Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1614
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / MODEL / COGNITIVE INTERESTS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN / DIAGNOSTICS OF COGNITIVE INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Татьяна Ивановна

В статье отмечается необходимость развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности. Целью данной статьи является создание модели развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности. Задачи: исследовать научную литературу по разработке моделей развития познавательных интересов младших школьников; определить педагогический инструментарий (условия, средства, методы, технологии), обеспечивающий эффективное функционирование разработанной модели. Гипотеза исследования: развитие познавательных интересов младших школьников будет эффективным при организации целенаправленной внеурочной деятельности. Автором использовались методы: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, моделирование. В статье представлена теоретическая основа данной модели, основанной на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и компетентностном подходах. Для подготовки диагностического инструментария проанализирована работа ученых в этом направлении. Выделены критерии познавательного интереса: ментальный, мотивационный, эмотивно-волевой, оперативно-прикладной. Определены три уровня сформированности познавательного интереса младших школьников: элементарный уровень (низкий), оптимальный, продуктивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE COGNITIVE INTERESTS OF YOUNGER STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Тhe article notes the need to develop the cognitive interests of younger students in extracurricular activities. The purpose of this article is to create a model for the development of cognitive interests of primary school children in extracurricular activities. Tasks: to study the scientific literature on the development of models for the development of cognitive interests of primary school children; to determine the pedagogical tools (conditions, tools, methods, technologies) that ensure the effective functioning of the developed model. The hypothesis of the study: the development of cognitive interests of younger students will be more effective if organizations focused on extracurricular activities. The author used the following methods: theoretical analysis of scientific literature, observation, questionnaires, modeling. The article presents the theoretical basis of this model based on the personality-oriented, system-activity and competence-based approaches. To prepare diagnostic tools, the work of scientists in this direction is analyzed. The criteria of cognitive interest are highlighted: mental, motivational, emotional-volitional, operational-applied. Three levels of formation of cognitive interest of primary school children are defined: elementary level (low), optimal, and productive.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Развитие познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности

Киселева Татьяна Ивановна

Директор

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №70», Саратов, Россия t.kiselyova2014@yandex.ru 0000-0003-1130-0589

Принята Опубликована

22.07.2020 30.09.2020

Аннотация

В статье отмечается необходимость развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности. Целью данной статьи является создание модели развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности. Задачи: исследовать научную литературу по разработке моделей развития познавательных интересов младших школьников; определить педагогический инструментарий (условия, средства, методы, технологии), обеспечивающий эффективное функционирование разработанной модели. Гипотеза исследования: развитие познавательных интересов младших школьников будет эффективным при организации целенаправленной внеурочной деятельности. Автором использовались методы: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, моделирование. В статье представлена теоретическая основа данной модели, основанной на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и компетентностном подходах. Для подготовки диагностического инструментария проанализирована работа ученых в этом направлении. Выделены критерии познавательного интереса: ментальный, мотивационный, эмотивно-волевой, оперативно-прикладной. Определены три уровня сформированности познавательного интереса младших школьников: элементарный уровень (низкий), оптимальный, продуктивный.

Ключевые слова

Внеурочная деятельность; модель; познавательные интересы младших школьников; диагностика познавательного интереса.

Введение

Для достижения результатов образования, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) особенно важным является привить каждому ученику интерес к познанию. Учитывая, что познавательный интерес сам по себе не возникает из потребностей, считаем важным решать задачу формирования и развития познавательного интереса с начальной школы, так как именно в этот период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности [22].

Целью данного исследования является разработка модели развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности.

Для построения авторской модели нашего исследования были изучены работы: Г.В. Алябушевой [1] по организации проектной деятельности младших школьников в рамках курса «Окружающий мир», А.П. Грецовой [6] по развитию познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна, В.И. Загвязинского [8] о связи методологии и технологии в педагогическом исследовании, Н.В. Ивановой [9] об эффективных средствах и приемах формирования познавательного интереса у младших школьников, И.В. Кулаковой [11] о формах и способах использования медиатехнологий во внеурочной деятельности, А.В. Молчановой [14] об основных подходах, условиях и моделях внеурочной деятельности обучающихся начальной школы, Н.Н. Сандаловой [20] о формировании исследовательских умений у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Поступила в редакцию 14.06.2020

Материалы и методы исследования

Основываясь на анализ литературы, теоретические знания, а также собственный опыт, нами была разработана модель развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности (рисунок 1), содержащая целевой, диагностическо-подготовительный, операционный и результативный блоки. Остановимся подробно на содержании предложенной нами модели.

Повышение уровня развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности

Подходы: личностно-орнентированный, системно-деятельностный, компетентностный.

Принципы: активности, научности, самостоятельности, гуманизации.

Деятельность педагога Критерии Показатели

1. Подготовить диагностический инструментарий. Когнитивный Наличие у обучающихся

2. Провести комплексную диагностику по определению фактического уровня сформированности познавательного интереса познавательных вопросов и эмоционального вовлечения в деятельность

обучающихся. Мотивационный Наличие мотивации на успех

З. Выявнть отношение педагогов к участию и радость от целенаправленной

в инновационной деятельности по проведению деятельности и ее завершенности

комплекса внеурочных мероприятий, направленных Эмоционально- Проявление положительных эмоций

на развитие познавательного интереса младших волевой в процессе и результате деятельности,

школьников. 4.Установить мнение родителей обучающихся о необходимости и целесообразности проведения а также в умении удерживать устойчивый интерес на протяжении длительного времени.

комплекса внеурочной деятельности, направленного Проявление настойчивости,

на развитие познавательного интереса младших инициативности

школьников. и самостоятельности

5. Определить отношения обучающихся в деятельности

к организации проведения комплекса внеурочной Процессуальный Применение компетенций

деятельности, направленной в новых ситуациях

на развитие познавательного интереса у обучающихся. 6. Подобрать формы, методы, технологии

и средства по развитию познавательных интересов

младших школьников.

Реализация деятельности кружка «МИК» (межпредметные интеллектуальные конкурсы), клуба «Вместе!» (объединение деятельности детей и родителей), научного общества школьников «Поиск» (осуществление исследовательской и проектной деятельности).

Направления

Общеинтеллектуальное, общекультурное

Проблемный квиз, беседа, игра, задача, обобщение, геймификация;

Частично-поисковый квест, модерация, наблюдение, дидактическая игра, дискуссия,

диспут

Исследовательский проектные задачи, исследовательская деятельность.

Формы организации внеурочной деятельности

Парная, групповая, индивидуальная, фронтальная

Проведение комплексной диагностики по определению уровня сформированности познавательного интереса обучающихся Переход обучающихся на более высокий уровень сформированности познавательного интереса

Рисунок 1. Модель развития познавательных интересов младших школьников

во внеурочной деятельности

Целевой блок основывается на нормативных документах: закон «Об Образовании в РФ» №273-ФЗ, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы, требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В них раскрывается необходимость формирования и развития познавательного интереса у школьников.

Целью реализации данной модели является повышение уровня развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности.

Для достижения основной цели были сформулированы задачи: определить условия развития познавательного интереса, рассмотреть возможности внеурочной деятельности, организовать внеурочную деятельность, выявить уровень познавательного интереса младших школьников на разных этапах эксперимента.

Теоретическая основа данной модели представлена личностно-ориентированным, системно-деятельностным и компетентностными подходами. Рассмотрим детально каждый из них.

Теория личностно-ориентированного подхода, предложенная В.В. Сериковым [21] на основе идеи С.Л. Рубинштейна [17], рассматривает проявление личности в способности занимать определенную позицию. По мнению ученого, «личностно-ориентированное образование - это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций воспитанников».

Личностно-ориентированное развивающее образование ставит целью развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и интересов. При этом особое внимание уделяется интеграции уникального и неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности, на основе усваиваемых научных понятий.

Личностно-ориентированный подход предполагает рассматривать каждого ребенка, как целостную личность, заботясь не только о развитии его интеллекта, но и о духовности, чувствах, особенностях его развития. Личностно-ориентированный подход предусматривает совокупность принципов педагогического сотрудничества и учета индивидуальный личностных качеств обучающихся. При этом важным условием для педагога является создание личностно-ориентированных ситуаций, которые заставят обучающегося применить имеющиеся знания, проанализировать ситуацию и сделать правильный выбор.

Во внеурочной деятельности личностно-ориентированный подход обеспечивает большие возможности для развития интересов и способностей обучающихся. Педагог не скован рамками урока и может больше времени уделить общению и наблюдению за действиями ребенка.

Мы согласны с мнением Ш.А. Амонашвили, что задача педагогической деятельности состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыться и понять себя для самого себя, для окружающих его людей, для человечества [2].

Системно-деятельностный подход раскрывает основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития обучающихся. Деятельностный подход учитывает, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что дети не получают знания в готовом виде, а в результате выполнения определенной деятельности получают, «открывают» их сами.

Компетентностный подход предусматривает формирование у обучающихся общекультурных компетенций, социализацию, самоопределение, самоактуализацию, развитие индивидуальности. Он предусматривает демонстрацию учителем компетентных поступков, создание ситуаций свободы выбора для обучающихся заданий и роли в групповой работе, моделирование самостоятельной осознанной деятельности, способствующей самореализации и ответственности за результат. При этом педагог поощряет проявления самостоятельной работы, демонстрирует заинтересованность в успехе каждого обучающегося, побуждает ставить трудные, но выполнимые цели, стимулирует выражать свою точку зрения, искать разные способы для решения задания, включаться в различные виды деятельности, создает всевозможные формы мотивации, обучает правилам постановки вопросов и высказывания предложений, слушанию, пониманию, адекватной самооценке, принятию ответственности за результат, осознанию условий и критериев оценки.

Результаты и обсуждение

Для реализации организационно-функционального блока необходимо выполнение следующих принципов: активности, научности, самостоятельности, гуманизации.

Принцип активности предполагает активный целенаправленный процесс, который характеризуется высоким уровнем мотивации и осознанием потребности в получении знаний. Такая активность появляется при организации целенаправленной деятельности с применением методов и технологий педагогического воздействия: проблемный, поисковый метод, квиз, метод дидактических игр, метод проектов, квест-технология, технология исследовательской деятельности и др.

Принцип научности предусматривает установление в учебном материале причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей среды. К процессу обучения при этом выдвигается ряд требований: соответствие современным достижениям науки; знакомство обучающихся с историей открытий и изобретений в науке, с достижениями в различных областях науки.

Для выполнения этого принципа обучающиеся включаются в самостоятельные исследования с использованием выдвижения гипотез, наблюдений, экспериментов, анализом научной литературы. Целесообразно знакомить учеников с разными точками зрения ученых на научные проблемы, привлекать их к высказыванию своего мнения относительно рассматриваемого вопроса.

Принцип самостоятельности подразумевает такую организацию внеурочной деятельности, при которой обучающиеся участвуют в целеполагании, формулируют цели и задачи своей деятельности, планирует выполнение, осознают важность результата. Это позволяет учащимся чувствовать свою значимость, полноправность и ответственность, стимулирует их самостоятельно принимать решения и творчески подходить к решению задачи.

Принцип гуманизации основан на идеях сотрудничества, взаимопонимания, принятии самоценности каждой личности, не зависимо от его успеваемости или социального статуса.

Использование принципа гуманизации развивает доброжелательность, искренность и взаимоуважение между участниками образовательного процесса, позволяет очеловечивать, одухотворять, сближать учеников между собой и с педагогами.

Основными функциями данной модели являются: когнитивная, информационная, эмоционально-оценочная, конструктивная, организационная.

Для реализации разработанной модели развития познавательного интереса младших школьников необходимо выполнение ряда условий: организация субъект-субъектного общения; использование метода проблемных ситуаций; использование дидактических материалов; создание ситуации успеха; применение индивидуального подхода к каждому ребенку; использование метода игры; использование различных приемов гуманизации.

Диагностическо-подготовительный блок

Данный этап включал: подготовку диагностического инструментария, проведение комплексной диагностики по определению фактического уровня сформированности познавательного интереса обучающихся; выявление отношения педагогов к участию в инновационной деятельности по проведению комплекса внеурочных мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников; определение мнения родителей обучающихся о необходимости и целесообразности проведения внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса младших школьников; определение отношения обучающихся к организации проведения внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса; подбор форм, методов, технологий и средств по развитию познавательных интересов младших школьников.

Для подготовки диагностического инструментария познавательных интересов необходимо определить систему критериев. С этой целью были проанализированы работы: комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению Э.А. Барановой [3]; изучение интересов младших школьников (А.И. Савенков [19]); определение интенсивности познавательной потребности ребенка (В.С. Юркевич [23]); диагностика познавательной активности младших школьников (А.М. Прихожан [16]); оценка уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова [12]); определение познавательной активности младшего школьника (А.А. Горчинская [5]); изучение степени сформировананности познавательного интереса (М.В. Матюхина [13]); определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса, а также выраженности познавательного интереса (Г.Ю. Ксензова [10]); исследование типа познавательного интереса у школьников (А.К. Дусавицкий [7]).

Анализ представленных диагностик показал, что они могут использоваться для разного возраста младших школьников. В нашем исследовании были использованы следующие методики:

1 класс - Диагностика познавательного интереса в структуре общей способности к учению (Э.А. Баранова);

3-4 класс - Определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса, а также выраженности познавательного интереса (Г.Ю. Ксензова);

1-4 класс - «Познавательная активность младшего школьника» (А.А. Горчинская); «Палитра интересов» А.И. Савенков; авторская анкета по определению уровня развития познавательного интереса младших школьников.

Устанавливая уровень развития познавательных интересов у младших школьников, нами рассматривались его основные признаки: направленность и широта, содержание познавательных интересов (интерес к сущности, процессу или поверхностный интерес), осознанность, устойчивость и эффективность познавательного интереса.

Учитывая выше перечисленные признаки, выделены следующие критерии познавательного интереса:

- ментальный (проявляется в наличии у обучающегося познавательных вопросов и эмоционального вовлечения в деятельность);

- мотивационный (представляет собой мотивацию на успех и радость от целенаправленной деятельности и ее завершенности);

- эмотивно-волевой (выражается в проявлении положительных эмоций в процессе и результате деятельности, а также в умении удерживать устойчивый интерес на протяжении длительного времени);

- оперативно-прикладной (определяется в проявлении настойчивости, инициативности и самостоятельности в деятельности).

Для нашего исследования большой интерес имеет комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению Э.А. Барановой [4], представленная следующими показателями:

1. «Мотивация на содержание познавательной задачи: эмоциональное отношение к принятию задачи; эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности; степень эмоциональной насыщаемости в связи с поисковой деятельностью.

2. Мотивация на способы поисковых действий: готовность к умственному напряжению; стремление к поиску путей и средств решения задачи; характерные особенности используемых способов действий; стремление к самостоятельности.

3. Мотивация на позитивный результат, самоконтроль и самооценку: степень сосредоточенности в процессе деятельности; поведение при затруднениях; стремление к выполнению задания в соответствии с его содержанием и готовность к самоконтролю; стремление к получению результата; оценочное отношение к полученному результат».

Рассмотрев уровни развития познавательных интересов младших школьников, описанные в научной литературе, мы отметили, что все ученые определяют разное количество уровней: Э.А. Баранова - пять уровней, Г.Ю. Ксензова - шесть уровней, Н.Г. Морозова, Е.В. Нахова, Г.И. Щукина -три уровня. Мы пришли к выводу, что целесообразней говорить о трех уровнях развития познавательного интереса младших школьников, т.к. такое количество уровней предлагает большинство исследователей, и данная классификация является наиболее простой и удобной в применении. Мы обозначили уровни следующим образом: элементарный уровень (низкий); оптимальный; продуктивный.

Элементарный уровень — обучающиеся не проявляют инициативы и самостоятельности во время выполнения заданий, теряют интерес к ним при появлении первых трудностей, проявляют отрицательные эмоции при затруднениях, нуждаются в постоянной помощи взрослого и объяснениях на каждом этапе.

Оптимальный уровень характеризуется большей степенью самостоятельности и активности при выполнении заданий. Сталкиваясь с затруднениями, обучающиеся задают вопросы учителю. Получив разъяснения, они выполняют задание до конца, сохраняя интерес к данной работе. При этом нуждаются в направляющей помощи взрослого.

Продуктивный уровень проявляется в самостоятельности, активности, инициативности и целеустремленности. Несмотря на встречающиеся затруднения, обучающиеся доводят начатое дело до конца, не теряя интереса к заданию. Испытывают радость и гордость от выполненной работы.

При моделировании нами учитывалось, что развитие познавательных интересов младших школьников возможно во внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.

Для реализации предложенной модели нами были выбраны определенные методы обучения, способствующие развитию познавательных интересов младших школьников: метод проблемного изложения (проблемный)- педагог создает проблемную ситуацию и показывает алгоритм ее решения. К этому методу относится: беседа - педагог (обучающиеся) задают вопросы и получают ответы на них; квиз; игра - (групповая) имеет большие возможности для повышения познавательных интересов во внеурочной деятельности младших школьников, позволяя реализовать имманентную потребность детей в игре. Группа (команда) при этом имеет общую цель, стремится к победе; задача (квест); обобщение; геймификация («применение игровых элементов и техник для решения неигровых задач» [15]) предполагает выполнение образовательных и игровых задач в ходе движения по курсу компьютерной игры.

Частично-поисковый (эвристический метод): подразумевает участие детей совместно с педагогом в коллективном поиске, нацеленном на решение определенной задачи (наблюдение, деловая игра, дискуссия, диспут);

Исследовательский метод: использование опытов, экспериментов, самостоятельной творческой работы, проектная технология (проектные задачи), исследовательская технология. При этом происходит овладение навыками исследовательской работы, дети получают опыт применения знаний в новых нестандартных ситуациях.

Операционный блок представлен организацией комплекса внеурочной деятельности, направленного на развитие познавательного интереса: занятий кружка «МИК» и научного общества школьников «Поиск», заседаний клуба «Вместе!».

Результативный блок подразумевает проведение комплексной диагностики по определению уровня сформированности познавательного интереса обучающихся в контрольной и экспериментальной группах.

Нами выделен ряд условий эффективности реализации модели внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса младших школьников:

- Организация субъект-субъектного общения;

- Использование метода проблемных ситуаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Использование дидактических материалов;

- Создание ситуации успеха;

- Применение индивидуального подхода к каждому ребенку;

- Использование метода игры;

- Использование различных приемов гуманизации.

Заключение

В завершении отметим, что внеурочные занятия, направленные на развитие познавательных интересов младших школьников, целесообразно и необходимо осуществлять регулярно и комплексно. При реализации представленной модели выполнение определенных нами условий будет способствовать переходу обучающихся на более высокий уровень развития познавательных интересов.

Список литературы

1. Алябушева Г.В. Педагогические условия формирования познавательных интересов школьника. // Сборник научных статей «Проблемы педагогического образования» / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. Вып. 36. М.:МПГУ, 2010. С. 126-129.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 136 с.

3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. 121 с.

4. Баранова Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников // Вестник Мининского университета. 2014. №3(7). С. 1-12.

5. Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности. Челябинск, 1999. 187 с.

6. Грецова А.П., Недогреева Н.Г. Проблема развития познавательных способностей старшеклассников в современной педагогике. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. 120 с.

7. Дусавицкий А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения // Вопросы психологии. 1975. №3. С. 92-103.

8. Загвязинский В.И. О связи методологии и технологии в педагогическом исследовании // Образование и наука. 2015. №5(124). С. 4-14.

9. Иванова Н.В. Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников // Психологическая наука и образование.2017. №6(30) С. 70-73.

10.Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. М.: Педагогическое общество России, 2008. 128 с.

11. Кулакова И. В. Использование медиатехнологий во внеурочной деятельности: формы и способы // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации». Челябиинск, 2016. С. 184-187.

12.Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Психологическая газета. 2001. №9. С. 8-9.

13.Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика. 1984. 144 с.

14.Молчанова А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели // Академия социального управления. 2015. №8. С. 46-52.

15.Орлова О.В. Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник ТГПУ. 2015. №9(162). С. 60-64.

16.Прихожан Н.В. Познавательная активность // Школьный психолог. 2003. №43. С. 4-5.

17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. 416 с.

18.Савенков А.И. Как рассадить детей в классе: психологическое пространство личности ребенка. М.: Чистые пруды, 2006. 32 с.

19.Савенков А.И. О диагностике детской одаренности. В сотрудничестве с родителями. Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров», 2008. С. 11-31.

20.Сандалова Н.Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников // Начальная школа. 2015. №6. С. 47-51.

21.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

22.Трубинова К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе // Материалы II Международной научной конференции «Педагогика сегодня: проблемы и решения». Казань: Молодой ученый, 2017. С. 9-14.

23.Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. №2. С. 28-38.

Developing the cognitive interests of younger students in extracurricular activities

Kiselyova Tatyana Ivanovna

Principal

Municipal general education institution «Secondary school №70»,

Saratov, Russia t.kiselyova2014@yandex.ru 0000-0003-1130-0589

Received 14.06.2020

Accepted 22.07.2020

Published 30.09.2020

Abstract

The article notes the need to develop the cognitive interests of younger students in extracurricular activities. The purpose of this article is to create a model for the development of cognitive interests of primary school children in extracurricular activities. Tasks: to study the scientific literature on the development of models for the development of cognitive interests of primary school children; to determine the pedagogical tools (conditions, tools, methods, technologies) that ensure the effective functioning of the developed model. The hypothesis of the study: the development of cognitive interests of younger students will be more effective if organizations focused on extracurricular activities. The author used the following methods: theoretical analysis of scientific literature, observation, questionnaires, modeling. The article presents the theoretical basis of this model based on the personality-oriented, system-activity and competence-based approaches. To prepare diagnostic tools, the work of scientists in this direction is analyzed. The criteria of cognitive interest are highlighted: mental, motivational, emotional-volitional, operational-applied. Three levels of formation of cognitive interest of primary school children are defined: elementary level (low), optimal, and productive.

Extracurricular activities; model; cognitive interests of primary school children; diagnostics of cognitive

interest.

1. Alyabusheva G.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya poznavatel'ny'x interesov shkol nika. // Sbornik nauchny'x statej «Problemy' pedagogicheskogo obrazovaniya» / pod red. V.A. Slastenina, E.A. Levanovoj. Vy'p. 36. M.:MPGU, 2010. S. 126-129.

2. Amonashvili Sh.A. Zdravstvujte, deti: posobie dlya uchitelya. M.: Prosveshhenie, 1988. 136 s.

3. Baranova E'.A. Diagnostika poznavatel'nogo interesa u mladshix shkol'nikov i doshkol'nikov. SPb.: Rech', 2005. 121 s.

4. Baranova E'.A. Issledovanie poznavatel'nogo interesa v strukture obshhej sposobnosti u doshkol'nikov i mladshix shkol'nikov // Vestnik Mininskogo universiteta. 2014. №3(7). S. 1-12.

5. Gorchinskaya A.A. Razvitie poznavatel'nogo interesa mladshix shkol'nikov v uchebnoj deyatel'nosti. Chelyabinsk, 1999. 187 s.

6. Grecova A.P., Nedogreeva N.G. Problema razvitiya poznavatel'ny'x sposobnostej starsheklassnikov v sovremennoj pedagogike. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2016. 120 s.

7. Dusavickij A.K. Issledovanie razvitiya poznavatel'ny'x interesov mladshix shkol'nikov v razlichny'x usloviyax obucheniya // Voprosy' psixologii. 1975. №3. S. 92-103.

8. Zagvyazinskij V.I. O svyazi metodologii i texnologii v pedagogicheskom issledovanii // Obrazovanie i nauka. 2015. №5(124). S. 4-14.

Keywords

Reference

9. Ivanova N.V. E'ffektivny'e sredstva i priemy' formirovaniya poznavatel'nogo interesa u mladshix shkol'nikov // Psixologicheskaya nauka i obrazovanie.2017. №6(30) S. 70-73.

10.Ksenzova G.Yu. Innovacionny'e texnologii obucheniya i vospitaniya shkol'nikov. M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2008. 128 s.

11.Kulakova I. V. Ispol'zovanie mediatexnologij vo vneurochnoj deyatel'nosti: formy' i sposoby' // Materialy' III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Vneurochnaya deyatel'nost' obuchayushhixsya v usloviyax realizacii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii». Chelyabiinsk, 2016. S. 184-187.

12.Luskanova N.G. Ocenka shkol'noj motivacii uchashhixsya nachal'ny'x klassov // Psixologicheskaya gazeta. 2001. №9. S. 8-9.

13.Matyuxina M. V. Motivaciya ucheniya mladshix shkol'nikov. M.: Pedagogika. 1984. 144 s.

14.Molchanova A.V. Vneurochnaya deyatel'nost' obuchayushhixsya nachal'noj shkoly': osnovny'e podxody', usloviya i modeli // Akademiya social'nogo upravleniya. 2015. №8. S. 46-52.

15.Orlova O.V. Titova V.N. Gejmifikaciya kak sposob organizacii obucheniya // Vestnik TGPU. 2015. №9(162). S. 60-64.

16.Prixozhan N.V. Poznavatel'naya aktivnost' // Shkol'ny'j psixolog. 2003. №43. S. 4-5.

17.Rubinshtejn S.L. Problemy' obshhej psixologii. 2-e izd. M.: Pedagogika, 1976. 416 s. 18.Savenkov A.I. Kak rassadit' detej v klasse: psixologicheskoe prostranstvo lichnosti rebenka.

.: Chisty'e prudy', 2006. 32 s.

19.Savenkov A.I. O diagnostike detskoj odarennosti. V sotrudnichestve s roditelyami. Samara: Izdatel'stvo «Uchebnaya literatura»; Izdatel'skij dom «Fedorov», 2008. S. 11-31.

20.Sandalova N.N. Formirovanie issledovatel'skix umenij u mladshix shkol'nikov // Nachal'naya shkola. 2015. №6. S. 47-51.

21.Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya ped. sistem. M.: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 1999. 272 s.

22.Trubinova K.M. Poznavatel'ny'j interes i ego razvitie v processe obucheniya v nachal'noj shkole // Materialy' II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Pedagogika segodnya: problemy' i resheniya». Kazan': Molodoj ucheny'j, 2017. S. 9-14.

23.Yurkevich V.S. Intellektual'naya odarennost' i social'noe razvitie: protivorechivaya svyaz' // Sovremennaya zarubezhnaya psixologiya. 2018. T. 7. №2. S. 28-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.