Научная статья на тему 'Теоретико-методические особенности социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии'

Теоретико-методические особенности социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
359
54
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИЗОТЕРАПИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Куприна Ю. П.

В работе рассматривается проблема социально-культурной адаптации средствами изотерапии. Внимание уделяется целям и задачам, социально-культурным условиям в решении данной проблемы средствами изотерапии. Результативность и эффективность применения технологии изотерапии в решении проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста в социально-культурной деятельности доказали проведенные исследования.

THEORICAL AND METHODICAL FEATURES OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE BY MEANS OF ISOTHERAPY

This paper examines the problem of socio-cultural adaptation, using means of isotherapy. Attention is focused on purposes and task, as well as on socio-cultural conditions influencing the isotherapeutic solution of the problem. Effectiveness and efficiency of applying the isotherapy process in solving the problem of socio-cultural adaptation of children of primary school age within a socio-cultural activity are proved by means of the research made.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические особенности социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ А ДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ

Ю. П. КУПРИНА

В работе рассматривается проблема социально-культурной адаптации средствами изотерапии. Внимание уделяется целям и задачам, социально-культурным условиям в решении данной проблемы средствами изотерапии. Результативность и эффективность применения технологии изотерапии в решении проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста в социально-культурной деятельности доказали проведенные исследования.

Ключевые слова: социально-культурная адаптация, дети младшего школьного возраста, изотерапия, социально-культурная деятельность.

Резкая смена культурных норм и стереотипов, произошедшая в России за последние 20 лет, жесткое влияние экономических отношений на развитие системы образования усилили внимание к процессу социализации учащихся и в том числе детей младшего школьного возраста.

В современном мире при поступлении в школу и в условиях школьного обучения все большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социальнопедагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии значимых для обучения и воспитания психофизиологических и высших психических функций. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, такие дети вместе с тем испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя и надежду на достойное место в жизни [3].

Подтверждение важности данного вопроса мы находим у таких исследователей как, например, Т. Д. Молодцова [5], которые констатируют, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к социально-культурным условиям. Данные проблемы указывают на то, что пограничные недостатки психического развития далеко не всегда имеют биологическую этиологию (причинность).

В современных условиях очевидна неотложность решения проблемы социально-культурной адаптации младших школьников, не имеющих

классических форм аномалий развития как в научном, так и в практическом плане.

В связи с этим возникла необходимость поиска и внедрения эффективных средств и технологий социально-культурной деятельности, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающие успешную адаптацию детей младшего школьного возраста в новых социально-культурных условиях, в том числе в условиях образовательного пространства школы.

Понимание данной проблемы есть и на государственном уровне, различные аспекты нашли отражение в документе, вышедшего в 1992 г. -«Основы законодательства РФ о культуре». В нем определены такие понятия как «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры, а также основные права граждан в области культурной деятельности.

В «Основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 гг.», утвержденных приказом Министерства образования РФ от 25.01.2002 г. № 193, определены направления развития воспитания, реализация которых призвана способствовать решению ряда задач, среди которых - воспитание граждан правового демократического государства.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. № 1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания и как одна из за-

дач - это способность к успешной социализации в обществе граждан.

Успешность динамики адаптационного процесса личности ребенка способствует его развитию как свободной творческой личности, способной к активной, преобразующей деятельности и является одной из важных задач современного общества. Во многом этот процесс определяется решением проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста с помощью социально-защитной, культуротворческой технологии и как одного из направления технологии изотерапии в социально-культурной деятельности.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Вместе с тем в настоящее время решение проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии осложняется наличием ряда противоречий между:

- наличием социального запроса на исследование проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста, не имеющих классических форм аномалий в развитии средствами изотерапии, способных в дальнейшем внести наибольший вклад в развитие общества с одной стороны и отсутствием должного внимания к решению данной проблемы в теории и практике, с другой;

- актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню сфор-мированности социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения проблемы адаптации;

- обусловленные в науке и практике необходимостью решения проблемы социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии и недостаточной разработанностью теоретических основ педагогического управления этим процессом;

- социально-культурным потенциалом технологии изотерапии в решении проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии и недостаточным использованием в учреждениях социальнокультурной деятельности этого потенциала в решении проблемы социально-культурной адаптации;

- имеющимися потенциальными возможно -стями социально-культурной деятельности в решении проблемы адапатации ребенка средствами изотерапии и отсутствием программ для их реализации;

- наличием отдельного несистематизированного практического опыта по решению про-

блемы социально-культурной адаптации средствами изотерапии и отсутствием научнометодологических подходов к решению данной проблемы.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью научного обоснования социально-культурных условий, а также созданием и реализацией модели и программы по социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии в учреждениях дополнительного образования и учреждений культуры с использованием разнообразных средств и методов социально-культурной деятельности.

Проблема социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста предопределяется следующими направлениями научноисследовательской деятельности: научными разработками в области образования, культурологии, педагогики, психологии, медицины, физиологии, теории и методики организации социально-культурной деятельности.

Применением терапии искусством (изотерапия) в коррекционных целях рассматривается в работах ученых М. В. Киселева [2], А. И. Копы-тина [3] и др.

Анализ многочисленных источников позволил определить недостаточную разработанность такого аспекта как проблема социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии в теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

В нашей работе объектом исследования стала социально-культурная адаптация детей младшего школьного возраста средствами изотерапии, предметом исследования - социально-культурные условия адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии.

Были определены цели и задачи в решении проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста:

- систематизировать теоретические подходы к адаптации детей младшего школьного возраста;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- обосновать психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии;

- конкретизировать сущность и специфику социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии;

- определить организационно-педагогические условия социально-культурной адаптации младших школьников средствами изотерапии;

- разработать и апробировать педагогическую модель и программу социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии.

В начале исследования мы предположили, что процесс динамики социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии в условиях социальнокультурной деятельности будет более эффективным при соблюдении следующих социальнокультурных условий:

- применение совокупности теории, методов и организации социально-культурной деятельности по решению проблемы социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии;

- использование специфики технологии изотерапии как социально-защитной технологии социально-культурной деятельности для решения проблемы социально-культурной адаптации детей;

- разработка и внедрение в педагогический процесс модели по социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии;

- обеспечение подготовки педагогического персонала для решения проблемы социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии в сфере социально-культурной деятельности.

Проведенное исследование базировалось на следующих теоретико-методологических принципах и подходах: культурно-исторической теории Л. С. Выготского [1]; на теории и методиках общей педагогики; социальной ситуации развития; принципах деятельностного подхода А. Н. Леонтьева [4]; разработках по педагогическим технологиям; на разработках по вопросу социальнокультурной адаптации трудов отечественных ученых о единстве познавательных и эмоциональных процессов, о процессах познания и самопознания средствами изотерапии; исследовании и разработках по изотерапии; а также основывались на разработках теоретиков в области социально-культурной деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, педагогической, психологической литературы; беседы; анкетирование; тестирование; наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; качественный и количественный анализ результатов.

Определив актуальность, выявив противоречия, поставив цели и задачи, изучив социальнокультурные условия, было проведено исследова-

ние по решению проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии. Опытно-экспериментальной базой исследования на констатирующем этапе стали: г. Буй Костромская обл.; г. Вольск Саратовская обл.; г. Санкт-Петербург Ленинградская обл.; на формирующем этапе - Дом детского творчества при лицеи, г. Уварово Тамбовская обл.; Избердеевской художественная школа с. Петровское Петровский р-н Тамбовская обл.; Школа искусств г. Рассказово Тамбовская обл.; Дом детского творчества г. Рассказово Тамбовская обл.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап - теоретико-поисковый - включал изучение и анализ состояния разработанности проблемы в современной науке, разрабатывалась теоретическая основа исследования, определялся объект, предмет, цели и задачи исследования и рабочая гипотеза исследования, давалось научное обоснование сущности и специфики социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии, обоснование совокупности социально-культурных условий, способствующих эффективности решения проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии.

Второй этап - опытно-экспериментальный. На данном этапе были предприняты организационные меры, необходимые для подготовки и проведения констатирующего и формирующего экспериментов, разработаны их содержание и методика, осуществлена опытно-экспериментальная проверка намеченных в гипотезе социальнокультурных условий, призванных обеспечить эффективность социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии в новом социально-культурном пространстве.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Третий этап - обобщающий - осуществлена обработка и систематизация результатов экспериментального исследования, проверка гипотезы и степени реализации поставленных целей и задач, публиковались данные исследования.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

- на основе систематизации теоретикометодических подходов к адаптации детей младшего школьного возраста определены основные концепции осуществления изотерапевтическо-го воздействия на детей младшего школьного возраста.

- определена сущность и специфика социально-культурной адаптации детей младшего

школьного возраста средствами изотерапии, представляющая собой целенаправленный педагогический процесс для решения данной задачи средствами изотерапии.

- определены социально-культурные условия, способствующие динамике социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии в социальнокультурной деятельности.

- разработана и апробирована педагогическая модель и программа «Мир вокруг нас» по социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии, цель которой помочь детям младшего школьного возраста, не имеющих классических форм аномалий в развитии, но которые имеют некоторые психологические проблемы адаптации в современном социально-культурном пространстве, используя как средство технологию изотерапии.

Полученные в ходе исследования данные показывают результативность и эффективность применения изотерапии в решении проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста в социально-культурной деятельности.

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2009.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2007.

3. Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПб., 2001.

4. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М., 1998.

5. Молодцова Н. Г. Практикум по педагогической психологии. СПб., 2009.

* * *

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

THEORICAL AND METHODICAL FEATURES OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE BY MEANS OF ISOTHERAPY

Y. P. Kuprina

This paper examines the problem of socio-cultural adaptation, using means of isotherapy. Attention is focused on purposes and task, as well as on socio-cultural conditions influencing the isotherapeutic solution of the problem. Effectiveness and efficiency of applying the isotherapy process in solving the problem of socio-cultural adaptation of children of primary school age within a socio-cultural activity are proved by means of the research made.

Key words: socio-cultural adaptation, children of primary school age, isotherapy, socio-cultural activity.