Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малюгов А. А.

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы управления социальной сферы муниципальных образований. Уточняется сущность категории «социальная сфера». Определены особенности управления социальной сферой муниципальных образований.The article discusses the theoretical and methodological bases of the management of the municipal social services. The "social services" category is specified. The article researches the features of the management of the municipal social sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

8. https://ru.wikipedia.org

9. http://rusrand.ru/events/zolotovaliutnye-rezervy-rossii

10.http://www.cbr.ru/hd base/Default.aspx?Prtid=mrrf 7d

11.https://cbkg.ru/articles/zolotovaliutnye rezervy rossii.html

УДК 338.46+332.1

Малюгов А.А. магистрант 3 года обучения направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» Южно-Российский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы Россия, г. Ростов-на-Дону ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы управления социальной сферы муниципальных образований. Уточняется сущность категории «социальная сфера». Определены особенности управления социальной сферой муниципальных образований.

Ключевые слова: социальная сфера, управление социальной сферой муниципальных образований.

The article discusses the theoretical and methodological bases of the management of the municipal social services. The "social services" category is specified. The article researches the features of the management of the municipal social sphere.

Keywords: social services, management of the municipal social sphere.

Понятие «социальная сфера» вляется одним из наиболее многозначных в современной экономической теории. Одной из первых трактовок термина «социальная сфера» стало понимание ее как непроизводственной сферы, представляющей собой совокупность отраслей народного хозяйства, участвующих в удовлетворении социальных потребностей населения за счет выделенного обществом на эти цели дохода. С незначительными интерпретациями данный подход просуществовал с середины 60-х годов прошлого столетия (с момента возобновления дискуссии о характере и соотношении производительного и непроизводительного труда) вплоть до начала 200-х годов. В настоящее время мы полагаем, что данная трактовка утратила свою актуальность в связи с признанием производительным не только труда, овеществленного непосредственно в продукте, но и всякого общественно полезного труда, удовлетворяющего жизненные потребности людей путем создания потребительских стоимостей. Услуги отраслей сферы нематериального производства несомненно имеют потребительскую

стоимость, а их производство и реализация основаны не на перераспределении дохода, созданного в материального производстве, а на отношениях эквивалентного обмена.

С определенной степенью относительности можно утверждать, что современная социальная сфера является частью более сложной в структурном отношении сферы общественного производства, а именно в сферы услуг. Однако мы считаем, что к социальной сфере относятся не все услугопроизводящие виды деятельности. Представляется, что выделение из состава сферы услуг социальной сферы, как автономного объекта исследования и управления, является принципиально необходимым по ряду соображений. Во-первых, в научной литературе отсутствует единое, достаточно полное, всестороннее и точное определение термина «услуга» и, соответственно, «сфера услуг». Во-вторых, к сфере услуг в любом случае относятся отрасли экономики (в более корректной формулировке - виды экономической деятельности), создающие блага, удовлетворяющие коллективные потребности общества или его отдельных социальных групп в потребительских стоимостях нематериального характера. При определении же социальной сферы и социальной услуги общепризнанным является признак индивидуального потребления, согласно которому социальной считается та услуга, которая используется для удовлетворения личных потребностей и результат потребления которой непосредственно влияет на воспроизводство человека и его развитие как творческой личности. Следовательно, ряд отраслей нематериального производства - наука, государственное управление, охрана общественного порядка и др., не должны включаться в состав социальной сферы как отрасли, создающие коллективные потребительские блага.

В-третьих, в социальную сферу, согласно сущности самого термина «сфера», должны включаться однородные с точки зрения характера производимого продукта, функционирования, финансирования и управления элементы, к которым возможно применять одинаковые регулирующие механизмы. Отождествление же ее со сферой услуг приводит к включению в состав социальной сферы всех отраслей экономики, не принимающих участие в создании материального продукта и принципиально различающихся по всем указанным выше критериям.

Таким образом, в интересах более эффективного функционирования и управления мы считаем, что к социальной сфере должны быть отнесены виды экономической деятельности, производящие блага повышенной общественной значимости, или, согласно общепринятой терминологии, характеризующиеся наличием четко выраженных внешних эффектов от потребления данных благ теми, кому они непосредственно адресованы. Определяющими видами экономической деятельности в социальной сфере будут являться здравоохранение, физическая культура и спорт, образование и культура, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита населения. В условиях возвышения и роста потребностей человека и развития форм и

способов восстановления его физических и духовных сил, а также усложнения самой среды обитания в состав социальной сферы возможно включить также (с определенной долей условности) туристско-рекреационный комплекс и пассажирский транспорт. Теоретико-методологический подход, применимый в данном случае, обусловлен представлениями о структуре человеческого капитала, включающей биологическую, интеллектуальную и культурную компоненты. Общими признаками, которыми характеризуются данные виды деятельности, можно назвать:

- предоставление благ в форме услуг, предметом воздействия которых являются интеллектуальные способности, духовно-культурные ценности физиологические свойства и качества личности и условия и возможности повседневной жизнедеятельности;

- значительные внешние эффекты, возникающие при потреблении предоставляемых благ;

- ограниченное влияние на функционирование законов рынка (например, наличие на рынке соответствующих социальных услуг единого и ограниченного суммарного спроса на услуги, неэластичность спроса на конкретную услугу, доминирование спроса над предложением на рынке услуг) и т.д.

Таким образом, социальная сфера как экономическая категория представляет собой область специфических экономических отношений по удовлетворению бытовых и социально-культурных потребностей человека, обеспечивающих его воспроизводство. При этом воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере. Социальная инфраструктура (комплекс предприятий и учреждений, обеспечивающих удовлетворение культурно-бытовых и социальных потребностей людей - жилой фонд, учреждения образования, здравоохранения и т.д.) в таком контексте выступает лишь способом организации социального пространства.

Отраслевой состав и виды оказываемых населению услуг в социальной сфере в интерпретации общероссийских классификаторов в настоящее время можно представить следующим образом (рис. 1):

"ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст)

"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст)

Раздел Р. Образование

85 Образование

Раздел Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

86 Деятельность в области здравоохранения

87 Деятельность по уходу с обеспечением проживания

88 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

Раздел R. Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

90 Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений

91 Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры

92 Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей

93 Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений

Раздел Р. Услуги в области образования

85 Услуги в области образования

Раздел Q. Услуги в области здравоохранения и социальные услуги

86 Услуги в области здравоохранения

87 Услуги по предоставлению ухода с обеспечением проживания

88 Услуги социальные без обеспечения проживания

Раздел R. Услуги в области искусства, развлечений, отдыха и спорта

90 Услуги в области творчества, искусства и развлечений

91 Услуги библиотек, архивов, музеев и прочие услуги в области культуры

92 Услуги по организации и проведению азартных игр и заключению пари, лотерей

93 Услуги, связанные со спортом, и услуги по организации развлечений и отдыха

Рис. 1. Виды экономической деятельности и услуг в социальной

сфере

В современных классификаторах не вполне очевидно представлены жилищное и коммунальное хозяйство и виды услуг в этих сферах. Как не вполне и однозначны мнения авторов по поводу отнесения этих отраслей к социальной сфере. Так, С.В.Шишкин полагает, что только жилищное хозяйство обладает необходимыми признаками отраслей социальной сферы77; по мнению Христофоровой И.В. коммунальные услуги в силу их высокой значимости в обеспечении условий повседневной жизнедеятельности также должны быть отнесены к социальной сфере78. Таким образом, состав и сущность социальной сферы, как упоминалось выше, не находят однозначных трактовок в современной литературе.

В силу указанного обстоятельства полагаем возможным использовать в

77 Бондаренко Н.В., Красильникова М.Д., Чирикова А.Е., Шейман И.М., Шишкин С.В. Расширение потребительского выбора в здравоохранении: теория, практика, перспективы. - М.: ГУ ВШЭ, 2012.

78 Христофорова И.В., Христофоров А.В Научный подход к разработке комплекса маркетинговых коммуникаций на предприятиях сферы услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2011. - № 1..

целях разработки данного исследования следующий подход к сущности и составу социальной сферы. Социальная сфера представляет собой не только комплекс определенных отраслей (видов экономической деятельности), но и функциональную подсистему общественных отношений, включающую:

- процессы по воспроизводству численности и состава населения и отношения по их регулированию;

- трудовые отношения, в основном легального характера, реализующиеся через рынок труда;

- сферу формирования и распределения личных доходов населения;

- отношения, возникающие в связи с производством и потреблением услуг отраслей социальной инфраструктуры.

Именно в таком составе обозначены приоритеты социального развития России в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (рис. 2). Полный перечень приоритетов социального развития включает в себя также развитие системы массовой физической культуры и спорта, а также спорта высоких достижений; развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности; развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны; улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека.

демографическая политика и политика народосбережения

государственная политика в области развития рынка труда

государственная политика в области образования

развитие социальных

институтов и социальная политика

государственная политика в области здравоохранения

государственная политика в сфере культуры

государственная жилищная политика

Рис. 2. Приоритеты государственной политики социального развития РФ из Концепции долгосрочного социально-экономического

развития РФ до 2020 года.

Отметим, что согласно основным установкам Концепции содержание социальной политики не исчерпывается чисто социальными решениями и

мероприятиями, связанными с поддержкой слоев общества, которые в силу своего специфического положения не в состоянии играть активную роль в условиях рыночных отношений. Определена ее широкая общественная направленность - социальное развитие через улучшение социального положения и повышение уровня благосостояния всех социальных групп общества, а не только социально уязвимых категорий населения.

Следовательно, анализ основных параметров социального развития муниципальных образований целесообразно проводить с учетом максимально широкого подхода к данному понятию: сквозь призму тенденций демографического развития, ситуации на рынке труда, динамики доходов населения и обеспеченности населения услугами организаций и учреждений социальной инфраструктуры.

Мы обосновали используемый в работе подход к сущности и составу социальной сферы. Обратимся теперь к содержанию управления социальной сферой муниципального образования.

Управление социальным развитием муниципальных образований как разновидность управления на определенном уровне территориальной организации представляет собой комплекс мер по выявлению и разрешению существующих социальных проблем. В таком контексте управление социальной сферой муниципальных образований часто отождествляют с муниципальной социальной политикой. Очевидно, что эти понятия выступают как неразрывное целое. В то же время можно предположить, что управление выступает вторичным элементов, производным от выбранного вариант социальной политики.

Таким образом, под управлением развитием социальной сферы муниципальных образований мы будем понимать деятельность субъектов управления на соответствующем иерархическом уровне, направленную на обеспечение важнейших социально-культурных и бытовых потребностей населения муниципального образования в целях достижения высокого уровня и качества жизни населения. При этом такая деятельность является согласованном комплексом мер местных, региональных и федеральных субъектов управления при ведущей рои местного (муниципального субъекта).

В системном виде процесс управления развитием социальной сферы муниципального образования представляет собой последовательную реализацию фаз выработки, принятия и реализации решений и может быть представлен рядом относительно независимых содержательных блоков (рис.

3):

г-\

социальная диагностика - выявление социальных проблем

г >

социальное целеполагание - определение социальных приоритетов V.

Г > разработка системы социальных показателей и

нормативов

оценка материадльных, финансовых, инвестиционных и других ресурсов для решения проблем социлаьного развития

с-\

разработка системы мероприятий, согласованных

по срокам, ресурсам и исполнителям ^ и

с-\

оценка социальных, экономичяеских, политических и ддругих последствий реализации разработанной системы мер

Рис. 3. Основные этапы управления развитием социальной сферы муниципальных образований.

Управление развитием социальной сферы муниципальных образований должно исходить из основополагающих методологических принципов, присущих научно обоснованной системе управления. К числе таких принципов можно отнести:

- принцип целенаправленности (управление социальной сферой должно основываться на согласованной системе целей развития муниципального образования);

- принцип эффективности (реализация такого комплекса мероприятий, который обеспечит достижение поставленной цели на основе рационального использования ресурсов);

- принципы оптимальности и многовариантности;

- принцип системности и комплексности (рассмотрение управления социальной сферой муниципальных образований не изолированно, а как часть более крупной социальной системы);

- принцип сбалансированности и иерархической соподчиненности

(недопущение предоставления социальных преимуществ одним категориям населения за счет других);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принцип непрерывности (последовательной разработки и реализации управленческих решений в социальной сфере);

- принцип равноправных партнерских отношений между субъектом управления и населением.

Таким образом, управление социальной сферой муниципальных образований должно быть направлено на качественное преобразование ее основных компонентов в соответствии с современными представлениями об уровне и качестве жизни населения, существующими социальными нормали и стандартами, принципами и методами социальной политики.

Использованные источники:

1. Бондаренко Н.В., Красильникова М.Д., Чирикова А.Е., Шейман И.М., Шишкин С.В. Расширение потребительского выбора в здравоохранении: теория, практика, перспективы. - М.: ГУ ВШЭ, 2012.

2. Христофорова И.В., Христофоров А.В. Научный подход к разработке комплекса маркетинговых коммуникаций на предприятиях сферы услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2011. - № 1.

УДК 316.6

Мамалимова С. С. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Аннотация: В данной статье рассмотрены этические особенности взаимоотношений мужчины и женщины в служебной сфере. В современном деловом мире каждый, кто имеет отношение к офисной работе и бизнесу в целом, должны знать и соблюдать правила делового этикета, и учитывать гендерный аспект в выстраивании служебных отношений.

Ключевые слова: деловой этикет, деловая этика, принципы делового этикета, правила этикетного поведения.

Этикет - система правил поведения в общественных местах при контактах с другими людьми.

Деловой этикет представляет собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств [1; 3; 5].

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступает этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.