Педагогика
УДК 371.3
преподаватель Будивский Олег Дмитриевич
Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский областной институт управления» (г. Балашиха)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по формированию социально-коммуникативных навыков младших школьников как результат педагогического взаимодействия. Автор предлагает в организации этой работы рассматривать потенциал образовательного пространства образовательной организации с учетом методологических подходов (системно-деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный, полисубъектный, средовой), который обеспечивает процесс формирования социально-коммуникативных навыков младших школьников. С учетом психологических особенностей младших школьников определена характеристика социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста: навыки ответственного принятия решений, навыки взаимоотношений, навыки социальной осведомленности, навыки личного самоуправления.
Ключевые слова: социально-коммуникативные навыки, социально-коммуникативное развитие, образовательное пространство, результат педагогического взаимодействия, младшие школьники.
Annоtation. The article presents the results of a study on the formation of social and communicative skills of younger schoolchildren as a result of pedagogical interaction. The author suggests in the organization of this work to consider the potential of the educational space of an educational organization taking into account methodological approaches (system-activity, axiological, personality-oriented, polysubject, environmental), which provides the process of formation of social and communicative skills of younger schoolchildren. Taking into account the psychological characteristics of younger schoolchildren, the characteristics of the social and communicative skills of primary school children are determined: responsible decision-making skills, relationship skills, social awareness skills, personal self-management skills.
Keywords: social and communicative skills, social and communicative development, educational space, the result of pedagogical interaction, junior schoolchildren.
Введение. В обществе происходят динамичные перемены, которые приоритетом современного общего образования, в том числе начального общего образования, гарантируют его высокое качество. При этом образование на этапе начальной школы определяет обучение, которое обеспечивает развитие личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром. В современной ситуации на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание», что означает, что личность ученика становится центром внимания педагога.
Как известно, образование как педагогическая система, ориентирована на содействие развитию личности. Педагогическая система как и любая система включает в себя совокупность компонентов. Компонентами образовательной системы начального звена образования являются: цель, субъекты образования (педагоги, обучающиеся, родители), взаимодействие и взаимосвязь между ними, деятельность и общение как основные сферы взаимодействия, содержание, методы и формы учебного и воспитательного внеурочного взаимодействия.
Однако современная система образования - это не просто совокупность компонентов характеризуемого нами процесса, а структура, т.е., классическая упорядоченность и согласованность элементов между собой, отражающая целостность образовательного процесса. Целостность этого процесса обеспечивается опорой на соответствующие изучаемому процессу методологические подходы (системно-деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный, полисубъектный, средовой), позволяющие интерпретировать процесс формирования социально-коммуникативных навыков младших школьников в образовательном процессе образовательной организации.
Изложение основного материала статьи. Актуальность формирования социально-коммуникативных навыков находит свое подтверждение в требованиях, предъявляемых федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО), который подход требует от общеобразовательной школы пересмотра воспитательных подходов, включающих становление российской гражданской идентичности как составляющей социальной идентичности.
ФГОС НОО к личностным результатам освоения программы относит формирование коммуникативных навыков, ценностных установок и социально-значимых качеств, активное участие в социально-значимой деятельности. Результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
К метапредметным результатам ФГОС НОО относит универсальные коммуникативные действия, такие как общение, совместная деятельность, презентации.
С позиции деятельности педагога социально-коммуникативное развитие личности младших школьников обеспечивается их целенаправленной деятельностью, ориентированной на успешную социализацию, что в первую очередь выражается в создании соответствующей предметно-развивающей среды в процессе организации продуктивного общения детей как друг с другом, так и со взрослыми в разных учебных и воспитывающих ситуациях, специально созданных в социальном окружении. В ФГОС НОО отмечается, что социально-коммуникативное развитие обладает огромным потенциалом в социализации личности, начиная с первого дня пребывания в образовательном учреждении и способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств, как коммуникабельность, социальная активность, нравственность, готовность взаимодействовать с другими людьми при выполнении различных видов деятельности, самостоятельность, трудолюбие, уважительное отношение к партнеру по социальному взаимодействию.
В соответствии с ФГОС НОО педагог и организуемое им образовательное пространство ориентирован на формирование социально-коммуникативных навыков младших школьников. Для этого он должен поддерживать обучающихся в изучение основных учебных предметов, а также ориентировать их на сотрудничество, общение, творчество, развитие критического мышления и цифровую грамотность, социальные и коммуникативные навыки. Образовательное пространство в этом случае должно поддерживаться технологиями дистанционного, традиционного и дифференцированного обучения.
Продолжая характеристику образовательного пространства XXI в., важно отметить, что в современной образовательной практике оно должно поддерживать междисциплинарное, групповое, интерактивное обучение, которое не ограничено учебным периодом. Современная образовательная среда поддерживает социальное взаимодействие и способствует вовлечению педагогов, родителей, социальных партнеров и обучающихся в разнообразные культурные практики. Обратим внимание на то, что разнообразие дифференцированных, взаимосвязанных, гибких пространств,
одновременно функциональных и привлекательных, эстетически оформленных важна для активизации посещаемости и вовлеченности младших школьников. Если распространить этот подход за пределы классной комнаты и охватить все образовательное учреждение и за его пределами, то тогда практически любое пространство может стать эффективным учебным пространством, воздействуя на формирование социально-коммуникативных навыков. Как известно, еще В.М. Бехтерев, выдающийся русский психиатр, указывал на то, что среда/пространство может влияет на развитие личности.
Психологическая характеристика современного младшего школьника позволяет утверждать, что у него происходит бурное развитие психики: активно развиваются все сферы психического - познавательная, личностная, эмоционально-волевая. Социально-коммуникативное развитие можно отнести в сферу личностного и эмоционально-волевого развития, поэтому в контексте нашего исследования, охарактеризуем только эти сферы.
В своих работах В.С. Мухина отмечает, что за период обучения в начальной школе ребенок проходит длинный путь в овладении социальным миром с его системой норм поведения в межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками, устанавливая позитивные отношения со сверстниками и со взрослыми, а к концу начальной школы, по мнению В.С. Мухиной [11], у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Главными мотивами поведения ребенка становятся общественные. Опыт общественного поведения он приобретает в общении со сверстниками и взрослым.
Изменения в мотивах поведения у младшего школьника, по мнению Е.В. Субботского, состоят в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов, что приводит к следующему явлению: одни приобретают более важное значение для ребенка, чем другие [12]. Эта явление во многом определяет поведение младшего школьника: если на первое место выступают общественные мотивы поведения, то ребенок будет действовать под влиянием нравственных норм, принятых в обществе [12].
В развитии волевых действий младшего школьника, по исследованиям ученого И.В. Шаповаленко [13], можно представить три взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: 1) развитие целенаправленности действий; 2) установление взаимозависимостей (цель действий и мотив); 3) возрастание контроля поведения со стороны речи [13].
Следовательно, младший школьный возраст, что подтверждается характеристикой и спецификой современной ситуации, является сензитивным периодом для:
- усвоения детьми социально-нравственных норм и правил поведения;
- развития коммуникативных, речевых умений и навыков детей;
- развития активности и инициативности школьников;
- становления мотивов общения и поведения со взрослыми и сверстниками;
- развития воображения и творческих способностей школьников.
Младший школьный возраст плодотворный в плане формирования социально-коммуникативных навыков личности. Педагоги должны стремиться различать различные потребности обучающихся и использовать разнообразные подходы, создавая у детей уверенность в том, что они успешны, способны, их любят и ценят.
Социально-коммуникативные навыки личности служит основой для предотвращения будущих проблем с поведением как в школе, так и за ее пределами. Так, например, ежегодно в средней российской школе фиксируется около 35 нарушений правил внутреннего распорядка. Также, сформированные социально-коммуникативные навыки личности решают наиболее распространенные проблемы поведения, такие как невнимательность, крик или гиперактивность, которые могут казаться относительно безобидными для сверстников, но при этом могут мешать другим ученикам.
Мы предполагаем, что социально-коммуникативные навыки помогут предотвратить проблемы с поведением. Обучающиеся, более опытные в социально-коммуникативной сфере, как правило, имеют лучшее психическое и физическое здоровье, меньше злоупотребляют психоактивными веществами. Помимо предотвращения проблем с поведением, развитые социально-коммуникативные навыки также гарантируют с большей вероятностью продуктивную организацию своего досугового времени.
В своем исследовании формирование социально-коммуникативных навыков младших школьников в образовательном пространстве лицея мы обосновываем на нескольких зарубежных и отечественных теориях и моделях, включая теорию экологических систем (U. Bronfenbrenner), модель социального развития (А.В. Мудрик, R. Catalano, R. Kosterman, J.D. Hawkins, M. Newcomb, R. Abbott,), социальную теория обучения (А. Bandura), социальную когнитивную теорию (А. Bandura) и теорию самоопределения (Т.А. Антопольская, E.L. Deci, R.M. Ryan). В частности, три из этих теорий - теория экологических систем, модель социального развития и теория самоопределения помогают объяснить, как образовательное пространство лицея может влиять на формирование социально-коммуникативных навыков обучающихся начальной ступени образования.
Очевидно, что ключевую роль в формировании социально-коммуникативных навыков младших школьников играет педагог. Качество взаимоотношений между педагогом и младшим школьником определяется степенью положительного их взаимодействия между собой в классе и школе. Педагог, несомненно, играют решающую роль в формировании позитивного климата в классе и школе, в основном в процессе установления норм поведения обучающихся и их взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Чтобы создать позитивный климат в классе, можно использовать методы управления классом, которые способствуют позитивному поведению, а также предотвращают и сокращают поведенческие проблемы у обучающихся. Важно создать для обучающихся возможности взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, а педагогу быть образцом для подражания в том, как взаимодействовать с другими, справляться с трудностями и вести себя просоциально.
Нами апробированы и показали эффективность педагогические условия формирования социально-коммуникативных навыков личности младших школьников: включение младших школьников в процесс овладения способами просоциального поведения, характеризующегося социальным сотрудничеством и взаимодействием и комплекс ситуаций по воспроизведению коммуникативных практик в различных видах деятельности; поэтапная технология социально-коммуникативного развития младших школьников в образовательном пространстве лицея; критерии и показатели диагностики социально-коммуникативного развития младших школьников в процессе практико-ориентированной коммуникативной деятельности, способствующей их самореализации.
Выводы. Таким образом, теоретический анализ монографических и диссертационных исследований, проведенный нами, определить характеристику социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста: навыки ответственного принятия решений (способность принимать безопасные и этичные решения в отношении своего поведения и взаимоотношений с другими), навыки взаимоотношений (способность устанавливать и поддерживать дружеские отношения, слушать других, сотрудничать, помогать другим и реагировать на конфликты конструктивным образом), навыки социальной осведомленности (способность понимать поведение других, принимать их точку зрения и сочувствовать) и навыки личного самоуправления (способность регулировать свои эмоции, поведение и мысли, самоэффективность и способность оценивать свои сильные и слабые стороны).
Социально-коммуникативные навыки воздействуют на социально-коммуникативное развитие личности, способствуя:
- развитию мотивационной сферы младших школьников (познавательные интересы, любознательность, личностные мотивы общения);
- расширяя представления о социальных явлениях, нравственных нормах и ценностях; развивая коммуникативные и речевые умения, волевые качества (инициативность, активность, самостоятельность и ответственность);
- восприятию и воспроизведению эмоций, оценочного отношения младших школьников к окружающему миру.
Литература:
1. Бахтеева Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления / Э.И. Бахтеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 11. - С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm
2. Библер В.С. Диалог о диалогике // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 139-150.
3. Бондаревская Е.В., Шоган В.В., Лукаш С.Н., Сторожакова Е.В., Картавцева О.Д., Анфимова Л.А. Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе / Е.В. Бондаревская, В.В. Шоган, С.Н. Лукаш, Е.В. Сторожакова, О.Д. Картавцева, Л.А. Анфимова // Известия кафедры педагогики ПИ ЮФУ. - Ростов н/Д. - 2010. - №2. - С. 4-11.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 536 с.
5. Запорожец А.В. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе / А.В. Запорожец // Вопросы психологии. - 1963. - № 5.
6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. -М.: Просвещение, 2013. - 244 с.
7. Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2017. - 346 с.
8. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении /М.И. Лисина. - СПб.: «Питер», 2009. - 196 с.
9. Маханева М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017. - 651 с.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3 -е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 496 с.
12. Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 1979. - № 6, 8.
13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. -М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
14. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1967. - 320 с.
15. Якобсон С.Г. Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии / Ред. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та., 1981. - С. 174-179.
16. Bandura, A. (1989). Social cognitive theory. In R. Vasta (Ed.), Annals of child development. Vol. 6. Six theories of child development (pp. 1-60). Greenwich, CT: JAI Press.
17. Bronfenbrenner, U. (1994). Ecological models of human development. In T. Husen &T. N. Postlethwaite (Eds.), International encyclopedia of education, Volume 3 (pp. 1643-1647). Oxford, England: Pergamon Press
18. Catalano, R., Kosterman, R., Hawkins, J.D., Newcomb, M. & Abbott, R. (1996). Modeling the etiology of adolescent substance use: A test of the social development model. Journal of Drug Issues, 26, 429-455
19. Deci, E.L., & Ryan, R.M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York, NY: Plenum.
Педагогика
УДК 378.016:81243
магистрант Ваганова Анна Алексеевна
Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ушницкая Виктория Вильямовна
Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассмотрена проектная технология как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Формирование коммуникативной компетенции определяется направленностью этапов работы над проектом. Автор полагает, что целенаправленно организованная работа над проектом в ходе изучения речевого материала, поможет сформировать и усовершенствовать конкретные речевые навыки, которые в совокупности приведут к развитию коммуникативной компетенции студентов.
Ключевые слова: проектная технология, иноязычная коммуникативная компетенция, презентация проекта, среднее профессиональное образование.
Annotation. The article considers project technology as a means of forming foreign language communicative competence of students. The formation of communicative competence is determined by the direction of the stages of work on the project. The author believes that purposefully organized work on a project in the course of studying speech material will help to form and improve specific speech skills, which together will lead to the development of students' communicative competence.
Keywords: project technology, foreign language communicative competence, project presentation, secondary professional education.
Введение. С каждым годом растут требования, предъявляемые ФГОС к результатам обучения английскому языку. Следует отметить, что в процессе обучения иностранным языкам одной из больших проблем является недостаточность практического овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. Данная проблема касается не только школ республики, но и средне-специальных учебных заведений. Для появления стремления и желания качественно владеть английским языком, нужно в полной мере осознавать всю важность данного предмета. В своей статье мы рассматриваем