Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы самоуправления социально-профессиональным воспитанием будущих ремесленников'

Теоретико-методологические основы самоуправления социально-профессиональным воспитанием будущих ремесленников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Ирина Ивановна, Реньш Марина Александровна

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы самоуправления, дающие возможность проанализировать различные функции самоуправления социально-профессиональным воспитанием в образовательных учреждениях. Статья носит теоретический характер, так как предлагаемые авторами подходы требуют иных принципов, структурных элементов и технологий самоуправления, особенно применительно к деятельности ремесленников. Авторы рассматривают процесс самоуправления социально-профессиональным воспитанием как фактор профессионального становления личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Ирина Ивановна, Реньш Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы самоуправления социально-профессиональным воспитанием будущих ремесленников»

УДК 337.032 ББК Ч 461.0

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВОСПИТАНИЕМ БУДУЩИХ РЕМЕСЛЕННИКОВ*

И. И. Хасанова,

М. А. Реньш

Ключевые слова: самоуправление; социально-профессиональное воспитание; диагностический подход; деятельностный подход; личностно ориентированный подход; синергетический подход; самоактуализация; профессиональное становление.

Резюме: В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы самоуправления, дающие возможность проанализировать различные функции самоуправления социально-профессиональным воспитанием в образовательных учреждениях. Статья носит теоретический характер, так как предлагаемые авторами подходы требуют иных принципов, структурных элементов и технологий самоуправления, особенно применительно к деятельности ремесленников. Авторы рассматривают процесс самоуправления социально-профессиональным воспитанием как фактор профессионального становления личности будущего специалиста.

Основной чертой современной реальности в области профессионального образования является резкое повышение требований жизни к необходимости полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, усиление личной ответственности за социальную реализацию собственной жизненной траектории, а также за решение конкретных проблем, в том числе и профессиональных.

Таким образом, личностное, профессиональное и социальное развитие рассматриваются как взаимообусловленные и взаимодополняющие друг друга процессы.

Однако современная профессиональная школа до сих пор не ориентирована на подготовку специалистов, умеющих выполнять определенные виды операций и решать конкретные задачи. Личностные характеристики специалиста до сих пор не являются объектом целенаправленного и специальным образом организованного процесса их формирования.

Исследуя проблему профессионального развития личности ремесленника,

Э. Ф. Зеер, В. А. Водеников, Н. А. Доронин выделили такие приоритетные интегративные профессионально значимые качества, как:

• организованность, позволяющая ремесленнику эффективно управлять собой в различных видах деятельности и общения;

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 04-06-00003а). 26 Образование и наука. 2004. № 6 (30)

• предприимчивость и сверхнормативная профессиональная активность, способствующая проявлению профессиональной инициативы, самостоятельности, готовности работать сверх установленных планов;

• социально-профессиональная мобильность, обеспечивающая готовность и способность к быстрой смене профессии, выполняемых производственных заданий, рабочего места, умение быстро адаптироваться к новым социально-экономическим и внутриорганизационным условиям;

• коммуникативность и способность к кооперации, являющиеся основой эффективного общения и сотрудничества в трудовом коллективе [2, С. 59].

В связи с этим профессиональная подготовка ремесленников не может быть сведена только к совершенствованию знаний, умений, навыков по учебным дисциплинам, она должна быть направлена на их личностное, социальное и профессиональное развитие. На наш взгляд, это возможно при условии осуществления личностно ориентированного социально-профессионального воспитания, которое мы рассматриваем как специально организованный и контролируемый процесс нежесткого управления факторами, способствующими формированию и социально-профессиональному становлению личности, актуализации индивидуально-психологического потенциала, удовлетворению потребности в социальном и профессиональном самоопределении.

Только в результате активной деятельности субъективируется позиция обучаемого, происходит самоактуализация профессионально-личностного потенциала.

Одним из условий полноценного активного социально-профессионального развития личности будущего специалиста является создание различных форм и технологий как индивидуальной, так и коллективной самоорганизации.

В педагогической литературе проблему самоуправления чаще всего сводят к вопросу о способах участия обучаемых в различных организационных формах [1; 4] или рассматривают как институциональную основу для участия обучаемых в процессе принятия решений, касающихся текущей работы, либо как деятельность учащихся по выработке предложений по улучшению условий учебного процесса, а также быта, досуга и иных форм внеучебной деятельности. Фактически отсутствуют работы, рассматривающие психолого-педагоги-ческий аспект этой проблемы.

Что касается проблемы самоуправления социально-профессиональным воспитанием в системе начального и среднего профессионального образования, то она на сегодняшний день вообще не является предметом исследования.

Нам представляется, что самоуправление социально-профессиональным воспитанием призвано выполнить важную функцию осознания человеком своих сильных и слабых сторон, которое осуществляется в контексте учебно-профессиональной среды и социальной практики.

Самоуправление - это инициативная, самостоятельная, целенаправленная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся. Конституирующими основами самоуправления являются: учебно-познавательная деятель-

ность, профессиональная и социальная практики. Самоуправление социальнопрофессиональным воспитанием направляется на обеспечение социально-профессионального становления личности будущего ремесленника, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.

Таким образом, самоуправление мы рассматриваем как составляющую часть социально-профессионального воспитания, как форму профессиональной подготовки будущих специалистов, ориентированную на:

• формирование социально и профессионально важных качеств, таких как взаимопомощь, мобильность, организованность, предприимчивость, самостоятельность, самодеятельность;

• реализацию и саморегуляцию личности в коллективе;

• формирование личности как субъекта коллективных, микрогрупповых и межличностных отношений;

• гармонию отношений личности и коллектива.

При разработке системы самоуправления социально-профессиональным воспитанием важное значение имеет аксиологический подход, который в контексте нашего исследования означает изучение явлений и процессов с позиции их ценности для воспитания (самовоспитания) и развития (саморазвития) личности на этапе профессиональной подготовки.

Дифференциация человеком значимого и незначимого осуществляется на основе его ценностных ориентаций, которые выступают в качестве важнейших элементов внутренней структуры личности, являются системообразующим фактором социально-профессионального воспитания будущего специалиста.

Ценностные ориентации всегда связаны с конкретной деятельностью и включают в себя классификацию и субординацию ценностей.

Для воспитания (самовоспитания) и развития (саморазвития) личности важно не только дифференцировать ценности, но и определить их носителей, способы раскрытия, их полезность, значимость для определенного типа личности и социальных общностей.

Под ценностью мы понимаем значимость объектов окружающего мира для человека, определяемую степенью их вовлеченности в сферу жизнедеятельности личности, ее интересов и потребностей, социальных отношений. Критерии оценки данной значимости выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Если жизненные ценности осознаны, то ценностные ориентации обеспечивают непрерывность развития человека, т. е. способствуют построению новых целей.

Ценностные ориентации будущих ремесленников определяют порядок предпочтения сфер и направлений деятельности, в том числе и профессиональной. Ценностные ориентации могут меняться. В сфере профессиональной деятельности возможно кардинальное изменение ценностных ориентаций, либо их коррекция, обогащение и развитие.

Основным принципом аксиологического подхода является принцип ориентации на социально-ценностные отношения, который дает возможность человеку рассматривать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры.

Принцип гуманистической ориентации предполагает добровольное включение обучаемого в ту или иную деятельность и признание его прав на производимый им выбор.

Основная идея деятельностного подхода в самоуправлении социальнопрофессиональным воспитанием учащихся ремесленных профессий заключается в рассмотрении деятельности как средства обретения личностью качеств субъектности и форм поведения, востребованных в социально-профессиональной сфере. Иными словами, в процессе и результате использования различных форм и технологий индивидуальной и коллективной самоорганизации формируется личность, способная выбирать, оценивать, проектировать те виды деятельности, которые адекватны уровню ее развития и удовлетворяют потребности в саморазвитии и самореализации. При этом уделяется внимание повышению мотивации, постепенному усложнению деятельности и содержания ее компонентов, что будет способствовать развитию такого ключевого качества, как самодеятельность, которое является ведущей детерминантой личностного и профессионального развития будущего специалиста.

Здесь мы имеем в виду тот факт, что учащийся сам организует свою деятельность и находит свои смыслы в ней, развивая тем самым свою ценностномотивационную сферу. Таким образом, посредством самоорганизации деятельности происходит развитие ценностно-мотивационной сферы личности.

Основным принципом при включении учащихся в различные виды деятельности (самодеятельности) должен стать принцип самостоятельного выбора - это непременное условие перехода к самоуправлению в познавательной, воспитательной, социальной, профессиональной и других видах деятельности.

Отсутствие принуждения или жесткого контроля усиливает значимость собственного осознанного выбора учащегося, побуждает к самопроектирова-нию собственной деятельности. Тем не менее процесс самоуправления социально-профессиональным развитием не может быть бесконтрольным. Значимым моментом педагогического управления развитием является предоставление учащимся не только возможности выбора видов деятельности, но и их инструментовки: выбор технологий индивидуальной и коллективной самоорганизации, форм общения, методов самоконтроля, подходов к решению возникающих проблем.

Следующим существенным принципом деятельностного подхода в организации самоуправления должен стать принцип активности.

Т. И. Шамова считает, что активность - это качество деятельности личности, проявляющееся в отношении ее к содержанию и процессу деятельности, и что она, как правило, сопровождается самостоятельностью [5]. А. П. Огарьева

добавляет, что проявление активности субъекта деятельности означает его готовность работать с полной отдачей сил [3]. Безусловно, активность ярко проявляется в деятельности, т. е. на фоне интереса к конкретному виду деятельности, и поэтому в контексте нашего исследования ее можно рассматривать как готовность к деятельности и как показатель эмоциональной включенности учащегося в тот или иной вид деятельности (самодеятельности). Более того, только в результате активной деятельности субъективируется позиция обучаемого, происходит самоактуализация профессионально-личностного потенциала.

Личностно ориентированный подход предполагает осуществление самоуправления профессиональным воспитанием на основе идей и способов действий, обеспечивающих и поддерживающих процессы самопознания, самореализации и самосовершенствования личности будущего специалиста, развития его профессионально-личностного потенциала. Следовательно, данный подход создает условия для индивидуальной реализации задатков и способностей личности с опорой на ее положительные качества и субъективный опыт.

Ведущими принципами личностно ориентированного подхода к самоуправлению являются:

• принцип самоактуализации, направленный на побуждение и поддержание стремления учащихся к проявлению и развитию его индивидуальнопсихологического потенциала;

• принцип выбора, дающий возможность или создающий условия для субъективации позиции обучающихся, в том числе в различных сферах деятельности;

• принцип успеха, способствующий формированию позитивной Я-кон-цепции личности учащегося и стимулирующий учащегося на дальнейшее самосовершенствование;

• принцип паритетности, ориентированный на создание равноправных отношений субъектов в процессе взаимодействия независимо от статуса, как право на свою систему ценностей, ответственность за свое развитие и собственную судьбу.

Диагностический подход позволяет обучаемым успешно управлять процессом собственного развития (саморазвития) на всех этапах обучения в профессиональном учебном заведении.

Психолого-педагогическая диагностика выполняет ряд важных функций:

• информационную, сущность которой заключается в получении данных о ходе развития личности, ее отдельных сторон, о факторах и условиях функционирования воспитательного процесса;

• аналитическую, смысл которой состоит в анализе получаемого материала и создании базы для принятия адекватного решения или подведения итогов работы;

• ориентировочную, заключающуюся в управленческой ориентации в факторах, условиях, средствах образования личности при организации и коррекции воспитательного процесса;

• контрольную, значимость которой состоит в поддержании учебно-воспитательного процесса на соответствующем уровне, его переводе на более высокий, когда объект превращается в субъект образования;

• управленческую, заключающуюся в реализации процесса, его коррекции, создании условий для развития способностей обучающихся.

Ведущим принципом диагностического подхода, на наш взгляд, может стать принцип включенного диагностирования. Процесс самоуправления социально-профессиональным воспитанием будет более эффективным, если он осуществляется параллельно с диагностикой и самодиагностикой. Данный принцип в контексте нашего исследования рассматривается нами как предпосылка, условие и результат эффективности процесса самоуправления профессиональным воспитанием обучаемых.

Помимо выявления исходного уровня воспитанности и динамики развития ключевых компетенций будущего специалиста, диагностика способствует реализации механизма обратной связи, благодаря которому человек на основе достигаемого во взаимодействии с другими людьми результата может корректировать свое последующее поведение.

Обратная связь обеспечивается посредством использования диагностического инструмента - систематического наблюдения, самонаблюдения, создания диагностической ситуации, анализа данных опросников, шкал, заполняемых обучаемыми на себя и других. Этим достигается оперативность в получении значительного объема информации об уровне социально-профессиональной воспитанности будущего специалиста.

Таким образом, целью диагностически-ориентированного процесса самоуправления является не только возможность получения сведений об уровне развития профессионально-личностного потенциала обучаемых, но и создание условий для его совершенствования.

Реализация данного принципа предполагает создание условий для самостоятельного диагностирования своих возможностей и затруднений в конкретных ситуациях жизнедеятельности. Речь идет о переходе диагностики в самодиагностику. Это, на наш взгляд, является предпосылкой всякой деятельности, направленной на осмысление личностных качеств, возможное их изменение и коррекцию.

Самодиагностика рассматривается нами не как самоцель, а как одно из основных условий профессионального роста будущего ремесленника. Доказано, что постоянное обращение к объективным результатам и оценкам уровня своего развития является одним из важнейших стимулов совершенствования личностно-профессиональных качеств.

Системно- функциональный подход позволяет рассматривать процесс самоуправления социально-профессиональным воспитанием с точки зрения реализации (самореализации) обучаемым следующих функций:

• самодиагностика - выявление исходного состояния воспитанности, индивидуально-психологического потенциала;

• самоцелеполагание - самопроектирование целей в различных сферах жизнедеятельности, ранжирование, дифференциация, прогнозирование их решения;

• самопланирование - определение содержания и способов организации деятельности (различных видов деятельности);

• самоорганизация - выбор методов, соответствующих коллективным и индивидуальным формам самодеятельности;

• самомотивация - самопобуждение к решению поставленных задач, подкрепление значимых психических состояний самодеятельности и поведения обучаемых;

• самоактуализация значимых целей, социального субъективного опыта, психических состояний, мотивации деятельности и поведения, психологического подкрепления;

• самоконтроль и сравнительный анализ - индивидуальная самооценка, групповая и экспертная оценка.

Значимым принципом диагностического подхода является принцип управляемости и целенаправленности. Цель определяет состав компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров -одно из главных условий успешного становления системы самоуправления.

При проектировании целей необходимо, чтобы они были направлены на развитие профессионально-личностного потенциала будущего ремесленника, диагностичными, гибкими и соответствовать как интересам и ценностным установкам личности, так и особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности.

Обращает на себя внимание тот факт, что достижение целевых ориентиров в значительной мере зависит от форм и способов управления жизнедеятельностью системы.

Так как социальные системы большинством исследователей относятся к разряду самоуправляемых, то самодеятельностные и самоуправленческие факторы доминируют в функционировании и развитии систем, обеспечении их целостности и способствуют саморазвитию.

Любая предпринимательская деятельность требует от личности достаточно высокого уровня самоорганизации и самоуправления. Тем более важно развивать эти личностные структуры в процессе профессиональной подготовки. Более того, деятельность ремесленника-предпринимателя предполагает многоплановость: с одной стороны, она конкретна, с другой - творчески абстрактна, вероятностна. Тем самым и профессиональное развитие личности ремесленника-предпринимателя представляет собой процесс развития сложной системы, обладающей многоуровневостью, разнонаправленностью, вариативностью.

Для решения проблем профессионального становления личности, обусловленных необходимостью профессионального самоопределения и выбора профессии, профессионального образования и повышения квалификации

и т. п., ремесленнику-предпринимателю требуется определиться с ведущими смыслообразующими факторами. Прежде всего, кроме всех прочих, к ним следует отнести процессы самоуправления и самовоспитания. Поскольку именно профессиональная деятельность ремесленника-предпринимателя уже в процессе профессиональной подготовки требует развития этих навыков.

В связи с этим, в контексте нашего исследования, актуализируется синергетический подход к проблеме самоуправления, основной идеей которого является понимание личности как самоорганизующейся самоуправляемой системы.

Основными принципами синергетического подхода являются:

• принцип целостности - объектами и субъектами всякой активности выступают целостные системы, динамичные, открытые, активные, структурированные, которым имманентно присущи адекватные им функции и механизмы развития;

• принцип самодостаточности - системы самодостаточны, поэтому вместо иерархичности в процессах системообразования имеет место однопорядко-вость и равнозначность;

• принцип саморегуляции - всяческое воздействие извне рассматривается как интервенция, имеющая определенные последствия;

• принцип самоорганизации - системы социальные и психосоциальные могут быть отнесены к сложным системам с творческой (креативной, т. е. воссоздающей и производящей) природой.

Применение синергетического подхода к системе образования вообще и к процессу воспитания в частности предполагает рассмотрение этих процессов как саморегулирующихся и самоорганизующихся. Иными словами, уже сами эти процессы содержат в себе механизмы самоуправления и саморегуляции. Это обеспечивается тем, что непосредственными носителями их является человек как саморегулирующаяся система. Процесс воспитания и самовоспитания основывается на тех структурных элементах системы человека, которые отвечают за ее сохранность, активность и развитие. К ним можно отнести интеллект, мышление, эмоции, социальный опыт, рефлексию и др. Следовательно, организацию и формирование технологий управления этим процессом следует строить на этих элементах.

Все системы, участвующие в процессе самоуправления, являются субъектными. Уже в своих структурах они имеют свойства, характерные для диссипативных систем:

• развитие как переход на новый качественный уровень неразрывно связано с разрушением или преодолением («хаосом») прежних структур (развитие через разрушение);

• саморазвитие и самоорганизация используют элементы среды за пределами системы (дополнительные знания, новый опыт, ошибки других, примеры, новые виды деятельности и т. п.);

• способность самодвижения - неравновесность в потребностной структуре (не пирамида, как у А. Маслоу, а рядоположенность) и т. д.

Очевидным является и то, что с точки зрения синергетического подхода пути и направления самоорганизующихся систем не предопределены.

Таким образом, нормативным условием активности жизнедеятельности человека является ситуация постоянного выбора. Этот самый субъект имеет в настоящем только несколько потенциальных линий развития, но поиск оптимального решения осуществляется с учетом меняющихся условий, что дает ему возможность самоорганизовываться для эффективного освоения мира (и себя в мире).

Обращаясь уже собственно к методам и технологиям процесса самоуправления профессиональным воспитанием, следует остановиться на некоторых инновационных требованиях к методам. К ним следует отнести:

• интегративность и дифференциации;

• сложность и многоуровневость, стохастичность (взамен последовательности, детерминации и сумматизации);

• комплексность и когерентность (взамен профессионализации и специализации);

• проблемность (вместо предметности);

• инновационность (вместо механистичности и рациональности);

• творчество, интуитивность и латерации (вместо репродуктивности).

Нам представляется этот перечень далеко не полным, возможно, эксперименты в этой области смогут дополнить его (уже есть модели построения учебных дисциплин в Новосибирске).

Основываясь на этих методах, педагогика сможет обеспечить интеграцию различных способов освоения мира человеком, раскрыть свой творческий потенциал, осуществить свободные и осмысленные действия и сохранить свою целостность как система.

Система социально-профессионального воспитания предоставляет личности возможность выбора источника развития (профессионально ориентированных внесистемных элементов). Процесс постоянного обмена опытом, в том числе профессиональным (посредством информации, примеров, специально организованных форм и технологий), в начале профессиональной деятельности приводит к тому, что личность получает навыки самоорганизации и самоуправления. Поэтому основной задачей воспитательного процесса является создание (соблюдение) условий, при которых, во-первых, личность могла бы делать любой выбор (в том числе и неблагоприятный для своей системы), во-вторых, эта система личности могла бы получать дополнительные внешние элементы - ресурсы извне своей системы. Лучше, если это будет более высокоорганизованные среды и системы, которые имеют их в качестве элементов. Например, «профессиональный колледж - вуз», «вуз - производство» и т. д. Только в этом случае нам представляется возможным реальное развитие процесса самоуправления в системе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, мы вплотную подошли к вопросу о непосредственной практической реализации идей синергетики в образовательном и воспитательном про-

цессах - как, какими методами, средствами и технологиями можно способствовать развитию самоорганизующихся систем и процессов самоуправления? Нам представляется, что на сегодняшний день существует вполне универсальное средство - общение и все технологии, которые используют общение как инструмент. Общение, как средство, показало свою жизненность, приспособляемость, гибкость, способность к интегрированию с другими средствами, в том числе и с механическими (напр., компьютер).

Технологические процессы системы образования, воспитания, основанные на общении в различных его видах, могут способствовать развитию внутренней и взаимной координации в системах личности, сотрудничеству - интеграции, сотворчеству (не говоря уже о передаче опыта), самодостраиванию личности, т. е. всего, что ведет к развитию процесса самоуправления. Сама технология далеко не нова, новым ее делает применение принципов синергетики. Общение как технология должно стать всемерным, непосредственным, свободным, вариативным и т. д. В современной психологии активно используются модели, разработанные в гештальт-подходе Я. Морено, К. Роджерсом и др. При этом каждое направление использует ту или иную сторону общения: общение через образы, ассоциации, через группу, через свой внутренний мир и т. п.

Все эти технологии могут быть предложены как возможные, при этом каждая система выберет для себя оптимальную, которая будет способствовать ее саморазвитию, самосовершенствованию, саморегуляции и самоуправлению. Более того, мы уверены, что при столкновении в процессе общения личностные системы обнаружат инновационное средство, ведущее к эффективной самореализации любой системы.

Разработка и анализ технологий, применяемых в самоуправлении социально-профессиональным воспитанием, является предметом дополнительного осмысления и научного рассмотрения.

Литература

1. Жуков В. В., Холодюк А. Г. Что такое самоуправление?: Пособие для учителя. - Кишинев: Лумина, 1988.

2. Мониторинг профессионального развития личности ремесленника / Э. Ф. Зеер, В. А. Водеников, Н. А. Доронин, Д. П. Заводчиков; Проф. лицей ре-месленников-предпринимателей. - Екатеринбург, 2002.

3. Огарьева А. П. Интегративная основа педагогического управления развитием самостоятельности личности обучающегося в образовательном процессе: Монография / Магнитогорский гос. тех. ун-т. - Магнитогорск, 1998.

4. Тубельский А. Школьное самоуправление и его правовая основа // Народное образование. - 2001. - № 2. - С. 120-127.

5. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.