А. В. Глузман, Л. И. Редькина
УДК 37.0:39:130.2
КОНЦЕПЦИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте разработана Концепция этнокультурного образования.
Республикой Крым взят курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, на недопустимость дискриминации по этническому или расовому признаку. Конституционное закрепление национального равноправия исходит из принципа приоритета прав личности и направлено на сохранение межэтнической стабильности, утверждение патриотизма, этническое возрождение народа. Поэтому этнические предвзятость и конфронтация, идеи национального превосходства расцениваются как противоречащие государственным интересам.
Специфика Крыма определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В республике проживают представители многих наций и национальностей. Некоторые из них - компактно, что усиливает этнокультурное многообразие и особенности Республики Крым. По культурно-языковым различиям население полуострова в целом делится по преимущественной ориентации на один из языков -русский, украинский и крымско-татарский, коммуникативная значимость и распротра-нённость которых неравнозначны. Кроме того, представители нескольких национальных групп не имеют собственной этнической государственности, что повышает
ответственность республики за сохранение присущей им самобытной культуры. В этих условиях важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства.
Поэтому становится актуальной разработка официальной политики государства в сфере межэтнических отношений, интерпретирующей этносоциальную ситуацию в целом и её отдельные аспекты. Её частью должна быть концепция реализации этнокультурных интересов населения в области образования. Основной идеей последней является создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп и, одновременно, освоение ценностей и стандартов других культур. Важно, что при этом не утрачивается этническая идентичность и обеспечивается восприятие ими общегосударственных ценностей.
Стратегия этнокультурного образования направлена на реализацию трёх взаимосвязанных целей: этническая идентификация и государственная интеграция, межэтническая толерантность.
Развитие системы этнокультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия полиэтнического региона Республики Крым, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.
Этнокультурное образование на рубеже ХХ-ХХ1 веков стало важным объектом государственной культурной и образовательной политики в нашей стране. Об этом свидетельствуют: Решение Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры»; «Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации», одобренная приказом Министер-
ства образования и науки РФ; Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Крым, законы Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании», «О государственном языке Российской Федерации», законы Республики Крым «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О государственных языках Республики Крым»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года).
Важнейшие социально-политические предпосылки этнокультурного образования в Крыму: воссоздание и дальнейшее развитие идей и принципов народной педагогики; приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми; создание условий для разностороннего развития личности и её деятельности; развитие межнациональных отношений на началах демократии, равноправия и взаимного уважения; формирование гражданина, патриота, толерантной личности, готовой к жизни и деятельности в условиях многонационального, поликультурного общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.
Концепция этнокультурного образования разработана с учётом национальных, региональных, этнокультурных, религиозных потребностей многонационального народа Крыма. Концепция формулирует цели, основные направления и стратегии развития этнокультурного образования в современный период.
Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и развивает основные принципы образовательной политики республики.
Основная цель Концепции - формирование этнокультурного образовательного пространства для развития социально ответственной личности, осознающей себя гражда-
20/£/з
нином Российской Федерации, носителем уникальной культуры своего народа.
Методологической основой разработки концепции явился междисциплинарный подход к решению выдвинутых цели и задач, то есть рассмотрение этнокультурного образования с привлечением гносеологических средств философии, культурологии, педагогики, психологии, политологии, этнологии, регионоведения и других смежных отраслей науки.
Концепция разработана в соответствии со следующими принципами: соответствия развития этнокультурного образования основным направлениям государственной политики Российской Федерации в области образования; генеративно сти (рассмотрение этнокультурного образования как ресурса, влияющего на социокультурную инфраструктуру общественного развития); фундаментальности, что подразумевает научное обоснование и высокое качество научных исследований; универсальности - полнота набора исследований, обеспечивающих единство профессионального и общекультурного аспектов базовой подготовки будущих учёных; системности (единство дифференциации, интеграции и иерархической организации); конкурентоспособности (ориентация этнокультурного образования на качественно новый уровень профессионализма, предполагающий сочетание у педагогов высокого уровня образованности и подготовленности к осуществлению педагогической деятельности); оптимизации (перепроектирования всех видов деятельности и процессов в системе этнокультурного образования в направлении повышения их конструктивности); взаимодополнения традиций и перманентного инновирования всех структурных компонентов системы этнокультурного образования на основе достижений прошлого и современной педагогической науки и практики; профессиональной контекстности (единство способностей, теоретической и практической готовности педагога к осуществлению продуктивной научно-исследователь-
ской педагогической деятельности; непрерывности и преемственности этапов и ступеней этнокультурного образования, обусловливающих преемственность уровней развития личности педагога; демократизации учебного процесса, предусматривающей развитие инициативы, активности, творчества; выбора направления исследовательской и просветительской деятельности; индивидуализации и дифференциации образования, стимулирующим индивидуально-профессиональное развитие каждого учёного; национальной направленности, предусматривающим формирование национального самосознания, воспитания любви к родному краю, своему народу, уважительное отношение к его культуре; толерантного отношения к культуре всех национальностей, которые проживают в Крыму; поликультурного подхода, предусматривающими органическую связь процесса профессиональной подготовки с общечеловеческой и национальной историей, культурой, менталь-ностью, традициям и народов Крыма и Российской Федерации;
Основные проблемы образования в полиэтническом пространстве Республики Крым
Современные социальные и политические процессы сопровождаются такими негативными явлениями сегодняшних дней, как расизм, шовинизм и ксенофобия. При соприкосновении с этими явлениями акцент делается, как правило, на борьбу с симптомами этих социальных болезней. По мнению российских исследователей, устранение последствий является неэффективной мерой, поскольку причины всех вышеуказанных явлений во многом коренятся в крайне низком этнокультурном образовании граждан.
Одним из естественных механизмов гармонизации межэтнических отношений в условиях полиэтничности, поликультурности и поликонфессиональности Республики Крым является система образования. Так, очевидным является факт, что учащиеся различных культурных групп должны научиться уживаться вместе и уважать различные куль-
турные традиции. В результате происходят изменения в подходах к обучению, что привело к необходимости разработки концепции этнокультурного образования, включающей в себя уважение и признание языков и культуры всех этнических групп.
Одна из важных проблем образования в полиэтническом регионе - это унифицированность системы, не позволяющая учитывать различие ценностных установок и этнокультурных традиций субъектов, составляющих контингент учащихся.
Другая, диктуемая полиэтничностью крымского региона, проблема задаётся необходимостью включения в число главных приоритетов образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели духовной консолидации полиэтнического населения Крыма в единое гражданское общество. Это задача обеспечения внутренней устойчивости этнически разнохарактерного общества, его сплочения в со-гражданство, объединяемое и цементируемое общими ценностями гражданского общества.
Образовательные учреждения сегодня по составу учащихся носят полиэтнический характер. Формирование же этнического самосознания и навыков межкультурного общения идёт по большей части стихийно, под сильным влиянием «обыденных установок» - в русле распространяющихся в быту негативных этнических стереотипов и примитивных образов других культур. Функцию социализации в сфере межэтнических, межкультурных отношений часто берут на себя неформальные молодёжные сообщества, которые могут формировать ассоциирующие этническое самосознание с культурными и расовыми предубеждениями, насилием и нетерпимостью в отношении представителя другой национальности.
Анализ состояния практики этнокультурного образования детей и подростков выявил следующее:
1. Ограничение задач этнокультурного образования в основном задачами
формирования и развития художественно-эстетических качеств личности, без должного внимания к возможностям национальной традиционной культуры как средства формирования целостной, творческой, самоактуализирующейся личности, с гармонично развитыми интеллектом и эмоционально-чувственной сферой, с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
2. Недостаточное использование потенциальных возможностей этнокультуры как основы экологического воспитания и психофизиологического оздоровления современных детей и подростков, их социальной адаптации и коррекции.
3. Ограничение содержания этнокультурного образования лишь почвенным, простонародным пластом народной традиционной культуры (архаичным крестьянским фольклором), при недостаточном внимании к изучению иных её пластов (городских, сословных, светских и православных).
4. Поверхностное отражение в содержании образовательного процесса традиций этнокультуры (лишь на уровне её внешнего, предметно-деятельностного слоя), без раскрытия на доступном для учащихся уровне её глубинных духовно-нравственных основ, значений и смыслов, связи с национальными образами мира, с национальным менталитетом и народной верой.
5. Псевдонародность, искажение традиций в содержании и формах этнокультурного образования, обусловленные, прежде всего, недостаточной профессиональной подготовкой учителей в области истории национальной традиционной культуры и различных видов народного художественного творчества. Особенно заметны бывают проявления псевдонародности и эклектики на школьных праздниках народного календаря, на детских концертах, спектаклях и выставках.
6. Мозаичность и дискретность этнокультурного образовательного процесса, проявляющаяся как на уровне учебных планов, так и в содержании базовых и дополни-
20/£/з
тельных дисциплин. Судя по опубликованным материалам, недостаточно разработаны этнокультурные компоненты базовых учебных дисциплин. Набор, названия и содержание этнокультурных дисциплин регионального и школьного компонентов в различных образовательных учреждениях иногда существенно отличаются друг от друга, не всегда достаточно обоснованы, логичны, системны. Часто в их разработке основная роль принадлежит субъективному фактору (например, наличию в школе специалистов того или иного профиля).
7. Неразработанность педагогических механизмов интеграции этнокультурных дисциплин в целостное образовательное пространство учебных заведений. Нередко на практике такая интеграция сводится к механистическому «сквозному вертикальному и горизонтальному тематизму», что приводит к многочисленным проблемам и недоразумениям в поурочном планировании предметов базового учебного плана.
8. Недостаточная преемственность между различными уровнями этнокультурного образования в дошкольных учреждениях, в начальном и среднем, высшем звеньях общеобразовательной школы, в учреждениях дополнительного образования.
9. Недостаточная взаимосвязь содержания этнокультурных дисциплин с локальной социокультурной средой образовательного учреждения, слабое отражение в этом содержании самобытных локальных традиций народной культуры (в их старинных и современных вариантах, в различных исторических формах бытования).
10. Преобладание репродуктивных методов преподавания традиционной культуры, недостаточное владение педагогами методами и приёмами развития культуро-творческой активности учащихся, их творческой самореализации; чрезмерное увлечение педагогов вербальными средствами обучения при недостаточном использовании художественно-образных средств, невербальных знаковых систем русской тра-
диционной культуры.
11. Отсутствие, как правило, профессиональной психолого-педагогической диагностики эффективности этнокультурного образования в формировании и развитии личности.
Таким образом, современное состояние теории и практики этнокультурного образования не позволяет в полной мере реализовать педагогический потенциал традиционной народной культуры, в том числе -уникальных традиций этносов, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Эта сфера этнокультурной деятельности требует особого внимания со стороны государства, так как традиционная народная культура будет жить до тех пор, пока она интересна вступающим в жизнь поколениям.
Решение задач этнокультурного образования сталкивается с трудностями, порождаемыми объективно существующими противоречиями: необходимостью единства культурного и образовательного пространства России при всемерном содействии развитию национальных культур и формально-механистическом расчленении общего государственного стандарта на изолированные федеральный и национально-региональный компоненты; богатством народного педагогического опыта обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения и недостаточным его использованием в силу различных причин в системе образования; потребностью общества, образовательных учреждений в учителях, способных продуктивно использовать народный педагогический опыт, и невозможностью в полной мере удовлетворить данную потребность из-за недостаточного уровня сформированности этнопедагоги-ческой культуры учителей; необходимостью формирования этнопедагогической культуры у будущих учителей и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и методического обеспечения данного процесса в педагогической науке.
Стратегия этнокультурного образования и принципы её реализации
Этнокультурная направленность обучения и воспитания - одно из актуальных направлений современной образовательной политики. Сегодня система образования выступает в качестве института формирования толерантности, позитивных межэтнических отношений, консолидации многонационального населения Республики Крым.
Основной целью Стратегии этнокультурного образования является формирование единого этнокультурного образовательного и воспитательного пространства Республики Крым.
Стратегия направлена на удовлетворение насущных этнокультурных и этнообра-зовательных запросов населения полуострова.
Основным приоритетом Стратегии является формирование активных и действенных этноинтегрирующих механизмов взаимодействия органов власти, региональной сети центров этнокультурного образования и некоммерческих организаций, осуществляющих поддержку развития национальных языков и культур. Стратегические цели развития этнокультурного образования направлены на решение основных проблем:
- создание региональной сети центров этнокультурного образования с целью сохранения и развития национальных языков и культур. Стимулирование и поддержка инициатив образовательных учреждений в реализации проектов этнокультурного образования;
- создание этнокультурного образовательного пространства;
- переориентация содержания образовательных программ на развитие этнокультурных компетенций, востребованных в современном поликультурном обществе;
- создание равных условий и возможностей представителям разных национальностей Республики Крым для повышения качества образования, социализации и карьеры.
Стратегия определяет приоритетные на-
правления развития этнокультурного образования до 2020 г.:
- создание равных условий и возможностей представителям разных этносов, проживающим на территории Республики Крым, для повышения качества образования, социализации и карьеры.
- создание механизмов системной поддержки инновационных процессов в системе этнокультурного образования.
- управление развитием системы образовательных учреждений (сеть центров этнокультурного образования), реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом.
- повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом.
Принципы реализации Стратегии этнокультурного образования:
1. Сетевое и ресурсное взаимодействие. В процессе разработки и реализации Стратегии привлечение к взаимодействию и взаимному сотрудничеству на межведомственной основе различных заинтересованных сторон (национальных объединений, центров, общественных организаций, образовательных учреждений разных типов и видов, учреждений культуры и спорта). Объединение ресурсных условий (информационных, кадровых, научно-методических) для решения поставленных задач в области этнокультурного образования.
2. Проектирование. Стратегия предполагает осуществление деятельности всех заинтересованных сторон на проектной основе. Мероприятия, предусмотренные в рамках Стратегии, направлены на поддержку межведомственных проектных групп.
3. Поликультурность. Этнокультурное образование рассматривается как организация межкультурного диалога представителей
20/£/з
различных этнических и национальных меньшинств. Поликультурность проявляется через сетевое взаимодействие центров, клубов по этнокультурному образованию.
4. Социокультурный контекст развития личности. Максимальный учёт местных реалий, определение места и значимости языка и культуры этнических и национальных меньшинств в контексте культуры крымского региона.
5. Преемственность. Сохранение связи и опыта поколений, пробуждение интереса к родовым корням. Развитие языка и культуры национальных и этнических меньшинств, бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народов, проживающих на территории Республики Крым.
6. Научность. В ходе разработки и реализации Программы опора на научные знания, достижения учёных и практиков в области этнокультурного образования.
7. Системность. Разработка и реализация мероприятий Программы в логическом единстве и взаимосвязи.
Осуществление Стратегии требует разработки и реализации системы организационных, информационных, правовых, рефлексивно-аналитических механизмов.
В качестве организационных механизмов для управления процессом реализации Стратегии выступает Координационный Совет по вопросам этнокультурного образования, а также региональный этнопарк, объединяющий ресурсы (специалистов, осуществляющих этнокультурное образование, сеть Центров этнокультурного образования, банк данных по этнокультурному образованию, национально-культурные объединения, общественные организации, социальные партнёры) Крыма по вопросам этнокультурного образования.
Информационные механизмы реализации Стратегии развития этнокультурного образования в Республике Крым предполагают проведение взаимосвязанных мер и мероприятий по её коммуникационному
обеспечению: создание и ведение регионального этнокаталога (Интернет-страница); проведение конференций, посвящён-ных вопросам этнокультурного образования и формированию благоприятного пространства межэтнического взаимодействия в Республике Крым; создание цикла статей, рубрик в областной периодической печати, содействующих изменению мировоззрения населения Республики Крым в отношении этнических вопросов.
Основным правовым механизмом реализации Стратегии является разработка и применение нормативно-правовых актов образовательного учреждения, регулирующих ход реализации Стратегии развития этнокультурного образования.
В качестве рефлексивно-аналитических механизмов выступает программа мониторинга, в которую включены исследования хода реализации Стратегии: входной, промежуточный, итоговый мониторинг.
Сроки и этапы реализации Стратегии:
На первом организационном этапе (20142015 гг.) предусматриваются мониторинговые исследования по выявлению потребностей социума в области этнокультурного образования; разработка нормативно-правовой базы для реализации Стратегии.
На втором этапе внедрения (20152019 гг.) реализации Стратегии предполагается проведение комплекса мер и мероприятий, направленных на развитие этнокультурного образования в Республике Крым.
На третьем рефлексивно-аналитическом этапе (2019-2020 гг.) осуществляется анализ реализации Стратегии развития этнокультурного образования в Республике Крым по всем действующим направлениям; обобщение и распространение положительного опыта Республики Крым по вопросам этнокультурного образования.
Реализация Стратегии развития этнокультурного образования позволит создать механизм взаимодействия вузов с национально-культурными объединениями, центрами, общественными объединениями,
учреждениями дошкольного, общего, высшего и дополнительного образования; осуществить миссию института социализации и развития личности, института удовлетворения языковых, культурных и образовательных запросов и потребностей этносов.
Цели и задачи развития этнокультурного образования
Основной целью этнокультурного образования в Республике Крым является создание условий полноправного социального и национально-культурного развития всех народов региона, механизмов воспроизводства национальной жизни народов во всём её многообразии, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Практическая реализация этнокультурного образования предполагает:
1. В политической и государственно-правовой сфере: отстаивание прав и интересов представителей всех этносов, населяющих регион; обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учёту и удовлетворению национально-культурных запросов народов, осуществлению поддержки национально-культурных объединений региона; установление на региональном уровне постоянных отношений с органами местного самоуправления, в целях развития науки и культуры; проведение систематического сбора и анализа информации по вопросам национальных отношений в Крыму, организация фундаментальных и прикладных исследований; выработка прогнозов и моделей развития межнациональных отношений в регионе.
2. В социально-экономической сфере: разработка и реализация специальных программ, направленных на охрану традиционной среды народов, проживающих в Республике Крым, улучшение экологической и демографической ситуации.
3. В сфере культуры и образования: формирование и распространение идей дружбы народов, духовно-нравственного единства и
межнационального согласия, культуры межнационального общения; воспитание чувства патриотизма, уважения к истории Крыма и его народов, гордости за свою многонациональную Родину; дальнейшее развитие системы национального образования как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности всех народов, проживающих на территории области; обеспечение гарантии получения качественного образования с учётом языковой и этнокультурной среды, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов Крыма; сохранение и развитие историко-культурного наследия народов, проживающих в Крыму, распространение объективной информации об их прошлом и настоящем, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие традиций взаимодействия культур и народов; создание и развитие системы обучения родным языкам как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности всех народов области; формирование у каждого нового поколения уважения к национальным ценностям и культуре как своего, так и других народов, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов Крыма; поддержка русского литературного языка, играющего консолидирующую роль во всех сферах общественной жизни и способствующего сохранению единства и целостности многонационального региона; обеспечение оптимальных условий для развития и сохранения русского языка как государственного и средства межнационального общения; создание условий для гармоничного взаимодействия русского языка с национальными языками, обогащения языков и культур, успешной межкультурной коммуникации; бережное отношение к традиционным для Российской Федерации верованиям; противодействие всем формам духовной агрессии и деятельности деструктивных организаций на территории области.
4. В области внешних связей: заключение с вузами, национальными обществами,
20/£/з
национально-культурными центрами, общественными организациями двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры, информации, укреплению социально-экономических связей.
В качестве основных задач этнокультурного образования выдвигаются: формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов Республики Крым как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на её базовых уровнях (этажах) - субнациональном и национально-территориальном; формирование российской гражданской идентичности в сложных условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа Крыма; создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией; формирование национально-культурной и гражданской идентичности человека в контексте современного мирового самосознания; эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни; развитие образовательного и профессионального потенциала Крыма, воспитание молодёжи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом
поликультурном и полилингвальном мире; формирование многоязычного индивида; научно-методическое сопровождение интеграции этнокультурного регионального компонента в содержание образовательных программ профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); разработка учебно-методического комплекса нового поколения по предметам гуманитарного цикла, выстроенного на поликультурной основе; переориентация содержания образовательных программ на развитие этнокультурных компетенций, востребованных в современном поликультурном обществе.
Достижение указанных целей обеспечивается следующими приоритетами образовательной политики республики: сохранение целостности культурного и образовательного пространства Крыма; гуманистический, светский и поликультурный характер образования; ответственность государства за получение детьми полноценного образования; научная основа содержания образования и принципов воспитания; сохранение этнокультурной самобытности народов полуострова, приобщение учащихся к духовному наследию своего народа, традиционной и профессиональной национальной культуре; вариативность выбора родителями образовательного пути ребёнка; формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности.
Компоненты этнокультурного образования
Этнокультурное образование рассматривается как часть непрерывного образования. В соответствии с этнополитической моделью российской гражданской нации содержание этнокультурного образования можно условно разделить на четыре взаимосвязанных культурных компонента: этнокультурный, то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и конфессиональной группы; регионально-ти-
тульный (национально-территориальный), то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя национального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации; общероссийский (супернациональный), то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации; мировой (общечеловеческий), то есть обеспечивающий человеку включённость в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества. Формирование этнокультурного образовательного пространства
Необходимой предпосылкой становления в Республике Крым системы этнокультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства.
С точки зрения структуры этнокультурное образовательное пространство состоит из трёх органически взаимосвязанных частей: институциональной - дошкольные учреждения, школы, колледжи, вузы; внеинституциональной - музеи, национальные общества, национально-культурные центры, средства массовой информации; неформальной - семья, род, сверстники, друзья, соседи, коллеги и т. д.
Этнокультурное образовательное пространство создаётся несколькими взаимосвязанными сферами: учебная деятельность, внеучебная воспитательная деятельность, практика, творческая деятельность в рамках творческих объединений, кружков, центров; научно-исследовательская деятельность. Требования к этнокультурной профессиональной компетентности педагога
Подготовка педагогов, деятельность ко -торых будет проходить в условиях полиэтнического региона Республики Крым, требует прежде всего выделить требования к этнокультурной профессиональной компетентности учителя.
1. Структура профессиональной компе-
тенции педагога включает группу компетенций, наиболее значимых для формирования этнокультурного компонента профессиональной компетентности учителя с позиций культурологического и деятель-ностного подходов: общих (рефлексивную, психолого-педагогическую, мировоззренческую, коммуникативную, нормативно-правовую) и специальных (предметную и методическую).
2. Этнокультурный компонент профессиональной компетенции учителя как совокупность этнопедагогических знаний, умений, навыков и способностей проектировать этнокультурно направленное образование, личностных качеств, определяющих ценностные позиции учителя.
3. Модульно-компетентностная технология как основа формирования профессиональной компетенции учителя, в том числе и её этнокультурного компонента, доказательство педагогической эффективности этой технологии в условиях современной реформы высшего профессионального образования и системы повышения квалификации учителей.
Концептуальные условия: выбор культурологического и деятельностного подходов в качестве основы процесса формирования этнокультурного компонента профессиональной компетенции; мотивационная готовность учителя к этнокультурному образованию в системе повышения квалификации.
Содержание этнокультурного компонента профессиональной компетенции учителя: знания научно-методических основ профессиональной деятельности учителя в полиэтническом образовательном пространстве, тенденций становления и развития поликультурного образовательного пространства Республики Крым, образовательного потенциала этнокультурных ценностей, сущности и задач этнокультурного образования, основ построения межкультурного общения, принципов отбора этнокультурного содержания образования школьников, нормативно-правовых основ
20/£/з
организации педагогической деятельности; умения использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды, учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий; владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений; проектирование педагогических задач, связанных с этнокультурным содержанием образования; планирование учебного процесса с учётом регионального компонента; проведение и анализ этнокультурно-ориентированных уроков и внеурочных занятий; анализ результатов решения этнопедагогических задач и учёт их в совершенствовании собственной педагогической деятельности; проектирование и экспериментальная проверка результатов этнопедагогических инноваций; владение способами ведения профессиональной деятельности в поликультурной среде, учёт особенностей социокультурной ситуации развития; владение приёмами самоанализа и самодиагностики, навыками систематического педагогического наблюдения за процессом этнокультурного развития учащихся, особенностями межэтнического общения, организации и управления полиэтническом ученическим коллективом; знание способов организации межкультурной коммуникации в соответствии с этническими особенностями её участников. Приоритетные направления развития
этнокультурного образования, реализуемых ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени
В. И. Вернадского» в г. Ялте В педагогической сфере. Реализация специальностей, образовательная программа которых предусматривает наличие ряда учебных дисциплин с этнокультурной составляющей содержания. Вышеперечисленные специальности относятся к укрупнённым направлениям: «Гуманита-
рные и социальные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство». Включение дисциплин по выбору образовательного учреждения с этнокультурной составляющей содержания образования, например, «История родного края» или «Культура народов Крыма» в блок общеобразовательных дисциплин начального профессионального образования, в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин среднего профессии-онального и высшего профессионального образования. Включение учебного курса «Этнопедагогика», «Этнокультура народов Крыма» в учебные планы всех специальностей. Разработка содержания учебников нового поколения по образовательным программам, учитывающим этнокультурные региональные особенности Республики Крым, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и издание их в полном объёме. Совершенствование содержания и форм подготовки и повышение квалификации педагогических кадров для системы этнокультурной направленности образования. Дистанционное сопровождение этнокультурного образования учащихся (сотрудничество с Центром дистанционного обучения).
В сфере научной и методической работы. Разработка и апробация концептуальных основ и модели этнокультурного образования «детский сад - школа -вуз», в сельской местности экспериментальной модели этнокультурного образования «семья - детский сад - школа»; модель билингвального образования в школах с крымскотатрским языком обучения; модель этнокультурного образования по дополнительному образованию «воскресные школы». Создание сетевых сообществ учителей, воспитателей дошкольных учреждений, преподавателей вуза, работников сферы культуры, представителей национально-культурных обществ этнопедагоги-ки, этнокультуры и истории образования.
Создание портала «Этнокультурная направленность образования в Крыму». Написание монографий, учебных пособий по этно-педагогике. Проведение научных экскурсий; народоведческих, фольклорных, этнографических экспедиций. Проведение исследований по проблемам воспитания на традициях народов Крыма.
В сфере воспитательной работы. Реализация содержания этнокультурной направленности во внеучебной деятельности, создание в этих целях соответствующих структурных подразделений, кружков, клубов. Развитие коммуникативной культуры профессорско-преподавательского состава и студентов в области этнокультурных контактов.
Ожидаемые результаты
Реализация Плана приоритетных направлений Концепции позволит эффективно решить поставленные задачи, достичь намеченные цели благодаря развитию и укреплению инфраструктуры образования, нацеленного на формирование носителя этнического самосознания в контексте общероссийского гражданского сознания; обеспечению условий для реализации конституционных прав граждан на обучение и воспитание на трёх государственных языках: русском, украинском и крымскотатарском, совершенствованию этнокультурной направленности образования в республике; укреплению материально-технической базы; обеспечению профессионального кадрового потенциала республики; введению в учебный процесс новых программ, учебно-методических комплектов, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ с этнокультурной составляющей содержания; обеспечению качественного научно-методического сопровождения интеграции этнокультурной составляющей в содержание образовательных программ дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); повышению
эффективности изучения родного языка в тесной связи с культурой и историей народа (изучения культурно-исторического наследия народов Крыма).
АННОТАЦИЯ
Рассмотрение основных проблем образования в полиэтническом пространстве Республики Крым легло в основу формирования Концепции этнокультурного образования, разработанной в Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г Ялте. В Концепции рассмотрены цели и задачи этнокультурного образования, а также определены основные принципы и пути его реализации.
Ключевые слова: концепция, этно-педагогика, поликультурное пространство, образование, Республика Крым.
SUMMARY
Consideration of the main problems of education in a multiethnic space of the Republic of Crimea is the basis of the Concept of ethno-cultural education developed in the Academy of the Humanities and Pedagogics (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta. The Concept describes the purposes and objectives of ethno-cultural education and basic principles and ways of implementation.
Key words: concept, pedagogy, multicultural space, education, Republic of Crimea.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ [сайт Министерства образования, науки, семьи и молодёжи Республики Крым]. URL: http://monm.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608003.
2. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации: одобрен приказом Министерства науки и образования № 201 от 3 авг. 2006 г. URL: http://elementy. ru/Library9/pr201. htm.