Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / КЛУБ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / PSYCHOLOGICAL INDICATORS / SPECIALIST TRAINING MODEL / YOUNG FAMILY / STUDENT FAMILY CLUB / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пазухина Светлана Вячеславовна, Декина Елена Викторовна

В статье приводятся результаты исследования проблем молодой семьи и подготовки специалистов (педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов), добровольцев к работе с молодыми семьями. Используются теоретические, эмпирические методы, методы обработки и интерпретации данных. В исследовании приняли участие 330 человек. Целью является разработка и апробация модели подготовки будущих специалистов (в том числе работающих в качестве добровольцев на вузовском этапе профессионализации) для психолого-педагогической, методической и консультативной помощи молодым семьям, повышения психолого-педагогической компетентности членов молодых семей и молодых родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. В качестве психологических индикаторов оценки эффективности реализации модели подготовки будущих специалистов к работе с молодой семьей рассматриваются ценности-цели, ценности-средства, ценности-представления, личностные смыслы студентов. Обращается внимание на то, что студенты - это будущие педагоги, психологи, которые должны быть готовы и способны повышать психолого-педагогическую компетентность родителей обучающихся, работать с разными категориями семей, с другой стороны, одной из задач студенческого возраста является подготовка к созданию семьи, рождению и воспитанию детей. Оба направления требуют решения. Описаны разработанные авторами программа клуба молодой студенческой семьи и программа школы добровольца в семейной сфере, которые могут быть использованы в работе с молодой семьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL INDICATORS OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE MODEL FOR TRAINING FUTURE SPECIALISTS TO WORK WITH A YOUNG FAMILY

The article presents the results of a study of the problems of a young family and the training of specialists (teachers, educational psychologists, social educators) and volunteers to work with young families. Theoretical and empirical methods, methods of data processing and interpretation are used. The study involved 330 people. The goal was to develop and test a model for training future specialists (including those working as volunteers at the university stage of professionalization) for psychological, pedagogical, methodological and advisory assistance to young families, increasing the psychological and pedagogical competence of young families and young parents in matters of spiritual and moral raising of children. Values-goals, values-means, values-ideas, personal meanings of students are considered as psychological indicators for assessing the effectiveness of the implementation of the model of training future specialists to work with a young family. Attention is drawn to the fact that students are future teachers, psychologists, who must be ready and able to increase the psychological and pedagogical competence of students' parents, work with different categories of families, on the other hand, one of the tasks of student age is to create a family and raise children. Both directions require a solution. The authors describe the program of the young student family club and the program of the volunteer school in the family sphere, which can be used in work with a young family.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ»

Педагогика и психология образования. 2020. № 4 DOI: 10.31862/2500-297X-2020-4-153-169

С.В. Пазухина, Е.В. Декина

Тульский государственный педагогический университет

имени Л.Н. Толстого,

3000026 г. Тула, Российская Федерация

Психологические индикаторы оценки эффективности модели подготовки будущих специалистов к работе с молодой семьей

В статье приводятся результаты исследования проблем молодой семьи и подготовки специалистов (педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов), добровольцев к работе с молодыми семьями. Используются теоретические, эмпирические методы, методы обработки и интерпретации данных. В исследовании приняли участие 330 человек. Целью является разработка и апробация модели подготовки будущих специалистов (в том числе работающих в качестве добровольцев на вузовском этапе профессионализации) для психолого-педагогической, методической и консультативной помощи молодым семьям, повышения психолого-педагогической компетентности членов молодых семей и молодых родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. В качестве психологических индикаторов оценки эффективности реализации модели подготовки будущих специалистов к работе с молодой семьей рассматриваются ценности-цели, ценности-средства, ценности-представления, личностные смыслы студентов. Обращается внимание на то, что студенты - это будущие педагоги, психологи, которые должны быть готовы и способны повышать психолого-педагогическую компетентность родителей обучающихся, работать с разными категориями семей, с другой стороны, одной из задач студенческого возраста является подготовка к созданию семьи, рождению и воспитанию детей. Оба направления требуют решения. Описаны разра- к ботанные авторами программа клуба молодой студенческой семьи и програм- 5 ма школы добровольца в семейной сфере, которые могут быть использованы | Е в работе с молодой семьей. 2 §

© Пазухина С.В., Декина Е.В., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

S x

^ s

ш и

с с

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4

Ключевые слова: психологические индикаторы, модель подготовки специалиста, молодая семья, клуб студенческой семьи, будущие педагоги

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Пазухина С.В., Декина Е.В. Психологические индикаторы оценки эффективности модели подготовки будущих специалистов к работе с молодой семьей // Педагогика и психология образования. 2020. № 4. С. 153-169. 001: 10.31862/2500-297Х-2020-4-153-169

DOI: 10.31862/2500-297X-2020-4-153-169

S.V. Pazukhina, E.V. Dekina

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, 3000026, Russian Federation

Psychological indicators

of evaluating the effectiveness

of the model for training future specialists

to work with a young family

The article presents the results of a study of the problems of a young family and the training of specialists (teachers, educational psychologists, social educators) and volunteers to work with young families. Theoretical and empirical methods, methods of data processing and interpretation are used. The study involved 330 people. The goal was to develop and test a model for training future specialists (including those working as volunteers at the university stage of professionalization) for psychological, pedagogical, methodological and advisory assistance to young families, increasing the psychological and pedagogical competence of young families and young parents in matters of spiritual and moral raising of children. Values-goals, values-means, values-ideas, personal meanings of students are considered ^ as psychological indicators for assessing the effectiveness of the implementation of the model of training future specialists to work with a young family. Attention is drawn to the fact that students are future teachers, psychologists, who must §o be ready and able to increase the psychological and pedagogical competence of students' parents, work with different categories of families, on the other N hand, one of the tasks of student age is to create a family and raise children. Both

directions require a solution. The authors describe the program of the young student family club and the program of the volunteer school in the family sphere, which can be used in work with a young family.

Key words: psychological indicators, specialist training model, young family, student family club, future teachers

CITATION: Pazukhina S.V., Dekina E.V. Psychological indicators of evaluating the effectiveness of the model for training future specialists to work with a young family. Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4. Pp. 153-169. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2020-4-153-169

В современных российских условиях особое значение приобретают проблемы материнства и отцовства. Анализ результатов исследований указывает на важность и актуальность проведения исследований в этой области. Ученые отмечают, что основной причиной неудачных браков среди современной молодежи является отсутствие готовности к семейной жизни [3; 5-7]. К числу негативных явлений, указывающих на кризис института российской семьи в целом, относятся высокий уровень разводов, рост числа незарегистрированных браков-сожительств, изменение функций отцовства и материнства, наличие большого числа кризисных семей, передающих негативный семейный опыт подрастающему поколению, отсутствие желания у молодежи заводить детей и пр.

[1; 2; 4].

Мы полагаем, что в современных социально-экономических условиях решающее значение приобретают внутренние стимулы и регуляторы поведения личности: ценности, мотивы, потребности, цели, идеалы и др. Именно в них, по нашему убеждению, нужно искать резервы развития личности, семьи, семейного воспитания.

Цель нашего исследования заключалась в разработке и апробации модели подготовки будущих специалистов (в том числе работающих в качестве добровольцев на вузовском этапе профессионализации) для психолого-педагогической, методической и консультативной помощи молодым семьям, повышения психолого-педагогической компетентности членов молодых семей и молодых родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. ^

Мы ставили перед собой следующие задачи: ^ к

1 Л -

1) осуществить психолого-педагогический анализ семьи как носителя ^ ^ и транслятора традиционных ценностей; § о

2) обосновать модель подготовки специалистов для работы с молодой 5 семьей;

3) в рамках реализации модели разработать и выявить на практике эффективность программы школы добровольца в семейной сфере и программы клуба молодой студенческой семьи;

4) провести мониторинговое исследование по проблемам молодой семьи с целью выявления психологических индикаторов оценки эффективности предложенной модели;

5) обобщить и систематизировать полученные в ходе исследования результаты, на основе чего разработать методические рекомендации по поддержке студенческой семьи.

Методы исследования: теоретические (анализ философской, нормативно-правовой и психолого-педагогической литературы), моделирование (разработка модели), проектирование (создание программ); эмпирические (обобщение передового педагогического опыта, метод экспертных оценок, анкетирование, беседа, тестирование (использовалась методика ценностных ориентаций М. Рокича), метод неоконченных предложений, опытно-экспериментальная работа), а также элементы статистических методов, которые применялись при обработке эмпирических данных.

Исследование включало в себя этапы: теоретический, диагностический, проектировочный, экспериментальный, контрольный, аналитико-обобщающий. На разных этапах в нем приняли участие 330 человек. Основную выборку составили студенты разных направлений и профилей подготовки, очного и заочного обучения (300 человек, в т.ч. 100 -состоящих в браке). Возраст респондентов был от 18 до 30 лет. Также в исследовании приняли участие 30 преподавателей, которые участвовали в реализации метода экспертных оценок.

В ходе первичной диагностики осуществлялось изучение уровня сформированности семейных ценностей у студентов, представлений о семейном благополучии; выявление проблем молодой семьи, репродуктивного поведения и социально-экономического положения молодых людей, проблем формирования ответственного родительства.

Отвечая на вопрос анкеты «Откуда вы узнаете о том, что сейчас модно?», 34% студентов указали, что черпают актуальные тенденции из сети Интернет и социальных сетей, 22% ориентируются на модные журналы, 22% узнают от друзей и знакомых, кино дает 12% инфор-яа мации, телевидение и реклама 8 и 2% соответственно. Таким образом, ^ к можно утверждать, что большое воздействие на общественное сознание, Е о сознание молодых людей оказывают средства массовой информации, § § рекламная продукция, пропагандистские мероприятия. Задача обще-5 ства - возродить ценности материнства/отцовства, детства, поднять

на пьедестал многодетность, укрепить нравственность и мораль.

Перечисляя свои жизненные приоритеты, в качестве наиболее значимых студенты отметили получение качественного образования (25%), путешествия в разные страны мира (23%), материальное благополучие (18%), счастливую семью (15%).

В процессе выявления ценностных ориентаций студентов посредством анкетирования и по методике М. Рокича была определена следующая закономерность: студенты четко обозначали свои предпочтения, связанные с индивидуальными, личностно значимыми качествами, такими как счастье, жизнь, здоровье, гуманизм, свобода и т.д., но при этом испытывали определенные трудности при выделении общественно значимых качеств (патриотизм, альтруизм и т.д.). Для них была характерна недостаточно ярко выраженная направленность на материнство/ отцовство как личностно значимую ценность. Студенты не обнаружили достаточного интереса к проблеме материнства/отцовства, недостаточно глубоко осознавали значимость формирования такой ценности в ходе своего обучения в вузе и не рассматривали данный процесс как непосредственную основу для подготовки себя к самостоятельной семейной жизни, нередко просто переносили нравственно значимые личностные ценности на систему профессиональной педагогической подготовки, не выделяя ее специфики.

В ходе бесед было установлено, что преподаватели университета в своей практической деятельности слабо ориентируются на ценностные установки, необходимые для успешной подготовки студентов к самостоятельной семейной жизни.

В соответствии со стимульным материалом методики М. Рокича для определения ценностей использовались два списка, в каждом из которых были представлены по 20 ценностей - терминальных и инструментальных. Терминальные ценности рассматриваются как убеждения в том, что какая-либо конечная цель индивида (с личной и общественной точек зрения) стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - как убеждения в том, что тот или иной образ действий является с тех же точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Сюда же мы включили и ценность «материнство». Эти списки были составлены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных). Такой подход позволил нам выявить ценностные предпочтения студентов и определить степень соответствия ^ ^

О ^

в ранжировании терминальных и инструментальных ценностей. ^ о

В результате анализа систем нравственных ценностей нами было Д 5

установлено, что высшее место в структуре индивидуальной системы

ч s

ш и

ценностей у студентов занимают понятия «жизнь», «здоровье», «счастье», «честность» и «вера». Ниже всего ценится понятие «материнство». В рамках этой структуры ценностей понятие «материнство» не просматривается и поэтому находится почти на последнем месте. Такое положение дел в современных условиях свидетельствует о низком интересе студентов к вопросам, связанным с семьей. Причину следует искать, на наш взгляд, в отсутствии положительных семейных образов, целенаправленной личностно-смысловой подготовки к семейной жизни и др.

Анализируя в целом результаты работы в этом направлении, определяющие предпочтения нравственных ценностей студентами, нельзя не заметить разность уровней предпочтений, что в педагогическом плане дает возможность принять решение о направленности индивидуальной и коллективной работы в отношении становления системы ценностей студентов. По итогам ранжирования можно представить структуру системы ценностей студентов следующим образом:

1) жизнь;

2) счастье;

3) честность;

4) вера;

5) зрелость;

6)гуманизм;

7) доброжелательность;

8) здоровье;

9) свобода;

10) терпимость;

11) ответственность;

12) отвага;

13) верность;

14) материнство;

15) альтруизм;

16) сочувствие;

17) искренность;

18) патриотизм;

19) справедливость;

20) милосердие.

Для изучения ценности материнства/отцовства, которая представлена в сознании студентов соответствующими ценностными ориентациями, мы использовали опросный метод с целью выявления предпочитаемого количества детей (желаемое, ожидаемое, идеальное). Анализ полученных результатов позволил определить, что около половины (49%)

опрошенных девушек и юношей определили идеальное количество детей в своей будущей семье числом 2 (двумя разнополыми малышами). Три ребенка является идеальным количеством детей для 18% респондентов. 33% считает идеальным в семье 1 ребенка.

Желаемое количество детей молодежь также определяет по-разному. Для большинства (46 %) - это 2 ребенка. 30% считает, что у них в семье должен быть 1 ребенок. 19% опрошенных хотят иметь 3 детей. 3% девушек вообще не видят себя в качестве матерей. Менее 2% (юноши) видят свою семью большой (4 детей и более).

Анализ репродуктивных ориентаций тульской молодежи по сравнению с общероссийскими показателями показал, что в Тульском регионе ситуация в настоящее время уже нормализуется, по крайней мере, на уровне сознания респондентов происходят значимые изменения.

Соотнесение желаемого количества детей и количества детей в семье, где воспитывался каждый конкретный студент, также дает неоднозначные результаты. В большинстве случаев (52%) эти числа совпадают, т.е. студент, который был единственным сыном (дочерью), в своей собственной семье также хочет иметь только 1 ребенка и т.д. 33% опрошенных хотят иметь детей больше, в основном на одного, по сравнению с родительской семьей. 15% студентов, воспитывавшихся в семьях с 2-4 детьми, в своей собственной семье желали бы иметь только 1 ребенка или вообще не иметь детей.

Идеальный возраст для вступления в брак для мужчины студенты определили возрастом от 22 до 30 лет; среднее значение - 25-26 лет. Возраст, в котором девушка должна выходить замуж, молодежь соотнесла с периодом от 18 до 26 лет; среднее значение - 22 года. Будущих супругов 18-20-летние студенты видят ровесниками. Разница в возрасте между супругами, по их мнению, должна составлять от 0 до 2-4 лет [8].

С целью выявления ориентаций студентов на определенную модель семьи использовался опросник, разработанный специалистами Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (https://news.mail.ru/ society/39424324/?frommail=1). Так, около половины опрошенных (47%) выступили за профессионально ориентированную модель без разделения семейных ролей. В такой модели роли мужчины и женщины в семье равнозначны, при этом оба партнера больше внимания уделяют ^ своему профессиональному развитию. На втором месте по популярно- ^ ^ сти (22%) оказалась семейно-ориентированная модель, в которой оба ^ о партнера находятся в равных правах, однако основным приоритетом § о для них является семья, а не карьера. Модель с частичной занятостью Д 5

матерей на протяжении всего семейного пути либо только в период

ухода за детьми поддержали 20% опрошенных. Лишь 10% респондентов в качестве идеальной определили для себя консервативную модель семьи, в которой женщина выступает домохозяйкой, а мужчина работает. Самой непопулярной (1%) оказалась матриархальная модель, в которой семью обеспечивает женщина, а мужчина ухаживает за домом и детьми. Приведенные данные позволили дополнить результаты, полученные в нашем исследовании.

Также на диагностическом этапе нами были разработаны анкеты и проведен опрос студентов, состоящих в браке (п = 100), по следующим темам: «Проблемы молодой семьи», «Репродуктивное поведение и социально-экономическое положение молодых семей и молодых людей», «Изучение проблем формирования ответственного родитель-ства у студентов».

На основе анализа анкеты «Проблемы молодой семьи» можно сделать следующие выводы: мотивирует молодых людей к созданию семьи, прежде всего, взаимная любовь (18% юношей и 82% девушек), значительно меньше респондентов ответили «ожидание (или рождение) ребенка» (9% юношей и 29% девушек), далее «стремление вырваться из-под опеки родителей, обрести самостоятельность» (17% девушек) и «желание попробовать себя в роли супруга» (по 7% юношей и девушек). Анализ ответов респондентов позволяет выделить следующие проблемы молодой семьи (бытовые, жилищные, непримиримость к некоторым личностным качествам супруга(и), помощь по уходу за ребенком и его воспитанию, распределение обязанностей, взаимоотношения с родителями), направления помощи: на первое место анкетируемые поставили материальную помощь, на второе - помощь в организации ухода за ребенком, организации досуга детей, третье - психологическая помощь, далее - помощь в освоении учебного материала дистанционно (по индивидуальной траектории) и информирование о программах для молодых семей, помощь в организации досуга, создание клуба для молодой студенческой семьи.

По результатам анкетирования юноши отметили важность следующих брачно-семейных ценностей (выделим первые три позиции): верность супругов, любовь, комфорт и уют в доме и материальный доход; к а девушки: уважение и поддержка, доверие и понимание, любовь, вер-3 к ность супругов. Интерес вызвал вопрос о личностных качествах, кото-

1 ^ рые студенты больше всего будут ценить в своем супруге. Юноши

2 о выделили верность, взаимопонимание, уважение, поддержка, ум, дове-<5 5 рие, забота, искренность, любовь, честность и т.д.; девушки - верность,

взаимопонимание, уважение, доброта, доверие, поддержка, забота,

искренность, веселый нрав, любовь, надежность, отзывчивость, самостоятельность и т.д.

Приоритетными юноши выделяют следующие ценности (выделим первые три позиции): счастливая семейная жизнь, здоровье, личная свобода, владение знаниями и культурой; девушки же выбрали счастливую семейную жизнь, здоровье, интересную работу и карьеру.

Представим краткие выдержки из ответов студентов на предложенные им неоконченные предложения по изучению проблем формирования ответственного родительства:

«Семья для меня - это...» - «взаимопонимание», «счастье», «дети», «любовь», «уважение», «люди, которые помогут и поддержат в любой ситуации», «опора в жизни», «дом, где тебя любят и ждут», «близкие и родные люди», «важное и ценное в жизни», «основа и опора», «большая группа людей разных поколений», «счастливые люди за обеденным столом», «семейные традиции, ценности и поддержка» и т.д.

«Самое ценное в семье. » - «взаимоподдержка», «взаимопонимание и поддержка», «взаимоотношения», «взаимовыручка», «уважение», «желание быть вместе», «доверие», «любовь», «семейные ценности», «умение слышать и слушать друг друга», «умение понять и простить», «возможность быть собой», «общий досуг», «понимание» и т.д.

«Ребенок в семье. » - «радость», «счастье, но большая ответственность», «смысл жизни», «чудо и связующее звено между супругами», «самый важный человек в жизни», «продолжение рода», «лучшее, что может быть в семье», «главное богатство родителей», «дарит счастье», «делает семью сплоченной» и т.д.

Таким образом, для студентов важно сформировать положительную психологическую установку на брачно-семейные отношения.

Представим анализ некоторых вопросов из анкеты по теме «Репродуктивное поведение и социально-экономическое положение молодых семей».

На вопрос анкеты «Планируете ли Вы в ближайшее время родить ребенка?», были получены следующие ответы: 46% - ответили «да, но только позже, пока откладываем», 42% - «нет, рождение ребенка пока не входит в наши планы» и остальные 12% - «да, в ближайшее время». 60% молодых семей хотели бы иметь 2 детей, 20% - 1 ребенка, ^ 18% - 3 детей.

Проранжируем ответы участников на вопрос анкеты «В какой сте- I | пени Ваше желание отложить рождение ребенка связано со следу- 2 | ющими причинами»: на первое место молодые семьи поставили 3" 5 ответ «необходимость завершения учебы», далее - «необходимость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4 _)

трудоустройства», «желание пожить для себя», «наличие интересной работы», «материальное положение». Также были ответы, связанные с тем, что в семье только появился первый ребенок.

Молодые семьи откладывают рождение ребенка на 1-2 года, но также были ответы: «в ближайшее время», «очень хотим сейчас», «не откладываем» и т.д. Респонденты, которые откладывают рождение ребенка на 1-2 года, в наибольшей степени связывают это с необходимостью завершения учебы и трудоустройства, с материальными и жилищными условиями, желанием пожить для себя. На вопрос анкеты «Оправдались ли Ваши надежды на семейное счастье?», большинство респондентов (72%) ответили скорее да, чем нет; 10% затруднились ответить и остальные 18% ответили - «скорее нет, чем да». На вопрос анкеты «Что в семейной жизни приносит Вам настоящее удовлетворение?», были получены следующие ответы: «чувство любви», «взаимопонимание с супругом (супругой)», «возможность оставаться самим собой», «бытовой комфорт», «возможность отдохнуть», «выполнение обязанностей по дому».

Для нас важным был ответ о том, что 80% респондентов, состоящих в браке, отметили важность создания клуба молодой студенческой семьи. При этом считают актуальными для обсуждения следующие вопросы: «психологическая поддержка», «трудоустройство», «воспитание и развитие детей», «юридические аспекты», «подготовка к рождению детей», «положительный пример семейной жизни» и т.д.

Результаты диагностики стали отправной точкой в создании рабочей модели подготовки специалистов (педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов) к решению задач семейного воспитания и проектировании программ для проведения формирующей работы.

Модель представляет собой обобщенно-схематическое представление логики проведения всех этапов эксперимента с выделением психолого-педагогических условий, технологий, диагностически значимых показателей изменений изучаемых психических явлений - индикаторов эффективности реализации программ.

Целевые аспекты модели - формирование ценностной основы профессионального сознания будущих специалистов семейного воспитания - согласуются с федеральным проектом «Современные родители». С одной стороны, студенты - это будущие специалисты, которые должны быть готовы и способны реализовывать на практике программы ^ сс психолого-педагогической, методической и консультативной помощи о родителям детей, повышать психолого-педагогическую компетентность о родителей обучающихся, работать с разными категориями семей и т.д.

о

а *

ди

Пепси С другой стороны, одной из задач данного возраста является подготовка к созданию семьи, рождению и воспитанию детей.

Методологической основой модели является системный подход и аксиологические теории, в соответствии с чем были определены следующие методологические принципы: системности, развития, деятельности, субъектности.

Модель включила в себя программу клуба молодой студенческой семьи, при реализации которой, наряду с приобщением к традиционному семейному укладу, ставились задачи гармонизации внешнего облика с внутренними духовными устремлениями молодого человека, формирования идеальных добрых, детско-родительских отношений, обретения навыков добродетельного поведения. Основной акцент был сделан на приобщении к традициям семейного уклада, формировании культуры взаимоотношений в семье и социуме.

Также модель предполагала разработку и реализацию программы школы добровольца в семейной сфере, которая включала в себя теоретические и практические аспекты. Целью школы являлось совершенствование работы в сфере семейного добровольчества, обретение студентами навыков добродетельного поведения. Деятельность школы добровольца в семейной сфере способствовала созданию благоприятных условий для продвижения ценностей семейного благополучия.

Мы выделили следующие три группы условий, необходимых для успешной реализации модели: содержательные, организационные и психолого-педагогические.

Содержательные условия заключались в соответствии содержания разработанных программ интересам и потребностям молодых семей, задачам развития студентов на данном отрезке жизни. При этом большое значение уделялось разработке содержанию программ, мероприятий программ, где разные виды поддержки молодых семей проходили основной линией. Реализация этой группы условий способствовала не только анализу проблем молодой семьи, но и поиску направлений для их решения.

Организационные условия были направлены на организацию взаимодействия молодых семей, добровольцев, преподавателей через создание особой атмосферы открытости, доброжелательности, настроенности на понимание и диалог. При этом добровольцы, молодые семьи являлись соавторами используемых программ. Реализация этой группы условий проходила в форме встреч со специалистами, обмена опытом, организации дискуссий, практик, мастер-классов и др.

Психолого-педагогические условия предполагали достижение цен- ^ §

О ^

ностно-смысловой определенности, сочетание внешней и внутренней ^ о мотивации, ориентацию на решение индивидуальных проблем и раз- Д 5

витие субъектно-личностного потенциала студентов, родительской

компетентности. Они позволяли концентрировать усилия на развитии воспитательного и культурно-образовательного потенциала молодой семьи, способствовали повышению педагогической культуры молодых родителей, формированию ответственного родительства.

В качестве основных технологий реализации клуба молодой студенческой семьи были определены следующие: тренинговые, проектные, игровые. В процессе проведения школы добровольцев в семейной сфере использовались деятельностные, информационно-коммуникационные технологии, технологии контекстного обучения и др. (рис. 1).

Эффективность разработанных программ оценивалась с помощью следующих методов: рефлексивные отчеты участников программ с анализом изменений в ценностной сфере, анкеты обратной связи, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок и др. После завершения экспериментальной работы, в ходе которой была апробирована предложенная модель и разработанные авторами программы, был проведен контрольный срез и проанализированы полученные результаты.

В работе клуба приняли участие 100 студенческих семей и 200 студентов-добровольцев. На первом организационном занятии, которое проходило с целью объединения молодых студенческих семей, выявления их проблем и запросов, проведена презентация федерального проекта «Современные родители», программы клуба, знакомство со специалистами. Молодые семьи приняли участие в создании коллажа «Семья - это...», эмблемы и девиза. Интерактивный семинар «Учимся быть семьей» проходил с целью укрепления семейных ценностей, формирования положительных семейных установок. Студенческие семьи презентовали свои «конвертики семейных событий», проектировали семейные талисманы, семейные традиции, анализировали «Один день из жизни молодой семьи» и др. Семинар «Учимся быть родителями» проходил с целью осознания ценности материнства и отцовства, повышения ответственности за рождение и воспитание ребенка, формирования ответственного родительства, детско-родительских отношений, мотивации к рождению детей. На семинаре молодые семьи «прожили» один день вместе с ребенком, разучивая детские песни, игры, сказки, пробуя себя в различных мастер-классах и т.д. Итогом семинара стало описание качеств, необходимых современному родителю. По мнению участников, клуб способствовал: «формированию идеалов добрых дет-т о ско-родительских отношений», «мотивации к тому, чтобы лучше узнать 3" 5 друг друга», «решению психологических, правовых, социальных про-

о

о

блем», «формированию семейных традиций» и т.д.

Рис. 1. Модель подготовки будущих специалистов к работе с молодой семьей

ч 2

ш и

Занятия в клубе молодой студенческой семьи проводили специально подготовленные волонтеры по программе школы добровольца в семейной сфере. Участники школы на занятиях обучались технологиям информационно-методического, просветительского, досугового, психолого-педагогического сопровождения молодой семьи. По итогам работы клуба молодой студенческой семьи была проведена анкета обратной связи и для молодых семей, и для добровольцев. Анализ анкет показал, что у добровольцев занятия способствовали, прежде всего, появлению желания создать собственную семью, использовать предложенный материал в работе с разными категориями семей на практике в образовательных и социально-психологических учреждениях, для написания добровольческих проектов; юноши и девушки, состоящие в браке, отметили важность укрепления семейных ценностей, формирования образа ответственного родителя, важность формирования семейных традиций, уважительного отношения друг к другу. Ценность представленного материала заключается в том, что программа способствовала проектированию дальнейших направлений по работе с молодой семьей - включению в программу мероприятий, направленных на организацию досуга самой молодой семьи (кинолекторий, организация экскурсий в музеи, по родовым местам и т.д.).

Таким образом, студенческий возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций, в том числе, ориентаций на создание семьи, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Результаты исследования показали, что большинство студентов хотели бы вступить в брак, но откладывают этот важный шаг на более поздний срок. Имеет место недостаточно выраженная направленность на материнство/отцовство как личностно значимую ценность. Молодые семьи определили для себя идеальное количество детей в семье числом 2. Молодежь отмечает, что обучать семейной жизни, готовить к семейной жизни надо, молодые семьи стремятся совершенствовать себя как родителя.

В качестве предложений по повышению эффективности работы с молодой семьей мы определили следующие:

- использование системного подхода, который предполагает работу не только с молодой семьей, но и со студенческой молодежью, которым предстоит сделать важный шаг на пути создания семьи, в будущем работать с семьями учащихся;

- активизация внутреннего потенциала молодой семьи;

- повышение психолого-педагогической культуры молодых родителей, в т.ч. путем поддержки деятельности детско-родительских клубов;

- обеспечение возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания детей, проведение консультаций

и специальных занятий с родителями, имеющими проблемы в воспитании детей;

- создание условий для формирования качественной и доступной инфраструктуры досуга молодых семей, в том числе с детьми, внедрение форм совместного позитивного взаимодействия родителей и детей, направленного на разрешение семейных трудностей;

- совершенствование межведомственного взаимодействия в целях профилактики семейного неблагополучия, выявления на ранней стадии кризисных явлений в молодой семье;

- развитие целенаправленной социально-психолого-педагогической помощи молодой семье, в том числе посредством диагностики и консультирования онлайн, создания специализированных сайтов;

- организация конференций, семинаров, вебинаров, практикумов, курсов повышения квалификации специалистов различного профиля, добровольцев, их методическое сопровождение на основе межведомственного взаимодействия и использования современных подходов и технологий по работе с молодой семьей.

Предложенная модель подготовки специалистов к решению задач семейного воспитания в молодой семье, разработанные и апробированные программы клуба молодой студенческой семьи и школы добровольца в семейной сфере могут быть использованы в работе со студенческой молодежью по формированию и укреплению традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни. Успешной реализации данных программ способствовало создание содержательных, организационных и психолого-педагогических условий, которые показали свою эффективность на практике. В качестве психологических индикаторов оценки эффективности реализации модели подготовки будущих специалистов к работе с молодой семьей выступили ценности-цели, ценности-средства, ценности-представления, личностные смыслы студентов.

Представленные в статье результаты исследования позволяют расширить представление о наиболее актуальных проблемах функционирования молодой студенческой семьи и направлениях подготовки будущих специалистов (педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов), добровольцев к взаимодействию с семьей.

Библиографический список / References

1. Анненкова Н.В. Готовность педагога к сопровождению семьи в вопросах воспитания // Концепт. 2016. Т. 32. С. 6-11. [Annenkova N.V. The teacher's readiness to accompany the family in matters of upbringing. Koncept. 2016. Vol. 32. Pp. 6-11. (In Russ.)]

2. Белинская Е.П., Дубовская Е.М. Неполная семья как институт социализации: взаимосвязь представлений матери о психологическом благополучии

ч g

Ф и

ребенка и ее стратегий совладания с трудностями // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 33-46. DOI: 10.17759/sps.2016070303. [Belinskaya E.P., Dubovskaya E.M. One-parent family as agent of socialization: Interrelation of mother's conception of child's psychological well-being and her strategies of coping with difficulties. Soaal Psychology and Society. 2016. Vol. 7. No. 3. Pp. 33-46. DOI: 10.17759/sps.2016070303. (In Russ.)]

3. Ефимова О.С. Исследование внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 196-207. [Efimova O.S. Study of intrafamily relationships in families with children with disabilities. Pedagogy and Psychology of Education. 2019. No. 1. Pp. 196-207. (In Russ.)]

4. Зуев К.Б., Швецова М.Н. Всероссийская научная конференция «Семья, брак и родительство в современной России» // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 125-126. [Zuev K.B., Shvetsova M.N. All-Russian scientific conference "Family, marriage and parenthood in modern Russia". Psychological Journal. 2015. Vol. 36. No. 5. Pp. 125-126. (In Russ.)]

5. Калинина З.Н., Пазухина С.В. Организация системы сопровождения материнства и детства волонтерами ТГПУ им. Л.Н. Толстого в рамках программы «Преодоление» // Актуальные вопросы и перспективы реализации государственной социально-демографической политики в Тульской области: Материалы конференции / Под ред. М.В. Левиной, В.И. Ханина. Тула, 2012. С. 90-103. [Kalinina Z.N., Pazukhina S.V. Organization of a system of support for motherhood and childhood by volunteers of TSPU named after L.N. Tolstoy as part of the Overcoming program. Aktualnye voprosy i perspektivy realizatsii gosudarstvennoy sotsialno-demograficheskoy politiki v Tulskoy oblasti: Materialy konferentsii. M.V. Levina, V.I. Hanin (eds.). Tula, 2012. Pp. 90-103. (In Russ.)]

6. Реан А.А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям // Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 3-8. [Rean A.A. Attitude of the youth to the institute of family and family values. National Psychological Journal. 2016. No. 1 (21). Pp. 3-8. (In Russ.)]

7. Романов В.А., Пазухина С.В. Возрождение ценности материнства в России: от теории к практике // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 2. URL: http://science-review.ru/pedagogy/2-r389 (дата обращения: 17.04.2020). [Romanov V.A., Pazukhina S.V. The revival of the value of motherhood in Russia: From theory to practice. Scientific Review. Pedagogical Sciences. 2014. No. 2. URL: http://science-review.ru/pedagogy/2-r389 (In Russ.)]

8. Семьей дорожить - значит счастливым быть! Методические рекомендации из опыта организации поддержки студенческой семьи в ТГПУ им. Л.Н. Толстого / Авт.-сост. З.Н. Калинина и др. Тула, 2019. [Semey dorozhit - znachit schastlivym byt! Metodicheskie rekomendatsii iz opyta organizatsii podderzhki studencheskoy semi [To value your family means

g to be happy! Methodological recommendations from the experience of organi-

zing support for a student family]. Z.N. Kalinin et al. (eds.). Tula, 2019.]

9. Hanson M., Lynch E. Family diversity: implications for policy and practice. Topics in early childhood special education. 1992. Vol. 12 (3).

о

Статья поступила в редакцию 15.05.2020, принята к публикации 06.10.2020 The article was received on 15.05.2020, accepted for publication 06.10.2020

Сведения об авторе / About the author

Пазухина Светлана Вячеславовна - доктор психологических наук, доцент; заведующий кафедрой психологии и педагогики факультета психологии, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого

Svetlana V. Pazukhina - Dr. Psychology Hab.; Head at the Department of Psychology and Pedagogy of the Faculty of Psychology, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

E-mail: [email protected]

Декина Елена Викторовна - кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого

Elena V. Dekina - PhD in Psychology; associate professor, at the Department of Psychology and Pedagogy of the Faculty of Psychology, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

E-mail: [email protected]

Заявленный вклад авторов

С.В. Пазухина - общее руководство направлением исследования, планирование, организация и участие в проведении исследования, анализ первичных данных, разработка модели подготовки специалистов (педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов) к решению задач семейного воспитания, участие в подготовке текста статьи

Е.В. Декина - организация и участие в проведении исследования, анализ первичных данных, проектирование и анализ апробации программы клуба молодой студенческой семьи, участие в подготовке текста статьи

Contribution of the authors

S.V. Pazukhina - general direction of the research, research planning, organization and participation in the research, analysis of primary data, development of a model || for training specialists (teachers, educational psychologists, social educators) to solve o! g

family education problems, participation in the preparation of the text of the article g ^

o ç

E.V. Dekina - organization and participation in the research, analysis of primary ro § data, design and analysis of approbation of the program of the club of a young student ^ u family, participation in the preparation of the text of the article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.