М. М. Хайкин
УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ УСЛУГ: РОЛЬ ДОМОХОЗЯЙСТВА
В статье рассматриваются концептуальные основы функционирования сферы услуг, место сферы услуг в современных процессах сервизации экономики; исследуются особенности менеджмента домохозяйства как хозяйствующего субъекта и как организации социальной сферы, а также его роль в управлении сферой услуг.
M. Khaikin
SERVICES SECTOR MANAGEMENT: ROLE OF HOUSEHOLDS
The article reviews the conceptual background of services sector functioning, place of the services sector in the modern processes ofeconomy servisation. Features of the household management as a business entity and a social sphere organization and also its role in services sector management are studied in the article.
С конца девяностых годов прошлого столетия в экономической науке и хозяйственной практике все чаще мы сталкива-
емся с проблемами производства и потребления услуг. Сфера услуг становится самостоятельной областью исследований
126
и разработок. В то же время, по мнению автора этих строк, с теоретической точки зрения в экономике и управлении услуги изучаются недостаточно комплексно и системно.
Повышение роли сферы услуг становится все более очевидной всеобщей закономерностью социально-экономического развития современного общества. Сфера услуг изучается по отношению к экономике, финансам, менеджменту, маркетингу, праву, отраслевым технологиям. Ее много-аспектность и глобальность порождают постановку актуальных проблем управления этой весьма перспективной областью теоретической экономики и хозяйственной практики.
Сфера услуг является важнейшей составной частью процесса управления сложными социально-экономическими системами. В связи с этим в ходе ее комплексного исследования необходим учет определенных факторов — системно-функционального, отраслевого, регионального, секторального, иерархического, сферного характера.
Уже, вероятно, у специалистов нет сомнений в том, что услуги следует рассматривать как самостоятельную область знаний и практической деятельности субъектов хозяйствования. Отдельные авторы тех или иных публикаций имеют собственные подходы к пониманию и критериям классификации услуг.
Отличительные особенности услуги как вида продукции широко изучаются в рамках учебных программ учащимися, студентами, слушателями курсов повышения квалификации, а также подготовки и переподготовки кадров.
В связи с постоянным повышением роли услуг в экономике, управлении, социальной жизни общества категория «услуга» все больше приобретает разнокачесвенные аспекты анализа и ипостаси.
В классической экономической теории прошлых столетий традиционно экономика рассматривалась как сфера воспроиз-
водства материальных и духовных благ. Очевидно, что в условиях товарно-денежных отношений эти блага могут иметь товарную форму. Исторически сложилось мнение, что вся продукция может быть в виде товара или услуги. При этом под товаром понимается материальный продукт, а продукция, не имеющая материально-вещественного содержания, относится к услугам. Отсюда возникают вопросы:
• почему материальный продукт, не имеющий товарной формы, называется товаром?
• почему услуга, как вид продукции, нередко трактуется как процесс, а не результат деятельности?
• почему понятие «работа» как вид продукции все реже используется в экономическом лексиконе? (В последнем случае мы рассматриваем работу именно как результат, а не процесс деятельности, связанный с совершенствованием уже имеющегося материального продукта). В постперестроечные годы работа как вид продукции часто называется услугой в материальной форме. И, таким образом, все услуги делятся на материальные и нематериальные.
Глубинные предпосылки существующих противоречий в дефинициях и содержании отдельных категорий, в нашем представлении, возникают в результате попыток трактовать многоаспектные категории с позиции разных областей знаний. Например, в маркетинге и социальном управлении под услугой понимают процесс деятельности, а в экономике и финансах — результат деятельности, имеющий стоимостное выражение и соответствующий ему денежный эквивалент.
Желания «подмять» складывающимися в одних областях знаний определениями и трактовками какие-либо понятия других областей могут существенно искажать содержание дефиниции, провоцировать откровенное непонимание ключевых истин и неумение использовать широкий понятийный аппарат.
Услуга может:
• быть общественным и частным благом; функционировать в производственной и непроизводственной (в том числе социальной) сферах;
• сопутствовать производственной деятельности непроизводственного предприятия и непроизводственной деятельности производственного предприятия;
• выступать экономическим ресурсом и результатом деятельности организации;
• стимулировать или сдерживать производство и потребление какого-либо другого продукта;
• быть объектом и субъектом управления социально-экономическими системами и процессами;
• носить коммерческую и некоммерческую окраску.
Многоаспектность услуги связана с более глубоким пониманием ее содержания и оценок с позиции разных областей теории и практики. А это, в свою очередь, требует уточнения категориального аппарата и более основательного изучения услуг и их классификации. Все это должно найти отражение в будущем — в науке, учебном процессе, деятельности многих организаций
На основании вышеизложенного можно заключить, что:
1) нет абсолютно сферы услуг в целом, есть лишь конкретные формы ее проявления;
2) не может сфера услуг в комплексе выступать единым объектом исследования, существуют отдельные составляющие этой сферы в подобном качестве.
На этапе образования человеческого капитала формируется семейный бюджет. В процессе его формирования выявляются источники образования денежных поступлений семьи и направления использования средств.
Нетрудно заметить, что формирование практически каждого источника дохода семьи сопровождается оказанием конкретных услуг физическому лицу (т. е. социальных услуг): государством, работодате-
лем, финансовым учреждением, некоммерческой организацией и т. п. В процессе использования семейного бюджета в обслуживании члена семьи принимают участие такие отрасли социальной сферы, как: розничная торговля и общественное питание, туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение, сфера бытового обслуживания населения, банковское обслуживание физических лиц, отрасли социально-культурной сферы (культура и искусство, образование, здравоохранение, средства массовой информации, физическая культура и спорт), прочие сферы деятельности. При этом качество оказания соответствующих социальных услуг определяется многими объективными и субъективными факторами, действие которых, в принципе, является материалом отдельного исследования.
Ведение домашнего хозяйства (также как и формирование, и использование семейного бюджета) является необходимым условием образования человеческого капитала. Однако эта область является наиболее «закрытой» в социальной статистике, в статистике свободного и личного времени населения. Многие виды деятельности в рамках ведения домашнего хозяйства осуществляются семьей как закрытой системой. А это означает, что выполняемые работы и оказываемые услуги, направленные на удовлетворение потребностей семьи, поставляются самими ее членами или (и) членами домохозяйства.
Производство человеческого капитала осуществляется на основе детородной, воспитательной, рекреационной функций. Эти функции выполняются посредством оказания услуг как членами самой семьи, так и соответствующими специалистами — в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма и т. п. При этом производится физическая основа человеческого капитала, а также происходит его возрастание (накопление). В первом случае это достигается детородной и частично рекреационной функция-
ми семьи, во втором случае — воспитательной и рекреационной.
Реализация человеческого капитала семьи осуществляется в процессе ведения различных форм бизнеса; трудоустройства, ведения индивидуальной трудовой деятельности. Это выражается индивидуальными и корпоративными способами участия семьи в рыночном хозяйстве, организацией семейного бизнеса, ведением домашнего хозяйства, получением доходов. При этом кроме вышеназванных отраслей сферы социальных услуг, члены семьи выступают потребителями услуг государственного и муниципального управления (которые лишь в конкретных хозяйственных ситуациях можно отнести к социальным услугам), юридических, информационно-аналитических, консультационных услуг.
На протяжении всей творческой трудовой активности человека происходит накопление его человеческого капитала. В этом процессе наиболее важной является сфера услуг, связанных с капиталом здоровья, капиталом культуры и капиталом образования человека1. Поэтому накопление индивидуального человеческого капитала определяется сферами рекреации, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, туризма — каждая из которых относится к отраслям социальной сферы.
Таким образом, расширенное воспроизводство совокупного человеческого капитала непосредственно зависит от эффективности функционирования социальной сферы — всех ее отраслей и секторов.
Из последних наиболее комплексных исследований сферы социальных услуг следует отнести научные результаты Л. В. Хоревой2. Автором проведен глубокий анализ процессов формирования и регулирования сферы социальных услуг в России в региональном и секторальном разрезах.
В связи с тем, что основным поставщиком социальных услуг являются соответствующие организации отраслей и секто-
ров социальной сферы, представляется важным комплексное рассмотрение вопросов управления этими организациями3.
Очевидно, что социальные услуги имеют ярко выраженную отраслевую специфику. Традиционно они изучаются соответствующими отраслевыми структурами социальной сферы. Под влиянием общих процессов глобализации в обществе в российской практике наблюдается тенденция определенного ухода от отраслевых подходов управления в сфере услуг. Однако нельзя игнорировать тот факт, что каждая отрасль социальной сферы реально не может органично функционировать вне определенных, присущих именно данной отрасли, технологических связей. Специфика и многообразие последних побуждают многих специалистов отказываться от анализа отраслевых особенностей сферы социальных услуг и акцентировать внимание на общих закономерностях их функционирования.
Поиск «золотой середины» между отраслевым и функциональным подходами в менеджменте сферы социальных услуг имеет не только теоретико-методологическое, но и большое практическое значение. Нередко перед высшим управленческим персоналом многих организаций социальной сферы возникает проблема целесообразности расширения или сужения их инфраструктурного обеспечения, для производственных предприятий — их социальной инфраструктуры. В решении этой проблемы должен учитываться и региональный фактор инфраструктурного развития внешней среды организации.
Не менее важной проблемой в сфере услуг является процесс определения их себестоимости и цены. В условиях децентрализации в системе реформирования многих отраслей экономики и, как следствие, массового перехода на процесс оказания услуг подрядным способом наблюдается существенный рост текущих издержек многих предприятий. С другой стороны, сохранение собственных инфраструктурных под-
разделении многими организациями, оказывающих услуги именно системного характера, по нашим финансово-экономическим оценкам, не оправданы и являются результатом непродуманных политики и решении руководства4. Эта общая закономерность распространяется и на услуги социальной инфраструктуры многих предприятии.
С методологической точки зрения финансово-экономическая составляющая управления в сфере услуг получила наименьшее развитие. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, процесс оказания услуг, к сожалению, часто предшествует процессу их финансово-экономической оценки. Во-вторых, тесная технологическая взаимосвязь структурных элементов воспроизводства продукта в материально-вещественной форме осложняет или делает невозможным эту оценку.
Подводя итоги, следует отметить, что комплексное исследование в сфере социальных услуг в настоящее время становится неотъемлемой частью науки и практики менеджмента организации социальной сферы.
В экономической науке, как правило, по признаку формы собственности традиционно рассматривается три сектора, оказывающие услуги потребителю, — коммерческий, государственный и некоммерческий. При этом роль семьи в экономической системе и в качестве самостоятельного сектора экономики исследуется не достаточно глубоко.
Домохозяйство является не только безальтернативным потребителем (в том числе покупателем социальных услуг), но и поставщиком услуг (в том числе социальных). Социальная сфера «работает» на домохозяйства непосредственно, косвенно — на них «работает» вся экономика.
С позиции менеджмента домохозяйство — это организация. Последняя имеет право на существование при действии следующих трех условий:
• внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие, более или менее дифференцированных и автономных частей целого;
• наличие совокупности процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
• объединение людей, совместно реализующих программу или цели и действующих на основе определенных правил и процедур.
В принципе, все эти условия (с учетом особенностей домохозяйства) соблюдаются. Поэтому представляется весьма важным рассмотрение особенностей домохозяйства как организации особого рода.
Домохозяйство — это организация социальной сферы. Ее продукция является результатом функционирования домохозяйства: ведения членами домохозяйства производственной деятельности. Однако в отличие от организаций социальной сферы других секторов экономики продукция домохозяйства предназначена, главным образом, для внутреннего потребления, т. е. она не имеет товарной формы и, следовательно, стоимости и цены. Однако во всех случаях результаты деятельности домохозяйства в виде продукции: созданных материальных продуктов, выполненных работ, оказанных услуг — подвержены оценке с позиции издержек. Таким образом, эта продукция имеет себестоимость, количественная оценка которой возможна через оценку фактических затрат труда, вложенных конкретным членом домохозяйства в созданный продукт. «Цена» этой продукции для домохозяйства равна цене продукта, который мог бы быть создан каким-либо членом домохозяйства с учетом имеющегося у него уровня профессионализма: знании, умений, навыков, предназначенного не для внутреннего потребления, вместо исходного реально созданного продукта.
Домохозяйство — это организация, функционирующая как открытая система, поскольку оно взаимодействует не только с
элементами внутреннего окружения, но и с внешней средой.
Внутренняя среда домохозяйства характеризуется наличием ряда ее структурных элементов — переменных факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на все стороны деятельности домохозяйства. К элементам внутренней среды домохозяйства мы отнесем: миссию домохозяйства, его цели и задачи; структуру управления, используемые домохозяйством технологии, физических лиц — членов домохозяйства.
Следует иметь в виду, что несмотря на то, что домохозяйство в большинстве случаев является формальной структурой (исключениями являются гражданские браки, незарегистрированные дети, неоформленный соответствующим договором труд няни, сиделки, воспитателя-педагога и т. п.), практически все процессы, протекающие в рамках внутренней среды домохозяйства (в отличии от внешней), являются неформальными. А это означает, что все составляющие внутренней среды домохозяйства «работают» вне формальных правил и процедур, тем или иным образом законодательно закрепленных и, таким образом, формально устанавливающих «правила игры» для его членов. Формальные же правила и процедуры распространяются, главным образом, на процессы, в которых домохозяйство взаимодействует с внешним окружением. Обычно миссия домохозяйства, его цели и задачи, структура управления и используемые технологии формируются, действуют и корректируются на уровне подсознания членов домохозяйства и носят более или менее (с учетом действия множества факторов) организованный характер. В этих процессах определяющим фактором функционирования домохозяйства выступает человеческий фактор: именно от него зависят технологии принятия решений, их реализация и особенности деятельности домохозяйства на всех стадиях его жизненного цикла.
Под главной целью, или миссией домохозяйства, понимается желаемый резуль-
тат, к которому стремится домохозяйство. Как правило, главная цель непосредственно связана с повышением качества жизни семьи в целом и каждого ее члена в рамках существующих ресурсных ограничений (исключения совпадают неблагополучные семьи и все, что с ними связано). Содержание миссии домохозяйства является следствием действия очень большого количества факторов внутреннего и внешнего окружения, каждый из которых выступает предметом отдельного исследования как экономических, так и других наук.
В свою очередь, главная цель обусловливает формирование определенных частных целей — таких, которые обеспечивают реализацию главной цели и не противоречат ей.
К целям домохозяйства, например, могут относиться:
• увеличение количества детей в семье;
• расширение спектра и повышение качества потребляемых материальных и духовных благ;
• улучшение здоровья членов семьи;
• наращивание «собственных активов» членами семьи, т. е. возрастание человеческого капитала.
Каждая из них в одних случаях может быть миссией, в других — частной целью. Например, наращивание «собственных активов» может быть главной целью одной семьи как условие формирования духовно богатой личности, и частной целью (и при этом очень важной) в качестве средства расширения спектра и повышения качества потребляемых материальных и духовных благ.
Цели и задачи семьи могут устанавливаться персонифицированно отдельными ее членами. Они в принципе различны, но в любом случае не должны противоречить достижению приоритетных целей более высокого иерархического уровня. В противном случае возникает потенциальная угроза семейной нестабильности, созревания межличностных конфликтов.
Для обеспечения эффективного менеджмента домохозяйства, превращения его в эффективный механизм координации деятельности каждого его члена очень важно создание единого информационного пространства, соблюдение принципа гласности и открытости информации о вырабатываемых частных целях и задачах, их значении, а также средствах и направлениях достижения.
Во всех случаях, выбор цели (главной или частной) — это действие, направленное на определение будущего состояния домохозяйства или его членов с учетом воздействия факторов возможного, невозможного и необходимого, а также принимая во внимание закономерное, случайное и желаемое. Однако в реальной жизни семьи на бытовом уровне в механизме функционирования домохозяйства рациональный подход к принятию решений членами семьи уступает интуитивному подходу, явно доминирующему.
Заданная работа, которая должна быть выполнена определенным образом и в установленный заранее срок, представляет собой задачу. На уровне домохозяйства задачи следует рассматривать в области социального взаимодействия его членов (с учетом социального статуса каждого члена домохозяйства), на работу с материальными ценностями, находящимися, как правило, в личной собственности, и информацией разного вида и рода.
В противоречии с общим правилом менеджмента, в соответствии с которым задачи должны устанавливаться не конкретным личностям, а должностям, внутри домохозяйства задачи должны устанавливаться конкретным личностям. Именно это обеспечивает возможность реализации принципа системности в менеджменте домохозяйства.
Семья — это не только социальный и общественный институт, который с правовой точки зрения является образованием некоммерческого типа, но и хозяйствующий субъект, коммерческая и некоммерче-
ская составляющие которого детерминированы и соотносятся в разных пропорциях.
Хозяйственную деятельность домохозяйства условно представим следующими ее составными частями: правовой; управленческой; производственной; маркетинговой; коммерческой; финансовой; инфраструктурной.
Семья в лице ее дееспособных членов выступает равноправным партнером в заключении всех договоров, контрактов, соглашений. В условиях современной экономики юридическое сопровождение соответствующих хозяйственных сделок становится необходимым условием эффективного ведения домашнего хозяйства.
Управленческая деятельность в рамках ведения домашнего хозяйства — это деятельность по принятию управленческих решений, т. е. тех решений, которые направлены на реализацию определенных идей и связанных с ними действий в рамках существующих целей и задач непосредственно генератором этих идей или другим субъектом — членом или не членом домохозяйства (в этом случае таким субъектом может выступать юридическое лицо).
Искусство семейной жизни — это в первую очередь искусство принятия решений (в том числе управленческих) в рамках жизнедеятельности семьи. Наряду с традиционными наиболее ценными качествами, которыми должен обладать менеджер организации, в данном случае домохозяйства, являются пристрастность и компромисс-ность, сопровождающие процессы управления домохозяйством по целям.
Важным элементом внутренней среды домохозяйства является его организационная структура — сосуществование определенным образом скоординированных между собой физических лиц — членов домохозяйства. Для домохозяйств обычно характерны простые формы организационных структур, однако их степень сложности различна. Она варьируется в зависимости от состава и структуры членов семьи, особенностей сложившихся между ними
социальных взаимодействий и других факторов.
Традиционно под производственной деятельностью хозяйствующего субъекта понимается непосредственная деятельность по созданию продукта — материального продукта, работы, услуги. Домохозяйство — это хозяйствующий субъект, в котором осуществляется, главным образом, процесс оказания услуг в рамках его внутренней среды, выполнения работ и в более редких случаях, производства нового продукта в материально-вещественной форме. Продукция, созданная в домохозяйстве, часто не имеет товарной формы, поскольку предназначена для потребления самими членами семьи. Однако в ряде случаев, в ситуациях поставки того или иного продукта домохозяйства на рынок, она является товаром.
«Производственная программа» домохозяйства весьма разнородна по составу и структуре продукции. В одних семьях приоритетны быт, досуг, развлечение и туризм, в других — физическая культура и спорт, в третьих — культура и искусство и т. д. Особенности и объем потребляемых домохозяйством товаров, работ, услуг определяет его «производственную программу». А это, в свою очередь, влияет на содержание и структуру семейного бюджета и, следовательно, финансовую деятельность домохозяйства.
Под маркетинговой деятельностью домохозяйства мы будем понимать деятельность домохозяйства по управлению ее спросом. Таки образом, эта деятельность органически взаимосвязана со всеми другими составными частями хозяйственной деятельности домохозяйства и содержательно охватывает практически все элементы комплекса маркетинга с учетом особенностей домохозяйства как организации.
Домохозяйство как открытая система выступает во внешней среде как потребитель (не всегда покупатель) материальных и духовных благ и как поставщик (не всегда продавец) материальных и духовных
благ. В первом случае речь идет о маркетинге потребителя, во втором — о маркетинге поставщика.
Семья как общественный и социальный институт взаимодействует с внешней средой не только на рыночной, но и нерыночной основе. В последнем случае речь идет об «изъянах» («ошибках» или «провалах») рынка — ситуациях, когда рынок отсутствует, в принципе, или деформирован под углом социально-ориентированных факторов. Отсюда видно, что домохозяйство как особый вид хозяйствующего субъекта может заниматься как коммерческим, так и некоммерческим маркетингом.
Совокупность экономических отношений (которые часто носят правовой характер) по поводу образования, движения и использования фондов денежных средств домохозяйства в процессе их кругооборота представляют собой финансы домохозяйства. Область и сила их действия коренным образом изменились в условиях сервизации и коммерциализации экономики России.
В условиях глобализации общества, развития и углубления межотраслевых и межсекторальных связей в социальной сфере финансовые отношения домохозяйства охватывают отношения с экономическими субъектами — резидентами и нерезидентами разных отраслей и секторов экономики.
Финансы домохозяйства — это часть производственных отношений, в которой в стоимостной оценке выражаются экономические связи между домохозяйством и другими хозяйствующими субъектами. Эти отношения складываются между домохозяйством и элементами его внешней и внутренней среды. Во внешней среде домохозяйство вступает в финансовые отношения с такими ее субъектами, как: управленческие (в том числе государственные) структуры; прочие юридические лица (в том числе сферы услуг); финансовые институты, государственные бюджетные и внебюджетные фонды; население.
В связи с тем, что в СССР услуги оказывались, преимущественно, на принципах
остаточного финансирования, понятие «финансы домохозяйства» экономическими науками практически не исследовалось, а сами финансы находились в неразвитом состоянии и не могли быть определяющими в функционировании и развитии домохозяйства как общественного и социального института.
Финансы как экономическая категория характеризуются следующими признака-
Из рассмотренных функций финансов только распределительная функция выполняется пассивно, т. е. способствует бесперебойному процессу фондообразования. Все другие функции выполняются активно — в том смысле, что они практически воздействуют на деятельность эко-
ми: денежная форма выражения; распределительный характер; отсутствие абсолютно эквивалентного обмена; распределение средств через специальные фонды.
Финансы домохозяйства могут выполнять пять функций, в которых проявляется их сущность в системе функционирования домохозяйства: распределительную, стимулирующую, сдерживающую, аккумулирующую и контрольную (табл. 1).
номических субъектов тем или иным образом.
Все функции финансов существуют и взаимодополняют друг друга. Так, например, базовая функция финансов — распределительная — создает условия для выполнения других функций, а последние явля-
Таблица 1
Содержание функций финансов и способы их реализации
Номер п/п Функция Сущность функции Способы реализации функции
1 Распределительная Образование финансовых фондов домохозяйства — денежных средств целевого назначения Формирование финансовых фондов посредством кругооборота средств домохозяйства в процессе их движения и изменения формы
2 Стимулирующая Стимулирование мотивации жизнедеятельности членов домохозяйства Стимулирование мотивации жизнедеятельности членов домохозяйства соответствующими элементами финансового механизма
3 Сдерживающая Сдерживание роста активности взаимодействия домохозяйства с внешней средой Механизм действия «голосования рублем» с позиции финансовой заинтересованности потенциальных участников экономических связей с членами домохозяйства
4 Аккумулирующая Создание, укрепление и развитие имущественной базы домохозяйства и аккумуляция его соответствующих средств, направленных на улучшение финансового состояния домохозяйства Накопление и использование соответствующих финансовых фондов в процессе функционирования финансов домохозяйства
5 Контрольная Обеспечение правильности соблюдения финансовых санкций в организации финансовой деятельности домохозяйства Соответствие финансовой деятельности домохозяйства федеральному и региональному финансовому законодательству
ются предпосылкой совершения распределительной функции.
Система экономических связей организации социальной сферы с экономически-
ми субъектами в рамках внутренней и внешней среды организации образует структуру ее финансовых отношений, отраженной на рис. 1.
Инвесторы
Разработчики технологий
Местная администрация
Поставщики трудовых ресурсов
Поставщики информации
Поставщики материально-технических ресурсов и инвестиционных товаров
Потребители продукции домохозяйства социальных услуг
Потребители информации о членах домохозяйства
Потребители трудовых ресурсов
Органы государственной власти и управления
Потребители на рынке труда
Проект-менеджеры
Социально-демографическая ситуация Состояние рынка в социальной сфере Состояние финансового рынка Качество жизни Инвестиционная активность в регионе Секторальная структура отраслей социальной сферы
Рис 1. Структура финансовых отношений домохозяйства как организации социальной сферы и факторы, на нее влияющие
Содержание финансовых отношений домохозяйства раскрывается через такие категории, как доходы и расходы, налоги, дотации, социальная помощь в денежной форме, гранты, льготные кредиты и инвестиции, смешанное финансирование и т. п. Все они характеризуют различные виды движения финансовых ресурсов через экономические связи между домохозяйством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, а также самими членами домохозяйства.
Далее рассмотрим сущность и особенности инфраструктурной составляющей менеджмента домохозяйства. Инфраструктурная деятельность домохозяйства является обеспечивающей ведение его произ-
водственной деятельности. Инфраструктура домохозяйства включает совокупность материально-технических ресурсов (движимого и недвижимого имущества), которые непосредственно участвуют в создании членами домохозяйства конечного продукта внутреннего потребления или создают условия для этого. Например, к инфраструктуре домохозяйства относятся инструменты, хозяйственный блок, гараж, сельскохозяйственная техника, находящиеся в личной собственности или арендованные на длительный срок. Принципиальным условием здесь является использование подобного рода средств в неосновной деятельности семьи: отсутствие потребления этих средств в профессиональной деятель-
ности членов домохозяйства и деятельности, в целом определяющей специализацию домохозяйства.
Вопрос оптимального соотношения производственных и инфраструктурных средств домохозяйства весьма непростой. Он связан с изменением масштабов его инфраструктурной деятельности: их расширением или сокращением. На этот процесс оказывают влияние факторы объективного и субъективного характера. К объективным факторам следует отнести:
• емкость конкретных ресурсных и продуктовых рынков, в которых домохозяйство выступает потенциальным участником;
• развитость инфраструктуры соответствующей территории;
• уровень развития производительных сил в отраслевом и секторальном разрезе;
• факторы неэкономические: мода, реклама, общественное мнение, географическая среда, национальные особенности, обычаи, традиции и другие; в ряде случаев они оказываются определяющими.
К субъективным факторам относятся те, которые формируются и действуют в рамках внутренней среды домохозяйства: демографические, мотивационные, профессиональные, факторы структуры времени членов домохозяйства (рабочего, свободного, личного) и др.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ильинский И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
2 Хорева Л. В.Сфера социальных услуг: формирование и направления регулирования. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
3 Хайкин М. М. Управление организациями социальной сферы: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004; Хайкин М. М. Управление организациями социальной сферы: Практикум.— СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
4 В частности, результаты анализа процессов реструктуризации более 30 организаций свидетельствуют о социально-экономической нецелесообразности подобного их реформирования.