Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ ЦЕННОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ ЦЕННОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1433
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / УБЕЖДЕНИЯ / ОТНОШЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТАНОВКА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОВЕДЕНИЕ / VALUE / SYSTEM-FORMING COMPONENT / MORAL VALUES / BELIEFS / ATTITUDES / ACTIVITIES / PERSONALITY ORIENTATION / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смагина Е.Н.

Введение. В статье проведен теоретический анализ концепций и подходов к определению понятия «ценность». Данный анализ позволит образовательным организациям осуществить отбор, создание и развитие психолого-педагогических условий для формирования ценностно-нравственной сферы личности. На основе анализа научного контекста, систематизации основных концепций и подходов определена система основных характеристик понятия, выделены общие и специфические, сделан вывод об особенностях рассмотрения понятия «ценность в психологии». Цель статьи - обосновать и раскрыть различные подходы к понятию «ценность» как концептуальной основы для определения психолого-педагогических условий формирования нравственно-ценностной сферы личности обучающегося. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной изучению понятия «ценность». В процессе исследования нами использовались следующие виды литературных и электронных источников: диссертационные и монографические исследования, научные статьи по проблеме исследования; концептуальные, стратегические и программные документы, определяющие цели, задачи и направления воспитания для формирования нравственно-ценностной сферы в системе общего образования в РФ. Результаты. На основе проведенного научного анализа выявлены и описаны подходы к определению понятия «ценность», сделан вывод о том, что в психологии ценности понимаются как убеждение; социальная установка; отношение; мотивационное образование; направленность личности; функциональная связь между объектом и субъектом; характеристика, определяющая выбор поведения; структурное иерархически организованное образование; ментальные репрезентации. Обсуждение. Приводится обоснование того, что отечественная психология рассматривает преимущественно ценности как осознаваемые компоненты психики, которые поддаются формированию в ходе учебно-воспитательного процесса. Соответственно для формирования ценностно-нравственной сферы личности необходимо создание психолого-педагогических условий. Различные подходы к пониманию ценностей обусловливают наличие различных психолого-педагогических условий для развития нравственно-ценностной сферы подростков. Отбор условий возможен на основе выделенных характеристик понятия «ценность». Заключение. Делается вывод о том, что для создания психолого-педагогических условий необходимо учитывать различные подходы к понятию «ценность» и соотносить данное понятие с объективными условиями жизнедеятельности обучающихся, т. к. ценности и сами люди изменяются во времени в результате деятельности. Основные положения: В философии, социологии, этике и психологии доминирует три основных представления о ценностях: 1) это общественные идеалы, существующие в общественном сознании представления о совершенстве; 2) это предметное воплощение этих идеалов в продуктах творчества, материальных носителях, осознанных действиях и поступках; 3) мотивационные структуры личности («модели должного», которые лежат в основе жизненных целей человека, - представления о том, как должно быть). Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: 1) значимость; 2) вторичный, производный от человеческого бытия характер. В психологии ценности чаще всего определяются через следующие понятия: убеждения, социальная установка, отношение, устойчивые мотивационные образования, направленность личности, характеристика, определяющая выбор поведение, характеристика, связанная с бессознательными нейронными процессами. Определены обобщенные характеристики понятия «ценность»: - ценность - «особая форма связи объекта и субъекта» (М. С. Каган) - ценности не передаются рациональным научением, а «рождаются» в опыте индивида «на основе переживания» (М. С. Каган); - объект ценностного отношения субъекта - нравственные качества; - ценностное отношение к объекту наделяет их смыслом и значимостью; - нравственные качества становятся объектом ценностного отношения в «личностном опыте» индивида; - отношения человека к себе, Другому и Миру - осознанная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности; - ценности есть существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивид или социальная группа соотносят свои действия; - ценности образует внутренний стержень личности, квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смагина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL OVERVIEW OF CONCEPTS VALUES IN PSYCHOLOGY

Introduction. The article provides a theoretical analysis of concepts and approaches to the definition of "value". This analysis will allow educational organizations to select, create and develop psychological and pedagogical conditions for the formation of the value and moral sphere of the individual. Based on the analysis of the scientific context, systematization of the main concepts and approaches, the system of the main characteristics of the concept is defined, General and specific are highlighted, and the conclusion is made about the features of considering the concept of "value in psychology". The article aims to substantiate and explain the different approaches to the concept of "value" as a conceptual basis for identifying psychological and pedagogical conditions of formation of moral-valuable sphere of student's personality. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the study of the concept of "value". In the research process, we used the following types of literary and electronic sources: the dissertation and monographic studies, scientific articles on the research problem; conceptual, strategic and policy documents defining the goals, objectives and direction of education for the formation of moral-valuable sphere in the system of General education in Russia. Results. Based on the conducted scientific analysis, approaches to the definition of "value" are identified and described.it is concluded that in psychology values are understood as beliefs; social attitudes; attitudes; motivational education; personality orientation; functional relationship between the object and the subject; characteristics that determine the choice of behavior; structural hierarchically organized education; mental representations. Discussion. Russian psychology considers mainly values as conscious components of the psyche that can be formed during the educational process. Accordingly, for the formation of the value and moral sphere of the individual, it is necessary to create psychological and pedagogical conditions. Different approaches to understanding values determine the presence of different psychological and pedagogical conditions for the development of the moral and value sphere of adolescents. The selection of conditions is possible based on the selected characteristics of the concept “value”. Conclusion. It is concluded that in order to create psychological and pedagogical conditions, it is necessary to take into account different approaches to the concept of "value" and correlate this concept with the objective conditions of students ' life, since values and people themselves change over time as a result of activities. Highlights: In philosophy, sociology, ethics, and psychology, three main concepts of values are dominant: 1) these are social ideals that exist in the public consciousness of the idea of perfection; 2) this is the objective embodiment of these ideals in the products of creativity, material carriers, conscious actions and deeds; 3) motivational structures of the individual ("models of due", which are the basis of a person's life goals-ideas about how it should be). Most authors identify two important characteristics of value: 1) the importance of 2) secondary, derived from human existence character. In psychology, values are most often defined through the following concepts: beliefs, social attitudes, attitudes, stable motivational formations, personality orientation, characteristics that determine the choice of behavior, characteristics associated with unconscious neural processes. The considered ideas about values can be divided into 2 groups: values with conscious phenomena of the psyche and values with unconscious processes. The analysis allows us to make the following generalizations of the characteristics of the concept of "value»: The Value - a special form of communication between an object and a subject The Values are not transmitted by rational learning, but are “born” in the individual's experience “on the basis of experience” The Moral qualities-the object of the subject's value attitude, which gives them meaning and evaluates their significance The Moral qualities become the object of value relations in the “personal experience” of an individual A Person's relationship to himself, the Other and the World-a conscious, selective, experience-based connection of the individual with various aspects of reality Values are guidelines that exist in the consciousness of each person, with which an individual or a social group correlates their actions Values form the inner core of the personality, the quintessence of the needs and interests of individuals and social communities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ ЦЕННОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.155.2.017

УДК 37.015.31 ББК 88.612

Е. Н. Смагина

ORCID № 0000-0002-9946-3333 Аспирант кафедры педагогической и прикладной психологии, Московский городской педагогический университет (Самарский филиал), г. Самара, Российская Федерация.

E-mail: lely57@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ ЦЕННОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

Аннотация

Введение. В статье проведен теоретический анализ концепций и подходов к определению понятия «ценность». Данный анализ позволит образовательным организациям осуществить отбор, создание и развитие психолого-педагогических условий для формирования ценностно-нравственной сферы личности. На основе анализа научного контекста, систематизации основных концепций и подходов определена система основных характеристик понятия, выделены общие и специфические, сделан вывод об особенностях рассмотрения понятия «ценность в психологии».

Цель статьи - обосновать и раскрыть различные подходы к понятию «ценность» как концептуальной основы для определения психолого-педагогических условий формирования нравственно-ценностной сферы личности обучающегося.

Материалы и методы. Основными методами исследования

£ Л

л

Л

л

о *

Й

О §

ж

являются анализ научной литературы, посвященной изучению по- Л

ж

т-> -К

нятия «ценность». В процессе исследования нами использовались к

К Л

ж ж

О

о

Л Й

следующие виды литературных и электронных источников: диссертационные и монографические исследования, научные статьи по проблеме исследования; концептуальные, стратегические и про-

граммные документы, определяющие цели, задачи и направления О

§

о

системе общего образования в РФ. 8

воспитания для формирования нравственно-ценностной сферы в

Результаты. На основе проведенного научного анализа выявлены и описаны подходы к определению понятия «ценность», сделан вывод о том, что в психологии ценности понимаются как убеждение; социальная установка; отношение; мотивационное образование; направленность личности; функциональная связь между объектом и субъектом; характеристика, определяющая выбор поведения; структурное иерархически организованное образование; ментальные репрезентации.

Обсуждение. Приводится обоснование того, что отечественная психология рассматривает преимущественно ценности как осознаваемые компоненты психики, которые поддаются формированию в ходе учебно-воспитательного процесса. Соответственно для формирования ценностно-нравственной сферы личности необходимо соз-дание психолого-педагогических условий. Различные подходы к пониманию ценностей обусловливают наличие различных психолого-педагогических условий для развития нравственно-ценностной сферы подростков. Отбор условий возможен на основе выделенных характеристик понятия «ценность».

Заключение. Делается вывод о том, что для создания психолого-педагогических условий необходимо учитывать различные подходы к понятию «ценность» и соотносить данное понятие с объективными условиями жизнедеятельности обучающихся, т. к. ценности и сами люди изменяются во времени в результате деятельности.

Ключевые слова: ценность; системообразующий компонент; моральные ценности; убеждения; отношения; деятельность; установка; направленность личности; поведение. Основные положения:

В философии, социологии, этике и психологии доминирует три основных представления о ценностях:

1) это общественные идеалы, существующие в общественна

§ ном сознании представления о совершенстве;

го

2) это предметное воплощение этих идеалов в продуктах творцу чества, материальных носителях, осознанных действиях и поступках; ^ 3) мотивационные структуры личности («модели должного»,

которые лежат в основе жизненных целей человека, - представления о том, как должно быть).

Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности:

1) значимость;

2) вторичный, производный от человеческого бытия характер.

В психологии ценности чаще всего определяются через следующие понятия: убеждения, социальная установка, отношение, устойчивые мотивационные образования, направленность личности, характеристика, определяющая выбор поведение, характеристика, связанная с бессознательными нейронными процессами.

Определены обобщенные характеристики понятия «ценность»:

- ценность — «особая форма связи объекта и субъекта» (М. С. Каган)

- ценности не передаются рациональным научением, а «рождаются» в опыте индивида «на основе переживания» (М. С. Каган);

- объект ценностного отношения субъекта - нравственные качества;

- ценностное отношение к объекту наделяет их смыслом и значимостью;

- нравственные качества становятся объектом ценностного е

отношения в «личностном опыте» индивида; рет

и

ч е с к и о '-д

ценности есть существующие в сознании каждого человека р

к

ориентиры, с которыми индивид или социальная группа соотносят н

е

свои действия; п

»К

- ценности образует внутренний стержень личности, квинтэс- к<

е

сенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общнос- нн

тей. ст

е

й

- отношения человека к себе, Другому и Миру - осознанная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности;

1 Введение (Introduction)

Российское образование, находящееся в процессе модернизации, обозначило в качестве стратегических приоритетов смену парадигмы воспитания.

Это связано с объективными условиями социокультурного и социально-экономического развития государства и общества. Российское общество долгое время пребывало в состоянии растерянности: социалистические идеи полностью отрицались, традиционные национальные ценности забывались, западные образцы через СМИ за-полняли пространство жизнедеятельности детства, произошло отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и веры. К сожалению, разрушение ценностных ориентиров в новой России не сопровождалось появлением равноценных новых смыслов, образцов, ценностей. Это привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере — усилении криминогенности общества, росте преступности, в том числе детской, насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Отсюда возникли многие социальные проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся: кризис нравственности и духовности, социальная нестабильность, деморализация населения, падение ценности человеческой жизни.

Одними из наиболее восприимчивых к негативным воздействиям оказались подростки. Потеряв внутреннюю опору, детство в большинстве случаев утратило и внешнюю поддержку семьи, школы, молодежных общественных организаций, конструктивных неформальных объединений.

Кризис ценностей, по мнению П. Сорокина, породил процессы дегуманизации общества, деперсонализации личности. Ученый говорит о том, что в данной ситуации с целью сохранения личности необходимо предложить фундаментальные гуманистические основания воспитания, в центре которых самоактуализация личности, развитие ее нравственно-ценностной сферы, сочетание автономной сферы поведения с высокой общественной ответственностью. П. А. Сорокин считал, что в российских условиях образование по своим § функциональным особенностям может стать активным стимулом § интеграции общественных сфер, предусматривающим системное

и

ьЗ логического, политического, правового характера в обществе [1].

решение проблемных вопросов экономического, социально-психо-

Сложные годы перестройки показали, насколько необходима определенная система воспитания, в центре которой ценности для каждого человека, для общества и государства. Ценности — фундаментальная основа, опираясь на которую, можно строить отношения с собой, Другим, Миром, отношения внутри государства.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.

Поиск новых стратегических приоритетов в формировании нравственно-ценностной сферы личности идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских и общечеловеческих ценностей.

По мнению А. М. Голуб, это вызвано, прежде всего, тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом [2].

В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников подчеркивается, что российская школа должна стать системообразующим компонентом для формирования нравственно-ценностной сферы обучающегося и духовно-нравственного воспитания. к

Таким образом, мы видим определенный социальный заказ со стороны государства и общества на создание в образовательных организациях психолого-педагогических условий, необходимых и достаточных для формирования нравственно-ценностной сферы обучающегося. Исходя из необходимости поиска и отбора эффективных психолого-педагогических условий, необходимо остановиться на осмыслении понятия «ценность», являющегося концептуальной основой для проектирования условий реализации образовательной деятельности для формирования нравственно ценностной сферы обучающегося.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

е е

s и

ч е с к и

о

ко н

е

а

к и

к

к е

н н о с

s е

к

В целом анализ темы осуществлялся на общетеоретическом уровне. Использовались методы: теоретические (различные виды анализа: философско-социологический, историко-педагогический, системно-структурный, обобщение, систематизация и классификация; синтез); эмпирические (изучение литературных источников по философии, социологии, этике, педагогике, психологии).

Работа выполнена на основе принципов научности, диалектического и системного подхода, сравнительного анализа и синтеза различных подходов к определению понятия «ценность» для формированию нравственно-ценностной сферы подростка и определения необходимых для этого психолого-педагогических условий.

В процессе исследования нами использовались следующие виды литературных и электронных источников: диссертационные и монографические исследования, научные статьи по проблеме исследования; концептуальные, стратегические и программные документы, определяющие цели, задачи и направления воспитания для формирования нравственно-ценностной сферы в системе общего образования в РФ. 3 Результаты (Results)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что к настоящему времени в науке имеется определенный объем знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы.

Существуют достаточно многочисленные исследования понятия «ценность» в рамках различных наук, которые выделяют особенные характеристики данной категории.

Так, для философского исследования характерны: глобальность и рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном. В исследованиях современных философов С. Ф. Ани-симова, А. К. Абульхановой-Славской, А. Г. Здравомыслова, Л. П. Бу-евой, М. С. Кагана, В. П. Тугаринова, В. Н. Сагатовского, и др. дается глубокий анализ теории ценностей. В их работах оформился категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценност-а

ин ное отношение», «оценка», «ценностные ориентации».

г

^ Теории ценностей рассматриваются в работах социологов-

^ классиков (М. Вебер, В. Дильтей, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер) и совре-

hq

менных социологов (Т. Парсонс, М. Рокич, П. А. Сорокин, У. Томас).

Для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать стремление развести понятия «ценность», «потребность», «цель», «норма», «мораль», «ценностные ориентации», классифицировать ценности по различным основаниям, раскрыть содержание ценностей через психологические категории.

В отечественных психологических исследованиях проблема ценностей рассматривается в работах А. Г. Асмолова, Ф. Е. Василюк, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьева, М. Р. Рогова, В. С. Собкина, О. А. Ти-хомандрицкой, Д. И. Фельдштейна, М. С. Яницкого и др. как основа механизмов социальной регуляции поведения и деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что, Е. В. Ярина, Б. С. Алишев, В. Л. Тамбовцев, А. В. Кирь-якова, Д. В. Каширский, Э. М. Молчан рассматривают специфику ценностей в форме отражения их возможностей для удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, лежащих в основе активности и направленности личности.

Большинство авторов выделяют важнейшие характеристики ценности:

1) значимость предметов и явлений действительности для человека, их способности удовлетворять его материальные и духовные потребности (С. Ф. Анисимов, Г. М. Андреева, А. В. Здра-вомыслов и др.);

2) ценности как высшие общественные идеалы. С этой точ-

не сущим (И. С. Нарский);

3) мотив деятельности и поведения, которые определяют стремление человека к достижению определенных целей и строго соотно-

е е

8

Л

е

О *

ки зрения, ценности являются целью, а не средством, должным, а !,

о §

ж

е

а

сятся с ценностями, вошедшими в личностную структуру (Б. С. Бра- к

к е

ж ж о

О

тусь, А. Н. Леонтьев, Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл);

4) понятия и убеждения, которые имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению, управляют выбором или оценкой поведения или событий и упорядочены по относитель- О ной важности (Ш. Шварц и У. Билски);

5) устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения (М. Рокич).

В педагогической литературе проблеме формирования ценностей посвящены работы Т. К. Ахаян, Я. Гудечек, М. Г. Казаки-ной. В трудах этих ученых подчеркивается особая педагогическая целесообразность формирования ценностного общения, созидания новых ценностей и распространения общепризнанных.

Таким образом, понятие ценность является междисциплинарным. Можно говорить о его различных характеристиках. Возможен философский, социологический, этический, культурологический и другие подходы к названной проблематике. В психологии категория «ценность» рассматривается в понятиях, близких по определению для данных наук, но не тождественных ему. К особым психологическим характеристикам следует отнести такие, как: личностный смысл, ценностные ориентации и ценностные отношения, оценки, убеждения, установки, нормы, идеалы, направленность личности и др.

Это определило необходимость теоретического анализа определения понятия «ценность» в аспекте формирования нравственно-ценностной сферы обучающихся.

4 Обсуждение (Discussion)

Различные подходы к пониманию ценностей обусловливают создание различных психолого-педагогических условий для развития нравственно-ценностной сферы подростков. В отечественной системе образования принято рассматривать ценности преимущественно как осознаваемые компоненты психики, которые поддаются формированию в ходе учебно-воспитательного процесса.

В ходе исследования проведен теоретический анализ изучения понятия «ценность»; определены подходы на общенаучном и конкретно-научном уровне.

При ретроспективном рассмотрении категории «ценность» § мы обратились к энциклопедическим словарям, отечественным и | зарубежным работам, которые позволяют выявить методологические ¡Н подходы к пониманию данного феномена в научных знаниях и со-hq отнести вариативную проблематику «ценности» с психолого-педаго-

гической проблемой формирования нравственно-ценностной сферы обучающихся.

Осмысление понятия «ценность» в философской теории — продукт исторического развития духовной культуры. В античной философии этот вопрос рассматривался в трудах древнегреческих философов (Аристотель, Платон, Демокрит, Сократ, Гераклит). Данные авторы в числе первых привнесли в философскую науку свои представления о смысле и ценности общественной истории, общественного идеала, о «ценных» чертах характера человека, о нормативности его поведения.

Позднее И. Кант в «Критике практического разума» определяет истоки общефилософского основания проблемы ценностей. Он разграничивает мир «должного» и мир «сущего». Ценности располагаются в сфере «должного» и не входят в мир вещей. В его понимании моральные ценности принадлежат к миру трансцендентальных идей. В философских исследованиях Гегеля большая роль отводится понятиям «моральный закон», «нравственная категория», «особая максима», которые в философском лексиконе употребляются в значении термина «ценность».

Д. А. Леонтьев отмечает, что в философии, социологии, этике и психологии доминирует три основных представления о ценностях:

1) это общественные идеалы, существующие в общественном сознании представления о совершенстве;

2) это предметное воплощение этих идеалов в продуктах творчества, материальных носителях, осознанных действиях и пос-

Общественные идеалы усваиваются личностью в процессе

дели должного», в соответствии с которыми он совершает поступки и создает «предметное воплощение идеалов», которые, в свою очередь, оказывают влияние на общественные идеалы [2].

Философия и социология сфокусированы преимущественно

е е

ч е

О к

и Й

тупках; §

3) мотивационные структуры личности («модели должно- 43

о

го», которые лежат в основе жизненных целей человека, - пред- к

л

ставления о том, как должно быть). и

к еж

воспитания и социализации обучающегося, у него формируются «мо- жо

с

а

с

ихо

ол о

ги

на изучении социальных ценностей (ценностей общества, культуры, и

283

социальной группы), а психология — индивидуальных ценностей (т. е. степени интериоризации личностью социальных ценностей). Индивидуальные ценности в психологии очень часто обозначаются словосочетанием «ценностные ориентации». Отечественные психологи нередко для того, чтобы показать, что индивидуальная ценность относится к мотивационной сфере, используют термин «ценностные ориентации», а когда необходимо подчеркнуть, что индивидуальная ценность относится к смысловой сфере, употребляют термин «личностные ценности».

В философской теории ценностей, автором которой является М. С. Каган, ценность определяется как осознанное ценностное отношение субъекта к реальному или идеальному объекту. Исходя из этого, человек определяет свое отношение на основе понимания его значимости для себя, для другого и для мира. Анализ субъект-но-объектных отношений в работах М. С. Кагана доказывает возможность существования нескольких форм отношений в системе человеческой деятельности: познавая мир, субъект может отражать объективные связи и отношения; ценностно осмысливая окружающую действительность, субъект может рассматривать ее значение для себя, конструировать новые идеальные объекты, отвечающие его потребностям как субъекта; намерения и действия предполагают и межобъективное общение в форме диалога.

Согласно данной теории, ценности представлены в виде понятий и образов, способные индуцировать чувства, оценки и отношения. Осмысление оцениваемого объекта предполагает выявление и понимание конкретного смысла для субъекта. Ценности способны порождать побуждение к деятельности, реализуемые в поведении.

Структурно-функциональное единство данных компонентов рассматривается как психолого-педагогический механизм реализации воспитательной функции образования в организации образовательного процесса, способствующего формированию нравственно-цен-

| ностной сферы личности обучающегося. Для нашего исследования

г

ма важно положение, выдвинутое М. С. Каганом о природе и специфике

^ нравственных ценностей: отличительная их черта состоит в том, что

^ личностные смыслы, системы ценностей индивида нельзя сформи-

ровать передачей сообщений. Личностные смыслы должны быть выработаны самостоятельно, а не приниматься готовыми, они формируются на основе переживания, а не чисто рациональным путем.

В. Франкл рассматривал ценности как смысловые универсалии:

- ценности творчества позволяют человеку осознать, что он даёт обществу;

- ценности переживания позволяют человеку осознать, что он берет от общества;

- ценности отношения позволяют человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь: а) осмысленное отношение к боли; б) осмысленное отношение к вине; в) осмысленное отношение к смерти.

М. Рокич все ценности разделил на две группы: терминальные и инструментальные (ценности-цели и ценности-средства).

А. Маслоу отмечал, что в зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза, ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения).

С позиций структурно-генетической концепции ценностей (Н. Л. Худякова) ценности рассматриваются как структуры индивидуального сознания, как личностные новообразования. Автор е выделяет уровни развития ценностей человека в филогенезе:

1) ориентация на индивидуально-полезные ценности (стремление человека к таким формам взаимоотношений с другими людьми, которые удовлетворяют его витальные потребности);

ч е с к и о '-д

2) ориентация на социально-значимые ценности (стремление >■§

ко

к установлению взаимоотношений с людьми на основе правил и ж

»К

норм, принятых в обществе, социальных ролей). При данной ориен- к

к

тации предметы и объекты реального мира обретают для человека К

еж

ценность, предписанную им социумом. При этом ценности другой ж культуры воспринимаются как варварские, «неправильные»;

3) ориентация на личностно-значимые ценности (формиру

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

ются личностные ценности на основе осознания человеком своей их

индивидуальности; уровень развития духовной сферы человека ло

ги

обеспечивает ему принятие общечеловеческих ценностей); и

285

4) ориентация на родовые значимые ценности (стремление к установлению взаимоотношений любви со всеми, т. е. гармоничной формы отношений с людьми, предметами и предметностями в целом).

В этике принято выделять высшие и низшие ценности; при этом под высшими понимаются ценности, обеспечивающие благо социума, человечества в целом. В этом контексте мораль нацеливает человека на признание общественных потребностей более важными, чем личных потребностей.

В этике для обозначения положительных и отрицательных ценностей используются понятия «добро» и «зло». При этом они понимаются как особенные ценности, не относящиеся к природным явлениям и событиям. С позиции добра и зла можно охарактеризовать только осознанные поступки человека, совершаемые им свободно, т. е. без давления извне.

Моральные ценности в этике рассматриваются как должные к исполнению требования, которые нужно выполнять всегда, вне зависимости от ситуации.

В этике нормы и ценности рассматриваются как взаимосвязанные элементы. Нормы включают обязательные для всех членов общества образцы поведения, а ценности объясняют, почему эти образцы обязательны для исполнения с точки зрения общественного бытия и счастья каждого отдельного человека. Обычно ценность рассматривается как основание нравственной нормы, обеспечивая тем самым ее добровольное принятие и исполнение человеком.

П. Е. Матвеев определяет моральные ценности через категорию добра и зла и относит к ним ценности: жизнь, личность, единство, благо, хозяйственность, справедливость, мир, свобода, солидарность, легальность, достоинство, равенство, честь, истинность и др.

Изучая духовно-нравственные ценности высшей школы как философскую категорию, Т. И. Аркова выделила ценности: любовь, патриотизм, семья, природа, уважение, гуманизм, справедли-а

иж вость, толерантность, созидательный труд, гражданская позиция,

г

ма коллективизм, дружба народов, знание, творчество, свобода, до-^ стоинство, трудолюбие, совесть, верность, ответственность.

По Л. В. Баевой структура ценности как философской кате-

гории включает три структурных элемента: символ, понятие и интен-циональность. Символ — иррациональный компонент (сакральный смысл ценности), понятие — логический компонент (рациональное понимание ценности), интенциональность (стремление) — компонент, который связывает ценность с потребностями человека.

В качестве моральных ценностей часто рассматриваются основные категории этики, такие, как добро и зло, справедливость, долг, честь и достоинство, совесть, ответственность, счастье, свобода, смысл.

Таким образом, в этике ценности изучаются в контексте понятий «добра» и «зла», во взаимосвязи с моральными нормами и идеалами.

Источником ценностей личности, считает Г. Оллпорт, является мораль общества. Моральные нормы и ценности формируются и поддерживаются посредством внешнего подкрепления. Они выступают в качестве средств, условий достижения внутренних ценностей, являющихся целями личности. Преобразование средств в цели, превращение внешних ценностей в ценности внутренние, в идеалы Г. Оллпорт называет «функциональной автономией», понимаемой им как процесс трансформации «категорий знания» в «категории значимости». По мнению Г. Оллпорта, ценность — это личностный смысл. Человек осознает ценность тогда, когда ценность выступает е в категории «значимость», а не в категории «знание», и смысл имеет для него принципиальное значение. Ценности, будучи личной категорией значимости, всегда имеют принципиальное значение и включены в структуру «Я». Ценности не формируется упражнения-

ния как «оперантное научение» [2].

Теоретические идеи С. Л. Рубинштейна определяют ценность как «значимое» для человека. Ученый указывал, что практическое отношение человека к миру заключается в выделении им значимых предметов, явлений. Находящиеся в определенной иерархии жиз-

8

Л

е

с к и о

'-д

ми и подкреплением, они не перенимаются как готовый образец. >■§

ко

Система ценностей трансформирует навыки и умения из внешнего ж

»К

пласта личности в саму систему «Я». Только в этом случае приобре- к

к

тенные навыки и умения преобразуются в подлинные интересы и К

еж

смыслы, которые не нуждаются в поддержке внешнего подкрепле- ж

о

с

ненные ценности оказывают влияние на человека, детерминируют его поведение. С. Л. Рубинштейн видел функцию ценностей в регуляции поведения и показал, что в ходе жизни происходит переоценка ценностей как закономерный результат жизни человека, перестройка взаимоотношений с миром, Другим и собой.

М. Бубер подчеркивал, что полноценное соучастие личности в жизни и деятельности других индивидов, общества в целом открывает ей смысл собственного существования, указывает путь для построения стратегии его реализации.

В современной социологии наиболее распространенными являются теории ценностей Ш. Шварца и Г. Хофстеде. Эти теории положены в основу сравнительных международных исследований базовых ценностей жителей различных стран, проводимых в рамках исследовательских проектов, инициированных Европейским научным фондом [3].

Г. Хофстеде выделил 6 параметров, по которым можно описать различия между культурами и, соответственно, между ценностями, разделяемыми гражданами разных стран в соответствии с культурными особенностями:

1) отношение к проблеме человеческого неравенства («ди-станцированность от власти»);

2) степень напряжения в ситуации неизвестности будущего («избегание неопределенности»);

3) индивидуализм - коллективизм;

4) отношение к гендерному распределению ролей в обществе («маскулинность - фемининность»);

5) фокусировка на долгосрочные или краткосрочные цели;

6) возможность наслаждения жизнью («потворство желаниям - сдержанность»).

Теория Г. Хофстеде позволяет выявить и описать национальные ценности, которые он понимает как культурные образцы, представленные бинарными оппозициями: злой - добрый, плохой -иж хороший, опасный - безопасный, недопустимый - допустимый, ма аморальный - моральный и др. ^ Ш. Шварц понимает ценность как мотивационную цель.

^ Первоначальная его теория включала 9 универсальных базовых

ценностей, затем она была расширена до 11-ти. В последней версии теория включает следующие 19 ценностей, являющимися общими для всех культур: самостоятельность мысли, самостоятельность поступка, стимуляция, гедонизм, достижение, власть — доминирование, власть — ресурсы, репутация, личная безопасность, общественная безопасность, традиции, конформизм — правила, межличностный конформизм, скромность, универсализм — забота о других, универсализм — забота о природе, универсализм — толерантность, благожелательность — забота о группе, благожелательность — чувство долга. Шварц разработал диагностический инструментарий, позволяющий оценивать социальные и индивидуальные ценности, поэтому его теория широко применяется как в социологических, так и психологических исследованиях.

В отечественной социологии наиболее известным является представление о ценностях В. А. Ядова. Он рассматривает ценностные ориентации как часть структуры личности и раскрывал их через понятие «жизненный смысл». По мнению автора, ценностные ориентации личности формируются в ходе социализации и социальной адаптации, в процессе накопления жизненного опыта, путем принятия культурных ценностей, определения основных целей в жизни и средств достижения этих целей. Ценностные ориентации определяют е направленность интересов личности, индивидуальные предпочтения, цели и мотивы деятельности, уровень притязаний. Они проявляются в оценках, которые человек дает тем или иным событиям, явлениям, жизненным обстоятельствам. Ученый подчеркивает, что цен-

ч е с к и к о '-д

ностные ориентации согласуются с идеалом. Отсюда высший уро- >■§

ко

вень — это жизненный идеал как нравственный образ желаемого к

будущего. Формируя ценностную иерархию, субъект выходит на Л

ик

определение жизненных целей, более отдалённых, относительно близ- К

еж

ких и ближайших, а также ценностей-средств или представлений о жо нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона. ^ Понятие «ценность» в психологической трактовке эквива-

с

лентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, их

хотя и обозначаются разными понятиями, семантически однопо- ло

ги

рядковые. Например, Н. Ф. Добрынин называет их «значимостью», и

289

А. И. Божович «жизненной позицией»; А. Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом», В. Н. Мясищев — «психологическими отношениями».

В психологии чаще всего ценности понимаются как убеждение (М. Рокич и др.); социальная установка (Э. М. Молчан и др.); отношение (Д. А. Леонтьев, В. П. Зинченко, К. А. Абукльханова-Славская и др.); мотивационное образование (Ш. Шварц и др.); направленность личности (К. К. Платонов, Н. А. Журавлева и др.); связь между объектом и субъектом (Б. С. Алишев, М. С. Каган и др.); характеристика, определяющая выбор поведения (К. Клакхон и др.); структурное иерархически организованное образование (С. С. Бубнова и др.); ментальные репрезентации (В. Л. Тамбовцев и др.).

Если в философии и этике рассматриваются моральные (нравственные) ценности, то в психологии и педагогике принято изучать общечеловеческие ценности. В. И. Ефимов и В. М. Таланов считают, что общечеловеческие ценности отражают явления, имеющие значимость для каждого члена общества любого государства или этноса.

Профессор Института социальных исследований Осло Robert C. Priddy приводит следующий перечень общечеловеческих ценностей: истина, забота, мир, долг, справедливость. По мнению А. В. Кирьяковой, к общечеловеческим ценностям относятся: труд (деятельность, творчество), познание (истина), отечество, свобода, мир, равенство, красота, справедливость, человек. Нормативными документами закреплен следующий перечень общих ценностей, которые нужно воспитывать у детей и подростков: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, нравственный долг [4].

В педагогическом аспекте можно выделить ценности:

транслируемые через содержание образования; транслируемые

учителем; транслируемые через организацию образовательного

1 процесса; рождаемые событийной общностью субъектов образовало

^ тельного пространства. Очевидно, что в аксиологическом образо-

^ вательном пространстве происходит индивидуально-личностная транс-

^ формация ценностей. Таким образом, общее образование, должно

быть сориентированы прежде всего на воспитательные цели, которые являются для человека смыслообразующими [5].

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие обобщения характеристик понятия «ценность»:

- ценность - особая форма связи объекта и субъекта (М. С. Каган);

- ценности не передаются рациональным научением, а «рождаются» в опыте индивида «на основе переживания» (М. С. Каган);

- нравственные качества - объект ценностного отношения субъекта, наделяющего их смыслом и оценивающего их значимость;

- нравственные качества становятся объектом ценностного отношения в «личностном опыте» индивида;

- отношения человека к себе, Другому и Миру — осознанная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности;

- ценности есть существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивид или социальная группа соотносят свои действия;

- ценности образует внутренний стержень личности, квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. е

5 Заключение (Conclusion)

Перечисленные выше в статье и проанализированные автором различные подходы к понятию «ценность» обосновывают необходимость его тщательного рассмотрения в профессиональном пе-

ч е с к и к о '-д

дагогическом сообществе. Понятно, что ценности непостоянны: они >■§

ко

изменяются во времени в результате деятельности людей, как изме- §

»К

няются и сами люди. Одним из факторов изменения системы ценнос- к

ик

тей являются социально-исторические условия, на фоне которых раз- К

§

вивается личность. Психолого-педагогические условия, которые соз- § даются и реализуются в школе для формирования нравственно-ценностной сферы обучающегося, по-нашему мнению, также необходимо рассматривать как механизм и средство, так как влекут за собой изменения системы ценностей отдельной личности, социальных групп,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

о

S

g

о

обществ. Изменчивость ценностей субъекта и смысловых предпочте- s

ний связана с объективностью реального процесса жизнедеятельности обучающегося в образовательной организации, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением.

Очевидно, что при работе над созданием психолого-педагогических условий для формирования нравственно-ценностной сферы требуется более глубокое изучение основополагающего понятия. Было получено расширенное представление о сущностных и смысловых характеристик понятия «ценность», дающее возможность создания и реализации необходимых и достаточных психолого-педагогических условий, т. к. изменение ценностей и переориентировка смыслов — закономерный процесс развития личности в современных условиях ценностно-смысловой парадигмы ФГОС ООО.

Полученные результаты открывают дальнейшие перспективы в изучении перечня эффективных психолого-педагогических условий как основы для формирования нравственно-ценностной сферы современного подростка.

Библиографический список

1. Духовно-нравственные ценности современного образования: коллективная монография / под ред. Е. В. Крикун. Белгород : Белгор. гос. аграр. ун-та им. В. Я. Горина, 2016. 307 с.

2. Актуализированные ценности современного российского общества : коллективная монография / под общ. ред. И. А. Халий. М. : Институт социологии РАН, 2015. 273 с.

3. Тамбовцев В. Л. Онтогенез индивидуальных ценностей // Общественные науки и современность. 2017. № 1. С. 156 - 164.

4. Узлова Н. В. Ценностные ориентации в эпоху трансформаций: социально-педагогический аспект // Успехи современной науки. 2016. Том 9. № 12. С. 31-33.

5. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования : коллективная монография / под общ. ред. С. В. Чуева. М. : Издательский дом ГУУ, 2017. - 131 с.

Ye. N. Smagina

ORCID No. 0000-0002-9946-3333 Postgraduate of the Department of pedagogical and applied psychology, State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the City of Moscow "Moscow City Pedagogical University" S Samara branch, Samara, Russia.

| E-mail: lely57@yandex.ru

^ THE THEORETICAL OVERVIEW

^ OF CONCEPTS VALUES IN PSYCHOLOGY

Abstract

Introduction. The article provides a theoretical analysis of concepts and approaches to the definition of "value". This analysis will allow educational organizations to select, create and develop psychological and pedagogical conditions for the formation of the value and moral sphere of the individual. Based on the analysis of the scientific context, systematization of the main concepts and approaches, the system of the main characteristics of the concept is defined, General and specific are highlighted, and the conclusion is made about the features of considering the concept of "value in psychology".

The article aims to substantiate and explain the different approaches to the concept of "value" as a conceptual basis for identifying psychological and pedagogical conditions of formation of moral-valuable sphere of student's personality.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the study of the concept of "value". In the research process, we used the following types of literary and electronic sources: the dissertation and monographic studies, scientific articles on the research problem; conceptual, strategic and policy documents defining the goals, h

C6

objectives and direction of education for the formation of moral- ^ valuable sphere in the system of General education in Russia. ~

Results. Based on the conducted scientific analysis, approaches to the definition of "value" are identified and de- O scribed.it is concluded that in psychology values are understood as beliefs; social attitudes; attitudes; motivational education; personality orientation; functional relationship between the object £ and the subject; characteristics that determine the choice of behavior; structural hierarchically organized education; mental rep-

l

resentations. u

s

Discussion. Russian psychology considers mainly values as conscious components of the psyche that can be formed during the educational process. Accordingly, for the formation of the value and moral sphere of the individual, it is necessary to create psycho-

C6

o h o

logical and pedagogical conditions. Different approaches to understanding values determine the presence of different psychological and pedagogical conditions for the development of the moral and value sphere of adolescents. The selection of conditions is possible based on the selected characteristics of the concept "value".

Conclusion. It is concluded that in order to create psychological and pedagogical conditions, it is necessary to take into account different approaches to the concept of "value" and correlate this concept with the objective conditions of students ' life, since values and people themselves change over time as a result of activities.

Keywords: Value; System-forming component; Moral values; Beliefs; Attitudes; Activities; Attitudes; Personality orientation; Behavior. Highlights:

In philosophy, sociology, ethics, and psychology, three main concepts of values are dominant:

1) these are social ideals that exist in the public consciousness of the idea of perfection;

2) this is the objective embodiment of these ideals in the products of creativity, material carriers, conscious actions and deeds;

3) motivational structures of the individual ("models of due", which are the basis of a person's life goals-ideas about how it should be).

Most authors identify two important characteristics of value:

1) the importance of

2) secondary, derived from human existence character. In psychology, values are most often defined through the

following concepts: beliefs, social attitudes, attitudes, stable motivational formations, personality orientation, characteristics that

a

S determine the choice of behavior, characteristics associated with

»

Js unconscious neural processes. The considered ideas about values

^ can be divided into 2 groups: values with conscious phenomena

^ of the psyche and values with unconscious processes.

The analysis allows us to make the following generalizations of the characteristics of the concept of "value»:

The Value — a special form of communication between an object and a subject

The Values are not transmitted by rational learning, but are "born" in the individual's experience "on the basis of experience"

The Moral qualities-the object of the subject's value attitude, which gives them meaning and evaluates their significance

The Moral qualities become the object of value relations in the "personal experience" of an individual

A Person's relationship to himself, the Other and the World-a conscious, selective, experience-based connection of the individual with various aspects of reality

Values are guidelines that exist in the consciousness of each person, with which an individual or a social group correlates their actions

Values form the inner core of the personality, the quintessence of the needs and interests of individuals and social communities.

References

1. Nikulina N.N., Scientific Edr Krikun E.V. (2016), Duhovno-nravst- ^ vennye cennosti sovremennogo obrazovaniya [Mental and moral values of modern education]: Kollektivnaya monografiya. Izdatel'stvo Belgorodskij gosudar- 0 stvennyj agrarnyj universitet im. V. YA. Gorina. Belgorod, 307 p. (In Russian). t

2. Aksenova O.V., General Edr. of Khali I.A. (2015), Aktualiziro-vannye cennosti sovremennogo rossijskogo obshchestva [Actualized values of ° modern Russian society]: Kollektivnaya monografiya, Izdatel'stvo Institut § sociologii RAN, Moscow, 273 p. (In Russian).

3. Tambovcev V.L. (2017), Ontogenez individual'nyh cennostej [On- ^ togenesis of individual values]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', 1, p 156-164 (In Russian). e

4. Uzlova N.V. (2016), Cennostnye orientacii v epohu transformacij: so-cial'no-pedagogicheskij aspect [Value orientations in the era of transformations: ^ socio-pedagogical aspect]. Uspekhi sovremennoj nauki, 12, 31-33 (In Russian). |

5. Begichev O.L. General Edr. Chueva S.V. (2017), TSennostnye ori-

entatsii rossiiskoi molodezhi i realizatsiia gosudarstvennoi molodezhnoi poli— y

tiki: rezul'taty issledovaniia [Value orientations of Russian youth and state h

o

youth policy implementation: the results of the study]. Kollektivnaya mono-grafiia. Gosudarstvennyi universitet upravleniia, Moscow, 131 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.