Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЕБ-САЙТ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Альбина Владимировна, Яковлева Юлия Владимировна

В статье дается обзор теоретических положений и обоснование актуальности теоретико-методологической проработки развития информационной культуры учащихся средней школы посредством образовательных интернет-ресурсов в связи с определяющей ролью сформированной информационной культуры в системе образования учащихся средней школы, как обязательного условия, позволяющего обучающимся результативно взаимодействовать с современными образовательными ресурсами. В работе определена цель, задачи и методы исследования, имеющего теоретикометодологическую направленность, в области формирования информационной культуры учащихся средней школы посредством использования образовательных интернет-ресурсов. Отмечается важное значение, которое имеет сеть Интернет для образовательного процесса, поскольку благодаря ей школьники не только получают доступ к огромным информационным массивам и потокам, но и меняют подход к осуществлению собственной учебно-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Альбина Владимировна, Яковлева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE USE OF EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION CULTURE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

The article provides an overview of the theoretical provisions and substantiates the relevance of theoretical and methodological study of the development of information culture of secondary school students via educational Internet resources due to the defining role of the formed information culture in the education system of secondary school students as a prerequisite for students to interact with modern educational resources effectively. The paper defines the purpose, objectives and methods of the research, which has a theoretical and methodological focus, in the field of formation of information culture of secondary school students via the educational Internet resources. The importance of the Internet for the educational process is noted, because thanks to it, schoolchildren not only get access to huge information arrays and streams, but also change the approach to implementing their own educational and cognitive activities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 37 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-133-149

ББК 74

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE USE OF EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF INFORMATION CULTURE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

Яковлева Альбина Владимировна

Руководитель аспирантуры факультета Теологии; ООВО Московский исламский институт

E-mail: ami27.86.27@gmail.com

Yakovleva Albina V.

Manager of Postgraduate Department of the Faculty of Theology, Private institution of higher education Moscow Islamic Institute E-mail: ami27.86.27@gmail.com

Яковлева Юлия Владимировна

Магистрант, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» E-mail: yaylu@mail.ru

Yakovleva Yulia V.

Student in the master's program, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Gorno-Altaisk State University"

E-mail: yaylu@mail.ru

Аннотация. В статье дается обзор теоретических положений и обоснование актуальности теоретико-методологической проработки развития информационной культуры учащихся средней школы посредством образовательных

Abstract. The article provides an overview of the theoretical provisions and substantiates the relevance of theoretical and methodological study of the development of information culture of secondary school

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Яковлева А. В., Яковлева Ю. В., 2022

интернет-ресурсов в связи с определяющей ролью сформированной информационной культуры в системе образования учащихся средней школы, как обязательного условия, позволяющего обучающимся результативно взаимодействовать с современными образовательными ресурсами. В работе определена цель, задачи и методы исследования, имеющего теоретико-методологическую направленность, в области формирования информационной культуры учащихся средней школы посредством использования образовательных интернет-ресурсов. Отмечается важное значение, которое имеет сеть Интернет для образовательного процесса, поскольку благодаря ей школьники не только получают доступ к огромным информационным массивам и потокам, но и меняют подход к осуществлению собственной учебно-познавательной деятельности.

students via educational Internet resources due to the defining role of the formed information culture in the education system of secondary school students as a prerequisite for students to interact with modern educational resources effectively. The paper defines the purpose, objectives and methods of the research, which has a theoretical and methodological focus, in the field of formation of information culture of secondary school students via the educational Internet resources. The importance of the Internet for the educational process is noted, because thanks to it, schoolchildren not only get access to huge information arrays and streams, but also change the approach to implementing their own educational and cognitive activities.

Ключевые слова: информационная культура, образовательные интернет-ресурсы, информационная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, веб-сайт, мультимедийность, интерактивность.

Keywords: information culture, educational Internet resources, information activities, information and communication technologies, a website, multimediality, interactivity.

Для цитирования: Яковлева А. В., Яковлева Ю. В. Теоретико-методологические аспекты использования образовательных интернет-ресурсов в формировании и развитии информационной культуры обучающихся средней общеобразовательной школы // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 133-149. DOI: 10.31862/2218-8711-20226-133-149.

Cite as: Yakovleva A. V., Yakovleva Yu. V. Theoretical and methodological aspects of the use of educational internet resources in the formation and development of information culture of secondary school students. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 6, pp. 133-149. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-133-149.

Современная действительность во многом является результатом развития информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), начавшегося еще в середине прошлого столетия и достигшего очень высокого уровня, позволяющего говорить о достаточной степени сформированности так называемого пятого технологического уклада. Ядром данного уклада, по утверждению М. А. Балашовой, является

телекоммуникационные технологии, информационные сети, электроника, роботостроение, программное обеспечение, базы данных [1, с. 6]. Наличие указанных атрибутов свидетельствует о выходе социума на такую ступень технологического развития, которая позволяет называть общество информационным.

В рамках этого нового общества происходит формирование и новой культуры -информационной. Отметим, что данный тип культуры представляет собой многогранное явление, не вмещающееся в рамки компьютерной грамотности или владения ИКТ.

Сложность, многоаспектность, а также этап развития концепции информационной культуры, характеризующийся этапом зарождения - «предконцепции», обуславливают недостаточную степень разработанности проблематики формирования информационной культуры учащихся средней школы посредством использования образовательных интернет-ресурсов.

В качестве главной цели в исследуемой области стоит выделение развития и систематизации теоретико-методологических основ формирования информационной культуры учащихся, определение сущностных характеристик и требований к информационной культуре обучающихся разных образовательных уровней в РФ, в том числе и уровня средней школы, разработка методических пособий, стандартов и регламентов, определяющих роль, степень внедрения, а также функциональное поле образовательных интернет-ресурсов в современной системе образования.

Достижение поставленной цели станет возможным за счет объединения разрозненных наработок научного сообщества в области формирования информационной культуры учащихся, их систематизации и группировки в зависимости от направленности исследования-первоисточника (теоретическое, методологическое, проблемно-ориентированное, аналитическое, практическое исследование), установление логики, причинно-следственных связей, взаимосвязи и взаимозависимости между элементами, отражающими выводы и наработки отдельных авторов, и наконец формирование единой концептуальной модели формирования информационной культуры учащихся, требующей апробации.

Для дальнейшей работы необходимо четко определить значение основных терминов и понятий, которые мы будем использовать в исследовании. В первую очередь, определим, что под цифровизацией образования мы понимаем процесс трансформации организационно-управленческого и учебно-образовательного процессов, обусловленный внедрением в сферу образования цифровых технологий (технологий создания, обмена, обработки и передачи больших массивов информации на электронных носителях).

Понятие информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с действующим национальным стандартом РФ, включает в себя информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

Что касается понятия «информационная культура», то его определения довольно многочисленны. Среди них можно условно выделить две группы.

Первая из них включает определения рассматриваемого понятия в узком смысле, то есть как определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющего

осуществлять эффективную работу с информацией посредством использования современных ИКТ (И. А. Задонская [2], Е. В. Грунт [3]).

Во вторую группу входят определения, характеризующие рассматриваемое понятие как часть общей культуры (С. Д. Каракозов [4], Н. Н. Елистратова [5]), специфика которой состоит в удовлетворении информационных потребностей людей через получение и переработку необходимых им сведений и данных при помощи ИКТ.

Представляется, что второй подход является более адекватным и обоснованным, поскольку именно информационные потребности являются основной информационной культуры. Именно они заставляют людей не только осуществлять поиск новой информации, но и приобретать ее носители, аппаратные средства работы с нею, осваивать методы и приемы этой работы. Ввиду этого в рамках исследования под информационной культурой понимаем часть общей культуры, включающую совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, которые позволяют самостоятельно осуществить информационную деятельность с использованием информационных технологий.

Очевидно, что без владения средствами ИКТ формирования полноценной информационной культуры личности в современном мире совершенно невозможно. Неудивительно, что именно навыки и умения, позволяющие посредством ИКТ осуществлять поиск, обработку и создание информации часто называются в качестве ключевого фактора формирования информационной культуры. Однако это верно только отчасти, поскольку такие умения и навыки представляют собой лишь инструментальный элемент информационной культуры. И помимо него требуются еще многие другие умения и способности, не говоря уже о мотивационном и волевом факторе.

В целом точное понимание информационной культуры может быть сформировано исходя из ее структуры, в которую входят следующие основные элементы:

1) интеллектуальный;

2) языковой;

3) коммуникативный;

4) мировоззренческий;

5) информационно-технологический;

6) информационно-правовой;

7) нравственный.

Рассмотрим указанные элементы подробнее.

Итак, интеллектуальный элемент представляет собой способность осуществлять умственную деятельность, включая все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение, классификация и т. д.). Кроме того, в состав данного компонента следует включить и другие познавательные способности: восприятие, воображение, память и т. д.

В качестве языкового элемента выступает способность полноценно выражать собственные мысли при помощи средств родного (а иногда и иностранного) языка и в соответствии с его наиболее значимыми нормами в устой и письменной формах, а также понимать речь (как устную, так и письменную) других людей.

Коммуникативный элемент следует отличать от языкового, поскольку он представляет собой способность осуществлять межличностное общение, а не только выражать свои мысли при помощи языковых средств в устной и письменной речи. Очевидно, что помимо вербального фактора в коммуникативном элементе присутствует также и невербальный .

Мировоззренческий элемент предполагает наличие у субъекта системы устойчивых взглядов на окружающую действительность, общество, свое место в нем, основанную на адекватном мировосприятии и научной картине мира.

В рамках информационно-технологического элемента значение имеют, прежде всего, умения и навыки использования средств ИКТ для работы с информацией, то есть владение компьютерной техникой, программным обеспечением и знание специфики сетевых технологий. Иногда именно этот элемент отождествляется с информационной культурой, однако это только одна из частей ее структуры.

Информационно-правовой элемент предполагает следование определенным нормам и правилам поиска и отбора информации, работы с ней, ее создания, поведения в интернет-пространстве.

Нравственный элемент очень важен в том смысле, что способствует направлению деятельности в информационной сфере на созидательные цели, то есть включает ценностно-смысловой аспект.

Некоторые исследователи представляют информационную культуру в качестве полевой структуры, состоящей из таких основных компонентов, как ядро и защитный пояс. Ядро включает в себя систему информационных норм и ценностей, мировоззренческие элементы, знания и представления о действительности, а защитный пояс состоит из способности к восприятию информации, умений и навыков, позволяющих реализовать информационную деятельность. Как отмечает Л. А. Пронина, «если ядро реализует ценностно-ориентационную, коммуникативно-репродуктивную и социально-регулятивную функции, то пояс - функции адаптации, достижения цели, интеграции и самосохранения» [6, с. 87].

В любом случае формирование информационной культуры происходит в деятельности, тем или иным образом связанной с работой с информацией, которую можно подразделить на два основных типа:

1) работа с уже созданной кем-то информацией (восприятие, анализ, обобщение, систематизация, трансформация и т. п.);

2) создание новой, уникальной информации.

Первый тип работы с информацией может быть назван репродуктивным, а второй - продуктивным. При этом утверждать, что продуктивный тип работы с информацией находится на более высоком уровне, чем репродуктивный, нельзя. Дело в том, что работа с уже созданной информацией может осуществляться на очень высоком уровне знаний и интеллектуальных способностей с использованием научных методов исследования, в то время как создание новой информации может реализовано абсолютно безграмотными людьми, а ее ценность может быть даже не равна нулю, а являться отрицательной, представляя собой ложные сведения.

При этом очевидно, что оба эти типа работы с информацией тесно взаимосвязаны и существование одного без другого практически невозможно.

Помимо рассмотренных двух можно выделить еще и третий тип информационной деятельности - распространение информации. Здесь особенно важен целевой аспект, поскольку от него обычно зависит и формат самих распространяемых сведений, и способ их распространения, и целевая аудитория.

Среди других наиболее значимых целей распространения информации можно выделить информативную, пропагандистскую, идеологическую, научную, образовательную, культурообразующую, рекреативную.

Что касается конкретных способностей, позволяющих осуществлять результативную информационную деятельность, то их немало. Так, А. Ю. Квитко выделяет 11 их видов:

1) способность к целеполаганию деятельности и установлению в соответствии с определенной целью конкретных задач, решение которых приведет к ее достижению;

2) способность ведения результативного поиска информации посредством тех или иных средств ИКТ с учетом специфики конкретного источника сведений;

3) способность вычленения из информационных массивов наиболее важных и второстепенных сведений;

4) способность к упорядочению информации, ее структурированию, систематизации и обобщению;

5) способность к формированию в своем сознании цельной информационной картины;

6) способность к установлению разного рода связей между информационными сообщения, блоками и потоками (это могут быть причинно-следственные, логические, ассоциативные и иные связи);

7) способность к адекватной интерпретации сведений;

8) способность к трансформации сведений из одного формата в другой;

9) способность к созданию моделей информационных сообщений, систем и процессов;

10) способность к контролю, анализу и оцениванию результатов своей информационной деятельности;

11) способность к прогнозированию результатов и последствий работы с информацией [7, с. 163].

Информационная деятельность представляет собой один из самых существенных факторов адаптации личности в современном обществе. И при грамотном подходе к ее осуществлению она может выступать в качестве мощного средства развития личности вообще и формирования ее общей культуры в частности.

Ключевым моментом, свидетельствующим о достаточно высоком уровне сформи-рованности информационной культуры, является понимание специфики современных информационных процессов. Формы и способы осуществления информационной деятельности многочисленны, но далеко не все они могут способствовать формированию информационной культуры. Представляется, что одним из самых продуктивных среди них является использование образовательных интернет-ресурсов.

Современный человек при помощи мобильных приложений и веб-технологий получил практически неограниченные возможности поиска и обработки информации, необходимой для решения поставленных вопросов. На современном рынке труда неоспоримое преимущество получает человек, который уверенно пользуется различного рода компьютерными технологиями. Поэтому одной из первостепенных задач стало использование современных технологий для создания гибкой, открытой образовательной среды при наиболее полном использовании современных электронных устройств.

Отметим то важно значение, которое имеет Интернет для современного мира вообще и образовательного процесса в частности. При этом его роль не исчерпывается только предоставлением практически неограниченного доступа к огромным массивам информации. Благодаря ему меняется и сам подход к осуществлению учебно-познавательной деятельности. Так, если еще четверть века тому назад учащиеся оперировали только той информацией, которую они получали от учителей, родителей, из учебников и средств массовой информации (печатных, телевидения и радио), то сегодня именно Интернет стал основным поставщиком самых разнообразных сведений. И в этом разно -образии заключается не только положительные, но и весьма серьезные отрицательные моменты. Особенно это касается именно школьников, которым крайне сложно определить, какие источники являются достоверными, а какие нет.

Помимо указанной, существуют и другие особенности Интернета, определяющие специфику его использования в образовательном процессе. Среди них Л. К. Раицкая выделяет следующие:

• наличие больших объемов данных предполагает необходимость отделения важной информации от второстепенной и достоверной от ложной, для чего необходимо задействовать критическое мышление;

• возможность осуществления почти мгновенной коммуникации значительно повышает продуктивность групповой и коллективной учебной работы, которую теперь можно осуществлять в более динамичном ключе;

• необязательность личных контактов способствует и снятию межличностных барьеров, что весьма важно для школьников, испытывающих затруднения в непосредственном общении;

• слабая структурированность информации, предлагаемой Сетью, приводит к тому, что учащиеся вынуждены осуществлять ее систематизацию самостоятельно, результатом чего повышается уровень развития логического мышления;

• доступность самых разнообразных интернет-сервисов способствует творческому развитию личности школьников, а также усиливает их познавательную активность;

• в процессуальном плане Интернет позволяет учащимся выбирать такой темп работы, который наиболее им подходит, что способствует дифференциации обучения;

• благодаря большому количеству возможных форм и видов деятельности в образовательный процесс вносится разнообразие, что способствует усилению внутренней учебной мотивации и поддержанию познавательного интереса в течение достаточно длительного промежутка времени [8, с. 46-47].

В настоящее время самыми распространенными интернет-ресурсами являются веб-сайты (websites), представляющие собой систему взаимосвязанных веб-страниц и файлов. Каждый веб-сайт обязательно имеет одну веб-страницу, называемую главной (домашней, homepage), а также различное количество других веб-страниц, соединенной с главной посредством системы гиперссылок.

По определению А. Г. Бабаева, интернет-сайт представляет собой «...структурированную информационную единицу всемирной паутины, которая может содержать как одну, так и огромное число страниц.» [9, c. 14].

В качестве самих веб-страниц выступают html-файлы, размещенные в Сети. Они могут содержать как текстовую, так и иную информацию (графическую, аудио, видео, анимированную и т. д.).

Что непосредственно касается образовательных интернет-ресурсов, то основной их целью является обеспечение возможности решения всех образовательных задач. Для этого они обладают всеми необходимыми качествами. Среди преимуществ образовательных интернет-ресурсов С. А. Белов выделяет несколько основных.

Во-первых, это доступность и простота использования. Так, сегодня доступ к Интернету и, следовательно, к образовательным сайтам возможен почти на всей территории страны и не только со стационарных компьютеров, но и с мобильных устройств. При этом никаких особых навыков для пользования такими ресурсами обычно не требуется.

Во-вторых, это высокая степень эргономичности организации информационного пространства. Действительно, пользователь может работать с информацией веб-сайта любыми наиболее удобными для него способами. И это касается не только получение информации с интернет-ресурса, но и размещения ее на нем, если такая функция ему доступна.

В-третьих, это интерактивность и мультимедийность. В настоящее время большинство сайтов содержат информацию не только в текстовом, но и в других существующих форматах, что позволяет существенно усилить информационное воздействие на школьников благодаря использованию наглядности, облегчающей восприятие учебного материала. Кроме того, многие из них используют интерактивные технологии, позволяющие проводить обсуждение и комментирование материалов, размещенных на сайте, а также осуществлять контроль и координацию деятельности учащихся при осуществлении ими самостоятельной индивидуальной, групповой и коллективной исследовательской или другой познавательной деятельности.

В-четвертых, это надежность и безопасность. Поскольку образовательные интернет-ресурсы обязательно предполагают модерацию, то риск попадания на них недостоверной информации предельно низок. При этом администраторы и модераторы сайта имеют возможность отсеивать неадекватно ведущих себя посетителей, что не позволит превратить учебную и научную работу в склоки и конфликты. Кроме того, благодаря возможности резервного копирования материалы сайта могут быть легко восстановлены даже в случае обрушения сайта из-за взлома или DDoS-атаки либо закрытия хостинга, на котором он расположен.

В-пятых, дешевизна и простота эксплуатации. В настоящее время это немаловажные преимущества. Так, создание сайта на CMS (так называемых «движках»), может

быть осуществлено даже учащимися старших классов, не говоря уже об учителе информатики, поэтому и стоимость работы над ним будет практически нулевой. Доменное имя в зоне «.ru» на некоторых хостингах в год стоит не более 300 рублей, а сами услуги по размещению на хосте - не более 5000 рублей в год. При этом управление сайтами на многих CMS очень простое и может быть освоено даже неподготовленным человеком за несколько дней [10, с. 70-72].

Образовательные веб-сайты подразделяются на несколько основных видов.

1. Сайты учебных заведений.

Обычно такие интернет-ресурсы представляют собой универсальные сайты, на которых размещена как официальная, правовая и методическая документация, так и любые другие материалы, имеющие отношение к учебно-воспитательному процессу.

2. Интернет-ресурсы дистанционного образования.

Их главной задачей является организации дистанционного образовательного процесса, для чего необходимо предоставление учащимся всей требующейся учебной, методической литературы и вообще всех материалов, необходимых для прохождения курса, а также организация разного рода онлайн-мероприятий, требующихся для реализации полноценного учебного процесса (консультирование, семинары, дискуссии, конференции, тестирование).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Интернет-ресурсы, специализирующиеся на распространении образовательной информации.

В данную группу входят очень разные сайты, начиная с виртуальных библиотек и заканчивая интернет-изданиями образовательной тематики. Основным объединяющим их признаком является то, что их главная функция состоит в предоставлении всем желающим различной образовательной информации.

4. Научно-исследовательские интернет-ресурсы.

Подобные сайты специализируются на размещении научных работ, а также на проведении их обсуждений.

5. Интернет-ресурсы информационно-справочного характера.

В данную группу входят различные каталоги, онлайн-словари, электронные энциклопедии и т. п.

6. Интернет-ресурсы соревновательного характера.

Основная их функция состоит в проведении различных конкурсов, викторин, олимпиад и т. п.

7. Интернет-ресурсы учебно-методических объединений.

К данной категории следует причислить веб-сайты, ориентированные на профессионалов, например, преподавателей, представителей научного сообщества. Посредством таких интернет-ресурсов не только распространяется необходимая специалистам литература и документация, но и проводятся конференции, вебинары, круглые столы и тому подобные онлайн-мероприятия с их участием.

8. Образовательные сообщества в соцсетях.

Многие соцсети предоставляют пользователям возможность создания любых сообществ и групп, не противоречащих закону. Естественно, что в их числе немало и

образовательных. Благодаря им как педагоги, так и учащиеся (а иногда - и их родители), имеют возможность обмениваться информацией, проводить обсуждение разных моментов своей деятельности, делиться опытом.

9. Образовательные веб-сервисы.

Подобные интернет-ресурсы носят вспомогательный характер. Обычно с их помощью можно создавать и хранить определенные образовательные продукты (презентации, портфолио и др.).

Рассмотренные виды интернет-ресурсов позволяют осуществлять комплексное формирование информационной культуры учащихся средней школы.

Сдерживающим фактором, препятствующим широкому распространению новых форм обучения с использованием современных образовательных интернет-ресурсов, может стать недостаточная компьютерная грамотность обучающегося, слабая персональная техническая оснащенность, объясняемая в том числе невысоким уровнем материального достатка семьи.

Это в определенной степени подтверждается данными официальной статистики, представленными на сайте Федеральной службы государственной статистики, о причинах неиспользования гражданами России ресурсов Интернета (рис. 1).

На текущем этапе распространения интернет-технологий в России необходимые условия не всегда представляется возможным соблюсти на нужном уровне в отдельных регионах страны, где процесс использования образовательных интернет-ресурсов может осложнить отсутствие или низкое качество работы сети Интернет.

80 60 40 20 0

I Российская Федерация I Центральный федеральный округ I Северо-Западный федеральный округ I Южный федеральный округ I Северо-Кавказский федеральный округ I Приволжский федеральный округ I Уральский федеральный округ I Сибирский федеральный округ I Дальневосточный федеральный округ

Отсутствие необходимост и (нежелание пользоваться, нет интереса) 74 76,3 79,9

74.3 58

75,9

72.4 74,4 67,4

Недостаток навыков для работы в сети Интернет

32,9 29,3

33.5

33.6

33.8 33,3

39

32.9 33,9

II ||||||

Высокие затраты на подключение к сети Интернет

15.3

15.4 12,8

15 18,1 14,3 14,6 14,9 21,3

Отсутствие

технической Соображения возможности безопасности подключения

4,8 3,3 4,8 5,7

6.7

3.8

2.7 6,1

9.8

3,4 3,2 4,9 3,4

5.6 2,9

3

3,2

2.7

Рис. 1. Факторы, сдерживающие использование сети Интернет населением в субъектах РФ

(в % от общей численности населения)1 2019 г.

1 Источник: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/lqv3T0Rk/info-ob2020.pdf

Следует отметить, что организация обучения с использованием образовательных сайтов и интернет-ресурсов, применение дистанционных образовательных технологий может вызвать ряд затруднений и у учителя. Это не только необходимость овладения новыми технологиями. У педагога также могут в значительной степени возрасти затраты рабочего времени на формирование информации, подлежащей использованию в образовательной деятельности с привязкой к образовательному сайту, интернет-ресурсам и (или) для размещения на электронном курсе.

Определенную роль в этом может играть недостаточность мотивации педагога со стороны администрации образовательной организации. Указанные положения были проверены нами посредством анкетирования по определению степени использования ИКТ в работе педагогов исследуемой организации, а также возможных причин недостаточного уровня использования или неиспользования ими образовательных сайтов и интернет-ресурсов в педагогической деятельности и общего отношения педагогов к их внедрению в образовательную деятельность современной общеобразовательной организации. В результате обобщения полученных от 24 респондентов данных были выявлены следующие основные проблемы (рис. 2).

Педагогами исследуемой организации указано на целесообразность использования учебных презентаций, приемов кейс-стади, методов компьютерной диагностики степени освоения учебного материала.

Значительная часть респондентов отметила (73%), что с учетом современных вызовов и требований актуального образовательного законодательства к условиям организации образовательной деятельности используют дистанционные образовательные технологии и интернет-ресурсы, но лишь ввиду необходимости. 18% респондентов используют ДОТ постоянно (рис. 3). Вместе с тем использование образовательных

16

12

I

Отсутствие времени на формирование информации с использованием образовательных интернет-ресурсов

Недостаточное техническое оснащение образовательной организации

Недостаточно возможностей для повышения ИКТ-

Недостаточно

знаний и умений по использованию

компетентности ИКТ, ЭО и ДОТ

Незнание систем электронного обучения

Неумение пользоваться образовательными

сайтами в профессиональной деятельности

Рис. 2. Основные проблемы использования ИКТ в работе педагогов

8

4

0

интернет-ресурсов и формирование информационной культуры обучающихся осуществляется в основном лишь на уроках информатики.

Большинство преподавателей также указало, что для организации развития творческого и личностного потенциала обучающихся в современных реалиях они могут обеспечить информационные условия (94%), чуть меньше половины указали организационные условия (43%), 19% отметили материально-технические условия.

Существующая степень научной разработанности проблематики формирования информационной культуры учащихся средней школы посредством использования образовательных интернет-ресурсов определяет дискуссионный характер или вовсе не позволяет говорить об отражении ряда аспектов, имеющих системообразующее значение при формировании единой концептуальной модели.

Во-первых, отмечается неоднозначный характер трактовки сущности и содержания ключевой дефиниции «информационная культура». Отсутствие единого общепризнанного определения не позволяет сделать вывод о том, насколько информационная культура современного учащегося, базирующаяся на актуальных требованиях и запросах внешней среды, отличается от информационной культуры, предположим, обучающегося 10-20 лет назад.

Во-вторых, до конца не определена роль образовательных электронных ресурсов в системе формирования информационной культуры, в частности, остается открытым вопрос, оказывают ли интернет-ресурсы определяющее значение при формировании информационной культуры и обуславливают ее специфические особенности, или же новые проявления информационной культуры в большей степени взаимоувязаны с общими трендами в сфере образования. Таким образом, остается дискуссионным вопрос: образовательные интернет-ресурсы - это инструмент формирования информационной культуры, среда проявления новых качеств и особенностей информационной культуры или драйвер развития культуры нового типа.

Третий вопрос, требующий теоретико-методологической проработки: отличается ли информационная культура обучающихся на различных уровнях образования, подлежит ли информационная культура количественному измерению, возможно ли ее

81%

19%

Используют Используют ограниченно

Рис. 3. Использование современных образовательных технологий в образовании

оценить при помощи заданных критериев, или это категория, отражающая исключительно аспекты качественного характера.

Из предыдущего вопроса вытекает следующая задача, требующая дополнительного исследования, научного обоснования и апробации: каковы сущностные характеристики информационной культуры, ее структура, существуют ли другие виды культур из смежных областей, которые взаимосвязаны или взаимозависимы с информационной культурой и определяют в некоторой степени процессы ее формирования.

Существует необходимость разработать и апробировать алгоритм и методологию формирования информационной культуры учащихся в контексте системы образования в Российской Федерации, учитывая стратегические цели и задачи государства в области развития образовательной среды в нашей стране.

Видится целесообразным применение системного подхода в отношении исследования процессов и процедур формирования информационной культуры учащихся средней школы посредством образовательных интернет-ресурсов. Это обусловлено тем, что проблематика исследования уже задает определенные компоненты системы:

• внутренняя среда - образовательная среда;

• внешняя среда - система образования (ближайшее окружение), национальная экономика и глобальное мировое пространство как макросреда;

• субъекты - учащиеся средней школы;

• инструментарий - электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы;

• вход - информационные, человеческие и другие виды ресурсов;

• выход - формирующий результат в виде будущего студента с высоким образовательным уровнем.

Также целесообразно осуществлять формирование информационной культуры учащихся средней школы посредством интернет-ресурсов комплексно, то есть в разрезе следующих направлений:

1) пользовательский (формирование умения осуществлять поиск информации в сети Интернет и работать с основными компьютерными программами);

2) аналитический (формирование умения анализировать ресурсы сети Интернет, а также представленную на них информацию);

3) творческий (формирование креативных способностей в работе с информационными ресурсами, создание учащимся собственного интеллектуального продукта);

4) организационный (формирование адекватного понимания особенностей школьной информационной системы и способности планировать, организовывать и анализировать собственную учебную деятельность).

Перечисленные аспекты определяют исследовательское поле, в рамках которого задачи имеют актуальный характер и требуют научной разработки, а также дополнительной дискуссии в научных кругах.

Таким образом, исходя из анализа научной литературы, посвященной проблематике формирования информационной культуры учащихся средней общеобразовательной школы посредством образовательных интернет-ресурсов, отметим следующие основные моменты.

Во-первых, информационная культура, выступая в качестве весьма значимой в современных условиях части общей культуры, представляет собой открытую, самоорганизующуюся систему, находящуюся в неравновесном состоянии, чему способствует непрерывно возрастающий поток информации и динамичный информационный обмен. Однако при условии структуризации и систематизации информационного поля информационная культура способна к определенной стабилизации. Поэтому очень важно способствовать этой структуризации и систематизации, что возможно осуществить посредством использования в учебном процессе средней школы образовательных интернет-ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, образовательные интернет-ресурсы представляют собой веб-сайты, содержащие различную учебную, научную, методическую и прочую, имеющую отношение к образовательному процессу, информацию. Среди основных преимуществ образовательных интернет-ресурсов как средства обучения можно выделить доступность и простоту использования, высокую степень эргономичности организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность, а также дешевизну и простоту эксплуатации.

В-третьих, существует несколько основных типов образовательных интернет-ресурсов. Некоторые из них могут быть использованы в учебном процессе средней общеобразовательной школы в качестве основных, другие - как вспомогательные. Но предпочтительно использовать их в комплексе; при этом, отбирая их для решения той или иной учебной задачи, необходимо обращать особое внимание как на уровень качества материалов этих интернет-ресурсов, так и на их функциональность и удобство использования.

Список литературы

1. Балашова М. А. Информационное общество: теоретическая база и российская практика // Изв. Байкальского гос. ун-та. 2013. № 5. С. 5-12.

2. Задонская И. А. Информационная культура личности как основа формирования информационного общества // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10, № 2. С. 98-104.

3. Грунт Е. В. Социологический анализ информационной культуры личности // Изв. Уральского федерального ун-та. Сер.: Общественные науки. 2010. Т. 73, № 1. С. 117-125.

4. Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41-55.

5. Елистратова Н. Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7 (15). С. 35-39.

6. Пронина Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества // Аналитика культурологии. 2008. № 10. С. 75-91.

7. Квитко А. Ю. Информационная культура личности // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). С. 162-169.

8. Раицкая Л. К. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность в информационно-образовательной среде Интернет: дидактическая концепция: моногр. / под науч. ред. А. В. Гагарина. М., 2012.

9. Бабаев А. Г. Создание сайтов. СПб., 2014. 300 с.

10. Белов С. А. Формирование коммуникативной составляющей ИКТ-компетентно-сти будущих педагогов профессионального обучения средствами учебного блога: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2014.

11. Быстров А. Н. Интернет-развитие в образовании // Ярославский пед. вестник. 2015. № 1. С. 140-145.

12. Касеева О. А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Символ науки. 2016. № 12-2. С. 181-183.

13. Колин К. К. Информационная культура в информационном обществе // Открытое образование. 2006. № 6. С. 50-57.

14. Кряженков К. Г. Сетевые образовательные ресурсы // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 1 (9). С. 44-49.

15. Норенков И. П. Электронные образовательные ресурсы // Машиностроение и компьютерные технологии. 2009. № 12. С. 27-31.

16. Павельева Т. Ю. Информационная культура: понятие, содержание // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 94-96.

17. Пулатов Ж. Н. Информационная культура // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 11-2. С. 67-69.

18. Тужикова Е. С. Информационно-коммуникативные технологии в современном образовании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. С. 296-299.

19. Bryant J., Bates A. J. Creating a constructivist online instructional environment // TechTrends. 2015. Vol. 59, No. 2. P. 17-22.

20. Gillett-Swan J. The challenges of online learning: Supporting and engaging the isolated learner // Journal of Learning Design. 2017. Vol. 10, No. 1. P. 20-30.

21. KebritchiM., LipschuetzA., Santiague L. Issues and challenges for teaching successful online courses in higher education: A literature review // Journal of Educational Technology Systems. 2017. Vol. 46, No. 1. P. 4-29.

22. Lopatina N. V. The modern information culture and information warfare // Scientific and Technical Information Processing. 2014. Vol. 41, No. 3. P. 155-158.

23. Seashore L. K., LeeM. Teachers' capacity for organizational learning: The effects of school culture and context // School effectiveness and school improvement. 2016. Vol. 27, No. 4. P. 534-556.

References

1. Balashova M. A. Informatsionnoe obshchestvo: teoreticheskaya baza i Rossiyskaya praktika. Izv. Baykalskogo gos. un-ta. 2013, No. 5, pp. 5-12.

2. Zadonskaya I. A. Informatsionnaya kultura lichnosti kak osnova formirovaniya informatsionnogo obshchestva. Sotsialno-ekonomicheskieyavleniya iprotsessy. 2015, Vol. 10, No. 2, pp. 98-104.

3. Grunt E. V. Sotsiologicheskiy analiz informatsionnoy kultury lichnosti. Izv. Uralskogo federalnogo un-ta. Ser.: Obshchestvennye nauki. 2010, Vol. 73, No. 1, pp. 117-125.

4. Karakozov S. D. Informatsionnaya kultura v kontekste obshchey teorii kultury lichnosti. Pedagogicheskaya informatika. 2000, No. 2, pp. 41-55.

5. Elistratova N. N. Informatsionnaya kultura kak kriteriy informatizatsii vysshego obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh reformirovaniya. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2012, No. 7 (15), pp. 35-39.

6. Pronina L. A. Informatsionnaya kultura kak faktor razvitiya informatsionnogo obshchestva. Analitika kulturologii. 2008, No. 10, pp. 75-91.

7. Kvitko A. Yu. Informatsionnaya kultura lichnosti. NOMOTHETIKA: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2010, No. 2 (73), pp. 162-169.

8. Raitskaya L. K. Samostoyatelnaya uchebno-poznavatelnaya deyatelnost v informatsionno-obrazovatelnoy srede Internet: didakticheskaya kontseptsiya: monogr. Ed. A. V. Gagarin. Moscow, 2012.

9. Babaev A. G. Sozdanie saytov. St. Petersburg, 2014. 300 p.

10. Belov S. A. Formirovanie kommunikativnoy sostavlyayushchey IKT-kompetentnosti budushchikh pedagogov professionalnogo obucheniya sredstvami uchebnogo bloga. PhD dissertation (Education). Barnaul, 2014.

11. Bystrov A. N. Internet-razvitie v obrazovanii. Yaroslavskiy ped. vestnik. 2015, No. 1, pp. 140-145.

12. Kaseeva O. A. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Simvol nauki. 2016, No. 12-2, pp. 181-183.

13. Kolin K. K. Informatsionnaya kultura v informatsionnom obshchestve. Otkrytoe obrazovanie. 2006, No. 6, pp. 50-57.

14. Kryazhenkov K. G. Setevye obrazovatelnye resursy. Obrazovatelnye resursy i tekhnologii. 2015, No. 1 (9), pp. 44-49.

15. Norenkov I. P. Elektronnye obrazovatelnye resursy. Mashinostroenie i kompyuternye tekhnologii. 2009, No. 12, pp. 27-31.

16. Pavelyeva T. Yu. Informatsionnaya kultura: ponyatie, soderzhanie. Sotsialno-politicheskie nauki. 2018, No. 5, pp. 94-96.

17. Pulatov Zh. N. Informatsionnaya kultura. Aktualnye problemygumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2017, No. 11-2, pp. 67-69.

18. Tuzhikova E. S. Informatsionno-kommunikativnye tekhnologii v sovremennom obrazovanii. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015, No. 2, pp. 296-299.

19. Bryant J., Bates A. J. Creating a constructivist online instructional environment. TechTrends. 2015, Vol. 59, No. 2, pp. 17-22.

20. Gillett-Swan J. The challenges of online learning: Supporting and engaging the isolated learner. Journal of Learning Design. 2017, Vol. 10, No. 1, pp. 20-30.

21. Kebritchi M., Lipschuetz A., Santiague L. Issues and challenges for teaching successful online courses in higher education: A literature review. Journal of Educational Technology Systems. 2017, Vol. 46, No. 1, pp. 4-29.

22. Lopatina N. V. The modern information culture and information warfare. Scientific and Technical Information Processing. 2014, Vol. 41, No. 3, pp. 155-158.

23. Seashore L. K., Lee M. Teachers' capacity for organizational learning: The effects of school culture and context. School effectiveness and school improvement. 2016, Vol. 27, No. 4, pp. 534-556.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 6

Статья поступила в редакцию 17.03.2022 The article was received on 17.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.