Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД / FUNCTIONS OF THE STATE / FORMAL-LOGICAL METHOD / SYSTEM-STRUCTURAL METHOD / FUNCTIONAL METHOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алокова Марьяна Хамидбиевна

В статье предпринимается попытка теоретического анализа методологических проблем исследования функций государства. Сопоставляются формально-логический, системно-структурный и функциональные подходы, выявляется их взаимосвязь и взаимообусловленность. Показано, что отсутствие единой теоретико-методологической концепции познания функций государства в российской юридической науке влечет за собой различное терминологическое содержание, указание на разное количество функций, целевые установки каждой конкретной функции и, в конечном счете, их недостаточную исследованность. Для предотвращения подобных разночтений при исследовании функций государства необходимо использование единого комплексного методологического подхода, в котором в основе познания правовых явлений лежит формально-логический метод, дополненный сущностным содержанием, с указанием на системно-структурные и функциональные связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE RESEARCH OF FUNCTIONS OF THE STATE

In the article makes an attempt to theoretical analyze of methodological problems of the research of functions of the state. It compared the formal-logical, system-structural and functional approaches, it revealed its interrelation and interdependence. It is shown that the absence of a unified theoretical-methodological concept of cognition of state functions in Russian legal science entails different terminological content, an indication of a different number of functions, the objectives of each particular function and, ultimately, its insufficient investigation. To prevent such discrepancies at the researching of the functions of the state, it is necessary to use a single integrated methodological approach, in that in the basis of the knowledge of legal phenomena is a formal-logical method, supplemented by the essential content, indicating system-structural and functional relations.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА»

25. Галаган И. А. Административная ответственность. Воронеж, 1970. С. 72.

26. Коврига З.Ф. Уголовно-процессуальное принуждение. Воронеж, 1975. С. 15-16.

27. Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж, 1991. С. 47.

28. Кудин Ф.М. Принуждение в уголовном судопроизводстве. Красноярск, 1985. С. 12.

29. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. С. 214. 30. Сарсенов К.М. Государственное принуждение и его реализация в деятельности органов внутренних дел. Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1996. С. 16-17.

References and Sources

1. Chirkin V.E. O publichnoj vlasti: Postanovka problemy // Gosudarstvo i pravo. 2003. №10. S.39.

2. Chirkin V.E. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. M.: YUrist, 2003. S. 54.

3. Chirkin V.E. Gosudarstvovedenie. M., 1999. S.107.

4. Manov G.N. Sovetskoe gosudarstvo - glavnoe orudie postroeniya socializma i kommunizma // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1971. №5. S.10.

5. Manov G.N. O ponyatii gosudarstva. Problemy istoricheskogo materializma. Dushanbe, 1967. S. 83.

6. SHamsumova EH.F. Pravovye rezhimy (teoreticheskij aspekt). Dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2001. S.26.

7. Alekhin A.P., Kozlov YU.M. Administrativnoe pravo Rossijskoj Federacii. CH.1. M., 1995.

8. ZHidelev V.A. Gosudarstvennaya vlast' kak pravovaya kategoriya // Pravo i politika. 2007. N° 6. S. 48.

9. Sal'nikov V. P., Fedorov V.P. Ubezhdenie i prinuzhdenie v deyatel'nosti organov vnutrennih del. L., 1989. S. 9.

10. Seregina V.V. Gosudarstvennoe prinuzhdenie po sovetskomu pravu. Voronezh, 1991. S.5.

11. Pozdnyakova EH.A. Filosofiya politiki: V 2-h t. M., 1994. T.1. S. 97.

12. Kapitonov S.A. Pravoobespechitel'naya funkciya milicii. SPb., 2004. S. 186.

13. Kozulin A.I. Pravovoe prinuzhdenie: pravovye nachala gosudarstvennogo prinuzhdeniya v sovetskom obshchestve. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Sverdlovsk, 1986. S.9.

14. Makarejko N.V. Gosudarstvennoe prinuzhdenie kak sredstvo obespecheniya obshchestvennogo poryadka. Avtoref. ... dis. kand. yurid. nauk. Nizhnij Novgorod, 1996. S. 40.

15. Hachaturov R.L., YAgutin Z.G. YUridicheskaya otvetstvennost'. Tol'yatti, 1995; Lejst O.EH. Metodologicheskie problemy yuridicheskoj otvetstvennosti. Problemy teorii gosudarstva i prava. M., 1999.

16. Bulatov A.S. YUridicheskaya otvetstvennost' (obshcheteoreticheskie problemy). Dis. ... kand. yurid. nauk. L., 1985.

17. Lipinskij D.A. Problemy yuridicheskoj otvetstvennosti. SPb., 2003.

18. Polyakov A.V. Obshchaya teoriya prava. SPb.: YUridicheskij centr Press, 2001. S. 615.

19. Lipinskij D.A. Problemy yuridicheskoj otvetstvennosti. SPb., 2003. S. 63.

20. Alekseev S.S. Social'naya cennost' prava v sovetskom obshchestve. M., 1971.

21. Talyupa A.G. Ubezhdenie i prinuzhdenie v period perekhoda ot socializma k kommunizmu i ih rol' v obespechenii sovetskogo pravoporyadka. Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1966. S. 8.

22. Parshina I.V. Institucional'no-pravovye formy gosudarstvennogo prinuzhdeniya i nasiliya. Dis. .. kand. yurid. nauk. Rostov-na-Donu, 2002. S. 40.

23. Bahrah D.N. Administrativnaya otvetstvennost' grazhdan v SSSR. Sverdlovsk, 1989. S. 14.

24. Kozhevnikov S.N. Gosudarstvennoe prinuzhdenie: osobennosti i soderzhanie // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1978. № 5. S. 49.

25. Galagan I. A. Administrativnaya otvetstvennost'. Voronezh, 1970. S. 72.

26. Kovriga Z.F. Ugolovno-processual'noe prinuzhdenie. Voronezh, 1975. S. 15-16.

27. Seregina V.V. Gosudarstvennoe prinuzhdenie po sovetskomu pravu. Voronezh, 1991. S. 47.

28. Kudin F.M. Prinuzhdenie v ugolovnom sudoproizvodstve. Krasnoyarsk, 1985. S. 12.

29. Platonov K.K. Sistema psihologii i teoriya otrazheniya. M., 1982. S. 214. 30. Sarsenov K.M. Gosudarstvennoe prinuzhdenie i ego realizaciya v deyatel'nosti organov vnutrennih del. Dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 1996. S. 16-17.

СТУС НИНА ВЛАДИМИРОВНА - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права Юридического института Белгородского государственного университета.

ВЛАСЕНКО ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА - старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Краснодарского университета МВД России.

STUS, NINA V. - Doctor of Law, Professor, Department of Constitutional and International Law, Law Institute, Belgorod State University (tel. (4722) 30-12-63)

VLASENKO ELENA EVGENYEVNA - Senior Lecturer, Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs, Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of Russia (tel. 89184505145)

УДК 340.115

АЛОКОВА М.Х.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ

ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова: функции государства, формально-логический метод, системно-структурный метод, функциональный метод

В статье предпринимается попытка теоретического анализа методологических проблем исследования функций государства. Сопоставляются формально-логический, системно-структурный и функциональные подходы, выявляется их взаимосвязь и взаимообусловленность. Показано, что отсутствие единой теоретико-методологической концепции познания функций государства в российской юридической науке влечет за собой различное терминологическое содержание, указание на разное количество функций, целевые установки каждой конкретной функции и, в конечном счете, их недостаточную исследованность. Для предотвращения подобных разночтений при исследовании функций государства необходимо использование единого комплексного методологического подхода, в котором в основе познания правовых явлений лежит формально-логический метод, дополненный сущностным содержанием, с указанием на системно-структурные и функциональные связи.

ALOCOVA, M.H.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE RESEARCH OF FUNCTIONS OF THE STATE

Keywords: functions of the state, formal-logical method, system-structural method, functional method

In the article makes an attempt to theoretical analyze of methodological problems of the research of functions of the state. It compared the formal-logical, system-structural and functional approaches, it revealed its interrelation and interdependence. It is shown that the absence of a unified theoretical-methodological concept of cognition of state functions in Russian legal science entails different terminological content, an indication of a different number of functions, the objectives of each particular function and, ultimately, its insufficient investigation. To prevent such discrepancies at the researching of the functions of the state, it is necessary to use a single integrated methodological approach, in that in the basis of the knowledge of legal phenomena is a formal-logical method, supplemented by the essential content, indicating system-structural and functional relations.

Анализ функций государства остается одним из актуальных направлений научных исследований, поскольку современные правовые реалии требуют своевременного и адекватного реагирования на вызовы существующего, динамично развивающегося мира. От того насколько четко сформулированы и наполнены содержанием функции современного государства, насколько детально проработан механизм реализации данных функций зависит целостность страны и благополучие граждан.

В этом отношении мнения исследователей о значимости адекватного понимания и определения функций государства едины. Так, Д.В. Пожарский отмечает, что перспектива развития российского общества обусловливает необходимость фундаментального анализа функций государства. Современное человечество находится в эпоху неопределенности и нестабильности. Функции государства, играя особую социальную роль в условиях происходящих глобальных процессов, приобретают судьбоносное значение для российского общества [1]. Горбатовская Е.С. отмечает, что теоретическое осмысление функций государства имеет важнейшее значение для совершенствования механизма их реализации и, следовательно, для повышения эффективности государственной политики [2]. Туманов С.Н. определяет, что реализация комплекса функций в особо сложных геополитических и внешнеэкономических условиях, делает постановку и решение вопросов об эффективности деятельности государства в указанных направлениях чрезвычайно актуальными [3, с.3].

Вместе с тем, несмотря на столь пристальное внимание к рассматриваемой проблематике, в теоретических исследованиях до настоящего времени не выработана единая методология комплексного исследования функций государства. В результате данной погрешности, многие функции государства, по мнению ряда исследователей, до настоящего времени, не изучены. В тоже время следует отметить, что методология исследования функций государства постоянно изменялась и находилась в прямой зависимости от политико-правового устройства государства. Например, в советский период, отдельно рассматривались функции эксплуататорских государств и социалистических государств. Так, Н.Н. Кирилов отмечал, что двумя основными функциями, присущими эксплуататорскому государству, являются внутренняя (главная), при реализации которой господствующий класс подавляет эксплуатируемое большинство, и внешняя (неглавная), реализуя которую господствующий класс расширяет территорию своего государства за счет территории других государств или организует защиту территории своего государства от нападения со стороны других государств. И они полностью определяют характер деятельности государств эксплуататорского типа [4, с.3]. Аналогичными тезисами и соответствующей методологией исследования функций государства, наполнены работы многих исследователей советского периода [5-11].

В современных исследованиях не акцентируется внимание на различиях функций государств. Наибольший интерес вызывает актуальная проблематика недоисследованности ряда функций государства. Например, А.В. Козлов полагает, что государственная деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющаяся одной из самостоятельных и основных в ряду других государственных функций, не подвергалась теоретическому исследованию и осмыслению [12]; Р.Х. Гиззатуллин отмечает, что экологическая функция обладает огромным, но во многом не реализованным потенциалом для оптимизации взаимодействия общества и природы в целях достижения обусловленной общественными экологическими интересами цели деятельности государства в экологической сфере - сохранения и восстановления благоприятного состояния окружающей среды [13] и др.

Анализ правовых исследований позволяет прийти к выводу, что многие функции государства в настоящее время дублируются, и указание на их «неисследовательность» - это

неясность в методологических подходах. Между тем, функции государства являются фундаментальными и стабильными, несмотря на модернизирующихся общественные отношения.

В целом, изучение методологических основ исследования функций государства демонстрирует отсутствие единства и наличие многоаспектного подхода к пониманию функций государства. В связи с этим, Туманов С.Н. обращает внимание на «некое условное противостояние двух методологических подходов к раскрытию понятия и сущности функций государства - формально-логического и системно-структурного» [3, с.31].

Для обоснования раскроем природу формально-логического подхода. Посредством формально-логического подхода формулируются понятия, выявляются абстрактные свойства правовых явлений. Он основан на понятиях, категориях, правилах и законах формальной логики. Например, Загайнов Л.И. подчеркивает, что для исследования функций государства важен вопрос об их составе, объективном критерии отграничения друг от друга и наиболее целесообразной классификации. С помощью формально-логического метода, автор предпринимает попытку анализа содержания каждой функции и приходит к выводу о том, что содержанием каждой функции является воздействие государства на соответствующую группу однородных общественных отношений. Сами общественные отношения выступают в качестве объекта государственного воздействия [14].

Полагаем, что подобный методологический подход не позволит в полном объеме раскрыть содержание функций государства. В этой связи следует отметить, что недостатком формально-логического метода в процессе познания функций государства является то, что полученные на его основе знания ведут к формированию догмы. Недостатком формальнологического подхода являются также его пределы познания. Логически обоснованная категория «функция государства» отражает правовую реальность лишь в самой общей форме, рассматривая ее отдельные несвязанные фрагменты, что является только началом теоретического освоения государственно-правовой действительности.

Полагаем, что методологические подходы при исследовании функций государства напрямую зависят от господствующего типа правопонимания. Преобладание формальнологического метода анализа функций государства отмечается во многих исследованиях советского периода, с господствующим легистским типом правового понимания. Вместе с тем, в различных исследованиях, нередко обращалось внимание на дефекты формально-логического исследования функций государства, указывалось на отсутствие сущностного подхода. Например, по мнению Н.Н. Кириллова, «учения» о функциях государства, принадлежащие дореволюционным авторам Ф.Ф. Кокошкину, Н.М. Коркунову, Г. Еллинеку являются несостоятельными, поскольку рассматривали функции государства, только как определенные формально-логические категории, вытекающие из «абсолютно справедливых» целей государства и не вскрывали классовой сущности функций государства [4].

В современных исследованиях все чаще стали прослеживаться тенденции обращения к системно-структурному методу познания функций государства, выражающемуся во взаимосвязи и взаимообусловленности функций государства. Поскольку государство является сложным системным явлением, системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов государства и права. Он позволяет избежать противоречий в правовой и государственной системах. Системно-структурный анализ ставит целью выявление функциональных связей между элементами (в данном случае функции государства должны рассматриваться как элементы государственной системы), установление факторов, обеспечивающих единство системы.

На основе системного подхода, функцию государства определяют как относительно самостоятельную подсистему целенаправленной деятельности государства в обособленной сфере общественных отношений, проводимой с использованием специфического набора методов и способов государственно-правового и организационного воздействия. Отдельно взятая функция государства выступает обособленной и относительно самостоятельной подсистемой более широкой системы - единой системы функций государства, а та, в свою очередь, входит в еще более широкую систему, выступает в качестве составной части механизма реализации функций государства, как системы более высокого уровня сложности [3, с.31].

Данный подход нередко реализуется в современных правовых исследованиях, в которых авторы используют системно-структурный метод познания. Например, С.А. Бадаев указывает, что методологическая установка исследований функции налогообложения, заключается в том, что данная функция «имеет наиболее разветвленную сеть связей с иными функциями государства в силу своего обеспечительного характера, а также возрастающего с каждым годом регулирующего направления воздействия в области экономики, экологии, социальной защиты населения, развития науки и культуры» [15]. Пожарский Д.В. полагает, что системная методология в полной мере может быть применима к функциям государства. Особую актуальность вопросы системности функций государства приобретают в современных условиях, характеризующихся усложнением и противоречивостью социальных связей, изменением социально-регулятивной роли государства [1]. В некоторых исследованиях, предпринимается попытка рассмотрения отдельных функций в системе функций государства. Например, Гиззатуллин, Р.Х., рассматривая экологическую функцию государства в системе функций государства, проводит анализ факторов, обусловивших выделение экологической функции в качестве одной из основных и самостоятельных функций государства [13, с.25].

В свою очередь, системный метод не является универсальным. В этой связи, разделяем мнение, что при исследовании функций государства не следует ограничиваться лишь процессом простого и бесконечного уточнения родовидового определения, а также классификации основных направлений деятельности государства. По мнению некоторых авторов, считается оптимальным совместное использование методологических инструментов [13, с.32]. Безусловно, совместный подход, приведет к определенным познавательным трудностям. Вместе с тем, отсутствие единой теоретико-методологической концепции познания функций государства в российской юридической науке, как следствие, влечет за собой различное терминологическое содержание, указание на разное количество функций, целевые установки каждой конкретной функции и на их неисследовательность. Для предотвращения подобных разночтений при исследовании функций государства необходимо использование единого комплексного методологического подхода, в котором в основе познания правовых явлений лежит формальнологический метод, дополненный сущностным содержанием, с указанием на системно-структурные и функциональные связи.

Литература и источники

1. Пожарский Д. В. Охранительная функция государства (теоретико-методологические проблемы). Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2015. С. 5.

2. Горбатовская Е.С. Культурно-воспитательная функция современного российского государства. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С.4.

3. Туманов С.Н. Механизм реализации внешних функций Российского государства (вопросы теории и практики). Автереф. дисс. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2018.

4. Кириллов Н.Н. Функции советского государства. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1950.

5. Мезенцев В. В. Роль советского права в осуществлении функций Советского государства в период Великой Отечественной войны. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1952. 16 с.

6. Шорина Е. В. Функция советского государства по охране социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1952. 16 с;

7. Аулинг Р.Ю. Основные функции социалистического государства: по материалам Эстонской Советской Социалистической Республики. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Л., 1953. 21 с.

8. Третьяков М. П. Хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная функция советского государства в условиях завершения социалистического строительства. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1954. 16 с.

9. Титов Ю.П. Осуществление советским социалистическим государством функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов внутри страны в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства, 1921 - 1925 гг. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1955. 14 с.

10. Иойрыш А.И. Механизм диктатуры рабочего класса и его роль в осуществлении основных функций советского государства во второй фазе. Автореф. дисс. ... канд юрид. наук. М., 1955. 13 с.

11. Мишин А. А. Высшие органы власти буржуазного государства: политико-правовой анализ структуры, полномочий и функций. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1963. 32 с.

12. Козлов А.В. Функция российского государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: вопросы теории и практики. Автореф. дисс. ... кандид. юрид. наук. Волгоград, 2011. С. 7, 6.

13. Гиззатуллин Р. Х. Экологическая функция государства: теория и практика реализации. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2014.

14. Загайнов Л. И. О роли экономических функций советского государства в создании материально-технической базы коммунизма. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1966. С. 5.

15. Балаев С. А. Механизм реализации функции налогообложения современного российского государства (общетеоретический аспект). Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Саратов, 2016. С.9.

References and Sources

1. Pozharskij D. V. Ohranitel'naya funkciya gosudarstva (teoretiko-metodologicheskie problemy). Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. M., 2015. S. 5.

2. Gorbatovskaya E.S. Kul'turno-vospitatel'naya funkciya sovremennogo rossijskogo gosudarstva. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2017. S.4.

3. Tumanov S.N. Mekhanizm realizacii vneshnih funkcij Rossijskogo gosudarstva (voprosy teorii i praktiki). Avteref. diss. ... dokt. yurid. nauk. Saratov, 2018.

4. Kirillov N.N. Funkcii sovetskogo gosudarstva. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1950.

5. Mezencev V. V. Rol' sovetskogo prava v osushchestvlenii funkcij Sovetskogo gosudarstva v period Velikoj Otechestvennoj vojny. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1952. 16 s.

6. SHorina E. V. Funkciya sovetskogo gosudarstva po ohrane socialisticheskoj sobstvennosti ot vorov i raskhititelej narodnogo dobra. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1952. 16 s;

7. Auling R.YU. Osnovnye funkcii socialisticheskogo gosudarstva: po materialam EHstonskoj Sovetskoj Socialisticheskoj Respubliki. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. L., 1953. 21 s.

8. Tret'yakov M. P. Hozyajstvenno-organizatorskaya i kul'turno-vospitatel'naya funkciya sovetskogo gosudarstva v usloviyah zaversheniya socialisticheskogo stroitel'stva. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1954. 16 s.

9. Titov YU.P. Osushchestvlenie sovetskim socialisticheskim gosudarstvom funkcii podavleniya soprotivleniya svergnutyh ehkspluatatorskih klassov vnutri strany v period perekhoda na mirnuyu rabotu po vosstanovleniyu narodnogo hozyajstva, 1921 - 1925 gg. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1955. 14 s.

10. Iojrysh A.I. Mekhanizm diktatury rabochego klassa i ego rol' v osushchestvlenii osnovnyh funkcij sovetskogo gosudarstva vo vtoroj faze. Avtoref. diss. ... kand yurid. nauk. M., 1955. 13 s.

11. Mishin A. A. Vysshie organy vlasti burzhuaznogo gosudarstva: politiko-pravovoj analiz struktury, polnomochij i funkcij. Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. M., 1963. 32 s.

12. Kozlov A.V. Funkciya rossijskogo gosudarstva po preduprezhdeniyu i likvidacii chrezvychajnyh situacij: voprosy teorii i praktiki. Avtoref. diss. ... kandid. yurid. nauk. Volgograd, 2011. S. 7, 6.

13. Gizzatullin R. H. EHkologicheskaya funkciya gosudarstva: teoriya i praktika realizacii. Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. M., 2014.

14. Zagajnov L. I. O roli ehkonomicheskih funkcij sovetskogo gosudarstva v sozdanii material'no-tekhnicheskoj bazy kommunizma. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1966. S. 5.

15. Balaev S. A. Mekhanizm realizacii funkcii nalogooblozheniya sovremennogo rossijskogo gosudarstva (obshcheteoreticheskij aspekt). Avtoref. diss. .kand. yurid. nauk. Saratov, 2016.

АЛОКОВА МАРЬЯНА ХАМИДБИЕВНА - аспирант кафедры теории и истории государства и права Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

ALOCOVA, MARYANA H. - Ph.D. Student, Department of Theory and History of State and Law, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov (alokova@mail.ru).

УДК 340.155.4

КАГЕРМАНОВ А-С.С. РОЛЬ ПРАВА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Ключевые слова: демократия, право, законность, реализация прав человека, государств, власть.

Связь демократии и права выражается в том, что право является ценностным ориентиром для осуществления демократии. Это означает, что каждый человек, гражданин имеет право на жизнь в демократическом государстве, на защиту своих законных прав и свобод, а также на принятие участия в принятии решений, касающихся усовершенствования демократии, как формы управления государством. Базисом построения демократического государства является принцип законности, который провозглашается во всех нормативных правовых актах. Это касается и осуществления правосудия, уголовного и административного судопроизводства, и порядка рассмотрения обращений граждан, как способа самозащиты при решении возникающих у гражданина проблем. Современные представления о роли права, демократического государства и общественной жизни состоит из трех основополагающих составляющих - прав человека, демократии, как формы управления государством, норм общественной жизни и их исполнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KAGERMANOV, A-S.S. ROLE OF LAW IN A DEMOCRATIC STATE

Keywords: democracy, law, legality, realization of human rights, state, power.

The relationship of democracy and law is expressed in the fact that law is a value benchmark for the implementation of democracy. This means that every person, a citizen of a society, has the right to live in a democratic state, to defend their legal rights and freedoms, and to take part in making decisions regarding the improvement of democracy as a form of government. The basis for building a democratic state is the principle of legality, which is proclaimed in all regulatory legal acts. This also applies to the administration of justice, criminal and administrative proceedings, and the procedure for considering citizens' appeals, as a way of self-defense in solving problems arising from a citizen. Modern ideas about the role of law, a democratic state and public life consists of three fundamental components - human rights, democracy, as a form of government, norms of public life and its implementation.

Общество развивалось и изменялось в течение многих тысячелетий. Появлялись новые формы сосуществования индивидуумов, менялись взгляды людей относительно порядка их взаимодействия между собой. На протяжении многих веков существовали прогрессивные идеи организации человеческого сообщества, а затем и построения государства на принципах законности, справедливости и гуманизма. На исходе Средневековья к этим требованиям добавились идеи равенства всех граждан перед законом, верховенство права, распределения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.