ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2021, № 12 (декабрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 211078 DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11078 УДК 371.132
Теоретико-методологические основания развития профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми
Theoretical and methodological foundations for the development of professional competence of specialists working with families with children
Автор статьи
I
Author of the article
Приступа Елена Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии семейного образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-2654-5768 [email protected]
Elena N. Pristupa,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Family Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2654-5768 [email protected]
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для
цитирования
For citation
Приступа Е. Н. Теоретико-методологические основания развития профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 12. С. 15-28. URL: http://e-koncept.ru/2021/211078.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11078
E. N. Pristupa, Theoretical and methodological foundations for the development of professional competence of specialists working with families with children // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 12. P. 15-28. URL: http://e-kon-
cept.ru/2021/211078.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11078
Поступила в редакцию Received 03.11.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.11.21
Принята к публикации Accepted for publication 30.11.21 Опубликована Published 30.12.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Приступа Е. Н., 2021
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки качественного профессионального образования, учитывающего изменения на современном этапе, которые происходят в обществе. Семья как институт первичной социализации ребенка выполняет важнейшие функции, в том числе воспитательную. При нарушении функционирования семьи с детьми повышаются риски семейного и детского неблагополучия. Специалистами органа опеки и попечительства дети, семья могут признаны находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. В таком случае подключаются специалисты, работающие с семьями с детьми; это могут быть специалисты как системы образования, так и социальной защиты населения (педагоги, педагоги-психологи, тьюторы, педагоги дополнительного образования, воспитатели, специалисты по работе с семьей, специалисты по реабилитационной работе и другие). Решение сложных психологических ситуаций и трудных жизненных ситуаций связано с необходимостью профессиональной подготовки, разработки содержания основных образовательных программ. Развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми, является одной из ключевых проблем социального и профессионального образования. Исследование построено на анализе научных подходов: межведомственном и междисциплинарном, кросс-культурном и аксиологическом, личностно-деятельност-ном и компетентностном; принципах учета профессиональных интересов обучающихся, включенности в практическую подготовку, развития профессионального мышления и ценностей, связи научной, теоретической и практической подготовки; развития личностного и профессионального «Я» будущих специалистов и уже имеющих практику работы с семьями с детьми. В статье перечислен широкий спектр групп компетенций: от общекультурных и общепрофессиональных до профессиональных (психолого-педагогические, коммуникативные, эмоционального интеллекта, профессиональной устойчивости, тайм-менеджмента, стресс-менеджмента и др.). Определена зависимость от правильно обоснованного содержания образования, учитывающего образовательные и профессиональные стандарты, учебные планы основных образовательных и дополнительных профессиональных программ, специфику организаций образования и социальной защиты населения, их цели и задачи, штатное расписание, особенности контингента обучающихся (воспитанников). Дан описательный анализ опыта реализации основной образовательной программы для уровня бакалавриата направления 44.03.02 - психолого-педагогическое образование, профиль «Семейное воспитание», в Институте педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Представлен аналитический обзор современных отечественных и зарубежных работ по развитию профессиональной компетентности специалистов.
Ключевые слова
профессиональная компетентность специалистов, работающих с семьями, профессиональная компетенция, семья, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, межведомственный и междисциплинарный, кросс-культурный и аксиологический, личностно-деятельностный и компетентность^ подходы, семейное воспитание
Abstract
The relevance of the research is due to the need to develop high-quality vocational education that takes into account the changes in society that are taking place at present. The family, as an institution of primary socialization of the child, performs the most important functions, including educational one. If the functioning of a family with children is disordered, the risks of family and child distress increase. Specialists of the Child's Services can recognize children and families who are in a difficult life situation, to be in a socially dangerous situation. In this case, specialists working with families with children are invited, which can include both specialists of the education system and social protection of the population (teachers, educational psychologists, tutors, teachers of additional education, educators, specialists in family work, specialists in rehabilitation work and others). The solution of complex psychological problems and difficult life situations is associated with the need for professional training, the development of the content of basic educational programs. The development of professional competence of specialists working with families with children is one of the key problems of social and vocational education. The research is based on the analysis of scientific approaches: interdepartmental and interdisciplinary, cross-cultural and axiological, personal activity-oriented and competence; principles of taking into account the professional interests of students, involvement in practical training, the development of professional thinking and values, the connection of scientific, theoretical and practical training; development of the personal and professional "inner self" of future specialists and those who actually work with families with children. The article lists a wide range of competence groups: from general cultural and general professional to professional (psychological and pedagogical, communicative, emotional intelligence, professional stability, time management, stress management, etc.). The author reveals the dependence on the correctly justified content of education, taking into account educational and professional standards, curricula of basic educational and additional professional programs, specifics of educational organizations and social protection of the population, their goals and objectives, staffing, and the characteristics of the contingent of students (pupils). A descriptive analysis of the experience of implementing the basic educational program for the bachelor's degree level, area of training 44.03.02 - psychological and pedagogical education, "Family education" profile at the Institute of Pedagogy and Psychology of the Moscow Pedagogical State University is given. An analytical review of modern domestic and foreign works on the development of professional competence of specialists is presented.
Key words
professional competence of specialists working with families, professional competence, family, family in a difficult life situation and socially dangerous situation, interdepartmental and interdisciplinary, cross-cultural and axio-logical, personal activity-oriented and competence-oriented approaches, family education
Благодарности
Автор выражает благодарность ректору ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) профессору А. В. Лубкову, проректору МПГУ, советнику министра просвещения РФ Н. Ю. Скля-ровой, директору Института педагогики и психологии МПГУ профессору Т. Н. Сахаровой, профессорско-преподавательскому составу кафедры педагогики и психологии семейного образования профессору В. Л. Кабанову и доценту А. И. Щербине за поддержку, возможность профессионального и научного совершенствования, за помощь в подготовке статьи.
Acknowledgements
The author expresses her gratitude to the Rector of the Moscow State Pedagogical University (MSPU), Professor A.V. Lubkov, Vice-Rector of MSPU, Adviser to the Minister of Education of the Russian Federation N. Y. Sklya-rova, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of MSPU, Professor T. N. Sakharova, academic staff of the Department of Pedagogy and Psychology of Family Education Professor V.L. Kabanov and Associate Professor A. I. Shcherbina for support, opportunity of professional and scientific improvement, for assistance in the preparation of the article.
Введение / Introduction
Семейное воспитание в системе образования играет существенную роль. Семьи с детьми являются важнейшими субъектами педагогического деятельности. В работе с разными категориями семей с детьми требуется специальная профессиональная подготовка специалистов как системы образования, так и социальной защиты населения. Развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми, является одной из ключевых проблем социального и профессионального образования.
Рассмотрим более подробно следующие вопросы:
- сущность и содержание профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми;
- содержание профессионального образования и профессиональной деятельности специалистов, работающих с семьями с детьми;
- профессиональное проблемное поле семейного воспитания, семейного и детского благополучия.
Обзор литературы / Literature review
Исследователи рассматривают аспекты профессионального образования в контексте профессиональной субъектности (И. Н. Алексеенко [1]), готовности выбора профессии (А. К. Белоусова [2]), профессионального самоопределения выпускников (Е. Е. Ма-гакян [3]), нравственности будущего педагога (А. В. Гущина [4]), взаимодействия с субъектами образовательного процесса в системе обучения взрослых (М. А. Казакова [5]), организации профильного обучения в социальной деятельности специалистов (Н. В. Зе-ленко и др. [6]), ценности специалистов, работающих с семьями с детьми. Социальная сфера, система образования решают сложные социальные проблемы, направленные на поддержку семейного воспитания, педагогическую и психологическую помощь семье с детьми, в том числе замещающей. Например, психолого-педагогическая работа с семьей с детьми раскрывается в исследованиях, решающих задачи разработки современных технологий (Н. Б. Агабаян, С. В. Агулина, А. С. Батнасунов и др. [7]), моделирования межведомственной работы с семьей и детьми (региональный опыт), форм работы с различными категориями семей с детьми (О. С. Маментьева [8]), активизации специалистов социального профиля и развития их компетентности (О. И. Бородкина, В. А. Самойлова, Ю. Ю. Ивашкина и др. [9]). Данная работа осуществляется с учетом межведомственного и междисциплинарного, кросс-культурного и аксиологического, личностно-деятель-ностного и компетентностного подходов. Задача профессиональных образовательных организаций заключается в разработке качественного контента основных образовательных программ разных уровней образования будущих специалистов, который опирается
на лучшие психолого-педагогические практики и опыт специалистов социальных и образовательных учреждений, а также на нормативные документы, включая международное, федеральное, региональное законодательство, а также профессиональные стандарты, стандарты услуг.
Приведем научно-теоретический и научно-практический обзор основных теорий и подходов к анализу феномена профессиональной компетентности специалистов, а также к содержанию деятельности и профессиональных проблем, в том числе задач работы с семьей с детьми.
В России сложилось несколько научных школ, исследующих проблемы развития профессиональной компетентности специалистов. Одной из ведущих стала московская научная школа Московского педагогического государственного университета под руководством академика Виталия Александровича Сластенина. Например, важными, на наш взгляд, являются личностно-деятельностный и аксиологический подходы в системе профессионального образования. Без сформированной базы профессиональных ценностей, без развития личностного и профессионального «Я» будущих специалистов педагогического и психолого-педагогического профилей невозможно выстроить индивидуальную профессиональную траекторию развития, сохранить ресурсы профессионального здоровья, исполнять миссию помогающей профессии. Основополагающим является решение триединой педагогической цели (дидактической, воспитательной, развивающей) в организации и осуществлении целостного педагогического процесса [10-13]. Важным моментом является технология взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: воспитанником (обучающимся), детским воспитательным (учебным) коллективом и родителями (законными представителями).
Важной является точка зрения отечественных ученых Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой, Ю. В. Корнилова [14] на формирование профессиональной компетентности педагогов на основе социально-педагогического, гуманистического и компетентност-ного подходов. В основу положено понятие «компетентность» как овладение компетенциями. Данное требование также заложено как обязательное в профессиональных стандартах образования и социального обслуживания населения: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России от 18 октября 2013 г. № 544н) [15]; «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575) [16]; «Специалист в области воспитания» (зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 года, № 45406) [17]; «Специалист по работе с семьей» (зарегистрировано в Минюсте России 18 ноября 2013 г. № 683н) [18] и других. В основе обобщенных трудовых функций, трудовых функций и трудовых действий лежат технологии, методы, формы работы с особым контингентом воспитанников и обучающихся, несовершеннолетних получателей социальных услуг, испытывающих трудности в социальной дезадаптации.
Так, в монографии под авторством Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой, Ю. В. Корнилова рассматривается знаниевый компонент с учетом практико-ориентированного обучения [19]. Важный акцент ставится на процессе социализации личности в образовательной организации и в естественных условиях. Авторы определяют необходимость межведомственного взаимодействия с учреждениями социальной сферы для формирования общественно значимых знаний и ценностей у обучающихся. В соответствии с этим решаются профессиональные задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием педагога.
Исходя из представленного анализа исследования, учеными определяется необходимость учета особенностей семейного воспитательного пространства и социокультурных норм региона на примере Республики Саха (Якутия). Обоснованы социально-психологические условия развития личности: субъектные, социально-педагогические, организационно-педагогические. Гуманистическая направленность социально-педагогического процесса в образовательном учреждении является ключевой, по мнению ученых.
Остановимся на анализе результатов исследования ученых из Новосибирска Б. П. Яковлева, Л. А. Коваленко, Р. Р. Латыпова. В монографии представлены основные результаты на основе управленческого подхода и необходимости формирования профессионально важных качеств педагогического работника [20]. Указана важность организации целостности образовательной системы для выработки навыков профессиональной деятельности с опорой на поведенческий подход. Исследователи поднимают вопрос о необходимости формирования и развития ядерных компетенций у будущих педагогов. Особое значение придается анализу этимологии и развитию понятия «компетентность»: от работ американского ученого Уайта (1959) [21] до трудов Л. М. Спенсера (2000-е) [22]. Представлены характеристики профессиограммы специалиста: эмоциональная, мотивационная, волевая стороны. Авторы обосновали модель психологической системы деятельности и профессионального развития специалиста [23]. В основу системы поставлены: профессионально обусловленная структура личности, концепция профессионального становления, концепция акмеологических инвариант профессионализма. Представленная научная основа определяет качество формирования и развития профессиональных знаний, умений и навыков, ключевые компетенции. Можно не согласиться с тем, что в данном случае понятие «компетенция» рассматривается как более широкое по смыслу по сравнению с понятием «компетентность». Весь процесс профессионального развития строится в рамках содержания образовательного и профессионального стандартов. Обратим внимание на широкий фактологический массив анализа зарубежных первоисточников, обосновывающих компететентностную модель специалистов посредством природных, приобретенных, адаптивных, исполнительских компетенций.
В продолжение обобщения научных исследований развития профессионализма педагога уточним, что понятие «компетенция» Л. М. Спенсером рассматривается на основе методологии МакКлелланда/МакБера по оценке рабочих компетенций [24]. Большое значение, на наш взгляд, в рамках данной методологии имеют компетенции личной эффективности и менеджеристские (управления), поскольку организация педагогического процесса включает управленческие и организационно-педагогические условия.
Однако отметим, что в исследованиях отечественных ученых рассматривается и акмеологический подход специалистов. Так, например, О. И. Лаптева провела научный анализ рефлексивно-профессиональной компетентности в условиях непрерывного образования [25]. Заметим, что профессиональное образование тесным образом связано с дополнительным образованием через профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Развитие компетентности специалистов строится на принципах интеграции, гуманизации, дифференциации, демократизации. Дана развернутая экспертиза качества педагогических кадров через дескрипторы: профессиональная квалификация, педагогическое мастерство, продуктивность профессиональной деятельности. Данная модель была предложена В. И. Слободчиковым и названа антрополого-психологической, что обусловлено связью базового и дополнительного образования педагога [26].
Утверждение профессиональных стандартов, включающих четкие маркеры содержания функций и трудовых действий, позволяет определить предметное поле по работе с семьей с детьми. Р. И. Качаев выделяет качественные показатели эффективности работы с семьей, нуждающейся в социальном и психолого-педагогическом сопровождении [27]. Обоснованы научные методы и формы профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьями: деловые игры, обсуждение практических ситуаций (кейс-метод), коуч-сессии, психологическое просвещение. Динамический мониторинг является инструментом оценки сформированности соответствующих профессиональных компетенций специалистов по работе с семьей. Однако научных исследований развития профессиональных компетенций специалистов, работающих с семьями с детьми, на порядок меньше, нежели исследований общего подхода к системе профессионального становления специалистов.
В зарубежных научных работах часто можно встретить понятия: «оценка компетенций» (Assessment of Professional Competence), «методы и программы оценки компетенций специалистов» (Assessment methods, Assessment programs). В частности, Дайнеке Э. Х. Тигелаар и Сес П. М. ван дер Влейтен изучают качество профессиональных компетенций специалистов системы образования посредством мониторинга, качественной и количественной оценки [28]. Компетентность, по мнению Сес П. М. ван дер Влейтен, рассматривается как комплексное, интегрированное понятие, соотносящееся с педагогическими ситуациями, временем, включая соответствие навыков и знаний. Данное исследование опирается на модель «Пирамида Миллера» через представления, знания, умения, навыки (действия). Оценка качества сформированности профессиональной компетентности педагога связана с уровневым подходом: профессиональной идентичностью, готовностью к обучению, ответственностью. В качестве результативности развития профессиональных компетенций педагога определяется работа над своим профессиональным портфолио.
На наш взгляд, интересно исследование европейских коллег из Университета Вильнюса, Литва, Р. Бардаускене и Й. Пивориене, где введена должность социального работника с семьей группы социального риска [29]. Однако психосоциальная поддержка семей с детьми в течение последних десяти лет не дала высоких результатов. Это было связано в том числе с профессиональной подготовкой специалистов. В Докладе о государственных правах ребенка Службы защиты и усыновления при Министерстве социального обеспечения и труда говорится, что в 2014 г. дети из семей риска составляли 3,7% от всех детей (2012 г. - 3,80%, 2011 г. - 3,83%) [30]. Также был сделан вывод, что низкое качество социальных услуг семьям с детьми, в том числе замещающим, было связано с недостаточными компетенциями специалистов в сфере социального права, психосоциальной помощи, активизации ресурсов семьи и личности, экономической эффективности организации работы.
Визуализируя интерпретацию модели компетенций, М. Ломбардо и Р. Эйхин-гера, обратим внимание на следующие группы [31]: личностные, социальные, технические, организационные, административные компетенции. Данная пентада важна для понимания векторов профессионального развития специалистов, работающих с семьями с детьми. К ним будут отнесены группы личностных (познавательных, творческих, методологических, эвристических) и социальных компетенций, включающих социальное взаимодействие, межличностное общение, социальную самоидентификацию. Данные кластеры компетенций также имеют уровневую характеристику.
Тем не менее в зарубежных исследованиях научные выводы активно апробируются и внедряются в практику. Так, например, в английской школе социальной работы, которую представляют Роберт Адамс, Лена Доминелли, Мальколь Пейн, в основе лежит критическая практика. Иначе говоря, важную роль играют компетенции критического мышления при решении профессиональных задач в триединстве практики, ценностей и профессиональных знаний, умений, навыков [32]. Рассматриваемые дилеммы опираются на систему ценностей и отношений - аксиологический подход. Особенностью данного подхода является учет современных социальных проблем в работе с конкретными людьми и семьями на принципах равенства и диалога (взаимодействия).
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологическую базу исследования составили межведомственный и междисциплинарный, кросс-культурный и аксиологический, личностно-деятельностный и компетентностный подходы.
Межведомственный подход лежит в основе любой помогающей профессии. Обоснование данного подхода напрямую зависит от нормативно-правовой базы, определяющей регламент работы специалистов, работающих с семьями с детьми. Это такие федеральные законы, как Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [33], Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [34], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [35]. Статья 22 442-ФЗ определяет содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Речь идет о межведомственном взаимодействии (образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения и др.). Педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи и социальные педагоги, дефектологи, тьюторы решают профессиональные задачи не только с обучением детей, но и с их воспитанием и социализацией. Выстраивается работа на формирование позитивной модели семейного и детского благополучия, профилактику школьной неуспеваемости, социальной дезадаптации несовершеннолетних в целом. Специалисты, работающие в социальных организациях (психологи в социальной сфере, специалисты по работе с семьей, специалисты по реабилитационной работе, социальные педагоги, воспитатели), разрабатывают программы педагогической и психологической помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, нуждающимся в помощи государства. Осуществление социального сопровождения семей с детьми определяется качеством взаимодействия между ведомствами и секторами экономики (бизнес-организациями, социально ориентированными некоммерческими организациями в том числе).
Междисциплинарный подход также является основополагающим (принципы коллегиального решения профессиональных задач, комплексной помощи, педагогической и психологической поддержки обучающихся при освоении основной образовательной программы, единства решения воспитательных задач семьи и школы и другие). Процесс образования несовершеннолетних на разных возрастных этапах опирается на учет индивидуальных особенностей, специфики социокультурной среды семьи и образовательной организации.
Кросс-культурный подход направлен, прежде всего, на формирование и развитие таких компетенций специалистов, работающих с семьями с детьми, которые связаны с аккультурацией (социокультурной адаптацией) и ассимиляцией обучающихся (воспитанников), а также психолого-педагогическую помощь детям-мигрантам, которые нуждаются в особых педагогических технологиях работы. Это социально уязвимые категории обучающихся [36]. Также необходимо учитывать специфику детской и подростковой субкультуры несовершеннолетних, чтобы правильно организовывать воспитательную среду и пространство образовательного учреждения.
Аксиологический подход направлен на формирование таких профессиональных ценностей специалистов, работающих с семьями с детьми, которые способствуют достижению эффективных результатов работы по выявлению и ранней профилактике семейного и детского неблагополучия, психолого-педагогическому просвещению родителей (законных представителей), развитию компетенций родителей (феномен «зрелого роди-тельства»), аксиологического потенциала [37]. К таким профессиональным ценностям будут отнесены: человеческое достоинство и толерантность, социальная справедливость и гуманизм, компетентность, социальная активность, мобильность и гибкость.
Личностно-деятельностный подход также определяет ведущую роль в развитии профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми. Важное значение имеет качество педагогического общения в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений. Специалистам, работающим с семьями с детьми, важно опираться на целевой компонент, иерархию целей образовательной деятельности, содержательный компонент (связан с выбором форм, методов, методик, технологий, программ, содержания) и результирующий компонент (психолого-педагогическая и социальная диагностика эффективности и результатов работы со всеми субъектами образовательного процесса). Изучены научные подходы к семейному воспитанию и моделированию семейного и детского неблагополучия: С. В. Ко-рецкая, у. В. Болотова [38]; М. Г. Кучмаев [39]; И. К. Мацкевич [40]; Г. А. Ферапонтов [41]; Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля [42] и другие.
Компетентностный подход определяет содержание профессионального образования будущих специалистов социальной сферы, дополнительного образования. Данный подход опирается на понимание модели целей Блума, структуры компетенции через дескрипторы способности и готовности, уровней сформированности компетенций специалистов, работающих с семьями с детьми.
Результаты исследования / Research results
Развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми, качество результатов определяются сформулированными целями и задачами и содержанием профессионального образования в целом. Накоплен большой фактологический материал в процессе реализации основной образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки - 44.03.02 психолого-педагогическое образование, профиль «Семейное воспитание» (научный руководитель - профессор Е. Н. Приступа, годы приема абитуриентов - 2020, 2021 гг.).
Миссия образовательной программы заключается в подготовке компетентных, конкурентоспособных педагогов-психологов, специалистов по работе с семьей, специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних. Содержание учебного плана включает специальные дисциплины, направленные на
формирование конкретных профессиональных компетенций: Психолого-педагогическое просвещение родителей, Технология работы со случаем, Профилактика социальной дезадаптации и десоциализации детей, Профессиональная деятельность специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, Социальная работа с семьей с детьми, Психология сиротства, Социокультурные технологии в работе с семьей, Работа с различными формами семейного неблагополучия, Современное детство, Работа с кризисной семьей, Поиск и вовлечение кровных родственников, Картирование социальных контактов, Психология привязанности.
Развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми, направлено на достижение соответствующих задач профессиональной деятельности и формирование соответствующих профессиональных компетенций (см. таблицу).
Характеристика развития профессиональной компетентности специалистов,
работающих с семьями
Задачи профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Профессиональные компетенции
Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации Социальное взаимодействие в образовательной среде Демонстрирует алгоритм подбора методов и способов проведения обследования различных типов семей, планирования и проведения обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих). Анализирует полученные данные с целью определения характеристик социально-бытовых и психолого- педагогических условий жизни и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей. Устанавливает контакт с родителями, лицами, их замещающими, может принимать участие в диагностике и выявлении причин неблагополучия, определения признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей. Оценивает риски, ресурсы и потенциал различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе. Демонстрирует алгоритм изучения ребенка в социуме и определения направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтах социализации в комплексном исследовании с привлечением экспертов
Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса Образовательный процесс в образовательных организациях. Психолого- педагогическое сопровождение процесса социализации и развития участников образовательных отношений
Профилактика семейного неблагополучия в разных типах семей и укрепления их психического здоровья
Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся
Обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся
Развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми, представляет собой процесс количественных и качественных изменений в структуре личности специалистов, в содержании деятельности, связанной с формирова-
нием конкретных групп общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, направленных на поддержку семейного воспитания, профилактику семейного и детского неблагополучия, сохранение кровной семьи для ребенка, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое значение имеют компетенции таких обобщенных групп, как психолого-педагогические, коммуникативные, эмоционального интеллекта, профессиональной устойчивости, тайм-менеджмента, стресс-менеджмента и др.
Основу процесса развития профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми, составляет практическая подготовка, практико-ори-ентированные занятия как в академических формах работы, так и на практике (практической подготовке). Практические технологии работы с разными типами семей с детьми (кризисными, находящимися в трудной жизненной ситуации, с социально опасным поведением) студенты Московского педагогического государственного университета, слушатели дополнительных профессиональных программ имеют возможность формировать и развивать в учреждениях образования и социальной защиты населения (г. Москва): Кризисном центре помощи женщинам и детям, пострадавшим от жестокого обращения, центрах содействия семейному воспитанию (центрах «Моя новая семья»), центрах социальной помощи семье и детям (центрах «Мой семейный центр»), центрах реабилитации и образования, образовательных учреждений столицы и Московской области (примечание: со всеми учреждениями для практической подготовки студентов заключены соответствующие договоры и соглашения). Результативностью данной профессиональной подготовки являются следующие индикаторы: сохранность контингента обучающихся, высокая мотивация и готовность к осуществлению профессиональной деятельности (80%), активность в научно-исследовательской работе студентов (90%), трудоустройство по профилю (начало работы по профилю с первого курса бакалавриата).
Говоря о программах дополнительного профессионального образования работающих специалистов системы образования и социальной защиты населения, определим векторы подготовки: школьная и семейная медиация, профессиональное мастерство специалистов по работе с семьей и специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
Развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями, осуществляется на основе принципов: учета профессиональных интересов обучающихся, включенности в практическую подготовку, развития профессионального мышления и ценностей, связи научной, теоретической и практической подготовки, развития личностного и профессионального «Я» будущих специалистов и уже имеющих практику работы с семьями с детьми.
Заключение / Conclusion
Развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми:
1) определяет широкий спектр групп компетенций: от общекультурных и общепрофессиональных до профессиональных (психолого-педагогические, коммуникативные, эмоционального интеллекта, профессиональной устойчивости, тайм-менеджмента, стресс-менеджмента и др.);
2) зависит от правильно обоснованного содержания образования, учитывающего образовательные и профессиональные стандарты, учебные планы основных образовательных и дополнительных профессиональных программ;
3) учитывает специфику организаций образования и социальной защиты населения, их цели и задачи, штатное расписание, особенности контингента обучающихся (воспитанников);
4) опирается на научные подходы (межведомственный и междисциплинарный, кросс-культурный и аксиологический, личностно-деятельностный и компетентност-ный) и принципы (учет профессиональных интересов обучающихся, включенность в практическую подготовку, развитие профессионального мышления и ценностей, связь научной, теоретической и практической подготовки; развитие личностного и профессионального «Я» будущих специалистов и уже имеющих практику работы с семьями с детьми);
5) опирается на действующие нормативно-правовые акты международного, федерального, регионального уровней.
Ссылки на источники / References
1. Алексеенко И. Н. Становление профессиональной субъектности личности в образовательном пространстве современной России: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: специальность «Социальная философия». - Ростов н/Д., 2019. - 58 с.
2. Белоусова А. К. Формирование готовности обучающихся к выбору профессии в образовательном пространстве региональной системы образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: специальность «Общая педагогика, история педагогики и образования». - Красноярск, 2019. - 24 с.
3. Магакян Е. Е. Профессиональное самоопределение взрослых, его социальные и психологические факторы (на примере выпускников бакалавриата): автореф. дис. ... канд. психол. наук: специальность «Психология развития, акмеология». - СПб., 2019. - 25 с.
4. Гущина А. В. Аксиолого-педагогическая концепция и модель воспитания нравственности будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: специальность «Общая педагогика, история педагогики и образования». -Самара, 2019. - 47 с.
5. Казакова М. А. Андрагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: специальность «Теория и методика профессионального образования». - Омск, 2018. - 24 с.
6. Социальное партнерство в системе сетевой организации профильного обучения: монография: [в 2 ч.] / Н. В. Зеленко, Г. Н. Зеленко, И. Г. Жадан. - Т. 1. - Армавир: АГПА, 2014. - 115 с.
7. Агабаян Н. Б., Агулина С. В., Батнасунов А. С. и др. Современные технологии социальной работы с семьей и детьми: коллективная монография; под общ. ред. Н. П. Клушиной, Е. И. Зритневой. - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 245 с.
8. Маментьева О. С. Подготовка будущих специалистов социальной сферы к реализации технологий социальной работы с семьями различных типов: монография. - Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2018. - 1 электрон. опт. диск.
9. Бородкина О. И., Самойлова В. А., Ивашкина Ю. Ю. Активизация в социальной работе с семьей = Empowerment in social work with family: коллективная монография / под ред. О. И. Бородкиной, В. А. Самойловой. - СПб.: Скифия-принт, 2013. - 171 с.
10. Профессиональная культура учителя (программа изучения) / [сост. В. А. Сластенин, Н. Н. Филиппенко]. - М.: МПГУ, 1993. - 22 с.
11. Лаптева О. И. Рефлексивно-профессиональная компетентность субъектов непрерывного образования: монография. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. - 380 с.
12. Сластенин В. А., Подымова Л. С., Дубицкая Е. А. Педагогическое наследие В. А. Сластёнина: горизонты будущего: монография. - М.: МПГУ, 2015. - 202, [1] с.
13. Чижакова Г. И., Сластенин В. А., Игнатова В. В. Педагогическая аксиология: [ценностные ориентации, ценностное сознание, ценностное отношение]: монография. - Красноярск: СибГТУ, 2008. - 293 с.
14. Данилов Д. А., Корнилова А. Г., Корнилов Ю. В. Социально-педагогический процесс и профессиональная компетентность педагогов: монография. - Якутск: ИД СВФУ, 2018. - 1 электрон опт. диск.
15. «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России от 18 октября 2013 г. № 544н).
16. «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575).
17. «Специалист в области воспитания» (зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 года, № 45406).
18. Специалист по работе с семьей (зарегистрировано в Минюсте России 18 ноября 2013 г. № 683н).
19. Данилов Д. А., Корнилова А. Г., Корнилов Ю. В. Указ. соч.
20. Яковлев, Б. П., Коваленко Л. А., Латыпов Р. Р. Профессиональная компетентность и её оценка в системе образования: монография. - Новосибирск: ООО Издательство «Сибпринт», 2014. - 193 с.
21. White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. - 1959. - 66. - Р. 297-333.
22. Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе / пер. с англ. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.
23. Spencer L. M., Spencer S. M. Competence at Work: Models for Superior Performance. - John Wiley & Sons, Inc, 1993. - 392 р. - URL: https://archive.org/details/competenceatwork00spen/page/n7/mode/2up?view=theater.
24. Ibid.
25. Лаптева О. И. Указ. соч.
26. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Введение в антропологию образования: монография. - Биробиджан: ПГУ, 2012. - 214 с.
27. Качаев Р. И. Направления работы по психологическому сопровождению профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей // Психология труда, организации и управления в условиях современных технологий: состояние и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Тверь, 2020. - С. 195-198.
28. Tigelaar Dineke E. H., van der Vleuten Cees P. M. Assessment of Professional Competence // S. Billett et al. (eds.). International Handbook of Research in Professional and Practice-based Learning. - Springer International Handbooks of Education, 2014. - URL: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/1036/1470917548-Assess-mentProfessionalCompetence.Pdf. DOI 10.1007/978-94-017-8902-8_45
29. Bardauskiene R., Pivoriene Mykolas J. The effectiveness of social work services for families whose children are in temporary custody // HS Web of Conferences 40, 01003 (2018) Int. Conf. SOCIETY. HEALTH. WELFARE. 2018 Romeris University, Vilnius, Lithuania. - URL: https://www.shs-conferences.org/arti-cles/shsconf/pdf/2018/01/shsconf_shw2018_01003.pdf.
30. Ibid.
31. Lombardo M. M., Eichinger R. W. FYI For Your Improvement. A Guide for Development and Coaching. - Lominger Ltd., 2009. -648 р. - URL: https://archive.org/details/fyiforyourimprov0000lomb/page/n5/mode/2up?view=theater.
32. Adams R., Dominelli L., Payne M. Critical Practice in Social Work. - Printed in Great Britain by Creative Print & Design (Wales), Ebbw Vale, 2002. - 381 р. - URL: https://gacbe.ac.in/images/E%20books/Critical%20Prac-tice%20in%20Social%20Work.pdf.
33. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
34. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
35. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
36. Коноплева Н. А., Гаранина Е. Ю. Творческая личность в современном обществе. Гендерный и кросс-культурный аспекты: монография. - Владивосток: Дальнаука, 2007. - 358, [1] с.
37. Лешер О. В., Аришина Э. С. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: праксеологический аспект: монография. - Магнитогорск: МГТУ, 2009. - 102 с.
38. Корецкая С. В., Болотова У. В. Кросскультурное исследование традиций семейного воспитания: (на материале традиционных культур Японии и народов Северного Кавказа): [монография]. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2018. - 191 с.
39. Кучмаев М. Г. Проблемы наследования культурных ценностей семьи в эпоху депопуляции: автореф. дис. -М., 2000. - 23, [1] с.
40. Мацкевич И. К. Изучение индивидуально-психологических особенностей членов ремиссионной семьи в условиях полиэтнического государства: автореф. дис. ... канд. психол. наук: Спец. 19.00.11. - М., 1999. - 24 с.
41. Ферапонтов Г. А. Социокультурный и кросскультурный феномен в системе образования. - Новосибирск: НИИ ФО НГПУ, 2003. - 202 с.
42. Зауторова Э. В., Кевля Ф. И. Оценка воспитания практики родителей несовершеннолетними осужденными из полных благополучных семей: монография. - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2020. - 119, [1] с.
1. Alekseenko, I. N. (2019). Stanovlenie professional'noj sub"ektnosti lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve sov-remennoj Rossii [The formation of the professional subjectivity of the individual in the educational environment of modern Russia]: avtoref. dis.... d-ra filos. nauk: special'nost' "Social'nayafilosofiya", Rostov n/D., 58 p. (in Russian).
2. Belousova, A. K. (2019). Formirovanie gotovnosti obuchayushchihsya k vyboru professii v obrazovatel'nom pros-transtve regional'noj sistemy obrazovaniya [Formation of students' readiness to choose a profession in the educational environment of the regional education system]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: special'nost' "Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya", Krasnoyarsk, 24 p. (in Russian).
3. Magakyan, E. E. (2019). Professional'noe samoopredelenie vzroslyh, ego social'nye i psihologicheskie faktory (na primere vypusknikov bakalavriata) [Professional self-determination of adults, its social and psychological factors (on the example of bachelor programs graduates): avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk: special'nost' "Psihologiya razvitiya, akmeologiya", St. Petersburg, 25 p. (in Russian).
4. Gushchina, A. V. (2019). Aksiologo-pedagogicheskaya koncepciya i model' vospitaniya nravstvennosti budushchego uchitelya [Axiological and pedagogical concept and model of moral education of the future teacher]: avtoref. dis. ... doktora pedagogicheskih nauk: special'nost' "Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya", Samara, 47 p. (in Russian).
5. Kazakova, M. A. (2018). Andragogicheskoe vzaimodejstvie sub"ektov obrazovatel'nogo processa professional'noj perepodgotovki pedagogicheskih rabotnikov [Andragogical interaction of subjects of the educational process of professional retraining of teachers]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: special'nost' "Teoriya i metodika profession-al'nogo obrazovaniya", Omsk, 24 p. (in Russian).
6. Zelenko, N. V., Zelenko, G. N. & Zhadan, I. G. (2014). Social'noe partnerstvo vsisteme setevoj organizaciiprofil'nogo obucheniya [Social partnership in the system of network organization of specialized training]: monografiya: [v 2 ch.], AGPA, Armavir, t. 1, 115 p. (in Russian).
7. Agabayan, N. B., Agulina, S. V., Batnasunov, A. S. et al. (2016). Sovremennye tekhnologii social'noj raboty s sem'ej i det'mi [Modern technologies of social work with family and children]: kollektivnaya monografiya, KFU, Stavropol', 245 p. (in Russian).
8. Mament'eva, O. S. (2018). Podgotovka budushchih specialistov social'noj sfery k realizacii tekhnologij social'noj raboty s sem'yami razlichnyh tipov [Preparation of future specialists of the social sphere for the implementation of technologies of social work with families of various types]: monografiya, FGBOU VO "MGTU im. G. I. Nosova", Magnitogorsk, 1 elektron. opt. disk (in Russian).
9. Borodkina, O. I., Samojlova, V. A. & Ivashkina, Yu. Yu. (2013). Aktivizaciya vsocial'noj rabote s sem'ej = [Empowerment in social work with family]: kollektivnaya monografiya, Skifiya-print, St. Petersburg, 171 p. (in Russian).
10. (1993). Professional'naya kul'tura uchitelya (programma izucheniya) [Teacher's professional culture (study program)], MPGU, Moscow, 22 p. (in Russian).
11. Lapteva, O. I. (2014). Refleksivno-professional'naya kompetentnost'sub"ektovnepreryvnogo obrazovaniya [Reflective and professional competence of subjects of continuing education]: monografiya, Izd-vo SibAGS, Novosibirsk, 380 p. (in Russian).
12. Slastenin, V. A., Podymova, L. S. & Dubickaya, E. A. (2015). Pedagogicheskoe nasledie V. A. Slastyonina: gorizonty budushchego [V. A. Slastenin's pedagogical heritage: horizons of the future]: monografiya, MPGU, Moscow, 202, [1] p. (in Russian).
13. Chizhakova, G. I., Slastenin, V. A. & Ignatova, V. V. (2008). Pedagogicheskaya aksiologiya: [cennostnye orientacii, cennostnoe soznanie, cennostnoe otnoshenie] [Pedagogical axiology: (value orientations, value consciousness, value attitude)]: monografiya, SibGTU, Krasnoyarsk, 293 p. (in Russian).
14. Danilov, D. A., Kornilova, A. G. & Kornilov, Yu. V. (2018). Social'no-pedagogicheskij process i professional'naya kompetentnost' pedagogov [Socio-pedagogical process and professional competence of teachers]: monografiya, ID SVFU, Yakutsk, 1 elektron opt. disk (in Russian).
15. "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" ["Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)"] (zaregistrirovano v Minyuste Rossii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n) (in Russian).
16. "Pedagog-psiholog (psiholog v sfere obrazovaniya)" ["Educator-psychologist (psychologist in the field of education)"] (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 18.08.2015 № 38575) (in Russian).
17. "Specialist v oblasti vospitaniya» ["Specialist in the field of education"] (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 26 yan-varya 2017 goda, № 45406) (in Russian).
18. Specialist po rabote s sem'ej [Family specialist] (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 18 noyabrya 2013 g. № 683n) (in Russian).
19. Danilov, D. A., Kornilova, A. G. & Kornilov, Yu. V. (2018). Op. cit.
20. Yakovlev, B. P., Kovalenko, L. A. & Latypov, R. R. (2014). Professional'naya kompetentnost' i eyo ocenka v sisteme obrazovaniya [Professional competence and its assessment in the education system]: monografiya, OOO Iz-datel'stvo "Sibprint", Novosibirsk, 193 p. (in Russian).
21. White, R. W. (1959). "Motivation reconsidered: The concept of competence", Psychological Review, 66, pp. 297333 (in English).
E. H. Приступа
22. Lajl, M. Spenser-ml. & Sajn, M. Spenser. (2005). Kompetencii na rabote [Competence at work], HIPPO, Moscow, 384 p. (in English).
23. Spencer, L. M. & Spencer, S. M. (1993). Competence at Work: Models for Superior Performance, John Wiley & Sons, Inc, 392 p. Available at: https://archive.org/details/competenceatwork00spen/page/n7/mode/2up?view=theater (in English).
24. Ibid.
25. Lapteva, O. I. (2014). Op. cit.
26. Isaev, E. I. & Slobodchikov, V. I. (2012). Vvedenie v antropologiyu obrazovaniya [Introduction to the Anthropology of Education]: monografiya, PGU, Birobidzhan, 214 p. (in Russian).
27. Kachaev, R. I. (2020). "Napravleniya raboty po psihologicheskomu soprovozhdeniyu professional'noj deyatel'nosti specialistov po rabote s sem'ej" [Areas of work on psychological support of professional activities of specialists in working with families], Psihologiya truda, organizacii i upravleniya v usloviyah sovremennyh tekhnologij: sos-toyanie i perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Tver', pp. 195-198 (in Russian).
28. Tigelaar, Dineke E. H. & van der Vleuten, Cees P. M. (2014). "Assessment of Professional Competence", in S. Billett et al. (eds.). International Handbook of Research in Professional and Practice-based Learning, Springer International Handbooks of Education. Available at: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/1036/1470917548-AssessmentProfessionalCompetence.Pdf. DOI 10.1007/978-94-017-8902-8_45 (in English).
29. Bardauskiene, R. & Pivoriene, Mykolas J. (2018). "The effectiveness of social work services for families whose children are in temporary custody", HS Web of Conferences 40, 01003 (2018) Int. Conf. SOCIETY. HEALTH. WELFARE. 2018 Romeris University, Vilnius, Lithuania. Available at: https://www.shs-conferences.org/arti-cles/shsconf/pdf/2018/01/shsconf_shw2018_01003.pdf (in English).
30. Ibid.
31. Lombardo, M. M. & Eichinger, R. W. (2009). FYI For Your Improvement. A Guide for Development and Coaching, Lominger Ltd., 648 p. Available at: https://archive.org/details/fyiforyourim-prov0000lomb/page/n5/mode/2up?view=theater (in English).
32. Adams, R., Dominelli, L. & Payne, M. (2002). Critical Practice in Social Work, Printed in Great Britain by Creative Print & Design (Wales), Ebbw Vale, 381 p. Available at: https://gacbe.ac.in/images/E%20books/Critical%20Prac-tice%20in%20Social%20Work.pdf (in English).
33. Federal'nyjzakon ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ "Ob osnovah sistemy profilaktikibeznadzornostiipravonarushenij nesovershennoletnih"[Federal Law No. 120-FZ of June 24, 1999 "On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency"]. (in Russian).
34. Federal'nyj zakon ot 28 dekabrya 2013 g. № 442-FZ "Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 442-FZ of December 28, 2013 "On the Basics of Social Services for Citizens in the Russian Federation"]. (in Russian).
35. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated29.12.2012 No. 273-FZ] (in Russian).
36. Konopleva, N. A. & Garanina, E. Yu. (2007). Tvorcheskaya lichnost' vsovremennom obshchestve. Gendernyj i kross-kul'turnyj aspekty [Creative personality in modern society. Gender and cross-cultural aspects]: monografiya, Dal'nauka, Vladivostok, 358, [1] p. (in Russian).
37. Lesher, O. V. & Arishina, E. S. (2009). Razvitie aksiologicheskogo potenciala studentov universiteta v processe professional 'noj podgotovki: prakseologicheskij aspekt [Development of the axiological potential of university students in the process of professional training: praxeological aspect]: monografiya, MGTU, Magnitogorsk, 102 p. (in Russian).
38. Koreckaya, S. V. & Bolotova, U. V. (2018). Krosskul'turnoe issledovanie tradicij semejnogo vospitaniya: (na mate-riale tradicionnyh kul'tur Yaponii i narodov Severnogo Kavkaza) [Cross-cultural study of the traditions of family education: (based on the material of the traditional cultures of Japan and the peoples of the North Caucasus)]: [monografiya], RIA-KMV, Pyatigorsk, 191 p. (in Russian).
39. Kuchmaev, M. G. (2000). Problemy nasledovaniya kul'turnyh cennostej sem'i v epohu depopulyacii [Issues of inheritance of cultural values of the family in the era of depopulation]: avtoref. dis., Moscow, 23, [1] p. (in Russian).
40. Mackevich, I. K. (1999). Izuchenie individual'no-psihologicheskih osobennostej chlenov remissionnoj sem'i v usloviyah polietnicheskogo gosudarstva [Study of individual psychological characteristics of members of a remission family in a multiethnic state]: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk: Spec. 19.00.11, Moscow, 24 p. (in Russian).
41. Ferapontov, G. A. (2003). Sociokul'turnyj i krosskul'turnyj fenomen vsisteme obrazovaniya [Sociocultural and cross-cultural phenomenon in the education system], NII FO NGPU, Novosibirsk, 202 p. (in Russian).
42. Zautorova, E. V. & Kevlya, F. I. (2020). Ocenka vospitaniya praktiki roditelej nesovershennoletnimi osuzhdennymi iz polnyh blagopoluchnyh semej [Assessment of parenting practice by convicted minors from complete prosperous families]: monografiya, FKU NII FSIN Rossii, Moscow, 119, [1] p. (in Russian).