Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ'

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Анна Алексеевна, Ушницкая Виктория Вильямовна

В статье рассмотрена проектная технология как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Формирование коммуникативной компетенции определяется направленностью этапов работы над проектом. Автор полагает, что целенаправленно организованная работа над проектом в ходе изучения речевого материала, поможет сформировать и усовершенствовать конкретные речевые навыки, которые в совокупности приведут к развитию коммуникативной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Анна Алексеевна, Ушницкая Виктория Вильямовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN TECHNOLOGY AS A MEANS OF FORMING FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATION COMPETENCE OF STUDENTS

The article considers project technology as a means of forming foreign language communicative competence of students. The formation of communicative competence is determined by the direction of the stages of work on the project. The author believes that purposefully organized work on a project in the course of studying speech material will help to form and improve specific speech skills, which together will lead to the development of students' communicative competence.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ»

Социально-коммуникативные навыки воздействуют на социально-коммуникативное развитие личности, способствуя:

- развитию мотивационной сферы младших школьников (познавательные интересы, любознательность, личностные мотивы общения);

- расширяя представления о социальных явлениях, нравственных нормах и ценностях; развивая коммуникативные и речевые умения, волевые качества (инициативность, активность, самостоятельность и ответственность);

- восприятию и воспроизведению эмоций, оценочного отношения младших школьников к окружающему миру.

Литература:

1. Бахтеева Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления / Э.И. Бахтеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 11. - С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm

2. Библер В.С. Диалог о диалогике // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 139-150.

3. Бондаревская Е.В., Шоган В.В., Лукаш С.Н., Сторожакова Е.В., Картавцева О.Д., Анфимова Л.А. Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе / Е.В. Бондаревская, В.В. Шоган, С.Н. Лукаш, Е.В. Сторожакова, О.Д. Картавцева, Л.А. Анфимова // Известия кафедры педагогики ПИ ЮФУ. - Ростов н/Д. - 2010. - №2. - С. 4-11.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 536 с.

5. Запорожец А.В. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе / А.В. Запорожец // Вопросы психологии. - 1963. - № 5.

6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. -М.: Просвещение, 2013. - 244 с.

7. Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2017. - 346 с.

8. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении /М.И. Лисина. - СПб.: «Питер», 2009. - 196 с.

9. Маханева М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017. - 651 с.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3 -е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 496 с.

12. Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 1979. - № 6, 8.

13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. -М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

14. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1967. - 320 с.

15. Якобсон С.Г. Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии / Ред. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та., 1981. - С. 174-179.

16. Bandura, A. (1989). Social cognitive theory. In R. Vasta (Ed.), Annals of child development. Vol. 6. Six theories of child development (pp. 1-60). Greenwich, CT: JAI Press.

17. Bronfenbrenner, U. (1994). Ecological models of human development. In T. Husen &T. N. Postlethwaite (Eds.), International encyclopedia of education, Volume 3 (pp. 1643-1647). Oxford, England: Pergamon Press

18. Catalano, R., Kosterman, R., Hawkins, J.D., Newcomb, M. & Abbott, R. (1996). Modeling the etiology of adolescent substance use: A test of the social development model. Journal of Drug Issues, 26, 429-455

19. Deci, E.L., & Ryan, R.M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York, NY: Plenum.

Педагогика

УДК 378.016:81243

магистрант Ваганова Анна Алексеевна

Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ушницкая Виктория Вильямовна

Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проектная технология как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Формирование коммуникативной компетенции определяется направленностью этапов работы над проектом. Автор полагает, что целенаправленно организованная работа над проектом в ходе изучения речевого материала, поможет сформировать и усовершенствовать конкретные речевые навыки, которые в совокупности приведут к развитию коммуникативной компетенции студентов.

Ключевые слова: проектная технология, иноязычная коммуникативная компетенция, презентация проекта, среднее профессиональное образование.

Annotation. The article considers project technology as a means of forming foreign language communicative competence of students. The formation of communicative competence is determined by the direction of the stages of work on the project. The author believes that purposefully organized work on a project in the course of studying speech material will help to form and improve specific speech skills, which together will lead to the development of students' communicative competence.

Keywords: project technology, foreign language communicative competence, project presentation, secondary professional education.

Введение. С каждым годом растут требования, предъявляемые ФГОС к результатам обучения английскому языку. Следует отметить, что в процессе обучения иностранным языкам одной из больших проблем является недостаточность практического овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. Данная проблема касается не только школ республики, но и средне-специальных учебных заведений. Для появления стремления и желания качественно владеть английским языком, нужно в полной мере осознавать всю важность данного предмета. В своей статье мы рассматриваем

применение проектной технологии как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов ССУЗа при обучении английскому языку.

Ни одно занятие по иностранному языку не проходит без изучения или повторения лексического и грамматического материала, которые вводятся, либо объясняются с помощью различных методов. Преподаватели используют различные методы и приемы для изучения нового материала, а затем и для его закрепления. Это всевозможные презентации, картинки, настольные игры, карточки и так далее. Но реализация ФГОС требует введения личностно-ориентированных технологий, среди которых есть одна эффективная технология - проектная технология.

Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность проектной технологии в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование проектной технологии на занятии по иностранному языку позволит целенаправленно развивать иноязычную коммуникативную компетенцию студентов среднего профессионального образования, а также поможет вызвать устойчивый интерес к изучению английского языка.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать теоретическую литературу по теме исследования;

- рассмотреть проектную технологию как условие развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов;

- разработать и апробировать занятия с использованием проектной технологии для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1 курса группы ЗТ-20 (на примере темы «My native village (town)»).

Методологическая основа исследования опирается на труды по формированию иноязычной коммуникативной компетенции (М.Н. Вятютнев, Е.Н. Соловова, А.Н. Щукин и др.); по применению проектной технологии (Т.Н. Галиулина, И.А. Зимняя, С.Б. Чернобай).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены и систематизированы теоретические знания по указанной проблеме.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов данной работы как на занятиях по английскому языку, так и во время прохождения студентами педагогической практики.

База исследования является Колледж технологий и управления Федерального государственного образовательного учреждения «Арктический государственный агротехнологический университет» ГО «город Якутск».

Изложение основного материала статьи. Методологическая основа исследования опирается на труды по формированию иноязычной коммуникативной компетенции (М.Н. Вятютнев, Е.Н. Соловова, А.Н. Щукин и др.); по применению проектной технологии (Т.Н. Галиулина, И.А. Зимняя, С.Б. Чернобай).

Никитина Т. дает следующие определения понятий «коммуникативная компетенция» и «иноязычная коммуникативная компетенция»: «Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция - это владение определенными знаниями и умениями» [61.

«Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя не просто использование базового лексикона, но и знание разговорных, профессиональных слов и выражений, представление о культуре, законах и поведении других народов. Это особенно актуально в современном российском обществе, которое стало более мобильным и имеет международные контакты всех уровней. К тому же иностранные языки способны развивать мышление, поднимают как образовательный, так и культурный уровень учащихся» [6].

Ведущий исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата» [7, С. 15].

По Е.С. Полат «в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления» [7].

Использование метода проектов является одним из условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка. Проектная технология в обучении иностранному языку предоставляет возможность обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка, и развитию различных речевых умений: чтения, письма, аудирования и говорения.

В проектной технологии различают такие этапы, как ценностно-ориентированный, конструктивный, оценочно-рефлексивный, презентативный, оценочный.

На формирующем этапе опытно-практической работы была организована проектная работа с учетом этапов работы.

Практическая работа проводилась на базе Колледжа технологий и управления Федерального государственного образовательного учреждения «Арктический государственный агротехнологический университет» ГО «город Якутск» в дистанционном формате. В исследовании приняли участие 10 студентов 1 курса группы ЗТ-20 по специальности 360202 «Зоотехния».

Исследование состояло из трех этапов.

Констатирующий этап: определение сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1 курса.

Формирующий этап: разработка и проведение практических занятий по иностранному языку.

Контрольный этап: определение эффективности проведенной работы.

С целью выявления уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов использовали следующие методики: беседа, анкетирование, чтобы выявить затруднения в учебной деятельности, связанные с формированием коммуникативной компетенции на основе опроса (авт. Н.И. Дереклеева), оценка защиты проекта.

Нами была изучена характеристика языковой подготовки учебной группы ЗТ-20. В группе 10 студентов, из них 7 юношей, 3 девушки в возрасте 17-21 года. Уровень обученности студентов средний, есть несколько сильных и способных студентов. В основном студенты активно работают на занятии, стараются по мере возможности отвечать на вопросы. Можно сказать, что студенты понимают цели учебных действий. Студенты стремятся пользоваться изучаемым языком, но некоторые боятся и стесняются отвечать на вопросы.

Проведен контроль развития коммуникативной компетенции в форме диалога и монолога на тему «Cities in the Republic of Sakha (Yakutia)».

Обучение проходит дистанционно, поэтому студенты будут защищать проекты на платформе Zoom.

Цель проекта: развитие коммуникативной компетенции и формирование умений и навыков проектной деятельности у студентов на занятии по иностранному языку. Краткая информация о проекте: данный проект студенты будут составлять индивидуально.

Результатами работы студентов являются:

- формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов;

- формирование навыков и умений проектной деятельности студентов;

- развитие интереса к культурному наследию своего народа.

Для защиты своего проекта студенты готовят презентацию по следующим аспектам:

- Название проекта, ФИО участника, учебное заведение;

- В рамках каких предметных областей проводился проект;

- Программное и техническое обеспечение проекта.

Защита, в ходе которой студенты рассказывают о ходе работы над проектом, проходит на английском языке. В конце презентации отводится время на обсуждение, студенты отвечают на вопросы других участников проекта.

Следовательно, проектная технология направлена на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Тема проекта «Место, где я живу», обсуждалась совместно со студентами.

1 этап - ценностно-ориентированный. Была выбрана основная информация, которая будет представлена в будущем проекте. Это:

• Основная информация студента;

• Местонахождение деревни (города), численность населения;

• Известные люди;

• Достопримечательности;

• Интересные факты.

2 этап работы над проектом - конструктивный.

Обучающиеся на данном этапе собирали информацию, выполняли творческие самостоятельные работы, как сочинение, диалог в форме интервью иностранного гостя о нашей столице, Якутске. Также собирали печатный иллюстративный материал.

3 этап работы над проектом - оценочно-рефлексивный.

На этом этапе студенты оформляли работу, выполняли задания для проверки устной речи (диалог, монолог).

4 этап - презентация проекта, презентативный.

Направленность этапа: развитие коммуникативной компетенции в монологической и диалогической форме.

На данном этапе студенты представляют свои готовые проектные работы. Способ презентации: устная презентация с использованием презентации PowerPoint и защита проекта.

5 этап - контроль, оценочный.

На данном этапе преподаватель совместно с обучающимися оценивает проектные работы.

Рефлексия проекта была в форме обсуждения и с использованием метода «Синквейн».

Проведенный нами анализ результатов диагностики развития коммуникативной компетенции студентов обнаруживает проблемы в говорении в учебной группе, показывает, что коммуникативная компетенция недостаточно развита, есть затруднения в области коммуникации. Необходимо провести работу по развитию языковой коммуникативной компетенции студентов, что и стало целью формирующего этапа. Используя проектную технологию, можно достичь положительную динамику в развитии коммуникативной компетенции.

В процессе активного обучения студенты овладевают целым рядом важнейших компетенций: осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые материалы, пользоваться различными видами информации; осмысливать и обсуждать результаты своей деятельности; взаимодействовать с преподавателем и между собой; активно мыслить и познавать действительность посредством иностранного языка, добывать необходимые знания и умения и успешно использовать их в практической деятельности, что позволяет не только пробудить интерес к изучению иностранного языка, но и повысить их уровень мотивации.

Выводы. На основе вышеизложенного мы пришли к следующим результатам:

1. Раскрыта сущность формирования иноязычной коммуникативной компетенции по иностранному языку.

2. Рассмотрена проектная технология как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов ССУЗа на уроках английского языка.

3. Разработаны и апробированы уроки с использованием проектной технологии для развития коммуникативной компетенции. Результаты пробного обучения показали положительную динамику развития коммуникативной компетенции студентов.

4. Для этого нами были определены этапы работы над проектами для формирования коммуникативной компетенции.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Борисова, Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Е.М. Борисова // Иностранные языки в школе. - 1992. - №2. -С. 13-14.

2. Вятютнев, М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах [Текст] / М.Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. - 1977. - № 6. - С. 38-45.

3. Галиулина, Т.Н. Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий / Т.Н. Галиулина // Английский язык в системе "Школа - Вуз": материалы Региональной Научно-практической конференции. - Новосибирск, 2003 // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 4 - С. 16-20.

4. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина // Иностранный язык в школе. -2003. - № 5. - С. 38-41.

5. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения ИЯ / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова //Иностранные языки в школе. - 1991. - № 3. - С. 20-21.

6. Никитина Т. Коммуникативная компетенция и ее формирование. URL: http://www.syl.ru/article/171385/new_kommunikaivnaya-kompetentsiya-i-ee-formirovanie

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева [и др.] / под ред. Е.С. Полат - М.: Академия, 2008. - 272 с.

8. Чернобай, С.Б. Организация международных проектов по электронной почте: Проблемы и преимущества / С.Б. Чернобай // Материалы Региональной Научно-практической конференции "Английский язык в системе "Школа - Вуз". - Новосибирск, 2003. // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 4 - С. 16-20.

9. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 3-е изд. / А.Н. Щукин. - М.: Изд-во «Филоматис», 2007. - 480 с.

Педагогика

УДК 376.37

магистрант Васищева Марина Васильевна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); магистрант Бузинова Анастасия Сергеевна Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); магистрант Дыкина Юлия Алексеевна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. Выявление и коррекция нарушений развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются основной задачей работы логопеда. Большинство речевых нарушений успешно поддаются полному устранению. Систематические занятия, проводимые согласно специально разработанным программам, способны в значительной степени улучшить речь детей со значительными отклонениями в физическом развитии. В представленной статье рассмотрены основные причины возникновения речевых нарушений и приведены основные пути совершенствования логопедической помощи у детей младшего возраста.

Ключевые слова: логопедия, речевые нарушения, логопедическая помощь дошкольникам, развитие речи, особенности дошкольного и младшего школьного возраста.

Annotation. The identification and correction of speech development disorders in children of preschool and primary school age is the main task of the speech therapist's work. Most speech disorders can be successfully eliminated completely. Systematic classes, conducted according to specially designed programs, can significantly improve the speech of children with significant disabilities in physical development. In the presented article, the main reasons for the occurrence of speech disorders are considered and the main ways to improve speech therapy assistance in young children are presented.

Keywords: speech therapy, speech disorders, speech therapy assistance to preschoolers, speech development, especially preschool and primary school age.

Введение. Речь - это особый вид деятельности человека, в ходе которой происходит реализация мыслительных процессов через языковые средства (слова, словосочетания, предложения и т.п.). Она практически не встречается без словесного языка, а язык может функционировать только в речевой среде. Вот почему главной целью обучения дошкольников и школьников младшего возраста является формирование речевых навыков, культуры речевого общения и, конечно же, умению пользоваться лексическими инструментами языка. В задачи логопедии входит развитие мышления, памяти и восприятия ребенком окружающего мира, выявление и коррекция нарушений речи ребенка, определение и, по возможности, устранение причин возникновения нарушений речи, наблюдение и оценка эффективности применяемых методик и занесение полученной информации в соответствующую документацию.

Изложение основного материала статьи. Актуальность рассматриваемой темы заключается в раскрытии новых методик логопедической работы с детьми младшего дошкольного и школьного возраста с речевыми нарушениями. Нарушения речи способны в значительной мере снизить качество жизни человека, ограничивая его способность к коммуникации и эффективной социальной адаптации, поэтому любые отклонения в речевой сфере ребенка необходимо своевременно выявлять и корректировать. При этом следует использовать самые передовые технологии, которые предоставляет научно-технический прогресс.

Целью представленной работы является систематизация теоретического опыта исследователей в области логопедической корректировки нарушений речевого развития, а также определение путей совершенствования логопедической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Вообще все психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе развития речи дошкольников можно разделить на три типа:

1. Структурные - проблемы, возникающие у дошкольника в ходе формирования структурных уровней языковой системы: лексического, грамматического, фонетического;

2. Функциональные - проблемы, возникающие в ходе развития связной речи или речевого общения;

3. Когнитивные - затруднения у дошкольника, возникающие в ходе осознания речевых или языковых явлений.

Все перечисленные проблемы могут быть преодолены путем применения методических средств речевого развития. К ним относят:

1. Обучение - целенаправленный, систематический и планомерный процесс, в ходе которого с помощью педагога дошкольники формируют набор речевых умений. Обучение осуществляется путем проведения занятий (в различных формах), чтения литературных произведений, анализа книжных иллюстраций и тому подобных методических приемов;

2. Воздействие на центр речевой деятельности. При этом формируется речевая среда путем создания в группе книжного уголка, размещения наглядного материала.

Дудьев В.П. отмечает, что в том случае, когда ребенок имеет выраженные физиологические нарушения в моторике или функционировании органов чувств, его возможности изучать окружающий предметный мир сильно ограничиваются. Соответственно, формирование предметного сознания не может идти правильно. Кроме физиологических нарушений, серьезное отрицательное влияние на речевое развитие дошкольников и детей младшего школьного возраста, «...оказывает социальная депривация и ограничение доступа к культурным ценностям» [1, С. 80].

М.М. Кольцова в книге «Движение и развитие сенсорной речи. Движение и развитие моторной речи» обращает внимание на то, что речь необходимо активно развивать в первые три года жизни ребенка, и развитие это неразрывно связано с различными играми. Такая сложная роль двигательной деятельности объясняется тем, что «.все функции центральной нервной системы лучше всего тренируются и развиваются именно в этот период роста и становления. Если по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.