Научная статья на тему 'Концепция этнокультурного образования'

Концепция этнокультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ЭТНОПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MULTICULTURAL SPACE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Александр Владимирович, Редькина Людмила Ивановна

Рассмотрение основных проблем образования в полиэтническом пространстве Республики Крым легло в основу формирования Концепции этнокультурного образования, разработанной в Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте. В данной статье рассмотрены цели и задачи концепции, а также её основные принципы и пути реализации. Также уделяется внимание требованиям к этнокультурной профессиональной компетентности педагога. Прописаны сроки реализации и ожидаемые результаты внедрения концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Ethno-Cultural Education

Consideration of the main problems of education in a multiethnic space of the Republic of Crimea became the basis of the Сoncept of ethno-cultural education developed in the Academy of the Humanities and Pedagogics (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta. This article describes the purposes and objectives of the concept and its basic principles and ways of implementation. Also, attention is paid to the ethno-cultural requirements of professional competence of the teacher. Prescribe the terms of implementation and expected results of the implementation of the concept.

Текст научной работы на тему «Концепция этнокультурного образования»



А. В. Глузман, Л. И. Редькина

УДК 37.0:39:130.2

КОНЦЕПЦИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте разработана Концепция этнокультурного образования.

Республикой Крым взят курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, на недопустимость дискриминации по этническому или расовому признаку. Конституционное закрепление национального равноправия исходит из принципа приоритета прав личности и направлено на сохранение межэтнической стабильности, утверждение патриотизма, этническое возрождение народа. Поэтому этнические предвзятость и конфронтация, идеи национального превосходства расцениваются как противоречащие государственным интересам.

Специфика Крыма определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В республике проживают представители многих наций и национальностей. Некоторые из них - компактно, что усиливает этнокультурное многообразие и особенности Республики Крым. По культурно-языковым различиям население полуострова в целом делится по преимущественной ориентации на один из языков -русский, украинский и крымско-татарский, коммуникативная значимость и распротра-нённость которых неравнозначны. Кроме того, представители нескольких национальных групп не имеют собственной этнической государственности, что повышает

ответственность республики за сохранение присущей им самобытной культуры. В этих условиях важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства.

Поэтому становится актуальной разработка официальной политики государства в сфере межэтнических отношений, интерпретирующей этносоциальную ситуацию в целом и её отдельные аспекты. Её частью должна быть концепция реализации этнокультурных интересов населения в области образования. Основной идеей последней является создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп и, одновременно, освоение ценностей и стандартов других культур. Важно, что при этом не утрачивается этническая идентичность и обеспечивается восприятие ими общегосударственных ценностей.

Стратегия этнокультурного образования направлена на реализацию трёх взаимосвязанных целей: этническая идентификация и государственная интеграция, межэтническая толерантность.

Развитие системы этнокультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия полиэтнического региона Республики Крым, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Этнокультурное образование на рубеже ХХ-ХХ1 веков стало важным объектом государственной культурной и образовательной политики в нашей стране. Об этом свидетельствуют: Решение Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры»; «Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации», одобренная приказом Министер-

ства образования и науки РФ; Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Крым, законы Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании», «О государственном языке Российской Федерации», законы Республики Крым «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О государственных языках Республики Крым»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года).

Важнейшие социально-политические предпосылки этнокультурного образования в Крыму: воссоздание и дальнейшее развитие идей и принципов народной педагогики; приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми; создание условий для разностороннего развития личности и её деятельности; развитие межнациональных отношений на началах демократии, равноправия и взаимного уважения; формирование гражданина, патриота, толерантной личности, готовой к жизни и деятельности в условиях многонационального, поликультурного общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция этнокультурного образования разработана с учётом национальных, региональных, этнокультурных, религиозных потребностей многонационального народа Крыма. Концепция формулирует цели, основные направления и стратегии развития этнокультурного образования в современный период.

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и развивает основные принципы образовательной политики республики.

Основная цель Концепции - формирование этнокультурного образовательного пространства для развития социально ответственной личности, осознающей себя гражда-

20/£/з

нином Российской Федерации, носителем уникальной культуры своего народа.

Методологической основой разработки концепции явился междисциплинарный подход к решению выдвинутых цели и задач, то есть рассмотрение этнокультурного образования с привлечением гносеологических средств философии, культурологии, педагогики, психологии, политологии, этнологии, регионоведения и других смежных отраслей науки.

Концепция разработана в соответствии со следующими принципами: соответствия развития этнокультурного образования основным направлениям государственной политики Российской Федерации в области образования; генеративно сти (рассмотрение этнокультурного образования как ресурса, влияющего на социокультурную инфраструктуру общественного развития); фундаментальности, что подразумевает научное обоснование и высокое качество научных исследований; универсальности - полнота набора исследований, обеспечивающих единство профессионального и общекультурного аспектов базовой подготовки будущих учёных; системности (единство дифференциации, интеграции и иерархической организации); конкурентоспособности (ориентация этнокультурного образования на качественно новый уровень профессионализма, предполагающий сочетание у педагогов высокого уровня образованности и подготовленности к осуществлению педагогической деятельности); оптимизации (перепроектирования всех видов деятельности и процессов в системе этнокультурного образования в направлении повышения их конструктивности); взаимодополнения традиций и перманентного инновирования всех структурных компонентов системы этнокультурного образования на основе достижений прошлого и современной педагогической науки и практики; профессиональной контекстности (единство способностей, теоретической и практической готовности педагога к осуществлению продуктивной научно-исследователь-

ской педагогической деятельности; непрерывности и преемственности этапов и ступеней этнокультурного образования, обусловливающих преемственность уровней развития личности педагога; демократизации учебного процесса, предусматривающей развитие инициативы, активности, творчества; выбора направления исследовательской и просветительской деятельности; индивидуализации и дифференциации образования, стимулирующим индивидуально-профессиональное развитие каждого учёного; национальной направленности, предусматривающим формирование национального самосознания, воспитания любви к родному краю, своему народу, уважительное отношение к его культуре; толерантного отношения к культуре всех национальностей, которые проживают в Крыму; поликультурного подхода, предусматривающими органическую связь процесса профессиональной подготовки с общечеловеческой и национальной историей, культурой, менталь-ностью, традициям и народов Крыма и Российской Федерации;

Основные проблемы образования в полиэтническом пространстве Республики Крым

Современные социальные и политические процессы сопровождаются такими негативными явлениями сегодняшних дней, как расизм, шовинизм и ксенофобия. При соприкосновении с этими явлениями акцент делается, как правило, на борьбу с симптомами этих социальных болезней. По мнению российских исследователей, устранение последствий является неэффективной мерой, поскольку причины всех вышеуказанных явлений во многом коренятся в крайне низком этнокультурном образовании граждан.

Одним из естественных механизмов гармонизации межэтнических отношений в условиях полиэтничности, поликультурности и поликонфессиональности Республики Крым является система образования. Так, очевидным является факт, что учащиеся различных культурных групп должны научиться уживаться вместе и уважать различные куль-

турные традиции. В результате происходят изменения в подходах к обучению, что привело к необходимости разработки концепции этнокультурного образования, включающей в себя уважение и признание языков и культуры всех этнических групп.

Одна из важных проблем образования в полиэтническом регионе - это унифицированность системы, не позволяющая учитывать различие ценностных установок и этнокультурных традиций субъектов, составляющих контингент учащихся.

Другая, диктуемая полиэтничностью крымского региона, проблема задаётся необходимостью включения в число главных приоритетов образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели духовной консолидации полиэтнического населения Крыма в единое гражданское общество. Это задача обеспечения внутренней устойчивости этнически разнохарактерного общества, его сплочения в со-гражданство, объединяемое и цементируемое общими ценностями гражданского общества.

Образовательные учреждения сегодня по составу учащихся носят полиэтнический характер. Формирование же этнического самосознания и навыков межкультурного общения идёт по большей части стихийно, под сильным влиянием «обыденных установок» - в русле распространяющихся в быту негативных этнических стереотипов и примитивных образов других культур. Функцию социализации в сфере межэтнических, межкультурных отношений часто берут на себя неформальные молодёжные сообщества, которые могут формировать ассоциирующие этническое самосознание с культурными и расовыми предубеждениями, насилием и нетерпимостью в отношении представителя другой национальности.

Анализ состояния практики этнокультурного образования детей и подростков выявил следующее:

1. Ограничение задач этнокультурного образования в основном задачами

формирования и развития художественно-эстетических качеств личности, без должного внимания к возможностям национальной традиционной культуры как средства формирования целостной, творческой, самоактуализирующейся личности, с гармонично развитыми интеллектом и эмоционально-чувственной сферой, с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.

2. Недостаточное использование потенциальных возможностей этнокультуры как основы экологического воспитания и психофизиологического оздоровления современных детей и подростков, их социальной адаптации и коррекции.

3. Ограничение содержания этнокультурного образования лишь почвенным, простонародным пластом народной традиционной культуры (архаичным крестьянским фольклором), при недостаточном внимании к изучению иных её пластов (городских, сословных, светских и православных).

4. Поверхностное отражение в содержании образовательного процесса традиций этнокультуры (лишь на уровне её внешнего, предметно-деятельностного слоя), без раскрытия на доступном для учащихся уровне её глубинных духовно-нравственных основ, значений и смыслов, связи с национальными образами мира, с национальным менталитетом и народной верой.

5. Псевдонародность, искажение традиций в содержании и формах этнокультурного образования, обусловленные, прежде всего, недостаточной профессиональной подготовкой учителей в области истории национальной традиционной культуры и различных видов народного художественного творчества. Особенно заметны бывают проявления псевдонародности и эклектики на школьных праздниках народного календаря, на детских концертах, спектаклях и выставках.

6. Мозаичность и дискретность этнокультурного образовательного процесса, проявляющаяся как на уровне учебных планов, так и в содержании базовых и дополни-

20/£/з

тельных дисциплин. Судя по опубликованным материалам, недостаточно разработаны этнокультурные компоненты базовых учебных дисциплин. Набор, названия и содержание этнокультурных дисциплин регионального и школьного компонентов в различных образовательных учреждениях иногда существенно отличаются друг от друга, не всегда достаточно обоснованы, логичны, системны. Часто в их разработке основная роль принадлежит субъективному фактору (например, наличию в школе специалистов того или иного профиля).

7. Неразработанность педагогических механизмов интеграции этнокультурных дисциплин в целостное образовательное пространство учебных заведений. Нередко на практике такая интеграция сводится к механистическому «сквозному вертикальному и горизонтальному тематизму», что приводит к многочисленным проблемам и недоразумениям в поурочном планировании предметов базового учебного плана.

8. Недостаточная преемственность между различными уровнями этнокультурного образования в дошкольных учреждениях, в начальном и среднем, высшем звеньях общеобразовательной школы, в учреждениях дополнительного образования.

9. Недостаточная взаимосвязь содержания этнокультурных дисциплин с локальной социокультурной средой образовательного учреждения, слабое отражение в этом содержании самобытных локальных традиций народной культуры (в их старинных и современных вариантах, в различных исторических формах бытования).

10. Преобладание репродуктивных методов преподавания традиционной культуры, недостаточное владение педагогами методами и приёмами развития культуро-творческой активности учащихся, их творческой самореализации; чрезмерное увлечение педагогов вербальными средствами обучения при недостаточном использовании художественно-образных средств, невербальных знаковых систем русской тра-

диционной культуры.

11. Отсутствие, как правило, профессиональной психолого-педагогической диагностики эффективности этнокультурного образования в формировании и развитии личности.

Таким образом, современное состояние теории и практики этнокультурного образования не позволяет в полной мере реализовать педагогический потенциал традиционной народной культуры, в том числе -уникальных традиций этносов, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Эта сфера этнокультурной деятельности требует особого внимания со стороны государства, так как традиционная народная культура будет жить до тех пор, пока она интересна вступающим в жизнь поколениям.

Решение задач этнокультурного образования сталкивается с трудностями, порождаемыми объективно существующими противоречиями: необходимостью единства культурного и образовательного пространства России при всемерном содействии развитию национальных культур и формально-механистическом расчленении общего государственного стандарта на изолированные федеральный и национально-региональный компоненты; богатством народного педагогического опыта обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения и недостаточным его использованием в силу различных причин в системе образования; потребностью общества, образовательных учреждений в учителях, способных продуктивно использовать народный педагогический опыт, и невозможностью в полной мере удовлетворить данную потребность из-за недостаточного уровня сформированности этнопедагоги-ческой культуры учителей; необходимостью формирования этнопедагогической культуры у будущих учителей и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и методического обеспечения данного процесса в педагогической науке.

Стратегия этнокультурного образования и принципы её реализации

Этнокультурная направленность обучения и воспитания - одно из актуальных направлений современной образовательной политики. Сегодня система образования выступает в качестве института формирования толерантности, позитивных межэтнических отношений, консолидации многонационального населения Республики Крым.

Основной целью Стратегии этнокультурного образования является формирование единого этнокультурного образовательного и воспитательного пространства Республики Крым.

Стратегия направлена на удовлетворение насущных этнокультурных и этнообра-зовательных запросов населения полуострова.

Основным приоритетом Стратегии является формирование активных и действенных этноинтегрирующих механизмов взаимодействия органов власти, региональной сети центров этнокультурного образования и некоммерческих организаций, осуществляющих поддержку развития национальных языков и культур. Стратегические цели развития этнокультурного образования направлены на решение основных проблем:

- создание региональной сети центров этнокультурного образования с целью сохранения и развития национальных языков и культур. Стимулирование и поддержка инициатив образовательных учреждений в реализации проектов этнокультурного образования;

- создание этнокультурного образовательного пространства;

- переориентация содержания образовательных программ на развитие этнокультурных компетенций, востребованных в современном поликультурном обществе;

- создание равных условий и возможностей представителям разных национальностей Республики Крым для повышения качества образования, социализации и карьеры.

Стратегия определяет приоритетные на-

правления развития этнокультурного образования до 2020 г.:

- создание равных условий и возможностей представителям разных этносов, проживающим на территории Республики Крым, для повышения качества образования, социализации и карьеры.

- создание механизмов системной поддержки инновационных процессов в системе этнокультурного образования.

- управление развитием системы образовательных учреждений (сеть центров этнокультурного образования), реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом.

- повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом.

Принципы реализации Стратегии этнокультурного образования:

1. Сетевое и ресурсное взаимодействие. В процессе разработки и реализации Стратегии привлечение к взаимодействию и взаимному сотрудничеству на межведомственной основе различных заинтересованных сторон (национальных объединений, центров, общественных организаций, образовательных учреждений разных типов и видов, учреждений культуры и спорта). Объединение ресурсных условий (информационных, кадровых, научно-методических) для решения поставленных задач в области этнокультурного образования.

2. Проектирование. Стратегия предполагает осуществление деятельности всех заинтересованных сторон на проектной основе. Мероприятия, предусмотренные в рамках Стратегии, направлены на поддержку межведомственных проектных групп.

3. Поликультурность. Этнокультурное образование рассматривается как организация межкультурного диалога представителей

20/£/з

различных этнических и национальных меньшинств. Поликультурность проявляется через сетевое взаимодействие центров, клубов по этнокультурному образованию.

4. Социокультурный контекст развития личности. Максимальный учёт местных реалий, определение места и значимости языка и культуры этнических и национальных меньшинств в контексте культуры крымского региона.

5. Преемственность. Сохранение связи и опыта поколений, пробуждение интереса к родовым корням. Развитие языка и культуры национальных и этнических меньшинств, бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народов, проживающих на территории Республики Крым.

6. Научность. В ходе разработки и реализации Программы опора на научные знания, достижения учёных и практиков в области этнокультурного образования.

7. Системность. Разработка и реализация мероприятий Программы в логическом единстве и взаимосвязи.

Осуществление Стратегии требует разработки и реализации системы организационных, информационных, правовых, рефлексивно-аналитических механизмов.

В качестве организационных механизмов для управления процессом реализации Стратегии выступает Координационный Совет по вопросам этнокультурного образования, а также региональный этнопарк, объединяющий ресурсы (специалистов, осуществляющих этнокультурное образование, сеть Центров этнокультурного образования, банк данных по этнокультурному образованию, национально-культурные объединения, общественные организации, социальные партнёры) Крыма по вопросам этнокультурного образования.

Информационные механизмы реализации Стратегии развития этнокультурного образования в Республике Крым предполагают проведение взаимосвязанных мер и мероприятий по её коммуникационному

обеспечению: создание и ведение регионального этнокаталога (Интернет-страница); проведение конференций, посвящён-ных вопросам этнокультурного образования и формированию благоприятного пространства межэтнического взаимодействия в Республике Крым; создание цикла статей, рубрик в областной периодической печати, содействующих изменению мировоззрения населения Республики Крым в отношении этнических вопросов.

Основным правовым механизмом реализации Стратегии является разработка и применение нормативно-правовых актов образовательного учреждения, регулирующих ход реализации Стратегии развития этнокультурного образования.

В качестве рефлексивно-аналитических механизмов выступает программа мониторинга, в которую включены исследования хода реализации Стратегии: входной, промежуточный, итоговый мониторинг.

Сроки и этапы реализации Стратегии:

На первом организационном этапе (20142015 гг.) предусматриваются мониторинговые исследования по выявлению потребностей социума в области этнокультурного образования; разработка нормативно-правовой базы для реализации Стратегии.

На втором этапе внедрения (20152019 гг.) реализации Стратегии предполагается проведение комплекса мер и мероприятий, направленных на развитие этнокультурного образования в Республике Крым.

На третьем рефлексивно-аналитическом этапе (2019-2020 гг.) осуществляется анализ реализации Стратегии развития этнокультурного образования в Республике Крым по всем действующим направлениям; обобщение и распространение положительного опыта Республики Крым по вопросам этнокультурного образования.

Реализация Стратегии развития этнокультурного образования позволит создать механизм взаимодействия вузов с национально-культурными объединениями, центрами, общественными объединениями,

учреждениями дошкольного, общего, высшего и дополнительного образования; осуществить миссию института социализации и развития личности, института удовлетворения языковых, культурных и образовательных запросов и потребностей этносов.

Цели и задачи развития этнокультурного образования

Основной целью этнокультурного образования в Республике Крым является создание условий полноправного социального и национально-культурного развития всех народов региона, механизмов воспроизводства национальной жизни народов во всём её многообразии, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Практическая реализация этнокультурного образования предполагает:

1. В политической и государственно-правовой сфере: отстаивание прав и интересов представителей всех этносов, населяющих регион; обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учёту и удовлетворению национально-культурных запросов народов, осуществлению поддержки национально-культурных объединений региона; установление на региональном уровне постоянных отношений с органами местного самоуправления, в целях развития науки и культуры; проведение систематического сбора и анализа информации по вопросам национальных отношений в Крыму, организация фундаментальных и прикладных исследований; выработка прогнозов и моделей развития межнациональных отношений в регионе.

2. В социально-экономической сфере: разработка и реализация специальных программ, направленных на охрану традиционной среды народов, проживающих в Республике Крым, улучшение экологической и демографической ситуации.

3. В сфере культуры и образования: формирование и распространение идей дружбы народов, духовно-нравственного единства и

межнационального согласия, культуры межнационального общения; воспитание чувства патриотизма, уважения к истории Крыма и его народов, гордости за свою многонациональную Родину; дальнейшее развитие системы национального образования как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности всех народов, проживающих на территории области; обеспечение гарантии получения качественного образования с учётом языковой и этнокультурной среды, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов Крыма; сохранение и развитие историко-культурного наследия народов, проживающих в Крыму, распространение объективной информации об их прошлом и настоящем, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие традиций взаимодействия культур и народов; создание и развитие системы обучения родным языкам как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности всех народов области; формирование у каждого нового поколения уважения к национальным ценностям и культуре как своего, так и других народов, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов Крыма; поддержка русского литературного языка, играющего консолидирующую роль во всех сферах общественной жизни и способствующего сохранению единства и целостности многонационального региона; обеспечение оптимальных условий для развития и сохранения русского языка как государственного и средства межнационального общения; создание условий для гармоничного взаимодействия русского языка с национальными языками, обогащения языков и культур, успешной межкультурной коммуникации; бережное отношение к традиционным для Российской Федерации верованиям; противодействие всем формам духовной агрессии и деятельности деструктивных организаций на территории области.

4. В области внешних связей: заключение с вузами, национальными обществами,

20/£/з

национально-культурными центрами, общественными организациями двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры, информации, укреплению социально-экономических связей.

В качестве основных задач этнокультурного образования выдвигаются: формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов Республики Крым как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на её базовых уровнях (этажах) - субнациональном и национально-территориальном; формирование российской гражданской идентичности в сложных условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа Крыма; создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией; формирование национально-культурной и гражданской идентичности человека в контексте современного мирового самосознания; эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни; развитие образовательного и профессионального потенциала Крыма, воспитание молодёжи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом

поликультурном и полилингвальном мире; формирование многоязычного индивида; научно-методическое сопровождение интеграции этнокультурного регионального компонента в содержание образовательных программ профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); разработка учебно-методического комплекса нового поколения по предметам гуманитарного цикла, выстроенного на поликультурной основе; переориентация содержания образовательных программ на развитие этнокультурных компетенций, востребованных в современном поликультурном обществе.

Достижение указанных целей обеспечивается следующими приоритетами образовательной политики республики: сохранение целостности культурного и образовательного пространства Крыма; гуманистический, светский и поликультурный характер образования; ответственность государства за получение детьми полноценного образования; научная основа содержания образования и принципов воспитания; сохранение этнокультурной самобытности народов полуострова, приобщение учащихся к духовному наследию своего народа, традиционной и профессиональной национальной культуре; вариативность выбора родителями образовательного пути ребёнка; формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности.

Компоненты этнокультурного образования

Этнокультурное образование рассматривается как часть непрерывного образования. В соответствии с этнополитической моделью российской гражданской нации содержание этнокультурного образования можно условно разделить на четыре взаимосвязанных культурных компонента: этнокультурный, то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и конфессиональной группы; регионально-ти-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тульный (национально-территориальный), то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя национального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации; общероссийский (супернациональный), то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации; мировой (общечеловеческий), то есть обеспечивающий человеку включённость в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества. Формирование этнокультурного образовательного пространства

Необходимой предпосылкой становления в Республике Крым системы этнокультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства.

С точки зрения структуры этнокультурное образовательное пространство состоит из трёх органически взаимосвязанных частей: институциональной - дошкольные учреждения, школы, колледжи, вузы; внеинституциональной - музеи, национальные общества, национально-культурные центры, средства массовой информации; неформальной - семья, род, сверстники, друзья, соседи, коллеги и т. д.

Этнокультурное образовательное пространство создаётся несколькими взаимосвязанными сферами: учебная деятельность, внеучебная воспитательная деятельность, практика, творческая деятельность в рамках творческих объединений, кружков, центров; научно-исследовательская деятельность. Требования к этнокультурной профессиональной компетентности педагога

Подготовка педагогов, деятельность ко -торых будет проходить в условиях полиэтнического региона Республики Крым, требует прежде всего выделить требования к этнокультурной профессиональной компетентности учителя.

1. Структура профессиональной компе-

тенции педагога включает группу компетенций, наиболее значимых для формирования этнокультурного компонента профессиональной компетентности учителя с позиций культурологического и деятель-ностного подходов: общих (рефлексивную, психолого-педагогическую, мировоззренческую, коммуникативную, нормативно-правовую) и специальных (предметную и методическую).

2. Этнокультурный компонент профессиональной компетенции учителя как совокупность этнопедагогических знаний, умений, навыков и способностей проектировать этнокультурно направленное образование, личностных качеств, определяющих ценностные позиции учителя.

3. Модульно-компетентностная технология как основа формирования профессиональной компетенции учителя, в том числе и её этнокультурного компонента, доказательство педагогической эффективности этой технологии в условиях современной реформы высшего профессионального образования и системы повышения квалификации учителей.

Концептуальные условия: выбор культурологического и деятельностного подходов в качестве основы процесса формирования этнокультурного компонента профессиональной компетенции; мотивационная готовность учителя к этнокультурному образованию в системе повышения квалификации.

Содержание этнокультурного компонента профессиональной компетенции учителя: знания научно-методических основ профессиональной деятельности учителя в полиэтническом образовательном пространстве, тенденций становления и развития поликультурного образовательного пространства Республики Крым, образовательного потенциала этнокультурных ценностей, сущности и задач этнокультурного образования, основ построения межкультурного общения, принципов отбора этнокультурного содержания образования школьников, нормативно-правовых основ

20/£/з

организации педагогической деятельности; умения использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды, учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий; владение историческим методом и умение его применять к оценке социокультурных явлений; проектирование педагогических задач, связанных с этнокультурным содержанием образования; планирование учебного процесса с учётом регионального компонента; проведение и анализ этнокультурно-ориентированных уроков и внеурочных занятий; анализ результатов решения этнопедагогических задач и учёт их в совершенствовании собственной педагогической деятельности; проектирование и экспериментальная проверка результатов этнопедагогических инноваций; владение способами ведения профессиональной деятельности в поликультурной среде, учёт особенностей социокультурной ситуации развития; владение приёмами самоанализа и самодиагностики, навыками систематического педагогического наблюдения за процессом этнокультурного развития учащихся, особенностями межэтнического общения, организации и управления полиэтническом ученическим коллективом; знание способов организации межкультурной коммуникации в соответствии с этническими особенностями её участников. Приоритетные направления развития

этнокультурного образования, реализуемых ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени

В. И. Вернадского» в г. Ялте В педагогической сфере. Реализация специальностей, образовательная программа которых предусматривает наличие ряда учебных дисциплин с этнокультурной составляющей содержания. Вышеперечисленные специальности относятся к укрупнённым направлениям: «Гуманита-

рные и социальные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство». Включение дисциплин по выбору образовательного учреждения с этнокультурной составляющей содержания образования, например, «История родного края» или «Культура народов Крыма» в блок общеобразовательных дисциплин начального профессионального образования, в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин среднего профессии-онального и высшего профессионального образования. Включение учебного курса «Этнопедагогика», «Этнокультура народов Крыма» в учебные планы всех специальностей. Разработка содержания учебников нового поколения по образовательным программам, учитывающим этнокультурные региональные особенности Республики Крым, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и издание их в полном объёме. Совершенствование содержания и форм подготовки и повышение квалификации педагогических кадров для системы этнокультурной направленности образования. Дистанционное сопровождение этнокультурного образования учащихся (сотрудничество с Центром дистанционного обучения).

В сфере научной и методической работы. Разработка и апробация концептуальных основ и модели этнокультурного образования «детский сад - школа -вуз», в сельской местности экспериментальной модели этнокультурного образования «семья - детский сад - школа»; модель билингвального образования в школах с крымскотатрским языком обучения; модель этнокультурного образования по дополнительному образованию «воскресные школы». Создание сетевых сообществ учителей, воспитателей дошкольных учреждений, преподавателей вуза, работников сферы культуры, представителей национально-культурных обществ этнопедагоги-ки, этнокультуры и истории образования.

Создание портала «Этнокультурная направленность образования в Крыму». Написание монографий, учебных пособий по этно-педагогике. Проведение научных экскурсий; народоведческих, фольклорных, этнографических экспедиций. Проведение исследований по проблемам воспитания на традициях народов Крыма.

В сфере воспитательной работы. Реализация содержания этнокультурной направленности во внеучебной деятельности, создание в этих целях соответствующих структурных подразделений, кружков, клубов. Развитие коммуникативной культуры профессорско-преподавательского состава и студентов в области этнокультурных контактов.

Ожидаемые результаты

Реализация Плана приоритетных направлений Концепции позволит эффективно решить поставленные задачи, достичь намеченные цели благодаря развитию и укреплению инфраструктуры образования, нацеленного на формирование носителя этнического самосознания в контексте общероссийского гражданского сознания; обеспечению условий для реализации конституционных прав граждан на обучение и воспитание на трёх государственных языках: русском, украинском и крымскотатарском, совершенствованию этнокультурной направленности образования в республике; укреплению материально-технической базы; обеспечению профессионального кадрового потенциала республики; введению в учебный процесс новых программ, учебно-методических комплектов, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ с этнокультурной составляющей содержания; обеспечению качественного научно-методического сопровождения интеграции этнокультурной составляющей в содержание образовательных программ дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); повышению

эффективности изучения родного языка в тесной связи с культурой и историей народа (изучения культурно-исторического наследия народов Крыма).

АННОТАЦИЯ

Рассмотрение основных проблем образования в полиэтническом пространстве Республики Крым легло в основу формирования Концепции этнокультурного образования, разработанной в Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г Ялте. В Концепции рассмотрены цели и задачи этнокультурного образования, а также определены основные принципы и пути его реализации.

Ключевые слова: концепция, этно-педагогика, поликультурное пространство, образование, Республика Крым.

SUMMARY

Consideration of the main problems of education in a multiethnic space of the Republic of Crimea is the basis of the Concept of ethno-cultural education developed in the Academy of the Humanities and Pedagogics (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta. The Concept describes the purposes and objectives of ethno-cultural education and basic principles and ways of implementation.

Key words: concept, pedagogy, multicultural space, education, Republic of Crimea.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ [сайт Министерства образования, науки, семьи и молодёжи Республики Крым]. URL: http://monm.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608003.

2. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации: одобрен приказом Министерства науки и образования № 201 от 3 авг. 2006 г. URL: http://elementy. ru/Library9/pr201. htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.