Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МАГИСТРАНТОВ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МАГИСТРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ОРИЕНТАЦИЯ НА ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / VALUES / VALUE ORIENTATION / VALUE RELATIONSHIPS / VALUE SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е.Ю., Литвак Р.А., Ахметова К.С.

Введение. Рассматриваются некоторые концептуальные положения, связанные с понятиями «ценности» и «ориентация на ценности», прежде всего, культурно-философских, социологических и натуралистических концепций, т. е. раскрывающих гуманистичес-кие основы социальных ценностей. Также проанализированы ведущие идеи психологов о ценностях и ориентации личности на ценности. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторское представление о развитии социальных ценностей у магистрантов относительно системы отношений в социуме, опираясь на такие механизмы, как потребности личности, мотивация. Материалы и методы. Основной метод исследования - анализ научной литературы, раскрывающей приоритет социальных ценностей личности в ситуации современного общества, когда формируются новые представления о человеке «новой цивилизации» с его потребительскими установками на материальные запросы. Требуются новые подходы к решению столь важных задач, как: готовность личности к принятию изменившихся объективных ценностей; оценка своих возможностей, выбор деятельности и др. Исследование предполагает применение диагностических методик, включающих наблюдение, опрос, беседу, тестирование, методы статистической обработки. Результаты. На основе анализа концепций о ценностных ориентациях представлена авторская трактовка понятий «ценности» и «ориентация магистров на ценности», что связано с процессом совершенствования жизнедеятельности и осознанным выбором обучающимся социальных ценностей. Авторами представлены разработанные психолого-педагогические условия ориентаций личности на ценности. Выявлены эффективные методы в педагогическом опыте, который используется по развитию социальных ценностей у магистрантов. Обсуждение. Обсуждается отношение личности к ценностям конкретного социума, что позволяет раскрыть внутренний потенциал личности магистрантов. Заключение. Делается вывод о том, что развитие социальных ценностей приобретают статус внутреннего регулятора, а выделенные теоретико-методологические аспекты и педагогические условия способствуют развитию социальных ценностей у магистрантов. Основные положения: - определен приоритет социальных ценностей личности в ситуации современного общества; - представлен понятийно-категориальный аппарат исследования проблемы с опорой на целевой замысел разработки проблемы, связанной с методологией и практикой ее осмысления и апробации; - дано определение понятия «ориентация на социальные ценности»; - выявлены педагогические условия эффективности развития социальных ценностей у магистрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL VALUES AT MASTER’S STUDENTS

Introduction. The article discusses some conceptual policies on the concepts of ‘value’ and ‘orientation of the individual on values’. First of all, this is an analysis of cultural and philosophical, sociological and naturalistic concepts, i.e. those concepts that reveal the humanistic foundations of social values. The leading ideas of psychologists about values and the orientation of the individual on values are also analyzed. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author’s idea of the development of social values among undergraduates, based on such mechanisms as the needs of the individual, motivation, regarding the system of human relations in society. Materials and methods . The main research methods are the analysis of the scientific literature, which reveals the priority of the individual's social values in the situation of modern society, when new ideas about the person of the ‘new civilization’with his consumer attitudes to material needs are formed. All these problems require new approaches to solving such important problems as: the willingness of the individual to accept changed objective values; assessment of their capabilities, freedom of choice of activities, etc. All this involves the use of diagnostic techniques, including observation, questioning, conversation, testing, statistical processing methods. Results. Based on the analysis of concepts on value orientations, an author’s interpretation of the concepts of ‘values’ and ‘orientation of masters on values’ is presented, which is associated with the process of improving the life of an individual and a conscious choice of social values. The authors presented the developed psychological and pedagogical conditions for the orientation of the individual on values. Effective methods have been identified in the pedagogical experience that is used to develop social values among undergraduates. Discussion. The relationship of the individual to the values of a particular society is discussed, which allows to reveal the inner potential of the personality of the master’s. Conclusion. It is concluded that the development of social values acquire the status of internal regulators, and the identified theoretical and methodological aspects and pedagogical conditions contribute to the development of social values among masters. Highlights: The priority of social values of the individual in the situation of modern society is determined; The conceptual and categorical apparatus of researching the problem based on the target concept of developing the problem related to the methodology and practice of its comprehension and testing is presented; The definition of the concept “orientation to social value” is given; The pedagogical conditions of the effectiveness of the development of social values among undergraduates are revealed.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МАГИСТРАНТОВ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.155.2.009

УДК 378 ББК 74.48

Е. Ю. Никитина1, Р. А. Литвак2, К. С. Ахметова3

1ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: elenaurievna@bk.ru

2ORCID № 0000-0002-4973-174X

Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

и психологии, Челябинский государственный институт культуры,

г. Челябинск, Российская Федерация ^

E-mail: kaf-ped@chgaki.ru ,§

л

3ORCID № 0000-0002-4285-9994 I

к

Аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный -

институт культуры, г. Челябинск, Российская Федерация; старший преподаватель §

s

кафедры экономической теории и права, Казахский агротехнический д

университет им. С. Сейфуллина, Нур-Султан, Республика Казахстан о

E-mail: spektr_1@bk.ru ч

л

с §

л а с а

л *

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МАГИСТРАНТОВ

кие основы социальных ценностей. Также проанализированы веду-

ти. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторское представление о развитии социальных ценностей у магистрантов относительно сис-

Аннотация а

в

Введение. Рассматриваются некоторые концептуальные по- | ложения, связанные с понятиями «ценности» и «ориентация на ценности», прежде всего, культурно-философских, социологических и и

натуралистических концепций, т. е. раскрывающих гуманистичес- Н

^

е

щие идеи психологов о ценностях и ориентации личности на ценнос- Н

о

о

№ Й

темы отношений в социуме, опираясь на такие механизмы, как пот- а

о

ребности личности, мотивация. |

а

Материалы и методы. Основной метод исследования — | анализ научной литературы, раскрывающей приоритет социальных в

ценностей личности в ситуации современного общества, когда формируются новые представления о человеке «новой цивилизации» с его потребительскими установками на материальные запросы. Требуются новые подходы к решению столь важных задач, как: готовность личности к принятию изменившихся объективных ценностей; оценка своих возможностей, выбор деятельности и др. Исследование предполагает применение диагностических методик, включающих наблюдение, опрос, беседу, тестирование, методы статистической обработки.

Результаты. На основе анализа концепций о ценностных ориентациях представлена авторская трактовка понятий «ценности» и «ориентация магистров на ценности», что связано с процессом совершенствования жизнедеятельности и осознанным выбором обучающимся социальных ценностей. Авторами представлены разработанные психолого-педагогические условия ориентаций личности на ценности. Выявлены эффективные методы в педагогическом опыте, который используется по развитию социальных ценностей у магистрантов.

Обсуждение. Обсуждается отношение личности к ценностям конкретного социума, что позволяет раскрыть внутренний потенциал личности магистрантов.

Заключение. Делается вывод о том, что развитие социальных ценностей приобретают статус внутреннего регулятора, а выделенные теоретико-методологические аспекты и педагогические условия способствуют развитию социальных ценностей у магистрантов.

0 Ключевые слова: ценности; ориентация на ценности; цен-^ ностные отношения; ценностное самоопределение.

1 Основные положения:

^ - определен приоритет социальных ценностей личности в

^

а ж

а §

§ £

ситуации современного общества;

- представлен понятийно-категориальный аппарат исследования проблемы с опорой на целевой замысел разработки проблемы, связанной с методологией и практикой ее осмысления и апробации;

- дано определение понятия «ориентация на социальные ценности»;

- выявлены педагогические условия эффективности развития социальных ценностей у магистрантов.

1 Введение (Introduction)

В современном обществе одной из ведущих задач является ориентация молодежи на социальные ценности с использованием возможностей процесса обучения, это относится и к магистрантам. Как показал анализ теории педагогической практики и собственного опыта, молодежь испытывает трудности в выборе социальных ценностей и в силу своих возрастных особенностей склонна присваивать модель поведения, которая чужда национально-культурному архетипу с его потребительскими установками. Все это требует новых подходов к решению таких важных задач, как готовность лич- i

I

л

Над проблемой развития социальных ценностей у магистрантов наш коллектив работает в системе научной лаборатории вуза, что дает возможность активно внедрять в практику работы с молодежью положения концепции «развитие социальных ценностей магистрантов». Наши положения концепции апробируется в вузах ЧГИК и в Костанайском педагогическом университете (Республика

ности к принятию изменившихся объективных ценностей, оценка

3

своих возможностей и ориентация на социальные ценности. к

о-

Обратимся к анализу сущности основных понятий, обозна- ме

ченных в теме исследования. Проанализируем такое понятие, как ^

ол

«ориентация на социально значимые ценности», и попытаемся от- §

и

4 е с

кие е

а с п е к

ветить на вопросы, возникающие в ходе работы над проблемой: каковы закономерности, психолого-педагогический механизмы ориентации личности на социально значимые ценности, основные направления образования в данном аспекте.

В ходе анализа была выявлена сущность понятий «цен- ра ность», «ценностные ориентации» и «социальные ценности». Рассмотрены концепции ценностей отечественных и зарубежных уче-

5

So

0

ных, методы и приемы активизации этого процесса и представлено К авторское понятие «ориентация на социальные ценности магист- ^

ж

ров». §

1

2 Материалы и методы (Materials and methods) Ж

о

о

№ Й V

к а г к

о 3

а ж S о №

Казахстан), на базе которых организована инновационная площадка по разработке технологий и методов развития социальных ценностей у магистрантов, разработанная группой аспирантов ЧГИК. 3 Результаты (Results)

Магистранты рассматриваются нами как наиболее мобильная группа молодежи, которая активно совершенствуется, присваивая знания и чутко реагируя на преобразования окружающей действительности. Научным коллективам требуется сосредоточить внимание на значимости личности магистранта как будущего профессионала, ориентация которого на социальные ценности служит средством удовлетворения потребностей личности. Отсюда мы делаем авторское заключение о рассматриваемом понятии: развитие социальных ценностей — процесс, основанный на методологии осмысления его на практике, отражающий на основе диалектики эволюцию ценностей общества, признающей личность творцом общечеловеческих (социальных) ценностей, где ядром ценностей выступает культура ценностных отношений материальной и духовной жизни общества, когда потребности личности соответствуют культурному ядру.

Философы определяют специфику предпосылки возникновения и основные признаки понятия «ценность» и характеризуют его через ряд признаков: значимость, полезность, целесообразность, нормативность, т. е. рассматривается способность ценностей удовлетворить запросы, потребности общества, их значимость для личности и оценка ценностей в обществе. U Остановимся кратко на эволюции понятия «ценность» для

^ того, чтобы определить общее и особенное в его развитии и выде-| лить его признаки в классическом и современном определении.

Идеологи периода кризиса афинского государства обрати-^ лись к мысли древнегреческого философа Сократа как к общей теории ценностей: «Что есть благо?» Это центральный вопрос философии, на основе которого выдвинут принцип антропоцентризма. и Человек — мера всех вещей еще до определения его как высшей ценности. Определение назначения человека в античных философских источниках начинается с истолкования его природной сущности.

В средневековой, как и в античной философии, ценности являлись характеристикой человека: уважение к человеку, соблюдение заповедей, справедливость и др., что вошло в понятие реальной действительности на уровне бытия и сознания.

Термин «ценность» начал активно использоваться в философии намного позднее, в середине XIX в. Р. Лотце, хотя предпосылки развития философии ценностей разрабатывались еще Кантом.

Обострившиеся общественные противоречия, переход к информационному развитию общества в ХХ в. раздвинули формат теоретических представлений о ценностях, что вызвало либо отказ от прежних представлений о ценностях, либо переоценку значимости ряда ценностей.

В работе А. В. Кирьяковой дается анализ зарубежных концепций о ценностях [ 1 ]:

- натуралистические — от Демокрита, Г. Беккера, Т. Пар-сонса и др., которые представили гуманистические основы общечеловеческих ценностей, до В. И. Вернадского, Р. Штейнера и др., о раскрывших систему ценностей как объективное средство предмета;

- культурно-философские — обоснование ценностей как источника естественной чувствительности человека (Э. Ротхакер);

е е

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

и

о

о

с

- философско-религиозные — представление о ценностях е

как духовном ядре (И. Лотц, К. Шмидт и др.), где человек представлен как высшая ценность, божественное творение.

Указанные концепции способствовали развертыванию научной мысли о ценностях в направлении преемственности гуманистической и педагогической составляющих философских положений.

Во второй половине XX в. с появлением теорий философов о ценностях и ценностных ориентациях эти понятия занимают в науке одну из ведущих проблем. Происходит развитие такой научной области, как аксиология. Растет интерес ученых к данной проблеме в теории культуры, этики, психолого-педагогической теории и социологии.

К понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» обра- р щается педагогика, принимая во внимание, что личность руководст- | вуется ценностями как некими идеалами, которые удовлетворяют §

р §

§ и

3 и

¡0 с

о

и

о* н о*

X

к е

н н о с

3 е

Й у

ее духовные потребности, указывают на значимость личности как существо социальное. Ценности служат средством удовлетворения потребностей личности, отдельных групп людей, общества [2].

Большой вклад в развитие понятия «ценности» внесли ученые психологи, рассматривающие ценностные ориентации на уровне сознания личности, формирования воли, внимания, мотива-ционной сферы, «энергетического» потенциала в системе регуляции жизненной позиции, установки (А. Н. Леонтьев) [3].

Сегодня в ситуации, сложившейся в мире из-за пандемии ко-ронавируса, на первый план выходит человек как высшая степень ценности. Можно привести множество примеров, когда в острые социальные периоды меняется сознание, растет понимание того, что жизнь человека является наивысшей ценностью. Многие люди, обладающие материальными возможностями, добровольно вложили свои средства в производство аппаратов, медицинских средств защиты населения от вируса, активизировалось волонтерское движение. Ежедневно правительство, СМИ дают информацию о внимательном отношении к пожилым людям. Деятели культуры, педагоги, политики поднимают вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения, что заложено в особенностях российского народа и проявляется в соборности, сообществе, умении объединяться, стремлении оказать помощь. Мы видим проявление социальных ценностей — сопереживания, гуманности, взаимодействия, поддержки.

Если в философии ценности рассматриваются относительно ^ отношений человека и общества с позиции добра и зла, справедли-

и

^ вости и несправедливости, то в педагогике — через их значимость

для человека и социума. Ц В педагогике принято обращаться к ценностям в их тради-

^ ционной классификации.

Исходя из количества духовных и материальных потребностей, существующих у личности и социума, к группе духовных цен-§ ностей философы относят культуру, нравственность, потребность ^ уважительного отношения к людям. Они составляют духовную ^ направленность человека.

йн

53 Ж а

а

Среди материальных ценностей принято выделять предметные и деятельностные.

В педагогике относительно предмета данной науки выделяют образовательные ценности, которые составляют основу образовательной деятельности и вместе с материальными способны удовлетворять потребности и интересы личности, социума.

В качестве содержания образовательного и воспитательного процесса ученые, педагоги выдвигали в разные эпохи развития общества ценности, которые олицетворяют добро, красоту, честность, справедливость, порядочность и др. Известный педагог В. А. Караковский определил цель воспитания как движение к идеалу. Его система воспитания была направлена на результат, который соответствует общечеловеческим (социальным) ценностям. Идея гуманного отношения друг к другу отражена в Ценностях; идея Отечества - в служении народу; идея Семьи — в сохранении кровных связей, традиций, родного языка, культуры; идея Добра — в

христианских заповедях; идея Истины — в познании; идея Красо- до

л

ты — в гармонии нравственности поступков, творчестве, в труде. ги

ч

е с

кие

е

Названные идеи и есть социальные ценности, проявляющиеся в действительности.

е

оре

е

3 и

ко

о

с

Объединяющим ядром данных гуманистических идеалов е

является Человек, стремящийся к реализации своих жизненных

р

планов, к саморазвитию через овладение различными социальными 3

§и

реалиями, через самосовершенствование путем построения своего 3 образа я, через общение, это еще раз подчеркивают исследователи М. В. Циулина и Г. Я. Гревцева [4].

Ценности, как замечает И. М. Ильинский, связаны с удовлетворением потребностей, интересов и с оценочным отношением личности к условиям ее жизнедеятельности [5]. н

К понятию «ценностные ориентации», по мнению С. Л. Рубинштейна, относится психологический механизм, детерминирующий поведение человека; возвышение потребностей, движущихся в направлении от субъекта к цели; умение брать ответственность р на себя в выборе тех ценностей, которые занимают определенную н значимость по шкале ценностей [6]. §

151

Психологи также указывают на взаимосвязь ценностей с потребностями, что приводит в результате к самосознанию личности. Русский философ Н. А. Бердяев воспринимает ценность как идеи духовного самовозвышения человека и приходит к определению духовно-преобразующей функции ценности [7].

Философы склонны связывать ценности с оценкой человека. Вне его деятельности и отношения к ним ценностей не существует.

Психологи рассматривают понятие «ценность» с позиций ценностного отношения личности к действительной картине мира через способности объекта удовлетворять потребности личности и интересы общества. Наряду с педагогами они придают большое значение потребностям, указывая на их проявление в установках, мотивах деятельности и др., т. е связь с развитием личности, как утверждает А. И. Подольский, О. А. Идобаева [8].

Таким образом, ценности и потребности имеют свои, принадлежащие им функции: ценности указывают на идеи, явления, смысл объектов, социально одобряемые и разделяемые людьми и обществом; они служат эталоном в оценке материального и духовного. Потребности побуждают к активной жизнедеятельности, к обретению самостоятельности, мотивируют личность и общество к преобразованию действительности.

Для педагогической теории и практики важными являются концепции ценностей, которые указывают на прямую зависимость ценностей и потребностей при выборе объекта, предмета деятель-

^ ности (С. В. Дармодехин [9] и др.). Ценности выступают как сиси

^ темообразующее звено в мире потребностей.

а

§

а

Делая вывод относительно понятия «ценность» с опорой на

^ указанных авторов, уточним, что ценность является значимым ^ компонентом, который влияет на развитие личности, связан с ори- ентацией на систему социально ценностных отношений и удовле-

ж а

творением потребностей.

^а Нас интересует, на какие же ценности ориентируются маги-

ей странты в процессе обучения и как современная наука трактует по-ьЗ нятие «ценностные ориентации».

Магистр (magister — 'учитель') — академическая степень, которую присваивают после окончания магистратуры вуза (ступень высшего образования после бакалавриата). Подготовка магистров происходит на основе положений ФГОС ВО, учитывающих глобальные изменения.

В качестве таких изменений можно назвать:

- новые достижения науки и техники (открытие экзопланет и воды на космических объектах Солнечной системы, что привело к новым гипотезам о зарождении жизни на Земле);

- бурный рост биологических исследований и технологий объясняет некоторые феномены Разума;

- зарождение синергетики как науки о сложных самоорганизующихся системах приближает нас к развитию современной философской концепции развития мира.

Глобализация информационного пространства, развитие нанотехнологий, качественное изменение мультимедийных средств, сглаживание противоречий между научным и религиоз-

е

оре е

т и

ко

о

д

оло

ным мировоззрением, модернизация государственных структур и ги

че

др. также позволяет сделать вывод относительно развития таких ск

е

ступеней образования, как бакалавриат (преимущественно профессиональная направленность) и магистратура (больше внимание | уделяется методологическому аспекту формирования мировоззрения в учебном процессе).

Учебной группе магистрантов ЧГИК было предложено проанализировать шкалу ценностей исходя из идеальных представлений: какая система ценностей должна быть сформирована, чтобы она могла способствовать профессиональной самореализации личности, устойчивым отношениям в группе. Обобщение ответов поз-

р в и т и

¡о с

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-К и

е

волило нам сделать следующий вывод. н

с

т е у

Молодежь в силу своих психологических особенностей склонна к конфликтам, агрессивному поведению, однако эффективное освоение ценностей проявляется в ценностных ориентаци-ях, влияет на сознание личности. Современная молодежь проявляет р интерес к жизни, культуре, сохраняет достижения культуры и про- н должает лучшие традиции, формируя образ человека-творца, в

настоящего профессионала, гуманизируя общественные отношения, тем самым транслируя свои лучшие человеческие качества.

Ориентация магистров на ценности как результат готовности к реализации жизненно важных планов подразумевает свободное владение знаниями и их применение на практике, постоянный поиск нового, самосовершенствование, наличие эмоционального состояния и ответственности за выбор направления и т. д.

Можно сделать вывод о том, что ориентация есть процесс совершенствования жизнедеятельности личности с направленностью на такие ценности, как общение, деятельность (труд во всех его проявлениях), познание, отношения.

В психологии рассматривается социально-психологическая природа ценностных ориентаций, выделяется их роль в регуляции поведения личности и в повышении уровня социальной активности и зрелости. Личность не просто воспринимает или отрицает ценностные ориентиры, она определяет их сущность согласно своим убеждениям, представлениям о смысле жизни, через личностные особенности.

Значимыми для педагогической теории являются выводы социологов относительно ориентации личности на социальные ценности, которые выступают в качестве целей жизнедеятельности, основных средств достижения поставленных целей: ценностные ориентации являются результатом социализации индивида в формировании политических, нравственных, эстетических идеалов и требований, предъявляемых к нему как представителю общностей. О Ценностные отношения, как справедливо замечают Г. Ю. Бе-

^ ляев [10] и А. Я. Данилюк [11], приобретают статус внутренних ва регуляторов поведения и выражаются в ценностных обоснованиях ^ личности, формируя систему личностных смыслов. ^ Личность — существо социальное, развивающееся в обще-

стве и стремящееся к присвоению общественных ценностей. Пои этому принято выделять ценности общественные (социальные) и личностные. Отсюда вытекает проблема отношения личности к объектам социальной среды, точнее, отношения личности к ценностям конкретного социума:

- национальном культуре этноса, проживающего в социуме;

- общечеловеческим нормам межличностных отношений;

- к событиям, явлениям, ситуациям социально-политического, экономического, экологического и др. направлений.

Ценностные ориентации выступают своеобразной мерой культурных отношений к другим народам, событиям; наполняют нравственным смыслом отношения; позволяют раскрыть внутренний потенциал личности.

В этом плане интерес представляют исследования педагога Н. Е. Щурковой. Характеризуя нравственно-гуманную составляющую отношений, она пишет: «Человек, включенный в многонациональный мир, обретает планетарную характеристику отношений. Будучи частью человечества, он есть сам человечество. Он несет в себе суть человечества, но и привносит в общественную жизнь свое «Я» ... высокие, личностные достижения — это способность создать блага для счастливого проживания человечеств на Земле» [12]. Н. Е. Щуркова рассматривает нравственный компонент цен- § ностных ориентаций с позиций: что я делаю для других; в чем мое достоинство?

4 Обсуждение (Discussion)

В формате нашего исследования правомерно поставить во- |

s

просы о готовности современного человека к осмыслению значения ценностей и месте ценностных ориентаций в жизнедеятельно- g

№ S

сти на этапе продуцирования собственного отношения к окружающей действительности. С этой целью обратимся к научно-

и в практике, созвучны с ценностями, на которых воспитывалось не одно поколение. Начиная с 60-х гг. XIX в. развивалась педагогика

S

S

л S

S §

о

S

Sa о О

теоретическим подходам. Ц

Коллективистский подход (В. А. Караковский [13], А. С. Макаренко [14], и др.). Данный подход является ключевым в практике выдающихся педагогов советского периода, но к нему обращаются и |

в новых реалиях. Принципы коллективизма, ответственности, долга

й

сотрудничества, соучастия и др., выделенные не только в теории, но у

а

г

и с

ра

коллективного творческого воспитания, где ценностными ориента- ж циями выступали: «общая забота», «коллективно-творческое дело» и §

др. [14]. Теоретико-методические основы этой концепции были заложены И. П. Ивановым. Анализируя значимость коллективистского подхода с позиции настоящего времен, можно обнаружить и противоречия.

С одной стороны, личность в коллективе является социально защищенной, ее интересы представлены и реализуются в группе, где чувствуется взаимное влияние старших и младших. Педагоги в системе коллективно-творческого дела воздействуют на воспитательный процесс косвенно через самоуправление. Педагог организует воспитательную среду, развивая рефлексию как мощное средство формирования разумного мышления. Как показал педагогический опыт, коллективная творческая деятельность является мощным средством формирования ценностных ориентаций в коллективе, становления взаимоотношений и общения участников.

С другой стороны, эффективность такой педагогики построена на закономерностях развития жизнеспособности коллектива, будь это детское или молодежное объединение. Принцип коллективного самоуправления строится на интересах общества, а их понимание может быть пересмотрено. Следует согласиться только в одном — в гибкости проявления данного подхода. Когда коллектив находится в сложной ситуации, становится актуальной проблема критического мышления в пользу коллектива, но не путем давления на него, а через осмысление и принятие собственного решения личности.

^ Личностно-деятельностный подход (А. В. Кирьякова,

В. И. Слободчиков и др.). Обращенность к данному подходу актуальна в плане развития личности и ее самоопределения. Эта проблема касается различных периодов взросления человека. Необходимо отметить, что выбор вида деятельности, будущей профессии, определение своего статуса в окружающем мире, в пространстве

к,

а в т и

ни образовательной среды всегда связан с самоопределением [1]. Сог-

тки

£

ласимся с исследователями данной проблемы в том, что процесс самоопределения, согласно личностно-деятельному подходу, обу-

Ю

словлен наличием необходимых условий.

Для выявления социально-педагогических условий обратимся к пониманию сущности самоопределения личности, изложенному в концепциях ценностного самоопределения личности в образовательной среде. Это работа В. И. Загвязинского, в которой наиболее полно представлено содержание, назначение, признаки понятия и условия их проявления [15].

Итак, ценностное самоопределение — это категория дея-тельностного активного участия личности в преобразовании окружающей среды, приоритетом которой является качественное самосовершенствование на основе присвоения ценностей относительно выбора социальных отношений, сформированных потребностей и мотивов деятельности.

5 Заключение (Conclusion)

Из анализа следует, что к психолого-педагогическим усло-

к

виям ориентации личности на ценности можно отнести следующие: §

- признание личностью духовно-нравственных, этических, правовых ценностей, составляющих основу социальных ценностей,

при этом следует рассматривать не только практическую направ-

тельности к внешней, т. е. предметной;

- формирование эмоциональной устойчивости как способ сохранения высокой функциональной активности мыслительной деятельности в сложных ситуациях и высокого уровня развития

Эффективность реализации предложенных психолого-педагогических условий может осуществляться в образовательной

Л

л

о

д

оло

влияющих на развитие личности; и

е

включение личности в социально значимую деятельность, к

е

а с

ленность, но и процесс перехода от внутренней психической дея- е

к

3

№ S

S и

So о о

саморегуляции. S

о* Ж о*

X

о л

среде и отражаться в рейтинге личностно и социально значимых Ж

ценностей магистрантов.

Современные магистранты в социальном развитии стремятся к участию в решении социальных задач, стоящих перед обществом в совершенствовании межличностных отношений, знаний и ^ приобретения опыта и развития нравственных качеств, как ядра ж социально-ценностных ориентаций. §

л Kl

Библиографический список

1. Кирьякова А. В. Педагогическая аксиология: учеб. пособие. М. : ИН-ФРА, 2016. - 283 с.

2. Пугач В. Е. Личность и культура в школе XXI века: конфликт и взаимодействие // Педагогика. 2019. №2. С. 46-56.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие. М. : Смысл, 2005. - 431 с.

4. Циулина М. В., Гревцева Г. Я. Понятийный аппарат проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018.Т.10. № 4. С. 37-48. (Серия «Образование. Педагогические науки»).

5. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М. : Голос, 2011.- 696 с.

6. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. -720 с.

7. Бердяев Н. А. Философия свободы : монография. Харьков : Фолио, 2000. - 335 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Подольский А. И., Идобаева О. А. Quo vadis? Траектория ценностно-мотивационного развития современной российской молодежи // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 45-59.

9. Дармодехин С. В. Методологические проблемы развития государственной политики в области воспитания // Педагогика. 2018. № 6. С.41-52.

10. Беляев Г. Ю. Ценности и смыслы системы Караковского : диалог с современностью // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 1 (36). Т.2 . С. 64-74.

11. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. М. : Просвещение, 2009. - 234 с.

12. Щуркова Н. Е. Горизонт воспитания. М. : Изд-во ИТРК, 2018. - 160 с.

13. Караковский В. А. Стать человеком : общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. : Творческая педагогика, 1993. - 80 с.

14. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми т.Т.2. М. : Педагогика, 1983. - 347 с.

а 15. Загвязинский В.И. Методология и методы педагогических исследо-

o ваний : учеб. пособие. М. : Академия, 2006. - 209 с.

Ye. Yu. Nikitina1, R. A. Litvak2, K. S. Akhmetova3

gq 1ORCID No. 0000-0001-9550-4700

^ Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department

k,a of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian

Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

o^ E-mail: elenaurievna@bk.ru

a

■Л 2,

£

£

ORCID No. 0000-0002-4973-174X Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Pedagogics and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia. E-mail: kaf-ped@chgaki.ru

3ORCID No. 0000-0002-4285-9994 Postgraduate at the Department of Pedagogics and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture, Senior Lecturer at the Department of Economic Theory and Law, S. Seifullin Kazakh Agro-Technical University, Nur-Sultan, Kazakhstan. E-mail: spektr_1@bk.ru

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL VALUES AT MASTER'S STUDENTS

Abstract

Introduction. The article discusses some conceptual policies on the concepts of 'value' and 'orientation of the individual on values'. First of all, this is an analysis of cultural and philosophical, sociological and naturalistic concepts, i.e. those concepts that reveal the humanistic foundations of social values. The leading ideas of psychologists about values and the orientation of the individual on values are also analyzed. The purpose of the o

article is to substantiate and reveal the author's idea of the de- —

0

1 a

-

s p e

c

ee

e

0

ret

1 c

a a

n d

velopment of social values among undergraduates, based on such mechanisms as the needs of the individual, motivation, regarding the system of human relations in society.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of the scientific literature, which reveals the priority of the individual's social values in the situation of modern society, when new ideas about the person of the 'new civilization'with his consumer attitudes to material needs are formed. All these problems require new approaches to solving such important problems ^ as: the willingness of the individual to accept changed objective § values; assessment of their capabilities, freedom of choice of ac- ^ tivities, etc. All this involves the use of diagnostic techniques, including observation, questioning, conversation, testing, statistical processing methods.

Results. Based on the analysis of concepts on value orientations, an author's interpretation of the concepts of 'values' and 'orientation of masters on values' is presented, which is associated

t

e

b

e

<—i

s № s

o

3

.S

¿»k a

£

a

in kit

£

£

with the process of improving the life of an individual and a conscious choice of social values. The authors presented the developed psychological and pedagogical conditions for the orientation of the individual on values. Effective methods have been identified in the pedagogical experience that is used to develop social values among undergraduates.

biscussion. The relationship of the individual to the values of a particular society is discussed, which allows to reveal the inner potential of the personality of the master's.

Conclusion. It is concluded that the development of social values acquire the status of internal regulators, and the identified theoretical and methodological aspects and pedagogical conditions contribute to the development of social values among masters.

Keywords: Values; Value orientation; Value relationships; Value self-determination.

Highlights:

The priority of social values of the individual in the situation of modern society is determined;

The conceptual and categorical apparatus of researching the problem based on the target concept of developing the problem related to the methodology and practice of its comprehension and testing is presented;

The definition of the concept "orientation to social value" is given;

The pedagogical conditions of the effectiveness of the development of social values among undergraduates are revealed.

References

1. Kiryakova A.V. (2016), Pedagogicheskaia aksiologiia (uchebnoe posobiye) [Pedagogical axiology]. Izdatel'stvo "INFRA", Moscow, 283 p. (In Russian).

2. Pugach V.E (2019), Lichnost i kultura v shkole XXI veka: konflikt i vzaimodeistvie [Personality and culture in the school of the XXI century: conflict and interaction]. Nauchniy zhursal "Pedagogika", 2, 46-56. (In Russian).

3. Leontiev A.N. (2005), Deiatelnost. Soznanie. Lichnost (uchebnoe posobiye) [Activity. Consciousness. Personality]. Izdatel'stvo "Smysl", Moscow, 431 p. (In Russian).

4. Tsiulina M.V. & Grevtseva G.Ya. (2018), Poniatiinyi apparat problemy refleksivno-tsennostnogo soprovozhdeniia professionalno-tvorcheskoi podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza [Conceptual apparatus of the problem of reflective-value support of professional and creative training of students of a pedagogical university]. Vestnik Iuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, 10, 4, 37-48. (In Russian).

5. Ilyinsky I.M. (2011), Molodezh i molodezhnaia politika [Youth and youth policy]. Izdatel'stvo "Golos", Moscow, 678 p. (In Russian).

6. Rubinstein L. S. (2000), Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Izdatel'stvo "Piter", St Petersburg, 720 p. (In Russian).

7. Berdyaev N.A. (2000), Filosofiya svobody [Philosophy of freedom]. Monographiya. Izdatel'stvo "Folio", Kharkov, 335 p. (In Russian).

8. Podolsky A.I. & Idobaeva O.A. (2019), Quo vadis? Traektoriia h tsennostno-motivatsionnogo razvitiia sovremennoi rossiiskoi molodezhi [Quo § vadis? Trajectory of value-motivational development of modern Russian

(6

rs

youth] Nauchniy zhurnal "Voprosy psikhologii", 2, 45-59. (In Russian). i

9. Darmodekhin S.V. (2018), Metodologicheskie problemy razvitiia ^ gosudarstvennoi politiki v oblasti vospitaniia [Methodological problems of

the development of state policy in the field of education]. Nauchno- h

o

metodicheskiy zhurnal "Pedagogika", 6, 41-52. (In Russian). °

10. Belyaev G.Yu. (2017), Cennosti i smysly sistemy karakovskogo ° dialog s sovremennostyu [Values and meanings of the Karakovsky system: ica dialogue with modernity]. Nauchniy zhurnal "Otechestvennaia i zarubezh- ^ naia pedagogika", 1, 2, 64-74 (In Russian). "e

11. Danilyuk A. Ya. (2009), Koncepciya dukhovno nravstvennogo ^ razvitiya i vospitaniya [The concept of spiritual and moral development and t education]. Izdatel'stvo "Education", Moscow, 234 p. (In Russian). i

12. Schurkova N.E. (2018), Gorizont vospitaniia [The horizon of ed- V

e

ucation]. Izdatel'stvo "ITRKMoscow, 160 p. In Russian).

13. Karakovsky V.A. (1993), Stat' chelovekom: obshchecheloveches-kie tsennosti — osnova tselostnogo uchebno-vospitatelnogo protsessa [Become t a human: universal human values - the basis of a holistic educational pro- ^

S

cess]. Izdatel'stvo "Tvorcheskaia pedagogika", Moscow, 80 p. (In Russian). c

14. Makarenko A.S. (1983), Pedagogicheskie sochineniia v 8-mi t. [Pedagogical essays (in 8 volumes)]. Vol. 2, Izdatel'stvo "Pedagogika", l Moscow, 347 p. (In Russian). es

15. Zagvyazinsky V.I. (2006), Metodologiia i metody pedagog-icheskikh issledovanii (uchebnoe posobiye) [Methodology and methods of pedagogical research: a training manual]. Izdatel'stvo "Academiya", Moscow, 209 p. (In Russian).

de n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.