Научная статья на тему 'Социальная адаптация подростков средствами культурно-досуговой деятельности'

Социальная адаптация подростков средствами культурно-досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2270
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / TEENAGERS / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кожемякина О. А.

Проблема социальной адаптации подростков предполагает комплексный подход в решении проблем личности. Поиск средств, способствующих социальной адаптации депривированных подростков важная задача организации культурно-досуговой деятельности. Описана технология социальной адаптации подростков средствами культурно-досуговой деятельности в условиях реабилитационных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGERS SOCIAL ADAPTATION MEANS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

The problem of social adaptation of adolescents requires an integrated approach in solving the problems identity. Finding funds to promote social adaptation of adolescents deprived important task of organizing social and cultural activities. Described the technology of social adaptation of teenagers by means of cultural and leisure activities in rehabilitation centers.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация подростков средствами культурно-досуговой деятельности»

УДК 37

О.А Кожемякина, соискатель АлтГАКИ, г. Новосибирск, E-mail: olgaleko@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема социальной адаптации подростков предполагает комплексный подход в решении проблем личности. Поиск средств, способствующих социальной адаптации депривированных подростков важная задача организации культурно-досуговой деятельности. Описана технология социальной адаптации подростков средствами культурно-досуговой деятельности в условиях реабилитационных центров.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, подростки, социальная адаптация.

Культурно-досуговая деятельность является мощным средством воздействия на личность, способствует формированию мотивов, ценностей, установок, определяющих социальную адаптацию. В целом ряде исследований культурнодосуговая деятельность рассматривается как самостоятельная подсистема социально-культурной деятельности, общей системы социализации, социального воспитания и образования детей [1-3].

Педагогический аспект культурно-досуговой деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, которые осуществляются в формах досуговой деятельности, направленных на решение культурно-воспитательных задач. Одна из них - стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания духовного здоровья.

Психолого-педагогический аспект организации культурно-досуговой деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения, в проведении психологической коррекции. Культурно-досуговая деятельность, как составная часть социальнокультурной деятельности, способствует решению многих социальных проблем. Знание технологий, методов, средств и форм культурно-досуговой деятельности, их использование в различных областях знания, значительно повышает эффективность и качество социальной адаптации подростков. Мощным средством культурно-досуговой деятельности, влияющим на адаптацию человека, является искусство. Это неоднократно подчеркивалось ведущими отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и т.д.) и учеными, которые исследуют особенности и специфику технологий социально-культурной (и ее составной части - культурнодосуговой) деятельности в различных учреждениях (А.Д. Жарков, Е.И. Григорьева, Б.Г. Мосалев, А.Д. Плюснин, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.).

Технологии, направленные на социальную адаптацию, стали активно внедряться в практику работы различных учреждений в процессе организации досуга, а культурнодосуговые технологии находят активное применение в деятельности реабилитационных учреждений, особенно для детей и подростков. Применение как одних, так и других в жизнедеятельности подростков, является необходимым и важным условием сохранения и укрепления психического и нравственного здоровья молодого поколения. Внедрение технологий культурно-досуговой деятельности в реабилитационный процесс является важным и необходимым условием успешной социальной адаптации современных подростков.

Вместе с тем, качество внедрения технологий по социальной адаптации в процесс воспитания подростков зависит как от условий создания адаптационного пространства, реализующегося посредством медицинской и психологопедагогической моделей, так и от рекреационной составляющей этого пространства. При этом медицинская модель предполагает обеспечение адаптации подростков путем максимального наполнения медицинскими технологиями, а психо-лого-педагогическая модель основывается на приоритете пси-

холого-педагогических принципов реабилитационной педагогики [3] и предполагает формирование оздоровительно- рекреационного пространства [2].

Цель исследования - разработать и внедрить технологию социальной адаптации подростков средствами культурнодосуговой деятельности в условиях реабилитационных центров.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс социальной адаптации личности депривированно-го подростка, будет успешным, если:

- разработана организационно-педагогическая модель, на основе которой построена технология культурно-досуговой деятельности по социальной адаптации депривированных подростков;

- обоснована система социально-педагогических условий по социальной адаптации депривированных подростков средствами культурно-досуговой деятельности в условиях реабилитационного центра;

- внедрена в практику работы с депривированными подростками технология культурно-досуговой деятельности в условиях реабилитационного центра.

Материалы и методы исследования: практическое исследование проводилось на базе Областного социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири», МБУ г. Новосибирска Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Берегиня», МБОУ СОШ №105 г. Новосибирска, ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». На различных этапах в исследовании приняли участие 240 человек. Группа испытуемых подростков была исследована с помощью ниже описанных методик на выявление личностных особенностей и социальной адаптации. После чего была проведена математическая обработка результатов исследования с использованием компьютерной программы Статистика 11.0. Применялись следующие диагностические методики: методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования (модификация методики С.А. Будасси), исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейна, методика исследования самоотношения Пантелеева - Столина.

Проведение экспериментального исследования предполагало изучение влияния программы «Культурно-досуговые технологии по социальной адаптации депривированных подростков» на социальную адаптацию депривированных подростков. Естественный эксперимент проводился в реальных для испытуемых условиях, где был введён экспериментальный фактор-программа [1].

Программа содержит три блока: первый - подготовка специалистов Центра к работе по технологии, направленной на социальную адаптацию воспитанников.

Второй - социально-педагогическая помощь, как направление социально-культурной деятельности депривированным подросткам предполагает включение в культурно-досуговую деятельность, общественно-полезную деятельность, спортивные секции, клубно-кружковую работу в центрах дополнительного образования и реабилитационном центре. В рамках этого блока реализуются культурно-досуговые проекты «Родник», «Шаг в будущее», «Социальные компетенции».

Описание проекта «Родник»: социальная адаптация личности в общество предполагает знание народной культуры и

27l

традиций. Условия жизни депривированных подростков указывают на то, что ранние этапы знакомства с историей народа упущены, поэтому приобщение к народной культуре является важнейшим этапом организации культурно-досуговой деятельности в реабилитационном центре. Цель проекта - ознакомление подростков, воспитывающихся в условиях Центра с народными традициями, обычаями и обрядами. Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности подростка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает организатору культурно-досуговой деятельности вести работу по сплочению коллектива Центра, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

После знакомства с фольклорным курсом проводится работа по проекту тренинга «Шаг в будущее». Данный социально-психологический тренинг предназначен для изменения эмоционально-поведенческой стороны личности подростка с депривационным синдромом. Тренинг направлен на развитие у подростков навыков эмоционально-волевой регуляции, коммуникативных навыков, адекватной самооценки, уверенности в себе.

Проект «Социальные компетенции» является заключительным этапом во втором блоке оказания социальнопедагогической помощи депривированным подросткам. Социальные компетенции - это комплексы знаний, умений и навыков, позволяющих человеку действовать осмысленно, ответственно и целесообразно в разных социальных ситуациях. Показателями усвоения воспитанниками курса "Социальные компетенции" становятся проявления личной инициативы, самостоятельности и готовность к действиям, как проявления адаптированности личности.

Третий блок направлен на работу с социальным окружением подростка. Социальное окружение подростка, проходящего реабилитации в Центре отличается своей неоднородностью. Технология культурно-досуговой деятельности в области социальной адаптации депривированных подростков, как

система программного обеспечения, которая базируется на методиках воспитательного, образовательного и социальнокультурного процессов, оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности подростков и содержит в себе значительный воспитательный, образовательный, социальнокультурный потенциал. Процесс социальной адаптации организован таким образом, что вся культурно - досуговая деятельность Центров является единой технологией. Предлагаемая нами адаптационная технология, построенная на основе разработанной модели, направлена на воспитание у подростков личностных качеств, способствующих, формированию социокультурных ценностей, таких как, творческая активность, гражданственность, патриотизм и др.

После проведения социально-педагогической работы с использованием внедренных нами методов, видов и форм культурно-досуговой деятельности с целью социальной адаптации, показатели тестов в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной группе, что подтверждает эффективность применения разработанной нами организационно-педагогической модели.

Результаты мониторинга выявили наличие положительной динамики по всем показателям. Проводимая психологической службой центров оценка состояния социальной адаптации подростков показала: изменения коммуникативной компетентности воспитанников, уменьшение последствий стрессов, снижение уровня тревожности, повышение уровня мотивации к активной жизнедеятельности, стрессоустойчи-вость детей, участвующих в эксперименте. Уровни социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда в экспериментальной группе на этапе контрольного и констатирующего эксперимента представлены в таблице 1. Психологическая служба центров отметила снижение обращения подростков и воспитателей по вопросам разрешения конфликтов, понижение уровня агрессивности, увеличение творческой деятельности, взаимовыручки, повышение общего эмоционального тонуса в группах.

Таблица 1

Изменения уровней социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда в экспериментальной группе на контрольном и констатирующем этапах эксперимента

Критерии адаптации Уровни адаптации

средний уровень (1группа) низкий уровень (2группа) дезадаптация (3 группа)

начало эспери- мента конец экспери- мента начало эсперимента конец экспери- мента начало эспери- мента конец экспери мента

Адаптация - 40% 20% 42% 80% 18%

Самопринятие 10% 51.3% 16.7% 14,3 77,3% 34,4

Принятие других 10% 32% 25% 25% 55% 43%

Эмоциональный комфорт 2 % 40% 32% 50% 56% 10%

Интернальность 10% 30% 30% 50% 60% 20%

Стремление к доминированию 8 % 30% 58% 60% 34% 10%

Разработанная нами организационно-педагогическая модель культурно-досуговой деятельности может быть внедрена в различные реабилитационные учреждения (центры помощи семье, психологические центры и т.д.), общеобразовательные учреждения разного типа (школы, гимназии, лицеи), а также в учреждения культуры.

Предлагаемая в качестве специализированной, технология культурно-досуговой деятельности ориентирована на создание благоприятных условий социальной адаптации депривированных подростков. Целостный и системный подход технологии культурно-досуговой деятельности выражается в том, что он охватывает все основные технологические стороны

разработки условий социальной адаптации и отражает внутреннюю технологическую структуру, освоение которой и представляет содержательную сторону культурно-досуговой деятельности. В нашем случае, технологизацию по формированию социальной адаптации депривированных подростков можно рассматривать как интеграцию различных методов, видов и форм культурно-досуговой деятельности в единый специализированный научный процесс, имеющий свою логику построения, направленную на достижения основной цели.

Полученные результаты, позволяют сделать вывод о необходимости проведения с депривированными подростками, систематической культурно-досуговой работы, направленной

на коррекцию низкого уровня адаптационного потенциала ный характер. Именно реабилитационный центр может пред-

воспитанников реабилитационных учреждений. Культурно- ставлять собой особое рекреационно-оздоровительное про-

досуговая деятельность необходима для социальной адапта- странство, где применение реабилитационных технологий ции подрастающего поколения. Реабилитационный центр, как восстановительной медицины и культурно-досуговой дея-

реабилитационно-воспитательная среда предоставляет немало тельности действуют комплексно в системе социальной адап-

досуговых занятий, которые имеют изначально адаптацион- тации детей.

Библиографический список

1. Брижатова, С.Б. Технология формирования региональных программ социокультурного развития в современной России: монография. -Барнаул: АГИИК, 2000.

2. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников - М.: МГУКИ. - 2004.

3. Лаврентьева, З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации: монография. - Новосибирск: Светлица, 2008.

Bibliography

1. Brizhatova, S.B. Technology of forming regional programs of social and cultural development in modern Russia: the monography. - Barnaul,

2000.

2. Kiseleva, T.G. Socio-cultural activity: the textbook / T. Kiseleva, Yu D. Krasilnikov - M.: MGUKI. - 2004.

3. Lavrent'eva, Z.I. Antropodinamicheskaya concept of the rehabilitation: monograph. - Novosibirsk: Svetlitsa, 2008.

Article Submitted 19.02.11

УДК 81

С.В. Пилипчук, канд. психол. наук, доц. Дальневосточного государственного гуманитарного университета. г. Хабаровск, E-mail: pilsv@mail.redcom.ru

НОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена вопросам обучения дошкольников английскому языку в новых исторических условиях. В статье делается попытка показать возможность использования «промежуточного языка» на начальном этапе вхождения в иностранный язык.

Ключевые слова: информационное общество, Интернет, язык', речь, коммуникация.

Живя в реальной действительности, при вступлении в новые исторические условия образование всегда пересматривает своё место и роль в обществе. Образование отражает потребности общества, отвечает на его запросы, и пытается соответствовать тенденциям его развития. Большинство признанных теоретиков общественного развития, размышляя о смене проектов социально-экономического развития, используют в своём понятийно-категориальном аппарате для обозначения новой формации понятие «постиндустриализм» и характеризуют общество как «информационное». Характерной чертой нового общества теоретиками информационного общества рассматривается рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих взаимоотношений наряду с ростом интеграции социо-экономической жизни.

Важнейшей отличительной чертой переходного периода к следующей формации является развитие новых информационных технологий, среди которых особенно выделяется Интернет. К главному фактору использования Интернет в образовании относят его интерактивный характер. Особым способом объединения учащихся всего мира в Интернете является вовлечение учащихся в международные образовательные Интернет-проекты, Интернет-конференции, тематические чаты, форумы, флэш-акции, обмен информацией. Одновременно с процессом интеграции усиливается конкурентная борьба в образовании. Появляется рынок образовательных услуг. Бесчисленные предложения в Интернете разнообразных курсов обучения иностранному языку в сочетании с разными дополнительными услугами свидетельствует о том, что важным инструментом в борьбе за захват рынка образовательных услуг в формате Интернета выступает язык предлагаемого образования. Чем больше людей осваивают язык предполагаемого образования, тем легче захватывать рынок. Лидируют курсы английского языка [1]. Отсюда повышенный интерес к изучению английского языка как глобального.

С.С. Галстян отмечает, что всегда общение посредством языка являлось неотъемлемой частью жизни людей, и что

«сегодня в условиях глобализации экономики, политики и культуры, когда общение на уровне международных контактов пронизывает все сферы человеческой деятельности, оно приобретает первостепенное значение. Именно поэтому современная цивилизация выдвигает высокие требования к личности, обращая особое внимание к её культуре и искусству владения устной и письменной речью» [2]. А если предполагается общение на иностранном языке, задача овладения иностранной устной и письменной речью усложняется.

За последние годы число людей, изучающих английский язык, резко возросло. В мировой научной литературе за последние десятилетия сформировалось специфическое научное направление исследований, обычно обозначаемое англоязычным термином Second Language Acquisition (в переводе овладение вторым языком) и фокусирующее внимание на различных аспектах овладения вторым языком.

Традиционно считается, «чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком, как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи». С.Н. Цейтлин полагает, что с точки зрения организации язык представляет собой совокупность языковых единиц разного ранга (звуков, морфем, слов, предложений), а также правил их конструирования и употребления. Речевая деятельность есть особый вид деятельности, совокупность действий по порождению и восприятию речи. Она включает перевод определённого содержания в текст (при говорении) и извлечение содержания из текста (при слушании) а также процессы, связанные с производством новых единиц (особый вид деятельности, получивший в последнее время название «лингвокреативный») [3, с. 9].

Осознание необходимости не просто изучения, но главным образом - овладения языком в достаточной степени, чтобы на нём происходило обучение за рубежом, родителям недостаточно того факта, что иностранный язык включён в программу средней школы. Их не устраивает не только низкая успеваемость детей по данному предмету, но больше всего их волнует отсутствие мотивации к изучению английского языка. Поэтому уже в дошкольном возрасте родители пытаются дать

27З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.