2. Сухомлинский, В.А. (1918-1970). Избранные произведения [Текст]: В 5-ти т. / [Редкол.: А.Г. Дзеверин (пред.) и др.; Вступ. статьяА. Дзеверина, С. 7-56]. - Киев: Рад. школа, 1979-1980. -20 см.
3. Сухомлинский, В.А. (1918-1970). Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - Киев: Рад. шк., 1984. - 254 е.; 21 см. -(Пед. б-ка. ПБ).; ISBN В пер. (В пер.): 95 к.
4. Сухомлинский, В.А. (1918-1970). Как воспитать настоящего человека: (Этика ком. воспитания): Пед. наследие / В.А. Сухомлинский; [Вступ. ст. О.В. Сухомлинской]. - Москва: Педагогика, 1989. - 286, [1] е.: портр.; 22 см. - (Б-ка учителя).; ISBN 5-7155-0145-8 (В пер.): 1 р. 30 к.
Педагогика
УДК 378.046.4
доктор педагогических наук, профессор Глузмаи Александр Владимирович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);
магистрант Юраш Ксения Александровна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего
образования «Кубанский государственный университет (г. Краснодар)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье раскрыты основные теоретико-методологические положения подготовки магистрантов - будущих психологов по профилактике девиантного поведения подростков. Рассмотрены основные этапы и положения работы практических психологов по работе с подростками с девиантным поведением. Представлен некоторый опыт работы специалистов в области профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.
Ключевые слова: психология подростка, подготовка практического психолога, девиантное поведение, профилактика, предупреждение, коррекция.
Annotation. The article reveals the main theoretical and methodological provisions for the preparation of undergraduates - future psychologists for the prevention of deviant behavior in adolescents. The main stages and provisions of the work of practical psychologists in working with adolescents with deviant behavior are considered. Some experience of specialists in the field of prevention and correction of deviant behavior of adolescents is presented.
Key words: psychology of a teenager, training of a practical psychologist, deviant behavior, prevention, prevention, correction.
Введение. Профилактика девиантного поведения подростков является актуальной проблемой современного общества. Такое поведение подростков может привести к негативным последствиям не только для самих подростков, но и для общества. Оно часто проявляется в области морали, этики и правовой ответственности. Это может варьироваться от мелких правонарушений, таких как прогулы учебных занятий и сквернословие до более серьезных преступлений, таких как вандализм, злоупотребление наркотиками и насилие. Одним из важных инструментов для решения этой проблемы является профессиональная работа психолога в данной области воспитания подрастающего поколения.
Цель статьи проанализировать требования к подготовке магистрантов - будущих психологов для работы с подростками по профилактике их девиантного поведения.
Изложение основного материала статьи. Отечественные и зарубежные ученые посвятили множество трудов, изучая феномен девиантного поведения подростков. Л. С. Выготский в монографии «Педология подростка» писал, что основная проблема психологии во время перехода ребенка к подростковому этапу - попытка найти связь между его стадиями развития 3-х летнего возраста и переходного. В период подросткового развития наблюдаются две фазы психологических и физиологических новообразований: новые влечения и новые впечатления, которые соотносятся друг с другом и представляют собой новое эмоционально-интеллектуальное состояние подростков. Данный процесс тяжело протекает и связан с необходимостью принятия окружающим миром тех изменений, которые характерны для молодых людей [5].
В работах Б.Ц. Бадмаева анализируются три этапа развития ребенка, от раннего дошкольного возраста до подросткового: 1) непосредственно-эмоциональное общение; 2) мотивационно-потребностная часть; 3) потребность в изучении себя (младшее подростничество), потребность к формированию будущего (старшее подростничество). На всех трех этапах важную роль играет подготовка и способность ребенка к социализации, которая формируется за счет отношения родителей и учителей к воспитанию личности [3].
Развивая эти положения И. Г. Малкина-Пых рассматривала восемь возрастных кризисов, с которыми приходится сталкиваться человеку на пути своего взросления, каждый из которых, по мнению ученой, преодолеть требуется самостоятельно, но с «правильным» направлением от третьих лиц (родители, учителя, сверстники) [13].
С.Б. Думов предполагал, что причиной возникновения девиантного поведения подростков заключается в неподготовленности педагогов к работе с подростковыми изменениями. К сожалению, по некоторым причинам, во многих школах бытует мнение, что проблемы несовершеннолетнего молодого человека - проблемы его родителей. И в этой связи, склонность к девиации относят к неблагополучию семьи, что, действительно, может ярко отпечатываться на ребенке, но и не снимает ответственности и с педагогов [8]. В этой связи И.А. Зимняя в книге «Педагогическая психология» выделяла предметом педагогической психологии именно наблюдение за подростком в период его взросления. По ее мнению, учитель должен уметь распознавать изменения в психологии ребенка, выявлять его творческие начала и его направлять в нужное русло [10].
Отмечая условия и причины возникновения девиантного поведения у подростков, Д.Э. Дюркгейм в книге «Самоубийство» подчеркивал, что к девиантному поведению склонны индивиды, социализация которых проходила в условиях одобрения отклоняющегося поведения или вовсе игнорировалась [14]. Такую же точку зрения разделял К. Роджерс, который причину девиантного поведения усматривал в окружении человека. Нереалистичные искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, - все это неизбежно провоцирует проблемное поведение [15].
Рассматривая вопрос о взаимоотношениях родителей и детей, C.B. Ефимова и В.В. Ковров выделяли такой аспект, как отсутствие взаимопонимания в агрессивно настроенных семейных отношениях, которые, очевидно, приводят к психическому отклонению в развитии ребенка, а также лишает кризис взросления подростка важного фактора для гармонизации процесса переживания - эмоциональной поддержки и необходимого позитивного ресурса [9].
Учеными и практиками отмечается, что мир вокруг подростков меняется несоизмеримо быстро, одно событие связано с другим, вызывая их быструю реакцию на многочисленные проблемы. В этой связи фундаментальная и специальная подготовка психологов включает необходимый и достаточный уровень компетентности, направленной на разрешение существующих критических ситуаций в обществе и каждой личности. Миссия психолога, как и сама психологическая наука, веками включала изучение поведения людей, чтобы найти ту тонкую грань, способную вызвать позитивные изменения, связанные с исследованием причин их девиантного поведения в социуме. Практическая психология включает функцию исследования индивидуальности психических явлений, рассмотрения конкретных обстоятельств в жизни людей и обоснования способов взаимодействия с ними. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщались и систематизировались, на их основе разрабатывались концепции, включающие систему полученных академических знаний, благодаря которым специалисты способны на основе изучения индивидуальных особенностей личности человека подобрать нужную методику работы с ним, проследить за его поведением и сделать соответствующие выводы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) указано, что объектом профессиональной деятельности специалиста - будущего психолога являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне [4]. В соответствии с полученными знаниями, молодой специалист в общих чертах должен уметь осуществлять:
- диагностическую и коррекционную профессиональную деятельность;
- экспертную и консультативную профессиональную деятельность;
- учебно-воспитательную профессиональную деятельность;
- научно-исследовательскую профессиональную деятельность;
- культурно-просветительную профессиональную деятельность.
A.Д. Гонеев в статье «Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками» подчеркивал взаимосвязь проблематики роста девиантного поведения в школах в соответствии с федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В рекомендациях по внедрению в профессиональную подготовку магистрантов образовательной программы подчеркивается необходимость формирования готовности будущих педагогов-психологов к профилактической работе с девиантными подростками [6]. Качественной характеристикой во время подготовки студентов к будущему профессиональному стандарту, по мнению В.В. Коврова, является выработка его субъектной позиции, то есть, самостоятельная работа/исследование, которая, во-первых, будет отражать его активизацию и действенность в выбранной профессии, во-вторых, отражает качество усваивания методического и практического материала за время обучения [11].
Глузман A.B. и Глузман A.A. в качестве технологии подготовки будущих профессионалов выдвигают личностно ориентированный подход, благодаря которой обучающиеся постепенно включаются в педагогический процесс, изучая и анализируя теорию, развивая мотивацию к выбранной профессия, затем постепенно внедряясь в практическую среду, в которой обучающиеся не только используют полученные знания, но и выстраивают собственную профессиональную траекторию и реализуют программу самосовершенствования на основе самопознания [7].
В настоящее время разработаны, обоснованы и реализуются практическими психологами технологии работы по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков, содержанием которых является определение причин возникновения девиантного поведения, а также возможные коррекционные методы. В общих чертах известные результаты научных исследований могут являться основой для предъявления требований к профессионалам, примерами возможной профилактики подростков с преддевиантным и девиантным поведением. Вместе отметим, что для эффективной профилактики девиантного поведения современных подростков, требуются постоянные исследования и наблюдения как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и психологов. Особенности возрастных кризисов, а также политические, экономические и социокультурные изменения играют важную роль в развитии подростков, поэтому чем раньше будут отслеживаться и анализироваться изменения в поведении растущего организма, тем проще будет предотвратить развитие различных проявлений девиантного поведения. Ко всему прочему, невозможно подобрать единый комплекс профилактики и коррекции отклоняющегося поведения. Каждый подросток индивидуален в своих переживаниях во время преодоления всех трудностей возрастных этапов, поэтому точного анамнеза, позволяющего найти взаимосвязь между развитием и преддевиантным или девиантным поведением невероятно трудно. В этой связи от практического психолога зависит насколько им будет разработана индивидуальная программа профилактики или преодоления существующих у подростка личностно-поведенческих проблем.
Щербаков Е.А. описывает такие распространенные направления работы с подростками с девиантным поведением, как: профилактика, коррекция, реабилитация. Обязательная диагностика поведения подростка позволяет выделить методы работы с ним, которые способны воздействовать на корреляцию и дальнейшую реабилитацию воспитанника [17]. Автор описывает и предлагает использовать три группы методов:
1) методы формирования сознания (убеждение);
2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение);
3) методы стимулирования (мотивация).
B. В. Артемьева выделяет четыре основных этапа «деформирования» поведения подростков, на основе которых можно подобрать соответствующую профилактику:
- первый этап: среда, которую можно считать неблагоприятной для воспитания и развития подростка. В данном случае очевидной деформации поведения не прослеживается, однако требует корректировки для предотвращения дальнейших негативных последствий;
- второй этап: в случае, если ребенок продолжает воспитываться в неблагоприятной среде, прослеживается деформация поведения, которая теперь требует не только работы с подростком, но и с самой средой, дабы не допустить дальнейшее укрепление антисоциальной и противоправной направленности;
- третий этап: воздействие сильно деформированной среды на поведение подростка. Укрепляется антисоциальная и противоправная позиция, приводящая к стиранию восприятия норм морали и поведения, отслеживаются правонарушения непреступного характера. Требуется усиленное воздействие на среду и поведение ребенка, чтобы предотвратить преступные действия;
- четвертый этап: интенсивное воздействие неблагоприятной среды на подростка. Совершение общественно-опасных, преступных деяний. В данном случае требуется интенсивная работа конкретно с личностью для предотвращения рецидива.
По рекомендации автора каждый этап сопровождается определенными мерами воздействия. Так на первом и втором этапах достаточно наличие качественной педагогической и медико-психологической коррекции. Третий этап требует
наличие раннего предупреждения подростковых отклонений, также включая педагогическую, медико-психологическую, социально-психологическую, правовую и организационную коррекцию. Четвертый этап сопровождается непосредственной профилактикой [2].
Известной в педагогической теории и практике является технология социальной профилактики современных форм девиантного поведения подростков (кибербуллинг, шоплифтинг), разработанная C.B. Росляковой и Е.Г. Черниковой. Авторы выделяют четыре исследовательско-практических этапа:
- первый, диагностический, этап, который предполагает составление социального диагноза на основе исследования информированности и причастности школьников к этим социально опасным явлениям. Для реализации цели в МБОУ СОШ № 51 г. Челябинска было проведено анкетирование среди подростков 13-14 лет. По результатам анкетирования стало известно, что почти 30% опрошенных не были проинформированы о таких явлениях девиантного поведения как кибербуллинг и шоплифтинг, что говорит о значимости проведения первичной профилактики - информирование - среди подростков;
- второй, ориентировочно-целевой, этап, который ориентируют на формирование цели технологии, основываясь на проведенном анкетировании, то есть, предупреждение проявления подростками новых форм девиантного поведения;
- третий, содержательно-организационный, этап, в ходе которого авторы выделили три направления: информационно-правовое, психологическое и педагогическое;
- четвертый, результативный, этап, в процессе которого предполагается повышение правовой компетентности подростков, информирование о существующих и новых формах девиации, выработка навыков противостояния развития девиантного поведения, развитие социальных навыков, понимания общения среди окружения и интернет-пространства [16].
Изучение профилактики девиантного поведения подростков в школе и воздействия родителей на развитие 82 учеников в возрасте 12-14 лет проведено С.А. Амбаловой на базе Специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением г. Владикавказа. В ходе исследования параллельно выявлялись показатели родительских семей и их законопослушных детей в возрасте 12-14 лет (76 обучающихся) и 15-17 лет (126 подростков). В процессе сравнительно-сопоставительного анализа прослеживалась взаимосвязь между средой, в которой воспитывались подростки и их поведением в стенах образовательных учреждений. Так, большое влияние на деформацию личности оказывали родители с наличием судимости, синдромами алкоголизма, не уделяющие время на воспитание ребенка, отсутствие родителей. Кроме этого, автор работы выделяла значимость психологического сопровождения подростков с преддевиантным и девиантным поведением в общеобразовательных учреждениях. В конце исследования был сформулирован вывод о том, что включенность родителей в процесс социализации должен строго контролироваться, чтобы профилактика имела предназначенный эффект, то есть, по необходимости привлечения соответствующих организаций по делам несовершеннолетних с целью предупреждения и коррекции асоциального поведения детей подросткового возраста [1].
Одной из известных технологий профилактики девиантного поведения, направленной на минимизацию тревоги и агрессии, является разработанный и апробированный на практике изо-терапевтический тренинг, автором которого являются Е.О. Косова, B.C. Кубарев и Н.И. Нелюбин. Данный тренинг включает обязательную психодиагностику на наличие у подростков преддевиантного и девиантного поведения, уровень тревожности, проработка агрессии, оценивание потребностей. Изо-терапевтический тренинг включает упражнения: метафорический автопортрет, групповое раскрашивание матриц-фракталов с последующим сочинением проективных историй, актуализация тревоги через рисования каракулей, пальчиковое рисование, «Твое настроение», «Я-реальное, Я-идеальное». Проводимый авторами тренинг привел к взаимному пониманию среди участников группы, у воспитанников значительно сократилась вербальная агрессия, они стали внимательнее слушать собеседников, уровень тревожности понизился, рисунки с каждым разом становились все детальнее, что позволяло говорить о нормализации доверительных отношений, улучшилось качество саморефлексии подростков [12].
Выводы. Для подготовки магистров - будущих психологов требуется постепенное введение в профессию, в которой первым этапом выступает их самопознание как субъектов профессионального образовательного процесса, благодаря чему обобщенность знаний будет постепенно сменяется на профессионально-ориентированную с привлечением практики. В качестве практической части наиболее эффективной и комфортной для студентов может выступать самостоятельная работа, которая выстраивает субъектную позицию обучающихся. Она обуславливается тем, что магистрант - будущий психолог, основываясь на полученных знаниях и выявлении себя как субъекта профессионального образовательного процесса, способен творчески оперировать теоретической базой в поисках решения поставленных целей и задач, а также сформулировать авторский подход к поставленной проблеме девиантного поведения подростков.
Работа психолога по профилактике девиантного поведения подростков включает в себя такие методы, как диагностика, консультирование, психологическая коррекция, тренинги и другие формы психологической работы. Важным аспектом работы практического психолога является психологический анализ причин девиантного поведения. Это позволяет определить индивидуальные особенности и потребности каждого конкретного подростка, а также идентифицировать общие социокультурные факторы, которые могут оказывать негативное влияние на подростков.
На основе анализа проводимых исследований выявлено, что основным фактором риска развития преддевиантного и девиантного поведения является среда, в которой воспитывается подросток, а также работа уполномоченного лица с ним. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение подростков с девиантным поведением должно быть профессионально организовано и проводиться в комплексе со всеми заинтересованными лицами в дальнейшей реабилитации несовершеннолетних.
На сегодняшний день используются различные технологии для предотвращения развития деформации поведения несовершеннолетних, но каждая из них должна быть специально подготовлена с учетом особенностей и условий их социализации. В связи с этим основной задачей практического психолога является умение проводить целенаправленную диагностику по выявлению особенностей среды воспитания, определению уровня прогрессивности девиации, тревожности и агрессии, а также направленности работы по преодолению тех или иных негативных изменений в поведении подростков. На основе полученных результатов должна разрабатываться индивидуальная программа по профилактике девиантного поведения подрастающего ребенка.
Литература:
1. Амбалова, С.А. Психологические причины отклоняющегося поведения подростков: профилактика и коррекция / С.А. Амбалова // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №3 (28). - С. 317-319
2. Артемьева, В.В. Психологические особенности деятельности психолога по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков / В.В. Артемьева // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - №11. -С. 3-7
3. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя: практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания в 2-х кн. / Б.Ц. Бадмаев. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1. - 9-10 с. - ISBN 5-691-00442-5(1)
4. Бачков, И.В. Введение в профессию психолога / И.В. Бачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. - Москва: МПСИ, 2002. - С. 260-269
5. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. - Питер, 2021. - 32 с. - ISBN: 978-5-4461-1469-6
6. Гонеев, А.Д. Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками / А.Д. Гонеев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. -№2 (50). - С. 1-5
7. Глузман, A.B. Технология профессионально-педагогической подготовки студентов университета: системный подход / A.B. Глузман, A.A. Глузман // Гуманитарные науки. -2019. - № 1(45). - С. 43-56
8. Думов, С.Б. Роль педагога в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних / С.Б. Думов // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - №2. - С. 202-207
9. Ефимова, C.B. Изучение представлений подростков 12-14 лет и их родителей о психологическом насилии: сборник трудов конференции. / C.B. Ефимова, В.В. Ковров // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - С. 235-240
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. "...Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. -Москва: Логос, 2000. - 12 с. - ISBN 5-88439-097-1
11. Ковров, В.В. Стимулирование проявления субъектной позиции в процессе освоения курсантами содержания учебных дисциплин профессиональной подготовки в вузе: сборник трудов конференции / В.В. Ковров // Инновационные технологии в образовании и науке: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 нояб. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. - 96-100 с. - ISBN 978-56040208-4-5
12. Косова, Е.О. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков / Е.О. Косова, B.C. Кубарев, Н.И. Нелюбин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2022. - №2 (89). - С. 190-197
13. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - Москва: Эксмо, 2005. - 416 с. - ISBN 5-699-07426-0
14. Радюкин, Е.Е. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках / Е.Е. Радюкин, O.A. Морозова // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. - 2010. - №2. - С. 228-232
15. Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / K.P. Роджерс - Москва: Прогресс, 1994. - С. 81-100
16. Рослякова, C.B. Современные формы девиантного поведения подростков и их социальная профилактика / C.B. Рослякова, Е.Г. Черникова // АНИ: педагогика и психология. - 2021. - №1 (34). - С. 209-212
17. Щербаков, Е.А. Проблемы психолого-педагогической работы с подростками девиантного поведения / Е.А. Щербаков // Вестник Самарского юридического института. - 2010. - №2. - С. 138-140
Педагогика
УДК 371
студентка Горбунова Валерия Романовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского» (г. Ялта)
НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Наставническая деятельность направлена на обретение смыслов в профессиональном становлении будущего педагога. При этом следует учесть, что при реализации компетентностого подхода такая модель включает в себя следующие виды педагогической деятельности: организация учебного процесса; преподавание; воспитание и внеучебная деятельность; методическая деятельность; научно-исследовательская деятельность (в том числе сопровождение обучающихся в этом вопросе); самообразование и повышение квалификации. Новая модель должна включать методологическую рамку цифровизации как интегративного феномена, интегрирующего в себя: цифровой формат, цифровую среду, цифровые ресурсы, цифровую платформу. Реализация выявленных условий по преодолению возникающих проблем потребует от педагогического сообщества организации совместной деятельности, разработки современных практик наставничества как новой технологии.
Ключевые слова: наставничество, будущий педагог, физическая культура.
Annotation. Mentoring activities are aimed at gaining meanings in the professional development of a future teacher. At the same time, it should be taken into account that when implementing the competence approach, such a model includes the following types of pedagogical activity: organization of the educational process; teaching; education and extracurricular activities; methodological activities; research activities (including support of students in this matter); self-education and professional development. The new model should include a methodological framework for digitalization as an integrative phenomenon that integrates: digital format, digital environment, digital resources, digital platform. The implementation of the identified conditions for overcoming emerging problems will require the pedagogical community to organize joint activities, develop modern mentoring practices as a new technology.
Key words: mentoring, future teacher, physical education.
Введение. В условиях цифровизации экономики становится актуальным разработка новой модели организации педагогической деятельности, адаптация молодых специалистов к специфике образовательной среды. При этом ключевой фигурой трансформации является педагог, особенно возрастает важность роли наставника. Следует закладывать новые характеристики: максимальная гибкость и нелинейность организации образовательного процесса, умение осуществлять информационный поиск и структурирование полученной информации, инициативность, как ресурс человека, формирование ценностей социального капитала, преемственности поколений. Достижение новых результатов, станет возможным, благодаря повышению уровня понимания педагогическим сообществом значимости подготовки педагога к профессиональной деятельности в условиях смены типов культур. Понимание основных целей, результатов и способов их