Научная статья на тему 'Дидактические возможности формирования и развития исследовательской деятельности младших школьников'

Дидактические возможности формирования и развития исследовательской деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / КУРС МЕТАПРЕДМЕТНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ "МИР" / RESEARCH ACTIVITY / JUNIOR SCHOOLBOY / COURSE OF METASUBJECT INTELLECTUAL DEVELOPMENT "MIR"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гормакова В.В.

В статье представлены дидактические средства формирования у младших школьников исследовательских умений и навыков. Дается характеристика понятия «исследовательская деятельность младших школьников». Представлен курс метапредметного интеллектуального развития «МИР» построенный на основе вовлечения младших школьников в исследовательскую деятельность. Результатом реализации данного курса является приращение уровня сформированности исследовательских умений и навыков младших школьников. Результаты актуальны, поскольку отвечают требованиям ФГОС НОО. Практическая значимость заключается в возможности применения данного курса для приращения уровня сформированности метапредметных умений, исследовательских умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF FORMING AND DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article presents didactic means of forming research skills in younger students. The characteristic of the concept "research activity of younger schoolchildren"is given. The course of metasubject intellectual development "MIR" is based on the involvement of younger students in research activities. The result of this course is an increase in the level of formation of research skills of younger students. The results are relevant because they meet the requirements of the FGOS NOO. The practical significance lies in the possibility of using this course to increase the level of formation of metasubject skills, research skills.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности формирования и развития исследовательской деятельности младших школьников»

ПЕДАГОГИКА

ф Ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 4. С. 10-15.

УДК 373.31

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гормакова В. В.

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета,

Новокузнецк, Россия

E-mail: ver.vladimirowna2011@yandexru

В статье представлены дидактические средства формирования у младших школьников исследовательских умений и навыков. Дается характеристика понятия «исследовательская деятельность младших школьников». Представлен курс метапредметного интеллектуального развития «МИР» построенный на основе вовлечения младших школьников в исследовательскую деятельность. Результатом реализации данного курса является приращение уровня сформированности исследовательских умений и навыков младших школьников. Результаты актуальны, поскольку отвечают требованиям ФГОС НОО. Практическая значимость заключается в возможности применения данного курса для приращения уровня сформированности метапредметных умений, исследовательских умений и навыков.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, младший школьник, курс метапредметного интеллектуального развития «МИР».

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития системы российского образования выделяются содержательные, организационные и структурные изменения, проводимые с целью соответствия современному социальному заказу общества на конкурентоспособного, универсального выпускника, умеющего самостоятельно меняться в соответствии с предъявляемыми требованиями. В связи с этим происходит кардинальный пересмотр построения школьного воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на отношение ученика к знаниям и способам их получения. Активно разрабатываются и внедряются в процесс обучения технологии развивающего, проблемного, интерактивного, исследовательского обучения, многие из которых основываются на уже существующий исторический опыт.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В основе представлений об исследовательской деятельности положены идеи выдающихся отечественных ученых: теоретические аспекты организации исследовательской деятельности раскрыты в работах Л. А. Казанцевой, Т. А. Камышниковой, Г. В. Макотровой, А. В. Леонтовича и др.; познавательная,

10

исследовательская деятельность детей рассмотрена в работах П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А.Н. Поддьякова, А. И. Савенкова, Н. Ф. Талызиной и др.; вопросы развития исследовательских умений представлены в исследованиях А. Г. Иодко, О. И. Миторош, В.П. Ушачева и других [1-3].

В настоящее время в педагогике и психологии чрезвычайно высок интерес к поисковой активности и исследовательской деятельности младших школьников. Следует выделить несколько оснований для включения исследовательской деятельности в организацию процесса обучения в начальной школе: во-первых, возросший интерес современной системы обучения к организации исследовательской деятельности учащихся связан с переориентацией процесса обучения со «знаниевой политики» как основного способа получения знаний к «метапредметности обучения» включающей самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся; во-вторых, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО) исследовательская деятельность определена как одно из приоритетных направлений организации системы обучения, внеурочной деятельности младших школьников, способ формирования метапредметных умений учащихся [4]; в-третьих, в системе образования уделяется большое внимание процессу организации обучения, построенному на основе системно-деятельностного подхода, предполагающего формирование у младших школьников умений применять знания на практике, быть субъектом образовательного процесса, владеть целеполаганием и планированием собственной деятельности. Поэтому вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность будет способствовать формированию умения учиться, строить собственную траекторию обучения и самообучения.

Понятие «исследовательская деятельность» в философии, педагогике, психологии имеет многоаспектное значение и часто трактуется в синонимичном значении с понятиями «учебное исследование», «учебно-исследовательская деятельность», «научная деятельность». Анализ сущности понятий «исследовательская деятельность», «учебно-исследовательская деятельность», «научная деятельность» позволили выделить два основания рассмотрения: по первому основанию авторы (А. О. Карпов, М. М. Фирсова, А. В. Хуторской) трактуют понятие «исследовательская деятельность» тождественно понятию «научная деятельность»; по второму основанию ученые рассматривают «исследовательскую деятельность» и «учебно-исследовательскую деятельность» как тождественные понятия (А. А. Лебедев, А. В. Леонтович, Е. В. Набиева, Н. А. Семенова, М. М. Фирсова).

Соглашаясь с авторами по второму основанию и применительно к младшему школьному возрасту понятие «исследовательская деятельность» трактуется авторами статьи как специально организованная педагогом учебно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на формирование универсального способа освоения действительности, приобретение младшими школьниками исследовательских умений и навыков, формирования миропонимания

11

как единого целого, состоящего из частей характеризующееся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью.

Кроме того, следует отметить что, исследовательская деятельность является одним из видов познавательной деятельности человека. Однако учебно-исследовательская деятельность отличается от познавательной деятельности тем, что предполагает создание специальных условий и применение средств познания, отличающееся целеполаганием и требованиями к организации данного процесса. Применение исследовательской деятельности как технологии получения новых знаний способно обеспечить надежность, обоснованность, объективность, прочность и точность полученных знаний об объекте либо предмете окружающего мира за счет организации самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности обучающихся, формирования собственных представлений об объекте либо предмете окружающего мира, опыта действия.

А. В. Леонтович говоря об «исследовательской деятельности» как образовательной технологии обучения подчеркивает, что она предполагает выполнение обучаемыми под руководством специалиста учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, содержание которых направлено на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира [1].

Особенность организации исследовательской деятельности обучающихся находятся в центре внимания многих ученых (В. В. Краевский, Н. Г. Лобова, Н. С. Сердюкова, А. В. Хуторской и др.). Однако, несмотря на различия в трактовке понятия «исследовательская деятельность» ученые сходятся в том, что получение новых знаний не является основной особенностью применения исследовательской деятельности в процессе обучения. Главной же целью включения исследовательской деятельности в образовательный процесс является приобретение учащимися исследовательского навыка как универсального способа освоения действительности, формирование и развитие исследовательского типа мышления, активизации личностной познавательной активности школьника в процессе обучения. В результате включения исследовательской деятельности в образовательный процесс начальной школы у младшего школьника формируется субъект-субъектная позиция приобретения знаний.

Многие ученые выделяют необходимость создания определенных условий и применения специальных дидактических средств успешного включения исследовательской деятельности в процессе обучения.

Основанием для создания данных условий является выбор методологической базы, включающей следующие принципы: диалогизации учебного процесса, субъектности, ориентации на познавательные интересы ребенка, доступности и посильности, сотрудничества и поддержки в обучении младших школьников. Выбор названных принципов основан на субъектной позиции младшего школьника в процессе обучения, формировании коммуникативных умений через диалогизацию процесса обучения, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, формирование познавательных интересов на основе и с учетом интересов и потребностей ребенка.

12

Средством включения обучающихся в исследовательскую деятельность может являться факультативный курс метапредметного интеллектуального развития «МИР» [5], содержание которого построено на следующих принципах:

- субъективизации, по которому каждый ученик становится равноправным участником познавательной исследовательской деятельности, активно принимает участие в поиске и открытие новых знаний;

- доступности и посильной трудности, с учетом которого отобран материал содержания занятий курса не слишком сложный и не слишком лёгкий для младшего школьника;

- дифференциации и индивидуализации, на основе которого организован образовательный процесс (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенностей и запросов учащихся, их состояния здоровья, что интенсифицирует процесс формирования представлений младшего школьника о Мире как едином целом;

- интеграции, с учетом которого объединены усилия субъектов образовательного процесса в определенные комплексы, в которых каждый выполняет свои функциональные обязанности с учетом стоящих перед ним задач, направленных на повышение качества формирования и развития личности школьника;

- принцип ориентации на познавательные интересы ребенка, в основе которого процесс организации «открытия новых знаний» ставит ребенка в позицию исследователя, что обеспечивает формирование потребности в познании Мира.

- наглядности, занятия курса «МИР» сопровождаются наглядностью;

- связи обучения с жизнью, согласно которому, получаемые младшим школьником в ходе исследования знания применяются в практической деятельности на последующих занятиях;

- рефлексивности, следуя которому в конце каждого занятия младшим школьникам предлагается рефлексивное задание, направленное на анализ учащимися собственной деятельности.

Программа курса «МИР» включает: подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе осуществляется включение учащихся в программу курса с помощью игрового сюжета «Путешествие по Миру».

На основном этапе, с учетом требований к результатам обучения ФГОС НОО, содержание курса построено на основе: программы «МИР» и рабочей тетради, по которой школьники следуют игровому сюжету курса, знакомятся с понятием «развитие», выявляют разные основания для классификации данного понятия, учатся ставить цель новой познавательной деятельности, совершать собственные открытия и умозаключения. Именно на данном этапе осуществляется основное включение младших школьников в исследовательскую деятельность.

На заключительном этапе происходит нанесение итоговой отметки на карту «МИРа» и окончание игрового сюжета. Здесь младшим школьникам предоставляется возможность оценить результаты своей деятельности, выявить достижения и высказать возникшие затруднения.

13

Методическое обеспечение курса «МИР» включает программу курса метапредметного интеллектуального развития «МИР», рабочую тетрадь для учащихся 1-2 классов в двух частях, содержащую разноуровневые задания, задания поискового, творческого характера; словарь путешественника; книгу для чтения и методическое сопровождение курса «МИР», адресованное учителям начальной школы, преподавателям дополнительного образования [5].

Еще одним условием успешной активизации познавательных потребностей младших школьников является включение в образовательный процесс следующих педагогических технологий: технология обучения в сотрудничестве, теория решения изобретательских задач (далее ТРИЗ), игровые технологии, адаптированные с учетом основной цели курса. Применение названных технологий способствует формированию исследовательского типа мышления для решения нестандартных задач в различных областях деятельности, творческой деятельности обучающихся, формированию у обучающихся умений: анализировать, рассуждать, обосновывать, обобщать, делать выводы; оригинально и гибко мыслить. Включение названных технологий в структуру занятий позволяет сочетать познавательную деятельность младших школьников с методами активизации и развития мышления, что обеспечивает возможность юным исследователям решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует отметить, что опытно-экспериментальная работа, осуществляемая нами в естественных условиях образовательного процесса, с одной стороны, подтвердила результативность названных условий и средств успешного включения младших школьников в исследовательскую деятельность, с другой -выявила ряд трудностей организации исследовательской деятельности, среди которых длительные временные затраты на подготовку исследовательского материала, подготовку учителей и существующие стереотипы обучения «по традиции».

Список литературы

1. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии / А. В. Леонтович // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 152-158.

2. Савенков И. А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / И. А. Савенков // Одаренный ребенок. - 2003. - № 2. - С. 76-86.

3. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддьяков. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 240 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022995-1

5. Гормакова В. В. Методическое сопровождение курса метапредметного интеллектуального развития «МИР»: пособие для учителя начальных классов / В. В. Гормакова. - Новокузнецк: НФИКемГУ, 2017. - 91 с.

14

ropMaKOBa B. B.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF FORMING AND DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Gormakova V. V.

Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo state University, Novokuznetsk, Russian Federation E-mail: ver.vladimirowna2011@yandex ru

The article presents didactic means of forming research skills in younger students. The characteristic of the concept "research activity of younger schoolchildren"is given. The course of metasubject intellectual development "MIR" is based on the involvement of younger students in research activities. The result of this course is an increase in the level of formation of research skills of younger students. The results are relevant because they meet the requirements of the FGOS NOO. The practical significance lies in the possibility of using this course to increase the level of formation of metasubject skills, research skills.

Keywords: research activity, Junior schoolboy, course of metasubject intellectual development "MIR".

References

1. Leontovich V.A., Educational and research activity as a model of pedagogical technology, Folk education, 10, 152 (1999).

2. Savenkov I.A., Teach children to put forward hypotheses and ask questions, Gifted child, 2, 76 (2003).

3. Poddjakov A.N., Exploratory behavior: a strategy of knowledge, assistance, fighting, conflict, 240 p. (Moscow, 2006).

4. The Federal state educational standard of primary General education, 31 p. (Education, Moscow, 2010).

5. Gormakova V.V., Methodical support of the course of interdisciplinary intellectual development "the WORLD": a Handbook for elementary school teachers, 91 p. (Novokuznetsk, 2017).

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.