УДК 338.45.01:339.13.01 ББК 65.30:65.42-18
А. Н. Калюжный
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
A. N. Kaluzhny
METHODICAL BASIS OF ASSESSMENT OF INDUSTRIAL AND TRADE POLICY HARMONIZATION
Предложен методический подход к оценке гармонизации промышленной и торговой политики. Изучены различные системы принципов, в рамках которых современные ученые-экономисты предлагают разрабатывать и реализовывать стратегическое управление, включая и гармонизацию промышленной и торговой политики промышленного предприятия. Выявлены макроусловия, сопровождающие процессы гармонизации торговой и промышленной политики.
По результатам исследования теоретически определены основные направления гармонизации промышленной и торговой политики, которые были положены в основу оценки сбалансированности торговой и промышленной политики предприятий. Проведена оценка гармонизации промышленной и торговой политики предприятий пищевой промышленности Астраханской области.
Ключевые слова: промышленная политика, торговая политика, гармонизация промышленной и торговой политики.
The methodical approach to assessment of harmonization of industrial and trade policy is offered.
The various systems of principles within which modern scientists-economists suggest to develop and realize strategic management, including harmonization of industrial and trade policy of an industrial enterprise as well, are studied. The macroconditions accompanying the processes of harmonization of trade and industrial policy are revealed. By the results of the carried-out research the main directions of harmonization of industrial and trade policy are determined; they are laid into the basis of assessment of harmonization of trade and industrial policy of the enterprises. The assessment of harmonization of industrial and trade policy of the enterprises of food industry of the Astrakhan region is made.
Key words: industrial policy, trade policy, harmonization of industrial and trade policy.
Экономика России находится на этапе перехода к инновационному развитию рыночных отношений, характеризующемся усилением конкурентной борьбы. В этот период предприятия сталкиваются с множеством трудноразрешимых вопросов. Следствием этого являются нарушение их экономической стабильности и финансовой устойчивости, снижение эффективности производственной и коммерческой деятельности, а также кризисные проявления в целом в отрасли.
Большинство экспертов признают, что одной из проблем современной экономической реальности является низкая эффективность деятельности отечественных предприятий, недостаточная их прозрачность, что осложняет привлечение значительных объемов инвестиций, необходимых для внедрения современных научно-производственных технологий, и не гарантирует возвратность средств.
Неслучайно современная концепция успешного управления предприятием предполагает, что вся его деятельность должна гарантировать выпуск конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом и учитывающих нужды и запросы потребителей в данный момент и в перспективе. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов потребителей, рост конкуренции, открытия в научно-технической сфере, предоставляющие новые возможности для бизнеса, требуют организации эффективной системы управления деятельностью предприятия, позволяющей гибко реагировать на все рыночные возмущения.
Ключевым моментом в выстраивании современной эффективной системы управления промышленным предприятием является выбор стратегии, ориентированной на повсеместное внедрение инноваций. При этом многообразие направлений стратегического управления обусловливает наличие еще одного вида деятельности менеджмента, а именно увязывание или «гармонизацию» всех избранных его элементов.
Задача организации эффективной системы управления деятельностью предприятия, позволяющей гибко реагировать на все рыночные возмущения, может быть решена посредством гармонизации торговой и промышленной политики промышленного предприятия (ТПППП). При этом для успешной реализации выбранной стратегии гармонизация ТПППП должна быть нацелена на создание полноценной инновационной среды, повышение эффективности удовлетворения потребительского спроса, формирование новой культуры потребления при гарантированном качестве и безопасности.
В ходе исследования нами были выявлены макроусловия, сопровождающие процессы гармонизации ТПППП, среди которых: экономическая и финансовая глобализация, развитие технологий, экономический и промышленный рост, повышение нагрузки на хозяйственную инфраструктуру, благоприятная конъюнктура на мировых рынках сырья, включение России в систему международного разделения труда, изменение относительного веса старых и появление мировых центров экономического могущества.
Нами были изучены различные системы принципов, в рамках которых современные ученые-экономисты предлагают разрабатывать и реализовывать стратегическое управление, включая и гармонизацию ТПППП, что позволило выделить и обосновать наиболее значимые принципы, в рамках которых должно осуществляться формирование ТПППП [1, с. 139]:
— принцип значительной степени специализации деятельности предприятия;
— принцип ключевой компетенции промышленной организации при постоянной ориентации на меняющиеся запросы клиента;
— принцип целенаправленности производства на ключевых клиентов;
— принцип максимизации степени инновационности деятельности промышленной организации.
По результатам исследования теоретически определены основные направления гармонизации ТПППП:
1. Признание, что доминирующим методом гармонизации ТПППП является инновационная деятельность, содержание которой состоит в единстве всех составляющих ее элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.
2. Изучение и концентрация всех видов ресурсов предприятия на «ключевые (корневые) компетенции».
3. Подтверждение, что маркетинговая деятельность промышленной организации как один из методов гармонизации ТПППП в условиях инновационной экономики является координатором, своего рода «гармонизатором» всех сфер деятельности предприятия.
4. Выявление и дальнейшая мотивация сотрудников, являющихся носителями ключевых знаний промышленной организации.
5. Построение инновационной организационной структуры.
Данные направления были положены в основу оценки сбалансированности ТПППП, выступающих объектом исследования. Последовательность этой оценки изложена ниже.
На первом этапе отбираются показатели по видам деятельности, а именно [2, с. 51]: производственно-экономической (фондовооруженность, фондоотдача, производительность труда, рентабельность продукции, рентабельность персонала), финансовой (коэффициент платежеспособности, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент оборачиваемости оборотных активов, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент маневренности, коэффициент финансового левериджа), управленческой (доля затрат на управление, качество управленческих решений, уровень развития информационной системы предприятия, коэффициент инновационных менеджеров), маркетинговой (рентабельность продаж, коэффициент затоваренности готовой продукции, коэффициент загрузки производственной мощности, коэффициент оборачиваемости запасов, коэффициент эффективности рекламы средств стимулирования сбыта), инновационной (коэффициент имущества, предназначенного для разработок и внедрения инноваций, доля персонала, занятого в инновационной сфере, уровень новизны продукции, коэффициент инновационных затрат, рентабельность инновационных затрат).
На основе оценки указанных показателей проставляются ранги. Ранговая последовательность устанавливается в порядке возрастания. Предприятию с наилучшим значением показателя будет соответствовать ранговое значение 1. В случае равенства показателей среди нескольких предприятий им присваиваются одинаковые ранги. Полученные ранги по отдельным показателям суммируются по виду деятельности.
В табл. 1 представлены суммы рангов по видам деятельности (компонентам ТПППП) анализируемых промышленных предприятий Астраханской области.
Таблица 1
Сумма рангов предприятий пищевой промышленности Астраханской области
по компонентам ТПППП
Сумма рангов по видам деятельности
Предприятие Производственно- Финансовая Маркетинговая Инновационная У правленческая
деятельность деятельность деятельность деятельность деятельность
ООО «Болдинский хлебозавод» 24 32 14 11 16
ООО «Астраханская консервная 14 19 9 5 12
компания»
ООО «Трусовский хлебозавод» 17 20 7 10 12
ООО «ЭкоПродукт» 24 18 16 14 14
ООО ПКФ «Астсырпром» 26 24 13 17 11
ООО «ГИС» 13 31 24 17 17
ООО «Ахтубинский мясоперерабатывающий комплекс» 22 20 20 17 13
На втором этапе рассчитываются отклонения суммы рангов по видам деятельности от эталонного числа, и находится суммарное отклонение по предприятию. В качестве эталонного принимается наименьший ранг. Формула для расчета имеет следующий вид:
Л = 1 — й,
р,
где Л - отклонение от эталонного значения; Рэ - эталонное значение рангового числа; Р7 - ранговое число 7-го вида деятельности.
Результаты расчетов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Отклонения от наилучшей суммы рангов по видам деятельности
Предприятие Отклонения от наилучшей суммы рангов по видам деятельности Суммарное отклонение по предприятию А
Производственно- экономическая деятельность Финансовая деятельность Маркетинговая деятельность Инновационная деятельность У правленческая деятельность
ООО «Болдинский хлебозавод» 1,18 1,9 0,27 0 0,45 3,8
ООО «Астраханская консервная компания» 1,8 2,8 0,8 0 1,4 6,8
ООО «Трусовский хлебозавод» 1,42 1,85 0 0,42 0,71 4,4
ООО «ЭкоПродукт» 0,7 0,28 0,14 0 0 1,12
ООО ПКФ «Астсырпром» 1,36 1,18 0,18 0,54 0 3,26
ООО «ГИС» 0 1,38 0,84 0,3 0,3 2,82
ООО «Ахтубинский мясоперерабатывающий комплекс» 0,69 0,53 0,53 0,3 0 2,05
На третьем этапе результаты расчетов ранжируются по предприятиям. Первое место занимают предприятия с наименьшей суммой отклонения, последнее - с наибольшей. На основе приведенной ниже шкалы проводим градацию предприятий:
— до 1 - промышленная и торговая политика гармонизированы;
— от 1 до 3 - имеются незначительные отклонения от гармонизации;
— от 3,1 до 5 - имеются существенные отклонения от гармонизации;
— более 5 и выше - промышленная и торговая политика дисгармонизированы.
Как видно из результатов оценки, в первую группу градации предприятий, имеющих гармонизированную торгово-промышленную политику, не попадает ни одно из исследуемых предприятий. Незначительные отклонения от гармонизации торговой и промышленной политики
имеют ООО «ЭкоПродукт», ООО «ГИС» и ООО «Ахтубинский мясоперерабатывающий комплекс». Наибольшее отклонение (6,8 баллов) имеет ООО «Астраханская консервная компания», что свидетельствует о дисгармонизации торгово-промышленной политики.
Предложенный подход к оценке гармонизации ТПППП, на наш взгляд, может послужить базой для принятия обоснованных управленческих решений на промышленных предприятиях и разработки направлений гармонизации их торговой и промышленной политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калюжный А. Н. Стратегические аспекты управления предприятиями пищевой промышленности в условиях изменения потребительских интересов // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. -2010. - № 2. - С. 138-141.
2. Смольянова Е. Л., Серебрякова Н. А., Волкова Т. А. Мониторинг состояния промышленной
и торговой политики предприятий пищевой промышленности Воронежской области // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 13. - С. 45-56.
Статья поступила в редакцию 11.05.2012
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Калюжный Александр Николаевич - Астраханский государственный технический университет; соискатель кафедры «Экономика бизнеса и финансы»; [email protected].
Kaluzhny Alexander Nickolaevich - Astrakhan State Technical University; Postgraduate Student of the Department "Business Economy and Finance"; [email protected].