Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОИСКОВО-ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / PRIMARY EDUCATION SYSTEM / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / MODERNIZATION / RESEARCH ACTIVITIES / RESEARCH APPROACH TO TEACHING / RESEARCH SKILLS / READINESS OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS TO IMPLEMENT RESEARCH ACTIVITIES / SEARCH AND PROBLEM SITUATIONS / FORMS OF EDUCATION / DIDACTIC PRINCIPLES / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

В статье рассматривается проблема формирования исследовательских умений младших школьников. В работе рассмотрены сущность и методологические основы исследовательской деятельности; теоретико-методические аспекты формирования исследовательских умений младших школьников и их готовности к реализации опытно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF THE RESEARCH SKILLS OF YOUNGER SCHOOLS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE PRIMARY EDUCATION SYSTEM

The article deals with the problem of formation of research skills of younger schoolchildren. The paper considers the essence and methodological foundations of research activities; theoretical and methodological aspects of the formation of research skills of younger students and their readiness to implement experimental research activities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования исследовательских умений младших школьников. В работе рассмотрены сущность и методологические основы исследовательской деятельности; теоретико-методические аспекты формирования исследовательских умений младших школьников и их готовности к реализации опытно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: система начального образования, младшие школьники, модернизация, исследовательская деятельность, исследовательский подход в обучении, исследовательские умения, готовность младших школьников к реализации исследовательской деятельности, поисково-проблемные ситуации, формы обучения, дидактические принципы, методы обучения.

Annotation. The article deals with the problem of formation of research skills of younger schoolchildren. The paper considers the essence and methodological foundations of research activities; theoretical and methodological aspects of the formation of research skills of younger students and their readiness to implement experimental research activities.

Keywords: primary education system, primary school students, modernization, research activities, research approach to teaching, research skills, readiness of primary school students to implement research activities, search and problem situations, forms of education, didactic principles, teaching methods.

Введение. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них универсальных умений и навыков - одна из практических задач современного российского образования. Такие задачи получают свою реализацию преимущественно в контексте исследовательской деятельности, привлечение обучающихся к которой рекомендуется учеными в области педагогики и психологии с раннего возраста. Так, перед современной начальной школой в условиях модернизации и реформирования системы образования ввиду процессов стандартизации, глобализации, информатизации возникают задачи включения младших школьников в опытно-исследовательскую деятельность и построения образования на принципах исследовательского обучения [5].

Реализация опытно-исследовательской деятельности младшими школьниками и успешность ее результатов во многом зависят от сформированности исследовательских умений и навыков опытно-исследовательской работы. Формирование исследовательских умений младших школьников является еще более актуальным в современных условиях, в которых большинство познавательных устремлений подрастающего поколения замыкается средствами массовой информации, интернетом, компьютерными играми, окружением, определяя психологию, поведение, мировоззрение. В этой связи школа должна быть нацелена на раскрытие перед обучающимися социума во всем своем широчайшем разнообразии, пробуждение их интереса к познанию окружающего мира [3]. Наиболее гармонично достижение данной цели может реализоваться в контексте творческо-созидательной и опытно-исследовательской деятельности обучающихся [5].

Процесс формирования исследовательских компетенций младших школьников подразумевает знание и понимание педагогом начального образования теоретических и методических аспектов как опытно-исследовательской деятельности, так и формирования необходимых для ее реализации умений и навыков обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Понятие исследовательской деятельности младших школьников рассматривается в педагогической науке в значении одного из ведущих компонентов современного образовательного процесса, а также одного из важнейших источников получения обучающимся знаний и представлений об окружающем мире [7].

Опытно-исследовательская познавательная деятельность младших школьников - это эффективный вид творческой деятельности, в контексте которой обучающиеся получают возможность испытать, испробовать, выявить и актуализировать свои способности, таланты, дарования [7].

По мнению И.Н. Литвиновой, опытно-исследовательская деятельность обучающихся начальных классов обладает своей спецификой, сравнительно с серьезной научно-исследовательской работой, так как ее ведущей целью являются не научные открытия, а развитие у детей соответствующих личностных качеств, формирование умений исследования как универсального способа освоения действительности [2]. Наряду с указанным отличием, детская исследовательская деятельность структурно включает те же компоненты, которые характерны и для серьезного научного исследования, а именно:

- выделение проблемы;

- анализ данных;

- выдвижение гипотезы;

- организация опытной деятельности, направленной на проверку гипотезы;

- формулировка выводов [2].

Как было отмечено выше, реализация обучающимися исследовательской деятельности возможна при условии сформированности у них исследовательских умений. Здесь стоит отметить, что данные умения формируются рядом специальных методов и приемов в контексте исследовательской или проблемно-поисковой деятельности.

Анализируемые в данном исследовании умения, по мнению П.В. Середенко, - это «возможность и реализация выполнения совокупности операций по осуществлению эмпирических и интеллектуальных действий, которые составляют исследовательскую деятельность и приводят к новому знанию» [7, с. 94]. В

рассматриваемом ключе нам также импонирует определение И.В. Стрельцовой, которая трактует термин «исследовательские умения» в значении совокупности разнообразных умений, позволяющих обучающемуся реализовывать общие и частные цели исследования различными способами и осуществлять исследовательскую деятельность [8].

Анализ педагогической литературы позволяет говорить о наличии многочисленных научных подходов к определению и классификации исследовательских умений обучающихся. Так, А.П. Гладкова выделяет следующие группы исследовательских умений школьников:

- организационно-практические;

- поисковые;

- информационные;

- оценочные [1].

К основным (общим) исследовательским умениям, которые должны целенаправленно формироваться у обучающихся начальных классов в ходе соответствующей деятельности, ученый А.И. Савенков относит следующие:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- давать определения понятиям;

- выдвигать гипотезы;

- классифицировать;

- проводить эксперименты и наблюдения;

- делать умозаключения и выводы;

- работать с текстом, структурировать материал;

- защищать и доказывать собственные идеи [6, с. 115].

Целью развития исследовательских умений младших школьников в широком смысле является формирование их готовности к реализации опытно-исследовательской деятельности. Иными словами, уровень развитости исследовательских умений выступает показателем сформированности указанной готовности. В структуре такого сложного интегративного личностного образования, как готовность младших школьников к реализации опытно-исследовательской деятельности, учеными определяются следующие компоненты:

1) Мотивационный компонент (наличие у младшего школьника познавательного интереса) (данный компонент рассматриваемой готовности формируется под влиянием целей новой деятельности);

2) Содержательный компонент (развитая система знаний младшего школьника о сущности исследовательской деятельности);

3) Технологический (операционный) компонент (сформированная система исследовательских умений, навыков и компетенций обучающегося) [3].

Низкий уровень сформированности хотя бы одного из указанных компонентов делает невозможным процесс развития исследовательских умений и формирования готовности младшего школьника к опытно-исследовательской деятельности.

При реализации содержания учебных дисциплин начальной школы педагогу необходимо привлекать обучающихся к опытно-исследовательской деятельности, в ходе которой они будут овладевать умениями самостоятельно получать знания; чувствовать потребность в непрерывном образовании; смогут приобретать навыки самоорганизации, культуры речи и общения; аргументированно и убедительно доказывать свое мнение, прислушиваться к мнению своих собеседников, понимать и признавать собственные ошибки и недостатки.

Опытно-исследовательская деятельность младших школьников может быть успешной в том случае, если она будет строиться с учетом следующих принципов:

- доступности;

- естественности;

- сознания;

- самодеятельности [4].

Одним из главных принципов исследовательской деятельности младших школьников является принцип самостоятельной деятельности [4].

С целью привлечения младших школьников к активной познавательно-исследовательской деятельности учителю необходимо организовать свою работу таким образом, чтобы у них возникло желание действовать и вносить новое в свой опыт. Для этого учителю начальных классов следует пользоваться широким арсеналом эффективных методов и приемов. К самым эффективным методам обучения, направленным на развитие исследовательских умений младших школьников, исследователи относят проблемно-поисковые методы. Сущность таких методов в том, что учитель на уроке создает проблемную ситуацию, в рамках которой школьники осознают задачу, но знаний для ее решения не хватает. Это мотивирует ребят начать поиск способа решения. Так, новым для обучающихся являются не только полученные знания, но и способы действий по их получению. В рамках такой проблемно-поисковой деятельности под руководством педагога реализуются такие виды умственной деятельности школьников, как осознание невозможности применить известный способ, формулировка проблемы, выдвижение предположений, гипотез по ее решению, их испытание и формулирование вывода [8].

Формирование исследовательских умений младших школьников может происходить путем организации различных форм (направлений) обучения в контексте исследовательской деятельности. Подробнее формы и их содержание представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формы (направления) обучения младших школьников в контексте исследовательской

деятельности

№ п/п Форма (направление) обучения Содержание

1 Индуктивное обучение Заключается в постановке перед учениками конкретных ситуативных задач и поощрении их к обобщению. Его целесообразно использовать вместо методов, реализация которых начинается с освоения абстрактных понятий.

2 Активное обучение Способствует усвоению материала через действие, а не только через восприятие информации.

3 Релевантное обучение Происходит, когда образовательная деятельность сосредотачивается вокруг событий реальной жизни школы или внешнего мира.

4 Сотрудничество Предполагает работу в группах и совместное обучение.

5 Интерактивное обучение Реализуется в ходе дискуссий и дебатов.

6 Развитие критического мышления Происходит, когда младших школьников побуждают к самостоятельному принятию решений, формирующих у них умение вести полемику.

7 Привлечение младшего школьника к участию в учебном процессе Дает возможность каждому обучающемуся внести вклад в общее дело, поучаствовать в дискуссии, самостоятельно осуществить оценку работы в парах, общих результатов работы на уроке.

Выводы. Таким образом, одной из важных задач современной начальной школы является формирование готовности младших школьников к реализации опытно-исследовательской деятельности, для реализации которой необходимо целенаправленное развитие у обучающихся исследовательских умений. Процесс развития исследовательский умений младших школьников должен реализовываться с учетом принципов исследовательской деятельности и признанных современной педагогикой дидактических принципов в ходе организации проблемно-поисковой работы с применением различных эффективных форм обучения.

Литература:

1. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 91-94.

2. Литвинова И.Н. Решение задач с параметрами как средство формирования исследовательских умений учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 6. - С. 11-15. - URL: http://e-koncept ru/2015/65203.htm.

3. Мусс Г.Н., Пахомова М.А. К вопросу об исследовательских умениях младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 72-75. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770288.htm.

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - М.: Федоров, 2006. - 340 с.

5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: метод. пособие. -М.: Просвещение, 2006. - 512 с.

6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь. - 2003. - 204 с.

7. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. - 208 с.

8. Стрельцова И.В. Проекты и исследования // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 56-57.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Галущинская Юлия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); студентка Андрюкова Дарья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОГОСТНОГО ПОДХОДА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье раскрывается проблема развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации студенческой проектной деятельности с позиции компетентностного подхода. Особое внимание уделяется изучению вопроса формирования проектных компетенций будущих педагогов дошкольного образования как условия роста их профессиональной конкурентоспособности, с одной стороны, и возможности повышения результативности процесса развития творческой одаренности дошкольников, с другой.

Ключевые слова: одаренность, творческая одаренность, проектная деятельность, проектные компетенции.

Annotation. The article reveals the problem of the development of creative giftedness in senior preschool children in the process of organizing student project activities from the perspective of a competence-based approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.