Научная статья на тему 'Теоретическое осмысление процесса непрерывного образования взрослых'

Теоретическое осмысление процесса непрерывного образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FORMATION OF CONTINUOUS EDUCATION / ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE THEORY OF CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюхина Ольга Владимировна

В статье рассматривается понятие «непрерывное образование», этапы развития его за рубежом. Выделена роль ЮНЕСКО в развитии идей образования взрослых. Рассмотрено формирование теории непрерывного образования во всемирном масштабе со ссылкой на труды исследователей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the concept «continuous formation», stages of its development abroad is considered. UNESCO role in development of ideas of formation of adults is allocated. Соnsidered formation of the theory of continuous formation in the world scale is considered referring to works of researchers.

Текст научной работы на тему «Теоретическое осмысление процесса непрерывного образования взрослых»

^ Образование в сфере культуры

Т ЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЦЕССА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

О. В. Дедюхина

Московский государственный университет культуры и искусства

В статье рассматривается понятие «непрерывное образование», этапы развития его за рубежом. Выделена роль ЮНЕСКО в развитии идей образования взрослых. Рассмотрено формирование теории непрерывного образования во всемирном масштабе со ссылкой на труды исследователей. Ключевые слова: непрерывное образование, формирование непрерывного образования, теория непрерывного образования.

In article the concept «continuous formation», stages of its development abroad is considered. UNESCO

role in development of ideas of formation of adults is allocated. Сonsidered formation of the theory of

continuous formation in the world scale is considered referring to works of researchers.

Key words: continuous education, formation of continuous education, the theory of continuous

education.

С течением времени образование взрослых эволюционировало и вместо некоего придатка к системе традиционного образования стало рассматриваться вначале как самостоятельная (иногда даже главенствующая) сфера образовательной деятельности, а затем как подсистема системы непрерывного образования, объединяющей и тесно связывающей детское и взрослое образование в единый, постоянно действующий процесс (1, 2).

Во второй половине 80-х — середине 90-х годов ХХ века разрабатывались сложнейшие проблемы непрерывного образования методологического порядка. В ходе общетеоретической разработки проблематики закладывались концептуальные основы, изучался весь спектр социальных, экономических, политических, организационных, административных и т.д. условий, при которых становится возможной реализация непрерывного образования.

Этот период характеризуется несколь-

кими важными событиями. Во-первых, в Париже ЮНЕСКО был опубликован и широко обсужден Доклад комиссии Фора; во-вторых, в 1985 году в Париже состоялась Международная конференция по образованию взрослых, где были подведены итоги развития образования взрослых в период с третьей Международной конференции (Токио, 1972) до 1985 года. В резюме Парижской конференции отмечалось, что последние годы характеризуются развитием структурных связей между образованием взрослых и другими компонентами систем непрерывного образования, также отмечалось общее стремление к сотрудничеству между государствами на основе четкого определения общих приоритетных целей, позволяющих проводить совместную деятельность по реализации конкретных мероприятий.

Новизна в постановке проблем, подключение новых исследовательских центров и международных организаций не только

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 159-162 159

H

г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 3 (47) май-июнь ^

стимулировали дальнейшую разработку, но и подняли проблему непрерывного образования на качественно новый уровень.

В материалах конференции были приведены основные постулаты новой парадигмы, в основу функционирования которой положен принцип непрерывности. В число этих постулатов входят тезисы о необходимости демократизации доступа к образованию (особенно к дошкольному и по-слешкольному), об организации образования взрослых, тезисы о вертикальной и горизонтальной интеграции образовательных форм, о самообразовании, воспитании, всестороннем развитии личности и т.д. (6)

Достаточно серьезное внимание уделяется понятийному аппарату. Разнообразие терминов, относящихся к непрерывному образованию, отражает различные его аспекты и одновременно подчеркивает отсутствие четкости в терминологии. По данным ЮНЕСКО, в общей сложности их насчитывается около двадцати. В разных странах предпочитают пользоваться различными терминами: в США употребляют, в основном, термин «пожизненное образование», в Англии — «продолжающееся образование», в Швеции — «возобновляющееся образование». Последний термин также предпочитают использовать в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), считая, что «индивид получает образование по частям в течение всей жизни» (5, с. 146—147). Это означает отход от современной практики непрерывающегося образования в учебном заведении перед тем, как человек приступит к трудовой деятельности, и предлагает чередование образования с другими видами деятельности, главным образом, с работой.

Этот подход нашел отражение в Международном классификаторе, изданном Международной организацией труда, согласно которому система образования непрерывна в том смысле, что человек может на любом этапе своей жизни получить взаимосвязанные программы общего, профессионального, специального образования, которые обладают гибкостью и спо-

собностью быть индивидуализированными.

Мысль о том, что не следует отождествлять образование взрослых и непрерывное образование, прозвучавшая уже в 1975 году на 35 Международной конференции по образованию (2), получила свое развитие в идеи интеграции всех подсистем образования при организации непрерывного образования, высказанной на XIX Генеральной конференции ЮНЕСКО, на которой говорилось, что непрерывное образование есть средство связи и интеграции, позволяющее синтезировать ряд элементов в уже существующей системе образования, основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования (7).

Согласно предложениям Международного совета по образованию взрослых (МСОВ) в Международную комиссию «Образование XXI веке», термин «непрерывное образование» очерчивает рамки, в которых осуществляется образование взрослых, но само непрерывное образование не ограничивается образованием только взрослых. Оно охватывает и детей, и молодежь, и взрослых и должно распространяться на все сферы образования и все ситуации обучения: дома, на работе, в школе, с использованием средств массовой информации и т.д. (3, с. 421).

Результаты многих исследований разработки теории непрерывного образования показали, что для практической реализации концепции непрерывного образования недостаточны усилия только ученых, педагогов, государственных деятелей: непрерывное образование станет реальностью лишь тогда, когда оно станет необходимостью для всего народа, а люди почувствуют желание иметь такое образование.

На этом этапе детально анализируются проблемы «учить учиться», самообразования, индивидуального и группового самонаправляемого образования в рамках традиционных учебных заведений и др.

В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века возникла потребность в частнотеоре-тических исследованиях при изучении вопросов конкретной перестройки отдельных

И

Г

форм, методов, процесса образования, разработки некоторых практических аспектов воплощения непрерывного образования в жизнь. Иначе говоря, это этап распространения и конкретизации обобщенной модели, сегментации ее по «этажам» — звеньям системы, появления частных моделей.

Основная цель, которую преследовали на этом этапе большинство ученых, — превратить абстрактные идеалы и устремления в стройный набор конкретных операциональных мероприятий и рекомендаций, а на этой основе выработать рациональную инновационную стратегию реализации на практике непрерывного образования.

Исследователи отчетливо осознали все трудности, связанные с наполнением этого нового «социального измерения», в том числе все трудности разработки теории непрерывного образования, наполнения ее конкретным содержанием, определения оптимальной стратегии, эффективных средств и методов ее реализации. Стало очевидным, что предстоит еще многое сделать, чтобы определить конкретные пути органичного вплетения идеи непрерывного образования в основные образовательные структуры общества, подтвердить истинность теоретических положений концепции, упорядочить их применительно к практическим задачам.

Новый подход к непрерывному образованию как к главному фактору прогресса, развития и усиления интеллектуального потенциала нации, как к решающему условию обеспечения ее интеллектуальной автономии и конкурентоспособности нашел свое отражение в одном из главных заключений конференции 70 лауреатов Нобелевской премии, собравшихся в 1988 году в Париже по приглашению Ф. Миттерана: «Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств и способствовать развитию всех видов творческой деятельности».

В этот период разрабатываются не только педагогические, социальные и психологические аспекты проблемы, но и выявляются структура, функции, полномочия, задачи и цели отдельных звеньев и элемен-

^ Образование в сфере культуры

тов системы, их стыковка. Особое внимание при этом уделяется школе, ее учебным программам, усилению в них элементов, способствующих формированию и закреплению позитивного отношения учащихся к непрерывному образованию.

В международной практике можно выделить две стратегии становления непрерывного образования — линейную и циклическую. Реализация этих стратегий, в любом случае, связана с организационно-структурной перестройкой образовательной системы. Линейная стратегия реорганизует систему образования в направлении обеспечения компактной реализации образовательных возможностей, начиная с детства и заканчивая высшим образованием. Выстраивается вертикальная структура учебных заведений, которая обеспечивает преемственность и качество образовательного процесса, ликвидируются тупиковые образовательные структуры и учебные заведения, не вписывающиеся в систему непрерывного образования.

Цикличная стратегия направлена на перестройку образовательных систем таким образом, чтобы образовательные возможности распределились по всем этапам человеческой жизни, гарантируя в любое время возвращение человека в систему образования. Цикличная система создает определенный простор для маневра в процессе обучения, перестраивает горизонтальную структуру учебных заведений. В одних случаях это предполагает обучение взрослых и детей в стенах одних и тех же учебных заведений, в других — создание учебных заведений «специфически взрослого образования» (4).

С середины 90-х годов ХХ века начинается современный этап, который характеризуется стремлением практически применить принцип непрерывности в образования и воплотить в жизнь феномен как систему, поэтому его можно назвать этапом «практического применения». Становление единой системы непрерывного образования происходит параллельно с дальнейшим теоретическим осмыслением происходящих изменений.

И

Г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 3 (47) май-июнь ^

За рубежом уже многое делается по переходу к системе всеобщего непрерывного образования. Так, например, в Японии для поощрения людей широко используются различные возможности для повышения образования и самообразования: помимо сокращения рабочего дня и установления оплачиваемого отпуска, изменена процедура приема на работу, с тем, чтобы учитывать реальные знания, опыт, квалификацию, а не только те, которые удостоверяются дипломом. В Финляндии действует закон, согласно которому все предприниматели, руководители фирм и учреждений должны обеспечить каждому рядовому работнику 10% рабочего времени на учебу. А руководителю отдела — 20%. Предприятие, фирма могут не платить налоги, а направить эту сумму на повышение знаний и мастерства своих сотрудников.

Во многих странах период обязательного образования выше первой ступени образования. В ряде развитых стран мира доля молодежи, получающей среднее образование до 17—19 лет превышает 95%, в остальных, за исключением Португалии и Люксембурга, не ниже 70—75%. Доступ к старшей ступе-

ни образования — или свободный, или определяемый по текущим и итоговым оценкам в предшествующий период. Увеличивается число взрослых, обучающихся на старшей ступени средней школы.

В ряде стран создаются национальные и региональные центры по проблемам непрерывного образования, специальные учреждения, призванные вести научные исследования в этой области, разрабатывать экспериментальные проекты, создавать банки данных, распространять информацию, предоставлять консультационные услуги и вести рекламно-пропагандистскую деятельность.

Непрерывное образование в зарубежной педагогике предстает как очень широкое понятие, которое включает в себя не только образовательные, но, по существу, все социально-педагогические воздействия на личность, направленные и со стороны образовательных институтов, и со стороны любых не институциональных форм. В мире есть интересный опыт продвижения к системе непрерывного образования. Его необходимо осмыслить и использовать в условиях нашей страны.

Примечания

1. Владиславлев, А. П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А.П. Владиславлев. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 175 с.

2. Владиславлев, А. П. Непрерывное образование: концепция развития / А.П. Владиславлев // Советская педагогика. — 1983. — №7. — С. 67—72.

3. Международная конференция по образованию // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 131—136.

4. Онушкина, Е. В. Непрерывное учение взрослых в современном обществе (по материалам V Международной конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых) / Е.В. Онушкина // Материалы научно-практической конференции. — СПб.; Ин-т образования взрослых РАО, 1997. — С. 31—33.

5. Сорокоумова, Г. Д. Развитие теории непрерывного образования в США / Г.Д. Сорокоумова // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования в России и США. — М.: Ин-т теоретич. педагог. и междунар. Исследований в образовании РАО, 1994. — С. 145—162.

6. Четвертая международная конференция по образованию взрослых (Париж, 19—29 марта 1985 г.). Перспективы // Вопросы образования. — 1986. — № 3. — С. 116—136.

7. Reflections on Lifelong Education and the School / ed. By R.H. Dave. — Hamburg: UIE, 1975.

H

Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.