Научная статья на тему 'Информационно-образовательная и медийная среда образовательного пространства в СПО'

Информационно-образовательная и медийная среда образовательного пространства в СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИЙНАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИАПРОЕКТ / МЕДИЙНАЯ СРЕДА / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / INFORMATION CULTURE / MEDIA CULTURE / MEDIA SAFETY / MEDIA PROJECT / EDUCATIONAL INSTITUTION / COLLEGE STUDENTS / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанян Гаянэ Генриховна

В статье рассматривается соотношение понятий «информационная культура»,«медиакультура» и «медийная среда», обращается внимание на необходимость формирования медиакультуры у учащихся школ и колледжей посредством организации системы медиаобразования. Предлагается обсуждение и раскрытие одного из педагогических условий формирования медиакультуры создание в учреждениях среднего профессионального образования образовательного пространства, ориентирующего студента на достижение личностного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанян Гаянэ Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL- EDUCATIONAL AND MEDIA SPHERE OF COLLEGE EDUCATION

The article considers the relation between the ideas of information culture and media culture, media safety, media environment it draws attention to the need of media culture formation among the students of schools, colleges and universities by means of media culture education system creation. The article offers to discuss and identify one of the pedagogical conditions of their forming providing the secondary professional education colleges with educational environment which encourages students for personal achievements.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная и медийная среда образовательного пространства в СПО»

Пути реализации коммуникативной компетенции студентов состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

Выводы. В результате исследования сделаны выводы о том, что тема организация индивидуальной деятельности учащихся способствует повышению степени обученности, степени сформированности умственных действий, повышению общего уровня саморегуляции учащихся. Большая роль отводится идеи дифференцированного подхода, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения. Индивидуальные образовательные программы и индивидуальные учебные планы, основанные на индивидуализации, дифференциации обучения и учитывающие интересы и способности личности, способствуют формированию компетенций и повышению качества образования.

Литература:

1. Веселова В.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкурентности. Автореферат диссерт. Канд. псих,наук. - М, 1983. - с. 16.

2. Жукова Н.М. Индивидуализация и дифференциация обучения студентов в вузе. Дисс... .канд.пед.наук. - М., 2006 г.

3. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика [текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - с. 352.

4. Николаев Е.И. Дифференциация как педагогическая технология повышения интереса к знаниям: На примере обучения иностранному языку в неязыковом вузе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Якутск, 2005. - 15 с.

5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий , 2005. -с.288.

6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М.: Педагогика, 2003. №5.

7. Шнейдерман М.В. Системная дифференциация знаний как средство индивидуализации обучения учащихся. Дисс.канд.пед.наук, - М., 2003 г.

8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000.

Педагогика

УДК:377;37.01

аспирант Степанян Гаянэ Генриховна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И МЕДИЙНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА В СПО

Аннотация. В статье рассматривается соотношение понятий «информационная культура»,«медиакультура» и «медийная среда», обращается внимание на необходимость формирования медиакультуры у учащихся школ и колледжей посредством организации системы медиаобразования. Предлагается обсуждение и раскрытие одного из педагогических условий формирования медиакультуры -создание в учреждениях среднего профессионального образования образовательного пространства, ориентирующего студента на достижение личностного результата.

Ключевые слова: информационная культура, медийная культура, медиа-проект, медийная среда, медиабезопасность ,учащиеся, среднее профессиональное образование, учебные заведения.

An^tatton. The article considers the relation between the ideas of information culture and media culture, media safety, media environment it draws attention to the need of media culture formation among the students of schools, colleges and universities by means of media culture education system creation. The article offers to discuss and identify one of the pedagogical conditions of their forming - providing the secondary professional education colleges with educational environment which encourages students for personal achievements.

Keywords: information culture, media culture, media safety, media project, educational institution, college students, secondary professional education.

Введение. В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Средства массовой коммуникации создают вокруг каждого из нас особое информационное поле, под воздействием которого формируются социальные, моральные, художественные, интеллектуальные ценности и интересы. Современный человек настолько привык к огромному количеству информации, объем которой постоянно увеличивается, что не представляет себе жизни без медиа. Медиаинформация способна одновременно воздействовать и на слух, и на зрение, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Поэтому для современного человека очевидна необходимость в следующих компетенциях: восприятие информации, понимание значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентное и свободное обращение с информационными потоками, ориентировка в них. Помимо цифровой грамотности новому обществу необходимы компетенции в информационно-медийной грамотности: способность к работе в непрерывно изменяющемся мире; уметь учиться на протяжении всей жизни; научиться производить знание, а не быть лишь его потребителями.

Современный период развития цивилизации характеризуется переходом от общества индустриального к обществу информационному. Новый тип общества базируются на информации и знаниях, внедрении информационных технологий, что нашло отражение в соответствующих официальных документах [1]. Одновременно с процессом трансформации социума происходит зарождение и развитие новой формы культуры - информационной.

Эта относительно новая реальность, однако само понятие «информационная культура», введенная в научный оборот, достаточно хорошо изучена философами, культурологами, социологами [2-5; 11].

Информационная культура обладает сложной структурой. Одной из её составляющих является медийная культура, представляющая способ освоения человеческим индивидом действительности с помощью средств массовой информации. С изучением этого вопроса все не просто. С одной стороны, отдельные элементы медийной культуры достаточно проработаны, описаны и известны широкой аудитории. С другой стороны, исследование медийной культуры современного человека единичны, несмотря на актуальность и значимость, а специальные способы её формирования на практике реализуются редко.

Несомненная актуальность и недостаточность исследований медийной культуры личности в информационном обществе, определили авторский интерес к проблеме.

Цель работы состоит в определении теоретико-методологического подхода к описанию информационно-образовательной и медийной среды образовательного пространства учащихся школы и СПО.

В соответствии с целью, намечено решить следующие задачи:

1)уточнить содержание ключевых понятий: «информационная культура», «медийная культура», «медийная среда», «информационная безопасность»;

2)описать двойственность трактования медийной культуры как части информационной культуры и составляющей информационной безопасности личности;

3)рассмотреть возможности формирования медийной культуры учащихся и студентов СПО.

Изложение основного материала статьи. В условиях информатизации современных обществ особую

актуальность приобретает формирование информационной культуры личности.

Появление термина «информационная культура» в отечественной науке связано с работой Г. Г. Воробьева «Информационная культура управленческого труда» [12]. С этого момента формируется многообразие подходов и концепций, классификаций, выражающихся в многочисленных определениях информационной культуры.

Так, информационная культура рассматривается в диапазоне от максимально абстрактных определений, вытекающих из лексического сочетания слов понятия («область, связанная с функционированием информации в обществе», «степень совершенствования работы человека с информацией»), до попыток наполнить его конкретным смыслообразующим содержанием. Одно из первых функциональных определений информационной культуры связано с появлением учебников по информатике, носит выраженный прикладной характер. Позднее их заимствовали, дополнив и применив в социально-гуманитарном знании.

Так, «информационная культура понимается как достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении. Это уровень создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации и в то же время как деятельность, направленная на оптимизацию всех видов информационного общения, создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы ценности культуры были освоены человеком, вошли органично в его образ жизни» [9].

«Будучи неотъемлемой частью культуры, информационная культура неразрывно связана со «второй социальной природой» человека. Она является продуктом его разнообразных способностей, выступает содержательным аспектом субъектно-объектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом субъектом понимается человек или социальная группа - носитель предметно-практической деятельности и познания; под объектом - то, на что направлена указанная деятельность субъекта».

В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, её, можно рассматривать на трех уровнях [9]:

1. Информационная культура личности.

2. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы).

3. Информационная культура общества в целом.

В данной работе будет рассматриваться информационная культура личности, как основа для её дальнейшего формирования на групповом уровне и уровне социума.

Рассматривая информационную культуру с точки зрения структуры, выделяют различные области проявления в соответствии с областями информационной деятельности [8]. Исходя из данного методологического посыла, можно определять в качестве структурных компонентов информационной культуры СМИ и СМК (аудиовизуальная культура), как способ освоения мира и его отражения.

Одновременно, СМИ и СМК выступают видом профессиональной деятельности, общения индивидов друг с другом, способом переработки и интерпретации поступающей информации. Как писал В.А. Возчиков, СМИ и СМК есть «специфический способ освоения действительности, использующий различные знаковые коды, который обеспечивает наиболеё адекватное отражение реальности ... формирование социокультурной картины мира с помощью различных образов, генерируемых традиционными и электронными средствами массовой информации» [3, С. 10]. По мнению исследователя, это и есть одна из возможных характеристик медиакультуры, к которой надо добавить ёщё одну - безопасность получаемой и перерабатываемой информации с целью адекватного отражения действительности. Тогда справедливо говорить о соприкосновении в структурных компонентах информационной культуры и медиакультуры или о том, что медийная культура является частью информационной культуры.

Как часть информационной культуры, медийная культура связная с умением анализировать и понимать средства массовой информации и коммуникации, общаться с ними, то есть, умение слышать и слушать, смотреть и видеть, читать и понимать прочитанное. В тоже время её выделяют как самостоятельный, специфический вид культуры. За однозначностью её трактования, понятной не специалисту, не скрыть сложности её как явления [7].

Как специфическая область культуры медийная культура включает в себя «культуру передачи информации и культуру её восприятия; может выступать и системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать тот или иной медиа текст, заниматься медиа творчеством, усваивать новые знания посредством медиа» [10, С. 10-11].

Обращаясь к интерпретации медиакультуры, следует обратиться к позиции Е. И. Кузнецовой, считающей, что медиакультура как социальный феномен может трактоваться в широком и узком смысле [11, С. 10-11].

В широком смысле это социальная среда, активно коммуницирующая посредством символического обмена, который реализует взаимодействие между различными подсистемами общества [11, С. 10-11].

В узком смысле медийная культура представляет собой «механизм культурной деятельности, проявляющийся в каждом когнитивном акте, посредством медиальных и символических форм реализующий внутренние образные репрезентации. Воспроизводящие на сенсорном уровне объекты внешнего мира, и формирующие те взаимосвязи, в которых единичное становится элементом целостной системы, обретая форму упорядоченности в процессе духовного постижения и толкования бытия, формирующего соединительную ткань социума» [11, С. 10-11].

Таким образом, медийная культура представляет собой новое качественное состояние информационной культуры, её развитие на основе современных информационно-коммуникативных технологий.

Бесспорно, медиа имеют огромные потенциальные возможности для повышения общекультурного и образовательного уровня, создают реальные условия для самообразования, повышения квалификации, расширения кругозора, развития самостоятельного мышления, творческих способностей. Однако средства массовой коммуникации могут способствовать и духовному, нравственному, эстетическому кризису личности. Влияние средств массовой коммуникации на формирование коммуникативной, информационной, социальной, эстетической культуры человека, его социальных, моральных, художественных, интеллектуальных ценностей и интересов может быть, как положительным, так и негативным [6, С. 79-85].

Так, к негативным последствиям можно отнести и манипулирование сознанием и поведением индивида, предоставление не достоверной, наносящей вред информации и проч. Таким образом, медийная культура должна стать основанием для информационной безопасности, как отдельного индивида, так и общества в целом.

Под информационной безопасностью понимается защищенность от внешнего воздействия, недопустимость использования информации во вред. В этой связи медиакультура представляет собой часть информационной безопасности.

Такое двойственное положение медийной культуры актуализирует потребность в её формировании многократно.

Для формирования медийной культуры общества и каждого человека необходим целый комплекс мероприятий. Основная их часть может и должна проходит в учебных заведениях.

1) Для формирования медийной культуры учащихся и студентов необходим целый комплекс мероприятий, который должен быть направлен на создание «медийной среды» в школе или колледже ,поскольку создание данных условий необходимо для работы с современными технологиями. Такая работа способствует адаптации учащихся к быстро изменяющимся социальным условиям и необходима для успешной реализации познавательных и профессиональных задач.

Сегодня много формулировок понятия «медийная среда», но мы придерживаемся формулировки, где «медийная среда образования» — это новая формирующаяся открытая среда в современном информационном обществе, ядром которой является информационно-образовательная среда, а окружением -инфраструктура образовательной и профессиональной деятельности человека в мире без границ. В этой открытой среде происходит формирование у будущих специалистов качеств и умений, таких, как информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникабильность и профессиональная мобильность, гражданское сознание и правовая этика - всего, что так необходимо современному человеку.

Особого внимания требуют субкультуры, появившиеся в студенческой медиасреде: геймеры, меломаны, киноманы, абстрагированного от реальных ценностей мира и тут необходимо чуткое и умелое руководство педагогического коллектива для включения учащихся и студентов в медиапроектную деятельность.

По мнению автора, начинаться подобная работа должна со школы, как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Так, автором разработана программа внеурочной деятельности, в рамках которой происходит медиаобразование учащихся старших классов общеобразовательных школ. Программа предполагает формирование медийной культуры посредством развития медиакомпетентности.

Данная программа предполагает как теоретический, так и практический опыт получения, поиска, размещения, компилирования информации; формирование навыков исследовательской деятельности, навыков работы с программным обеспечением и сетевыми ресурсами; возможностей медиатехнологий по организации, упаковке и обобщению ценностной и личностно-значимой информации. Главное - критическое отношение к информации и избирательности её восприятия (медиабезопасность), наличие коммуникативной компетенции во всех видах общения.

Итоговой работой по завершении курса служит групповой медиа-проект с публичной защитой в форме показа на школьном медиа фестивале с вручением премий в различных номинациях.

Здесь следует несколько слов сказать о медиа-проекте.

Медиа-проект - периодическое Шете^издание в формате видеоблога, размещенного на отдельном сайте. Схема релиза: сюжет выкладывается на сайте, в социальных сетях, даётся его анонс с прямой ссылкой. Цель - достижение необходимой узнаваемости за счет посещения сайта. Позже видео выкладывается в социальные сети.

Периодичность выпусков - два - три коротких выпуска в месяц.

Выпуски посвящают потенциально интересным культурным площадкам города; происходящим событиям в доступной и привлекательной для молодежи манере. Каждый выпуск, сопровождаемый текстовой аннотацией, длиной до четырёх минут состоит из репортажа на месте события, обсуждения, информационного повода в студии. Хронометраж выбран как наиболее популярный и привлекательный для просмотра в социальных сетях среди молодой аудитории. Так, для ребят были освещены в видеоблогах молодежные кафе, арт-пространства города, «Джазовая филармония», «Дом кино» и многое другое.

Последующая работа должна вестись в средне-специальных и высших учебных заведениях, являясь, с одной стороны продолжением начатой работы, с другой - подготовка к квалификационным работам.

Для формирования медийной культуры в медийной среде необходим целый комплекс мероприятий:учащиеся и студенты смогут адаптироваться к условиям информационного общества только в том случае, если оно станет обществом, в котором обучение происходит в течение всей жизни. Важность формирования культуры общения со СМИ, которая способствовала бы органичному вхождению в развивающееся информационное общество, не вызывает сомнения, и во многом пути решения данной проблемы лежат в педагогической плоскости.

Выводы:

1. Информационное общество базируется на информации и знаниях, внедрении информационных технологий. Основными понятиями, связанными с его существованием, являются «информация», «информационная культура».

2. Обращение к различным составляющим информационной культуры показали ее как сложное образование, включающее в себя элементы медиакультуры.

Медийная культура (медиакульутра) представляет собой новое качественное состояние информационной культуры, ее развитие на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Как специфическая область информационной культуры, медийная культура включает в себя «культуру передачи информации и культуру её восприятия; может выступать и системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать тот или иной медиа текст, заниматься медиа творчеством, усваивать новые знания посредством медиа».

3. Влияние средств массовой коммуникации на формирование коммуникативной, информационной, социальной, эстетической культуры человека, его социальных, моральных, художественных, интеллектуальных ценностей и интересов может быть, как положительным, так и негативным. К негативным последствиям можно отнести и манипулирование сознанием и поведением индивида, предоставление не достоверной, наносящей вред информации и проч. Таким образом, медийная культура должна стать основанием для информационной безопасности, как отдельного индивида, так и общества в целом. Такое двойственное положение медийной культуры актуализирует потребность в её формировании многократно.

4. В наше время только в медийной среде может происходить подготовка специалиста сегодняшнего дня, готового к работе в условиях XXI века, соответствующего современным требованиям работодателя, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, умеющего перерабатывать большие объемы информации и выделять главное, способного применять на практике полученные знания, владеющего навыками командной работы, имеющего желание постоянно учиться, целеустремленного и нацеленного на карьеру и владеющего своей профессией, готового к профессиональному карьерному росту. Для этих целей необходим целый комплекс мероприятий: люди смогут адаптироваться к вызовам времени только в том случае, если медийная образовательная среда станет тем местом, в котором обучение происходит в течение всей жизни и во многом пути решения данной проблемы лежат в педагогической плоскости.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // [Электронный ресурс|, Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 162184/

2. Антонова, С.Г. Информатизация и информационная культура личности / С.Г. Антонова // Информационная культура личности: прошлое, настоящеё, будущеё. Международная научная конференция. -Краснодар - Новороссийск, 11-16 сентября, 1996. - С. 50-51.

3. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 - социальная философия. - СПб., 2007.

4. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре / М.Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6: «Методология и организация информационно-культурологических исследований». - М.: Магнитогорск, 1997. - С. 48-63.

5. Гриценко, С. В. Информационная культура личности и её роль в современном обществе / С.В. Гриценко. - Пермь: ПГСХА, 2005.

6. Груцо, Е.И. Медиаобразование как фактор развития личности в условиях перехода к информационному обществу / Е.И. Груцо // Материалы международной конференции [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.pws-conf.ru/nauc hnaya/lss-2009/153-smi-mediakultura/7303-mediaobrazovanie-kak-fakt.html

7. Гук, А.А. Информационная и медийная культура: грани сопряжения на современном этапе / А.А. Гук // Вестник КемГУКИ, 2013, № 24. - С. 79-85.

8. Информационная культура - понятие, сущность, структура // [Электронный ресурс], Режим доступа: http:// gigabaza. ru/doc/92475. html

9. Кальченко, Ю.В. Развитие информационной культуры / Ю.В. Кальченко, С.И. Коурова // [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2695.pdf

10. Кириллова, Н. Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал, 2011, № 4 (6), [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/98.html&j id=8

11. Кузнецова, Е. И. Медиальность и медиакультура как факторы динамики социальной среды: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 - социальная философия. - Нижний Новгород, 2010.

12. Пронина, Л.А. Информационная культура как фактор развития информационного общества / Л. А. Пронина// Аналитика культурологии, 2008, № 10, [Электронный ресурс], Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-kak-faktor-razvitiya-informatsionnogo-obschestva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.