Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МЕТОД ПРОЕКТОВ / RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH SKILLS / PRIMARY SCHOOL STUDENT / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубарева Елена Сергеевна

В статье обосновывается значимость проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников на современном этапе развития начального общего образования. Как одно из средств решения данной проблемы рассматривается использование метода проектов в образовательной деятельности детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубарева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD IN FORMING RESEARCH ABILITIES AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article substantiates the significance of the problem of the formation of research skills in primary school students at the present stage of development of primary general education. As one of the means of solving this problem, the use of the project method in the educational activities of primary school children is considered.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Зубарева Елена Сергеевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье обосновывается значимость проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников на современном этапе развития начального общего образования. Как одно из средств решения данной проблемы рассматривается использование метода проектов в образовательной деятельности детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, младший школьник, метод проектов.

Anmtation. The article substantiates the significance of the problem of the formation of research skills in primary school students at the present stage of development of primary general education. As one of the means of solving this problem, the use of the project method in the educational activities of primary school children is considered.

Keywords: research activity, research skills, primary school student, project method.

Введение. Современное общество ставит перед российской школой задачу раскрытия способностей каждого обучающего, воспитания личности, которая готова жить в высокотехнологичном, конкурентном мире. Наиболее востребованными в этом контексте качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные способы действия, способность принимать решения в ситуациях неопределенности и выбора. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для вовлечения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности в исследовательскую, с тем, чтобы учащиеся научились познавать мир, в том числе на основе осознания окружающих ребенка проблем, выдвижения гипотез, умений доказывать или опровергать их, использовать методы научных исследований для аргументации своих суждений и выводов, принимать решения и помогать друг другу реализовывать собственные и общественно значимые интересы. Тем самым закладываются предпосылки самостоятельной ориентации ребенка как учебной, так и вовнеурочной деятельности, в повседневной жизни.

Именно поэтому важнейшей задачей для современного педагога становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности и формирование её основного компонента - исследовательских умений.

Поскольку исследовательская деятельность довольно сложна и специфична, считается, что младшие школьники не совсем к ней готовы. В то же время отечественная психология и педагогика имеют богатый опыт ее изучения [1, 2, 3, 4, 5]. Данные исследований отечественных психологов и педагогов, констатируют, что оригинальность и критичность мышления, креативность обучающихся наиболее полно обнаруживаются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, включающей в себя элементы исследования. Эти положения особо актуальны для младших школьников, так как именно в этот период учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных интересов младшего школьника. В то же время происходит развитие форм мышления, которые в дальнейшем будут способствовать усвоению системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления.

Обучение, организованное через исследование дидактических единиц содержания образования, в настоящее время является приоритетной основой организации учебной деятельности в начальных классах. Одним из вариантов организации учебной деятельности младших школьников, отвечающих этим требованиям, может стать обращение к проектному методу, который в настоящее время активно используется в практике начальной школы как на учебных предметах, так и во внеурочной деятельности.

Анализ научных публикаций и опыта организации образовательной деятельности в начальных классах по исследуемой проблеме выявляет противоречие между потребностью в формировании исследовательских умений у младших школьников и недостаточно изученным потенциалом метода проектов в решении этой проблемы.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления начального образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В образовательный процесс современной начальной школы активно внедряются различные формы исследовательской деятельности. При этом исследовательская деятельность учащихся выступает как современная образовательная технология, позволяющая реализовать специфическое предметное содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции школьников.

В рамках данной статьи под исследовательской деятельностью понимается специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности [4, с. 51-58].

В работах А.В. Леонтовича, И.А. Зимней рассмотрены условия для осуществления исследовательской деятельности младших школьников, к которым относятся: целенаправленность и систематичность ее осуществления, мотивированность, наличие творческой среды и психологического комфорта, а также важна личность педагога. Педагог сам должен владеть исследовательскими умениями, включаться в субъектной позиции в научное сотворчество с обучающими, создавать творческую и комфортную образовательную среду, используя арсенал современных методов вовлечения детей в исследовательскую деятельность, создавать условия для проявления их самостоятельности и инициативности.

Специфические особенности исследовательской деятельности младших школьников обусловлены ее пребыванием на этапе становления. Одной из основных особенностей является следующая: познавательный

интерес, наиболее присущий данному возрасту, проходящий через стадии любопытство, любознательность, интерес, является основой включения младшего школьника в исследовательскую деятельность, при этом, чем больше имеется связь проблемы с личным опытом, тем интереснее сама проблема. Учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют организационно-эвристические усилия педагога. Кроме того, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности, исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений обучающихся. Наконец, необходимо учитывать и многосубъектный характер исследовательской деятельности младших школьников: кроме обучающегося и его научного руководителя субъектом этой деятельности могут выступать члены семьи обучающегося, а также работники учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и т.п.

Понятие исследовательских умений трактуется учеными по-разному, при этом немаловажную роль в выявлении существенных свойств данного понятия играет возраст обучающихся. Занимающийся изучением исследовательских умений именно младших школьников А.И. Савенков определил исследовательские умения как «готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений» [7, С. 15].

К исследовательским умениям А.И. Савенков относит следующие:

- «умение видеть проблему;

- умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы;

- умение давать определение понятиям;

- умение классифицировать;

- умение и навык наблюдения;

- умение и навык проведения экспериментов;

- умение делать выводы и умозаключения;

- умения навыки структурирования материала;

- умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи» [7, с. 23].

И.А. Зимняя выделяет этапы формирования исследовательских умений, обучающихся младшего школьного возраста.

На первом этапе решатся задача обогащения исследовательского опыта обучающихся, которая включают в себя содействие исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений: развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, сопоставлять, работать с предметными моделями; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Второй этап ориентирован на формирование новых представлений о деятельности исследователя: на развитие умений формулировать тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. На данном этапе большее внимание обращается на те действия, обеспечивающие полноценную ориентацию ученика в информации и способствующие анализу и усвоению информации, необходимой для решения проблемы: выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному, правильное построение речевых высказываний и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей представлению информации в формализованном виде (таблицы, схемы, чертежи, рисунки, диаграммы).

На третьем этапе обучения осуществляется обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах, способах и методах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации образовательных задач на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости, осознанности и аргументированности суждений, обобщений и выводов.

Нетрудно заметить, что в усложняющейся по мере обучения с 1 по 4 класс работе младших школьников над проектами эти этапы находят своё безусловное подтверждение.

Как известно из для реализации метода проектов в обучении необходимо наличие значимой для ребенка проблемы, требующей определенной исследовательской деятельности для ее решения. Эта проблема (социальная, практическая, научная) возникает из ситуации практического и интеллектуального затруднения, которая может возникать естественным путем, или быть инициирована педагогом. («Если подбросить круглый мяч, то он упадет, луна тоже круглая, почему она не падает?). Осознание обучающимся этой проблемы является своеобразным пусковым механизмом на проблемно-целевом этапе проектной деятельности, в который входят осмысление проблемы, темы и целей проекта. Важно, чтобы в это время ребенок понимал, что он всегда найдет поддержку в лице педагога- руководителя проекта или иного взрослого человека. На данном этапе формируется, согласно классификации, А.И. Савенкова исследовательское умение видеть проблему.

Далее следует этап планирования проекта, содержанием которого является поэтапная разработка плана проекта с перечнем конкретных действий и результатов, перечнем предполагаемых «помощников», сроками выполнения и ответственными. На этом этапе определяются источники информации, способы ее сбора и изучения, вид предполагаемого продукта и возможные формы представления результатов проекта, сроки проведения презентации, а также распределение задач (обязанностей) между членами группы «помощников». В ходе этой деятельности формируются умения задавать вопросы и выдвигать гипотезы.

На этапе реализации плана осуществляется самостоятельная работа обучающихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта, в процессе которой формируются умения задавать вопросы, работать с текстом, с определениями понятий, умения классифицировать, наблюдать, экспериментировать и применять другие доступные младшему школьнику методы исследования, умения делать выводы и строить умозаключения, структурировать материал.

Здесь же организуются промежуточные обсуждения полученных данных в группах, консультации с педагогом или другими взрослыми участниками проекта, а, значит и формируется умение аргументированно доказывать и защищать свои идеи, отстаивать свою точку зрения.

На этапе оформления результатов участники проекта структурируют информацию, выполняя классификацию, анализ и синтез данных, формулируют выводы. Обучающиеся окончательно оформляют проект, изготавливают продукт или его модель, участвуют в совместном анализе проекта, оценивают свою роль, выясняют причины успехов, неудач, возможных ошибочных действий.

Исследовательское умение аргументированно доказывать и убежденно защищать свои идеи наиболее ярко раскрывается на этапе презентации результатов работы над проектом подготовка презентационных материалов, публичного выступления и презентация (защита) проекта.

Значительную роль в развитии исследовательских умений младших школьников играет заключительный этап проектной деятельности - оценка ее результатов и процесса. Именно на этапе рефлексии возможна интеграция исследовательских умений младшего школьника, как совокупности всесторонней самооценки завершенной работы и определение дальнейших перспектив ребенка в исследовательской деятельности.

Выводы. Таким образом, в ходе работы над проектом у младших школьников в полном объёме формируется группа исследовательских умений, определенных А.И Савенковым, следовательно, метод проектов действительно является эффективным средством их формирования.

Литература:

1. Зимняя И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова; Удмуртский государственный университет, Межвузовская кафедра новых обучающих технологий по иностранным языкам, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Сектор "Гуманизация образования". - Ижевск: УГУ. 2001. - 105 с.

2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей [по проблемам теории и практики исследовательской деятельности учащихся] / А.В. Леонтович. - М.: [б.и.], 2002. - 110 с.

3. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 51-58.

4. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А.Н. Поддьяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 24-31.

5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Просвещение, 2006. - 434 с.

6. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. - М: Сентябрь. 2003. - 204 с.

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Зулхарнаева Анастасия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант, учитель географии Бадьина Ольга Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 7» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ

Аннотация. В статье отражена проблема формирования культуры природопользования средствами внеклассной краеведческой работы по географии. Для решения поставленной задачи была разработана программа внеурочного курса «Мой край». Теоретико-методологические основы курса составили идеи экологического ландшафтоведения и культуры природопользования как одного из условий устойчивого развития ландшафта; идеи субъектности, культурологической парадигмы образования, геоэкологического образования. В статье обоснована цель - формирование культуры природопользования школьников; раскрыто содержание, включающее познавательный ценностный, практический и личностный компоненты, специфика педагогических технологий (основанных на использовании системы культурно-экологических модулей); этапы формирования культуры природопользования при изучении внеклассного курса (культурно - адаптационный, культурно - смысловой, культурно - творческий).

Ключевые слова: культура природопользования, культурный ландшафт ландшафт, геоэкологическое образование, внеурочная работа по географии, программа кружка «Мой край».

Annotation. The article reflects the problem of the formation of a nature management culture by means of extracurricular local history work in geography. To solve this problem, an extracurricular course program "My Land" was developed. The theoretical and methodological foundations of the course were the ideas of ecological landscape science and environmental management culture as one of the conditions for sustainable landscape development; ideas of subjectivity, cultural studies paradigm of education, geoecological education. The article substantiates the goal -the formation of a culture of environmental management of schoolchildren; disclosed content, including cognitive value, practical and personal components, the specifics of pedagogical technologies (based on the use of a system of cultural and environmental modules); stages of the formation of a culture of environmental management in the study of extracurricular courses (cultural - adaptive, cultural - semantic, cultural - creative).

Keywords. Culture of environmental management, cultural landscape landscape, geoecological education, extracurricular work in geography, the program of the circle "My land".

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00749 Код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.