Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАВА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ'

РОЛЬ ПРАВА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2739
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ПРАВО / ЗАКОННОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВ / ВЛАСТЬ / DEMOCRACY / LAW / LEGALITY / REALIZATION OF HUMAN RIGHTS / STATE / POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кагерманов Абу-салих Сайдалиевич

Связь демократии и права выражается в том, что право является ценностным ориентиром для осуществления демократии. Это означает, что каждый человек, гражданин имеет право на жизнь в демократическом государстве, на защиту своих законных прав и свобод, а также на принятие участия в принятии решений, касающихся усовершенствования демократии, как формы управления государством. Базисом построения демократического государства является принцип законности, который провозглашается во всех нормативных правовых актах. Это касается и осуществления правосудия, уголовного и административного судопроизводства, и порядка рассмотрения обращений граждан, как способа самозащиты при решении возникающих у гражданина проблем. Современные представления о роли права, демократического государства и общественной жизни состоит из трех основополагающих составляющих - прав человека, демократии, как формы управления государством, норм общественной жизни и их исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LAW IN A DEMOCRATIC STATE

The relationship of democracy and law is expressed in the fact that law is a value benchmark for the implementation of democracy. This means that every person, a citizen of a society, has the right to live in a democratic state, to defend their legal rights and freedoms, and to take part in making decisions regarding the improvement of democracy as a form of government. The basis for building a democratic state is the principle of legality, which is proclaimed in all regulatory legal acts. This also applies to the administration of justice, criminal and administrative proceedings, and the procedure for considering citizens' appeals, as a way of self-defense in solving problems arising from a citizen. Modern ideas about the role of law, a democratic state and public life consists of three fundamental components - human rights, democracy, as a form of government, norms of public life and its implementation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАВА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ»

1. Pozharskij D. V. Ohranitel'naya funkciya gosudarstva (teoretiko-metodologicheskie problemy). Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. M., 2015. S. 5.

2. Gorbatovskaya E.S. Kul'turno-vospitatel'naya funkciya sovremennogo rossijskogo gosudarstva. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2017. S.4.

3. Tumanov S.N. Mekhanizm realizacii vneshnih funkcij Rossijskogo gosudarstva (voprosy teorii i praktiki). Avteref. diss. ... dokt. yurid. nauk. Saratov, 2018.

4. Kirillov N.N. Funkcii sovetskogo gosudarstva. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1950.

5. Mezencev V. V. Rol' sovetskogo prava v osushchestvlenii funkcij Sovetskogo gosudarstva v period Velikoj Otechestvennoj vojny. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1952. 16 s.

6. SHorina E. V. Funkciya sovetskogo gosudarstva po ohrane socialisticheskoj sobstvennosti ot vorov i raskhititelej narodnogo dobra. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1952. 16 s;

7. Auling R.YU. Osnovnye funkcii socialisticheskogo gosudarstva: po materialam EHstonskoj Sovetskoj Socialisticheskoj Respubliki. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. L., 1953. 21 s.

8. Tret'yakov M. P. Hozyajstvenno-organizatorskaya i kul'turno-vospitatel'naya funkciya sovetskogo gosudarstva v usloviyah zaversheniya socialisticheskogo stroitel'stva. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1954. 16 s.

9. Titov YU.P. Osushchestvlenie sovetskim socialisticheskim gosudarstvom funkcii podavleniya soprotivleniya svergnutyh ehkspluatatorskih klassov vnutri strany v period perekhoda na mirnuyu rabotu po vosstanovleniyu narodnogo hozyajstva, 1921 - 1925 gg. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1955. 14 s.

10. Iojrysh A.I. Mekhanizm diktatury rabochego klassa i ego rol' v osushchestvlenii osnovnyh funkcij sovetskogo gosudarstva vo vtoroj faze. Avtoref. diss. ... kand yurid. nauk. M., 1955. 13 s.

11. Mishin A. A. Vysshie organy vlasti burzhuaznogo gosudarstva: politiko-pravovoj analiz struktury, polnomochij i funkcij. Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. M., 1963. 32 s.

12. Kozlov A.V. Funkciya rossijskogo gosudarstva po preduprezhdeniyu i likvidacii chrezvychajnyh situacij: voprosy teorii i praktiki. Avtoref. diss. ... kandid. yurid. nauk. Volgograd, 2011. S. 7, 6.

13. Gizzatullin R. H. EHkologicheskaya funkciya gosudarstva: teoriya i praktika realizacii. Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. M., 2014.

14. Zagajnov L. I. O roli ehkonomicheskih funkcij sovetskogo gosudarstva v sozdanii material'no-tekhnicheskoj bazy kommunizma. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1966. S. 5.

15. Balaev S. A. Mekhanizm realizacii funkcii nalogooblozheniya sovremennogo rossijskogo gosudarstva (obshcheteoreticheskij aspekt). Avtoref. diss. .kand. yurid. nauk. Saratov, 2016.

АЛОКОВА МАРЬЯНА ХАМИДБИЕВНА - аспирант кафедры теории и истории государства и права Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

ALOCOVA, MARYANA H. - Ph.D. Student, Department of Theory and History of State and Law, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov (alokova@mail.ru).

УДК 340.155.4

КАГЕРМАНОВ А-С.С. РОЛЬ ПРАВА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Ключевые слова: демократия, право, законность, реализация прав человека, государств, власть.

Связь демократии и права выражается в том, что право является ценностным ориентиром для осуществления демократии. Это означает, что каждый человек, гражданин имеет право на жизнь в демократическом государстве, на защиту своих законных прав и свобод, а также на принятие участия в принятии решений, касающихся усовершенствования демократии, как формы управления государством. Базисом построения демократического государства является принцип законности, который провозглашается во всех нормативных правовых актах. Это касается и осуществления правосудия, уголовного и административного судопроизводства, и порядка рассмотрения обращений граждан, как способа самозащиты при решении возникающих у гражданина проблем. Современные представления о роли права, демократического государства и общественной жизни состоит из трех основополагающих составляющих - прав человека, демократии, как формы управления государством, норм общественной жизни и их исполнения.

KAGERMANOV, A-S.S. ROLE OF LAW IN A DEMOCRATIC STATE

Keywords: democracy, law, legality, realization of human rights, state, power.

The relationship of democracy and law is expressed in the fact that law is a value benchmark for the implementation of democracy. This means that every person, a citizen of a society, has the right to live in a democratic state, to defend their legal rights and freedoms, and to take part in making decisions regarding the improvement of democracy as a form of government. The basis for building a democratic state is the principle of legality, which is proclaimed in all regulatory legal acts. This also applies to the administration of justice, criminal and administrative proceedings, and the procedure for considering citizens' appeals, as a way of self-defense in solving problems arising from a citizen. Modern ideas about the role of law, a democratic state and public life consists of three fundamental components - human rights, democracy, as a form of government, norms of public life and its implementation.

Общество развивалось и изменялось в течение многих тысячелетий. Появлялись новые формы сосуществования индивидуумов, менялись взгляды людей относительно порядка их взаимодействия между собой. На протяжении многих веков существовали прогрессивные идеи организации человеческого сообщества, а затем и построения государства на принципах законности, справедливости и гуманизма. На исходе Средневековья к этим требованиям добавились идеи равенства всех граждан перед законом, верховенство права, распределения

властных полномочий. В результате, появилась и оформилась концепция демократического государства.

Право и демократическое государство являются взаимодополняющими понятиями. Необходимо отметить, что только при демократии в современном мире, хотя не в каждом случае, обеспечивается появление законов, формирующих правовое государство. Демократия и право являются таким образом универсальными социальными ценностями, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой. Причем демократия, как форма политической и социальной организации общества и государства, не может функционировать, если она не действует в рамках права и закона.

Демократия и право являются динамичными явлениями, которые имеют как общие черты, закономерности развития и функционирования, так и различия. Общее, характерное для демократии и права, выражается в общей природе, которая представляет собой общесоциальную потребность в самоорганизации, самоуправления и саморегулирования, а также в необходимости упорядочения отношений между обществом и государством.

Понятие демократии имеет множество интерпретаций в работах философов, юристов, ученых-правоведов. Так, например, концепция либеральной демократии, основоположником которой являются Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш. Монтескье, подразумевает, что в демократическом государстве обязательно должны реализовываться принципы приоритета свободы личности перед обществом и государством, невмешательство государства в личную жизнь граждан, парламентаризм, разделение властей, верховенство права [2].

Концепция коллективистской демократии является полной противоположностью либеральной концепции, так как основной идеей здесь являются коллективные формы жизнедеятельности и понимания прав и свобод; приоритет государства над личностью; всеобщая политическая мобилизация. Концепция плюралистической демократии подразумевает под собой активное участие граждан в обсуждении и принятии государственных решений [2].

Демократия немыслима по своей природе вне правовой формы, а право получает всестороннее развитие только в условиях демократического государства. Демократия создает наиболее благоприятные условия реализации права на осуществление власти народа и признание прав человека высшей ценностью в государстве. Право играет большую роль в политическом процессе, который подлежит строгой юридической регламентации. Вне нормативного правового регулирования демократия может иметь обратный эффект и перерасти либо в авторитаризм, либо в тоталитаризм. То есть, по существу, чем больше регламентирован политический процесс, тем стабильнее демократия; чем больше юридически фиксированных каналов политического участия, тем эффективнее и полнее происходит выполнение интересов общества и, следовательно, выше уровень демократии в государстве. При этом, однако, необходимо отметить недопустимость упрощенного понимания значения права в демократическом государстве. Несмотря на то, что верховенство прав и свобод человека является ключевым принципом, а Конституция Российской Федерации является гарантом соблюдения прав человека и гражданина, некоторые права человека могут быть ограничены в процессе жизнедеятельности. В условиях демократического государства допускается ограничение прав человека, например, при введении особых правовых режимов (чрезвычайное положение и военное положение).

В демократическом государстве большое значение имеет ценность права, как регулятора общественных отношений. Оно является одним из ключевых элементов в процессе организации общества в демократическом государстве. Демократическое государство подразумевает под собой наличие взаимодополняющих прав и обязанностей. Так, например, таким правом является право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы власти субъектов и органы местного самоуправления, право вносить предложения в органы государственной власти. Отсутствие такого рода прав у граждан в условиях демократического государства может привести к утрате доверия к представителям власти.

В условиях демократического государства право выступает оценочным критерием политики главы государства, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. Принятие какого-либо решения компетентным органом власти осуществляется в соответствии законодательством и не допускает нарушения прав, свобод и законных интересов граждан демократического государства. В том

случае, если принятый нормативный правовой акт не отвечает требованиям законодательства или нарушает чьи-либо права и законные интересы, то такое решение подлежит отмене. В том случае, если какой-либо документ нарушает права граждан, то он может быть отменен, а граждане государства имеют право внести предложение по усовершенствованию и устранению недостатков в том или ином решении представителей власти в демократическом государстве.

Нельзя не отметить, что одним из ключевых признаков демократического государства является система сдержек и противовесов, которая выражается в разделении властей. Данный принцип подразумевает независимость ветвей власти, каждая из которых в пределах своей компетенции осуществляет управление государством и принимает определенные решения, которые затрагивают интересы граждан демократического государства. Для регулирования деятельности подобной системы управления необходим жесткий правовой инструментарий, который включает в себя ряд правовых предписаний, регламентирующих круг полномочий каждой из ветвей власти. Установление такой системы управления предполагает создание массива правовых документов, строгое соблюдение которых позволит представителям власти не допускать нарушение прав, свобод и законных интересов граждан демократического государства.

Конституция является нормативным правовым актом, выражающим политико-правовую форму демократии. В данном документе содержиться совокупность политических, социальных, гражданских прав и свобод. Неотъемлемым признаком государства, основанного на демократии, является верховенство прав и свобод человека. Для того, чтобы поддерживать устойчивую демократическую политику государства, необходима четкая фиксация основных политических прав граждан. Согласно статье 1 Конституции [1], Российская Федерация является демократическим государством, где признается верховенство прав человека, и глава государства является гарантом защиты этих прав. Также в Конституции РФ отдельная глава посвящена правам граждан, где зафиксированы их политические права, например, такое право как избирать и быть избранным.

Сущность демократии состоит в народовластии, а сущность права - в мере свободы, социального компромисса, который достигается нормативно- правовым регулировании демократического государства и общества [3]. Институты демократии при нормативно-правовом закреплении отражают потребности и интересы демократического общества, которые заключаются в самоорганизации и возможности самоуправления. Демократия, основанием которой является духовное творчество населения, способствует проявлению правотворческой инициативы населения (через представительные органы, выборы и референдум), установлению верховенства права и закона в обществе. При таком подходе к пониманию роли права в демократии, право перестает быть придатком государственной власти, служит надежным гарантом охраны и защиты прав человека и гражданина в демократическом государстве.

Демократия является широким, универсальным явлением, которое оказывает влияние на все процессы, происходящие в социуме, формирует представления о гуманном обществе, государстве и жизни людей [4]. Эта цепочка одинаковых явлений отражает сущность и назначение демократии. Сущность демократического государства состоит в синтезе общественных отношений, в которых целью является достижение общих результатов, единства народа и власти, а также реализации личности, как субъекта осуществления власти, которая наделена совокупностью взаимодополняющих прав и обязанностей. Определение демократического государства посредством общественных отношений обусловлено пониманием осуществления властных полномочий как «Воли народа», где властные полномочия представителей власти осуществляются с поддержкой общества, где один элемент власти, например, государство, оказывает определенного рода воздействие на другой субъект власти -народ, общество, личность. То есть, демократия поддается преобразованиям, которая осуществляется как в создании чего-то нового, так и в усовершенствовании уже устоявшихся явлений и процессов. Такого рода преобразования возможны лишь в условиях тесного взаимодействия демократии и права, которое выступает в данном случае в роле регулятора правоотношений, возникающих в политической, социальной и экономической сфере жизни.

Базисом построения демократического государства является принцип законности, который провозглашается во всех нормативных правовых актах. Это касается и осуществления

правосудия, уголовного и административного судопроизводства, и порядка рассмотрения обращений граждан, как способа самозащиты при решении возникающих у гражданина проблем. Все эти общественные отношения, возникающие между представителями органов государственной власти и народом, основываются на правовых нормах и регулируются соответствующими правовыми предписаниями, уставленными нормативно-правовыми актами. То есть, реализация правовых норм осуществляется в условиях развитого демократического государства, где принцип законности соблюдается неукоснительно, а существование демократического государства происходит только в рамках права и неукоснительном соблюдении правовых норм, которые направлены на реализацию прав, свобод и законных интересов граждан данного государства.

Государственный аппарат должен считаться с волей и желанием народа при издании нормативно-правовых актов, проведении внутренней и внешней политики; заботиться о высоком материальном и культурном уровне жизни граждан, обеспечивать их надлежащей информацией, защищать правовыми и иными средствами. Необходимо отметить, что немаловажным элементом в демократическом государстве является уровень правовой культуры граждан данного государства, так как в демократическом государстве признается верховенство права, а свободы и законные интересы граждан имеют ключевое значение в государстве. Данное явление будет иметь место в полной мере только при развитой правой культуре населения данного демократического государства.

Для повышения уровня правовой культуры общества, по нашему мнению, необходимо больше времени уделять вопросам правового просвещения граждан. То есть, необходимо увеличить количество времени на личный прием граждан представителями органов власти, организовать активную работу органов власти со средствами массовой информации и проведение правовой пропаганды. Это необходимо для формирования у населения представления о порядке реализации своих прав, свобод и законных интересов, а также для повышения уровня заинтересованности граждан в реализации своих властных полномочий в условиях развития демократического государства. Таким образом, правовая культура в демократическом государстве является необходимым элементом системы построения демократического государства. При отсутствии такого элемента государство, по-нашему мнении, не может быть демократическим.

Демократическое государство немыслимо без гражданского общества. Факт участия в управлении государством гражданского общества, как независимой общественной организации, закреплен на законодательном уровне. В управлении гражданское общество выполняет функцию контролирующего органа, обеспечивающего соблюдение прав граждан, например, при обращении в органы государственной власти в форме жалобы, заявления или предложения. Без наличия развитого гражданского общества невозможно говорить о демократическом государстве. Таким образом, современные представления о роли права демократического государства и общественной жизни состоит из трех основополагающих составляющих: 1) прав человека, степень реализации которых обуславливает социальный климат в обществе; 2) демократии, как формы управления государством, в которой верховенство закона является условием, гарантирующим верховенство прав и свобод человека и гражданина; 3) норм общественной жизни и их исполнения.

Литература и источники

1. Конституция РФ. M., 1993.

2. Крашенинников П. Времена и право. M.: Статут, 2016.

3. Проблемы теории права и правореализации: Учебник/Отв.ред.Л.Т. Бакулина. M.: Статут, 2017.

4. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. M.: РИОР:ИНФРА-M., 2Q15.

References and Sources

1. Konstituciya RF. M., 1993.

2. Krasheninnikov P. Vremena i pravo. M.: Statut, 2Q16.

3. Problemy teorii prava i pravorealizacii: Uchebnik/Otv.red.L.T. Bakulina. M.: Statut, 2Q17.

4. Teoriya gosudarstva i prava: uglublennyj kurs: Uchebnik. M.:RIOR:INFRA-M., 2Q15.

KATEPMAHOB ЛБУ-СЛЛИХ САЙДАЛИЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Чеченского государственного университета.

KAGERMANOV, ABU-SALIH S. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of the theory and history of state and law, Chechen State University (kagermanov@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.