Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СИСТЕМОГЕНЕЗА ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ПРОБЛЕМА СИСТЕМОГЕНЕЗА ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / «ЦИФРОВЫЕ ЦЕННОСТИU» ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКСИОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМОГЕНЕЗ / «ЦЕННОСТНЫЙ РАЗРЫВ» / ПОСТТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ РИСКИ ЦИФРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / DIGITALISATION / „DIGITAL VALUES” OF PEDAGOGIC ACTIVITY / AXIOLOGY / EDUCATION DIGITALISATION AXIOLOGY / PEDAGOGIC EDUCATION / SYSTEMOGENESIS / “VALUE GAP” / POST-TRADITIONAL VALUES OF PEDAGOGIC ACTIVITY / VALUE RISKS OF DIGITAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходырев Александр Михайлович, Данилова Лариса Николаевна, Ледовская Татьяна Витальевна, Солынин Никита Эдуардович

В свете реализации концепции научно-технологического развития Российской Федерации актуальной для модернизации педагогического образования как института является проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности и подготовки педагогов. В науке остаются открытыми вопросы о происхождении и специфике таких ценностей, хотя именно они лежат в основе целеполагания и обновления содержания педагогического образования. Тенденция цифровой трансформации российского общества привела к возникновению новых, «цифровых ценностей» педагогической деятельности и к видоизменению ценностей, традиционных для этой сферы. Ценности как отдельные значимые для субъектов характеристики педагогической деятельности объективны и не зависят от самих субъектов, однако оказывают влияние на их отношения и действия. Ценности, возникающие и трансформирующиеся условиях цифровизации общества и образовательной системы, требуют пересмотра теории и практики организации образовательной деятельности. В связи с этим актуальную необходимость представляет собой выявление традиционных и посттрадиционных, «цифровых ценностей» педагогической деятельности, механизмов формирования и влияния на подготовку студентов. Данные задачи призвана решить научная теория трансформации ценностно-смыслового содержания педагогической деятельности в условиях цифровой модернизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходырев Александр Михайлович, Данилова Лариса Николаевна, Ледовская Татьяна Витальевна, Солынин Никита Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMOGENESIS OF VALUES OF PEDAGOGIC ACTIVITY WITHIN DIGITALISATION OF SOCIETY

In a view of implementation of the concept of scientific and technological development in the Russian Federation, the problem of systemogenesis of pedagogue’s work and training is topical for modernisation of pedagogic education as an institution. Issues about origin and specifics of such values are still not quite clear in science, although they make the basis of goal-setting and updating of curriculums in pedagogic education. The digital transformation of the Russian society has generated new, "digital values" of pedagogic activities and has led to modification of traditional values in this area. Values as separate characteristics of pedagogic activities significant for a person are objective and do not depend on the person; instead, they influence people’s attitudes and actions. The values appearing and transforming due to digitalisation of the society and education require a revision of the theory and practice of organising educational activities. So it is of great importance, to identify traditional and post-traditional, the so-called "digital values" of pedagogic activities as well as mechanisms of formation and influence on the pedagogues’ training. These tasks are supposed to be solved by the scientific theory about transformation of the value content of pedagogic activities under digital modernisation of the society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СИСТЕМОГЕНЕЗА ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

ПЕДАГОГИКА

DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-5-13 УДК 371:004

Ходырев Александр Михайлович

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Данилова Лариса Николаевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Ледовская Татьяна Витальевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Солынин Никита Эдуардович

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества

В свете реализации концепции научно-технологического развития Российской Федерации актуальной для модернизации педагогического образования как института является проблема системогенза ценностей педагогической деятельности и подготовки педагогов. В науке остаются открытыми вопросы о происхождении и специфике таких ценностей, хотя именно они лежат в основе целеполагания и обновления содержания педагогического образования. Тенденция цифровой трансформации российского общества привела к возникновению новых, «цифровых ценностей» педагогической деятельности и к видоизменению ценностей, традиционных для этой сферы. Ценности как отдельные значимые для субъектов характеристики педагогической деятельности объективны и не зависят от самих субъектов, однако оказывают влияние на их отношения и действия. Ценности, возникающие и трансформирующиеся условиях цифровизации общества и образовательной системы, требуют пересмотра теории и практики организации образовательной деятельности. В связи с этим актуальную необходимость представляет собой выявление традиционных и посттрадиционных, «цифровых ценностей» педагогической деятельности, механизмов формирования и влияния на подготовку студентов. Данные задачи призвана решить научная теория трансформации ценностно-смыслового содержания педагогической деятельности в условиях цифровой модернизации общества.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, цифровизация, «цифровые ценности» педагогической деятельности, аксиология, аксиология цифровизации образования, педагогическое образование, системогенез, «ценностный разрыв», посттрадиционные ценности педагогической деятельности, ценностные риски цифрового взаимодействия

Информация об авторах: Ходырев Александр Михайлович, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9871-9440, кандидат педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г Ярославль, Россия

E-mail: [email protected]

Данилова Лариса Николаевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-1272-401X, доктор педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия

E-mail: [email protected]

Ледовская Татьяна Витальевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3134-1436, кандидат психологических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия

E-mail: [email protected]

Солынин Никита Эдуардович, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6896-0479, кандидат психологических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 22 .09.2020

Для цитирования: Ходырев А.М., Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 5-13. DOI https://doi. org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-5-13

Aleksandr M. Khodyrev

Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University

Larisa N. Danilova

Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University

Tat'yana V. Ledovskaya

Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University

Nikita E. Solynin

Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University

systemogenesis of values of pedagogic activity within digitalisation of society

In a view of implementation of the concept of scientific and technological development in the Russian Federation, the problem of systemogenesis ofpedagogue s work and training is topical for modernisation ofpedagogic education as an

© Ходырев А.М., Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., 2020 Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

5

institution. Issues about origin and specifics of such values are still not quite clear in science, although they make the basis of goal-setting and updating of curriculums in pedagogic education. The digital transformation of the Russian society has generated new, «digital values» of pedagogic activities and has led to modification of traditional values in this area. Values as separate characteristics ofpedagogic activities significant for a person are objective and do not depend on the person; instead, they influence people's attitudes and actions. The values appearing and transforming due to digitalisation of the society and education require a revision of the theory and practice of organising educational activities. So it is of great importance, to identify traditional and post-traditional, the so-called «digital values» of pedagogic activities as well as mechanisms of formation and influence on the pedagogues' training. These tasks are supposed to be solved by the scientific theory about transformation of the value content ofpedagogic activities under digital modernisation of the society.

Keywords: values, value orientations, digitalisation, „digital values" of pedagogic activity, axiology, education digitalisation axiology, pedagogic education, systemogenesis, "value gap", post-traditional values of pedagogic activity, value risks of digital interaction

Information about the authors: Aleksandr M. Khodyrev, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9871-9440 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia

E-mail: [email protected]

Larisa N. Danilova, ORCID https://orcid.org/0000-0002-1272-401X Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia

E-mail: [email protected]

Tat'yana V. Ledovskaya, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3134-1436 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia

E-mail: [email protected]

Nikita E. Solynin, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6896-0479 Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia

E-mail: [email protected]

Article received: September 22, 2020

Khodyrev A.M., Danilova L.N., Ledovskaya T. V., Solynin N.E. Systemogenesis of values of pedagogic activity within digitalisation of society. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 4, pp. 5-13 (In Russ.). DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-5-13

Социально-политические вызовы цифро-визации российского общества влекут изменения в практике функционирования всех его институтов, в том числе и образования. Цифровизация создаёт новые возможности для образовательных систем, но одновременно резко обостряет потребность качественной модернизации подготовки профессиональных кадров для цифровой экономики. При этом в системе подготовки педагогических кадров наблюдается отсутствие фундаментальных исследований по ценностным аспектам цифровизации образования, ценностно-смысловому содержанию педагогического образования в России, системогенезу ценностей педагогической деятельности, которые призваны служить теоретико-методологическим основанием перехода учреждений педагогического образования к политике цифровизации.

Между тем потребность в подобном переходе зафиксирована правительством РФ в целях и задачах национальных проектов «Образование», «Наука» и национальной программы «Цифровая экономика». Так, цели нацпроекта «Образование» преследуют обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Эти цели, обусловленные современным уровнем общественного развития и стратегическими интересами России, гармонично отражаются в задачах педагогическо-

го образования: с одной стороны, требуется добиваться значительного повышения качества подготовки специалистов, с другой, сосредоточиться на гармоничном развитии и воспитании социальной ответственности будущих педагогов за результаты их труда. Важно, что решение первой задачи, исходящей из запросов цифровой экономики, возможно через цифровую трансформацию образовательного процесса в учреждениях педагогического образования, которая актуализирует новые информационные ценности педагогической деятельности. Решение второй задачи, как и заявлено в целях национального проекта, должно осуществляться через традиционные культурные ценности российского общества и образования как одного из его институтов.

Осознание традиционных ценностей, а также постматериальных, информационных ценностей в организации педагогической деятельности на различных образовательных ступенях не только даёт необходимые конкурентные преимущества национальной образовательной системе: проверенные временем общезначимые социальные ценности обеспечивают сохранение положительных традиций и результатов в подготовке педагогов, а новые, цифровые ценности гарантируют её мо-дернизационный прорыв, соответствующий современным тенденциям в развитии экономики, политики, культуры в целом; педагоги, понимающие ценность электронной среды и умеющие продуктивно использовать её в образовательном процессе в учреждениях дошкольного, школьного или до-

полнительного образования, в свою очередь, могут осуществлять этот процесс в соответствии с требованиями цифровой экономики, общественными тенденциями, актуальными потребностями и интересами различных образовательных субъектов, что должно способствовать повышению качества образовательной системы в целом.

В условиях глобального технологического обновления возникают новые, «цифровые ценности» (информация, многофункциональность, стандартизация, скорость, ориентированность на публичность, стремление к удобству, прозрачность, мобильное взаимодействие и др.). Часть из них определяет современное развитие образования и системы подготовки педагогов в том числе, и все они связаны с цифровым пространством человеческой деятельности. Они проявляются в процессах цифровизации управленческого и учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений. Цифровизация есть цифровой метод взаимодействия, и поскольку взаимодействие отражает саму сущность образования, то естественным путём она проникает и в образовательные процессы и педагогическую деятельность. Таким образом, во всех сферах жизни человека (включая профессионально-педагогическую подготовку кадров) наблюдается переход от устоявшихся традиционных ценностей к посттрадиционным. Но подобная эволюция ценностей происходит во многом стихийно, и потому возникают актуальные задачи изучать этот переход и управлять им целенаправленно, чтобы новые тенденции соответствовали потребностям национального педагогического образования, запросам цифровой экономики и стратегии развития России.

Новые ценности, возникшие под влиянием вызовов глобальной цифровизации, во многом определяют современную педагогическую деятельность, и новизна этого феномена подтверждает актуальность их системного анализа, требующего определения механизмов их становления и развития, структурных связей, влияния на педагогическую деятельность. Понимание подобных сущностных аспектов необходимо для упорядоченного формирования сложного комплекса традиционных и инновационных ценностных ориентаций у педагогов, поскольку только через присвоение убеждений личностью они способны служить действенным регулятором в профессиональной деятельности педагогических кадров. Активное включение педагогов в цифровое образовательное пространство должно быть разносторонним.

Так, входящий в национальный проект «Образование» федеральный проект «Цифровая школа» нацелен на создание к 2024 году во всех образовательных организациях каждого уровня современной и безопасной образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность любого

образования. Однако эта среда не исчерпывается достижением массовой компьютерной оснащённости, информационной грамотностью и стандартизацией цифровой школы: для обеспечения преемственности культуры при переходе к обществу знания важно, чтобы заложенные в стандартах цифровые навыки и информационная компетентность имели ценностные основания, осмысленные в философском и педагогическом плане. Наличие у педагога ценностных ориентаций по отношению к электронной среде обеспечивает его готовность и мотивацию использования этой среды в педагогических целях. Задача педагогического вуза в этом процессе: осознать соответствующие ценности, определить их гармоничное соотношение с традиционными ценностями педагогического образования, выявить средства и условия формирования всей совокупности педагогических ценностных ориентаций у студентов и организовать данную работу. Одна из задач национальной программы «Цифровая экономика» предполагает создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. Это модернизирует задачу системы педагогического образования - подготовка высококвалифицированных педагогических кадров для цифровой экономики - и актуализирует вопросы о философских, прежде всего аксиологических, основаниях этой подготовки.

Аксиология педагогического образования - довольно новая область научного знания, о чём свидетельствует отсутствие соответствующего терминологического аппарата. В предыдущие десятилетия общество ещё только начало задумываться над вопросами аксиологии образования в целом, но темпы общественного развития и технологического обновления со второй половины ХХ в. так ускорились, что в настоящий момент возникает новая сфера научного исследования - аксиология циф-ровизации образования. Одним из её важнейших направлений должно стать изучение ценностных оснований цифровизации педагогического образования, поскольку именно педагоги являются ключевыми субъектами образовательных процессов и именно перед ними поставлена задача передачи социального опыта молодёжи - цифровым поколениям, которым предстоит жить в информационном обществе.

Сам термин цифровизации введён в активное употребление только в начале 2000-х гг., в широком смысле он обозначает разнообразные социально-экономические трансформации в связи с массовым внедрением и освоением цифровых технологий, вызванных созданием, обработкой и передачей информации. При этом новизна понятия и самого феномена объясняет неизученность аксиологических аспектов цифровизации как таковой и цифровиза-ции педагогического образования, как и деятель-

ности педагога, в частности. Открытыми являются вопросы о ценностных основаниях традиционных и цифровых методов взаимодействия субъектов образовательных процессов, о содержании соответствующих ценностей в сфере подготовки педагогов, о средствах и условиях их формирования у студентов.

Таким образом, существует противоречие между новым культурным феноменом цифровизации окружающей действительности и отсутствием концептуальных теоретических представлений о влиянии данного феномена на педагогическую деятельность, в том числе - на аксиологические аспекты системы подготовки педагогов.

В настоящее время существует достаточное количество исследований, посвященных изучению ценностей и ценностных ориентаций. Одними авторами они трактуются как синонимы, другими -как различающиеся понятия.

Так, В.Н. Карандашев, анализируя работы М. Рокича, указывает, что ценностными ориента-циями там выступают «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определённым объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях» [Карандашев: 15]. Д.А. Леонтьев усматривает максимальную близость к психологическому подходу в представлении ценностей как жизненных целей, смыслов и идеалов, задающих общую направленность деятельности, но не её конкретные параметры. Автор отводит ценностям ведущую роль в мотивации и регуляции деятельности и поведения личности [Леонтьев: 17]. А.Г. Здравомыслов также предпочитает термин «ценностные ориентации личности», трактуемые им как «установка личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» и близкие к психологическим понятиям установки, потребности и интереса [Здравомыслов, Ядов: 197]. Этот термин использует в своей концепции и В.А. Ядов, предполагая, что как установки разного уровня ценностные ориентации находятся в определенной иерархии и в итоге образуют своеобразную диспозиционную систему [Ядов: 91].

Установлено, что ценностные ориентации представляют собой целостную систему. Согласно М.С. Раитиной, компоненты системы ценностных ориентаций просматриваются в конкретных видах общественных отношений. «В структуре ценностных ориентаций личности обычно выделяют три интегративых компонента... Каждый из них участвует в формировании особенностей ценностной ориентации и при этом может иметь самостоятельное значение как по содержанию, так и по степени проявления, что весьма затрудняет их эмпирическую верификацию» [Раитина: 2]. М.П. Данилко-ва указывает, что «иерархическая структура ценностей личности индивидуальна и специфична»,

отмечает, что она носит конкретно-исторический характер [Данилкова: 89]. Таким образом, в исследованиях указывается, что ценностные ориентации являются целостным, системным образованием. Они развиваются и зависят от конкретно-исторических условий.

Двойственность ценностей отмечается в исследованиях Д.А. Леонтьева, первым указавшего на существование социальных ценностей, которые «отражают в себе основные черты этой жизнедеятельности в снятом виде», и вторичных индивидуально-психологических ценностных образований [Леонтьев: 19]. В отечественной научной практике чаще разделяют ценности и ценностные ориентации. Так, Я. Мусек рассматривает ценности «как обобщённые и относительно согласованные представления о высоко значимых для нас целях и событиях», а ценностные ориентации - как формы функционирования ценностей на уровне личности, то есть как ценности внутренние, личностные [Мусек: 19].

В целом анализ литературы позволяет определить несколько основных подходов к пониманию ценностей [Алишев: 184]: 1. Этико-культурологи-ческий, согласно которому ценность вообще и конкретные ценности понимаются как идеальные абсолюты, высшие долженствования, происхождение которых неизвестно, а связи с реальностью, психикой и сознанием необъяснимы. 2. Социологический, где ценность отождествляется со значением, а последнее часто сводится к узко понимаемой полезности разнообразных объектов. 3. Психологический подход: а) когда ценность понимается как феномен психической жизни (А. Маслоу, В. Франкл, М. Рокич); б) когда она трактуется через этико-культурологическое (М.И. Бобнева, Ф.Е. Васи-люк) и социологическое понимание (здесь между субъектом и ценность-объектом возникает промежуточное понятие «ценностной ориентации» или термин «ценность» заменяется более психологизированными рядоположенными понятиями (например, «смысл»); в) когда употребляются смежные термины типа «смысложизненные ориентации личности», «мотивационно-смысловая», «смысловая сфера личности» (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и др.).

В контексте изучения ценностей в системе образования требуется обратиться к категориям «аксиология», «педагогическая аксиология», «аксиологический подход в образовании». Отличительной чертой данного подхода, по мнению Л.Н. Тимаш-ковой, можно считать тот факт, что первоосновой воспитания и развития здесь выступает формирование у личности нравственного сознания, предполагающего раскрытие содержания и демонстрацию социальной и личностной значимости различных национальных и общечеловеческих ценностей (где приоритет отдаётся последним). Автор указывает

на подверженность содержания аксиологического подхода в образовании влиянию ряда принципов:

1) признание учителем личностных ценностей учащихся как важнейшего источника мотивов поведения; 2) владение учителем методами перевода духовных ценностей человечества во внутренние ценности воспитанника; 3) активизация ценностного поиска воспитанников как в учебной, так и во внеурочной деятельности [Педагогика: 137].

Педагогическая аксиология представляет собой учение о ценностях в педагогическом процессе - образовании, воспитании и саморазвитии человека, а также учение о ценностях образования, их природе, функциях и взаимосвязях [Педагогика: 138]. В.И. Горова, Н.Ф. Петрова и Т.Н. Таранова выделяют в аксиологической педагогике конструктивную педагогическую аксиологию как область, раскрывающую принципы и способы совершенствования ценностной сферы образования [Горо-вая, Петрова, Таранова: 154].

Понятие «аксиология» опирается на понятие «ценность» как особую категорию бытия. В связи с этим педагогические ценности - это нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога. Группы ценностей высшего педагогического образования определены Л.Н. Ти-машковой: 1) ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза (ценности-цели);

2) ценности, раскрывающие значение способов средств осуществления данной деятельности (ценности-средства); 3) ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности (ценности-отношения); 4) ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний при осуществлении педагогической деятельности (ценности-знания); 5) ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества) [Педагогика: 139].

Формирование педагогических ценностей также изучалось в отдельных трудах. Так, Л.Г. На-биуллин выявил обусловленность необходимости формирования ценностных ориентаций у студентов и учащихся в конечном счёте зависимостью успешности профессиональной деятельности от степени сформированности их жизненных ориентиров и нравственных установок: передавая ценности другим поколениям, педагог сам является носителем ценностей, следовательно, формирование педагогических ценностей в процессе подготовки педагога крайне значимо и для его будущей профессиональной деятельности, и для поддер-

жания ценностного дискурса культуры общества в целом [Набиуллин: 96].

В связи с этим крайне значимым представляется изучение компонентного состава ценностей педагогического образования (внутренних и внешних). Анализ литературы показывает, что единообразного представления по этому вопросу пока не выработано, результаты весьма отличаются, характеризуясь нечёткостью формулировок ценностей, что затрудняет выбор методического инструментария для их изучения. Так, три группы ценностей определено Н.Ю. Гузевой: 1) ценности, связанные с условиями профессиональной деятельности («свобода» в педагогическом процессе, постоянное общение с людьми, подробно расписанный трудовой процесс, гуманистический характер профессии, постоянное самосовершенствование, знание своего предмета, уважение и благодарность людей, творческий характер труда); 2) ценности, связанные с личностно-мотивационной сферой учителя (наличие перспективы профессионального роста, продолжение семейных традиций, соответствие профессии склонностям, интересам, желание быть в центре внимания людей); 3) ценности, отражающие управленческие аспекты образовательной деятельности (возможность воздействовать на поведение других людей и направлять их, любовь -взаимоотношение учителя и ученика, возможность передать свое мастерство, знания) [Гузева: 81]. Другие три группы выделены Ж.А. Болотовой и её коллегами: 1) личностные (вера, работа, здоровье, ребёнок, свобода, деньги); 2) групповые (научное образование, профессиональный труд, педагогическая культура); 3) социальные ценности (общечеловеческие ценности: истина, красота, добро) [Болотова, Кострикова, Радченко: 258]. Похожих исследований в настоящее время существует достаточное количество, однако единого, фундаментального исследования, устанавливающего единый компонентный состав ценностей педагогического образования, нами не обнаружено.

Аналогичная ситуация наблюдается с формированием ценностей педагогического образования. Так, есть исследования анализа формирования отдельных ценностей, исследования по формированию групп ценностей без учёта специфики их системной организации, без проведения структурно-функционального анализа, генетического анализа и прочее.

Однако ещё более важно, что акцент во многих исследованиях делается на факте построения нового, постиндустриального (информационного) общества в настоящее время, что означает перераспределение приоритетов в пользу духовного, гуманитарного потребления и отставание от актуальных культурных трендов - цифровизация общества является новым шагом его развития, следующим за постиндустриализацией и информати-

зацией, а следовательно, требуется учёт специфики аксиологии педагогической деятельности именно в условиях цифрового, а уже не информационного обновления. Поэтому в контексте проблематики цифровизации образования нам представляется значимым исследование М.Е. Вайндорф-Сысоевой и М.Л. Субочевой, где достаточно чётко описана специфика процессов цифровизации в системе высшего педагогического образования [Вайндорф-Сысоева, Субочева: 29]. Выявлению и теоретическому осмыслению постматериальных ценностей и жизненных ориентаций у так называемой «цифровой молодёжи» (поколений Y и Z) посвящены исследования С.И. Богданова, А.А. Воскресенского и К.В. Султанова [Богданов, Воскресенский, Султанова: 27]. Таким образом, анализ литературы позволяет говорить о том, что в настоящее время не существует комплексных, фундаментальных исследований, рассматривающих системогенез ценностей педагогической деятельности в контексте цифровизации современного общества.

Большой задел в вопросах педагогической аксиологии имеется в зарубежной науке. Английские исследователи с 1980-х гг. экспериментально доказывали, что огромную роль в становлении ценностей педагога играет личное школьное детство, и в вузе происходит уже не формирование, а разработка накопленных студентами взглядов и целенаправленное сосредоточение внимания на опыте, подтверждающем их взгляды [Calderhead, Robson: 1; Czerniawski: 422; Zeichner, Tabachnick, Densmore: 17]. Это наталкивает на вывод о неизбежности влияния цифровой среды на установки молодёжи ещё до их вхождения в сферу профессионального образования, с одной стороны, и о потребности изучения аксиологической составляющей этой среды в рамках её использования в процессе подготовки педагогов, с другой. Однако указанные авторы оставляют открытыми и вопросы о возможностях целенаправленной корректировки совокупности имеющихся педагогических ценностных представлений студентов в образовательной среде педагогических вузов и тем более о соотнесении этих представлений с ценностями цифровой эпохи, значимыми в педагогической профессии.

Изучению посттрадиционных ценностей посвящены работы автора социологической теории постматериализма американца Р. Инглхарта [Ин-глхарт, Вецель: 25-75]. Выделяя такие ценности молодых поколений, как самоуверенность, мобильность, гибкость, легкость восприятия нового, частая смена места и окружения, ориентация на стремительный социальный рост, жизнь сегодняшним днём, он доказывает, что эти ценности уникальны в историческом контексте, типичны только для культуры постмодерна и требуют философского осмысления. В соответствии с его теорией традиционные ценности, обеспечивающие выжи-

вание и социальную адаптацию личности, не могут удовлетворять потребности информационного общества и вытесняются постматериальными ценностями, ориентированными на самореализацию и творческую деятельность личности в обществе (социальные права и свободы, саморазвитие, удовлетворение своих интересов). Однако автор оперирует категориями постмодерна и общества знаний, но не упоминает ни о цифровизации (как средстве построения этого общества), ни о педагогах (как ретрансляторах и инструкторах новой культуры).

Новые человеческие ценности, возникшие в цифровую эпоху, также являются новой темой исследования за рубежом, и попытки их выделения и осмысления даны лишь в немногих работах. В 2007 г. в Севилье представителями компании «Майкрософт» и науки была проведена первая конференция по вопросам взаимодействия человека и компьютера, где было выявлено, что интенсификация данного взаимодействия вносит коренные изменения в социально-аксиологическую сферу, а новые ценности следует рассматривать как его неотъемлемую часть [Sellen, Rogers, Harper: 59].

Тема цифровизации образования является актуальной и в России, и за рубежом; в частности, важным повсеместно видится решение проблем подготовки и деятельности учителей в условиях технологической трансформации мира. Практическим аспектам повышения цифровой грамотности учителей и её использования в своей профессиональной практике посвящена книга С. Брукс-Янг «Грамотность цифровой эпохи для учителей: применение технологических стандартов в повседневной практике [Brooks-Young]. Образование и повышение квалификации учителей в новых культурных условиях являются предметом изучения также в американских коллективных монографиях «Обучение учителей в цифровую эпоху» [Teacher], «Справочник по исследованиям в сфере педагогического образования в цифровую эпоху» [Handbook].

Большую популярность в западной педагогической аксиологии имеет тема ценностей педагога. Американские и европейские учёные с последней трети ХХ в. довольно активно изучают соответствие ценностных ориентаций и характеристик учителей национальным или образовательным ценностям. Как правило, тема связывается с проблемой нравственного воспитания школьников [Slater: 54; Dwyer: 69]. Однако в западной практике проблема ценностей педагога оперирует уже сформированными ценностными ориентациями и касается уже практикующих учителей, а не будущих.

При этом принципиально новой сферой исследования являются педагогические ценности, выдвинутые цифровой эпохой. К ним, например, можно отнести открытость, удобство и повсеместность цифрового взаимодействия, выделенные социо-

логом С. Они при изучении цифровых трансформаций в нигерийском образовании, однако автор ограничивается лишь их определением и сопоставлением с моральными ценностями, не сосредотачивая внимания на обосновании, характеристике и других аспектах [Oni: 46]. К тому же сам список ценностей педагогической деятельности в цифровом обществе («цифровых» ценностей педагогической деятельности) будет значительно больше, и отчасти обусловлен национальной культурой.

Авторский коллектив Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского в течение трёх лет осуществляет исследование данной темы, разрабатывая научную теорию трансформации ценностно-смыслового содержания педагогической деятельности в условиях модернизации общества. Её целостный характер будет подтверждаться включением в её состав разносторонней совокупности выводов, положений и результатов, в том числе: выявленных традиционных и посттрадиционных ценностей педагогической деятельности в реалиях российского образования; структуры ценностей педагогического образования; анализа межпоколенческих «ценностных разрывов» как современного фактора педагогической деятельности; аксиологического анализа цифровизации педагогической деятельности и образования; системно-генетического анализа эволюции традиционных ценностей педагогической деятельности и становления новых ценностей в педагогическом образовании, вызванных глобальными вызовами цифровизации; специфики социального феномена ценностно-смысловой поляризации субъектов педагогической деятельности в России; прогнозирование развития ценностного пространства педагогического образования; факторов формирования ценностей педагогической деятельности образования; закономерностей их эволюции; модели трансформации ценностей педагогического образования в условиях цифро-визации; оценки влияния на личность любой образовательной среды в условиях использования цифровых ресурсов и цифровизации любого педагогического процесса. Выводы об эффективности ценностно ориентированной подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, способных к интеграции в цифровой школе информационного общества, призваны повысить продуктивность этой подготовки. При этом результаты и положения теории призваны объяснять специфику возникновения и модернизации ценностей как на этапах становления педагогического образования в докапиталистической России, так и в условиях постиндустриальных трансформаций и современного перехода к цифровой экономике.

В различных публикациях авторами заявлена проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровой модерни-

зации общества, проблема «цифровых ценностей» в образовании, их происхождения и соотношения с классическими ценностями педагогической деятельности. Специалисты любой сферы осуществляют свою профессиональную деятельность в соответствии с комплексом базовых и этосных ценностей. Для педагогов такими этосными ценностями являются принципиальные характеристики, отражающие взаимодействия в педагогической деятельности, и их целенаправленным формированием должны заниматься учреждения профессионально-педагогической подготовки. Такие ценности определяют профессиональные убеждения, мотивы педагогов, их отношение к работе и людям, но соответствуют базовым, общезначимым ценностям, укоренившимся в культуре. Исторически этосные ценности подвергались изменениям очень медленно, благодаря чему можно говорить о наличии у отдельных народов и стран собственных совокупностей национальных ценностей педагогической деятельности, национальной специфики педагогической культуры и педагогической этики.

Во второй половине ХХ в. в образовании разных стран наблюдалась тенденция резкого ускорения смены ценностей, когда отдельные традиционные национальные ценности постепенно, но быстро уступали место более актуальным ценностям того времени. Глобальные трансформации рубежа тысячелетий усилили эту тенденцию, и в результате стало очевидно, что в настоящее время педагогическая деятельность в России характеризуется традиционным и посттрадиционным ценностно-смысловым содержанием, в чём проявляется культурно-историческая преемственность педагогического образования и влияние общественно-политических и технологических вызовов. При этом сущность, внутреннее наполнение, специфика ценностно-смыслового содержания педагогической деятельности остаются вне предмета специальных научных исследований, что в теории ведёт к отсутствию системных сведений о таких ценностях, а на практике препятствует полноценному формированию у студентов ответствующих ценностных ориентаций, необходимых для качественного овладения ими педагогической профессией при своевременном учёте динамики культурных трансформаций. И если знания о традиционных ценностях в педагогическом образовании имеют фрагментарный характер и, не будучи формально названными таковыми, представлены в структуре подготовки педагогов на уровне её задач, содержания, методов, то новые ценности, вызванные цифровизацией российского общества, ещё не получили философско-педагоги-ческого осмысления.

Значимость изучения «цифровых ценностей» педагогической деятельности обусловлена ориентацией на новую исследовательскую область, возникшую на границе взаимопроникновения

философии, педагогики, психологии, социологии и культурологии под воздействием информационно-технологического прогресса - на аксиологию цифрового образования. Уже на текущей стадии изучения установлено определенное расхождение между реальными и номинальными ценностными ориентациями педагогов, декларируемыми ценностями образования и актуальными ценностями образовательного процесса, ценностями общественного развития и практики функционирования образовательных учреждений, ценностными ориентациями различных субъектов образования в реалиях цифровизации образования. Понимание сущности и смыслов этих ценностей позволит обеспечить их оптимальный учёт в ходе подготовки педагогов, живущих в цифровую эпоху.

Список литературы

АлишевБ.С. Психологическая теория ценности: дис. ... докт. психол. наук. Казань, 2002. 367 с.

Богданов С.И., Воскресенский АА., Султанова К.В. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодежь в образовательной системе современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 187. С. 24-30.

Болотова Ж.А., Кострикова Ю.В., Радчен-ко Е.А., Рахманова М.Н. Ценности педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-2. С. 257-259.

Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25-36.

Горовая В.И., Петрова Н.Ф., Таранова Т.Н. Конструктивная педагогическая аксиология - объект научной рефлексии // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2008. № 1. С. 152-156.

Гузева Н.Ю. Формирование профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педколледжа: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1998. 166 с.

Данилкова М.П. Система ценностей личности // Идеи и идеалы. 2001. № 3 (9). Т. 2. С. 88-93.

Инглхарт Р., Вецель В. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. 464 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации // Социология в СССР. Т. 2. М.: Мысль, 1966. С. 197-198.

Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15-26.

Мусек Я. Система ценностей посткоммунистической Европы в переходный период // Иностранная психология. 1997. № 8. С. 17-22.

Набиуллин Л.Г. Роль педагогических ценностей в формировании профессиональной культуры педагога // Человек и образование. 2013. № 4. С. 94-97.

Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика. Курс лекций: учебно-методическое пособие. Минск: БГПУ, 2011. С. 133-148.

Раитина М.С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности // Научный электронный архив. Москва. URL: http://econf.rae.ru/article/5159 (дата обращения: 15.08.2019).

Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89-106.

Brooks-YoungS. Digital-Age Literacy for Teachers: Applying Technology Standards to Everyday Practice. Washington, ISTE, 2007, 132 р.

Calderhead J., Robson M. Images of teaching: Student teachers' early conceptions of classroom practice. Teaching & Teacher Education, 1991, vol. 7, pp. 1-8.

Czerniawski G. Positioning the values of early career teachers in Norway, Germany and England. European Journal of Education, 2009, vol. 44 (3), pp. 421-440.

Dwyer R. Music Teachers' Values and Beliefs. NY, Routledge, 2019, 155 p.

Handbook of Research on Teacher Education in the Digital Age, by M.L. Niess. Hershey, IGI Global, 2015, 343 p.

Sellen A., Rogers Y., HarperR., Rodden T. Reflecting Human Values in the Digital Age. Communications of the ACM, 2009, vol. 52 (3), pp. 58-66.

Slater R. The Values of American Teachers: How Teachers' Values Help Stabilize Unsteady Democracy. Lanham, R&L Education, 2013, 130 p.

Teacher Learning in the Digital Age: Online Professional Development in STEM Education, ed. by Ch. Dede. Harvard Education Press, 2016, 304 p.

Oni S. Revitalizing Nigerian Education in Digital Age. Trafford Publishing, 2012.

Zeichner K., Tabachnick B.R., Densmore K. Individual, institutional, and cultural influences on the development of teachers' craft knowledge: Exploring teachers' thinking, ed. by J. Calderhead. Eastbourne, Cassell, 1987, pp. 1-20.

References

Alishev B.S. Psihologicheskaya teoriya cennosti [Psychological theory of value]. Kazan', 2002. (In Russ.)

Bogdanov S.I., Voskresenskij A.A., Sultanova K.V

Postmaterial'nye cennosti i zhiznennye orientacii pokoleniya Z: cifrovaya molodezh' v obrazovatel'noj

sisteme sovremennoj Rossii [post-Material values and life orientations of generation Z: digital youth in the educational system of modern Russia]. Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo Universiteta Im. A.I. Gercena [Proceedings of the Herzen Russian state pedagogical University], 2018, № 187, pp. 24-30. (In Russ.)

Bolotova ZH.A., Kostrikova YU.V., Radchenko E.A., Rahmanova M.N. Cennosti pedagogicheskoj deyatel'nosti [Values of pedagogical activity]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International journal of applied and fundamental research], 2016, № 1-2, pp. 257-259. (In Russ.)

Vajndorf-Sysoeva M.E., Subocheva M.L. "Cifrovoe obrazovanie" kak sistemoobrazuyushchaya kategoriya: podhody k opredeleniyu ["Digital education" as a system-forming category: approaches to definition]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. [Bulletin of the Moscow state regional University. Series: Pedagogy], 2018, № 3, s. 25-36. (In Russ.)

Gorovaya V.I., Petrova N.F., Taranova T.N. Konstruktivnaya pedagogicheskaya aksiologiya -ob"ekt nauchnoj refleksii [Constructive pedagogical axiology as object of scientific reflection]. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy [Psychology and pedagogy: methods and problems], 2008, № 1, s. 152156. (In Russ.)

Guzeva N.YU. Formirovanie professional'no-znachimyh orientacij budushchego uchitelya v usloviyah pedkolledzha [Formation of professionally significant orientations of the future teacher in conditions of a pedagogical College]. Orenburg, 1998. (In Russ.)

Danilkova M.P. Sistema cennostej lichnosti [Value System of the individual]. Idei i idealy [Ideas and ideals], 2001, № 3 (9), vol. 2, pp. 88-93. (In Russ)

Inglhart R., Vecel V Posledovatel'nost' chelovechesko-go razvitiya [The Sequence of human development]. Moscow, Novoe izdatel'stvo Publ., 2011. (In Russ.)

Zdravomyslov A.G., YAdov V.A. Otnoshenie k trudu i cennostnye orientacii [Attitude to work and value orientations]. Sociologiya v SSSR [Sociology in the USSR]. Moscow. Mysl' Publ., 1966, pp. 197-198. (In Russ)

Karandashev V.N. Metodika SHvarca dlya izucheniya cennostej lichnosti: koncepciya i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz's Method for studying personal values: concept and methodological guide]. SPb., Rech' Publ., 2004. (In Russ.)

Leont'ev D.A. Cennost' kak mezhdisciplinarnoe ponyatie: opyt mnogomernoj rekonstrukcii [Value as an interdisciplinary concept: the experience of multidimensional reconstruction]. Voprosy filosofii [Issues of philosophy], 1996, № 4, pp. 15-26. (In Russ)

Musek YA. Sistema cennostej

postkommunisticheskoj Evropy v perekhodnyj period [Value System of post-Communist Europe in the transition period]. Inostrannayapsihologiya [Foreign psychology], 1997, № 8, pp. 17-22. (In Russ.)

Nabiullin L.G. Rol' pedagogicheskih cennostej v formirovanii professional'noj kul'tury pedagoga [The Role of pedagogical values in formation of teacher's professional culture]. CHelovek i obrazovanie [Man and education], 2013, № 4, pp. 94-97. (In Russ)

Pedagogika sovremennoj shkoly: Osnovy pedagogiki. Didaktika [Pedagogy of the modern school: Fundamentals of pedagogy. Didactics]. Minsk, BGPU Publ., 2011, pp. 133-148. (In Russ)

Raitina M.S. Cennosti i cennostnye orientacii, ih formirovanie i rol' v razvitii lichnosti [Values and value orientations, their formation and role in personality's development]. URL: http://econf.rae.ru/article/5159 (15.08.2019). (In Russ.)

YAdov V.A. O dispozicionnoj regulyacii social'nogo povedeniya lichnosti [About dispositional regulation of social behavior of a individual]: Metodologicheskie problemy social'noj psihologii [Methodological problems of social psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1975, pp. 89-106. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.