Научная статья на тему 'Формирование информационной деятельности младших подростков для достижения метапредметных результатов образования'

Формирование информационной деятельности младших подростков для достижения метапредметных результатов образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION ACTIVITY / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / YOUNGER ADOLESCENCE / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / METASUBJECT RESULTS / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / META-SUBJECT SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевезенцева О.Н.

В настоящее время в парадигме общего образования уделяется внимание метапредметному подходу, нацеленному на формирование у учащихся метапредметных умений. Для того, чтобы учащиеся самостоятельно и успешно усваивали новые знания, умения, активизировали свой познавательный интерес, необходимо особое внимание к достижению метапредметных результатов образования. Для реализации метапредметного подхода в младшем подростковом возрасте весьма эффективным представляется развитие информационной деятельности, так как она способствует формированию навыков работы с любой информацией. Также в статье описаны интерактивные технологии, при помощи которых формируются метапредметные умения у школьников в процессе информационной деятельности младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перевезенцева О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE INFORMATION ACTIVITY OF YOUNGER ADOLESCENTS FOR ACHIEVING THE META-SUBJECT EDUCATIONAL OUTCOMES

Currently, the paradigm of general education focuses on the meta-subject approach aimed at the formation of students' meta-subject skills. In order for students to independently and successfully assimilate new knowledge, skills, activate their cognitive interest, special attention is necessary to achieve meta-subject education results. To introduce the meta-subject approach into the education of younger adolescents is necessary, because it is very effective for the development of infor mation activities, as it contributes to forming of skills to work with any information. The article also describes interactive technologies, which help to form meta-subject skills of schoolchildren in the process of information activity of younger teenagers.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной деятельности младших подростков для достижения метапредметных результатов образования»

ми процессами, индустриальным освоением и интенсификацией потоков информации благодаря интернету. Население арктических и северных улусов Якутии разнообразно по национальному составу и языковой идентичности.

Механизм реализации исследования предусматривает следующие этапы:

1 этап: организационно-методический, на котором определены направления и механизмы координации участников проекта; формы интеграции участников проекта; сформированы необходимые нормативно-правовая и учебно-методическая базы для разработки и реализации направлений проекта; решены кадровые вопросы (подбор, повышение квалификации, переподготовка); определены механизмы координации и взаимодействия участников проекта; формы управления и контроля реализации проекта.

2 этап: практический, где предусмотрены апробация, мониторинг, поэтапный анализ и коррекция модели сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера; апробация, поэтапный анализ механизмов взаимодействия участников проекта, форм управления и контроля реализации проекта; разработка рекомендаций реализации модели сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера; создание виртуального этно-педагогического кластера.

3 этап: контрольно-аналитический, включающий итоговую аналитическую работу; итоговый мониторинг результатов проекта и постановку задач на ближайшую перспективу; распространение результатов исследования.

Повышение качества образования предполагается достичь за счет:

Библиографический список

- повышения эффективности общего образования и удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;

- развития межрегионального арктического сотрудничества для взаимной кооперации в сфере образования;

- теоретического обоснования и практической апробации модели сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера с последующим распространением опыта и результатов проделанной работы на территории других субъектов РФ;

- создания образовательного ресурсного на базе СВФУ для расширения спектра учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, направленных на выполнение цели, задач проекта и удовлетворяющих образовательные потребности всех категорий целевой группы;

- роста доступности использования дистанционных технологий;

- повышения уровня квалификации педагогических и научно-педагогических работников.

На основе модели сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) образовательные учреждения других регионов РФ имеют возможность создать собственные модели и самостоятельно продолжить работу в данном направлении. После реализации проекта междисциплинарный образовательный ресурс СВФУ готов стать площадкой для координации работ образовательных учреждений и продолжит свою работу с целью обмена опыта и методической помощи. Заинтересованные лица смогут применить полученные умения и навыки при реализации собственных проектов инновационных воспитательных практик.

1. Васильева А.А. Синтаксические трансформации при переводе с русского языка на якутский (на примере атрибутивных конструкций). Диссертация ... доктора филологических наук. Якутск.

2. Васильева А.А. Основные приемы якутско-русского перевода (на материалах перевода олонхо). Вестник Северо-Восточного федерального университета. 2011; Научный журнал. Том 8; № 2 (апрель-июнь): 105 - 112.

3. Васильева А.А. Стратегии создания эпического мира олонхо средствами русского языка. Вестник Северо-Восточного федерального университета. Серия Эпосоведение. 2017; 2: 46 - 57.

4. Кожурова А.А., Павлова Е.П. Выбор профессии учителя начальных классов современной молодежью и их адаптация в вузах Республики Саха (Якутия). Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2016; 2 (71): 245 - 249.

5. Neustoev N.D., Kozhurova A.A., Pavlova E.P., Neustroeva A.N., Shadrina S.N., Borisova L.P. Qualitative characteristics of life values of student-age youth (as exemplified by the Republic of Sakha (Yakutia). Indian Journal of science and technology. 2016; Volume 9 (11): pp. 1-8. Available at: 10.17485/ijst/2016/v9i11/89422

6. Павлова Е.П. Педагогические условия развития инновационной деятельности учителя начальных классов в процессе модернизации образования (на примере Республики Саха (Якутия)). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Якутск.

7. Парникова Г.М. Анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в Республике Саха (Якутия). Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; 8: 83 - 87.

References

1. Vasil'eva A.A. Sintaksicheskie transformacii pri perevode s russkogo yazyka na yakutskij (na primere atributivnyh konstrukcij). Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Yakutsk.

2. Vasil'eva A.A. Osnovnye priemy yakutsko-russkogo perevoda (na materialah perevoda olonho). Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta. 2011; Nauchnyj zhurnal. Tom 8; № 2 (aprel'-iyun'): 105 - 112.

3. Vasil'eva A.A. Strategii sozdaniya 'epicheskogo mira olonho sredstvami russkogo yazyka. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta. Seriya 'Eposovedenie. 2017; 2: 46 - 57.

4. Kozhurova A.A., Pavlova E.P. Vybor professii uchitelya nachal'nyh klassov sovremennoj molodezh'yu i ih adaptaciya v vuzah Respubliki Saha (Yakutiya). Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye i social'nye nauki. 2016; 2 (71): 245 - 249.

5. Neustoev N.D., Kozhurova A.A., Pavlova E.P., Neustroeva A.N., Shadrina S.N., Borisova L.P. Qualitative characteristics of life values of student-age youth (as exemplified by the Republic of Sakha (Yakutia). Indian Journal of science and technology. 2016; Volume 9 (11): pp. 1-8. Available at: 10.17485/ijst/2016/v9i11/89422

6. Pavlova E.P. Pedagogicheskie usloviya razvitiya innovacionnoj deyatel'nosti uchitelya nachal'nyh klassov v processe modernizacii obrazovaniya (na primere Respubliki Saha (Yakutiya)). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk.

7. Parnikova G.M. Analiz metodicheskoj dejstvitel'nosti, slozhivshejsya v sisteme vysshego obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 8: 83 - 87.

Статья поступила в редакцию 25.06.18

УДК 37.013

Perevezentseva O.N., Master of Pedagogy, teacher, Department of Interactive Technologies in Education, Moscow Center of the Development of Human Resources in Education (MTSKO) (Moscow, Russia), E-mail: med_love@list.ru

THE FORMATION OF THE INFORMATION ACTIVITY OF YOUNGER ADOLESCENTS FOR ACHIEVING THE META-SUB-JECT EDUCATIONAL OUTCOMES. Currently, the paradigm of general education focuses on the meta-subject approach aimed at the formation of students' meta-subject skills. In order for students to independently and successfully assimilate new knowledge, skills, activate their cognitive interest, special attention is necessary to achieve meta-subject education results. To introduce the me-ta-subject approach into the education of younger adolescents is necessary, because it is very effective for the development of infor-

mation activities, as it contributes to forming of skills to work with any information. The article also describes interactive technologies, which help to form meta-subject skills of schoolchildren in the process of information activity of younger teenagers.

Key words: information, information activity, younger adolescence, meta-subject results, meta-subject skills.

О.Н. Перевезенцева, магистр педагогики, преп. каф. интерактивных технологий в образовании Московского Центра

развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО), г. Москва, Е-mail: med_love@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в парадигме общего образования уделяется внимание метапредметному подходу, нацеленному на формирование у учащихся метапредметных умений. Для того, чтобы учащиеся самостоятельно и успешно усваивали новые знания, умения, активизировали свой познавательный интерес, необходимо особое внимание к достижению метапредметных результатов образования. Для реализации метапредметного подхода в младшем подростковом возрасте весьма эффективным представляется развитие информационной деятельности, так как она способствует формированию навыков работы с любой информацией. Также в статье описаны интерактивные технологии, при помощи которых формируются метапредмет-ные умения у школьников в процессе информационной деятельности младших подростков.

Ключевые слова: информация, информационная деятельность, младший подростковый возраст, метапредметные результаты, метапредметные умения.

Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет следующее: «образование является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения, являющимся общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, с. 1]. Одним из важнейших интересов как самого человека, так и государства в целом является воспитание всесторонне развитой личности, которая займет достойное место в обществе.

Характерной особенностью современного инновационного образования является предоставление приоритета формированию у обучающихся субъектной позиции, способности самостоятельно учиться, критически мыслить, находить, анализировать и обрабатывать разнообразную информацию, применять новые знания на практике, стремиться к самообразованию и саморазвитию. Использование традиционных технологий обучения не в полной мере обеспечивает реализацию метапредметного подхода. Перенос акцентов на развивающую функцию образования, на формирование навыков исследовательской деятельности, гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологическую устойчивость требует более активного использования инновационных технологий в современном образовании.

Чтобы своевременно ориентироваться в постоянно трансформирующихся реалиях сегодняшнего дня, современный человек должен обладать такими качествами, как: широкий объём знаний, мобильность поведения, способность и готовность к деятельности, инновационность. Кроме того, он должен быть способным не только хорошо ориентироваться в своей деятельности, но и своевременно овладевать всеми новшествами в меняющемся мире, а в случае необходимости - и переориентироваться на другую деятельность. Для этого он должен уметь применять универсальные виды деятельности.

Сформированные в ходе обучения универсальные виды деятельности личности называют метапредметными результатами образования. Любая деятельность человека осуществляется при помощи познавательных, коммуникативных и регулятивных способов. Такие универсальные способы могут быть использованы не только при изучении любой дисциплины, но и вообще при осуществлении любого вида деятельности, поэтому и носят название метапредметных результатов образования.

Метапредметные результаты обучения формируются у учащихся в ходе изучения ими всех учебных предметов. Применены они могут быть и в образовательном процессе, и в трудовой деятельности, и в реальной жизненной ситуации.

Метапредметный подход актуален в связи с переходом системы отечественного образования на ФГОС, которые ориентированы на формирование комплекса общекультурных и образовательных умений обучающихся.

Школьная образовательная практика выдвигает на первый план необходимость формирования у школьника следующих ме-таумений:

• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• Смысловое чтение;

• Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии [2; 3].

В современных условиях пока еще рано говорить о том, что общеобразовательная школа успешно формирует все вышеперечисленные умения. Скорее, можно констатировать, что ключевые метаумения российских школьников сформированы на достаточно низком уровне.

Под метапредметными умениями мы понимаем следующее: это освоенные универсальные способы действия, которые могут применяться как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни человека [4].

Формированию метапредметных умений в процессе обучения способствуют способы, методы, при помощи которых этот материал преподносится школьникам. Неслучаен в этой связи интерес педагогов к интерактивным технологиям обучения, в которых целью обучения является не только вооружение учащегося знаниями, но и формирование у него умений действовать со знанием дела, т.е. компетентно. Знания должны быть средством обучения действиям.

Основой в новой педагогической практике, ориентированной на достижение результатов, становится информационная деятельность, то есть обучение учащихся работе с информацией. Информационная деятельность младших подростков направлена на эффективное использование информационных средств для поиска, хранения, передачи информации. Наиболее эффективными, в связи с этим представляются технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности обучающихся, а также технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Ключевым моментом в проектной деятельности являются собственные цели детей, а принципом конструирования учебного процесса - собственная активность обучающихся. В основу технологии проектной деятельности положена идея о направленности на готовый продукт, который достигается благодаря решению проблемы.

Реализуя проектную деятельность в школе, необходимо прогнозировать будущие познавательные результаты, включающие в себя ряд ключевых умений: проблематизация, целепола-гание, планирование, установление продуктивного сотрудничества, рефлексивные и презентативные умения.

Исследовательская деятельность формирует мыслительные, презентационные, коммуникативные, информационные навыки.

Любое исследование содержит постановку гипотезы, цели и задач исследования, изучение теории по данной проблеме, под-

бор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, анализ, собственные выводы.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо является целостной системой, посредством которой формируются навыки работы с информацией и критического мышления во время чтения и письма.

Приведем пример формирования информационной деятельности при помощи технологии исследовательской деятельности на уроке информатики. На уроке учитель распределил обучающихся по группам и предложил каждой группе создать исследовательскую работу на тему «Компьютер - друг и помощник человека». Цель исследовательской работы - доказать, что компьютер в жизни человека занимает важное место.

На первоначальном этапе работы каждая группа создает ментальную карту. Ментальная карта - способ структурирования информации в виде схем [5]. В карте исследования отражается схема работы: цель, гипотеза, задачи, планирование деятельности (определяются способы получения информации из нескольких источников; проводится анализ гипотезы с помощью учителя, определяя решаема ли гипотеза). На втором этапе работы дети структурируют и оценивают собранную информацию, оформля-

Библиографический список

ют презентацию Power Point, размещают текст и изображения. На последнем этапе школьники представляют исследовательскую работу. После представления исследовательских работ, начинается этап рефлексии и подведение итогов. Учитель задает школьникам вопросы: Какие способы использовали для получения информации в исследовательской работе? Какой способ оказался более эффективным в данной работе?

И так, формирование метапредметных результатов обучения - это качественно новая задача, поставленная перед школой.

В заключение выделим основные позиции по результатам исследования:

• Формированию информационной деятельности младших подростков для достижения метапредметных результатов образования способствуют интерактивные технологии, так как они позволяют сделать младшего подростка активным участником процесса обучения.

• Метапредметные умения - это освоенные учащимися способы деятельности, деятельности, которые могут быть применены ими не только в учебной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях.

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие. 2-е изд., перераб. Санкт-Петербург, 2012.

2. Коваль Т.В. Формирование метапредметных умений в курсе обществознания: работа с источниками социальной информации. Преподавание истории и обществознания в школе. 2016; 3: 21 - 30.

3. Перевезенцева О.Н. Реализация метапредметного подхода в начальной школе с позиции ФГОС НОО. Интеграция науки и практики в современных условиях: Материалы IX Международной научно-практической конференции (19 июня 2017 г.): сборник научных трудов. Научный ред. д.п.н., проф. Рудакова И.А. Москва, 2017: 73 - 78.

4. Хуторской А.В. Методика проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014; 2: 7 - 23.

5. Перевезенцева О.Н. Когнитивно-визуальные технологии в образовании. Новые технологии в образовании: Материалы XXVI Международной научно-практической конференции (28 июля 2017 г.): Сборник научных трудов. Научный ред. д. п.н., проф. С.П. Акутина. Москва, 2017: 62 - 66.

References

1. Averin V.A. Psihologiya detejipodrostkov: uchebnoe posobie. 2-e izd., pererab. Sankt-Peterburg, 2012.

2. Koval' T.V. Formirovanie metapredmetnyh umenij v kurse obschestvoznaniya: rabota s istochnikami social'noj informacii. Prepodavanie istorii i obschestvoznaniya v shkole. 2016; 3: 21 - 30.

3. Perevezenceva O.N. Realizaciya metapredmetnogo podhoda v nachal'noj shkole s pozicii FGOS NOO. Integraciya nauki i praktiki v sovremennyh usloviyah: Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (19 iyunya 2017 g.): sbornik nauchnyh trudov. Nauchnyj red. d.p.n., prof. Rudakova I.A. Moskva, 2017: 73 - 78.

4. Hutorskoj A.V. Metodika proektirovaniya i organizacii metapredmetnoj obrazovatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Municipal'noe obrazovanie: innovaciii 'eksperiment. 2014; 2: 7 - 23.

5. Perevezenceva O.N. Kognitivno-vizual'nye tehnologii v obrazovanii. Novye tehnologii v obrazovanii: Materialy XXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (28 iyulya 2017 g.): Sbornik nauchnyh trudov. Nauchnyj red. d. p.n., prof. S.P. Akutina. Moskva, 2017: 62 - 66.

Статья поступила в редакцию 03.07.18

УДК 378

Podanyova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: podanevatv@yandex.ru

DEVELOPMENT OF BASIC ECOLOGICAL CULTURE IN PRESCHOOL CHILDREN. The paper examines the development of basic ecological culture in preschool children. The author stresses the importance of ecological culture development in children and adults and provides a detailed analysis of the legal instruments. The concept of ecological culture, its structural components, and the components of preschool ecological education are covered in the paper. The particular interest lies in the development of ecological awareness as the basis for ecological culture of the individual. The author briefly describes the most effective means, forms, methods useful for working with preschool-aged children that contribute to development of basic ecological culture.

Key words: ecological culture, ecological awareness, preschool ecological education.

Т.В. Поданёва, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: podanevatv@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрывается проблема формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Автором подчеркнута актуальность проблемы формирования экологической культуры детей и взрослых; осуществлен анализ нормативно-правовых документов; раскрыты понятие и структурные компоненты экологической культуры, компоненты содержания экологического образования дошкольников. Особое внимание уделено проблеме формирования экологического сознания, являющегося основой экологической культуры личности. Обзорно раскрыты наиболее эффективные средства, формы, методы работы с детьми дошкольного возраста, способствующие формированию основ экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, экологическое образование детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.