УДК 159.9.07
DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
М. В. Переверзева,
РГСУ Москва,
В современной России значительно возрастает число подростков с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, в отсутствии каких-либо полезных интересов, в том числе к учебной деятельности. В этой связи целью исследования стало системное изучение содержания и методики социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением. В последние годы социально-педагогическая работа ведется с учетом успешной отечественной и зарубежной практики на основе традиционных и инновационных методов, наиболее эффективные из которых рассматриваются в статье.
Методологической основой настоящей работы послужили исследования специфики, причин и факторов возникновения девиантного поведения, социально- и психолого-педагогических подходов к профилактике отклонений. В качестве методов исследования использованы системный анализ, обобщение научно-методической, социально-психологической и педагогической литературы, моделирование процесса работы с трудными детьми, психолого-педагогическое наблюдение, посещение консультаций и занятий с подростками в социальном центре.
Специалисты выделяют четыре основных направления работы с девиантными подростками: оказание медицинской помощи; лечение и уход; социальная адаптация подростков; психологическая, педагогическая и воспитательная работа. Благодаря параллельной воспитательно-педагогической работе психокоррекция и социальная реабилитация повышают свою эффективность. В последние годы система социальной работы расширяла свой потенциал в направлении альтернативных путей, инновационных методов, междисциплинарных подходов в научном и профессиональном плане. Среди педагогических технологий получили распространение развивающие, проблемные и игровые, которые объединяет принцип решения подростками проблемных задач в определенных ситуационных, ролевых, организационных условиях с целью самопознания, самоанализа и самооценки.
Таким образом, в современной психологии и педагогике наблюдается тенденция возрождения лучших традиций советского периода, включая формы и методы социальной работы. К таковым можно отнести создание и функционирование советов по профилактике системных нарушений норм поведения подростками, включая учебную дисциплину, злоупотребление табаком и алкоголем, раннюю половую жизнь, асоциальные и антисоциальные действия.
Ключевые слова: девиантное поведение; подростки; социально-психологическая работа; педагогические методы; воспитание; профилактика.
Для цитаты: Переверзева М. В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 65-76. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06
Переверзева Марина Викторовна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры искусства и народного творчества Российского государственного социального университета, Москва.
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0003-4992-2738
© Переверзева М. В., 2023
UDC 159.9.07
DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH DEVIANT ADOLESCENTS
M. V. Pereverzeva,
RSSU, Moscow, [email protected]
In modern Russia, the number of adolescents with deviant behavior, manifested in antisocial, conflict and aggressive behavior, and the absence of any useful interests, including educational activities, is significantly increasing. In this regard, the aim of the research paper was a systematic study of the content and methodology of socio-pedagogical work with adolescents with deviant behavior. In recent years, socio-pedagogical work has been carried out taking into account successful domestic and foreign practice on the basis of traditional and innovative methods, the most effective of which are considered in the article.
The methodological basis of this work was the study of the specifics, causes and factors of deviant behavior, socio- and psychological-pedagogical approaches to the prevention of deviations. The following research methods were used: system analysis, generalization of scientific and methodological, socio-psychological and pedagogical literature, process of working with problem children modeling, psychological and pedagogical supervision, consulting adolescents in a social center.
There are four main areas of work with deviant adolescents: medical care, treatment and care, social adaptation of adolescents, psychological, pedagogical and educational work. Thanks to parallel educational and pedagogical work, psycho-correction and social rehabilitation increase their effectiveness. In recent years, the social work system has expanded its potential in the direction of alternative ways, innovative methods, interdisciplinary approaches in scientific and professional terms. Educational, problem and game technologies have become widespread among pedagogical technologies, which are united by the principle of solving problematic tasks by adolescents in certain situational, role-playing, organizational conditions for the purpose of self-knowledge, introspection and self-assessment.
Thus, there is a tendency in modern psychology and pedagogy to revive the best traditions of the Soviet period, including forms and methods of social work. They include the creation and functioning of councils for the prevention of systemic violations of behavior norms by adolescents, including academic discipline, tobacco and alcohol abuse, early sexual life, asocial and antisocial actions.
Keywords: deviant behavior; adolescents; socio-psychological work; pedagogical methods; education; prevention.
For citation: Pereverzeva M. V. Psychological and pedagogical work with deviant adolescents // Systemic psychology and sociology. 2023. № 1 (45). P. 65-76. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06
Pereverzeva Marina Viktorovna, Doctor of Arts, Associate Professor, Professor of the Department of Art and Folk Art, Russian State Social University, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0003-4992-2738
Введение
Понятие девиантного поведения всесторонне рассмотрено в научно-психологической и социологической литературе. Девиантное поведение выражается в действиях человека, нарушающего рамки официально принятых правил (например,
совершает преступление) и социальных норм (когда отвергаются устои, традиции и морально-нравственные принципы общества). Девиантное поведение также называют отклоняющимся, поскольку действия личности свидетельствуют о несоответствии приемлемым и допустимым в обществе, приводят к негативным последствиям (ссорам, конфликтам,
нанесению вреда здоровью, нарушению закона и т. д.) [5; 7]. Существует два основных типа девиантного поведения, или девиации:
1) деяния, преступные по своему характеру (действия и преступления, противоречащие естественным, моральным и общественным законам);
2) деяния, являющиеся преступными в силу принятых законов (проступки, не противоречащие естественному праву) [16].
Состояние современного российского общества характеризуется ростом случаев девиантного поведения в подростковой среде. В настоящее время проблеме профилактики и коррекции девиантного поведения посвящено значительное количество исследований. В этой связи целью исследования стало системное изучение содержания и методики социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением. В последние годы социально-педагогическая работа ведется с учетом успешной отечественной и зарубежной практики на основе традиционных и инновационных методов, наиболее эффективные из которых рассматриваются в статье.
Теории девиантного поведения личности
Все виды девиантного поведения делят на позитивные (преодолевающие консерватизм общества, приносящие пользу людям и выступающие средством развития системы) и негативные (проявляющие социальные патологии и наносящие вред членам общества). К позитивным видам относятся геройство, альтруизм, самопожертвование, аскетизм, научное, техническое и художественное творчество. К негативным формам девиантного поведения относятся предательство, ложь, преступность, причинение вреда другим (агрессивные, насильственные и противоправные действия), алкоголизм, наркомания, игро-мания, неприличное поведение, проституция и самоубийство.
Девиация с точки зрения социологии может иметь формальный и неформальный характер. Первый относит поступки девианта к категории преступлений, классифицируемых
как нарушения законов на государственном уровне; неформальный характер девиация носит при нарушении устоявшихся правил, норм, традиций на социально-бытовом уровне. Нравы общества со временем становятся нормами, имеющими большое значение для развития общества. Неформальное отклонение часто связано с нарушением табу — строгого запрета на совершение какого-либо действия [10].
В социологии получили распространение три теоретические концепции, описывающие девиантное поведение, включая структурный функционализм, символическое взаимодействие и теорию конфликтов [4]. Структурный функционализм рассматривает различные факторы в обществе, которые во взаимодействии формируют основу для девиантного поведения: нарушения общепринятых норм ведут к публичному осуждению и наказанию, поскольку абсолютное большинство придерживается моральных норм и правил, которые, в свою очередь, порождают отклонения, заставляющие совершать преступления. Представитель структурного функционализма Эмиль Дюрк-гейм считал, что ослабление следованию нормам морали в обществе приводит к развитию духовно-нравственного кризиса и дезорганизации общественных отношений [8: с. 241]. В развитии общества ученый выделял две тенденции — интеграцию и регулирование, — и социальное отклонение, которое по мнению Дюрк-гейма, является противодействием социальной интеграции и социального регулирования. Исследуя самоубийство в качестве одной из форм социального отклонения, автор полагал, что частота самоубийств обратно пропорциональна «степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид»1.
Дж. Дуглас дифференцирует несколько видов девиаций по степени близости личности в своей деятельности социальным целям и средствам их достижения: инновационную, конформистскую, ритуальную, отступническую и повстанческую2. Первые два вида
1 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд: пер. с фр. М.: Мысль, 1994. С. 156.
2 Мельников А. С. Проблемы девиантного поведения и морали в экзистенциальной социологии Джека Дугласа // Вюник Харшвського на-
не носят асоциального характера, тогда как ритуальная девиация означает неспособность достичь социальной цели из-за соблюдения правил до такой степени, что люди упускают из виду свои более крупные цели, чтобы чувствовать уважение к себе. Лица, подверженные ритуальной девиации поведения, отвергают цели общества, но принимают средства их достижения, чаще всего выполняют рутинную работу, на которой они не в состоянии достичь социальных идеалов, но очень строго соблюдают нормы и стандарты общества.
Отступничество, по Дугласу, — это отказ как от целей, так и средств их достижения, позволяющий человеку бросить учебу или работу. Отступники отвергают цели общества и законные средства их достижения. Р. К. Мер-тон рассматривает их как истинных девиантов, так как они отклоняются от норм поведения для достижения целей, не согласующихся с социальными. Восстание схоже с отступничеством, потому что такие личности отвергают как цели, так и средства в пользу контркультуры, которая устанавливает другие социальные нормы и порядки на основе нарушения правил. Повстанцы отвергают цели общества и средства для их достижения и взамен создают новые цели и средства, которые остальное общество сочтет неприемлемым. Наиболее характерной формой отклоняющегося поведения школьника в подростковом возрасте, согласно типологии Р. К. Мертона, является ретритизм, проявляющийся в отказе от соблюдения правил поведения обучающегося [10: с. 301].
В соответствии с теорией символического взаимодействия реальность предстает в разных формах социального сотрудничества. В этой связи можно говорить о существовании трех реальностей: объективной, социальной и индивидуально-личностной. Последняя реальность возникает из социальной как интерпретация форм взаимодействия. Поведение, таким образом, определяется не общественными нравами или инстинктами, а характером восприятия объективной и социальной реальности.
цюнального ушверситету ÎMern В.Н. Каразша. CepÎH «Сощолопчш дослвдження сучасного суспшьства: методолопя, теорiя, методи». 2016. Выпуск 36. С. 42-46.
Представителем теории символического взаимодействия был Герберт Блюмер3, изложивший основные предпосылки возникновения девиантного поведения. Согласно этой теории, отношение личности к социальному явлению или процессу формируется на основе представлений, складывающихся в ходе взаимодействия человека и общества. Сложившиеся представления меняются в процессе субъективной интерпретации личностью тех явлений, с которыми она сталкивается. В соответствии с теорией конфликтов девиантное поведение связано со стремлением личности к получению максимальной выгоды и формируется, когда взгляды и представления личности не согласуются с установленными порядками в обществе.
Социально-педагогическая работа с девиантными подростками
Девиантное поведение, как правило, ярко проявляется в подростковом возрасте, так как в этот период происходит переход от детства к взрослости. В подростковый период складываются устойчивые формы поведения, черты личности, способы эмоционального реагирования, приобретаются новые социальные роли и позиции. Социальное влияние может играть наибольшую роль в формировании у подростков девиантного поведения, которые порой намеренно действуют против всех правил, выражая тем самым социальный протест и неприятие моральных норм и общественного порядка.
В связи с обострением базовых инстинктов все мысли и переживания подростка концентрируются вокруг его личности
3 Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение (Blumer H. Social problems as collective behavior // Social problems. Berkeley, 1971. Vol. 18, n 3. P. 298-306) / пер. с англ. В. Г. Николаевой // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: Реферативный журнал. 2008. № 2. С. 118-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2008-02-022-blumer-g-sotsialnye-problemy-kak-kollektivnoe-povedenie-blumer-h-social-problems-as-collective-behavior-social-problems (дата обращения: 23.01.2023).
и набольшую ценность приобретают события и процессы, происходящие в его жизни. Отсюда большое внимание к внешности, способностям, интересам и потребностям. Очень неустойчив и изменчив эмоциональный фон подростков, и различные увлечения помогают им стабилизировать эмоции, испытать недостающие чувства и поделиться переполняющими душу переживаниями. В подростковый период человек превращается в эмоциональный маятник: счастливый и спокойный в один момент, он мгновенно может впасть в тревогу и беспокойство, а его уверенность и гордыня — смениться неверием в свои силы и возможности.
С точки зрения психоанализа подростки подавляют бессознательные побуждения, которые приводят к отвержению социальных норм и порядков. С другой стороны, девиант-ное поведение осваивается подростком в процессе наблюдения за поведением сверстников или членов молодежной субкультуры. В первую очередь это касается наркотических веществ, которые подростки начинают употреблять под влиянием своих сверстников, с которыми он тесно общается. Подросток строит свой взрослый мир, в котором далеко не все так, как ему представляется [6].
Наиболее распространенными формами девиантного поведения подростков являются табакокурение, пьянство и наркомания. Речь идет о регулярном и часто публичном распитии алкоголя и употреблении подростками запрещенных препаратов, свидетельствующих о зависимости, которая считается девиантным поведением. Алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков часто сопровождается нежеланием учиться, тунеядством, приводами в полицию и постановкой на учет, воровством, хулиганством, жестокостью и повышенной агрессией, ранней и неразборчивой половой жизнью, нанесением вреда себе и окружающим. В социально-педагогической работе с девиантными подростками учитываются указанные выше возрастные психологические особенности тинейджеров [12].
В последние годы социально-педагогическая работа с девиантными подростками в России ведется на основе традиционных и инновационных методов с учетом успешной
отечественной и зарубежной практики социальной защиты, профилактики, коррекции и реабилитации [1; 2; 14]. Кроме того, создаются новые социальные услуги для детей с де-виантным поведением, а также повышается уровень существующих услуг в соответствии с потребностями современного общества, совершенствованием национальных стратегий развития социальных услуг и общим повышением уровня жизни населения.
В целом все методы по форме взаимодействия с субъектами можно разделить на:
• индивидуальные беседы с психологом о сильных и слабых сторонах характера, достоинствах и недостатках, способах реагирования и моделях поведения в различных ситуациях;
• психологические тренинги, представляющие собой активные занятия, обучающие правильным моделям поведения в различных ситуациях;
• групповые занятия с подростками со сходной моделью поведения в форме дискуссии на актуальную для всех тему, в ходе которой психолог обучает социально приемлемым моделям поведения, способам общения и продуктивного взаимодействия с окружающими, приводя примеры из жизни и давая участникам практические задания;
• семейная терапия в форме беседы с подростком в кругу семьи, направленная на улучшение психологической атмосферы и налаживание отношений с близкими;
• арт-терапия в виде психодрамы, библиотерапии, куклотерапии и подобных индивидуальных и групповых видов психотерапии, основанных на проигрывании сложной ситуации и выработке правильной модели поведения и общения с людьми в различных ситуациях;
• культурно-просветительская и досуго-во-развлекательная деятельность в кружках, клубах, центрах, научных и творческих лабораториях, спортивных секциях.
Помимо психотерапии работа с девиант-ными подростками включает в себя педагогические подходы и технологии, и благодаря параллельной воспитательной работе психокоррекция и социальная реабилитация повышают свою эффективность. В последние годы система социальной работы расширяла
свой потенциал в направлении альтернативных путей, инновационных методов, междисциплинарных подходов в научном и профессиональном плане. Среди педагогических технологий получили распространение развивающие, проблемные и игровые, которые объединяет принцип решения подростками проблемных задач в определенных ситуационных, ролевых, организационных условиях с целью самопознания, самоанализа и самооценки. Привлекаются также методы психолого-педагогического наблюдения за процессом психокоррекции, социальной реабилитации, обучения и воспитания, психотерапевтического взаимодействия подростка и специалиста, а также оценки результатов комплексной работы. Анализ различных психологических механизмов профилактики девиантного поведения показывает, что основной упор профилактической работы в образовательных учреждениях необходимо делать на активизацию личностных ресурсов и субъектной ответственности подростков [13: с. 670].
Особую роль играет внешкольная воспитательная работа, когда подростки вовлекаются в учебно-творческую, арт-терапевтическую, социально-культурную, досугово-развлека-тельную и общественно-полезную деятельность в рамках работы центров социальной защиты, кружков, студий, секций, лабораторий, клубов и центров физической культуры, научного и художественного творчества, позволяющая устранить такие причины де-виантного поведения, как недостаточность развития способностей подростка, изъяны семейного и школьного воспитания, невнимание к чертам личности и особенностям психики ребенка, благодаря личностно-ориентирован-ному подходу и проблемно-творческим методам обучения и воспитания. Как отмечается в исследовании А. Р. Хасанова и А. Р. Габд-рахманова, работа классного руководителя по предупреждению девиантного поведения школьников должна выстраиваться «по трем направлениям: информационно-просветительская, диагностическая, коррекционная работа с семьей» [9: с. 256]. В ряде образовательных учреждений применяются специальные обучающие программы, направленные
на развитие коммуникативных навыков и формирование социальной компетентности подростков [13: с. 668].
Специально для школьников с девиант-ным поведением и низким уровнем социальной адаптации открываются клубы и центры. Один из них — подростковый клуб «На волне», открытый в 2019 году при семейном центре «Диалог»4. Дети и подростки с девиантным поведением проходят в центре психолого-педагогическую коррекцию, арт-терапевтическую и социальную реабилитацию, участвуют в мастер-классах и специальных мероприятиях, получают информационную и консультационную поддержку, а также ознакомительные материалы (книги, справочники и т. д.). Клуб был учрежден при семейном центре специально для подростков 12-17 лет, чтобы они могли общаться друг с другом, находить единомышленников и родственные души, вместе играть, заниматься спортом и искусством, делиться своими радостями и новостями, поддерживать, советовать, помогать, и, главное, получить поддержку, понимание и помощь в преодолении разного рода проблем от наставников, юристов, психологов, педагогов, специалистов по социальной работе, общественных деятелей и личностей, служащих примером для подражания (известных спортсменов, актеров, режиссеров, писателей, политиков), которые дарят подросткам уверенность в завтрашнем дне. Клуб подростки могут посещать по своему желанию и бесплатно. Деятельность клуба и результаты работы находят отражение на официальном сайте и в социальных сетях.
Клуб также предлагает различные кружки по интересам, студии и занятия спортом, творчеством, декоративно-прикладным искусством. Например, в кружке «Азбука современного искусства» подростки осваивают восточную каллиграфию и современные стили письма, а кружок «Атом» во главе с профессиональным театральным актером учит
4 Харламова А. Здесь ты можешь дружить, играть, общаться: подростковый клуб «На Волне» // Официальный сайт Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. URL: https://dszn.ru/press-center/news/5881 (дата обращения: 19.01.2023).
преодолевать неуверенность, застенчивость и сценический страх. В студии «Стартин-ру-на» проходят тренировки и спортивные игры со знаменитыми баскетболистами. Уникальным кружком клуба можно считать «Фотокросс», поскольку здесь реализуется синтез элементов фотографического конкурса и спортивного состязания. Однако главной целью клуба остается знакомство, общение и дружба подростков с целью решения личностно-пси-хологических проблем, особенно проблемы самооценки и социальной адаптации.
Основной формой деятельности специалистов по социальной работе являются тематические встречи-беседы подростков, которые под руководством наставников, психологов и педагогов делятся друг с другом счастливыми моментами, секретами, эмоциями, достижениями, историями, событиями. Беседы помогают подросткам не только раскрыться, преодолеть психологические барьеры, развить навык межличностной коммуникации, адаптироваться в разных социальных условиях, скорректировать свои взгляды, расширить представления о мире и людях, определить свои жизненные приоритеты и цели, а наставники помогают им уверенно двигаться к ним.
Ведущими социально-педагогиче скими подходами в работе с девиантными подростками являются интегративный (вовлечение в воспитание ребенка всего окружения — родителей, сверстников, педагогов школы и включение самого подростка в социально-культурную жизнь общества); средовой (создание здоровой среды для совершенствования личности подростка благодаря положительным примерам и специальным организационно-педагогическим и социальным условиям обеспечения всесторонней самореализации и адаптации ребенка в обществе) и индивидуально-личностный (подбор и применение методов социальной работы с учетом индивидуально-личностных качеств, особенностей, способностей и возможностей подростка).
Наибольший интерес вызывают регулярные встречи с профессионалами разных областей деятельности, которые не только раскрывают секреты своей профессии, но и ориентируют подростков в сфере их интересов, потребностей,
увлечений, выбора жизненного пути, морально-нравственных ценностях, социально-значимых качествах и способностях, возможностях самореализации. Так, в 2021 г. прошли встречи под названиями «Я буду спасателем», «Как ты относишься к своей безопасности в городе?», «Все профессии важны», «Кто такой актер дубляжа», «Ветеринар: секреты мастерства» и др. Вслед за встречами проходили экскурсии в отделения пожарной службы, на станцию скорой помощи, на шоколадную фабрику, на звукозаписывающую студию, в типографию и т. д.
Большое значение среди методов и форм работы с подростками имеет проектный метод, когда подростки клуба «На волне» самостоятельно разрабатывают и реализуют проект при поддержке наставников. Одним из них стал проект «РгоГероев», в процессе работы над которым подростки сначала обсудили значение слова «герой», приводили примеры, а затем выбирали своего героя из разных областей жизнедеятельности (спорта, искусства, профессии), а также разных ситуаций, когда надо было спасти людей, оказать помощь, поддержать нуждающихся, проявить смелость и отвагу. Ребята готовили небольшие ролики о героях и их поступках, используя фото- и видеоматериалы, статьи и интервью, новостные теле- и радиорепортажи, архивы и другие источники, свидетельствовавшие о произошедших событиях, изменивших судьбы людей. Героями видеороликов подростков становились дети и взрослые, спасшие людей из огня, проруби, ухаживающие за стариками, волонтеры, врачи и спасатели, военные и моряки, ученые и деятели искусства, отличившиеся поступками, благодаря которым они сохранили жизнь других.
Музыкальная студия «Гитары тонкая струна» дает подросткам возможность научиться играть на акустической и электрогитаре, а «Караоке» — петь эстрадный репертуар. «Головоломка» — это научная лаборатория для увлеченных различными науками — от математики и физики до психологии и социологии. В рамках лаборатории проходят тематические лекции и беседы, мастер-классы и семинары, тренинги. Уделяется внимание также проектной деятельности подростков. Городской проект «Лето моей карьеры» имел
профориентационную направленность. Ребята были приглашены на семинары и мастер-классы специалистов из различных областей деятельности, включая медицину, бизнес, торговлю, педагогику, социально-культурную деятельность и т. д. Представители разных профессий рассказывали ребятам о специфике своей работы, о перспективах карьеры, о средней заработной плате, учебных заведениях, в которых можно получить диплом по выбранной специальности. Профориентационная деятельность клуба проводится и независимо от городских проектов. Так, специалисты по социальной работе и педагоги семейного центра на регулярной основе организуют встречи с профессионалами, а также приглашают известных людей, успешно работающих в СМИ, сфере IT-технологий, бизнесе, социально-культурной сфере.
Причины девиантного поведения многих подростков просты: низкая самооценка, комплексы, испытание негативного опыта в семье или школе (буллинг, ссоры в семье, тяжелая финансовая или психологическая ситуация, одиночество, насилие и т. д.) и, как следствие, выражение протеста в модели поведения хулигана и разрушителя социальных норм и принципов, выражение собственной независимости от общества, которое, по мнению ребенка, его не принимает таким, какой он есть. В этой связи тренинг «Я такой же, как все» нацелен на решение подобного рода проблем.
Эффективны также обучающие курсы клуба подростков. Так, курс «Школа юного медиатора» не только объединил более 700 подростков, но и позволил им приобрести компетенции в области альтернативных форм регулирования межличностных споров и конфликтов с привлечением нейтральной стороны.
Выводы
Психологическая поддержка, социальная коррекция и адаптация, а также воспитательная деятельность социального учреждения способствуют стабилизации психики и нормализации поведения подростка, формированию
его социальной устойчивости, воспитанию его морально-нравственной системы и гражданско-правовой культуры. Эффективность социально-педагогической работы с девиант-ными подростками обусловлена комплексным подходом:
- информированием подопечных о последствиях их асоциальных и антисоциальных действий;
- организацией благоприятной социально-культурной среды для разносторонней жизнедеятельности и развития подростка, его саморазвития и самореализации путем создания ситуации успеха;
- проведением воспитательных мероприятий просветительского и культуротвор-ческого характера;
- тесным взаимодействием с девиантны-ми подростками на основе индивидуального подхода и стимулирования личностных изменений;
- формированием у них социально-значимых навыков, гражданско-правовой культуры и системы ценностей цивилизованного общества;
- мотивацией на продуктивную и плодотворную жизнедеятельность;
- формирование позитивного отношения к миру и окружающим;
- освоением подростками социально-культурных, поведенческих норм и традиционных ценностей в процессе социально-культурной деятельности.
Программа социальной работы клуба достаточно разнообразна по содержанию, целям и задачам, методически основательна, научно обоснована, логически продумана. Однако деятельность семейного центра в целом и подросткового клуба в частности при всех положительных результатах требует модернизации в плане методики работы, наполнения современным содержанием, использования потенциала социально-культурной деятельности. В ходе исследования практических аспектов социальной работы с девиантными подростками было сформулировано несколько рекомендаций частного характера, способных повысить уровень профессиональной деятельности семейного центра.
1. В программе подросткового клуба «На волне» очевиден недостаток мероприятий
по профилактике девиантного поведения и правонарушений подростков с уклоном в гражданско-правовое и консультационное поле с участием представителей правоохранительных органов, инспекторов и медицинских работников. Подростки часто бывают скрытны, а склонность к девиантному поведению неявной. Проявления же девиации возникают, когда уже поздно перевоспитывать ребенка, именно поэтому профилактические мероприятия необходимо организовывать и проводить в среде современных подростков. Например, можно организовать просмотр и обсуждение фильмов о вреде наркотиков и табака, о малолетних преступниках и законах, карающих противоправные действия.
2. В программе клуба следует расширить виды деятельности подростков, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к себе и окружающим благодаря ситуативному проектированию и созданию социально-психологических условий для совершенствования личностных качеств у подростка, его саморазвития и самореализации. Тренинги клуба показывают достаточно высокий результат, о чем свидетельствует психологическое и педагогическое наблюдение за членами клуба, их учебной деятельностью, успеваемостью и поведением, а также искренним желанием принимать участие в данных мероприятиях. Однако в течение 2022 г. в клубе было проведено всего четыре тренинга. Были бы эффективны психологические тренинги или курсы повышения навыков межличностной коммуникации. Недостаточно используется также потенциал арт-терапии, в частности библиотерапии, музы-котерапии, драмотерапии и т. д.
3. Для решения проблем девиантного поведения тинейджеров необходим поиск особых методов и приемов работы с трудными подростками с вредными привычками. Примером может служить междисциплинарный подход к работе с детьми с отклоняющимся поведением на основе тесного сотрудничества с институтами судебной и исполнительной власти, инспекторами социальных служб, медицинскими работниками и сотрудниками правоохранительных органов, а также молодежью, страдавшей зависимостями и выбравшей здравый и нравственный жизненный путь.
Встречи и беседы с бывшими алкоголиками и наркоманами, достигшими успеха в жизни после победы над плохими привычками, станут сильнейшей мотивацией для подростков. Приглашение известных людей, включая популярных артистов и блогеров, также увлечет членов подросткового клуба, заставит задуматься о своей жизни, скорректировать приоритеты и самооценку, поможет взглянуть на себя со стороны и подарит надежду на будущее.
4. Требует расширения воспитательная деятельность центра в таких ее формах, как передача и сохранение национальных традиций, усвоение социальных морально-нравственных и этических норм, применение педагогического потенциала общественных институтов и мероприятий. Девиантным подросткам не помешает практика ухода за больными, пожилыми, одинокими людьми, а также за животными. Такую практику можно организовать в интернатах для престарелых, центрах социальной защиты, центрах по защите животных. Имеет смысл организовать подработку подростков в подобных заведениях с учетом проведения практики под руководством и наблюдением наставников. Это позволит интегрировать их в систему социально-значимых взаимоотношений и ролей. Такая интеграция должна строиться на принципах равноправного партнерства и сотрудничества, добровольности, взаимной ответственности и обязательности выполнения партнерами договоренностей.
5. Целесообразно более активное вовлечение семьи и социума в перевоспитание трудных подростков, причем это перевоспитание может иметь опосредованный характер в форме социально-культурных мероприятий [11]. Так, не теряет своей актуальности участие подростков вместе с их родителями в лекциях и семинарах, беседах и дискуссиях, психологических тренингах, встречах и мастер-классах, акциях и массовых мероприятиях (праздниках, спортивных состязаниях, творческих конкурсах, проектах и квестах).
6. Одной из актуальных проблем современных подростков представляется проблема зависимости от виртуального мира и Интернета [3; 15]. Большую часть дня дети проводят
перед экраном компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов. Тенденции развития социальной работы с детьми с отклоняющимся поведением в значительной степени зависят от современных информационных и коммуникационных технологий. Чрезмерное использование современных информационных и коммуникационных технологий косвенно влияет на их социальное и интеллектуальное развитие. Существует зависимость от IT-тех-нологий, без которых дети замкнуты, молчат, страдают от дефицита внимания, имеют существенные пробелы в своем письменном и речевом развитии. Все это требует внимания социальных работников клуба, которым следует в большей мере вовлекать детей в общественную, социально-культурную и досу-говую деятельность, которая могла бы сформировать благоприятную для саморазвития и самореализации ребенка среду.
Заключение
Проблемы девиантного поведения вызывают живой интерес у социологов, психологов, врачей, педагогов, правоохранительных органов и философов. Масштабные социальные изменения, происходящие в современном обществе, культуре и образовании, и кризисное состояние экономики значительно влияют на молодое поколение и общество в целом, что приводит к увеличению трудностей и рисков, с которыми сталкивается подросток. Произошли значимые изменения в иерархии нравственных ценностей: гуманизм, гражданственность, патриотизм утратили свою значимость для молодого поколения, что впоследствии повлияло на дальнейшее развитие и культуру современных подростков.
Нашей стране необходим системный подход к решению перечисленных социальных проблем, в первую очередь за счет преобразования социальной и культурной деятельности учреждений, пересмотра социальной политики государства и совершенствования
программ центров социально-педагогической работы с девиантными подростками.
В современной психологии и педагогике наблюдается тенденция возрождения лучших традиций советского периода, включая формы и методы социальной работы. К таковым можно отнести создание и функционирование советов по профилактике системных нарушений подростками норм поведения, включая игнорирование учебной дисциплины, злоупотребление табаком и алкоголем, раннюю половую жизнь, асоциальные и антисоциальные действия. Совет состоит из профессионалов (специалисты по социальной работе, психологи, педагоги, наставники, инспекторы и представители правоохранительных органов), родителей девиантных подростков и представителей общественности. Этот социальный орган выполняет множество функций:
- рассматривает случаи нарушений подростками дисциплины, закона, морально-нравственных норм, снижения посещаемости и успеваемости;
- выясняет причины и факторы девиации, содействует их устранению;
- принимает решение о формах социальной работы, способах помощи и поддержки, методах перевоспитания трудных подростков;
- проводит беседы со всеми участниками ситуации, причастными к работе с девиантны-ми подростками;
- решает проблему занятости современной молодежи в свободное время, которое та асто проводит либо в Сети и за компьютерными играми, либо в торгово-развлекательных центрах;
- осуществляет психолого-педагогическое наблюдение и контроль за ребенком, а также проводит профилактическую работу.
Совет способен если не заменить собой комиссию по делам несовершеннолетних, то предотвратить попадание подростка на учет и совершение им непоправимых действий.
Литература
1. Бакланова Н. К., Потапов Д. А., Бакланов К. В. Девиантное поведение подростков: основы профилактики // Наука и школа. 2018. № 4. С. 82-86.
2. Бубнова И. С., Рерке В. И. Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 52-62. DOI: 10.32343/2409-5052-201913-2-52-62
3. Егоров А. Ю., Гречаный С. В. Современные подходы к терапии и коррекции интернет-аддик-ции // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2019. Т. 119. № 6. С. 152-159. DOI: 10.17116/ jnevro2019119061152
4. Змановская Е. В. Современная российская девиантология: история, методология, социальные вызовы и актуальные тенденции // Российский девиантологический журнал. 2021. № 1 (1). С. 12-23. DOI: 10.35750/2713-0622-2021-1-12-23
5. Калетинская М. И., Онуфриева В. В. Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющимся поведением подростков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 37. С. 11-16.
6. Муротмусаев К. Б., Турапов Х. М. Психология девиантного поведения школьников // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). 2022. Special Issue 2. С. 117-119.
7. Новикова Д. С. Девиантное поведение // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2019. № 1 (85). С. 20-21.
8. Таланова К. С. Модель морального кризиса по Э. Дюркгейму // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2014. № 1. С. 238-255. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ model-moralnogo-krizisa-po-e-dyurkgeymu (дата обращения: 07.04.2023).
9. Хасанова А. Р., Габдрахманова А. Р. Направления работы классного руководителя с семьей по предупреждению девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 253-257.
10. Челнокова Т. А. Развитие проблемы отклоняющегося поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных авторов // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10. № 3. C. 299-302. DOI: 10.17816/snv2021103318
11. Bogdanova T. M., Kobzeva E. V., Blinova V. V., Semenova V. A. The role of the family in preventing deviant adolescent behavior // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. DOI: 10.15405/ epsbs.2022.01.20
12. Gridneva S. V. Specific Features of Social Groups of Teenagers with Deviant Orientation / S. V. Grid-neva et al. // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. № 5b. P. 741-752. DOI:10.12973/ ejac.2017.00207a
13. Kalinina N. V. Psychological prevention mechanisms of minors' deviant behavior / N. V. Kalinina et al. // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. № 5. P. 663-672. DOI: 10.12973/ ejac.2017.00200a
14. Musina А. Age dynamics of deviant behavoir of teenagers / A. Musina et al. // Georgian Medical News. 2020. Vol. 303. P. 148-155. Russian. PMID: 32841197.
15. Sharma M. K. Constructing the understanding of teenagers deviant use of cyberspace / M. K. Sharma et al. // International Journal of Social Psychiatry. 2021. Vol. 67. № 8. P. 1068-1071. DOI: 10.1177/0020764020975791
16. Ward T. Prediction and agency: The role of protective factors in correctional rehabilitation and desis-tance // Aggression and Violent Behavior. 2017. Vol. 32. P. 19-28. DOI: 10.1016/j.avb.2016.11.012
References
1. Baklanova N. K., Potapov D. A., Baklanov K. V. Deviantnoe povedenie podrostkov: osnovy' pro-filaktiki [Deviant behavior of adolescents: the basics of prevention] // Nauka i shkola [Science and School]. 2018. № 4. P. 82-86.
2. Bubnova I. S., Rerke V. I. SociaFno-pedagogicheskoe soprovozhdenie kak sredstvo profilaktiki deviantnogo povedeniya u podrostkov iz mnogodetnyx semej [Social and pedagogical support as a means of preventing deviant behavior in adolescents from large families] // Pedagogicheskij IMIDZh [Pedagogical IMAGE]. 2019. Vol. 13. № 2 (43). P. 52-62. DOI: 10.32343/2409-5052-201913-2-52-62
3. Egorov A. Yu., Grechanyj S. V. Sovremenny'e podxody' k terapii i korrekcii internet-addikcii [Modern approaches to therapy and correction of Internet addiction] // Zhurnal nevrologii i psixiatrii im. S. S. Korsa-kova [The Korsakov's Journal of Neurology and Psychiatry]. 2019. Vol. 119. № 6. P. 152-159. DOI: 10.17116/ jnevro2019119061152
4. Zmanovskaya E. V. Sovremennaya rossijskaya deviantologiya: istoriya, metodologiya, social'ny'e vy'zovy' i aktual'ny'e tendencii [Modern Russian deviantology: history, methodology, social challenges and current trends] // Rossijskij deviantologicheskij zhurnal [Russian Journal of Deviant Behavior]. 2021. № 1 (1). P. 12-23. DOI: 10.35750/2713-0622-2021-1-12-23
5. Kaletinskaya M. I., Onufrieva V. V. Vzaimosvyaz' akcentuacij xaraktera s otklonyayushhimsya povedeniem podrostkov [The relationship of character accentuations with deviant behavior of adolescents] // Psixologiya i pedagogika: metodika i problemy' prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application]. 2014. № 37. P. 11-16.
6. Murotmusaev K. B., Turapov X. M. Psixologiya deviantnogo povedeniya shkol'nikov [Psychology of deviant behavior of schoolchildren] // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). 2022. Special Issue 2. P. 117-119.
7. Novikova D. S. Deviantnoe povedenie [Deviant behavior] // Vestnik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta [Bulletin of the Ulyanovsk State Pedagogical University]. 2019. № 1 (85). P. 20-21.
8. Talanova K. S. Model' moraFnogo krizisa po E'. Dyurkgejmu [Model of the moral crisis according to E. Durkheim] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya [Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and political science]. 2014. № 1. P. 238-255. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/model-moralnogo-krizisa-po-e-dyurkgeymu (accessed: 07.04.2023).
9. Xasanova A. R., Gabdraxmanova A. R. Napravleniya raboty' klassnogo rukovoditelya s sem'ej po preduprezhdeniyu deviantnogo povedeniya shkol'nikov [Directions of work of the class teacher with the family to prevent deviant behavior of schoolchildren] // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazova-niya [Problems of Modern Pedagogical Education]. 2020. № 67-2. P. 253-257.
10. Chelnokova T. A. Razvitie problemy' otklonyayushhegosya povedeniya podrostkov v trudax otechest-venny'x i zarubezhny'x avtorov [Development of the problem of deviant behavior of adolescents in the works of domestic and foreign authors] // Samarskij nauchny'j vestnik [Samara Journal of Science]. 2021. Vol. 10. № 3. P. 299-302. DOI: 10.17816/snv2021103318
11. Bogdanova T. M., Kobzeva E. V., Blinova V. V., Semenova V. A. The role of the family in preventing deviant adolescent behavior // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. DOI: 10.15405/ epsbs.2022.01.20
12. Gridneva S. V. Specific Features of Social Groups of Teenagers with Deviant Orientation / S. V Grid-neva et al. // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. № 5b. P. 741-752. DOI:10.12973/ ejac.2017.00207a
13. Kalinina N. V. Psychological prevention mechanisms of minors' deviant behavior / N. V. Kalinina et al. // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. № 5. P. 663-672. DOI: 10.12973/ ejac.2017.00200a
14. Musina A. Age dynamics of deviant behavoir of teenagers / A. Musina et al. // Georgian Medical News. 2020. Vol. 303. P. 148-155. Russian. PMID: 32841197.
15. Sharma M. K. Constructing the understanding of teenagers deviant use of cyberspace / M. K. Sharma et al. // International Journal of Social Psychiatry. 2021. Vol. 67. № 8. P. 1068-1071. DOI: 10.1177/0020764020975791
16. Ward T. Prediction and agency: The role of protective factors in correctional rehabilitation and desis-tance // Aggression and Violent Behavior. 2017. Vol. 32. P. 19-28. DOI: 10.1016/j.avb.2016.11.012