УДК 379.8.092
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ
© Юлия Петровна Куприна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, старший преподаватель кафедры дизайна и рекламы, соискатель кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
В данной работе рассматривается решение проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста с помощью педагогических и социально-культурных технологий. Изотерапия рассматривается как одна из технологий социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: социально-культурная адаптация; технология изотерапии; дети младшего школьного возраста; социально-культурная деятельность.
В социально-культурной деятельности для решения проблемы адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии применяются следующие современные образовательные технологии: технология личностно-ориентированного обучения и воспитания; технология дифференцированного обучения и воспитания; технология проблемного обучения и воспитания.
В процессе социально-культурной адаптации раскрываются и совершенствуются такие качества детей младшего школьного возраста, как умение слушать и слышать, терпимость, вежливость, тактичность, искренность, толерантность [1].
Все элементы функционирования технологического процесса для решения проблемы социально-культурной адаптации детей
младшего школьного возраста средствами изотерапии в учреждениях культуры находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему [2].
Основные компоненты технологического процесса изотерапии следует определять по двум слагаемым: организация и методика социально-культурной деятельности, которые способствуют решению социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста. Эти компоненты взаимосвязаны, нарушение в технологическом процессе изотерапии баланса между организацией и методикой социально-культурной деятельностью ведет к малой результативности в решении социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии [2].
Методика социально-культурной деятельности в решении проблемы социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста как составная часть целостного процесса является продолжением организаторской деятельности и составляет основу творчества в условиях социальнокультурной деятельности, выступает его внутренним регулятором.
Методикой социально-культурной деятельности определяется и разрабатывается тактика подготовки и проведения социальнокультурной программы, которая трансформирует и переводит в конкретную форму содержательный материал [2].
Организация социально-культурной деятельности в решении проблемы социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста есть оптимальное упорядочение всех составных элементов технологического процесса в учреждениях культуры, с помощью которого достигается четкая взаимосвязь, вырабатывается рациональная структура управления и взаимодействия с детьми [2].
Было выявлено, что занятия эффективнее проводить не в индивидуальном порядке, а в группе. Преимущество группы детей младшего школьного возраста по изотерапии состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих такую же проблему социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста, а также в оказании помощи в решении данной проблемы, благодаря опыту и знаниям педагога.
Особенность занятий в группе по изотерапии в том, что отдельная личность ребенка принимает других детей младшего школьного возраста и принимается другими детьми, доверяет им и внушает доверие, заботится и окружается заботой, оказывает помощь и получает ее.
Особенностью группы по изотерапии заключается в ориентировании на решение задачи по социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста, данная группа должна быть однородной по составу, т. е. состоять из детей одного возрастного периода.
Группы по изотерапии обычно имеют небольшое количество детей, которые собрались с определенной целью - справиться с проблемой социально-культурной адаптации, улучшить самочувствие, при этом просто приятно провести время. Каждый из них при взаимодействии друг с другом устанавливает и развивает какие-либо отношения [3].
Структура группы обеспечивает единство членов (детей младшего школьного возраста), поддерживает ее функционирование, жизнедеятельность. У каждой группы свои структурные характеристики, структура является выражением специфики группы детей младшего школьного возраста, ее направленности, сущности, устойчивости и постоянства.
Дети младшего школьного возраста, стремясь в группу, в общество других людей могут удовлетворять свои психические, социальные, культурные потребности. Эффективность занятий в группах определяется тем, что:
- пребывание среди людей способствует у детей младшего школьного возраста снижению уровня социальной тревожности;
- присутствие других людей служит отвлекающим фактором от их собственных забот и проблем, от сосредоточенности на своих ощущениях и чувствах, что косвенно также способствует снижению тревожности;
- поведение других людей служит для ребенка источником информации о происходящем, проясняет ситуацию. Понимание происходящего способно дать ощущение уверенности и служить фактором снижения тревожности и преодоления стрессовых переживаний;
- другие люди служат для них эталоном для сравнения, согласно теории социального сравнения Леона Фестингера [4].
Для групп по изотерапии существуют функции, которые предполагают одновременное достижение двух целей - внешней и внутренней. Внешняя, или прикладная, цель заключается в решении проблемы социальнокультурной адаптации, стоящей перед группой детей младшего школьного возраста.
Внутренняя цель присуща группе как особой психологической единице и заключается в удовлетворении социальных, психологических, культурных потребностей детей младшего школьного возраста, входящих в группу.
Группы детей младшего школьного возраста, на занятиях которых применяется технология изотерапии для решения проблемы социально-культурной адаптации, проходят определенные этапы:
- уяснение группой задачи;
- психологическая реакция на требования задачи;
- групповое обсуждение задачи;
- коллективный поиск и нахождение путей и способов решения задачи.
В группе по изотерапии дети младшего школьного возраста являются не только участниками событий, но и зрителями, наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, отождествляя себя с активными участниками и используя результаты этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков. Множество обратных связей создает отражение личности ребенка сразу во многих ракурсах, позволяющее оценить собственное поведение и установки [3].
Основываясь на мнении М. Лакина [5], можно выделить процессы, которые характерны для групп детей младшего школьного возраста по изотерапии в решении проблемы социально-культурной адаптации, они:
- облегчают выражение эмоций;
- создают чувство принадлежности к коллективу;
- побуждают к самораскрытию;
- знакомят с новыми образцами поведения;
- позволяют сопоставить личностные особенности отдельных членов группы;
- способствуют распределению ответственности между руководителем и остальными участниками.
В социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста целью
участия в группах по изотерапии является развитие через переживание радости и самоудовлетворения. В группах по изотерапии задачи обычно связаны с самоисследованием и самопознанием.
Целью социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста в группах по изотерапии является избавление от серьезных эмоциональных проблем, их предотвращение, а также достижение определенных изменений в поведении и психике.
Задача социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста по мере развития группы по изотерапии трансформируется в цели, связанные с межличностными отношениями, стремлением к общению.
В исследовании по решению проблемы социально-культурной адаптации детей
младшего школьного возраста нами была проведена экспериментальная работа по определению эффективности применения технологии изотерапии в решении данной проблемы.
Базой для проведения эксперимента стали школы дополнительного образования Тамбовского региона.
Для проведения эксперимента были созданы контрольные и экспериментальные группы. Если в экспериментальных группах применялась педагогическая программа по социально-культурной адаптации средствами изотерапии во время занятий, то в контрольных группах нет.
В качестве показателей уровня адапти-рованости детей младшего школьного возраста применялись: эмоциональная устойчивость; мотивация к учебно-познавательной деятельности; умение организовывать свою работу; качество межличностного общения; активность и участие в жизни коллектива; отношение к своему социальному статусу; самооценка и самореализация ребенка.
В констатирующем эксперименте были применены группы тестов для оценки уровня адаптированности детей. Диагностический срез выявил одинаковые стартовые показатели как в экспериментальных группах, так и в контрольных группах.
В формирующем эксперименте была разработана и адаптирована педагогическая модель по социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии, для ее реализации была разработана экспериментальная программа по социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста с применением технологии изотерапии.
Контрольный эксперимент показал, что результаты адаптированности детей младшего школьного возраста в контрольных и экспериментальных группах разные.
Для наглядности была сделана сравнительная диаграмма (рис. 1), в которой прослеживается динамика развития социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста.
Рис. 1. Результаты адаптированности детей младшего школьного возраста в контрольных и экспериментальных группах до и после эксперимента
В экспериментальных группах адаптиро-ванность детей прошла успешно, высокий уровень составил 82 %, для сравнения, в контрольных группах -21 %. Средний уровень в экспериментальных группах после проведения эксперимента - 16 %, в контрольных группах остался прежним - 65 %, низкий уровень в экспериментальных группах составил всего 2 %, в контрольных группах - 14 %.
Исходя из данных эксперимента, можно сделать следующие выводы: использование программы по формированию социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста позволило участникам эксперимента пересмотреть свои отношения к окружающей среде, к самому себе; повысило уровень эффективности развития адаптационных возможностей у детей младшего школьного возраста.
Для того чтобы иметь цельное представление о структуре формирования и механизме влияния социально-культурной адаптации на детей младшего школьного возраста сред-
ствами изотерапии, необходимы дальнейшие исследования по проблеме социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста к новому социально-культурному пространству.
1. Юнина Е.А. Педагогическая психология: социально-личностное образование. Пермь, 2004.
2. Культурно-досуговая деятельность / под науч. ред. акад. РАЕН А. Д. Жаркова, проф. В.М. Чижикова. М., 1998.
3. Kjell E.R. Experiental Groups in Theory and Practice Monterey. Calif, 1982.
4. Фестингер Л., Риккен Г., Шехтер С. Когда пророчество не исполняется // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. С. 93-103.
5. Lakin M. Interpersonal encounter: Theory and practice in sensitivity training. N. Y., 1972.
Поступила в редакцию Б^б^Ш г.
UDC 379.8.092
ORGANIZING AND PEDAGOGICAL PARTICULARITIES OF SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE BY MEANS OF FINE ART
Yulia Petrovna Kuprina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Senior Lecturer of Design and Advertisement Department, Competitor of Social and Cultural Activity Department, e-mail: [email protected] The article considers the decision of problems of social and cultural adaptation of children of younger school age by means of pedagogical and social and cultural technologies. The fine art is considered as one of the technologies of social and cultural activity and its specifics.
Key words: social and cultural adaptation; technology of fine art; children of younger school age; social and cultural activity.
12Q