\
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Гормакова Вера Владимировна,
аспирант кафедры педагогических технологий начального образования и психологии развития ребёнка Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк, e-mail: [email protected]
В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. ДАЁТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ». ПРЕДСТАВЛЕН КУРС МЕТАПРЕДМЕТНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «МИР», ПОСТРОЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РЕЗУЛЬТАТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОГО КУРСА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИРАЩЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРО-ВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. РЕЗУЛЬТАТЫ АКТУАЛЬНЫ, ПОСКОЛЬКУ ОТВЕЧАЮТ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОГО КУРСА ДЛЯ ПРИРАЩЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕД-МЕТНЫХ УМЕНИЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
• исследовательская деятельность • младший школьник • курс метапредметного интеллектуального развития «<МИР»
На современном этапе развития системы российского образования выделяются содержательные, организационные и структурные изменения, проводимые с целью соответствия современному социальному заказу общества на конкурентоспособного, универсального выпускника, умеющего самостоятельно меняться в соответствии с предъявляемыми требованиями. В связи с этим происходит кардинальный пересмотр построения школьного воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на отношение ученика к знаниям и способам их получения. Активно разрабатываются и внедряются в процесс обучения технологии развивающего, проблемного, интерактивного, исследовательского обучения, многие из которых основываются на уже существующем историческом опыте.
В основу представлений об исследовательской деятельности положены идеи выдающихся отечественных учёных: теоретические аспекты организации исследователь-
ской деятельности раскрыты в работах Л.А. Казанцевой, Т.А. Камышниковой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича и др.; познавательная, исследовательская деятельность детей рассмотрена в работах П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Под-дьякова, А.И. Савенкова, Н.Ф. Талызиной и др.; вопросы развития исследовательских умений представлены в исследованиях А.Г. Иодко, О.И. Миторош, В.П. Ушачева и других.
В настоящее время в педагогике и психологии чрезвычайно высок интерес к поисковой активности и исследовательской деятельности младших школьников. Следует выделить несколько оснований для включения исследовательской деятельности в организацию процесса обучения в начальной школе: во-первых, возросший интерес современной системы обучения к организации исследовательской деятельности учащихся связан с переориентацией процесса обучения со «знаниевой политики» как основного
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5'2018
способа получения знаний к «метапредмет-ности обучения», включающей самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся; во-вторых, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) исследовательская деятельность определена как одно из приоритетных направлений организации системы обучения, внеурочной деятельности младших школьников, способ формирования метапредметных умений учащихся [5]; в-третьих, в системе образования уделяется большое внимание процессу организации обучения, построенному на основе систем-но-деятельностного подхода, предполагающего формирование у младших школьников умений применять знания на практике, быть субъектом образовательного процесса, владеть целеполаганием и планированием собственной деятельности. Поэтому вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность будет способствовать формированию умения учиться, строить собственную траекторию обучения и самообучения.
Понятие «исследовательская деятельность» в философии, педагогике, психологии имеет многоаспектное значение и часто трактуется в синонимичном значении как «учебное исследование», «учебно-исследовательская деятельность», «научная деятельность». Анализ сущности понятий «исследовательская деятельность», «учебно-исследовательская деятельность», «научная деятельность» позволили выделить два основания рассмотрения: по первому основанию авторы (А.О. Карпов, М.М. Фир-сова, А.В. Хуторской) трактуют понятие «исследовательская деятельность» тождественно понятию «научная деятельность»; по второму основанию учёные рассматривают «исследовательскую деятельность» и «учебно-исследовательскую деятельность» как тождественные понятия (А.А. Лебедев, А. В. Леонтович, Е.В. Набиева, Н.А. Семёнова, М.М. Фирсова).
Соглашаясь с авторами по второму основанию, применительно к младшему школьному возрасту понятие «исследовательская деятельность» авторы статьи трактуют как специально организованную педагогом учебно-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на формирование универсального способа освоения действи-
тельности, приобретение младшими школьниками исследовательских умений и навыков, формирование миропонимания как единого целого, состоящего из частей, характеризующихся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью.
Кроме того, следует отметить что, исследовательская деятельность является одним из видов познавательной деятельности человека. Однако учебно-исследовательская деятельность отличается от познавательной деятельности тем, что предполагает создание специальных условий и применение средств познания, отличающихся целепо-лаганием и требованиями к организации данного процесса. Применение исследовательской деятельности как технологии получения новых знаний способно обеспечить надёжность, обоснованность, объективность, прочность и точность полученных знаний об объекте либо предмете окружающего мира за счёт организации самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности обучающихся, формирования собственных представлений об объекте либо предмете окружающего мира, опыта действия.
А.В. Леонтович, говоря об «исследовательской деятельности» как образовательной технологии обучения, подчёркивает, что она предполагает выполнение обучаемыми под руководством специалиста учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, содержание которых направлено на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира [2].
Особенность организации исследовательской деятельности обучающихся находится в центре внимания многих учёных (В.В. Кра-евский, Н.Г. Лобова, Н.С. Сердюкова, А.В. Хуторской и др.). Однако, несмотря на различия в трактовке понятия «исследовательская деятельность», учёные сходятся в том, что получение новых знаний не является основной особенностью применения исследовательской деятельности в процессе обучения. Главной же целью включения исследовательской деятельности в образовательный процесс является приобретение учащимися исследовательского навыка как универсального способа освоения действительности, формирование и развитие
ГОРМАКОВА В.В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
нонет тодш, прошы
исследовательского типа мышления, активизации личностной познавательной активности школьника в процессе обучения. В результате включения исследовательской деятельности в образовательный процесс начальной школы у младшего школьника формируется субъект-субъектная позиция приобретения знаний.
Многие учёные выделяют необходимость создания определённых условий и применения специальных дидактических средств успешного включения исследовательской деятельности в процессе обучения.
Основанием для создания данных условий является выбор методологической базы, включающей следующие принципы: диало-гизация учебного процесса, субъектность, ориентация на познавательные интересы ребёнка, доступность и посильность, сотрудничество и поддержка в обучении младших школьников. Выбор названных принципов основан на субъектной позиции младшего школьника в процессе обучения, формировании коммуникативных умений через диалогизацию процесса обучения, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, формирование познавательных интересов на основе и с учётом интересов и потребностей ребёнка.
Средством включения обучающихся в исследовательскую деятельность может являться факультативный курс метапредметного интеллектуального развития «МИР», содержание которого построено на принципах:
• субъективизации, т.е. каждый ученик становится равноправным участником познавательной исследовательской деятельности, активно принимает участие в поиске и открытии новых знаний;
• доступности и посильной трудности, с учётом которых отобран материал содержания занятий курса — не слишком сложный и не слишком лёгкий для младшего школьника;
• дифференциации и индивидуализации, на основе которых организован образовательный процесс (содержание, формы, методы) с учётом личностных особенностей и запросов учащихся, их состояния здоровья, что интенсифицирует процесс формирования представлений младшего школьника о мире как едином целом;
• интеграции, когда объединены усилия субъектов образовательного процесса в определённые комплексы, в которых каждый выполняет свои функциональные обязанности с учётом стоящих перед ним задач, направленных на повышение качества формирования и развития личности школьника;
• ориентации на познавательные интересы ребёнка, когда процесс организации «открытия новых знаний» ставит ребёнка в позицию исследователя, что обеспечивает формирование потребности в познании мира.
• наглядности, занятия курса «МИР» сопровождаются наглядностью;
• связи обучения с жизнью, согласно этому принципу получаемые младшим школьником в ходе исследования знания применяются в практической деятельности на последующих занятиях;
• рефлексивности, в конце каждого занятия младшим школьникам предлагается рефлексивное задание, направленное на анализ учащимися собственной деятельности.
Программа курса «МИР» включает: подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе осуществляется включение учащихся в программу курса с помощью игрового сюжета «Путешествие по Миру».
На основном этапе, с учётом требований к результатам обучения ФГОС НОО, содержание курса построено на основе программы «МИР» и рабочей тетради, по которой школьники следуют игровому сюжету курса, знакомятся с понятием «развитие», выявляют разные основания для классификации данного понятия, учатся ставить цель новой познавательной деятельности, совершать собственные открытия и делать умозаключения. Именно на данном этапе осуществляется основное включение младших школьников в исследовательскую деятельность.
На заключительном этапе происходит нанесение итоговой отметки на карту «МИРа» и окончание игрового сюжета. Здесь младшим школьникам предоставляется возможность оценить результаты своей деятельности, выявить достижения и высказать возникшие затруднения.
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5'2018
Методическое обеспечение курса «МИР» включает программу курса метапредметно-го интеллектуального развития «МИР», рабочую тетрадь для учащихся 1-2 классов в двух частях, содержащую разноуровневые задания и задания поискового, творческого характера; словарь путешественника; книгу для чтения и методическое сопровождение курса «МИР», адресованное учителям начальной школы, преподавателям дополнительного образования.
Ещё одним условием успешной активизации познавательных потребностей младших школьников является включение в образовательный процесс следующих педагогических технологий: технологии обучения в сотрудничестве, теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ), игровых технологий, адаптированных с учётом основной цели курса. Применение названных технологий способствует формированию исследовательского типа мышления для решения нестандартных задач в различных областях деятельности, творческой деятельности обучающихся, формированию у обучающихся умений анализировать, рассуждать, обосновывать, обобщать, делать выводы; оригинально и гибко мыслить. Включение названных технологий в структуру занятий позволяет сочетать познавательную деятельность младших школьников с методами активизации и развития мышления, что обеспечивает возможность юным исследователям решать творческие и социальные задачи самостоятельно.
В заключение следует отметить: опытно-экспериментальная работа, осуществляемая нами в естественных условиях образовательного процесса, с одной стороны, подтвердила результативность названных условий и средств успешного включения младших школьников в исследовательскую деятельность, с другой — выявила ряд трудностей организации исследовательской деятельности, среди которых нужно отметить длительные временные затраты на подготовку исследовательского материала, подготовку учителей и существующие стереотипы обучения «по традиции». □
Литература
1. Гормакова В.В. Методическое сопровождение курса метапредметного интеллектуального развития «МИР»: пособие для учителя начальных классов. — Новокузнецк: НФИКемГУ, 2017. — 91с.
2. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии // Народное образование. — 1999. — № 10. — С. 152-158.
3. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 240 с.
4. Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одарённый ребёнок. — 2003. — № 2. — С. 76-86.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-022995-1.
References
1. Gormakova V.V., 2017. Methodical support of the course of interdisciplinary intellectual development «the WORLD»: a Handbook for elementary school teachers. Novokuznetsk, 91 p. (In Russ.).
2. Leontovich V.A., 1999. Educational and research activity as a model of pedagogical technology. Folk education, 10, pp. 152— 158. (In Russ., abstract in Eng.).
3. PoddjakovA.N., 2006. Exploratory behavior: a strategy of knowledge, assistance, fighting, conflict. Moscow, 240 p. (In Russ.).
4. Savenkov I.A., 2003. Teach children to put forward hypotheses and ask questions. Gifted child, 2, pp. 76-86. (In Russ., abstract in Eng.).
5. The Federal state educational standard of primary General education, 2010. Moscow: Education, 31 p. (In Russ.).
ГОРМАКОВА В.В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.