Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАСТАВНИКОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАСТАВНИКОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАСТАВНИК / СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЬЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЯ / FORMATION / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL / COMPETENCE / MENTOR / SUPPORT / FAMILY / DIFFICULT LIFE SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурилкина Светлана Анатольевна, Супрун Нелли Геннадьевна

В данной работе представлен анализ профессионально-педагогической компетентности наставников, которые сопровождают семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также особенности формирования их компетентности. Наставничество рассматривается как метод социального и психолого-педагогического сопровождения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Целью эмпирического исследования выступило определение степени соответствия наставников требованиям профессиональной деятельности. Авторами представлен анализ показателей мониторинга обучения и информационно-методического сопровождения наставников эффективным методам работы с детьми и семьями, нуждающимся в социальном сопровождении в рамках реализованного проекта «Семейная площадка: благополучное детство» в комплексных центрах социального обслуживания г. Магнитогорска Челябинской области. Теоретически обосновано развитие наставничества, способствующего повышению социального уровня семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. В ходе реализации проекта были определены показатели оценки эффективности отбора и участия наставников в работе с семьями с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявлены психологические факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности наставника. Результаты исследования свидетельствуют, что сформированная профессионально-педагогическая компетентность наставников способствует эффективному решению проблем детской безнадзорности, повышения социального уровня семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурилкина Светлана Анатольевна, Супрун Нелли Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF MENTORS, ACCOMPANYING FAMILIES AND CHILDREN

This paper presents an analysis of the professional and pedagogical competence of mentors who accompany families and children, as well as the features of the formation of their competence. Mentoring is considered as a method of social and psychological-pedagogical support of children and families in difficult situations. The purpose of the empirical study was to determine the degree to which mentors meet the requirements of professional activity. The authors present an analysis of monitoring indicators of training and informational and methodological support for mentors on effective methods of working with children and families in need of social support in the framework of the implemented project “Family Playground: A Happy Childhood” in comprehensive social service centers in Magnitogorsk, Chelyabinsk Region. The development of mentoring is theoretically substantiated, which contributes to raising the social level of families and children in difficult life situations and in socially dangerous situations. In the course of the project, indicators were identified to assess the effectiveness of the selection and participation of mentors in working with families with children in difficult situations, and psychological factors were identified that influence the effectiveness of the mentor. The results of the study indicate that the former professional and pedagogical competence of mentors contributes to the effective solution of the problems of child neglect, raising the social level of families and children in difficult situations and socially dangerous situations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАСТАВНИКОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ»

педагогические Бурилкина Светлана Анатольевна, Супрун Нелли Геннадьевна

науки ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0009

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАСТАВНИКОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ

© 2020

AuthorlD: 691775 SPIN: 7736-1944 ORCID: 0000-0001-8514-2582 ScopusID: 57194238943

Бурилкина Светлана Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования,

AuthorID: 558628 SPIN: 8557-3267 ORCID: 0000-0001-7586-766X ScopusID: 57195053005

Супрун Нелли Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина 38, e-mail: suprunnelli@yandex.ru) Аннотация. В данной работе представлен анализ профессионально-педагогической компетентности наставников, которые сопровождают семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также особенности формирования их компетентности. Наставничество рассматривается как метод социального и психолого-педагогического сопровождения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Целью эмпирического исследования выступило определение степени соответствия наставников требованиям профессиональной деятельности. Авторами представлен анализ показателей мониторинга обучения и информационно-методического сопровождения наставников эффективным методам работы с детьми и семьями, нуждающимся в социальном сопровождении в рамках реализованного проекта «Семейная площадка: благополучное детство» в комплексных центрах социального обслуживания г. Магнитогорска Челябинской области. Теоретически обосновано развитие наставничества, способствующего повышению социального уровня семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. В ходе реализации проекта были определены показатели оценки эффективности отбора и участия наставников в работе с семьями с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявлены психологические факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности наставника. Результаты исследования свидетельствуют, что сформированная профессионально-педагогическая компетентность наставников способствует эффективному решению проблем детской безнадзорности, повышения социального уровня семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Ключевые слова: формирование, профессионально-педагогическая, компетентность, наставник, сопровождение, семья, трудная жизненной ситуация.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF MENTORS, ACCOMPANYING FAMILIES AND CHILDREN

© 2020

Burilkina Svetlana Anatoliyevna, аssociate professor, department of social work and psychological and pedagogical education, candidate of philosophy Suprun Nelli Gennadievna, аssociate professor, department of social work and psychological and pedagogical education, candidate of philosophy Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin Ave, 38, e-mail: suprunnelli@yandex.ru) Abstract. This paper presents an analysis of the professional and pedagogical competence of mentors who accompany families and children, as well as the features of the formation of their competence. Mentoring is considered as a method of social and psychological-pedagogical support of children and families in difficult situations. The purpose of the empirical study was to determine the degree to which mentors meet the requirements of professional activity. The authors present an analysis of monitoring indicators of training and informational and methodological support for mentors on effective methods of working with children and families in need of social support in the framework of the implemented project "Family Playground: A Happy Childhood" in comprehensive social service centers in Magnitogorsk, Chelyabinsk Region. The development of mentoring is theoretically substantiated, which contributes to raising the social level of families and children in difficult life situations and in socially dangerous situations. In the course of the project, indicators were identified to assess the effectiveness of the selection and participation of mentors in working with families with children in difficult situations, and psychological factors were identified that influence the effectiveness of the mentor. The results of the study indicate that the former professional and pedagogical competence of mentors contributes to the effective solution of the problems of child neglect, raising the social level of families and children in difficult situations and socially dangerous situations. Keywords: formation, professional and pedagogical, competence, mentor, support, family, difficult life situation.

ВВЕДЕНИЕ для детей; обеспечении ребёнка и его право на семью

Согласно распоряжению Правительства Российской и многое другое [15]. Одной из важнейших предпосы-

Федерации от 06 июля 2018 года № 1375-р, приори- лок эффективного воспитания и становления личности

тетным направлением, утвержденным Национальной семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,

стратегией действий в интересах детей на 2018-2021 является наличие специально подготовленных специ-

г., заключается в законодательном определении на алистов, деятельность которых направлена на организа-

Федеральном уровне понятия и статуса многодетной се- цию профессионально-педагогического сопровождения

мьи; расширении комплекса мер социальной поддержки данной категории населения [11, c. 141-145]. В тоже

детей из многодетных семей; повышение благосостоя- время традиционные методы сопровождения семей в

ния семей с детьми; обеспечение безопасности детей; трудной жизненной ситуации зачастую не дают жела-

доступности всестороннего образования - детям; опре- емого результата, так как они реализуются в основном

деление безопасного информационного пространства профессиональным сообществом, которое воспринима-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30) 39

Burilkina Svetlana Anatoliyevna, Suprun Nelli Gennadievna FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ..

pedagogical sciences

ется семьей и детьми более дистанцированно и рассматривается как инструмент государственного контроля и воздействия [12, с. 89-97].

Задачей настоящей статьи было выяснить особенности формирования профессионально-педагогической компетентности наставников в работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, в рамках проекта «Семейная площадка: благополучное детство», реализуемого Управлением социальной защиты населения администрации г. Магнитогорска.

МЕТОДОЛОГИЯ

Методологической основой исследования стали: авторское исследование особенностей формирования психолого-педагогических компетенций наставников, диагностическое исследование степени соответствия наставников требования профессиональной деятельности, мониторинг уровня сформированности профессиональных знаний, умений и навыков личностных и профессиональных качеств.

Объектом нашего исследования в рамках проекта «Семейная площадка: благополучное детство» являются психолого-педагогические компетенции наставников,

Выборку исследования составили 104 человека, волонтеров из числа представителей общественности и частных предпринимателей города Магнитогорска. Исследование проводилось в комплексных центрах социального обслуживания населения города Магнитогорска Челябинской области.

Материалами исследования являются результаты письменного опроса, а также диагностических методик изучения социально-психологических условий и критериев эффективности наставнической деятельности. Исследование включает три группы методик. Первая - анкетирование, которое позволяет выявить социально-психолого-педагогическую компетентность наставников. Вторая группа методик позволяет выявить ценности наставника, доминирующие в общей профессиональной направленности, и репертуар его ролевых позиций во взаимодействии с коллегами и клиентами социальной службы (Тест М. Рокича «Ценностные ориентации») [9]. Третья - позволяет определить уровень эмпатийности и коммуникативности наставников (Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова; Методика «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б.И. Додонова, опросник на эффективность общения) [10, с. 50-56].

Основной целью реализуемого проекта явились профилактика социального сиротства, сохранение и восстановление семейного окружения ребенка, сокращение детского и семейного неблагополучия через формирование социально-нормированного поведения, обеспечение интеграции детей в позитивное устойчивое социальное окружение, сплочение местного сообщества. Отметим, что через убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепление веры в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность в ситуации личного или тесного взаимодействия семьи с другой семьей (наставником), ребенка с наставником, семей со специалистом-наставником - всё это способствуют социально-одобряемому образу жизни и профилактике социального сиротства [14, с. 87-91]. Наставничество, в этом случае, можно рассматривать как метод социального и психолого-педагогического сопровождения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Одной из актуальных проблем является отсутствие или незнание своих потенциальных возможностей, скрытых резервов у семьи, родителей и детей, которые они могли бы использовать при выходе из трудной жизненной ситуации [3]. Поэтому многие семьи несостоятельны социально и педагогически, что обуславливает ситуацию ослабления семьи в содержании и воспитании ребенка [13, с. 119-126]. Зачастую родители из данных семей ввиду занятости не имеют возможности прини-

мать участие в различных мероприятиях системы профилактики (участие в работе клубов, занятия с психологами и другими специалистами), не знают потенциала учреждений системы профилактики в получении соответствующей помощи. Данная программа предполагает проведение ранней профилактической работы с различными семьями по месту жительства через создание «Школ ответственного родительства» в учреждениях социального обслуживания населения, деятельность которых основана на привлечении специалистов-наставников [4, р. 58-76]. В рамках Школы планируется создание межведомственных профилактических рабочих групп, на территории каждого из районов города, что позволит создать механизм социального партнерства для оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Цель деятельности межведомственных профилактических групп (далее - МПРГ) - помочь семье самостоятельно справиться с возникшими трудностями на раннем этапе, в случае необходимости оказать содействие в предоставлении различных видов помощи. Преимущество МПРГ - это размещение их по территориальному принципу (на базе образовательного пространства города Магнитогорска) - максимально приблизить к месту проживания семей, с одной стороны. А с другой, обеспечить более тесный эффективный контакт специалистов с родителями и детьми в привычной для них обстановке. Данная форма работы обеспечит доступность получения социальных услуг по месту жительства, объединит родителей для решения возникших проблем, поможет раскрыть их имеющийся потенциал по выстраиванию детско-родительских отношений, выработать ответственное гражданское поведение, повысить собственную субъектность в поиске ресурсов для решения собственных проблем.

В состав МПРГ входят представители учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, специалисты отделений социальной помощи семье и детям МУ КЦСОН районов, представители общественности.

Обучение и информационно-методическое сопровождение наставников для семей и детей проводилось преподавателями кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования «Магнитогорского государственного технического университета им Г.И. Носова».

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе исследовательской работы были разработаны и внедрены критерии и показатели оценки эффективности отбора и участия наставников в работе с семьями с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации: коммуникативность, социально-психолого-педагогическая компетентность, эмпатийность ценностные ориентации. Определены психологические факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности наставника, что позволило выявить степень соответствия наставников требованиям профессиональной деятельности, а также определить набор методик для системы их профессионально-психологического отбора. Основой диагностики профессиональной компетентности стало изучение социальных, педагогических и психологических умений. Наиболее сформированными по результатам анкетного опроса являются гностические умения - познавательные умения в области приобретения необходимых знаний, получения новой информации, выделения в ней главного, обобщения и систематизации передового педагогического и собственного опыта, опыта новаторов и рационализаторов.

Высокий уровень сформированности познавательных умений отмечают у себя 69,2 % респондентов. Более половины респондентов 61, 5 %, отмечают у себя достаточную сформированность организационных умений по реализации воспитательного процесса, организации социально-психологической деятельности целевой группы. 46,7 % исследуемых оценивают общепедаго-

педагогические науки

Бурилкина Светлана Анатольевна, Супрун Нелли Геннадьевна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

гические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций. Следующей по уровню сформированное™ - 42,3 % является группа коммуникативных умений. Также 53,8 % респондентов отмечают у себя несформированность таких умений, как способность по внешнему облику, мимике, пантомимике понять душевное состояние клиента; способность эмоционально-волевого воздействия. Сформированы в минимальной степени или практически отсутствуют прогностические умения по планированию успешности воспитательного процесса, анализу жизненных ситуаций, построению альтернативных способов реализации своей деятельности, проектированию развития личности и коллектива. В итоге, мы можем констатировать, что у испытуемых произошли существенные изменения в содержательном наполнении профессиональных компетенций.

Результаты исследования ценностных ориентаций наставников распределилась следующим образом: наиболее значимыми выделяются здоровье, семья, общение, наряду с семьей также выходит ценность жизни. Общими для выборки являются особенности, проявляющиеся в более выраженной ориентации на поддержание физического и психического здоровья, на наличие крепкой семьи, хороших и верных друзей, на духовную и физическую близость с родными, а также развитие самоценности и уверенности в себе. Следующие ценности, так же входят в группу приоритетных ценностей наставников, но занимают более низкий ранг в иерархии ценностей: материальное благополучие, ответственность, нравственность, свобода, интересная работа и законность. Таким образом, мы видим, ценностные ориентации наставников сочетают в себе ценности традиционного и современного общества, благоприятные условия для создания среды общения и взаимодействия с целевой группы и другими участниками проекта.

В своей профессиональной деятельности наставники, прежде всего, реализуют ценности духовного удовлетворения, достижений, высокого материального положения и сохранения собственной индивидуальности. Для них характерно стремление к наиболее полной реализации, раскрытию и развитию своих профессионально-важных способностей. В тоже время они пытаются понять смысл выполняемых действий и получают удовольствие, как от процесса, так и от результатов своей деятельности.

Изучив коммуникативные и эмпатийные качества наставников, мы получили следующие результаты, что у большинства респондентов высокий уровень (88,4 %) коммуникативных и организаторских склонностей (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Анализ диагностики уровня эмпатии по методике И.М. Юсупова

уровень баллы % от числа опрошенных

очень высокий 82-90 42,3

высокий 63-81 46,1

средний 37-62 11,5

низкий 12-36 -

Наставники отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято; занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Следующий критерий исследования «Социально-перцептивный» выявлен у 84,6 % исследуемых, характеризует способность наставников к сопереживанию,

альтруистической направленности деятельности, содействию благополучию окружающих. Наставники не только чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, но и эмоционально отзывчивы, общительны, быстро находят общий язык с социумом (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Определение общей эмоциональной направленности по Методике Б.И. Додонова

Эмоции %

Коммуникативные эмоции 88,4

Альтруистические эмоции 84,6

Акизитивные эмоции 80,7

Гностические эмоции 69,2

Эстетические эмоции 57,6

Гедонистические эмоции 53,8

Праксические эмоции 42,3

Глорические эмоции 26,9

Пугнические эмоции 19,2

Романтические эмоции 19,2

В стремлении оказывать помощь наставники быстро устанавливают меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, способны учитывать их индивидуальные особенности, во взаимоотношениях проявлять чувство меры и такта, находить нужный тон, быть тактически гибкими [8, с. 104-108].

Проведенное исследование показало, что высокий уровень соответствия требованиям профессиональной деятельности наставников. Выявленный психологический портрет наставника включает в себя такие профессионально важные качества, как: эмоционально-волевая устойчивость, коммуникативность, ответственность, эмпатия, организаторские способности, социальная чувствительность, адаптационный потенциал, мотивация достижения, поведенческая регуляция.

Результатом формирования профессионально-педагогической компетентности наставников было проведение обучающих тренингов для наставников, для семей (волонтеров из числа представителей общественности и частных предпринимателей) и детей (волонтеров из учащихся старших классов) [2, р. 2788-2799]. Также была создана информационно-методическая база для дальнейшей работы наставников (разработка анкет, информационных материалов для наставников, выпуск методических материалов: «памяток», буклетов и брошюр для родителей и педагогов, направленных на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и необходимости формирования у ребенка стремления к самостоятельному перевоспитанию).

В задачи формирования профессионально-педагогической компетентности наставников входило также ознакомление с особенностями взаимодействия с семьями, нуждающимися в помощи, методиками работы, создание благоприятного социального окружения целевой группы; разработка показателей и критериев изменения положения семей и детей; создание благоприятной среды общения и взаимодействия детей целевой группы, наставников, других участников проекта; формирование среды профессионального общения специалистов, наставников.

Сегодня, на наш взгляд, наставничество невозможно без владения коммуникативными элементами профессионально-педагогической составляющей, такими как взаимообучение, соблюдение конфиденциальности, выстраивание партнерских, дружеских, доверительных отношений и многое другое. Сформированная профессионально-педагогическая компетенция способствует эффективному сотрудничеству наставника и его воспитанников, помогает мобильно адаптироваться к быстро меняющимся условиям в социуме, мотивирует к поиску новых форм взаимодействия, сотрудничества, обучения,

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)

41

Burilkina Svetlana Anatoliyevna, Suprun Nelli Gennadievna FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ..

pedagogical sciences

обеспечивает развитие критического и самостоятельного мышления. Профессионально-педагогическая компетентность, ведущая в деятельности наставника - транслятора знаний в субъект-субъектных отношениях [5, С. 54-58]. Она «характеризуется умением воспринимать и понимать личность, ее эмоциональное состояние», включает «знание правил поведения в коммуникативной ситуации; умение управлять своим психическим состоянием, эмоциями» [7, с. 102-104].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Для эффективной работы необходимо применять современные социальные практики и технологии социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, реализуемые в государственных учреждениях социальной защиты населения Российской Федерации, а также реализуемые общественными добровольческими организациями [16, с. 267]. Наставническая деятельность на уровне действия носит педагогическую направленность [6, с. 27-33]. Убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепление веры в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность, в ситуации личного или тесного взаимодействия семьи с другой семьей (наставником), ребенка с наставником, семей со специалистом-наставником - все это способствуют социально-одобряемому образу жизни и профилактике социального сиротства. Наставничество в этом случае можно рассматривать как метод социального и психолого-педагогического сопровождения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Chupina, V.A., Pleshakova, A.Y. & Konovalova, M.E. (2016). Methodological and Pedagogical Potential of Reflection in Development of Contemporary Didactics. International Journal of Environmental and Science Education. 11(14). 6988-6998.

2. Ronzhina, N.V., Romantsev, G.M., Piskunov, V.A. & Vrbka, J. (2016). Economic Laws of Division and Changing the Labor in the System of Contemporary Vocational Education Determination. IEJME-Mathematics Education. 11(7). 2788-2799.

3. Vera T. Sopegina, Nikolay K. Chapaev & Marina V. Simonova. Integration of Pedagogical and TechnologicalKnowledge inFormingMeta-Competencies of a Modern Worker [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.ijese.net/makale/1069 (дата обращения: 05.02.2019).

4. Zhukov, G.N. (2013). Development and Implementation of Continuing Vocational Pedagogic Education // The Education and science journal. 1(4). 58-76.

5. Громова Т.Н. Формирование профессионально-педагогической компетенции студентов педагогических специальностей // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. Vмеждунар. науч.-практ. конф. № 5(4). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 54-58.

6. Ерохина Т.А., Титова Т.Е. Тьюторское сопровождение несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Методист. 2018. № 6. С. 27-33.

7. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» //Молодойученый. 2011. № 12. Т.2. С. 102-104.

8. Масалимова А.Р. Модель компетенций современного наставника / Опыт деятельности учреждений профессионального образования в современных условиях. Профессиональное образование в России и за рубежом. 4 (8) 2012, С. 104-108.

9. Масалимова А.Р. Проектирование и реализация содержания учебно-методического обеспечения корпоративной подготовки наставников / Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.science-education.rU/pdf/2014/1/211.pdf (дата обращения 12.01.2019).

10. Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). С. 50-56.

11. Осипова Т.Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества //Концепт. 2015. № 3. С. 141-145.

12. Павлюкевич М.П. Введение в должность управленческих кадров в сфере HORECA: опыт организации / Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сборник материалов XXIX Международной научно-практической конференции // Под общ. Ред. С.С. Чернова. Новосибирск: ИздательствоЦРНС, 2014. С. 89-97.

13. Пикина А.Л. Тьюторская компетентность педагога, работающего с талантливыми детьми // Образование личности. 2016. № 4. С. 119-126.

14. Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2017. № 2 (16). С. 87-91.

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 июля 2018 года № 1375-р. [Электронный ресурс]. — Режим до-

ступа: http://www.talant675.ru/wp-content/uploads/2018/11/Natsional-naya-stratrategiya-dejstvij-v-interesah-detej.pdf (дата обращения: 07.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Холостова Е.И Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации. 4-е изд. М.:Дашков и К, 2018. 752 с.

Статья поступила в редакцию 21.10.2019

Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.