Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА'

МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бармашов К.С.

Сопоставимость развития производственной и сбытовой деятельности современных организаций в сфере производства товаров повседневного спроса , как правило, определяется степенью согласованности их промышленной и торговой политики или стратегического управления процессов гармонизации указанных политик. В предлагаемой статье рассмотрены модель и механизм стратегического управления гармонизацией промышленной и торговой политики современных организаций в сфере производства товаров повседневного спроса , предложена схема стратегического управления гармонизации промышленной и торговой политики по производству товаров повседневного спроса. Показано,что принципы и методы диагностики, формирования и реализации, регулирования, гармонизации и развития промышленной и торговой политики в системе стратегического управления современной организации, должны быть ориентированы на повышение культуры потребления продукции с учетом особенностей товаров повышенного спроса; выявлены особенности формирования и реализации промышленной и торговой политики современных организаций по производству товаров повседневного спроса, состоящие в повышении качества производимой продукции за счет активного внедрения инноваций, изменения потребительских предпочтений в сторону натуральной косметической продукции, а также повышении культуры ее производства и потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PROCESS MANAGEMENT MECHANISM OF HARMONISATION OF INDUSTRIAL AND TRADE POLICY OF MODERN ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF PRODUCTION OF EVERYDAY GOODS

Comparability of the development of production and sales activities of modern organizations in the field of production of consumer goods of everyday demand, as a rule, is determined by the degree of consistency of their industrial and trade policies or strategic management of the processes of harmonization of these policies. The proposed article considers the model and mechanism of strategic management of the harmonization of the industrial and trade policies of modern organizations in the field of production of goods of everyday demand, proposes a strategic management scheme for the harmonization of industrial and trade policies for the production of goods of everyday demand. It has been shown that the principles and methods of diagnostics, formation and implementation, regulation, harmonization and development of industrial and trade policies in the strategic management system of a modern organization should be focused on increasing the culture of product consumption, taking into account the profitability of goods of increased demand; peculiarities of formation and implementation of industrial and trade policy of modern organizations for the production of goods of everyday demand were revealed, consisting in improving the quality of manufactured products due to the active introduction of innovations, changing consumer preferences towards natural cosmetic products, as well as increasing the culture of its production and consumption.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА»

Механизм стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики современных организаций в сфере производства товаров повседневного спроса

Бармашов Константин Сергеевич

к.э.н., ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», k.barmashov@ru.faberlic.com

Сопоставимость развития производственной и сбытовой деятельности современных организаций в сфере производства товаров повседневного спроса , как правило, определяется степенью согласованности их промышленной и торговой политики или стратегического управления процессов гармонизации указанных политик. В предлагаемой статье рассмотрены модель и механизм стратегического управления гармонизацией промышленной и торговой политики современных организаций в сфере производства товаров повседневного спроса , предложена схема стратегического управления гармонизации промышленной и торговой политики по производству товаров повседневного спроса. Показано,что принципы и методы диагностики, формирования и реализации, регулирования, гармонизации и развития промышленной и торговой политики в системе стратегического управления современной организации, должны быть ориентированы на повышение культуры потребления продукции с учетом особенностей товаров повышенного спроса; выявлены особенности формирования и реализации промышленной и торговой политики современных организаций по производству товаров повседневного спроса, состоящие в повышении качества производимой продукции за счет активного внедрения инноваций, изменения потребительских предпочтений в сторону натуральной косметической продукции, а также повышении культуры ее производства и потребления. Ключевые слова: современная организация, механизм, стратегическое управление, гармонизация, промышленная политика, торговая политика, товары повседневного спроса.

Отрасли экономики, производящие товары повседневного спроса являются в последние годы одной из перспективных отраслей, которые привлекают внимание инвесторов и показывают устойчивые темпы роста. Российский рынок товаров повседневного спроса является одним из наиболее развивающихся рынков. Одним из основных условий, которые могут обеспечить конкурентоспособность товаров повседневного спроса (ТПС) является повышение эффективности стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики современных организаций. Сопоставимость развития производственной и сбытовой деятельности современных организаций, как правило, определяется степенью согласованности их промышленной и торговой политики или стратегического управления процессов гармонизации указанных политик. В целом, разработка механизма стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики в современных организациях сферы производства. товаров повседневного спроса является актуальной проблемой менеджмента, имеющей существенное народнохозяйственное значение. В настоящее время научные подходы и концепции в данной области управленческой науки находятся на начальной стадии разработанности [1,2,3,4,5,6, 7]. Это говорит не только о высокой актуальности темы исследования, но и практической значимости разработки механизма стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики в современных организациях сферы производства. товаров повседневного спроса.

Первоосновой для разработки механизма стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики в организациях по производству товаров повседневного спроса является модель стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики которая служит для определения терминологии логической последовательности, составных частей и причинно-следственных связей процессов гармонизации и состоит из следующих шести блоков.

1. Социально-экономическая политика сдержит описание собственно социально-экономической политики, а также отдельных параметров указанной политики, а именно: целей, задач, принципов, методов, критериев и показателей разработки и реализации политики. Социально-экономическая политика в практическом смысле -это совокупность (система) конкретных мероприятий, которые направлены на обеспечение его бесперебойной, эффективной и социально ориентированной деятельности. Цели социально-экономической политики: достижение устойчивого уровня роста объема производства и продаж с учетом выбранной модели стратегического управления и экономического поведения; осуществление эффективной социальной политики при полном учете интересов различных групп работников и обеспечение стабильного роста их заработной платы. Задачи социально-экономической политики: формирование эффективной системы стратегического, тактического и оперативного управления, обеспечивающей условия достижения высокого уровня стабильности ресурсной базы; укрепления законности и транспарентности экономической деятельности , платежной и финансовой дисциплины; значительного улучшения деловой активности ; активизации процессов системных преобразований производственной и торговой деятельности путем стимулирования инноваций и ресурсных вложений в конкурентоспособные и высокоэффективные производства. Критерии социально-экономической политики организаций по производству ТПС: уровень прибыли, величина рентабельности производственной и торговой деятельности, срок окупаемости затрат на производство и продажу товаров и их оборачиваемость, удовлетворение разумных потребностей целевых аудиторий в товарах, производство и обеспечение своевременного и бесперебойного использования необходимых для общества товаров.

2. Теоретико-методологические основы стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики: стратегическое планирование и управление, концептуальные положения по гармонизации экономических и управленческих отношений, организационное проектирование, экономика промышленности, теория коммерции, экономика торговли, теория инфраструктуры, маркетинг, экономико-математические методы.

3. Параметры промышленной и торговой политики: цели, задачи, принципы, методы, критерии и показатели производственных, сбытовых и обеспечивающих их бизнес-процессов.

4. Этапы стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики : диагностика, формирование, реализация, регулирование, гармонизация и развитие) составляющих промышленной и торговой политики.

5. Оценка степени гармонизации включает в себя оценку степени гармонизации параметров промышленной и торговой политики и их составляющих, оценку качества выполнения этапов жизненного цикла промышленной и торговой политики и их составляющих.

6. Механизм стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики и их составляющих по всем этапам жизненного цикла. Механизм включает субъектов выполнения всех этапов жизненного цикла промышленной и торговой политики и их составляющих и мониторинга гармонизации и основывается на принципах и методах диагностики, формирования, реализации, регулирования, гармонизации и развития промышленной и торговой политики.

Принципы и методы диагностики, формирования, реализации, регулирования, гармонизации и развития промышленной и торговой политики в системе стратегического управления предлагаются для совершенствования управленческой работы в организациях по производству ТПС и ориентированы на повышение культуры потребления с учетом особенностей ТПС. В табл. 1 представлено по два основных принципа и метода для каждого этапа. Первый принцип диагностики предполагает, что все знания по формированию производственного и торгового потенциала и ассортимента производимой продукции будут содержать моменты относительности и субъективности, вызванные различным пониманием проектировщика производственных и торговых процессов и событий, происходящих во внешней и внутренней среде организаций по производству ТПС. Второй принцип связан с разработкой единого представления менеджмента в отношении ведения производственной и торговой деятельности с обоснованием возможностей предприятия по эффективной адаптации производственных и торговых процессов и технологий, организационной структуры и ассортимента продукции к спросу и требованиям потребителя.

Таблица 1

Принципы и методы диагностики, формирования и реализации, регулирования, гармонизации и развития промышленной и торговой политики в системе стратегического управления (составлено автором)

Этап Принципы Методы

Диагностика 1. объективности и системности оценки производственного и торгового потенциала и ассортимента производимой продукции 2. комплексного и объективного исследования промышленных и торговых рынков 1. обоснования уровня производственной мощности 2. комплексной оценки портфеля продуктов

Формирование 1. рациональности вовлечения ресурсной базы производства и торговли 2. эффективности финансирования, самофинансирования и самоокупаемости производства и продаж 1. планирования ресурсов для производства и продаж продукции 2. рационального ресурсообмена между участниками производственной и торговой деятельности

Реализация 1. адекватности и эффективности использования информационных и кадровых ресурсов в сфере производства и торговли 2. гарантирования целостности корпоративной информационной системы поддержки мероприятий производственной и торговой деятельности 1. формирования единого информационного пространства для осуществления производственных и торговых процессов 2. разработки баланса рабочего времени для эффективной реализации производственных и торговых процессов

Регулирование 1. эффективности управленческих процессов в сфере производства и торговли 2. обязательности улучшения управленческих практик в сфере производства и торговли 1. сценарный метод разработки и реализации производственных и торговых процессов 2. экономического моделирования производственных и торговых процессов

Этап Принципы Методы

Гармонизация 1. обеспечения гармоничности производства и продаж 2. обеспечения синергизма и гибкости производственных и торговых процессов 1. оптимизации ассортиментного портфеля по производству товаров повседневного спроса 2. цифровизации согласованных производственных и торговых процессов

Развитие 1. инновационности и экологичности производственных и торговых процессов 2. усиления инновационной и экологической ценности продукции для целевых аудиторий 1. экологического аудирования производственных и торговых процессов 2. разработки и реализации форсайт-проектов (форсайт-сессий) для развития производственных и торговых процессов

Применение первого метода диагностики будет способствовать оптимизации планируемой к производству номенклатуры продукции в условиях меняющейся структуры предложения и спроса на рынке ТПС, что обусловлено важностью обновления номенклатуры продукции, при этом для повышения эффективности стратегического управления необходима непрерывная компьютерная оценка и моделирование уровня производственной мощности. Второй метод показывает, что при прохождении продуктами стадий роста и спада сегменты рынка будут расширяться или сужаться, будет изменяться и «портфель продукции», который должен регулярно проходить пересмотр, причем важно проводить эффективную политику как по разработке новых продукции, так и по снятию с производства старых продуктов.

Первый принцип формирования показывает, что без системы рационализации ресурсной базы эффективность, результативность и конкурентные преимущества организаций по производству ТПС будут на недостаточном уровне. Второй принцип раскрывает пути обеспечения полной окупаемости затрат на осуществление процессов управления производством и продажей продукции ТПС и расширенного воспроизводства основных фондов и оборотных средств, при этом инвестирование средств для развития производства и продаж осуществляется сбалансировано за счет моделирования наиболее рациональных соотношений средств предприятия и привлеченных (заемных) средств. Первый метод формирования основывается на методологии рационального управления ресурсами в условиях риска и неопределенности и предполагает построение информационной системы, обеспечивающей идентификацию и планирование всех необходимых ресурсов, которые требуются для производства, продаж и закупок при выполнении заказов потребителей ТПС. Второй метод регламентирует условия и возможности генерации ресурсных потоков, ресурсообмена, оптимизации системы ресурсных потоков, прогнозирования и сценарного моделирования ресурсного обеспечения производственных и торговых процессов.

Первый принцип реализации характеризует тенденции развития производства и продаж ТПС с точки зрения прогнозирования и эффективного использования информационных и кадровых ресурсов. Второй принцип заключается в своевременном и полном обеспечении взаимодействия корпоративной информационной системы с производственной и торговой деятельностью, что позволяет достичь нормального функционирования производственной базы и торговой инфраструктуры организаций по производству ТПС, повысить эффективность управления информационными и кадровыми ресурсами. Первый метод реализации направлен на качественное информационное обеспечение производственных и торговых процессов, а также рационального управления процессами обработки информации и решения комплекса интерфейсных задач управления коммуникациями. Второй метод позволяет уточнить

среднесписочную численность работников, включенных в производственные и торговые процессы и связать воедино уровень трудоемкости реализации производственной программы, программы продаж, величину полезного фонда времени работы одного сотрудника на год и коэффициенты по выполнению нормативов осуществления производственных и торговых процессов.

Первый принцип регулирования подчеркивает важность управления с учетом того факта, что инфраструктурные и технологические ресурсы позволяют обеспечить экономически эффективное производство и продажи продукции. Второй принцип предполагает отказ от устоявшихся правил осуществления управленческих процессов, переход к эффективным инновационным технологиям и ориентирует на использование нативных технологий создания информационного продукта, которые направлены на реализацию более эффективных форм коммуникаций с целевыми аудиториями и соответствуют стратегическим целям производственной и торговой деятельности на рынке ТПС. Первый метод регулирования предполагает формирование центров компетенций , которые связаны с моделированием и повышением эффективности производства и продаж ТПС путем мониторинга и контроля, а также координации и согласования всех производственных и торговых процессов. Второй метод направлен на сопровождение пропорционального развития производственных и торговых процессов.

Первый принцип гармонизации связан с выявлением и устранением несоответствий между отдельными производственными и торговыми операциями и ориентирован на повышение эффективности организации согласованной производственной и торговой деятельности, что будет способствовать использованию разработанных на базе опыта и научных исследований норм и правил ведения указанных видов деятельности. Второй принцип позволит рационально решить проблемы стратегической уязвимости и выбирать такие сферы деятельности, инструменты и ресурсы, включая кадровые, при которых факторы внутренней и внешней среды для производства и продаж не будут сказываться на обеспечении эффективности управления. Первый метод гармонизации обеспечивает эффективное управление маржинальным доходом, долями чистой прибыли применительно к выручке организаций по производству ТПС за счет фокусирования производственных и торговых процессов на разумных потребностях наиболее типичных потребителей на основе определения точки безубыточности, уровня предельной прибыли, себестоимости производства и объема продаж продукции. Второй метод направлен на организацию указанных процессов в рамках максимально возможного учета и эффективного применения совокупности современных цифровых каналов и методов продвижения и продаж ТПС с точки зрения удовлетворения разумных потребностей потребителей и создания рациональной модели их потребительского поведения.

Первый принцип развития обеспечивает сочетание экономических, инновационных и экологических интересов при реализации новых знаний и идей по производству и продажам ТПС для удовлетворения разумных потребностей покупателей в условиях общества массового потребления. Второй принцип ориентирован на сокращение удельного веса производственных и торговых процессов, которые не добавляют инновационной и экологической ценности продукции. Первый метод развития предполагает проведение обязательной оценки экологического состояния в сфере энергопотребления, выбор возможных путей снижения энергопотребления и ресурсопотребления, комплексную оценку стратегии производственной и торговой деятельно-

сти с учетом ее экологических характеристик, всестороннюю оценку требуемых затрат на решение экологических проблем. Второй метод предполагает разработку и реализацию форсайт-проектов, нацеленных на решение задач ведения эффективной производственной и торговой деятельности путем внедрения инновационных технологий производства и продажи ТПС.

Представленные принципы и методы ориентированы на формирование системы гармонизированных целей производственных и торговых процессов и позволяют дать характеристику возможной степени гармонизации указанных процессов с учетом возможных отклонений в реализации планов, а также разработать программные мероприятия, которые в среднесрочной перспективе гармонизируют промышленную и торговую политики путем повышения эффективности производственной и торговой деятельности. При этом базовым принципом гармонизации промышленной и торговой политики на рынке ТПС является достижение рационального баланса между производством и сбытом по критерию удовлетворения разумных потребностей конечного потребителя. Это позволяет согласовать стратегии экономического поведения производителя и потребителя ТПС, в том числе на основе расчета показателей гармонизации жизненного цикла промышленной и торговой политики.

Механизм стратегического управления гармонизацией промышленной и торговой политики организации по производству ТПС способствует формированию рационального баланса между производством и сбытом на всех этапах жизненного цикла политик. Целью механизма является обеспечение стратегического развития организации по производству ТПС. Суть механизма состоит в поиске оптимального баланса между промышленной и торговой политикой с учетом обеспечения экономической эффективности стратегического управления по критерию удовлетворения разумных потребностей потребителя. Механизм позволяет согласовать цели, задачи, принципы, методы, критерии и показатели различных составляющих промышленной и торговой политики.

Обеспечение стратегического развития организации по производству ТПС включает в себя определение основных функций подразделения стратегического развития предприятия; моделирование параметров промышленной и торговой политики, то есть выбор целей, задач, принципов, методов, критериев и показателей в рамках производственной и сбытовой составляющей; диагностику параметров промышленной и торговой политики, то есть количественную и качественную оценку указанных параметров с точки зрения их возможного вхождения в интервалы позитивных значений для процессов гармонизации рассматриваемых политик и обеспечения высокого уровня экономической эффективности стратегического управления на всех этапах жизненного цикла политик; а также гармонизацию промышленной и торговой политики как реализацию конкретных мероприятий по гармонизации параметров и самих политик.

В рамках приведения в гармоничное и согласованное соответствие параметров и промышленной и торговой политик, важно учесть специфические особенности, характер развития современной отрасли ТПС, действующую концепцию и стратегию развития организаций по производству ТПС, всевозможные территориальные и региональные аспекты в размещении производственных и торговых объектов; достаточность и наличие материальных и нематериальных ресурсов; создание институциональной среды на предприятии, которая будет ответственна за приведение параметров гармонизации к интервалу «позитивных и непротиворечивых» значений, с одновременной реализацией действий по разграничению функций, зон ответственности и

полномочий подразделений, должностных лиц, вовлеченных в проекты по гармонизации.

Сопровождение реализации промышленной и торговой политики по производству ТПС делает важным создание информационной и кадровой систем, которые будут использоваться для управления производственными и торговыми процессами. Эти системы применительно к производственной и сбытовой составляющей будут определять: за какие производственные и торговые процессы какие подразделения несут ответственность, какие информационно-коммуникационные системы потребуются для контроля над выполнением мероприятий политики, какая будет требоваться подготовка и переподготовка работников с учетом изменения внешних обстоятельств ведения производственной и торговой деятельности.

В рамках регулирования промышленной и торговой политики и согласованной корректировки их параметров возникает ряд проблем:

- возможное несоответствие между промышленной и торговой политикой, а также структурой организации по производству ТПС, в результате данного несоответствия указанные конструкции противодействуют друг другу, гармонизации и эффективной реализации производственных и торговых процессов;

- недостаток, отсутствие требуемых навыков, компетенций работников предприятия, потребность компенсации в отсутствии данных навыков и компетенций в реализации производственных и торговых процессов;

- кадровые системы и системы информации не могут отвечать требованиям внешней социально-экономической среды и требованиям руководства;

- регулирование промышленной и торговой политики включает ряд изменений, которые, как правило, содержат риск и неопределенность для осуществления производственных и торговых процессов;

- методы управления и программы рационального развития управленческих структур и прочие действующие корпоративные программы, могут не в полной мере соответствовать целям гармонизации.

Развитие промышленной и торговой политики по критерию повышения экономической эффективности стратегического управления на всех этапах жизненного цикла политик включает в себя констатацию того факта, что в итоге прохождения всех этапов жизненного цикла происходит развитие или регресс политик, что будет выражаться соответственно в улучшении или ухудшении показателей.

Методы реализации промышленной и торговой политики с помощью внутрифирменного и стратегического планирования и управления, включают в себя программно-целевой метод; балансовый метод; нормативный метод; бенчмаркинг; бизнес-инжиниринг; метод качественного развертывания планов, который позволяет на основе развертывания задач, комплекса работ, используемых ресурсов, ответственности, мероприятий производственной и торговой деятельности обеспечить такое качество применительно к каждому процессу, которое приводило бы к получению конечных результатов, соответствующих ожиданиям менеджмента по уровню гармонизации промышленной и торговой политики.

Ключевыми программными документами внутрифирменного и стратегического планирования производственной и торговой деятельности при гармонизации промышленной и торговой политики выступают стратегия, программы, бизнес-планы. Программа гармонизации включает: аналитический и концептуально-прогностический разделы, механизм и ресурсное обеспечение реализации программы, а также

инструментарий диагностики, мониторинга и контроля производственных и торговых процессов, процессов гармонизации.

Порядок разработки программных документов внутрифирменного и стратегического планирования производственной и торговой деятельности должен проводиться с учетом критериев гармонизации, а также порядок выполнения мероприятий программных документов внутрифирменного и стратегического планирования с учетом критериев гармонизации. При этом важной составляющей выполнения мероприятий программных документов является проведение контроля и приемки результатов выполненных мероприятий, которые осуществляются в сфере производства ТПС в период всего срока реализации программного документа.

Особенностями развития предприятий по производству товаров повседневного спроса в условиях развитой конкуренции и глобализации мировой экономики и свободной торговли, характерными и для АО «Фаберлик», являются: цифровые технологии трансформируют производственную и торговую деятельность предприятий; происходит персонализация предложения продукции; инновационный характер формирования и функционирования систем сбыта требуют гармонизации промышленной и торговой политики, особенно, в части обеспечения высокой эффективности для производственных процессов в их взаимосвязи с интенсифицирующимися торговыми процессами. Нами разработан механизм стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики в организациях по производству ТПС на примере АО «Фаберлик».

Ключевым элементом механизма является предлагаемый нами для создания в рамках Дирекции стратегического планирования АО «Фаберлик» Центр стратегического управления процессами гармонизации производства и продаж. Это информационно-аналитический центр, где будет сконцентрирована вся доступная информация о выявленных и потенциальных возможностях гармонизации производственных и торговых процессов, что позволит эффективно реализовать этапы жизненного цикла промышленной и торговой политики в части гармонизации их параметров и составляющих, ориентированной на повышение уровня рентабельности и экономической эффективности стратегического управления компании на основе мониторинга гармонизации и развития указанных политик.

Мониторинг гармонизации и развития промышленной и торговой политики в АО «Фаберлик» включает: обработку и анализ мнений экспертов, руководителей и специалистов в отношении результатов гармонизации и развития политик, а также о достигнутом уровне согласованности производственной и торговой деятельности; установление причин возникновения отклонений полученных результатов от интервалов допустимых значений и оценку степени указанных отклонений; разработку отчетов по результатам мониторинга гармонизации и развития политик.

Для АО «Фаберлик» на основе мониторинга нами были проведены расчет и анализ показателей гармонизации и развития промышленной и торговой политики по пяти направлениям. Проведенный анализ показал взаимосвязь тенденций изменения общей степени гармонизации политики и качества выполнения этапов жизненного цикла политики с показателями экономической эффективности стратегического управления, объема продаж и рентабельности АО «Фаберлик». По рентабельности за каждый год указано три вида рентабельности: рентабельность производства, продаж и общая рентабельность компании. Рост показателей общей степени гармонизации политики и качества выполнения этапов жизненного цикла обусловил повышение экономиче-

ской эффективности стратегического управления, объемов продаж и рентабельности, а также средней степени удовлетворения потребностей в продукции компании. Последний показатель был получен по результатам социологического обследования, респондентами которого явились как работники службы продаж, так корпоративные и розничные покупатели. Опрос проводился в рамках ежегодного участия АО «Фаберлик» в мероприятиях выставочной деятельности.

В результате гармонизации промышленной и торговой политики в компании было зафиксирован рост производительности труда на одного работника , а также рост вы-ручк, причем прогноз динамики выручки, сделан до разработки и внедрения методологии гармонизации промышленной и торговой политик в системе стратегического управления.

Для оценки тесноты взаимосвязи между двумя показателями нами был предложен коэффициент парной корреляции, который определяется процентным отношением числа п темпов роста показателей А1 и В1 за год одновременно для двух показателей к общему числу N темпов изменения одновременно двух показателей за год.

^ 100{п[(Аt:Аt-1)>1;(Вt:Вt-1)>1}:{N[(Аt:Аt-1);(Вt:Вt-1)]}, %

Расчеты, показали, что коэффициент парной корреляции между общей степенью гармонизации промышленной и торговой политики и, соответственно, качеством выполнения этапов жизненного цикла указанных политик - 75 %; экономической эффективности стратегического управления - 100%; объемом производства - 100%; объемом продаж - 100%; рентабельностью - 75%. Указанные значения коэффициентов корреляции достаточно высоки, что показывает прямую зависимость между гармонизацией промышленной и торговой политики, обеспечением экономической эффективности стратегического управления и объемами производства и продаж продукции, а также рентабельностью предприятия. Таким образом, осуществленные на практике процедуры гармонизации оказали позитивное влияние на экономическую деятельность АО «Фаберлик». Анализ показал правильность выбранных для гармонизации промышленной и торговой политики АО «Фаберлик» методов реализации этапов полного цикла политик с учетом особенностей производства и продажи ТПС.

Стратегическое управление процессами гармонизации промышленной и торговой политики АО «Фаберлик» позволило модернизировать систему внутрифирменного планирования и уточнить стратегические приоритеты развития компании с последующим выходом на мировые рынки, что повысило конкурентоспособность на рынке ТПС и позитивную социально-экономическую роль компании в условиях общества массового потребления путем нахождения рационального баланса между производством и сбытом по критерию удовлетворения разумных потребностей конечных потребителей.

В заключении отметим, что схема стратегического управления гармонизации промышленной и торговой политики в организациях по производству товаров повседневного спроса, состоит из блоков социально-экономической политики, раскрывающей условия развития системы стратегического управления; научного инструментария, включающего теоретико-методологические основы гармонизации; структурных характеристик промышленной и торговой политики, определяющих параметры и этапы их жизненного цикла; системы показателей, позволяющих оценить стратегическое управление процессами гармонизации политик на всех этапах их жизненного цикла; а также механизма гармонизации, способствующего формированию рационального баланса между производством и сбытом товаров повседневного спроса;

Принципы и методы диагностики, формирования и реализации, регулирования, гармонизации и развития промышленной и торговой политики в системе стратегического управления современной организации, должны быть ориентированы на повышение культуры потребления продукции с учетом особенностей товаров повышенного спроса.

Базовым принципом гармонизации промышленной и торговой политики на рынке товаров повседневного спроса является достижение рационального баланса между производством и сбытом по критерию удовлетворения разумных потребностей конечного потребителя, что позволяет согласовать стратегии экономического поведения производителя и потребителя товаров повседневного спроса.

Механизм стратегического управления процессами гармонизации промышленной и торговой политики современной организации, способствующий формированию рационального баланса между производством и сбытом товаров повседневного спроса на всех этапах жизненного цикла политик. При этом критерии гармонизации и экономической эффективности стратегического управления являются основой применения методов внутрифирменного и стратегического планирования, а также существенно повышают качество формирования и выполнения стратегии, программы и бизнес-планов.

Особенности формирования и реализации промышленной и торговой политики современных организаций по производству товаров повседневного спроса, состоят в повышении качества производимой продукции за счет активного внедрения инноваций, изменения потребительских предпочтений в сторону натуральной косметической продукции, а также повышения культуры ее производства и потребления. Применение предложенных положений по гармонизации промышленной и торговой политики АО «Фаберлик» позволило модернизировать систему внутрифирменного планирования, повысить экономическую безопасность, а также уточнить стратегические приоритеты развития компании в части удовлетворения различных слоев населения качественной продукцией с последующим выходом на мировые рынки.

Литература

1. Воробьев С.В. Гармонизация управленческих отношений при стратегических изменениях на промышленном предприятии : дис ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Уфа: УГАТУ ,2006. - 170 с.

2. Горин С. В. Гармонизация производственной и сбытовой деятельности промышленных предприятий : дис ... канд. экон. наук. - Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2003. - 170 с.

3. Ерофеева Т.П. Экономические инструменты гармонизации промышленной и торговой политики предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Кострома: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2012. - 22 с.

4. Жаркова Т.А. Обеспечение гармонизации промышленной и торговой политики на примере автомобильной корпорации. Автореф. дис.. канд экон .наук. 08.00.05. - М.: СОПС, 2015.- 26 с.

5.Журавлев А.И. Вопросы гармонизации торговой и промышленной политики // Внешняя торговля. 2009. №4-6. - С. 25-32.

6.Иванус А. И. Гармонизация управления инновационным развитием экономики на основе когнитивной технологии : теория и практика : дис ... док. эконом. наук. - М.: Финансовый ун-т при Правительстве РФ, 2013. - 253 с

7. Лочан С. А., Альбитер Л.М., Семенова Ф.З., Петросян Д. С. Организационное проектирование. Реорганизация. Реинжиниринг. Гармонизация. Учебное пособие . М.: ИНФРА -М, 2016.-196 с.

Strategic process management mechanism of harmonisation of industrial and trade policy of modern organizations in

the field of production of everyday goods Barmashov K.S.

State Social and Humanitarian University

Comparability of the development of production and sales activities of modern organizations in the field of production of consumer goods of everyday demand, as a rule, is determined by the degree of consistency of their industrial and trade policies or strategic management of the processes of harmonization of these policies. The proposed article considers the model and mechanism of strategic management of the harmonization of the industrial and trade policies of modern organizations in the field of production of goods of everyday demand, proposes a strategic management scheme for the harmonization of industrial and trade policies for the production of goods of everyday demand. It has been shown that the principles and methods of diagnostics, formation and implementation, regulation, harmonization and development of industrial and trade policies in the strategic management system of a modern organization should be focused on increasing the culture of product consumption, taking into account the profitability of goods of increased demand; peculiarities of formation and implementation of industrial and trade policy of modern organizations for the production of goods of everyday demand were revealed, consisting in improving the quality of manufactured products due to the active introduction of innovations, changing consumer preferences towards natural cosmetic products, as well as increasing the culture of its production and consumption. Keywords: modern organization, mechanism, strategic management, harmonization, industrial policy, trade policy, goods of

everyday demand. References

1. Vorobyov S.V. Harmonization of management relations during strategic changes at a pro-industrial enterprise: Abstract of thesis.

Cand. econ. sciences. - Ufa: USATU, 2006. - 170 p.

2. Gorin S.V. Harmonization of production and sales activities of industrial enterprises: Abstract of thesis. Cand. econ. sciences. -

Voronezh: Voronezh state technol. Acad., 2003. - 170 p/

3. Erofeeva T.P. Economic Instruments for Harmonization of Industrial and Trade Policy of Enterprises: Author. Abstract of thesis..

Cand. econ. sciences. - Kostroma: Kostroma state. Un-t named after N.A. Nekrasova, 2012. - 22 p.

4. Zharkova T.A. Ensuring the harmonization of industrial and trade policy using the example of an automobile corporation. Author

abstract of thesis Cand. Econ.Sci. - M.: CSPF, 2015.- 26 p.

5. Zhuravlev A.I. Issues of harmonization of trade and industrial policy//Foreign trade. 2009. №4-6. - P. 25-32.

6. Ivanus A.I. Harmonizing the management of innovative economic development based on cognitive technology: theory and

practice: Abstract of thesis of Dr.Econ. Sci. - M.: Financial university under the Government of the Russian Federation, 2013. - 253 p.

7. Lochan S.A., Albiter L.M., Semenova F.Z., Petrosyan D.S. Organizational design. Reorganization. Reengineering.

Harmonisation. Manual. M.: INFRA -M, 2016.-196 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.