Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСВОЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будивский Олег Дмитриевич

В статье рассматриваются вопросы социально-коммуникативного развития младших школьников, как характеристики общей культуры личности. Для эффективного развития этого процесса автор предлагает развивать социально-коммуникативные навыки, применяя рассказы, песни, игры, чтобы научить младших школьников взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE SKILLS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

The article examines the issues of social and communicative development of primary schoolchildren as characteristics of the general culture of the individual. For the effective development of this process, the author proposes to develop social and communication skills, using stories, songs, games to teach younger students to interact with other participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

3. Краковецкая И.В., Кудашкина Л.А. Формирование личной конкурентоспособности студентов в условиях трансформации университетов // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - №2 (114). - С. 106-115.

4. Позднякова Т.В. К вопросу о формировании конкурентоспособности выпускников вузов экономического профиля подготовки // Вестник Уральского института экономики, управления и права. -2014. - №1 (26). - С. 49-57.

5. Снигирева Е.А. Формирование конкурентоспособности будущих экономистов средствами проектной технологии // Вестник ВятГУ. - 2012. - №4. - С. 84-88.

Педагогика

УДК 371.3

преподаватель Будивский Олег Дмитриевич

Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский областной институт управления» (г. Балашиха)

ОСВОЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы социально-коммуникативного развития младших школьников, как характеристики общей культуры личности. Для эффективного развития этого процесса автор предлагает развивать социально-коммуникативные навыки, применяя рассказы, песни, игры, чтобы научить младших школьников взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: социально-коммуникативные навыки, воспитательный процесс, педагогическое взаимодействие, младшие школьники.

Annоtation. The article examines the issues of social and communicative development of primary schoolchildren as characteristics of the general culture of the individual. For the effective development of this process, the author proposes to develop social and communication skills, using stories, songs, games to teach younger students to interact with other participants in the educational process.

Keywords: social and communication skills, educational process, pedagogical interaction, younger students.

Введение. Первые социально-коммуникативные навыки младшие школьники приобретают, наблюдая за окружающими их взрослыми, моделируют то, что они видят. Вот почему воспитание детей - это гораздо больше, чем просто забота о физических потребностях ребенка. Перед тем, как ребенок придет в класс, его нужно обучить некоторым социально-коммуникативным навыкам [1; 2; 3; 5]. Итак, прежде чем дети войдут в классную комнату, им необходимо освоить, а потом совершенствовать свои социально-коммуникативные навыки в процессе взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учителям образовательных учреждений, согласно ФГОС НОО, важно развивать социально-коммуникативные навыки, используя рассказы, песни, игры, чтобы научить младших школьников взаимодействовать с другими. Эта задача в условиях образовательных учреждениях начального образования решается достаточно не просто и является недостаточно изученной в отличие от дошкольного образования.

Изложение основного материала статьи. Процесс социально-коммуникативного развития младших школьников строится на развитии и укреплении социальных и коммуникативных навыков. Охарактеризуем их.

1. Навыки выражения эмоций. Это жизненно важные навыки для того, чтобы младшие школьники научились выражать то, что они чувствуют. Это помогает им словесно выразить свои чувства вместо того, чтобы обращаться к другим средствам. Например, ребенок должен научиться выражать словами, что он зол или разочарован, не прибегая к тому, чтобы бросать какие-то вещи или бить других детей.

Младшие школьники должны научиться правильно выражать эмоции, которые они испытывают и как только они смогут дать название эмоции, их можно будет научить справляться с тем, что они чувствуют.

2. Навыки общения. На разных этапах развития младшие школьники должны уметь общаться на соответствующем уровне. Например, в возрасте 4-5 лет ребенок должен смотреть в глаза собеседнику, уметь приветствовать других и уметь разговаривать, не перебивая других собеседников. К 5-6 годам ребенок должен уметь говорить «пожалуйста», «спасибо» и «извини». Развитие таких правил общения может занять у некоторых детей много времени, прежде чем это будет происходить автоматически. На этом этапе критически важно организовать позитивное ролевое моделирование.

Навыки общения, которые приобретает младший школьник, важны для его интеграции в общество. Младшим школьникам нужно как можно раньше понять разницу между вежливым и грубым общением, а также различать общение со взрослым и со сверстниками.

3. Навыки прослушивания. Навыки аудирования жизненно важны для младших школьников, поскольку без них им будет трудно учиться. Специалисты по речевой коммуникации в качества рекомендаций по развитию навыков аудирования и разговорной речи предлагают один из самых простых способов научить младших школьников слушать информацию - это игра в «сломанный телефон» или его варианты: шепните ребенку на ухо слово или фразу и позвольте ему повторить эти слова. Это займет некоторое время, но вы дойдете до стадии, когда вы сможете заставить ребенка слушать и повторять 3-4 предложения.

В развитии навыков слушания у младших школьников также большое значение имеет их участие в обсуждениях с группами сверстников. Этот способ стимулирует навыки слушания и учить их ценить высказывания друг друга. Учителям при развитии навыков слушания важно помнить о том, что некоторые дети будут говорить легко, а другие будут стесняться. Экстравертам нужно научиться давать интровертам шанс, а интровертам нужно научиться выходить из своих «скорлуп», чтобы участвовать в совместном разговоре.

4. Навыки групповой работы. Чем раньше дети научатся взаимодействовать в группе, тем лучше они будут вести себя в группе, когда станут старше. Объединение детей в группы для игры с игрушками, например кубиками, учит их взаимодействию с другими. Сначала может показаться, что они играют бок о бок, а не друг с другом. Но, наш эмпирический опыт показывает, что они все время «вбирают» в себя то, что

происходит вокруг них. Ролевое моделирование правильного поведения имеет большое значение, поскольку позволяет детям учиться тому, что соответствует той или иной ситуации. Некоторым детям потребуется времени больше, чем другим, но они будут учиться под любящим и терпеливым руководством учителя. В классе дети могут выполнять групповые задания. Они узнают, что у каждого члена группы есть работа и что для ее завершения необходимо выполнить все работы.

Особое значение следует уделить семьям с единственным ребенком в семье, т.к. родители должны искать возможности вовлечь своего ребенка в социальные группы, чтобы они могли общаться с детьми своего возраста.

5. Навыки заботы и управления конфликтами. Детям нужно учиться состраданию к другим с раннего возраста. Это подготавливает их к отношениям, которые у них будут, когда они станут старше. Им нужно посмотреть на кого-то, кто упал с сочувствием, и попытаться помочь ему. Дети должны знать, что смеяться, когда кому-то больно или грустно, недопустимо. Младший школьный возраст это также время, когда им нужно научиться бережно и осознанно относиться к животным.

Управление конфликтами выступает важной частью социально-коммуникативного навыка младших школьников: когда дети узнают, как разрешать конфликты конструктивно, они смогут делать это, когда станут взрослыми. Важно научить детей тому, что конфликты - это нормально, если с ними правильно обращаться. Несколько полезных советов по обучению детей управлению конфликтами обеспечивают отличную основу для работы. Дети должны обладать некоторыми базовыми навыками разрешения конфликтов и знать, когда необходимо прибегнуть к помощи взрослых. Важно научить детей навыкам управления конфликтами и сформировать позицию «бороться честно», не прибегая к оскорблениям и насилию для разрешения конфликта.

6. Невербальные навыки.

Невербальные навыки - это способность понимать выражение лица и язык тела окружающих. Они также включают в себя интерпретацию жестов, которые видят дети, тон голоса, который они слышат, и позы, которую они наблюдают.

Научить детей интерпретировать невербальные сигналы можно при помощи веселых занятий: поставьте подходящее телешоу или фильм, выключите звук, пусть дети понаблюдают за персонажами, а затем поставьте воспроизведение на паузу и спросите детей, могут ли они рассказать вам, что чувствует определенный персонаж. Такая практика помогает младшим школьникам научиться читать социальные сигналы.

Спросите детей, что они могут сказать о чувствах персонажа. Укажите на выражение его лица, жесты и язык тела. Можно позволить детям встать перед классом и разыграть, как они себя чувствуют, с помощью выражения лица. Затем другие дети могут угадать, что чувствует ребенок. Они могут говорить о том, что заставляет их чувствовать то же самое.

Таким образом, младший школьный возраст плодотворный в плане социально-коммуникативных навыков как характеристике социально-коммуникативного развития. Учителя только должны стремиться различать различные потребности своих учеников и использовать разнообразные подходы, но при этом помнить о создании у детей уверенность в том, что класс - это безопасное место, где их любят и ценят.

Итак, социально-коммуникативные навыки жизненно важны для взаимодействия и участия во всех аспектах окружающей среды младших школьников [4; 5]. В процессе их развития младшим школьникам целесообразно освоить четыре основных компонента общения: аудирование, разговор, чтение и письмо. Охарактеризуем каждый из четырех компонентов социально-коммуникативного развития младших школьников.

Первый компонент - это аудирование, прежде всего сохранение информации и умение ее пересказать, умение сосредотачиваться, умение активно участвовать в разговорах и т.п.

Самым эффективным способом развития навыков аудирования - это моделирование правильных навыков слушания с помощью следующих приемов:

- поощрение младших школьников практиковать хорошие навыки слушания при взаимодействии с другими, например, всегда смотреть в лицо человеку, с которым вы разговариваете, и смотреть ему в глаза;

- практика активного слушания и поощрение детей к тому, чтобы проявлять уважение к человеку, с которым ведётся разговор, и пересказ информации;

- планирование опыта для совместного обучения и работы в команде, чтобы детям нужно было слушать друг друга при выполнении задания или проекта;

- использование коммуникации для разрешения конфликтов между детьми, побуждая их прислушиваться к мыслям и чувствам друг друга;

- привлечение младших школьников к подготовке докладчиков и презентаций. Дайте детям возможность послушать, как члены научного сообщества проводят лекции или семинары, организуют мероприятия или делятся своим опытом. Обязательно проверьте их умение слушать, задавая после презентации вопросы и групповые беседы.

Второй компонент - разговор. Этот компонент тесно связан с аудированием и имеют тенденцию развиваться одновременно. Разговор позволяет детям выражать свои чувства и эмоции, а также делиться информацией. По мере того, как дети развиваются в школьном возрасте, они развивают более сложные разговорные навыки и формируют словарный запас. Разговорные навыки могут включать способность говорить четко и быть понятным окружающим; способность отвечать да или нет в соответствии с классом, а также давать ответы на открытые вопросы; участвовать в беседах и дискуссиях; развивать словарный запас, соответствующего классу обучения; способность предоставления многошаговых указаний.

Таким образом, навыки эффективной речи являются важной частью развития, потому что они позволяют детям выражать свои мысли, чувства и потребности. Поощрение и поддержка разговорных навыков - это то, что должно сопровождать большинство занятий в учебной среде школы. Учитель может способствовать развитию разговорных навыков при помощи:

- поощрения естественного ведения разговоров в учебной среде путем предоставления свободного времени, оборудования или открытых пространств, позволяющих легко разговаривать, например, групповых столов, групп сидений или в тенистом месте под деревом;

- вовлечения детей в повседневные разговоры, спрашивая их о том, как они проводят день в школе, на выходных, любимых предметах, спорте и т.д., при этом демонстрируя хорошие навыки речи и слушания;

- планирования мероприятий, включающих изучение словарного запаса и поощрение детей к описательности;

- планирования мероприятий, которые способствуют развитию разговорной речи, например участие в пьесах, шоу талантов, конкурсах стихов, дебатов или презентаций.

Планирование возможностей для публичных выступлений является ключевой составляющей в социально-коммуникативном развитии младших школьников. Предоставление детям возможности выступать перед группами поможет укрепить их разговорные навыки и повысить уровень уверенности в себе. Существует множество способов спланировать занятия, поощряющие такой тип разговора. Например, можно попросить детей выступить с речью и поделиться результатами проектов, над которым они работали, или участвовать в театральных мероприятиях.

Очень важно регулярно демонстрировать разговоры, например, моделируя разговорные и коммуникативные навыки в учебной среде младших школьников. Если вы заметили, что у детей возникают проблемы с навыками разговора, уделите дополнительное время тому, чтобы пересмотреть этикет разговора.

Третий компонент - чтение. Чтение - это не только важная часть нашего общения, оно также знакомит детей с различными формами диалога и письменной речи. Чтение - это важная часть коммуникативных навыков ребенка, поскольку оно позволяет детям усваивать и понимать письменную информацию. Большая часть нашего повседневного общения происходит посредством чтения. Мы читаем электронные письма, новости, учебники или инструкции, чтобы получить информацию о нашей работе, образовании и личной жизни. Чтение также является источником развлечения и возможностью для детей использовать свое воображение. Учителю важно поощрять любовь к чтению, а чтение поможет детям учиться на протяжении всей жизни. Развивать навыки чтения учитель может следующими способами.

1) создание среды с насыщенной печатью, путем маркировки областей, вывешивания вывесок и отображения работ и проектов с письменными описаниями.

2) Обеспечение доступа к литературе для детей и молодежи, включая различные уровни чтения и жанры (художественная, документальная, научная фантастика и т.д.). Раздайте разнообразные журналы, газеты, книги в мягкой и твердой обложке. Включите рассматривание и чтение книг по главам, иллюстрирование книги и устройства для чтения с экрана. Подумайте о том, чтобы включить ящик для предложений или список, чтобы дети и молодежь могли отправлять запросы. По возможности выделяйте время для чтения без звука, желательно каждый день. Планируйте возможности для детей и молодежи поделиться тем, что они читают, с вами и своими сверстниками.

Четвертый компонент - письмо. Письмо - важная часть развития общения, поскольку позволяет детям выражать свои мысли и обмениваться информацией. Традиционно мы думаем о письме, как о прикосновении карандаша к бумаге, но в современном обществе нам также необходимо включить набор текста и обмен информацией в цифровом виде. Дети начнут понимать, что буквы составляют слова, из которых состоят предложения и так далее. Дети младшего школьного возраста будут учиться правильно писать слова и могут писать слова в зависимости от того, как они звучат, а не от правильного написания. Со временем это будет улучшаться и развиваться.

Итак, письмо - это навык, для развития которого требуются время и практика. Это требует определенного уровня мастерства в других областях общения, а также мелкой моторики и координации глаз и рук. По мере того как технологии продолжают становиться повседневной частью нашей жизни, упор на навыки письма, особенно скорописи, снижается. Важно поощрять все формы письменного общения в школьной среде. Методы поощрения развития письма, которые учитель может использовать, включают:

Разрешить детям создавать знаки, описания и плакаты для классов. Позвольте детям увидеть, как вы пишете ежедневные расписания или заметки во время занятий, рассмотрите наличие материалов для письма. Затем предоставьте детям время для свободного письма с помощью записной книжки или дневника. Организуйте игры и занятия, которые поощряют письмо, например поиск слов, кроссворды.

Выводы. Таким образом, развитие и совершенствование социально-коммуникативных навыков влияет на уровень общей культуры личности и уровень социально-коммуникативного развития младших школьников, в частности. Общение детей младшего школьного возраста с учителем и сверстниками может оказать влияние на его ум, рост и развитие только при специально созданных педагогических условиях.

Литература:

1. Бахтеева Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 11. -С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm

2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. -М.: Просвещение, 2013. - 244 с.

3. Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2017. - 346 с.

4. Маханева М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017. - 651 с.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.