Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бармашов К.С.

Рост промышленного производства должен опираться на рациональный баланс между производством и обращением продукции, сформированный путем повышения эффективности системы стратегического управления. Сопоставимость развития производственной и сбытовой деятельности современных организаций, как правило, определяется степенью согласованности их промышленной и торговой политики или стратегического управления процессов гармонизации указанных политик. В предлагаемой статье рассмотрены теоретико-методологические основы стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики современных организаций, предложен научный подход к управлению экономическими процессами на стадиях воспроизводственного цикла современной организации как к многофакторному процессу, что позволяет сформировать рациональный баланс между сферами производства и обращения за счет обеспечения сопоставимости формирования, реализации и развития промышленной и торговой политики. Гармонизация промышленной и торговой политики представлена как процесс стратегического управления современной организации путем согласования целей, принципов, методов, критериев и показателей производственных, сбытовых и обеспечивающих их бизнес-процессов на всех этапах жизненного цикла политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF STRATEGIC PROCESS MANAGEMENT OF HARMONISATION OF INDUSTRIAL AND TRADE POLICIES OF MODERN ORGANIZATIONS

The growth of industrial production should be based on a rational balance between production and product circulation, formed by improving the efficiency of the strategic management system. The comparability of the development of production and sales activities of modern organizations, as a rule, is determined by the degree of consistency of their industrial and trade policies or strategic management of the processes of harmonization of specific policies. The proposed article considers the theoretical and methodological foundations of strategic management of the processes of harmonization of the industrial and trade policies of modern organizations, proposes a scientific approach to the management of economic processes at the stages of the electoral cycle of a modern organization as a multifactorial process, which makes it possible to form a rational balance between the spheres of production and circulation by ensuring the comparability of the formation, implementation and development of industrial and trade policies. The harmonization of industrial and trade policies is presented as a process of strategic management of a modern organization by coordinating the goals, principles, methods, criteria and indicators of production, sales and supporting business processes at all stages of the policy life cycle

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Теоретико-методологические основы стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики современных организаций

со см о см

о ш т

X

<

т О X X

Бармашов Константин Сергеевич

к.э.н., ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», k.barmashov@ru.faberlic.com

Рост промышленного производства должен опираться на рациональный баланс между производством и обращением продукции, сформированный путем повышения эффективности системы стратегического управления. Сопоставимость развития производственной и сбытовой деятельности современных организаций, как правило, определяется степенью согласованности их промышленной и торговой политики или стратегического управления процессов гармонизации указанных политик. В предлагаемой статье рассмотрены теоретико-методологические основы стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики современных организаций, предложен научный подход к управлению экономическими процессами на стадиях воспроизводственного цикла современной организации как к многофакторному процессу, что позволяет сформировать рациональный баланс между сферами производства и обращения за счет обеспечения сопоставимости формирования, реализации и развития промышленной и торговой политики. Гармонизация промышленной и торговой политики представлена как процесс стратегического управления современной организации путем согласования целей, принципов, методов, критериев и показателей производственных, сбытовых и обеспечивающих их бизнес-процессов на всех этапах жизненного цикла политики. Ключевые слова: современная организация, стратегическое управление, гармонизация, промышленная политика, торговая политика

Повышение конкурентоспособности экономики России невозможно без ее устойчивого роста и развития, что требует улучшения методов и механизмов стратегического планирования и управления экономической деятельностью современных организаций. Альтернативные варианты роста экономики связаны с повышенными рисками и в условиях активного использования рядом стран экономических и политических санкций не представляются возможными к реализации. В этой связи нельзя говорить о развитии системы стратегического управления производством без учета запросов конечного потребителя. Следовательно, рост промышленного производства должен опираться на рациональный баланс между производством и обращением продукции, сформированный путем повышения эффективности системы стратегического управления.

Сопоставимость развития производственной и сбытовой деятельности современных организаций, как правило, определяется степенью согласованности их промышленной и торговой политики или стратегического управления процессов гармонизации указанных политик. При этом в основе гармонизации политик должен лежать критерий повышения экономической эффективности системы стратегического управления, что позволит существенно ускорить устойчивый экономических рост. Кроме того, каждая из гармонизируемых политик должна реализовываться как целенаправленная системная деятельность, регламентирующая постановку целей и механизмов их достижения, а также определяющая общие правила организации регулируемой деятельности. В нашем случае это согласование большинства промышленных и торговых процессов современных организаций и учет взаимосвязей между ними.

Отрасли экономики, производящие товары повседневного спроса являются в последние годы одной из перспективных отраслей, которые привлекают внимание инвесторов и показывают устойчивые темпы роста. Российский рынок товаров повседневного спроса является одним из наиболее развивающихся рынков. Темпы его роста в среднем составляют около 10-15%. Одним из основных условий, которые могут обеспечить конкурентоспособность товаров повседневного спроса является повышение эффективности стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики современных организаций. Это позволит не только выявить дополнительные возможности роста отрасли, но и повысить управленческий и кадровый потенциал сферы производства и обращения с учетом приоритетного использования отечественного сырья и материалов.

В целом, развитие теории и методологии стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики современных организаций является актуальной проблемой менеджмента, имеющей существенное народнохозяйственное значение. В

настоящее время научные подходы и концепции в данной области управленческой и экономической наук находятся на начальной стадии разработанности [1,2,3,4,5,6,7]. Это говорит не только о высокой актуальности темы исследования, но и практической значимости выработки теоретико- методологических основ стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики современных организаций.

В теории менеджмента в недостаточной степени изучены вопросы организации стадий воспроизводственного цикла как многофакторного процесса управления в ходе которого необходимо сформировать рациональный баланс между сферами производства, обращения и потребления путем согласования этапов процессов управления формированием, реализацией и развитием промышленной и торговой политики. Промышленная и торговая политики как составные части системы управления современной организации должны основываться на положениях системного подхода и предусматривать внутреннее согласование между управления промышленными и торговыми процессами и учет взаимосвязей между ними.

Анализ показал, что в научной литературе в должной степени не структурированы промышленная и торговая политика в системе управления современной организации и в полной мере не определены их взаимосвязи. Промышленная и торговая политики и их составляющие основываются на положениях управленческой и кадровой политики. Управленческая политика решает вопросы создания эффективно действующей системы управления и рационализации организационной структуры управления, а кадровая политика определяют главные направления организации работы с кадрами по своевременному обеспечению оптимального баланса для процессов управления персоналом с учетом требований законодательства и рынков труда.

Промышленная политика (ПП) - это управленческий инструмент, включающий цели, задачи, принципы и методы реализации политики, прогнозы и планы производства продукции и системы комплексного обеспечения управления процессами производства для достижения конкурентоспособности. Структуру и содержание ПП определяют процессы управления производством продукции и обеспечение указанных процессов. Базисным элементом ПП выступает производственная политика, а ее обеспечивающими элементами - маркетинговая (в части изучения имеющего спроса на продукцию и/или формирование спроса на новую продукцию), инновационная, финансовая (включая инвестиционную), ассортиментная, информационная, экологическая, ресурсная (включая энергетическую) политики. В частности управленческая политика решает вопросы создания эффективно действующей системы управления и рационализации организационной структуры управления, а кадровая политика определяют главные направления организации работы с кадрами по своевременному обеспечению оптимального баланса для процессов управления персоналом с учетом требований законодательства и рынков труда.

Торговая политика (ТП) является логическим продолжением промышленной политики и представляет собой управленческий инструмент, включающий цели, задачи, принципы и методы реализации политики, прогнозы и планы продаж продукции и системы комплексного обеспечения управления процессами продажи для

достижения конкурентоспособности. Структуру и содержание торговой политики определяет процесс продажи собственной промышленной продукции и обеспечение этого процесса. Поэтому базисным элементом торговой политики является сбытовая политика, а ее обеспечивающими элементами маркетинговая (в части продвижения продукции на рынки, включая рекламу), транс-портно-логистическая, инновационная, финансовая (включая инвестиционную), ассортиментная, информационная, экологическая, ресурсная (включая энергетическую) политики.

Взаимосвязь составляющих промышленной и торговой политики основывается на необходимости учета главным образом организационно-управленческих, а также производственно-технологических, финансово-инвестиционных, инфраструктурно-сервисных и производственно-сбытовых отношений, в силу чего для составляющих промышленной и торговой политики требуется проводить дополнительное согласование и балансирование поставленных целей управления экономической деятельностью на всех стадиях воспроизводственного цикла.

Учет вышеуказанных взаимосвязей должен быть положен в основу научного подхода к организации стадий воспроизводственного цикла как к многофакторному управленческому процессу, позволяющему сформировать рациональный баланс между сферами производства и обращения за счет обеспечения сопоставимости формирования, реализации и развития промышленной и торговой политики как инструментов управления. При этом теряется смысл однозначного решения фундаментальной экономико-политической проблемы о том, что важнее в экономической жизни России в условиях общества массового потребления «производство» или «обращение (торговля)». С нашей точки зрения, нужна такая рациональная сбалансированность между процессами управления производством и сбытом, при которой повышается качество жизни населения страны как потребителей продукции, включая его морально-нравственное и личностное развитие, а также улучшаются профессиональные компетенции кадров.

Вопросы гармонии в экономике , в экономических и управленческих отношениях стали рассматриваться учеными с середины XIX века и начало этому направлению в экономической теории было положено в книгах «Гармония интересов» Генри Чарльза Кери и «Экономическая гармония» Фредерика Бастиа. В начале ХХ века развитие теории гармонии в экономических отношениях связано с формированием научных основ эффективного управления. Широкую известность получают труды Ф. Тейлора, Х. Эмерсона, Г. Форда, в России были опубликованы работы К. Адамецки и А.А. Богданова (Малиновского).

В середине ХХ века в экономике СССР доминирует закон обеспечения пропорционального планомерного развития экономики, что характеризует период «насильственной гармонизации» и жесткого регулирования производственных и торговых отношений. В указанный период обеспечение гармонии в управленческих и экономических отношениях связано с разработкой межрегиональных и межотраслевых моделей построения народного хозяйства, различных моделей прогнозирования, текущего и перспективного планирования.

В это же время в зарубежных странах формируется так называемое гуманистическое направление применительно к обеспечению гармонии в экономических и

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

со см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

управленческих отношениях. Гуманистическое направление связано с тремя сферами исследований экономических отношений: развитие человеческих отношений; концепция формирования и развития человеческих ресурсов; поведенческий (бихевиористический) подход. В данном случае, гармония в экономических и управленческих отношениях - это позитивное состояние их участников, обусловленное развитием человеческих ресурсов, что позволяет расширять возможности работников и балансировать их с нарастающими потребностями и установленными целями развития производства.

В экономической науке начала XXI века в России и за рубежом были сформулированы концепция обеспечения гармоничного производства и концепция гармонизации социальных и экономических отношений. Важно отметить, что в настоящее время нет общепризнанной и целостной теории гармонизации. Примеров реализации закона гармонизации большое множество для экономической теории и теории управления. В рамках экономической теории происходит становление теории коэволюции национального и глобального, теории обеспечения рыночного равновесия между спросом и предложением, менеджерального подхода, который гармонизирует менеджмент и микроэкономику.

С учетом вышеуказанного и в отличие от существующих похожих, но более локальных по своей сущности терминов типа «балансирование», «пропорциональность», «соответствие», «соразмерность», «равновесие», «согласованность» и т.д., авторская трактовка понятия гармонизации экономических и управленческих отношений связана с установлением динамичного и статичного состояния современной организации как сложной социально-экономической системы, которое характеризуется рациональной моделью ее специализации, и одновременным балансированием, пропорциональностью, соответствием, соразмерностью, равновесностью, согласованностью как в статике, так и в динамике производственных, торговых и управленческих процессов и их соответствием требованиям внешней среды и друг другу и использованию интеллектуальных и материальных ресурсов современной организации. Иными словами, термин «гармонизация» является интегральным, вбирающим в себя перечисленные локальные и близкие по сущности к нему термины.

Сегодня большое число работ посвящены исследованию «эффективности», «результативности» и «качества» мероприятий промышленной и торговой политики. Понятие гармонизации упоминается не часто в научных публикациях. На самом же деле, очень часто, гармонизация обеспечивает расширение условий для совместимости элементов и всей системы развития производственной и торговой деятельности. При этом гармонизация первична в отношении качества, результативности и эффективности мероприятий промышленной и торговой политики как процесса стратегического управления.

Отсюда, «гармонизация» (нахождение гармонии), выступает как причина, а качество, эффективность и результативность - как следствия, которые характеризуют уровень гармонизации производственных и торговых процессов в рамках системы стратегического управления. Важно отметить, что специфическим объектом для гармонизации промышленной и торговой политики будут выступать противоречия в производственных и торговых процессах и противоречия интересов и действий экономических субъектов. По отношению к целям про-

мышленной и торговой политики гармонизация проявляет себя посредством формирования и согласования приоритетов к качеству и свойствам производственных и торговых процессов как необходимому условию их согласования, а к самим производственным и торговым процессам как мера и критериальная база степени автономности и зависимости этих процессов. Фактически, результатом гармонизации производственных и торговых процессов будет выступать эффективность (рентабельность) управления производством и продажами продукции.

Таким образом, по своему содержанию и сути гармонизация промышленной и торговой политик предприятия - это, с одной стороны стратегический план производства и продаж, а с другой стороны, рабочий инструмент для достижения стратегического плана, имеющий количественную меру и логику, которые проявляются в соответствующих моделях построения гармоничных отношений между производством и продажами. В данном случае гармонизация промышленной и торговой политики - это построение системы гармоничных управленческих взаимодействий между всему участниками производственных и торговых процессов. Следует отметить, что принцип гармоничности производственных и торговых процессов будет проявляться в полной мере в свойствах обеспечения гармонии, к которым следует отнести резонансные свойства, эмержентность, минимальность затрат и инверсию мероприятий промышленной и торговой политики.

Исходя из этого, по нашему мнению, гармонизация промышленной и торговой политики это процесс стратегического управления современной организации путем формирования организационных, материальных и нормативно-правовых условий по повышению эффективности системы управления и устойчивости производственных и торговых процессов, к имущественным активам, интеллектуальной собственности, социально-экономической и морально-психологической обстановке, производственной дисциплине, финансовой и коммерческой конъюнктуре, внедрению технологических инноваций и научных достижений, а также информационному обеспечению процессов управления.

Гармонизация промышленной и торговой политики как процесс стратегического управления - это инструмент согласования целей, принципов, методов, критериев и показателей производственных, сбытовых и обеспечивающих их бизнес-процессов на всех этапах жизненного цикла политики, который способствует оптимизации процессов управления и экономического поведения.

В условиях санкционного давления на Россию трудно делать прогнозы в отношении роста и развития отдельных отраслей экономики в краткосрочном и среднесрочном периодах. Есть ярко выраженные возможности по наращиванию продаж отечественной продукции повседневного спроса в силу ориентации большинства потребителей на недорогие, но достаточное качественные отечественные продукты и услуги, включая товары повседневного спроса (ТПС), поскольку сегодня есть все основания для повышения уровня эффективности стратегического управления в организациях по производству данных товаров и интенсификации усилий по гармонизации промышленной и торговой политики. Научных публикаций посвященных такой проблематике сегодня явно недостаточно.

Компаративный анализ зарубежного и отечественного опыта применения методов стратегического управления в рамках промышленной и торговой политике современных организаций, а также анализ системы стратегического управления производством и реализацией товаров повседневного спроса, приводят к пониманию того факта, что на современном рынке ТПС важно осуществлять согласованные стремительные и динамичные изменения в стратегическом управлении производственными и торговыми процессами, а завоеванные позиции следует поддерживать путем целенаправленного выполнения действий по ротации марок ТПС, постоянному расширению ассортимента и выводу на рынки новых видов продукции, что позволяет лучше понять позитивную и негативную социально-экономическую роль товаров в обществе массового потребления в условиях развитой конкуренции и глобализации экономики в мире в целом и в России, в частности.

Базовым принципом гармонизации промышленной и торговой политики на рынке ТПС в системе стратегического управления является нахождение рационального баланса между производством и сбытом по критерию удовлетворения разумных потребностей конечного потребителя. Показатель, определяющий разумные потребности очень важен в условиях общества массового потребления, он имеет гуманистическую и воспитательную функции для населения и определяет индивидуальные рационально и нравственно оправданные потребности, причем разумность потребностей означает не их ограничение, а особую структуру, содействующую развитию личности. Это позволяет согласовать стратегии экономического поведения производителя и потребителя ТПС, избежать их иррационального поведения, что и должно составлять базис гармонизации промышленной и торговой политики в системе стратегического управления. В противном случае, уже в среднесрочной перспективе возможно истощение ресурсной базы для производственной деятельности и ухудшение качества человеческим ресурсов в отношении потребления в связи с неудовлетворительным состоянием их физического, психического и социального здоровья.

Анализ рынка ТПС в России позволил определить методологические предпосылки исследования проблем гармонизации промышленной и торговой политики в системе стратегического управления в организациях по производству ТПС на основе структуризации жизненного цикла промышленной и торговой политики. При этом для повышения эффективности стратегического управления важно знать состояние политики на стадиях жизненного цикла, чтобы суметь сконцентрировать усилия на тех важных задачах согласования и балансирования производственных и торговых процессов, которые на данных этапах требуется решить для соответствия рыночным условиям хозяйствования и максимально возможного удовлетворения разумных потребностей конечных потребителей.

Нами предлагается выбрать шесть основных этапов жизненного цикла промышленной и торговой политики, этапы:

- диагностики, в рамках которого исследуются современное состояние, текущие и перспективные проблемы производственной и торговой деятельности, что при одновременной диагностике внутренней и внешней (состояние рынков, действия конкурентов, предпочтения целевых аудиторий) экономической среды позволяет наме-

тить перспективные направления, цели, задачи, принципы и методы организации стратегического управления производственной и торговой деятельностью;

- формирования, в рамках которого формируются основные блоки мероприятий политики, устанавливаются сроки, ответственные исполнители и необходимые ресурсы, а также обозначается механизм управления реализацией политики ;

- реализации, в рамках которого происходит осуществление мероприятий политики по критерию максимально возможного удовлетворения разумных потребностей целевых аудиторий и получения максимально возможной прибыли от ведения производственной и торговой деятельности;

- регулирования, в рамках которого принимаются сигналы из внешней и внутренней среды современных организаций и осуществляются необходимые изменения в производственных и торговых процессах для их согласования и обеспечения рационального ресурсообмена;

- гармонизации, в рамках которого осуществляется согласование и балансирование производственных и торговых процессов по критерию рациональности ре-сурсообмена и эффективной реализации поставленных стратегических целей;

- развития промышленной и торговой политики, направленный на корректировку приоритетов в реализации политики, на обеспечение адекватной внешней и внутренней среде трансформации и гармонизации производственных и торговых процессов.

В рамках данных этапов общие методологические предпосылки исследования проблем гармонизации промышленной и торговой политики современных организаций по производству ТПС следующие: целенаправленное проведение изучения рынков; обязательное проведение эмпирических исследований производственных и торговых процессов; обеспечение эффективности принимаемых решений по гармонизации; обязательное видение и формирование вариантов долговременных перспектив производственной и торговой деятельности и их оценка, формулирование стратегических альтернатив; реализация междисциплинарного подхода к гармонизации; обеспечение оптимального использования ресурсов и организация рационального ресурсообмена между производственными и торговыми процессам; проведение контроля и мониторинга результатов гармонизации. Частные методологические предпосылки исследования проблем гармонизации: упрощение процессов институционального взаимодействия по реализации планов гармонизации для ее участников; повышение уровня устойчивости рынков ТПС путем снижения ре-сурсоемкости производства и продаж; рост инвестиционной привлекательности современных организаций при использовании методов гармонизации; рациональное сочетание производственных объектов с различными объектами обеспечивающей инфраструктуры, которые формируют требуемый уровень приспособляемости к изменяющимся условиям хозяйствования.

Таким образом, методологические предпосылки гармонизации исследования проблем промышленной и торговой политики в системе стратегического управления в организациях по производству ТПС определяют, что: несоответствие ритмичности поставок запросам конечного потребителя стимулирует повышенный покупательский спрос и сверхнормативное накопление продукции, а отсутствие механизмов рационального потребления и перераспределения продукции между конечными

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

fO CN О

cs

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

потребителями способствует излишнему использованию производственных мощностей. Кроме этого, низкая культура потребления приводит к дисбалансу материальных, социальных и духовных потребностей и к снижению качества жизни всех слоев населения из-за ухудшения условий по обеспечению ТПС. Методологические предпосылки основываются на гармонизации таких параметров политики как цели, задачи, принципы, методы, критерии и показатели.

Нами предложены показатели стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики основываются на следующей последовательности процесса гармонизации: гармонизация параметров в рамках одной политики; гармонизация в целом всех параметров между политиками; оценка качества выполнения этапов жизненного цикла промышленной и торговой политики и их составляющих; повышение рентабельности организации по производству ТПС, и в конечном итоге удовлетворения потребностей, что можно выразить в виде:

Zp(m) ^ Zp(p) ^ Оэ(р) ^ max (S) ^max (R,W),

где: Zp(m) - гармонизация Z по параметрам m одной политики р; Zp(p) - гармонизация Z между политиками р; Оэ(р) - оценка качества выполнения этапов диагностики, формирования, реализации, регулирования, гармонизации и развития промышленной и торговой политики и их составляющих; S - экономическая эффективность стратегического управления, полученная на основе реализации промышленной и торговой политики; R

- рентабельность организации по производству ТПС; W

- степень удовлетворения потребностей потребителей продукции; «^» - символ логического следования.

Исходя из указанной формулы, предлагаются пять направлений расчета и анализа показателей.

Первое направление. Предлагается количественный показатель степени гармонизации между параметрами: цели, задачи, принципы, методы, критерии и показатели в рамках одной составляющей промышленной и торговой политики с учетом особенностей ТПС и ориентированный на повышение рентабельности организации по производству ТПС. Оценка степени гармонизации параметров проводится модифицированным методом парных сравнений. Составляется квадратная матрица в строках и столбах которой указываются параметры. Матрица, которая заполняется на основе группового обсуждения экспертами путем проставления в клетках степени гармонизации двух параметров по дискретной пятибалльной шкале, которая далее переводится в шкалу в интервале [0;1]. Если степень гармонизации находиться в интервале [0,8;1,0], то имеет место ее допустимая степень. Рассчитываются степень гармонизации по каждому параметру в целом по промышленной и торговой политике и степень гармонизации всех параметров в целом по промышленной и по торговой политике. Формулы расчета степени гармонизации Z:

- по параметру m:

Zpm= ((M-1)!m-=1 Zmm') : (M-1)

- по составляющей политике р:

Zp= 2(M Im=1 (M-1)!m-=1 Z mm-) : M (M-1)

Второе направление. Предлагается количественный показатель степени гармонизации между составляющими промышленной и торговой политики с учетом особенностей ТПС и ориентированный на повышение рентабельности организации по производству ТПС. Гармонизация проводится в целом по параметрам: цели, задачи, принципы, методы, критерии и показатели.

Оценка степени гармонизации двух составляющих проводится по методу парных сравнений. Составляется квадратная матрица в строках и столбцах которой указываются составляющие промышленной и торговой политики. Матрица заполняется экспертами путем проставления в ее клетках степени гармонизации двух составляющих по дискретной пятибалльной шкале, которая далее переводится в шкалу в интервале [0;1]. Если степень гармонизации находиться в интервале [0,8;1,0], то имеет место допустимая ее степень. На основе матрицы рассчитываются степени гармонизации: всех составляющих промышленной политики, всех составляющих торговой политики, всех составляющих промышленной и торговой политик, а также общая степень гармонизации указанных политик. В клетках главной диагонали матрицы проставляется степень гармонизации параметров каждой составляющей политики, определенная в первом направлении. Формулы расчета степени гармонизации Z^

- по составляющей политике р:

Гр= Г1)Ь-=1 Zpp•) : (Р-1)

- по промышленной (торговой) политике:

Т= 2(Р !р=1 ((Р-1)!р =1 Zpp•) : Р (Р-1)

Третье направление. Предлагаются количественные показатели оценки качества выполнения этапов стратегического управления, а именно диагностики, формирования, реализации, регулирования, гармонизации и развития промышленной и торговой политики и их составляющих с учетом особенностей ТПС и ориентированные на повышение рентабельности организации по производству ТПС. Составляется таблица, в строках которой указываются составляющие политики, а в столбцах этапы жизненного цикла политики. Таблица заполняется экспертами путем проставления в клетках таблицы степени качества выполнения этапа по дискретной пятибалльной шкале, которая далее переводится в шкалу в интервале [0;1]. Если степень качества находиться в интервале [0,8;1,0], то имеет место допустимая ее степень. Рассчитываются степени качества выполнения: отдельного этапа диагностики, формирования, реализации, регулирования, гармонизации и развития по составляющей политики: Оэ^) на основе обобщения экспертных оценок; всех этапов по каждой составляющей промышленной или торговой политики: ЕэОэф); по каждому этапу всех составляющих промышленной политики, всех составляющих торговой политики, всех составляющих промышленной и торговой политик: IpОэ(p); по всем этапам по всем составляющим промышленной и торговой политики: IpIэОэ(p). Здесь особое внимание уделяется этапу гармонизации.

При выполнении трех направлений расчета и анализа показателей подбор экспертов проводится в соответствии с требованиями: независимости, компетентности и наличия достаточного опыта работы эксперта. Основные личностные качества экспертов - объективность, ответственность, непредвзятость и принципиальность, что позволяет проводить объективную оценку отдельных составляющих промышленной и торговой политики , их параметров, качества выполнения этапов жизненного цикла, используя соответствующую информацию о них.

Четвертое направление включает сопоставление итоговых показателей, определенных в перечисленных выше направлениях с показателем экономической эффективности стратегического управления. Нами в качестве основных факторов оценки выбраны фактическое

значение управленческих затрат по промышленной и торговой политике, а также максимально возможные затраты при отсутствии полноценной программы снижения экономических потерь в сфере производства и реализации. При оценке указанных показателей необходимо учитывать затраты средств на обеспечение экономической эффективности стратегического управления и локализацию внешних и внутренних рисков, способствующих возникновению управленческих затрат.

Оценка экономической эффективности стратегического управления находится в обратной зависимости от затрат или потерь в стоимостном выражении полученных при реализации угроз и их последствий в результате проведения промышленной и торговой политики с учетом их гармонизации.

S = [0;1]. S = 1 - К,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где К - коэффициент затрат по относительной шкале [0;1]. При К = 0, S = 1; при К = 1, S = 0. К = Y : Ymах, где Ymах - максимальное значение показателя Y.

Предлагается оценивать экономическую эффективность стратегического управления с помощью трех показателей: в целом по промышленной и торговой политике, а также по организации по производству ТПС. По каждому из трех показателей экспертным путем устанавливается соответствующее значение Ymах как возможные затраты при отсутствии полноценной программы снижения экономических потерь в сфере производства и реализации. Фактическое значение затрат соответственно по промышленной и торговой политике определяется на основе комплексного аудита экономических потерь по текущей деятельности по всем составляющим промышленной и торговой политики, то есть в сфере производства и реализации. Интервал позитивных значений S экспертно определен как [0,7;1,0].

Пятое направление включает итоговый анализ динамики степени гармонизации промышленной и торговой политики, а также рентабельности организации по производству ТПС и средней степени удовлетворения потребности в продукции. Анализ показывает влияние гармонизации на экономические показатели. В нашем случае используются три показателя рентабельности: организации по производству ТПС, основных средств и реализованной продукции.

По товарам повседневного спроса имеются (в частности, медико-санитарные), могут и должны быть разработаны нормативы разумного потребления. Однако ле-гимитизированных на государственном уровне и принятых к обязательному использованию на практике нормативов нет, поэтому вместо показателя «Степень удовлетворения разумных потребностей» мы вводим показатель «Средняя степень удовлетворения потребности в продукции» W, который определяется путем социологического обследования потребителей продукции и выражается в %, в интервале [0;100]. Объем репрезентативной выборки потребителей определяется с учётом требований доверительной вероятности и доверительного интервала (погрешности) и значения генеральной совокупности. W рассчитывается как медиана дискретного вариационного ряда оценок респондентов .

В заключении отметим, что научный подход к управлению экономическими процессами на стадиях воспроизводственного цикла современной организации как к многофакторному процессу, позволяет сформировать рациональный баланс между сферами производства и

обращения за счет обеспечения сопоставимости формирования, реализации и развития промышленной и торговой политики.

Промышленная и торговая политики современной организации это экономико-управленческий инструмент, способствующий сбалансированному развитию и комплексному обеспечению процессов производства и продаж для достижения конкурентоспособности производимой продукции.

Гармонизация промышленной и торговой политики это процесс стратегического управления современной организации путем согласования целей, принципов, методов, критериев и показателей производственных, сбытовых и обеспечивающих их бизнес-процессов на всех этапах жизненного цикла политики, что приводит к снижению экономического ущерба и формирует рациональное экономическое поведение.

Методологические предпосылки исследования проблем гармонизации промышленной и торговой политики в системе стратегического управления в организациях по производству товаров повседневного спроса определяют, что: несоответствие ритмичности поставок запросам конечного потребителя стимулирует повышенный покупательский спрос и сверхнормативное накопление продукции, отсутствие механизмов рационального потребления и перераспределения продукции между конечными потребителями способствует излишнему использованию производственных мощностей, низкая культура потребления приводит к дисбалансу материальных, социальных и духовных потребностей в обществе массового потребления в условиях развитой конкуренции и глобализации экономики.

Литература

1.Айнабек К.С., Николенко С.С. Философско-эконо-мические поиски гармонии общества и экономики// Журнал экономической теории. 2011. № 4. с. 220-221.

2. Ерофеева Т.П. Экономические инструменты гармонизации промышленной и торговой политики предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. -Кострома: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2012. -22 с.

3. Жаркова Т.А. Обеспечение гармонизации промышленной и торговой политики на примере автомобильной корпорации. Автореф. дис.. канд экон .наук. 08.00.05. - М.: СОПС, 2015.- 26 с.

4.Журавлев А.И. Вопросы гармонизации торговой и промышленной политики // Внешняя торговля. 2009. №4-6. - С. 25-32.

5. Клевин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства (теория и практика).Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2003. -357 с.

6.Клейменова Ю.А. Гармонизация торговой и промышленной политики как фактор модернизации экономики // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политех. ин-та). Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 3. С. 146-149.

7. Лочан С. А., Альбитер Л.М., Семенова Ф.З., Пет-росян Д. С. Организационное проектирование. Реорганизация. Реинжиниринг. Гармонизация. Учебное пособие . - М.: ИНФРА -М, 2016.-196 с.

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

CJ

Theoretical and methodological basis of strategic process management of harmonisation of industrial and trade policies of modern organizations

Barmashov K.S.

State Social and Humanitarian University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The growth of industrial production should be based on a rational balance between production and product circulation, formed by improving the efficiency of the strategic management system. The comparability of the development of production and sales activities of modern organizations, as a rule, is determined by the degree of consistency of their industrial and trade policies or strategic management of the processes of harmonization of specific policies. The proposed article considers the theoretical and methodological foundations of strategic management of the processes of harmonization of the industrial and trade policies of modern organizations, proposes a scientific approach to the management of economic processes at the stages of the electoral cycle of a modern organization as a multifactorial process, which makes it possible to form a rational balance between the spheres of production and circulation by ensuring the comparability of the formation, implementation and development of industrial and trade policies. The harmonization of industrial and trade policies is presented as a process of strategic management of a modern organization by coordinating the goals, principles, methods, criteria and indicators of production, sales and supporting business processes at all stages of the policy life cycle

Keywords: modern organization, strategic management, harmonization, industrial policy, trade policy.

References

1. Ainabek K.S., Nikolenko S.S. Philosophical and economic search for

harmony of society and economics/Journal of Economic Theory. 2011. № 4. p. 220-221.

2. Erofeeva T.P. Economic Instruments for Harmonization of Industrial and

Trade Policy of Enterprises: Author. Abstract of thesis.. Cand. econ. sciences: 08.00.05. - Kostroma: Kostroma state. Un-t named after N.A. Nekrasova, 2012. - 22 p.

3. Zharkova T.A. Ensuring the harmonization of industrial and trade policy

using the example of an automobile corporation. Author abstract of thesis Cand. Econ.Sci 08.00.05. - M.: CSPF, 2015.- 26 p.

4. Zhuravlev A.I. Issues of harmonization of trade and industrial policy//Foreign trade. 2009. №4-6. - P. 25-32.

5. Klevin A.I., Moiseeva N.K. Organization of harmonious production (theory

and practice). Manual - M.: Omega-L, 2003. -357 p.

6. Kleimenova Y. A. Harmonization of trade and industrial policy as a factor

in the modernization of the economy//Bulletin of the South Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic. in). Series: SocioEconomic Sciences. 2012. № 3. P. 146-149.

7. Lochan S.A., Albiter L.M., Semenova F.Z., Petrosyan D.S. Organizational

design. Reorganization. Reengineering. Harmonisation. Manual. M.: INFRA -M, 2016.-196 p.

fO CS

o

CS

o m m

X

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.