Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология / мировоззрение / модернизация / образовательный процесс / синтез / междисциплинарность / methodology / worldview / modernization / educational process / synthesis / interdisciplinarity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Айше Вадимовна

В данной статье рассматриваются теоретико-методологические основы формирования научного мировоззрения у студентов направления подготовки 42.03.01 Реклама и связей с общественностью в процессе обучения. Исследования показывают, что мировоззрение осуществляется путем синтеза знаний и «познавательных практик». А также проведен анализ толкований «мировоззрения» и сформированы основные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the theoretical and methodological foundations for the formation of a scientific worldview among students in the field of study 42.03.01 Advertising and public relations in the learning process. Research shows that worldview is achieved through the synthesis of knowledge and “cognitive practices.” An analysis of the interpretations of the “worldview” was also carried out and the main functions were formed.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

5. Старченко, Д.В. Интенсивные методы обучения иностранным языкам / Д.В. Старченко // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. -2011. -№ 5. - С. 175-177

Педагогика

УДК 373

кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент Платонова Айше Вадимовна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретико-методологические основы формирования научного мировоззрения у студентов направления подготовки 42.03.01 Реклама и связей с общественностью в процессе обучения. Исследования показывают, что мировоззрение осуществляется путем синтеза знаний и «познавательных практик». А также проведен анализ толкований «мировоззрения» и сформированы основные функции.

Ключевые слова: методология, мировоззрение, модернизация, образовательный процесс, синтез, междисциплинарность.

Annotation. This article discusses the theoretical and methodological foundations for the formation of a scientific worldview among students in the field of study 42.03.01 Advertising and public relations in the learning process. Research shows that worldview is achieved through the synthesis of knowledge and "cognitive practices." An analysis of the interpretations of the "worldview" was also carried out and the main functions were formed.

Key words: methodology, worldview, modernization, educational process, synthesis, interdisciplinarity.

Постановка проблемы. Процесс развития современного образования на сегодня выдвигает основной тезис исследования как формирование цели образовательного процесса. H.H. Моисей В.Г. Киселев P.A. Ковалев В.Г. Миронов и другие, утверждают, что основной целью образовательного процесса становится развитие у учащихся способности к критическому мышлению, креативности, ответственности и социальной адаптации. Мировоззрение играет ключевую роль в этом процессе, поскольку формирует базовые ценности, убеждения и отношения человека к миру.

С учетом модернизации образования, образовательные программы должны быть направлены не только на передачу фактических знаний, но и на развитие критического мышления и обучение навыкам самостоятельного поиска, анализа и применения информации. Это позволит выпускникам успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире и быть готовыми к постоянному обучению и профессиональному росту.

Таким образом, формирование мировоззрения в образовании выступает как ключевой элемент, определяющий цель и содержание образовательного процесса в современном обществе.

Синтезированная природа мировоззрения ведет к обобщающему мировоззрению и способствует упорядочению, преодолению кризисов и согласованию функциональных форм познания. Мировоззрение в форме картины мира может послужить основой для синтеза образовательных знаний и междисциплинарных связей академических дисциплин.

Изложение основного материала. Мировоззрение всегда было объектом глубокого размышления. Философы и ученые рассмотрели понятие мировоззрения, его значение в жизни человека, общества (Платон, Аристотель, Декарт, Кант Гегель, Спиноза и др.); его роль и место в истории, науке (И. В. Вернадский, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А Красавчик, Тейяр де Шарден, Э. Фромм и др.), ученые (ВС Степин, Л. Ф. Кузнецова, А. Эйнштейн и др.) Рассмотрели связь между понятиями картины мира и мировоззрения, психологические основания мировоззрения были проанализированы в их работах Е.И. Манассон, H.A. Менчинская, A.B. Усава, Ю.К. Бабанский и другие [3].

Отметим, что проблема формирования научного мировоззрения представляет собой сложную и многогранную тему, которая требует дальнейших исследований и переосмысления. Научное мировоззрение включает в себя не только знания о конкретных научных теориях и фактах, но и способы мышления, подходы к решению проблем, а также отношение к научной этике и методам исследования.

Становление научного мировоззрения учащихся связано с пониманием основ научного метода, развитием навыков критического мышления, умением анализировать информацию и проверять гипотезы. Это требует не только обучения фактическим знаниям, но и активного участия в практических исследованиях, обсуждении научных тем и проблем.

Для более глубокого понимания и формирования научного мировоззрения необходимо проводить многоуровневые исследования, которые бы включали в себя анализ психологических, педагогических, социологических и философских аспектов этой проблемы. Такие исследования могли бы способствовать разработке эффективных методов и подходов к формированию научного мировоззрения у учащихся, что в свою очередь, помогло бы улучшить качество образования в целом.

Нынешняя система образования как механизм, способный обеспечить формирование мировоззрения, по мнению исследователей (Дж. Аллак, Т. Уршула, В.М. Зеличенко, В.А. Дмитриенко, H.A. Лурия и др.) сегодня находится в процессе становления. Разработанная Я. Коменским модель образовательной системы, существовавшая веками, позволила подготовить учащихся с энциклопедическими знаниями, однако сузила функции образовательной системы до формирования знаний, умений и навыков. Не смотря на значительную работу, проведенную в изучении проблемы научного мировоззрения, многие аспекты еще требуют глубокого исследования. Формирование научного мировоззрения является сложным вопросом и его разнообразные аспекты нуждаются в переоценке [4].

Происходящие в мире перемены не могли не повлиять на важнейший социальный институт - систему высшего образования, которая играет важную роль в становлении и развитии личности современного человека. В связи с этим научное мировоззрение сегодня должно основываться на понимании мира как постоянно развивающейся системы, в которой человек и природа тесно взаимосвязаны [5].

Расширение мировоззрения характеризуется своеобразной незавершенностью, динамизмом и естественным внутренним стремлением к обновлению.

Зарождение единства мировоззрения и воспитания в экзистенциальной, онтологической природе человека. Через образование передается культурный опыт, сохраняющий социально и личностно-значимые значения человеческого бытия в мире. Благодаря образованию культурный опыт трансформируется и становится достоянием каждого человека. «В культуре

и обществе существуют два противоположных процесса: первый, по словам Гегеля, - это подъем человека к универсальному опыту и знаниям, поскольку человек не от природы тем, кем он должен быть; вторая - субъективизация универсального опыта и знаний в уникально индивидуальных формах «я» и самосознания. Согласование этих процессов в контексте определенной исторической социальной среды является основной проблемой образования, связанной с формированием мировоззрения [1].

Мировоззрение - это понятие, вокруг которого существует различные точки зрения в литературе. Обычно мировоззрение понимается как система обобщенных взглядов на внешний мир и место человека в нем, а также как отношение людей к реальности и к самим себе.

Необходимо отметить, основными образующими блоками мировоззрения считаются взгляды и убеждения.

Рассмотрим их.

Взгляды (или мировоззрение) представляют собой обобщенные представления о мире, его устройстве, происхождении, целях и смысле. Они включают в себя систему ценностей, убеждений, предпочтений и понимания окружающей реальности, которые формируются под влиянием общественной среды, культуры, воспитания, личного опыта и обучения.

Убеждения, с другой стороны, представляют собой верования, которые формируются на основе наших взглядов и часто влияют на наше поведение, а также на выборы и решения. Они могут быть связаны с религиозными убеждениями, мировоззренческими воззрениями, научными пониманиями, или другими философскими убеждениями. Убеждения также могут быть основаны на личном опыте, а также на авторитете, общественном мнении, исследованиях и т.д.

В целом, взгляды и убеждения представляют собой совокупность того, как мы видим и понимаем мир, а также тех оснований, на которые мы опираемся, чтобы утверждать свои убеждения.

Отметим, что Философская энциклопедия дает следующее определение понятию и рассматривает как: « Мировоззрение представляет собой комплекс убеждений человека о мире в целом, о взаимосвязи различных явлений в мире, а также о его собственном месте в этой системе, и осознание и оценку смысла человеческой деятельности и судьбы человечества» [6], философские, политические, правовые, моральные, религиозные убеждения и идеалы народа.

В русской педагогической энциклопедии под мировоззрением понимается следующее: «Глубокое понимание и интегрированный взгляд на природу, общество и человека, отражающийся в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы или общества» [8].

П.В. Алексеев и A.B. Панин считают, что «Мировоззрение - это общая концепция мира, которая представляет собой структурированный набор образов, представлений и концепций, позволяющий воспринимать мир в его целостности и взаимосвязи, а также определяющий место человека в этой системе». Л.Ф. Кухтин определяет мировоззрение несколько иначе: «Мировоззрение - это целостная система идей и знаний об объективной реальности, которая обуславливает осознание человеком себя, своего места в мире и своего отношения к окружающей действительности» [7].

Отношения человека с миром представляются особенными с точки зрения мировоззрения, в отличие от других систем познания. Мировоззрение не только включает в себя знание мира и понимание человека отдельно, но также отношение между ними. Основным мировоззренческим вопросом является вопрос о том, как человек воспринимает объективную реальность и как эта реальность взаимодействует с человеком.

Приведенное выше определение сущности мировоззрения позволяет выделить в его структуре следующие компоненты: объективную (система знаний), субъективную (взгляды, убеждения, идеалы человека). Знание как объективный компонент мировоззрения представляет собой систему научных истин, которые имеют форму дескриптивно-выясняющих предположений (мыслей) индивида [2]. О них одинаково думает любой человек (описания исторических событий, законы физики). Знание является основой для развития научного мировоззрения, оно, в свою очередь, является целью и результатом образования. Чтобы знания способствовали формированию и развитию личности, они должны приобретать для человека субъективное значение или передаваться его взглядам и убеждениям [9].

Также можем охарактеризовать понятие «взгляды», которое рассматриваем как мнение, убеждение, точки зрения или взгляды на жизнь, которые принадлежат конкретному человеку или группе людей. Это могут быть убеждения о различных вопросах, таких как политика, религия, мораль, социальные взгляды и другие аспекты жизни [7].

Понятие «верования» констатируем как убеждение, которые человек имеет относительно различных аспектов жизни, таких как религия, мораль, ценности, мировоззрение и другие. Верования могут быть основаны на религиозной или философской установке, а также на личном опыте или общепринятых убеждениях. Отметим, что через убеждения человек чувствует себя индивидуальным и целостным [7].

«Идеал» - это образец совершенства или желаемое состояние, которое человек или общество стремятся достигнуть. Идеал может быть связан с различными сферами жизни, такими как моральные ценности, успех, красота, справедливость, идеалы религиозной или философской природы [6].

И. Ф. Харламов выделяет следующие функции мировоззрения:

- Информационное отражение - это процесс восприятия явлений внешнего мира и их толкования в соответствии с мировоззрением человека.

- Ориентационно-регулирующие взгляды - это убеждения, которые определяют поведение и деятельность человека.

- Оценочные взгляды - это способ, которым человек оценивает явления в окружающем мире, основываясь на своих убеждениях и взглядах.

Б.Т. Лихачев исследователь выделяет ряд значимых функций мировоззрения:

- Освещающая функция мировоззрения заключается в том, что научное мировоззрение позволяет человеку понять природу и общество, формирует культурное сознание и обогащает индивида ценностными ориентирами.

- Воспитательная функция мировоззрения проявляется в том, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека развития определенных моральных и волевых качеств, а также формирования эстетического восприятия реальности.

- Развивающая функция мировоззрения предполагает, что работа с содержанием мировоззрения способствует активному мышлению, развитию способности к творческому восприятию природы и общества, а также созданию новых обобщений.

- Организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно выступает в качестве отправной точки для практической деятельности людей.

- Прогностическая функция научного мировоззрения, основанного на знании законов общественного развития, проявляется в том, что оно помогает продвигать идеи для создания будущего в настоящем [10].

Эти моральные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни.

Выводы. Таким образом, теоретико-методологические исследования, в части формирования научного мировоззрения дают возможность констатировать, что взаимосвязанный процесс обучения и воспитания - это способ формирования научного мировоззрения. Это отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностного отношения к ним.

Следовательно, образование и воспитание должны происходить не только по отношению друг к другу, но и к реальности здесь и сейчас.

Отметим, что формирование научного мировоззрения является насущной потребностью в обновлении общества и имеет особое фундаментальное значение для студентов, будущих специалистов. Государственная система теперь требует от каждого выпускника, глубокого понимания характера современных задач, анализе актуальных научных вызовов, а также принципиальности, обладания высокой духовно-нравственной культурой. Поэтому одной из важнейших задач развития современного общества является формирование личности, в основе которой лежит научное мировоззрение. В современных условиях необходимо обосновать механизм формирования мировоззрения у студентов. В связи с этим были актуализированы потребности в развитии современного содержания образования. Вот почему исследование процесса формирования научного мировоззрения студентов и определения основных функций его формирования для дальнейшего совершенствования системы образования является насущной необходимостью.

Литература:

1. Виноградова, Н.Ф. «Окружающий мир» в 3-4 кл. четырех летней начальной школы: Методические беседы /Н.Ф. Виноградова. -М.: Просвещение, 1999. - 192 с.

2. Гальперина, П.Я. «Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий» / П.Я. Гальперина. - М.: Изд-ва МГУ, 1968. - 135 с.

3. Захарян, М.А. Формирование научного мировоззрения учащихся средствами обобщения знаний. Дис. канд. пед. наук / М.А. Захарян. - Владикавказ, 2002. - 179 с.

4. Колечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Колечиц, З.А. Кайлина. - М.: Просвещение, 2010.-207 с.

5. Никольская, И.Л. О прикладных аспектах обучения логике в школе / ИЛ. Никольская // Углубленное изучение математики и ее приложений. - М.: НИИ СиМО, 2007. - С. 52-54

6. Петровский, A.B. Психология. Словарь / [под ред. A.B. Петровского и М.Г. Ярошевского]. - М.: ИПЛ, 1990.-702 с.

7. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебн. пособие / К.К. Платонов - М.: Высшая школа, 1981.- 175 с.

8. Савенков, А.И Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания / А.И. Савенков.

- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 208 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] // Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. - № 373. - С. 5-6

10. Цыркун, И.И. Формирование научного мировоззрения учащихся. Генеративное обучение педагогике: программно-методический комплекс для 61 организации самостоятельной работы студентов / И.И. Цыркун, Л.А. Козинец, В.Н. Пунчик.

- Минск: Жасскон, 2005. - 192 с.

Педагогика

УДК 378.016

кандидат педагогических наук, доцент Поморцева Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

РАСШИРЕНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. Целью статьи является описание практического опыта решения проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию универсальных логических учебных действий младших школьников. Проанализирована логико-математическая подготовка студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование» в педагогическом вузе. Обоснована целесообразность её расширения за счет включения раздела «Логические задачи». Раскрыто содержание понятия «логическая задача». Выделены виды логических задач. Указаны этапы их решения. Рекомендованы приемы решения различных видов логических задач и соответствующие вспомогательные модели. Подчеркивается наличие затруднений у будущих учителей начальной школы при выборе рационального приема решения логических задач. Представлено содержание дисциплины «Практикум по решению нестандартных задач» для студентов профиля «Начальное образование». Приводятся результаты экспериментального исследования, подтверждающие эффективность расширения логико-математической подготовки будущих педагогов начальных школы.

Ключевые слова: логико-математическая подготовка, учитель начальной школы, логико-ориентированная задача, логическая задача, прием решения, классификация логических задач.

Annotation. The purpose of the article is to describe practical experience in solving the problem of preparing future primary school teachers for the formation of universal logical educational actions of junior schoolchildren. The logical-mathematical preparation of students studying in the "Primary Education" profile at a pedagogical university is analyzed. The expediency of its expansion by including the section "Pogical tasks" is substantiated. The content of the concept "logical task" is revealed. The types of logical tasks are highlighted. The stages of their solution are indicated. Techniques for solving various types of logical tasks and corresponding auxiliary models are recommended. It is emphasized that future primary school teachers have difficulties when choosing a rational method for solving logical tasks. The content of the discipline "Workshop on solving non-standard tasks" for students of the "Primary Education" profile is presented. The results of an experimental study are presented that confirm the effectiveness of expanding the logical-mathematical preparation of future primary school teachers.

Key words: logical-mathematical preparation, primary school teacher, logical-oriented task, logical task, method of solving, classification of logical tasks.

Введение. Изменения, происходящие на протяжении последних десятилетий в российском школьном образовании, не могли не отразиться на содержании подготовки будущих учителей в педагогическом вузе. Так, в начальной школе потребовался учитель, способный реализовать основные идеи внедренного в 2009 году ФГОС начального общего образования, сделавшего акцент на развивающем характере обучения. В частности, обеспечить овладение детьми «логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям» [10], то есть быть готовым к формированию универсальных логических учебных действий обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.