Научная статья на тему 'Теоретико-методические особенности построения учебно-тренировочного процесса бегунов на средние дистанции'

Теоретико-методические особенности построения учебно-тренировочного процесса бегунов на средние дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1456
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / МЫШЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТСМЕН / ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВИДЫ СПОРТА / ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Асанов Виталий Сергеевич, Асанов Денис Сергеевич

В работе рассматриваются основные положения теории и методики спортивной подготовки бегунов на средние дистанции. Описывается содержание подготовительного, соревновательного и переходного периодов в годичном макроцикле тренировки легкоатлетов данной специализации. Авторы раскрывают также и специфические особенности организации учебно-тренировочного процесса бегунов на средние дистанции в условиях учебы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Асанов Виталий Сергеевич, Асанов Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические особенности построения учебно-тренировочного процесса бегунов на средние дистанции»



SCIENCE TIME

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Якимова Елена Алексеевна, Асанов Виталий Сергеевич, Асанов Денис Сергеевич, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева, г. Саранск

E-mail: jakimovalena@mail. ru

Аннотация. В работе рассматриваются основные положения теории и методики спортивной подготовки бегунов на средние дистанции. Описывается содержание подготовительного, соревновательного и переходного периодов в годичном макроцикле тренировки легкоатлетов данной специализации. Авторы раскрывают также и специфические особенности организации учебно-тренировочного процесса бегунов на средние дистанции в условиях учебы в вузе.

Ключевые слова: легкая атлетика, физические нагрузки, мышечная деятельность, подводящие упражнения, специальные упражнения, учебно-тренировочный процесс, спортивная подготовка, спортсмен, циклические виды спорта, легкоатлетические дисциплины.

Легкая атлетика относится к числу древнейших видов спорта и в настоящее время она является одним из самых популярных в мире видов спорта: Международная любительская легкоатлетическая Федерация (IAAF) объединяет свыше 210 национальных федераций, то есть включает в себя больше стран, чем Международный олимпийский комитет (МОК).

Из всех олимпийских видов спорта легкая атлетика характеризуется наиболее широкой и глубокой научно-методической разработкой ее проблем. На практическое использование в этом виде спорта ориентированы многочисленные, разнообразные по тематике прикладные научные исследования, - не только сугубо педагогической направленности, нацеленные на повышение эффективности систем спортивной подготовки и на

совершенствование техники спортсменов в той или иной легкоатлетической дисциплине, но и исследовательские работы в сферах спортивной физиологии, биохимии, биомеханики, спортивной медицины, психологии спорта, включая изучение специфики спортивной подготовки в условиях среднегорья и высокогорья, в условиях высокой и низкой температуры окружающей среды, с применением накопленных знаний и опыта в тренировочном процессе легкоатлетов и в их соревновательной деятельности [6].

Результаты труда многих ученых и специалистов-практиков из разных стран, активно разрабатывающих и развивающих научно-методические основы легкой атлетики, нашли воплощение в большом количестве разнообразных средств тренировочного воздействия, применение которых позволяет спортсменам-легкоатлетам эффективно совершенствовать свою технику, успешно развивать различные двигательные качества и достигать все более высоких спортивных результатов [5].

Все это возможно только благодаря постоянному совершенствованию учебно-тренировочного процесса, в котором используются наборы разнообразных упражнений, оказывающих целенаправленное воздействие на те или иные функциональные системы организма и на различные элементы движений спортсменов, позволяя ощутимо повышать их потенциальные возможности [2].

В настоящее время ведущие бегуны мира и России на этапе спортивного совершенствования строят свою подготовку в рамках годичного или двух полугодичных циклов. Годичный цикл, состоящий из двух полугодичных макроциклов, в нашей стране имеет следующие сроки и периоды.

1-й макроцикл, подгот овит ельный период - 3 месяца (ноябрь - январь); зимний соревновательный период - 1-1,5 месяца (февраль - начало марта).

2-й макроцикл. подгот овит ельный период - 2,5 месяца (вторая половина марта - май); летний соревновательный период - 4 месяца (июнь - сентябрь); переходный период - до 1 месяца (октябрь) [7].

В связи с коротким вторым подготовительным периодом и длинным летним соревновательным возникает необходимость в объемных зимних микроциклах подготовительного периода для восстановления функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем.

Более распространен годичный макроцикл, который имеет следующие периоды.

Подготовительный период длит ся 6 месяцев (середина ноября -середина мая) и состоит из пяти этапов,

а) втягивающий (ноябрь - декабрь);

б) базовый - развивающий (декабрь - февраль);

в) зимний - соревновательный (февраль - март);

г) второй базовый - развивающий (март - апрель);

д) предсоревновательный (апрель - май).

Соревновательный период длится 5 месяцев (середина мая - середина октября) и состоит из ряда предсоревновательных этапов (мезоциклов) длительностью от 2 до 4 недель (в зависимости от интервалов между ответственными соревнованиями).

В этот период проводится специальная подготовка к соревнованиям за счет повышения и поддержания на достигнутом уровне анаэробных возможностей бегунов.

Переходный период длит ся 1 месяц (середина октября - середина ноября) и посвящен активному отдыху (прогулки, легкие кроссы, спортивные игры). В этот период можно развивать отстающие качества, особенно на силу и гибкость

[3].

Структура мезоциклах в практике ведущих спортсменов страны составляет от 2 до 6 недельных микроциклов. В подготовительном периоде каждый отдельный мезоцикл заканчивается разгрузочным недельным микроциклом, а в соревновательном - ответственными стартами.

Спортсменами на этапе спортивного мастерства применяются 3 варианта построения мезоцикла, различных по характеру и распределению нагрузки:

а) равномерное уменьшение объема и увеличение интенсивности нагрузки (в основном этот вариант присущ скоростно-силовым видам спорта);

б) волнообразное варьирование величины объема и интенсивности нагрузки в микроциклах (этот вариант характерен для скоростно-силовых и требующих выносливости видов спорта);

в) ступенчатое (скачкообразное) уменьшение объема и интенсивности нагрузок (свойственно скоростно-силовым видам спорта) [8].

При подготовке к зимним соревнованиям трехнедельная структура выглядит следующим образом: объемный микроцикл, интенсивный, разгрузочный или подводящий (четырехнедельная структура: 1 - объемный, 2 -интенсивный, 3 - интенсивный, 4 - разгрузочный). На предсоревновательном этапе используются комбинации объемных и интенсивных микроциклов, после которых следует разгрузочный.

Управление тренировочным процессом осуществляется на основе всестороннего учета всех данных тренировки состояния здоровья спортсмена, сопоставление объема и интенсивности беговой нагрузки с результатами соревнований. Важное значение имеет наиболее целесообразное по времени применение специально подобранных и ранее апробированных подготовительных или предсоревновательных микроциклов тренировки [1].

Для того чтобы лучше оценить степень воздействия тренировки, нужно систематически и в оптимальные сроки проводить тестирование основных

беговых качеств спортсмена. О скоростных данных средневика лучше судить по времени пробегания отрезка в 400 м. Моделью для мастера спорта может служить время 46-49 с, кандидата в мастера спорта - 49-51 с, перворазрядника -51-53 с.

В учебно-тренировочном процессе основное внимание следует уделять развитию силовой выносливости. Тренировки проводятся 2-3 раза в неделю, сериями из 10-12 упражнений разного характера. Количество серий постепенно увеличивают до 4-6, интервалы отдыха между ними должны составлять 3 мин. Вначале каждое упражнение повторяют 15-20 раз, затем - 25-30. Продолжительность отдыха между упражнениями постепенно уменьшают с 40 с до 20 с. Через каждые 4-6 недель необходимо вводить новые упражнения, которые по своей структуре являются более специализированными.

Примерное распределение средств силовой подготовки по месяцам предусматривает их концентрированное применение в ноябре и марте - до 20-25 % от общего годового объема, причем в марте эти средства становятся более специализированными.

Бегунам на средние дистанции необходимо уделять внимание и развитию гибкости. Основным видом упражнений является поддержание, различных поз (10-30 с), способствующих растяжению определенных групп мышц (так называемые пассивные мышечные растяжения). Они перемежаются с упражнениями на расслабление, махами и потряхиваниями. Упражнения на растягивание проводят как в начале тренировки, так и по ее окончании. Все движения выполняют без рывков. Почувствовав натяжение в группе мышц, следует удерживать данное положение, затем расслабиться на 10-15 с и вновь повторить удержание. Растягивают все группы мышц, вне зависимости от того, участвуют ли они в основном движении активно или пассивно.

В подготовке бегунов на средние дистанции в условиях учебы в вузе обязательно должно планироваться двухпиковое развитие спортивной формы, предусматривающее деление годового цикла подготовки на два макроцикла, осенне-зимний и весенне-летний. Каждый из них соответственно делится на два периода - подготовительный и соревновательный, с подразделением на ряд этапов.

Подготовительный период осенне-зимней подготовки состоит из трех этапов: втягивающего - постепенное увеличение нагрузок (4 недели, октябрь); базовой подготовки - усиленное применение объемной тренировки и силовых средств (6 недель, ноябрь - первая декада декабря); специальной подготовки -повышение доли соревновательных упражнений (6 недель, вторая декада декабря - январь).

Зимний соревновательный период продолжается 5 педель (конец января -февраль).

Подготовительный период весенне-летнего макроцикла также состоит из трех этапов: послесоревнователъной реабилитации (2 недели, начало марта);

базовой подготовки (6 недель, март - первая половина апреля); передсоревнователъной подготовки (4 недели, апрель - первая декада мая).

Соревновательный период весенне-летнего цикла состоит из двух этапов подготовки: развития спортивной формы в серии различных соревнований (7 недель, вторая половина мая - июнь); непосредственной подготовки к главным стартам сезона (8 недель, июль - август).

Переходный период планируется на сентябрь и продолжается 4 недели.

Продолжительность отдельных этапов зависит от их задач и целей. Обычно эти этапы заканчиваются разгрузочными микроциклами.

Анализ подготовки ведущих бегунов позволяет выделить 8 типичных недельных микроциклов:

- восстановительный (позволяет организму восстановиться после напряженной предшествующей работы);

- втягивающий постепенно подводит спорт смена к выполнению объемных и интенсивных работ.

- обще-подготовительный или стандартный (решает задачи максимализации основных рабочих функций организма);

- специально-подготовительный (постепенно подводит к выполнению специфических нагрузок);

- поддерживающий (поддерж ивает , частично восстанавливает функции после ударных и соревновательных циклов);

- ударный (служит для резкого усиления работы в специфическом режиме);

- предсоревновательный (обычно является контрастным к ударному и должен мягко подвести организм к соревнованиям);

- микроцикл переходного периода (для каждого бегуна строится индивидуально и служит целям реабилитации).

При планировании тренировочного процесса на год необходимо тщательно определить основные задачи и методы тренировки по этапам [4].

1. Осенне-зимний макроцикл, подготовительный период, втягивающий

этап.

Цель - постепенно подготовить организм к предстоящим нагрузкам.

Задачи - повышение функциональных возможностей организма, развитие силы всех мышечных групп, укрепление связок и сухожилий.

Основные средства - кроссовый бег на отрезках до 18 км, упражнения силового характера по методу круговой тренировки - до 2-3 серий, игры и упражнения на растягивание, ускорения. Постепенно повышаются как объем, так и интенсивность применяемых средств.

2. Весенне-летний макроцикл, подготовительный период, этап послесоревновательной реабилитации.

Цель - восстановить организм после напряженных зимних стартов.

Задачи - частичное восстановление функционального уровня организма за

счет аэробных тренировочных режимов, выявление слабых сторон в подготовленности спортсмена, проведение психологической разгрузки.

Основные средства - кроссовый и темповый бег, некоторое повышение доли средств общей физической подготовки, включение тренировочных занятий по типу фартлека.

4. Этап весенней базовой подготовки.

Цель - подготовить организм к выполнению специальных нагрузок. Задачи - дальнейшее совершенствование аэробных функций, повышение уровня скоростно-силовой подготовленности.

Основные средства - кроссы имеют вспомогательный характер и служат поддержанию уровня общей выносливости. Сближается сущность темпового и переменного бега. Оба вида проводятся на отрезках 1-3 км со скоростью 3,101,25 на 1 км.

Подводя итог всему сказанному выше, необходимо помнить о том, что подготовка бегунов на средние дистанции представляет собой сложный процесс, в котором должно быть предусмотрено максимально разнообразное использование упражнений и соответствие двигательных действий по их динамической и кинематической структуре требованиям эффективной соревновательной деятельности.

Литература:

1. Бондарчук, А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса : учеб. пособие / А. П. Бондарчук. - М. : Олимпия Пресс, 2007. -272 с.

2. Вовк, С. И. Диалектика спортивной тренировки : монография / С. И. Вовк. -М. : Физкультура и спорт, 2007. - 212 с.

3. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

4. Мирзоев, О. М. Педагогические, психологические и морфологические аспекты соревновательной и тренировочной деятельности легкоатлетов : метод. пособие / О. М. Мирзоев, В. М. Маслаков, Е. П. Врублевский. - М. : РГУФК, 2006. - 291 с.

5. Новоселов, М. А. Индивидуализация тренировочной деятельности квалифицированных бегунов на средние дистанции : автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Новоселов. - М., 1996. - 24 с.

6. Полищук, В. Д. Использование подводящих и специальных упражнений в тренировочном процессе легкоатлетов : учеб. пособие / В. Д. Полищук. - Киев : Олимпийская литература, 2009. - 144 с.

7. Рубин, В. С. Олимпийские и годичные циклы тренировки. Теория и практика : учеб. пособие / В. С. Рубин. - М. : Советский спорт, 2004. - 136 с.

8. Селуянов, В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции : учеб. пособие / В. Н. Селуянов. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.