Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПЕДАГОГ / ПОДРОСТОК / ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ / ПСИХОЛОГ / НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ / РЕБЕНОК / РОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юраш Ксения Александровна

В статье раскрыты основные положения подготовки студентов - будущих педагогов-психологов по профилактике девиантного поведения подростков, а также проанализированы задачи и методы работы практических психологов по работе с подростками с преддевиантным и девиантным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE PRACTICAL PSYCHOLOGIST IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

The article discusses the main provisions for the preparation of expected educational psychologists for the prevention of deviant behavior of adolescents, and also analyzes the tasks and methods of work of practical psychologists in working with adolescents with pre-deviant and deviant behavior.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

37. Шапран Ю. П. Особенности моделирования профессиональной подготовки учительских кадров с позиций компетентностно-го похода // Педагогика высшей школы. -2015. - №» 1. - С. 56-59.

38. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.

39. Эксперты связали рост спроса на услуги психологов со «спецоперацией» и мобилизацией [Электронный ресурс] // Foibes. - 28 декабря 2022. - URL: https://www.forbes.ru/ society/483190-eksperty-svazali-rost-sprosa-m-uslugi-psihologov-so -specoperaciej -i-mobilizaciej.

К. А. Юраш

УДК 37.013.42

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО

ПСИХОЛОГА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

[р)

О ведение. Профилактика девиантного поведения подростков является актуальной проблемой современного общества. Такое поведение подростков может привести к негативным последствиям не только для самих подростков, но и для общества в целом. Оно часто проявляется в области морали, этики и правовой ответственности. Это может варьироваться от мелких правонарушений, таких как прогулы и

вандализм, до более серьезных преступлений, таких как злоупотребление наркотиками и насилие. Одним из важных инструментов для решения этой проблемы является работа практического психолога. В данной статье рассмотрены требования к подготовке студентов для работы с подростками с девиантным поведением, а также профессиональная деятельность практических психологов по профилактике де-виантного поведения у подростков.

Отечественные и зарубежные ученые посвятили множество трудов изучению феномена девиантного поведения подростков. Так, Б. Ц. Бадмаев отмечал три этапа развития ребенка от раннего дошкольного возраста до подросткового: непосредственно -эмоциональное общение; мотивационно-потребностная часть; потребность в изучении себя (младшее под-ростничество), потребность к формированию будущего (старшее подростничество). Во всех трех этапах важную роль играет подготовка и способность ребенка к социализации, которая формируется за счет отношения родителей и учителей к воспитанию [3].

И. Г. Малкина-Пых рассматривала восемь возрастных кризисов, с которыми приходится сталкиваться человеку на пути своего взросления, каждый из которых, по мнению ученого, преодолеть требуется самостоятельно, но с «правильным» направлением от третьих лиц (родители, учителя, сверстники) [13].

Л. С. Выготский в монографии «Педология подростка» писал, что основная проблема психологии во время перехода ребенка к подростковому этапу - попытка найти связь между его стадиями развития трехлетнего возраста и переходного. В период подросткового развития наблюдаются две фазы психологических и физиологических новообразований: новые влечения и новые впечатления, которые соотносятся друг с другом и представляют собой новое эмоционально-интеллектуальное состояние подростков. Данный процесс тяжело протекает и связан с необходимостью принятия окружающим миром тех изменений, которые характерны для молодых людей [5].

С. Б. Думов предполагал, что причина возникновения девиантного поведения подрост-

ков заключается в неподготовленности педагогов к работе с подростковыми изменениями. К сожалению, по некоторым причинам во многих школах бытует мнение, что проблемы несовершеннолетнего - проблемы его родителей; склонность к девиации относят к неблагополучию семьи, что, действительно, может ярко отпечатываться на ребенке, но и не снимает ответственности с педагогов [8]. В связи с этим И. А. Зимняя в книге «Педагогическая психология» выделяла предметом педагогической психологии именно наблюдение за подростком в период его взросления. По ее мнению, учитель должен уметь распознавать изменения в психологии ребенка, выявлять его творческие начала и его направлять в нужное русло [10].

Отмечая условия и причины возникновения девиантного поведения у подростков, Д. Э. Дюркгейм в книге «Самоубийство» подчеркивал, что к девиантному поведению склонны индивиды, социализация которых проходила конкретно в условиях одобрения отклоняющегося поведения или вовсе игнорировалась [14]. Такую же точку зрения разделял К. Роджерс, который причину девиантного поведения усматривал в окружении человека. Нереалистичные искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, - все это неизбежно провоцирует проблемное поведение [15].

Поднимая вопрос о взаимоотношениях родителей и детей, С. В. Ефимова и В. В. Ковров выделяли такой аспект, как отсутствие взаимопонимания в агрессивно настроенных семейных отношениях, который, очевидно, приводит к психическому отклонению в развитии ребенка, а также лишает кризис взросления подростка важного фактора для гармонизации процесса переживания - эмоциональной поддержки и необходимого позитивного ресурса [9].

Практическая психология включает функцию изучения индивидуальности психических явлений, рассмотрения конкретных обстоятельств в жизни людей и обоснования способов взаимодействия с ними. Психологические

знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция, включая систему полученных академических знаний, благодаря которым специалист способен на основе индивидуальности личности человека подобрать нужную методику работы с ним, проследить за его поведением и сделать соответствующие выводы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) указано, что объектом профессиональной деятельности специалиста - будущего психолога являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне [4]. В соответствии с полученными знаниями, специалист в общих чертах должен уметь осуществлять:

- диагностическую и коррекционную профессиональную деятельность;

- экспертную и консультативную профессиональную деятельность;

- учебно-воспитательную профессиональную деятельность;

- научно-исследовательскую профессиональную деятельность;

- культурно-просветительную профессиональную деятельность.

А. Д. Гонеев в статье «Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантны-ми подростками» подчеркивает взаимосвязь проблематики роста девиантного поведения в школах в соответствии с федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В рекомендациях по внедрению в профессиональную подготовку магистрантов образовательной программы подчеркивается необходимость формирования готовности будущих педагогов-психологов к воспитательно-профилактической работе с девиантными подростками [6].

Качественной характеристикой во время подготовки студентов к будущему профессиональному стандарту, по мнению В. В. Коврова, является выработка его субъектной позиции, то есть самостоятельная работа, которая, во-первых, будет отражать его активизацию и действенность в выбранной профессии, во-вторых, отражать качество усваивания методического и практического материала за время обучения [11].

А. В. Глузман и А. А. Глузман в качестве технологии подготовки будущих профессионалов выдвигают личностно ориентированный подход, благодаря которому обучающиеся постепенно включаются в педагогический процесс, изучая и анализируя теорию, развивая мотивацию к выбранной профессии, затем постепенно внедряясь в практическую среду, в которой студенты не только используют полученные знания, но и выстраивают собственные программы [7].

Ниже представлены используемые на сегодняшний день практическими психологами методы работы с девиантным поведением подростков, благодаря которым выявляется причина возникновения девиантного поведения, а также возможные методы профилактики с ними. Представленные исследования могут являться показателями требований к профессионалам, примерами возможной профилактики подростков с преддевиантным и девиантным поведением.

Для эффективной профилактики девиант-ного поведения подростков требуются постоянные исследования и наблюдения как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и психологов. Возрастные кризисы играют важную роль в развитии ребенка, поэтому чем раньше будут отслеживаться и анализироваться изменения в поведении растущего организма, тем проще будет предотвратить развитие де-виантного поведения. Ко всему прочему, невозможно подобрать единый комплекс профилактики отклоняющегося поведения. Каждый подросток индивидуален в своих переживаниях во время прохождения возрастных этапов, поэтому точного анамнеза, позволяющего найти взаимосвязь между развитием и пред-

девиантным или девиантным поведением -позволяет подобрать качественную программу для дальнейшей профилактики.

Е. А. Щербаков описывает такие распространенные направления работы с подростками с девиантным поведением [17]: профилактика, коррекция, реабилитация. Обязательная диагностика поведения подростка позволяет выделить методы работы с ним, которые способны воздействовать на корреляцию и дальнейшую реабилитацию воспитанника. Автор описывает три группы методов:

1. Методы формирования сознания (убеждение);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение);

3. Методы стимулирования (мотивация).

В. В. Артемьева выделяет четыре основных этапа «деформирования» поведения подростков, на основе которых можно подобрать соответствующую профилактику.

1 этап. Среда, которую можно считать неблагоприятной для воспитания и развития подростка. В данном случае очевидной деформации поведения не прослеживается, однако требует корректировки для предотвращения дальнейших негативных последствий.

2 этап. В случае, если ребенок продолжает воспитываться в неблагоприятной среде, прослеживается деформация поведения, которая теперь требует не только работы с подростком, но и с самой средой, дабы не допустить дальнейшее укрепление антисоциальной и противоправной направленности.

3 этап. Воздействие сильно деформированной среды на поведение подростка. Укрепляется антисоциальная и противоправная позиция, приводящая к стиранию восприятия норм морали и поведения, отслеживаются правонарушения непреступного характера. Требуется усиленное воздействие на среду и поведение ребенка, чтобы предотвратить преступные действия.

4 этап. Интенсивное воздействие неблагоприятной среды на подростка. Совершение об-щественноопасных, преступных деяний. В данном случае требуется интенсивная работа конкретно с личностью для предотвращения рецидива.

Каждый этап сопровождается определенными мерами воздействия. Так, на первом и втором этапах достаточно наличие качественной педагогической и медико -психологической коррекции. Третий этап требует наличие раннего предупреждения подростковых отклонений, также включая педагогическую, медико-психологическую, социально-психологическую, правовую и организационную коррекцию. Четвертый этап сопровождается непосредственной профилактикой [2].

С. В. Рослякова и Е. Г. Черникова описывают технологию социальной профилактики современных форм девиантного поведения подростков (кибербуллинг, шоплифтинг), проходящей в несколько этапов.

1 этап - диагностический. Предполагает составление социального диагноза на основе исследования информированности и причастности школьников к этим социально опасным явлениям. Для реализации цели в МБОУ СОШ № 51 г. Челябинска было проведено анкетирование среди подростков 13-14 лет. По результатам анкетирования стало известно, что почти 30 % опрошенных не были проинформированы о таких явлениях девиантного поведения, как кибербуллинг и шоплифтинг, что говорит о значимости проведения первичной профилактики - информирования - среди подростков.

2 этап - ориентировочно-целевой. Данный этап подводит к формированию цели технологии, основываясь на проведенном анкетировании, то есть, предупреждение проявления подростками новых форм девиантного поведения.

3 этап - содержательно-организационный. На данном этапе авторы выделили три направления: информационно-правовое, психологическое и педагогическое.

4 этап - результативный. Предполагается повышение правовой компетентности подростков, информирование о существующих и новых формах девиации, выработка навыков противостояния развития девиантного поведения, развитие социальных навыков, понимания общения среди окружения и интернет-пространства [16].

В целях исследования профилактики де-виантного поведения подростков в школе и

воздействия родителей на развитие воспитанников С. А. Амбалова провела обследование личных дел 118 учеников «Специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением», расположенного в пригороде Владикавказа, в возрасте 15-17 лет и 82 учеников школы-интерната для трудных подростков г. Владикавказа в возрасте 12-14 лет. Параллельно выявлялись показатели родительских семей их законопослушных сверстников (в возрасте 12-14 лет - 76 ребят, и в возрасте 15-17 лет - 126 подростков).

В ходе исследования прослеживается взаимосвязь между средой, в которой воспитывались подростки, и их поведением в стенах учреждений. Так, большое влияние на деформацию личности оказывали родители с наличием судимости, алкоголизма, родители, ранее уклонявшиеся от обучения и учебной дисциплины, многодетные семьи, родители, не уделяющие время на воспитание ребенка, отсутствие родителей. Данное исследование подкрепляет анализ причин развития девиантного поведения В. В. Артемьевой о значимости среды, в которой проходит социализация подростка.

С. А. Амбалова выделяет значимость психологического сопровождения подростков с преддевиантным и девиантным поведением в образовательных учреждениях. Включенность родителей в процесс социализации должна строго контролироваться, чтобы профилактика имела предназначенный эффект, то есть по необходимости требуется привлекать соответствующие организации по делам несовершеннолетних [1].

Для профилактики девиантного поведения, минимизации тревоги и агрессии Е. О. Косова, В. С. Кубарев и Н. И. Нелюбин выдвигают изо-терапевтический тренинг. Данный тренинг включает в себя обязательную психодиагностику на наличие у подростков предде-виантного и девиантного поведения, уровень тревожности, проработка агрессии, оценивание потребностей. Изо-терапевтический тренинг включает упражнения: метафорический автопортрет, групповое раскрашивание матриц-фракталов с последующим сочинением проективных историй, актуализация тревоги через

рисование каракулей, пальчиковое рисование, твое настроение, «Я-реальное, Я-идеальное», солнышко. Проводимый авторами тренинг привел к взаимному пониманию среди участников группы, воспитанники сократили уровень вербальной агрессии, стали внимательнее слушать собеседников, уровень тревожности упал, рисунки с каждым разом становились все детальнее, что говорит о нормализации доверительных отношений, улучшилось качество саморефлексии [12].

Заключение. Для подготовки бакалавров и магистров - будущих профессиональных педагогов-психологов требуется постепенное введение в профессию, в которой первым этапом выступает самопознание студента как субъекта профессионального образовательного процесса, благодаря чему обобщенность знаний будет постепенно сменяется на профессионально ориентированную с применением практики. В качестве практической части наиболее эффективной и комфортной для студентов может выступать самостоятельная работа, которая выстраивает субъектную позицию студента. Она обуславливается тем, что студент (магистрант) - будущий педагог-психолог, основываясь на полученных знаниях и выявлении себя как субъекта профессионального образовательного процесса, способен творчески оперировать теоретической базой в поисках решения поставленных целей и задач, а также сформулировать авторский подход к поставленной проблеме девиантного поведения.

Работа психолога по профилактике девиан-тного поведения подростков включает в себя такие методы, как диагностика, консультирование, психологическая коррекция, тренинги и другие формы психологической работы. Важным аспектом работы практического психолога является психологический анализ причин девиантного поведения. Это позволяет определить индивидуальные особенности и потребности каждого конкретного подростка, а также идентифицировать общие социокультурные факторы, которые могут оказывать негативное влияние на подростков.

Из проводимых исследований выявлено, что основным фактором риска развития пред-

девиантного и девиантного поведения является среда, в которой воспитывается подросток, а также работа уполномоченного лица с ним. Педагогическое и психологическое сопровождение должно быть правильно сформировано и проводиться в сотрудничестве для дальнейшей реабилитации несовершеннолетних.

На сегодняшний день используются различные технологии для предотвращения развития деформации поведения несовершеннолетних, но каждая из них должна быть специально подготовлена под особенности социализации, из-за чего основной задачей практического психолога является умение проводить качественную диагностику по выявлению уровня прогрессивности девиации, особенностей среды воспитания, уровня тревожности и агрессии подростка, а также способности работы с ними. На основе полученных результатов должна разрабатываться индивидуальная методика по профилактике девиантного поведения.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты основные положения подготовки студентов - будущих педагогов-психологов по профилактике девиантного поведения подростков, а также проанализированы задачи и методы работы практических психологов по работе с подростками с предде-виантным и девиантным поведением.

Ключевые слова: девиантное поведение, девиантное поведение подростков, педагог, подросток, причина возникновения, практический психолог, психолог, неблагоприятная среда, развитие ребенка, отклоняющееся поведение, изменение, ребенок, родитель.

SUMMARY

The article discusses the main provisions for the preparation of expected educational psychologists for the prevention of deviant behavior of adolescents, and also analyzes the tasks and methods of work of practical psychologists in working with adolescents with pre-deviant and deviant behavior.

Key words: deviant behavior, deviant behavior of adolescents, teacher, teenager, cause of occurrence, practical psychologist, psychologist, unfavorable environment, child development, deviant behavior, change, child, parent.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амбалова С. А. Психологические причины отклоняющегося поведения подростков: профилактика и коррекция // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - № 3 (28). -С. 317-319.

2. Артемьева В. В. Психологические особенности деятельности психолога по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - № 11. -С. 3-7.

3. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя: практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания в 2-х кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1. - С. 9-10 с.

4. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжни-ков Н. С. Введение в профессию психолога -М.: МПСИ, 2002. - С. 260-269.

5. Выготский Л. С. Педология подростка. - Питер, 2021. - 32 с.

6. Гонеев А. Д. Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. -№ 2 (50). - С. 1-5.

7. Глузман А. В., Глузман А. А. Технология профессионально-педагогической подготовки студентов университета: системный подход // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2019. -№ 1 (45). - С. 43-56.

8. Думов С. Б. Роль педагога в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - № 2. - С. 202-207.

9. Ефимова С. В., Ковров В. В. Изучение представлений подростков 12-14 лет и их родителей о психологическом насилии: сборник трудов конференции // Приоритетные направления развития науки и образования: матер. V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.). - Чебоксары: Центр научн. со-трудн. «Интерактив плюс», 2015. - С. 235-240.

10.Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Логос, 2000. - 12 с.

11. Ковров В. В. Стимулирование проявления субъектной позиции в процессе освоения курсантами содержания учебных дисциплин профессиональной подготовки в вузе: сборник трудов конференции // Инновационные технологии в образовании и науке: материалы Ш междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 нояб. 2017 г.). - Чебоксары: Центр научн. сотрудн. «Интерактив плюс», 2017. -С. 96-100.

12. Косова Е. О., Кубарев В. С., Нелю-бин Н. И. Коррекция и профилактика деви-антного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2022. - № 2 (89). - С. 190-197.

13. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. -М.: Эксмо, 2005. - 416 с.

14. Радюкин Е. Е., Морозова О. А. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2010. - № 2. - С. 228-232.

15. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - С. 81-100.

16. Рослякова С. В., Черникова Е. Г. Современные формы девиантного поведения подростков и их социальная профилактика // АНИ: педагогика и психология. - 2021. - № 1 (34). -С. 209-212.

17. Щербаков Е. А. Проблемы психолого-педагогической работы с подростками девиантного поведения // Вестник Самарского юридического института. - 2010. - № 2. -С. 138-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.