4. Приобщение обучающихся к достижениям физической культуры.
5. Совершенствование физической подготовленности и укрепление физического здоровья.
6. Просмотр талантливых учениц в юношеские сборные женские команды региона.
В ходе проведения контрольного эксперимента проанализирована динамика повышения физической подготовленности обучающихся. Выявленный прирост уровня физической подготовленности свидетельствует о повышении уровня физической подготовленности.
Выводы. В результате проведенного исследования выявлена малая эффективность методики традиционного проведения занятий в повышении уровня физической подготовленности. Более значительному повышению способствует использование программы дополнительных занятий женским футболом. Эффективность разработанной нами программы доказано с помощью контрольных тестов, отражающих положительную динамику. Математико - статистический анализ показал, что различия между полученными в эксперименте выходными значениями в экспериментальной группе считаются достоверными, что доказано расчетами по критерию Стьюдента.
Ожидаемый результат реализации программы дополнительных занятий женским футболом - повышение уровня физической подготовленности школьниц и формирование активной, творческой личности, со своими сформированными представлениями о физической культуре как о ценности, о методах и способах своего физического совершенствования.
Литература:
1. Авладеев, А. А. Периодизация истории российского футбола // Молодой ученый. — 2014. — №19.
— С. 631-636. — URL https://moluch.ru/archive/78/13597/ (дата обращения: 07.07.2018).
2. Иглина, А.И. Проблемы и тенденции развития отечественного женского футбола (на примере женского футбольного клуба «Академия футбола» / А.И. Иглина, М.П. Бондаренко, С.В. Маврин //Физическое воспитании и тренировка. - 2017. - № 3 (21). - С. 103—108.
3. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09.2005, № 1433-р).
4. Комков, А. Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников / А. Г. Комков, Е. Г. Кириллова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2002. - № 1. - С. 2-4.
5. Лубышева, Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 2-6.
6. Лупандина, Н.А. Физическая подготовленность школьников г. Москвы. В кн.: «Ученые записки» т 1, 182.6 Физическое воспитание и спорт. Вып 4. - 2006. - 176 с.
7. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и доп. / Матвеев, Л. П.
- СПб.: Лань, 2005. - 384 с.
8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под редакцией Н.Ю. Шведова. - м.: Русский язык, 1990. - 916 с.
9. Паув, В. В. Развитие женского футбола. Брошюра РФС. - Екатеринбург, 2012., с. 47.
10. Смирнов, Ю.И. Комплексный контроль подготовленности спортсмена. / Смирнов, Ю.И. // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 7. - С. 47-53.
11. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. — М.: «Физкультура и спорт», 1993. — 352 с.
Педагогика
УДК: 378.014: 316.72(292.47)
доктор педагогических наук, профессор Якса Наталья Владимировна
Таврическая академия (структурное подразделение)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь); доктор философских наук, профессор Грива Ольга Анатольевна Таврическая академия (структурное подразделение)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Аннотация. Целью статьи является анализ теоретико - методологических основ исследования поликультурности образовательного пространства республики Крым. Выделяются и описываются региональные особенности указанного образовательного пространства; исследуется разноуровневая методология его исследования.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, взаимодействие, разноуровневая методология, функции методологии, поликультурность.
Annotation. The article analyzes the theoretical and methodological foundations of the study of multicultural educational space of the Republic of Crimea. Some regional characteristics of the specified educational space are allocated and described; the multi-level methodology of its study is explored.
Keywords: the professional training, interaction, multilevel methodology, functions of the methodology, multiculturalism.
Введение. Проблема профессиональной подготовки учителя в поликультурном регионе актуализируется как мировыми тенденциями интеграции стран, направленной на сближение систем образования и сотрудничество в сфере образовательных инициатив, и, как следствие, создание единого мирового образовательного пространства, так и исторически обусловленным процессом взаимодействия представителей многообразных этнонациональных сообществ России.
Эта тенденция может быть обусловлена рядом объективных причин: проблемой миграции рабочей силы; академическим обменом между вузами; созданием единого европейского и мирового образовательного пространства; появлением новых дистанционных программ обучения; деятельностью различных мировых и европейских организаций в сфере взаимного признания образовательных программ, удостоверений, дипломов.
Изложение основного материала статьи. Концепция устойчивого развития в Российской Федерации предполагает развитие идей единства, подчеркивает значимость гармонизации социальных процессов на основе плюрализма мнений, подходов, традиций и решений, предполагающих учет поликультурного компонента различных регионов страны. Перед отечественной педагогической наукой стоит серьезная задача, связанная с однозначной необходимость сохранения консервативно - защитной роли образования, стремящегося сберечь лучшие национальные традиции и системы и выполняющего роль стабилизирующего социального института, направленного на сохранение и передачу опыта материально - духовного развития общества. С другой стороны, процессы глобализации и интеграции мирового образовательного пространства нацеливают его на вхождение в мировой образовательное сообщество, успешность которого во многом будет зависеть от гибкости и лояльности отечественной системы.
Отношения между людьми, построенные на основе диалога и взаимопроникновения культур, позволяют субъектам образовательного пространства - ученикам и педагогам - не замыкаться только в своем образовательном пространстве, а искать точки пересечения с образовательными моделями в других образовательных пространствах. Уровень культурного самосознания субъектов образовательного пространства оказывается именно в личной их причастности к событиям общегосударственного, общепланетарного, межкультурного масштаба. Различные регионы и страны все больше зависят друг от друга, а граница между "отечественным" и "международным" все интенсивнее изменяется, за счет плодотворного культурного обмены между ними.
Значимость поликультурного компонента в образовательном пространстве была подчеркнута Генеральной Ассамблеей ООН (1992 г.). В «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» было отмечено, что для общества важно "... принимать меры в области образования с целью стимулирования изучения истории, традиций, языка и культуры меньшинств, проживающих на их территории. Лица, принадлежащие к меньшинствам, должны иметь надлежащие возможности для получения знаний, необходимых для жизни в обществе в целом »[4].
Эти идеи были также поддержаны международной комиссией ЮНЕСКО, докладе которой об образовании в многоязычном мире (2003г.) была подчеркнута важность осознания этнокультурных корней каждого человека, и необходимость формирования уважения к другим культурам [3].
Проблема поликультурности образовательного пространства России также освещена в статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 27.06.20l8) "Об образовании в Российской Федерации», в которой говорится о единстве образовательного пространства на территории Российской Федерации, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства [5].
В очерченных выше условиях растет влияние этнокультурного фактора, а также его специфики в период развития постиндустриального информационного общества. Постиндустриальное общество, одной стороны, стирает ранее четко очерченные границы в системах образований разных стран, однако, с другой - требует изучения и учета особенностей этнокультурной среды, в которой происходит становление личности будущего специалиста, в том числе и педагога.
Кардинальные демографические изменения (падение уровня рождаемости, старение населения, распространение миграционных процессов, рост числа межэтнических и межконфессиональных браков) и связанные с ними культурные изменения, произошедшие в последние два десятилетия в стране, вызвали ряд трансформаций в системе образования и в обществе в целом.
Внимание современных ученых вполне закономерно привлекает региональный подход к изучению социокультурных явлений. Этот подход в последнее время применим не только в отношении изучения различных географических явлений, он доказывает свою эффективность и при изучении социально -экономических, культурных, общественных, идеологических, религиозных и других условий в поликультурном обществе. В этом контексте, не остается стороне его применение и при исследовании педагогических феноменов, хотя на сегодняшний день, он преимущественно используется в историко -педагогических исследованиях. Сфера же наших интересов лежит, прежде всего, в изучении региональных особенности профессионального становления будущего учителя и современного развития образовательного пространства в региональном контексте (в том числе Крымского, как региона нашего исследования). Тем не менее, для реализации задач нашего исследования вполне пригодны историко-педагогические методы изучения региональных проблем: интерпретационный (метод описания), сравнительный, метод выявления особенного на фоне общих характеристик и т.д. Региональный подход к изучению социокультурных явлений предполагает исследование этнокультурной составляющей региональной системы образования на основе оценки уровня гармонизации культурно-образовательного потенциала, популяризацию идей устойчивого развития на региональном уровне.
Опираясь на исследования проблемы поликультурности образовательного пространства, можно выделить основные требования к обеспечению доступности образовательных услуг в поликультурном регионе:
1. Всесторонний охват образованием всех групп населения в соответствии со способностями личности, независимо от этнокультурной принадлежности обучающегося.
2. Демократичность региональной системы образования, то есть учет в содержании образования этнонационального компонента, а также возможность получать образование на родном языке.
3. Научность системы образования региона, то есть разработка современных научно-теоретических концепций, в том числе и таких, которые отражают проблему межкультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
4. Связь образования с национальной культурой, то есть изучение в учебных заведениях разного уровня национальных языков, литературы, географии, краеведения, народоведения.
5. Наличие ведущих средств педагогической коммуникации, то есть создание условий для реализации системы педагогического взаимодействия на основе диалога и педагогической поддержки.
6. Дидактическое и методическое обеспечение системы образования с учетом региональных поликультурных условий.
7. учет основных характеристик функциональных особенностей педагогов и учеников, то есть обеспечение субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса в региональных условиях межкультурного взаимодействия.
8. Кадровое обеспечение системы образования региона, то есть создание системы профессионального педагогического образования, которая реализовывала бы потребности межкультурного взаимодействия и основе внедрения инновационных методов и форм обучения в педагогических вузах региона.
9. Наличие управления системой образования региона с учетом его поликультурной специфики.
Профессиональная подготовка будущего учителя, несомненно, связана с современными
социокультурными процессами в регионах и в мире. Неоспоримым является мнение о том, что процессы глобализации и технологизации, присутствующие в современном мировом пространстве, не только способствуют все большей интеграции общества, но и требуют, чтобы люди планеты - любого континента, любой страны - могли найти общий язык, найти способы взаимодействия, межкультурного диалога и возможности бесконфликтного разрешения спорных ситуаций.
Очерченный нами междисциплинарный характер изучения проблемы поликультурности образовательного пространства определяет наличие разноуровневой методологии ее исследования, что обуславливается диалектической взаимообусловленностью общего, особенного и единичного в границах культурологического подхода к профессиональной подготовке будущего учителя. На уровне общей методологии разрешение вопроса межкультурного взаимодействия предполагает учет внешних, глобализационных тенденций в условиях конкретного государственного заказа с учетом культурных и социальных особенностей данного государства и, что будет детерминировать формирование нового поколения учителей.
Общенаучный, или конкретно-методологический уровень характеризует образовательные потребности конкретного региона, а также подготовку учителей, проводимую с учетом региональных особенностей (диалектическая категория «особое»).
В рамках исследования поликультурности образовательного пространства Республики Крым - это характеристики поликультурности Крымского региона, а так же региональные социокультурные, поликультурные тенденции, выполняющие прогностические функции в отношении профессиональной подготовки учителя.
На уровне конкретно-научной методологии, то есть методики и техники (диалектическая категория "единичное") согласно с объектом и предметом нашего исследования мы рассматриваем проблему профессиональной подготовки учителей к межкультурного взаимодействия субъектов образовательного пространства.
Обобщая сказанное, представим собственное определение методологии педагогики. Это система знаний о педагогической реальности, педагогических функциях, системах, структуре педагогической теории, принципах и научных подходах, а также способах приобретения знаний, методов и логики педагогической деятельности.
Кроме того, по мнению В.В. Краевского, к этому понятию следует добавить и такое положение: методология также системой деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке специально-научных педагогических исследований [1, с. 18].
В современной методологии педагогической науки различается два компонента: «знаниевый» и «деятельностный», которые сосуществуют исключительно в единстве, как целое, а педагогическое мышление и педагогическая деятельность, с одной стороны, выступают в аспекте постановки проблемы в общей форме, а с другой - в аспекте путей и методов решения проблем.
Методологический уровень профессиональной подготовки будущего педагога предполагает понимание им педагогического процесса как взаимодействия не только в гносеологическом, но и в онтологическом смысле. Первый сводится к познанию сущности явлений через упрощенные идеализированные схемы и строится в основном на рациональном познании, второй - дает возможность будущему педагогу осознать бесконечно множественную реальность, которую нельзя втиснуть в никакие рамки, схемы, теории, или модели.
Важно отметить, что методологические знания должны помочь студентам определиться в многогранной педагогической реальности, оценить свои способности и возможности, конкретную ситуацию, научиться проектировать пути развития субъект-субъектных отношений в будущей педагогической деятельности, и соответственно определить направления роста и саморазвития своей профессиональной подготовки [1, с. 310].
Методологическая подготовка педагога формирует культуру мышления как отражение исторического процесса. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, будет такой уровень методологической подготовки учителя, который сможет стать условием свободного развития субъектов образовательного процесса, его гармонизации и диалогизации.
Методология исследования проблемы профессиональной подготовки учителя на общефилософском уровне выполняет несколько основных функций: интегративную, критико-конструктивную, мировоззренческую, нормативно-оценочную. Так, интегративная функция обеспечивает объединение научного аппарата различных человековедческих наук в контексте реальной исследуемой проблемы. Относительно выбранной нами проблемы, реализация интегративной функции методологии позволяет привлечь к ее исследованию и разработки научного аппарата философии, социологии, культурологии, психологии и др. Воплощением критико-конструктивной функции методологии исследования является возможность критического подхода к традиционным научным стереотипам, сложившимся в современной педагогической науке, в том числе и в вопросах, связанных с поликультурностью образовательного процесса. Реализация этой функции позволяет разрабатывать проблему поликультурной подготовки учителя в контексте новейших научных достижений с учетом достижений психолого-педагогической науки на протяжении всего периода изучения феномена поликультурности, а также перспективы их дальнейшего развития.
Методологическое значение мировоззренческой функции в плоскости рассмотрения профессиональной подготовки учителя заключается в необходимости осмыслить всю систему отношений "человек-общество-
природа" для проекции ее основных характеристик на проблему подготовки учителя в сфере поликультурности образовательного пространства. Межкультурное взаимодействие субъектов образовательного пространства, как сфера профессиональной деятельности учителя, в соответствии с мировоззренческой функцией методологии ее изучения представляется как возможность движения от близкого к дальнему, от национального к общемировому с целью формирования общечеловеческих духовных ценностей будущего специалиста.
Нормативно-оценочная функция методологии изучения проблемы профессиональной подготовки основывается на: использовании аксиологического потенциала поликультурной подготовки учителя на основе диалогического мышления и межкультурных морально-ценностных установок; возможности определения образа педагога-профессионала для определения нормативных пределов его поликультурной подготовки. В такую методологическую «канву» органично «вплетаются» понятия, как профессиональной компетентности, так и готовности педагога к осуществлению межкультурного взаимодействия субъектов образовательного пространства.
Процесс научного познания в отношении проблемы поликультурности как объекта исследования предполагает выполнение определенной логической последовательности действий, среди которых такие методологические процедуры и этапы: постановка проблемы; решения исследовательской задачи; проверка правильности ее решения; постановка новой проблемы или изменение предварительного объекта или предмета исследования. Такая логика научного познания может быть избрана для исследования взаимодействия субъектов образовательного пространства и проблемы поликультурного образования в Крымском регионе, поскольку она предполагается общеметодологической принципами научного исследования и соответствует философии научного познания.
Выводы. Профессиональная подготовка будущего учителя как целостный объект научного исследования рассматривается в плоскости многих отраслей знания, поэтому носит междисциплинарный характер. В рамках определенных нами задач исследования мы будем рассматривать проблему профессиональной подготовки учителя с точки зрения философского, психологического, культурологического, собственно педагогического подхода, который определяет определенные категорийные доминанты - "культура", "взаимодействие", "образование". Это обусловлено местом и ролью педагога в социально-воспитательном процессе, а также его ответственностью за выполнение социального заказа.
Профессиональная подготовка будущего учителя к взаимодействию субъектов образовательного пространства в условиях региональной поликультурности рассматривается нами как на методологическом, так и на теоретическом уровне, учитывая, что методологический уровень рассмотрения указанной проблемы предполагает применение, прежде всего, системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов к профессиональной подготовке учителя; реализацию диалектического принципа взаимосвязи закономерностей, явлений, объектов действительности, взаимосвязи теории и практики образовательной деятельности; учета субъектности и активной роли личности в ходе процесса познания; идей философии образования, примененных к объекту нашего исследования.
Литература:
1. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений/В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - Москва: Изд. центр «Академия», 2006 - 400 с.
2. Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход / В. Миттер// Перспективы. Вопросы образования -1993 - №1 - С. 37-41
3. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl сот'Мескгайош/ттогйу (дата обращения: 28.09.2018)
4. Образование в многоязычном мире - Режим доступа: http://www.un.org/ru/events/iy1/brochure/monitoring_2002.pdf (дата обращения: 28.09.2018)
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» - Режим доступа -https://fzakon.ru/1aws/federa1nyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/statya-3/ (дата обращение: 28.09.2018)
Педагогика
УДК:377
аспирант Ямщиков Алексей Андреевич
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области "Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина" (г. Санкт-Петербург)
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИКТ В СТРУКТУРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
ИНФОРМАТИКИ В КОЛЛЕДЖЕ
Аннотация. В статье рассматривается аксиологическая направленность использования информационно-коммуникационных технологий в структуре преподавания информатики в педагогическом колледже. Сформулированы приоритетные задачи педагогической аксиологии, аспекты информационного мировоззрения. Выявлена и обоснованапарадигма подготовки студентов которая предполагает, смену приоритетов в сторону усиления компетенций в области информационной культуры и формирования информационного мировоззрения.
Ключевые слова: педагогическая аксиология, информационная культура, информационные технологии, парадигма подготовки студентов, аксиологический аспект, информационное мировоззрение, модульный принцип.
Annotation. The article discusses axiological orientation of the use of information and communication technologies in the structure of teaching science at the pedagogical College. Formulated priorities of pedagogical axiology, aspects of the information world. Identified and obosnovyvaetsya training of students which suggests a change of priorities towards strengthening competencies in the field of information culture and the development of the information world.