Научная статья на тему 'Промышленная и торговая политика: методический подход к оценке степени гармонизации и определение траекторий развития'

Промышленная и торговая политика: методический подход к оценке степени гармонизации и определение траекторий развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / TRADE POLICY / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION / ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PATH / МАТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ / MATRIX MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тонышева Любовь Леонидовна, Межецкая Татьяна Александровна

В статье представлен авторский методический подход к оценке степени гармонизации промышленной и торговой политики, а также к определению направлений их развития. Даны авторские определения понятий «региональная промышленная политика» и «региональная торговая политика». На основе разработанной модели предложены траектории развития и соответствующие инструменты гармонизации торговой и промышленной политики в зависимости от степени их согласованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE AND INDUSTRIAL POLICY: METHODOLOGICAL APPROACH TO THE HARMONIZATION ASSESSMENT AND THE DEFINITION OF DEVELOPMENT PATHS

The authors present an original methodological approach to the assessment of industrial and trade policy harmonization and identification of their development areas. The authors provide original definitions of "regional industrial policy" and "regional trade policy" concepts. On the basis of the worked out model, the article considers the development paths and appropriate tools of the trade and industrial policy harmonization according to the degree of their consistency.

Текст научной работы на тему «Промышленная и торговая политика: методический подход к оценке степени гармонизации и определение траекторий развития»

УДК 338.2 Тонышева Любовь Леонидовна

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента в отраслях ТЭК Тюменского государственного нефтегазового университета

Межецкая Татьяна Александровна

ассистент кафедры менеджмента в отраслях ТЭК Тюменского государственного нефтегазового университета

ПРОМЫШЛЕННАЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СТЕПЕНИ ГАРМОНИЗАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРАЕКТОРИЙ РАЗВИТИЯ

Tonysheva Lyubov Leonidovna

D.Phil. in Economics, Professor, Fuel Energy Complex Management Department, Tyumen State Oil and Gas University

Mezhetskaya Tatiana Aleksandrovna

Assistant, Fuel Energy Complex Management Department, Tyumen State Oil and Gas University

TRADE AND INDUSTRIAL POLICY: METHODOLOGICAL APPROACH TO THE HARMONIZATION ASSESSMENT AND THE DEFINITION OF DEVELOPMENT PATHS

Аннотация:

В статье представлен авторский методический подход к оценке степени гармонизации промышленной и торговой политики, а также к определению направлений их развития. Даны авторские определения понятий «региональная промышленная политика» и «региональная торговая политика». На основе разработанной модели предложены траектории развития и соответствующие инструменты гармонизации торговой и промышленной политики в зависимости от степени их согласованности.

Ключевые слова:

промышленная политика, торговая политика, гармонизация, траектория развития, матричная модель.

Summary:

The authors present an original methodological approach to the assessment of industrial and trade policy harmonization and identification of their development areas. The authors provide original definitions of "regional industrial policy" and "regional trade policy" concepts. On the basis of the worked out model, the article considers the development paths and appropriate tools of the trade and industrial policy harmonization according to the degree of their consistency.

Keywords:

industrial policy, trade policy, harmonization, development path, matrix model.

Промышленная и торговая политика являются важными составляющими производственно-торговой деятельности предприятия, которые определяют пути ее устойчивого развития, а их эффективное и сбалансированное развитие способствует улучшению экономических результатов деятельности предприятия, региона и государства в целом.

Промышленная и торговая политика должны рассматриваться на разных уровнях, в том числе макро- (государство), мезо- (регион) и микроуровне (предприятие). Каждый из указанных уровней имеет свои цели и направления развития, однако представляется вполне очевидным, что с позиций комплексного, системного развития в конечном итоге промышленная и торговая политика должны образовывать единую структуру. Действующее законодательство в области промышленной и торговой политики не определяет особенности их формирования на региональном уровне. Так, в соответствии с ФЗ № 488 от 31.01.2014 «О промышленной политике в Российской Федерации» промышленная политика представляет собой комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства и конкурентоспособности продукции. Полагаем, что данная трактовка в целом соответствует государственному уровню такой политики, которая носит достаточно обобщенный характер.

На уровне субъектов Федерации используются примерно одинаковые дефиниции промышленной политики. В частности, промышленная политика в соответствии с Законом Тюменской области от 1 марта 2012 г. № 7 «О региональной государственной промышленной политике в Тюменской области» представляет собой процесс государственного управления в сфере промышленности, направленный на повышение эффективности промышленной деятельности в Тюменской области, исходя из социально-экономических интересов населения. Представленное понимание промышленной политики на региональном уровне по своему содержанию является еще более обобщенным по отношению к указанному в федеральном законе, поскольку позволяет

относить к промышленной политике управленческие решения, оказывающие на нее лишь косвенное влияние. Такой подход на региональном уровне является, на наш взгляд, неполным, так как субъектам, которые формируют и реализуют промышленную политику на уровне региона, отводится только пассивная роль [1].

По нашему мнению, под промышленной политикой на региональном уровне следует понимать скоординированный комплекс мер органов государственной власти региона, направленных на законодательное, экономическое, информационное, организационно-распорядительное регулирование в области промышленной деятельности, учитывающих промышленную политику федеральных органов государственной власти и интересы субъектов промышленной деятельности.

При рассмотрении государственной торговой политики (макроуровень) необходимо отметить, что в настоящее время преобладает позиция ее направленности на регулирование внешнеторговой деятельности. Значительное число экономистов также фактически отождествляют торговую политику с политикой внешней, международной торговли. В таком смысле рассматривали торговую политику экономисты английской классической школы, для которых не существовала внутренняя торговая политика [2]. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в числе прочего определяет объем компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Анализ таких полномочий свидетельствует о том, что торговая политика на мезоуровне в целом носит исполнительный, утилитарный характер и направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности предприятий путем организации соответствующих региональных программ, информационного обеспечения, открытия представительств и т. д.

Кроме того, в ГОСТе Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» закреплено понятие государственной политики в области торговой деятельности как совокупности организационных, правовых, экономических, информационных и иных мер, реализуемых органами государственной власти в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности в соответствии с законодательством.

Развитие внутренней торговли осуществляется на основе государственной политики в области торговой деятельности, которая в целом направлена на защиту интересов участников потребительского рынка, создание эффективной конкурентной среды, развитие инфраструктуры, других отраслей экономики, создание условий для привлечения инвестиций и т. д.

По нашему мнению, внешнеторговая деятельность и внутренняя торговля будут более эффективными и основанными на действительных потребностях экономики лишь при условии учета их взаимного состояния. Поэтому полагаем, что в широком смысле (в экономическом контексте) государственная торговая политика должна включать не только внешнеторговые отношения.

С учетом изложенного нами предложено определение региональной торговой политики, которая представляет собой совокупность организационных, правовых, экономических, информационных и иных мер региональных органов государственной власти в сфере внутренней и внешней торговли, сформированных с учетом политики федеральных органов государственной власти на основе учета региональных особенностей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Представленные определения отражают взаимосвязь промышленной и торговой политики: продукция, произведенная промышленными предприятиями, должна удовлетворять существующий на рынке спрос. Важным направлением может стать разработка и реализация промышленно-торговой политики, отвечающей требованиям гармонии, то есть устраняющей противоречия и устанавливающей компромисс между производственными и закупочно-сбытовыми решениями, приводящей к единству целей производственной и торговой сфер деятельности предприятия. Гармонизацией промышленно-торговой политики является деятельность органов управления, направленная на взаимное согласование противоречивых интересов и действий хозяйствующих субъектов (участников экономического процесса) по выработке и реализации управленческих решений, обеспечивающих повышение социально-экономической эффективности предприятия.

Гармонизация торговой и промышленной политики представляет собой достижение такого состояния, при котором конкурентоспособная продукция отечественного производства (предложение) удовлетворяет потребности целевых потребителей (спрос). Вместе с тем затруднено определение степени гармонизации промышленной и торговой политики в связи с отсутствием соответствующей методики ее оценки.

В рамках авторского методического подхода предлагается матричная модель, которая позволяет оценить степень гармонизации промышленной и торговой политики с помощью выбора исходных показателей. Посредством таких показателей осуществляется оценка реализации промышленной и торговой политики на предмет ее результативности. Под результативностью следует понимать степень достижения целей торговой и промышленной политики.

Кроме того, нами предложена система оценки результатов реализации промышленной и торговой политики, которая включает соответствующие показатели каждой из них и методический подход к их рассмотрению (рис. 1).

Рисунок 1 - Система показателей оценки результатов реализации промышленной и торговой политики

Нивелирование субъективизма экспертных оценок в предлагаемой методике обеспечивается введением нормированных значений («весов») параметров промышленной и торговой политики, в сумме дающих единицу.

На основе обобщений и систематизации имеющихся матричных моделей предложена авторская, базой (прототипом) для формирования которой послужила матричная модель McKinsey, И. Ансоффа. Также нами использована «Матрица определения типа стратегического поведения отраслевых предприятий» [3].

Предлагаемая матрица оценки степени гармонизации представляет собой область, разделенную на девять частей, построенную в двухмерной системе координат «Результативность промышленной политики» (вертикальная ось) и «Результативность торговой политики» (горизонтальная ось). Оба параметра являются интегральными, состоят из ряда частных показателей и определяются на основании дифференциации балльных оценок параметров по пятибалльной шкале. Оценка параметров основывается на применении экспертного метода по аддитивной модели с равнозначными нормируемыми весами, в сумме дающими единицу, с использованием открытых

статистических данных о деятельности отрасли, попавших в выборочную совокупность. Если значения коэффициентов варьируются в диапазоне от 0 до 2, то это зона низкой степени гармонизации, от 2 до 4 - средней степени гармонизации, от 4 до 5 - высокой степени гармонизации.

Степень гармонизации промышленной и торговой политики предприятий, таким образом, будет определяться тем, насколько рост производственных возможностей совпадает с развитием спроса на продукцию отрасли (рис. 2).

п

со

Н

о с;

о о д.

X со с гг X

о и.

х и.

х г

л й> и

и с

СП =|

0) XI

О. >

о п

о.

г

5

X

Фокусирование на предложении

Стимулирование предложения

Отсутствие/ ^ недейственность мер

Незначительный

диссонанс промышленной и торговой политики

Согласованное промышлещбй и торговр+Июлитики

Стимулирование потребительского спроса

Абсолютная гармонизация промышленной и торговой политики

Незначител диссонг промышлеи торговой по

Фокусирован спросе

ьныи

НС

ной и питики

ие на 2

высокая

Результативность торговой политики

низкая средняя

1

^ ^ траектория пропорционального развития

3 траектория наращивания производства

4 траектория ориентации на потребителя траектория поэтапного развития

Рисунок 2 - Матрица гармонизации торговой и промышленной политики региона

В зависимости от степени согласованности промышленной и торговой политики можно предложить основные траектории их развития и соответствующие инструменты их гармонизации.

Зона абсолютной гармонизации характеризуется высокой эффективностью проводимой торговой и промышленной политики предприятий: конкурентоспособные товары отечественного производства востребованы на рынке, необходимо продолжать намеченный курс.

Зоны незначительного диссонанса торговой и промышленной политики отличаются несущественным несоответствием между потребностями потенциальных покупателей и возможностями производителей. В целом политика предприятий достаточно эффективна.

Зона согласованности при наличии потенциала роста спроса и предложения является приемлемой на данный момент времени. Вместе с тем существуют возможности по совершенствованию производственной программы предприятий и дальнейшему стимулированию спроса потенциальных покупателей.

Зоны фокусирования на спросе или предложении представляют собой полный диссонанс проводимой торговой и промышленной политики предприятий. При фокусировании на предложении производители абсолютно не стимулируют спрос (в представленной ситуации потенциальные потребители не осведомлены о продукции или она не соответствует их запросам) либо не понимают ее преимуществ над импортной, поэтому используют на своих предприятиях последнюю. В данном случае необходимо вмешательство государства в виде содействия в продвижении промышленной продукции на внутренний и внешний рынок (компенсация затрат по организации и участию в международных, общероссийских, региональных ярмарках, выставках, форумах, возмещение части затрат по экспорту продукции и т. д.).

При фокусировании на спросе производитель оказывается в ситуации, когда он неспособен удовлетворить потребности всех потребителей: продукции либо мало, либо она не соответствует запросам. В таком случае необходимо активизировать инструменты регулирования в виде предоставления субсидий (на оплату процентов по договорам кредита, лизинга), поддержки инновационного развития предприятий (в части реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предоставления грантов).

Кроме того, нужно развивать производственные мощности и налаживать выпуск высококачественной продукции, которая может конкурировать с импортной и будет превосходить ее по своим характеристикам.

Зоны стимулирования предложения и спроса характеризуются началом преобразований либо в промышленной, либо в торговой политике предприятий. Предприятиям необходимо приложить максимальные усилия (задействовать разнообразные инструменты) по упрочению своих позиций на рынке.

Зона отсутствия или недейственности мер является самой опасной в современных условиях импортозамещения: неконкурентоспособная продукция отечественного производства абсолютно не находит спроса со стороны национального рынка.

Также были определены возможные траектории изменения позиций организаций по зонам построенной матрицы: «Абсолютная гармонизация торговой и промышленной политики», «Незначительный диссонанс торговой и промышленной политики», «Согласованность торговой и промышленной политики», «Стимулирование потребительского спроса», «Стимулирование предложения продукции», «Фокусирование на спросе», «Фокусирование на предложении», «Отсутствие/недейственность мер по стимулированию спроса и предложения на продукцию».

Траектория пропорционального развития при достижении абсолютной гармонизации между торговой и промышленной политикой является наиболее предпочтительной, идеальной для предприятий отрасли. Происходит постепенное одновременное развитие покупательского спроса и наращивание производства востребованной у покупателей продукции. Для развития в этом направлении необходимо налаживать связь между производителями и покупателями.

Траектория наращивания производства осуществляется с целью удовлетворения спроса на продукцию, который не в полной мере ранее удовлетворялся отечественными производителями в связи с ограниченными объемами производства. Этому способствует предоставление льгот по уплате налога на прибыль, снижение ставки налога на имущество организации, возмещение части процентной ставки по кредитам, а также субсидирование лизинга оборудования.

Траектория ориентации на потребителя избирается предприятиями с целью перехода от политики «продать то, что произвели» к политике «производить то, что покупают». В рамках данной траектории учитывается покупательский спрос, начинают формироваться заказы на продукцию, производиться востребованные изделия. Для это необходимо наладить двустороннюю связь между покупателями и производителями посредством проведения конференций, форумов, деловых встреч, круглых столов, выставок.

Траектория поэтапного развития означает устранение незначительного разрыва между спросом и предложением, достижение согласованности при наличии потенциала роста. Далее есть два варианта развития: продолжать согласованную политику или вновь смещаться в сторону одной из составляющих.

Предлагаемый нами методический подход позволяет в достаточной мере оценить степень гармонизации промышленной и торговой политики отрасли. Кроме того, представленная методика гармонизации носит универсальный характер и может быть использована для оценки степени гармонизации любой отрасли.

Ссылки:

1. Межецкая Т.А., Межецкий А.Н. Сущность и содержание промышленной и торговой политики // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 18. С. 2915-2925.

2. Там же.

3. Тонышева Л.Л., Назмутдинова Е.В. Формирование стратегии развития отрасли: теоретический и реализационный аспекты. Тюмень, 2010. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.