Научная статья на тему '«Полигон» как комплексное средство оценки первоначальной подготовки милиционеров'

«Полигон» как комплексное средство оценки первоначальной подготовки милиционеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Полигон» как комплексное средство оценки первоначальной подготовки милиционеров»

зования является жизнедеятельность. Основания жизнедеятельности - влечения, ограничения и способности их урегулирования проявляются как потребности, нормы и способности.

На основании потребностей, норм и способностей взрослого человека в обучении преподаватель должен выбрать цели (для чего?), содержание (что?) и методы (как?) обучения. Психологическая основа взаимодействия состоит в соответствии выбранных преподавателем целей, содержания и методов обучения соответствующим потребностям, нормам и способностям обучающихся. Только в результате правильно спланированной психотехнологии происходит развитие новых потребностей, новых норм и новых способностей.

Схематично такое взаимодействие можно проиллюстрировать следующим образом:

Потребности Цели Новые потребности

(П) (Ц) (АП)

Нормы Содержание Новые нормы

(Н) (С) (АН)

Способности Методы Новые способности

(Сп) (М) (ДСп)

ЦСМ Результат образования

Преподаватель------^ (ДП)

диагностика, взаимодействие, ч

организация / (АН)

общения

Обучающийся------/ (ДСп)

ПНС

В современных психотехнологиях обучения взрослых имеются широкие возможности для развития личности всех участников процесса: вовлечение обучающихся в активную деятельность по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения; организация реальной совместной работы обучающегося с преподавателем; обучающихся между собой; развитие у них самостоятельности, творческого, ответственного подхода к образованию; повышение мотивации учебной деятельности и стимулирования стремления к самосовершенствованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. — Т. 1. — М., 1980.

2. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис// Психологический журнал. — 1995. — №3.

3. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Флинта, 1998.

4. Змеев С.И. Технология обучения взрослых / /Педагогика. — 1998.— №7.

5.3инченко В.П., Моргунов Б.Б. Человек развивающийся.—М„ 1994.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотив. — СПб.: Питер, 2000.

7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

9. Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.

10. Маслоу А. Мотивация и личность.—М., 1998.

11. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь. 1971.

12. Мотивации познавательной деятельности / Под. ред. Ю.Н.Кулюткина и Г.С.Сухобской. —Л., 1972.

13. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. — М„ 1972.

14. Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. — СПб., 1995.

15. Файзуллаев A.A. Мотивационные кризисы личности // Психологический журнал. - 1989. — № 3.

16. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — Т. 1 -2. — М., 1986.

«ПОЛИГОН» КАК КОМПЛЕКСНОЕ СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МИЛИЦИОНЕРОВ

H.A. Смирнова, преподаватель цикла физической подготовки

Учебный центр Управления вневедомственной охраны при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Для определения эффективности выбранной автором методики преподавания самообороны без оружия, средств и методов обучения приемам задержания в прикладном разделе самбо сотрудников вневедомственной охраны необходимо отталкиваться от определенных критериев оценки, которые ведут к наилучшему результату. Для оценки результатов обучения слушателей Учебного центра было решено выбрать комплексное средство, отвечающее задачам зачетного урока, которое показывало бы эффективность обучения в целом и по каждому предмету в отдельности. Таким средством стало занятие в условиях тактического городка «Полигон» с решением специально поставленных перед слушателями задач.

Прохождение «полигона» осуществляется группой («экипажем» группы задержания вневедомственной охраны) в количестве трех человек. Перед «экипажем» стоит общая задача: после получения сигнала «тревоги» прохождение «Полигона» и, при наличии правонарушителей, их обезоруживание и задержание.

Контроль и выполнение прохождения полигона «экипажем» осуществлялся методом экспертных оценок. Экспертная оценка давалась одновременно рядом специалистов по тактико-специальной, физической, технико-специальной и огневой подготовке, а также юридической подготовке двумя психологами (психолог группы психофизиологической диагностики, психолог-преподаватель).

По каждому циклу обучения были сформулированы и выделены основные критерии оценки слушателей, которые суммировались в общий результат решения поставленной задачи в целом. Для этого прохождение «Полигона» было разделено по «станциям», каждую оценивали перечисленные выше специалисты. Действия на «Полигоне» разделили на: 1) получе-

ние сигнала «тревоги»; 2) прохождение лестничного пролета; 3) осмотр «квартиры» и задержание потенциального преступника; 4) упражнения на скорострельность; 5)психологическая готовность; 6) правовые действия после задержания. Учитывалось также время прохождения «Полигона» в целом и на каждом отдельном участке.

Цикл тактико-специальной подготовки (ТСП) критериями оценки выбрал:

— отработку получения сигнала «тревоги»: время между получением сигнала и началом действий группы, распределение в группе задач прохождения «Полигона»;

— правильность прохождения лестничного пролета;

— взаимодействие участников группы между собой;

— вход в «квартиру» и осмотр всех прилегающих помещений;

— задержание найденного преступника (контроль безопасности, возможность нахождения не одного, а группы преступников);

— заключительные действия «экипажа»;

— соблюдение мер личной безопасности;

— вывод задержанных из помещения (с точки зрения безопасности) и т.д.

Цикл физической подготовки (ФП) выбрал следующие критерии оценки слушателей:

— правильность выбора способа задержания;

— правильность выполнения выбранного способа задержания в соответствии с приказом № 412 (оценивается методом экспертных оценок);

— участие членов группы в данный момент (принимают или не принимают участие члены экипажа при задержании, если принимают, то оценивается необходимость их помощи; если не принимают, то оцениваются их действия в соответствии с обстановкой: продолжение ими осмотра места действия, контроль ранее задержанных и т.д.);

— время выполнения технического действия должно быть таковым, чтобы не подвергать опасности действия всего экипажа, в максимально короткие сроки происходит переход от проведения непосредственного приема к задержанию и одеванию наручников;

— время прохождения лестничного пролета не должно превышать сроки, определенные предварительно экспертами;

—- время осмотра помещения не должно дать возможности найти способ и скрыться нарушителю, т. е. определяются временные рамки;

— использование при задержании подручных и специальных средств и расположение предметов обстановки;

— оригинальность оценивается по использованию элементов, не входящих в основные технические действия (базовые), но также изучаемые и не являющиеся обязательными для разучивания и умения выполнять их;

— оригинальность (нестандартность) «входа», осмотра «квартиры» (распределение ролей) экипажем.

Цикл правовых дисциплин предложил следующие критерии оценки:

— правомерность способа вхождения в кварти-

ру;

— правомерность задержания подозреваемого

лица;

— правомерность действий «экипажа» после задержания;

— правильность сообщения (предварительная квалификация) результатов осмотра квартиры.

Цикл психологии и группа психофизиологической диагностики предложили следующие критерии оценки:

— психологическую готовность к выполнению поставленных задач (ЧСС);

— степень тревожности на этапах получения сигнала «тревоги», прохождения лестничного проема, «квартиры», задержания в течение последующих первой, второй, пятой и десятой минут после окончания действий (ЧСС), измерение давления до и после;

— влияние силы нервной системы;

— оценка склонности к риску;

— психоэмоциональное состояние участников «экипажа» до и после прохождения «Полигона».

Цикл огневой подготовки оценивал слушателей по следующим критериям:

— выполнение упражнения на скорострельность;

— правильность выполнения огневого упражнения;

— суммирование выполнения огневого упражнения всеми участниками «экипажа».

Критерием эффективности процесса обучения являлась сумма экспертных оценок прохождения «Полигона».

Для улучшения процесса обучения циклом физической подготовки под каждый оцениваемый критерий были разработаны специальные средства подготовки:

1. Рассматриваются и изучаются несколько способов задержания:

— боевые приемы борьбы, выполняемые при подходе сзади, при подходе спереди;

— технические действия милиционера («экипажа»), выполняемые при активном сопротивлении, при пассивном сопротивлении, при бездействии;

— технические действия в зависимости от атаки задерживаемого (захват, удар рукой, удар ногой, подручные средства, огнестрельное оружие, холодное оружие и т.д.);

— технические действия в зависимости от уровня атаки: верхний уровень, средний, нижний;

— технические действия в зависимости от дистанции: дальняя, средняя, ближняя.

2. Систематически проводятся текущие зачеты, контроль на каждом занятии 1-2 пар слушателей. Используется поточный метод тренировки с исправлением ошибок, с разными партнерами, утрированный показ.

3. Разучиваются и отрабатываются совместные действия «экипажа» при задержании как в условиях спортивного зала, так и в уличных (боевых) условиях;

4. Выполняются на время технические действия каждым милиционером экипажа, переход от проведения непосредственного боевого приема борьбы к задержанию, одевание наручников.

5-6. Тренировка прохождения и осмотра лестничных пролетов разных серий домов: на время (за максимально короткий срок), на скорость (в паре — кто быстрее), на чувство времени (с заданным временем). Бег по пересеченной местности, полоса препятствий, челночный бег, эстафеты.

7. Разучиваются способы связывания, узлы, приемы с применением специальных средств и обстановки (использование стула, изгиба коридора, высоты потолков и т.д.).

8. Разучиваются элементы и техники, не входящие в основной курс физической подготовки и не являющиеся обязательными для выполнения.

9. Используются в процессе обучения развивающие игры, способствующие оригинальному (нестандартному) мышлению, принятию самостоятельных и общих решений и т.д.

Данный проект представляет собой попытку подобрать адекватные методы оценки сотрудников, т. е. связать в единую систему экспертные оценки преподавателей по основным учебным дисциплинам (тактико-специальная подготовка, огневая подготовка, юридическая, физическая и психологическая подготовка) и психофизиологические показатели слушателей до выполнения задания на «Полигоне» и после выполнения.

Указанные методики были введены в процесс обучения милиционеров охраны на курсе первоначальной подготовки в Учебном центре УВО при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО МЕТОДИКЕ ВИДЕООТБОРА

Канд. пед. наук, доцент В.Р. Келих, канд. психол. наук, доцент H.A. Токарев

Санкт-Петербургский университет МВД России Каждый руководитель подразделения ОВД участвует в реализации кадровых функций: обеспечении нормальной деятельности органов и подразделений внутренних дел по выполнению возложенных на них обязанностей посредством подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, отвечающих определенным требованиям. В связи с этим руководитель не

только должен быть знаком с концепцией профессионального отбора в ОВД и основными направлениями ее развития (А.Л. Колесников, Б.Г. Бовин, М.О. Калашников, Е.А Киселева) и опираться на данные психологического обследования кандидатов и сотрудников, но также сам владеть некоторыми психологическими методиками и делать определенные выводы, основываясь на конкретном фактическом материале. Таким материалом может быть видеозапись кандидата или сотрудника на вакантную должность в конкретной профессиональной или игровой ситуации (выполнение какого-либо задания, общение с различными категориями граждан и сотрудников, взаимодействие в группе и т.п.), дальнейший ее просмотр, анализ и принятие решения.

По нашему опыту, непосредственное участие руководителей подразделений в отборе кадров при осуществлении видеоотбора позволяет учесть мнение самого руководителя (группы руководителей, экспертов), дополняя многие параметры, влияющие на успешность работы сотрудника и подразделения в целом, которые не были определены с помощью психологических тестов и профессиональных карт.

Видеоотбор включает в себя интервью, упражнения, дискуссии, участие в которых показывает возможности деятельности претендента в условиях различной психологической напряженности. Данный метод позволяет также учесть психологические особенности самого руководителя и его возможности при работе с кандидатами, имеющими разные личностные и потенциальные возможности и исключить возникновение дальнейшей психологической несовместимости между руководителем и подчиненным, устранить имеющиеся проблемы при формировании команды (группы, наряда, экипажа и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В разовом мероприятии видеоотбора желательно присутствие не более 8-10 человек, что сочетается с возможностями оперативной памяти руководителя и создает возможность работы в парах (тройках). При проведении видеоотбора необходимо создание доброжелательной обстановки и устранения ощущения конкуренции, которое закрепощает претендентов и не дает им раскрыть в полной мере свои способности.

Процедура видеоотбора включает в себя следующие позиции.

1. Отбор кандидатов на вакантные должности по обычному порядку подбора кадров в ОВД (социально-правовой, медицинский, психологический).

2. Разработка программы видеоотбора применительно к деятельности сотрудника на вакантной должности.

3. Проведение видеоотбора в режиме видеотренинга, который проводит ведущий из числа психологов-тренеров подразделения ОВД или приглашенных.

4. Просмотр руководителем материалов видеоотбора и выбор кандидатов для личного собеседования.

В силу этого первые слова ведущего на видеоотборе (3-й пункт процедуры видеоотбора) могут быть следующими: «Уважаемые товарищи, мы собрали вас сегодня для того, чтобы начать ваше обучение и провести ряд деловых игр, которые помогут вам узнать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.