частности, проблема формирования гражданской идентичности. Данная проблема рассматривается относительно подросткового возраста. Исследование имеет цель - проанализировать накопленный в психолого-педагогической науке и практической деятельности опыт применения эффективных технологий гражданского самоопределения подрастающего поколения. В ходе теоретического анализа литературы по поставленной проблеме и изучения практического опыта педагогов и педагогов-психологов школы авторы определили наиболее универсальные и часто используемые технологии формирования гражданской идентичности подростков. В статье раскрыты возможности технологий, основанных на коммуникативном процессе (воспитательная беседа, диспут и дебаты), игровых технологий и социально-деятельностных технологий (технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект). В результате проведенного исследования получена практически значимая информация, которая может быть использована в процессе формирования гражданской идентичности подростков.

Ключевые слова: технология, подросток, гражданская идентичность, воспитательная беседа, диспут, дебаты, игровые технологии, социально-деятельностные технологии.

Annotation. The article raises the actual problem of civic education, in particular the problem of the formation of civic identity. This problem is considered relative to adolescence. The purpose of the study is to analyze the experience accumulated in psychological and pedagogical science and practical activity of the use of effective technologies of civil self-determination of the younger generation. During the theoretical analysis of the literature on the problem and the study of the practical experience of teachers and teachers-psychologists of the school, the authors identified the most common technologies for the formation of civil identity of adolescents. The article reveals the possibilities of technologies based on the communicative process (educational conversation, debate and debate), game technologies and social activity technologies (technology of social testing, technology of collective creative affairs, social project). As a result of the conducted research, practically significant information was obtained that can be used in the process of forming the civic identity of adolescents.

Keywords: technology, teenager, civic identity, educational conversation, debate, game technologies, social and activity technologies.

Введение. Социокультурное разнообразие российского общества обусловливает актуальность проблемы социальной идентичности личности - ощущения и самоопределения человеком себя как представителя определенных социальных групп. С первых шагов социализации ребенок знакомится с окружающим миром, выделяя категории людей по разным признакам. Постепенное соотнесение себя с социумом приводит к осознанию ребенком своей принадлежности к тем или иным социальным группам. Первые идентификации обнаруживаются в отождествлении, уподоблении с полом - «я -девочка», «я - мальчик» [2]. В дальнейшем появляется ощущение тождественности с другими значимыми социальными группами по возрастному, этническому, религиозному, профессиональному признаку. Важным компонентом социальной идентичности является гражданская идентичность как результат осознания принадлежности к обществу, государству, стране.

Позитивная гражданская идентичность подрастающего поколения является важным условием стабильности государства. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы воспитания гражданина.

Вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения решаются в рамках общего образования в школе. Именно здесь сосредоточены все стороны жизни детей - интеллектуальной, гражданской, социально-культурной, духовной. Во все времена в структуре воспитания в качестве приоритетных выдвигались идеи патриотического воспитания. Любовь к Родине, отчизне, родному краю прививались детям с самых малых лет. Патриотические чувства и осознание своих гражданских прав и обязанностей, гражданского долга характеризовали гражданскую зрелость личности.

Изложение основного материала статьи. В ФГОС общего образования нового поколения заложена важная идея формирования российской (гражданской) идентичности. Из уст критиков можно услышать нелестные отзывы о том, что под этими формальными лозунгами российская элита реализует желание навязать свою версию новой России. И как бы не расценивалась такая постановка вопроса, отказ от идеи патриотического воспитания равносильно отказу от Родины и потере чувства причастности к значимой для человека целостной группе - соотечественники, земляки. По мнению Д.М. Григорьева, «наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город» [3].

Все вышесказанное обосновывает актуальность проблемы гражданского образования, в частности, проблемы формирования гражданской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.