Научная статья на тему 'Теоретико-методические особенности изучения городского ландшафта в школьном курсе географии на основе культурно-экологического подхода'

Теоретико-методические особенности изучения городского ландшафта в школьном курсе географии на основе культурно-экологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛАНДШАФТ / ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ / CULTURAL AND ECOLOGICAL APPROACH / STEADY DEVELOPMENT / ECOLOGICAL CULTURE / LANDSCAPE / URBAN LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Ирина Александровна

Описывается реализация культурно-экологического подхода к изучению городского ландшафта в школьном курсе географии. Раскрываются особенности авторской концепции методической системы изучения городского ландшафта, включающей категорию «экологическая культура» в целевой, содержательный, процессуальный, результативнооценочный компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is described the implementation of cultural and ecological approach in studying urban landscape in the course of school geography. There are revealed the peculiarities of the author’s conception of the methodological system of studying urban landscape including the category “ecological culture” into the target, substantial, procedural, resultant and valuation components.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические особенности изучения городского ландшафта в школьном курсе географии на основе культурно-экологического подхода»

9) использовать метки-категории при описании уроков, что обеспечит упорядочение накапливаемых на портале электронных ресурсов, создание тематических коллекций, структурированных по разным признакам классификации;

10) обмениваться электронными учебными ресурсами для интерактивной доски, вести совместную разработку таких ресурсов.

Мы полагаем, что данный портал будет способствовать качественному изменению ситуации с использованием интерактивного мультимедийного оборудования в образовательном процессе. Использование специализированного портала позволит расширять учебную базу информационного доступа обучающихся к сети Интернет, а также применять новые формы сетевого взаимодействия учащихся и педагогов, постоянно накапливать опыт и ресурсы многих других пользователей.

Использование интернет-порталов и электронных образовательных ресурсов, позволяющих задействовать весь потенциал интерактивного оборудования, является, на наш взгляд, основным условием повышения эффективности процесса обучения при интеграции интерактивного мультимедийного оборудования, учебных и методических материалов в образовательный процесс. При этом большое значение приобретает не только обеспечение электронными образовательными ресурсами всего содержания обучения по изучаемому предмету, их регулярное целесообразное использование на уроках всех типов, но и применение технологий Интернета, в полной мере реализующих идеи сервисов Веб 2.0, развитие которых напрямую зависит от качества предлагаемого инструментария и активности пользователей.

литература

1. Борисова Н.В., Данильчук Е.В. Профессиональная компетентность современного учителя информатики в условиях перехода на новые образовательные стандарты школы и вуза // Школа будущего. 2011. №5.

2. Данилькевич А.В. Содержание обучения мультимедийным технологиям студентов эстетикогуманитарного направления в системе среднего профессионального образования // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгогр. ин-та бизнеса. 2012. № 21.

3. Сергеев А.Н. Профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых сообществах Интернета // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2010. №1(45).

4. Бобровская Л.Н., Куликова Н.Ю. Создание электронных образовательных ресурсов средствами Power Point // Педагогическая информатика. 2012. № 1.

Multimedia and Internet technologies for development of educational e-resources of interactive whiteboard in the process of teaching informatics

There are considered the issues and perspectives of development of the existing approaches to elaboration and use of educational e-resources for interactive whiteboard. There is described the experience of training future teachers of informatics to development of educational resources for interactive whiteboard.

Key words: teaching informatics, interactive whiteboard, educational e-resources, multimedia technologies, Internet-portal, services Web 2.0.

и.а. шевченко

(Нижний Новгород)

теоретико-методические особенности изучения городского ландшафта в школьном курсе географии на основе культурноэкологичЕского подхода

Описывается реализация культурно-экологического подхода к изучению городского ландшафта в школьном курсе географии. Раскрываются особенности авторской концепции методической системы изучения городского ландшафта, включающей категорию «экологическая культура» в целевой, содержательный, процессуальный, результативнооценочный компоненты.

Ключевые слова: культурно-экологический подход, устойчивое развитие, экологическая культура, ландшафт, городской ландшафт.

Динамика нынешнего времени, обновляющаяся картина мира детерминируют образование и культуру, направляя их к новым ценностям, поиску новых способов отражения действительности, творческому мышлению и деятельности. В этих условиях становятся исклю-

© Шевченко И.А., 2013

чительно актуальными исследование парадиг-мальных феноменов образования в общем контексте социокультурного развития и достижение новой цели - формирования экологической культуры. В образовании XXI в. становление культурного человека рассматривается как стратегическая цель и высшая ценность [1, с. 12]. Это предполагает включение культурологических идей во все направления модернизации отечественного образования, придание им роли системообразующего, доминирующего фактора. В данном контексте экологизацию следует рассматривать как сквозное направление модернизации образования, происходящей в условиях обострения экологических проблем и осознания ведущей роли культуры в их разрешении [6, с. 189]. В результате данной образовательной стратегии культурноэкологический подход становится важным методологическим основанием модернизации отечественного образования.

География как наука и образовательная область обладает значительным культурноэкологическим потенциалом. В государственном образовательном стандарте и Концепции содержания географического образования подчеркивается, что школьная география призвана внести вклад в формирование как общей культуры в целом, так и экологической культуры в частности. На современном этапе экологизации географического образования целью образовательного процесса становится формирование экологической культуры личности. Это предполагает обогащение всех компонентов методической системы школьного географического образования культурноэкологическими идеями. Решение этой задачи связывается с реализацией культурноэкологического подхода, который рассматривается как методологическое основание экологизации школьной географии в русле культуры и предполагает изучение географических объектов, материализирующих идеи «сотворчества» человека и природы, диалог культур.

В связи с новыми стратегиями географического образования важно использовать культурно-экологический потенциал прикладного ландшафтоведения, объектами изучения которого являются современные ландшафты, в том числе городской ландшафт как культурноэкологический феномен. Ведущие географы страны пропагандируют идеи ландшафтного образования и воспитания, ландшафтного видения мира. Понимание ландшафта является методологической основой «сотворчества» человека и природы, а познание ландшафта - базисом устойчивого развития, причем важно не только

просвещать и внушать необходимость преодоления потребительского отношения к природным компонентам ландшафта, но и воспитывать экологическую культуру на основе коэволюци-онной системы ценностного отношения. В свете современных представлений человек включен в ландшафт в качестве составной части. «Можно сказать, что человек “заброшен” в ландшафт, “обречен” быть в ландшафте. Его бытие ландшафтно по существу, вне ландшафта человек не мыслим <...>, а феномен ландшафта раскрывается через бытие человека» [7, с. 170]. Из сказанного также следует важный вывод: через человека как существо ландшафтное ландшафт выражает себя сам, определяет личность: богатый ландшафт - обогащает, деструктивный - разрушает [4, с. 121].

Ландшафт выступает как важнейший компонент реальной окружающей среды и рассматривается как реальная эколого-образовательная среда, как один из эффективных путей к пониманию человеком самого себя, саморазвитию, к самосовершенствованию, что в то же время является важнейшей целью географического бразования для устойчивого развития [3, с. 137]. В основу данной статьи положены представления о коэволюционных ценностных отношениях как новом качественном этапе взаимодействия человека и природы. Особенностью коэволюционных отношений являются ценностные ориентации на самоценность природы, со-бытия с природным окружением, сотворчество, созидание природо- и культуросообразной окружающей среды.

Важно отметить, что реализация коэво-люционной стратегии как «идеологии надежды и выживания человека в современном мире» затруднена в связи с тотальной апатией населения [5, с. 45]. В городе при формировании «техногенного» человека происходит его отчуждение от природных основ жизни. В этих условиях важно, чтобы каждый человек осознал свою сопричастность к решению проблем городского ландшафта, ощутил себя ответственным за собственную деятельность в городской среде. В связи с этим коэво-люционные идеи предполагают изменение качеств личности и качеств вмещающего ландшафта в целях устойчивого со-развития и повышения качества жизни. Уже сегодня образование должно быть обогащено таким содержанием, которое способствовало бы превращению учащихся из сторонних наблюдателей и потребителей в реально действующих субъектов, строящих отношения с окружающей городской средой на основе партнерства, толерантности, ответственности [2, с. 25].

Педагогическая ценность ландшафто-ведения определяется его культурно-экологическим потенциалом. Через ландшафтоведе-ние происходит приобщение учащегося к культуре города, геокультурным особенностям, что стимулирует процессы самоопределения личности, формирует не только деятельностные, но и глубинные смысловые, ценностноориентационные структуры учащегося, развивает экологическую культуру в единстве ее познавательного, ценностного и праксиологического аспектов. Очевидно, что высокий образовательный, культурно-экологический потенциал, связанный с изучением городских ландшафтов, должен быть востребован школьной географией. Это особенно важно для начального курса географии, который, являясь первым систематическим географическим курсом, задает культурно-экологический вектор всему географическому образованию.

На основе выявленных теоретико-методологических ориентиров разработана авторская концепция методики изучения городского ландшафта, которая включает целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты. Построение методической системы изучения городского ландшафта осуществлялось на двух уровнях: теоретико-методологическом, включающем функции и принципы системы, и методическом - разработка конкретной методики изучения городского ландшафта на основе культурно-экологического подхода. Первый уровень предполагает выявление функций культурно-экологического подхода, которые должны быть учтены при проектировании методической системы, а также принципов, которые призваны обеспечить включение категории «культура» во все компоненты методической системы, отражающей экологизацию школьной географии в русле культуры. Выявлены, обоснованы и раскрыты следующие функции культурно-экологического подхода:

- функция культурной самоидентификации и социализации, отражающая экологическую культуру как личностное и социальное качество и предполагающая развитие чувства принадлежности учащегося к городскому ландшафту, ориентирующая процесс его изучения в направление включения учащихся в социально значимую деятельность по его окультуриванию;

- познавательная функция, которая предполагает в онтологическом аспекте изучение диалектики взаимодействий человека и природы как сосуществующих компонентов городского ландшафта, который выступает как

явление (пейзаж) и как сущность (природноантропогенная система); в гносеологическом аспекте - использование «человековключающей» модели познания городского ландшафта;

- аксиологическая функция, которая базируется на идеях коэволюции, самоценности человека и природы как равноправных субъектов отношений, принципах холизма, раскрывающих «вписанность» человека в городской ландшафт, ноосферогенеза как направления культурного развития городского ландшафта; предполагает развитие разносторонних отношений, в том числе акцентирует внимание на эстетических и этических отношениях; причем эстетическое соотносится с экологическим благополучием (неблагополучием), а этическое - с осознанием нравственных норм и идеалов по отношению к природе города; с оценкой поступка с позиций добра и зла;

- праксиологическая функция, основанная на понимании культуры как адаптации и творчества как созидательной направленности, ориентирующая на актуализацию активной деятельности учащихся культурно-созидательного характера;

- коммуникативная функция, отражающая идеи глубинного диалога личности с природноантропогенным окружением, предполагающая общение в широком смысле: с окружением, в русле «диалога культур» прошлого с настоящим и будущим, друг с другом, с различными источниками информации с целью поиска путей гармонизации отношений человека и «вмещающего» городского ландшафта.

Уточнены дидактические принципы, обеспечивающие включение категории «культура» во все компоненты методической системы, сконструированной в русле экологизации школьного курса географии: экогума-нистический, принципы субъектности и социальности, целостности восприятия и комплексности познания ландшафта, единства познания, отношения и деятельности, ориентации на реальные жизненно значимые проблемы ландшафта своего города, принцип расширения культурно-экологического образовательного пространства, принцип двойного контрастного представления. Согласно последнему, экологические представления формируются на основе наглядных и словесно-контрастных образов. он предполагает критическую оценку учащимися опыта взаимодействия с городским ландшафтом на индивидуальном и родовом уровнях. Выделенные теоретико-методологические ориентиры определяют методический уровень, включающий целевой, содержательный,

процессуальный и результативно-оценочный компоненты методической системы изучения городского ландшафта на основе культурноэкологического подхода.

Целевой компонент. Цель экологизации географического образования - развитие экологической культуры личности, которая рассматривается в контексте единства познавательного, эмоционально-ценностного и практического компонентов. Целевой компонент методической системы развивает идеи экологизации географии в рамках культуры, определяется как развитие разносторонних (познавательного, эстетического и этического, практических) отношений учащихся с ландшафтом своего города.

Содержательный компонент. При отборе содержания следует руководствоваться принципами целостного восприятия и комплексности познания городского ландшафта и тем, что объект «городской ландшафт» сам является культурно-экологическим феноменом, т. е. имеет мощный познавательный и аксиологический потенциал, следовательно, традиционная логика отбора содержания «наука - учебный предмет» не адекватна объекту изучения -городскому ландшафту. В связи с этим использовался подход с другой логикой: «культура - содержание изучения городского ландшафта». Содержание отбиралось с использованием различных элементов культуры или «языков» экологической культуры: науки, искусства, философии. отсюда в содержании изучения городского ландшафта научные знания и ценностные аспекты. отбор содержания должен быть ориентирован на «погружение» учащегося в реальное социоприродное окружение, в «жизненный мир» и жизненные проблемы, что обеспечивает становление многостороннего отношения индивида, активный личностный поиск способов жизнедеятельности в социоприродном мире, отвечающих достижению гармонии с миром.

отобранное содержание включает познавательный, аксиологический (этический, эстетический), праксиологический и личностный компоненты. Структура содержания отражает особенности культурного освоения действительности: от осознания учащимися своей причастности к городскому ландшафту к его раскрытию как явления (пейзаж) и как сущности -природно-антропогенной системы, в которой взаимодействуют человек и природа города в русле становления культурного городского ландшафта. В связи с этим структура включает пять блоков содержания: 1) «культурная самоидентификация городского ландшафта»; 2) «Пейзаж городского ландшафта. Форми-

рование целостного образа»; 3) «Городской ландшафт как природно-антропогенная система. Взаимосвязь человека и природы в городском ландшафте»; 5) «Культурный городской ландшафт как результат "сотворчества" человека и природы в городе: объекты, история формирования, описание и уход». Аксиологический компонент содержания представлен контекстно с учетом специфики развития эстетического и этического отношения.

Процессуальный компонент. Данный компонент подразумевает единство со структурно-содержательным компонентом, учитывает возрастные особенности аффективной сферы и включает следующие этапы: эмоционально-образный, познавательно-ценностный, деятельностно-регулятивный. Выбор методов обучения ориентировался на принцип единства познания, переживания и действия, что предполагало комплексное воздействие на все сферы сознания личности. Их использование соотносилось со спецификой каждого этапа.

Результативно-оценочный компонент. Данный компонент предполагает выбор критериев сформированности представлений, ценностных отношений и культурно-экологической активности. Результаты изучения городского ландшафта охватывали все сферы личности -когнитивную, аффективную, волевую - и комп-лементировали со стратегической целью.

Таким образом, разработанная авторская методическая система реализует культурноэкологический подход с точки зрения включения категории «культура» во все ее компоненты, обеспечивая им роль системообразующего фактора в экологизации начального курса географии на основе изучения городского ландшафта как культурно-экологического феномена. Данная методическая система является основанием для разработки конкретной методики изучения городского ландшафта в школьном курсе географии.

литература

1. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. № 4. С. 12-18.

2. Величко А.А. Коэволюция человека и окружающей среды // Изв. РАН . Сер. : География. 1993. № 5. С. 18-31.

3. Каганский В.Л., Родоман Б.Б. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. 1997. №1. С. 134-146.

4. Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России. Ярославль : Акад. развития, 2004.

5. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М. : Смысл, 2001.

6. Мамедов Н.М. Введение в теорию устойчивого развития / отв. ред. Н.М. Мамедов. М. : Ступени, 2002.

7. Тютюнник Ю.Г. Концепция городского ландшафта // География и природные ресурсы. 1990. № 2. С. 167-172.

Theoretical and methodological peculiarities of studying urban landscape in the course of school geography on the basis of cultural and ecological approach

There is described the implementation of cultural and ecological approach in studying urban landscape in the course of school geography. There are revealed the peculiarities of the author’s conception of the methodological system of studying urban landscape including the category "ecological culture” into the target, substantial, procedural, resultant and valuation components.

Key words: cultural and ecological approach, steady development, ecological culture, landscape, urban landscape.

Г.п. стефанова, и.а. байгушева

(Астрахань)

модель методической системы профессионально направленной

математической подготовки экономистов в вузе

Описаны особенности проектирования модели математической подготовки экономистов в высшей школе с позиции профессиональной направленности обучения. Представлена модель методической системы профессионально направленной математической подготовки специалистов в области экономики.

Ключевые слова: математическая компетентность экономистов, профессиональная направленность математической подготовки, модель методической системы профессионально направленной математической подготовки.

В настоящее время в условиях жесткой конкуренции на рынке труда и модернизации российской системы образования первостепенное значение приобретает профессиональная компетентность специалистов. Мы

рассматриваем профессиональную направленность математической подготовки экономистов в вузе как средство формирования их профессиональной компетентности.

Под математической подготовкой экономистов мы понимаем целенаправленный педагогический процесс формирования математической компетентности экономистов, которая позволит им изучать профильные дисциплины, решать задачи в своей профессиональной деятельности, продолжать образование и самообразование в области экономики как на профессиональном, так и на научноисследовательском уровне.

В России высшая школа является в основном профессиональной, поэтому соблюдение принципа профессиональной направленности обучения является важнейшим при подготовке специалиста любого профиля, в том числе экономического. Принцип профессиональной направленности обучения очень значим при решении вопросов содержания, методики и средств обучения, он регулирует в высшем профессиональном образовании соотношение общеобразовательного и специальнопрофессионального, определяет диалектику взаимодействия целостного развития личности и ее профессионального становления. Его особая роль среди других дидактических принципов обучения состоит в том, что он объединяет общей целью все остальные принципы, придает им новый смысл для участников учебного процесса. Мы рассматриваем данный принцип в качестве системообразующего принципа дидактики, направляющего процесс математической подготовки экономистов в вузе.

Под профессиональной направленностью математической подготовки будущих экономистов в вузе мы будем понимать ориентацию математической подготовки в ее целевом, содержательном и процессуальном аспектах на динамическое моделирование профессионального труда экономиста. Таким образом, учебная деятельность студентов будет трансформироваться в профессиональную деятельность специалиста. Это позволит преодолеть главную проблему высшего профессионального образования - обучение профессиональной деятельности средствами качественно иной учебной деятельности.

В качестве ведущей идеи реализации принципа профессиональной направленности была выбрана идея Н.Ф. Талызиной: «...разработка обоснованных целей образования не-

© Стефанова Г.П., Байгушева И.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.