----ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ--------
КУЛЬТУРЫ THE THEORY AND METHODICS OF TEACHING PHISICAL TRAINING
УДК 374.1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ СПОРТА В КУРСАХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО САМБО
Ширап Е.А., Ооржак Х.Д-Н.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS FOR TEACHING APPLIED MILITARY SPORTS IN A SAMBO TRAINING COURSE
Shirap E., Oorzhak H.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматривается системный, научно-обоснованный подход к процессу обучения специалистов вневедомственной охраны в экстремальных ситуациях. Для обучения слушателей курса первоначальной подготовки разработана программа ситуативных уроков. Основная задача программы состоит в максимальном приближении обучающих уроков к реальным условиям несения службы.
Ключевые слова: вневедомственная охрана, слушатели, курсы первоначальной подготовки, программа ситуативных уроков.
Systematic, science-based approach to learning experts of private security in extreme situations. To educate students of the course of initial training program was developed situational lessons. The main objective of the program is to maximize the approximation of training lessons to the real conditions of service.
Key words: private security, students, courses of initial training, the program situational lessons.
Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных ситуациях, психофизиологические возможности людей зависят от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, в том числе и от умений и навыков [1].
В настоящее время вывести интегральную формулу поведения человека в экстремальной ситуации почти не представляется возможным. Анализ экстремальных ситуаций и многообразия форм реакций на них сотрудников ОВД
показывает исключительно сложную природу понятия «помехоустойчивость», включающего в себя такие качества человека как анализ и синтез воспринятой информации, скорость и решительность, самообладание, выдержка и эмоциональная устойчивость [2].
При условии системного, научно-обоснованного подхода к процессу обучения опыт действий специалистов вневедомственной охраны в экстремальных ситуациях можно наработать искусственно.
Для обучения слушателей курса первоначальной подготовки была разработана программа ситуативных уроков. Основная задача программы состоит в максимальном приближении обучающих уроков к реальным условиям несения службы.
Авторами разработано одиннадцать ситуативных уроков, которые проводятся на базе «Полигона», представляющего собой полосу препятствия в жилом массиве, наиболее приближенного к реальным условиям действий «экипажа группы задержания» и расположенного в стенах учебного центра.
Таблица
Программа ситуативных уроков слушателей курса первоначального обучения в экспериментальной группе по станциям «Полигона»
№ Станция Тема урока Задачи
1 2 3 4
1 «Вход», «осмотр». 1) Тактика отработки сигнала «тревога», поступившего с охраняемого объекта; 2) тактика отработки сигнала «тревога», поступившего с охраняемого объекта с личным имуществом. Тактика осмотра мест возможного укрытия преступника.
2 «Вход», «осмотр», «задержание». 1) Тактика производства осмотра помещения; 2) тактика производства досмотра лиц, задержанных по подозрению всовершении преступления. 1) Вход в помещение; 2) осмотр (открытое, закрытое) помещения 3) задержание пассивного, активного (атака ножом, палкой) правонарушителя 4) правонарушитель пытаетсябежать при попытке посадить его в автомашину.
3 «Вход», «осмотр», «задержание». 1) Права сотрудников полиции в соответствии с законом «О полиции», порядок их реализации. 1) Доклад, вызов о помощи; 2) обнаружение людей подозрительного вида на «входе», «выходе» из обозначенного дома; 3) проверка документов; 4) досмотр.
4 «Вход» в любое свободное пространство вблизи отмеченного объекта. 1) Тактика задержания, охраны и конвоирования задержанных лиц в ОВД (задержание группы лиц (2-3) в нетрезвом состоянии). 1) Доклад, вызов о помощи; 2) задержание, сопровождение группы лиц; 3) проверка документов; 4) досмотр; 5) обезоруживание при попытке достать из внутреннего кармана пиджака пистолет.
1 2 3 4
5 «Вход», «осмотр», «задержание», «огневой рубеж». 1) Основания и порядок применения сотрудником полиции оружия: освобождение заложника, угроза огнестрельным или холодным оружием. 1) Доклад, вызов о помощи; 2) обезоруживание и задержание, а также применение огнестрельного оружия.
6 «Осмотр», «задержание». 1) Тактика производства осмотра помещения; 2) тактика производства досмотра лиц, задержанных по подозрению всовершении преступления. 1) Доклад; 2) осмотр квартиры; 3) осмотр обнаруженного тела; 4) обезоруживание при попытке нападения с ножом
7 «Осмотр», «задержание». 1) Основание и порядок задержания и доставления в полицию правонарушителя; 2)основание и порядок применения сотрудниками полиции физической силы и спецсредств. Задержание предполагаемого преступника: 1) на охраняемом объекте; 2) в месте большого скопления людей; 3) в ограниченных пространствах; 4) на открытых участках.
8 «Осмотр», «задержание», «огневой рубеж». 1) Основание и порядок применения сотрудниками полиции физической силы и спецсредств; 2)основание и порядок применения сотрудником полиции оружия. Задержание особо опасного преступника, в том числе в месте большого скопления людей с применением холостых патронов.
9 «Задержание» (любое свободное пространство в жилом массиве). Тактика несения службы нарядами полиции при проведении массовых мероприятий. Задержание потенциального преступника в месте большого скопления людей с применением оружия и специальных средств (собаки).
10 «Вход» -«задержание» (любое свободное пространство в жилом массиве). Тактика применения служебных собак при охране объектов и в борьбе с преступностью Осмотр темных помещений, где могут спрятаться дети или находятся животные.
11 «Полигон», все помещение УЦ и прилегающая к нему территория. Тактика несения службы нарядами при возникновении чрезвычайных условий (пожар, взрыв, стихийное бедствие). 1) Доклад, вызов о помощи; 2) задержание, сопровождение группы лиц; 3) проверка документов; 4) осмотр; 5) обезоруживание при попытке достать из внутреннего кармана пиджака пистолет.
Ситуативные уроки проводятся на «Полигоне» в группах из трех человек («экипаж группы задержания» вневедомственной охраны). Перед «экипажем» на каждом уроке стоит определенная задача, которую необходимо научиться решать в процессе занятия.
Коллективом преподавателей цикла Физической подготовки были сформулированы и выделены основные критерии оценки слушателей, которые в
итоге суммируются в общий результат решения поставленной перед «экипажем» задачи в целом.
«Полигон», используемый в ситуативных уроках, условно разделенный по станциям, несколько отличается от станций итогового контрольного урока «Полигон»: 1) получение сигнала «тревоги»; 2) прохождение лестничного пролета; 3) вход в квартиру; 4) осмотр квартиры; 5) обезоруживание и задержание потенциального преступника, одевание наручников, вариант связывания, завершающие действия «экипажа»; 6) Огневой рубеж. (На некоторых уроках учитывается время прохождения отдельной станции «Полигона»).
В системе ситуативных уроков шесть станций, в комплексном контрольном уроке - пять станций. Первая станция «Полигона» разделена на две отдельные: получение сигнала тревоги и прохождение лестничного пролета. Шестая станция - «Огневой рубеж» - является прерогативой из числа огневой подготовки, но в экспериментальной группе в системе ситуативных уроков дополнительно отрабатывались технические приемы изъятия из кобуры оружия, изготовки, прицеливания и первого выстрела.
Программа ситуативных уроков самбо позволяет изучить:
1. Способы задержания: боевые приемы борьбы, выполняемые при подходе сзади, при подходе спереди; технические действия «экипажа», выполняемые при активном сопротивлении, при пассивном сопротивлении, при бездействии; технические действия в зависимости от атаки задерживаемого (захват, удар рукой, удар ногой, подручные средства, огнестрельное оружие, холодное оружие); технические действия в зависимости от уровня атаки: верхний, средний, нижний; технические действия в зависимости от дистанции: дальняя, средняя, ближняя.
2. Совместные действия «экипажа» при задержании;
3. Технические действия каждого полицейского «экипажа», переход от проведения непосредственного боевого приема борьбы к задержанию, одевание наручников. Выполняется на время (1).
4-5. Прохождение и осмотр лестничных пролетов разных серий домов: на время (за максимально короткий срок), на скорость (в паре - кто быстрее), на чувство времени (с заданным временем); бег по пересеченной местности; полосу препятствий; челночный бег; эстафеты.
6. Способы связывания, узлы, приемы с применением специальных средств и обстановки (использование стула, изгиба коридора, высоту потолков и т.д.).
7. Элементы и техники, не входящие в основной курс физической подготовки (умение их выполнять не является обязательным).
Программа ситуативных уроков включена в поурочный план занятий по предмету самбо и тактико-специальной подготовке. Данный проект «ситуативных уроков» представляет собой попытку подобрать адекватные комплексные методы обучения по учебной дисциплине самбо для использования
полученных знаний и на других дисциплинах (тактико-специальная подготовка, огневая подготовка, юридическая и психологическая подготовка).
Выводы: 1. Для максимальной эффективности процесса обучения и подготовки слушателей авторами разработана программа ситуативных уроков на полосе препятствий «Полигон», базовой основой которых является профессионально-прикладная физическая подготовка, обучение борьбе самбо. В процессе решения профессионально-прикладных задач по физическому воспитанию особое значение приобретают избранные преподавателем средства и методы обучения. Игровой метод занимает центральное место. Он является основным методом обучения тактике, технике самбо и используется для развития физических качеств.
2. Деятельность полиции охраны протекает в сложной, быстро меняющейся обстановке, для которой необходима психологическая подготовка в решении профессионально-прикладных задач. В программе ситуативных уроков авторы использовали понятие акцентуации характера личности.
Библиографический список
1. Томилова А.Е. Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. Вып. №1 (7). С. 54-57.
2. Волков А.А. Психологическая подготовка слушателей рядового и младшего начсостава милиции в учебных центрах МВД, УВД: Автореф. дис. ... канд.психолог.наук. М., 1989. 18 с.
3. Гагонин С.Г., Трифонов В.Н. Спортивно-боевые единоборства как вид физической культуры // Юбилейная научно-методическая конференция, посвященная 100-летию Академии: Матер, конф. СПб: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. С. 6-8.
Bibliograflcheskij spisok
1. Tomilova A.E. Psikhologicheskaya podgotovka i boevaya gotovnost sotrudnikov OVD k dejstviyam v ekstremalnykh usloviyakh // Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh. 1998. Vyp. №1 (7). S. 54-57.
2. Volkov A.A. Psikhologicheskaya podgotovka slushatelej ryadovogo i mladshego nachsostava militsii v uchebnykh tsentrakh MVD, UVD: Avtoref. dis. ... kand.psikholog.nauk. M., 1989. 18 s.
3. Gagonin S.G., Trifonov V.N. Sportivno-boevye edinoborstva kak vid fizicheskoj kultury // Yubilejnaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya, posvyaschennaya 100-letiyu Akademii: Mater, konf. SPb: SPb GAFK im. P.F. Lesgafta, 1996. S. 6-8.
Ширап Евгений Александрович - аспирант кафедры социальной педагогики КПИ Тувинского государственного университета, г. Кызыл.
Ооржак Херел-оол Дажы-Намчалович - доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры, проректор по качеству Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Shirap Evgeny - graduate student of social pedagogy KPI TuvGU
Oorzhak Herel-ool - doctor of pedagogical sciences, professor at Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]